Романтическая повесть Александра Степановича Грина «Алые паруса» олицетворяет прекрасную юношескую мечту, которая непременно осуществится, если верить и ждать. «Алые паруса» – одно из ранних произведений Грина, но именно эта немного наивная сказка сделала писателя главным романтиком советской литературы.
3) «Алые паруса» - романтическая повесть а. С. Грина
А в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Вполне закономерно, что реальный мир испугал ее. Убегая от него, пытаясь сохранить в своем сердце чувство прекрасного, она поверила в красивую сказку об алых парусах, рассказанную ей добрым человеком. Этот добрый, но несчастный человек, несомненно, желал ей добра, а обернулась его сказка страданиями для нее. Ассоль поверила в сказку, сделала ее частью своей души. Девочка была готова к чуду - и чудо нашло ее.
И все же именно сказка помогла ей не опуститься в болото обывательской жизни. Там, в этом болоте, жили люди, которым недоступна была мечта. Они готовы были издеваться над любым человеком, жившим, думавшим, чувствовавшим не так, как жили, думали и чувствовали они. Поэтому Ассоль, с ее прекрасным внутренним миром, с ее волшебной мечтой, они считали деревенской дурочкой. Мне кажется, эти люди были глубоко несчастны.
Они ограниченно мыслили, чувствовали, сами желания их были ограниченными, но подсознательно они страдали от мысли, что им чего-то недостает. Это «что-то» не было пищей, кровом, хотя у многих даже это было не таким, как им бы хотелось, нет, это было духовной потребностью человека хоть изредка видеть прекрасное, соприкасаться с прекрасным. Мне кажется, что эту потребность в человеке нельзя вытравить ничем. И не преступление их, а несчастье в том, что они настолько огрубели душой, что не научились видеть прекрасное в мыслях, в чувствах. Они видели только грязный мир, жили в этой реальности.
Ассоль же жила в другом, выдуманном мире, непонятном и потому не принимаемом обывателем. Столкнулись мечта и действительность. Это противоречие и сгубило Ассоль. Это очень жизненный факт, наверное, пережитый самим писателем. Очень часто люди, не понимающие другого человека, может, даже великого и прекрасного, считают его дураком.
Так им легче. Грин показывает, как замысловатыми путями два человека, созданные друг для друга, идут к встрече. Грэй живет в совершенно другом мире. Богатство, роскошь, власть даны ему по праву рождения. А в душе живет мечта не о драгоценностях и пирах, а о море и парусах.
Наперекор семье он становится моряком, плавает по миру, и однажды случай приводит его в таверну селения, где живет Ассоль. Как грубый анекдот, рассказывают Грэю историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами. Увидев Ассоль, он полюбил ее, оценив красоту и душевные качества девушки. По дороге, лицом к нему, шла та самая Корабельная Ассоль... Уди-вительные черты ее лица, напоминающие тайну неизгладимо волнующих, хотя простых слов, предстали перед ним теперь в свете ее взгляда».
Любовь помогла Грею понять душу Ассоль, принять единственно возможное решение - заменить на алые паруса своего галиота «Секрет». Теперь для Ассоль он становится сказочным героем, которого она так долго ждала и которому безоговорочно отдала «золотое» сердце. Писатель награждает героиню любовью за ее прекрасную душу, доброе и верное сердце. Но и Грей счастлив этой встречей. Любовь такой необыкновенной девушки, как Ассоль, - редкая удача.
Как будто две струны зазвучали вместе... Скоро наступит то утро, когда корабль подойдет к берегу, и Ассоль закричит: «Я здесь! Вот я! Романтическая повесть «Алые паруса» прекрасна своим оптимизмом, верой в мечту, победой мечты над обывательским миром. Прекрасна тем, что внушает надежду на существование в мире людей, способных услышать и понять друг друга.
Ассоль, привыкшая только к насмешкам, все же вырвалась из этого страшного мира и уплыла к кораблю, доказав всем, что любая мечта может осуществиться, если очень верить в нее, не предать ее, не усомниться в ней. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но еще и тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве - героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Он писал о любви к труду, к своей профессии, о неизученности и могуществе природы. Наконец, очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин.
Писатель верил в человека и считал, что все прекрас-ное на земле зависит от воли сильных, честных сердцем людей «Алые паруса», 1923; «Сердце пустыни», 1923; «Бегущая по волнам», 1928; «Золотая цепь», «Дорога никуда», 1929 и др. Грин говорил, что «вся земля, со всем, что на ней есть, дана нам для жизни всюду, где она есть». Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение - источник высоких человеческих страстей. Она не дает успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни.
В этом ее ценность, и в этом ценность ясного и могучего обаяния рассказов Грина. Что объединяет рассмотренные мною произведения Грина, Лермонтова и Пушкина? Русские романтики полагали, что предметом изображения должна быть только жизнь, взятая в ее поэтических мгновениях, прежде всего чувства и страсти человека.
Ребенка оставить было не на кого. Смысл Основную идею, которую развивает Грин, можно выразить словами Грэя: «Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда — сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая — у тебя». Так автор призывает людей сохранять свои светлые мечты, несмотря ни на что, а также совершать чудеса ради окружающих, просто так, не рассчитывая на какую-то выгоду для себя. Но сидеть и ждать волшебства не стоит. Кроме того, что его нужно совершать самим, нужно развивать себя и оберегать свою душу, чтобы она оставалась живой и не черствела. Тогда человек откроется миру, откроется его магии. Так, Ассоль была близка природе, наблюдала за растениями и дружелюбно относилась к животным. И лес, и поля, и море откликались ей, создавая все новые фантазии и сюжеты. Грэй, имея в жизни с детства все, но чувствуя мертвенность места, в котором жил, сбегает из него, чтобы отправиться на поиски приключений и осуществить свою мечту — стать капитаном. Казалось бы, сама судьба свела героев, однако если проанализировать их образы, становится понятно, что и Грэй, и Ассоль как бы готовились к волшебству, которое может произойти. Мечты, чтобы осуществиться, все же требуют от нас каких-то действий и подготовки. Это и есть главная мысль повести «Алые паруса». Чему учит? Кроме идеи чуда, которое человек творит своими руками, Грин хотел призвать своих читателей быть добрее по отношению к другим людям и не судить их, слушая общественные толки. Ни Лонгрен, ни тем более Ассоль не заслужили тех косых взглядов, которые на них кидали жители Каперны. По настоянию своих родителей дети обижали маленькую Ассоль, даже кидали в нее камни и обзывали ее «висельницей» то есть негодяйкой, той, кого собираются повесить. Соседи не думали о том, что можно было помочь Мери безвозмездно, что от их помощи зависит ее жизнь. После смерти женщины все дивились угрюмости и мстительности ее мужа, который остался с маленькой дочкой совсем один, абсолютно забыв, как подло они поступили с Мери и как сильно ее любил моряк. Мораль повести «Алые паруса» проста: нужно быть добрее к людям, и тогда всем будет лучше. Автор показывает разных персонажей. Кто-то из них строит свою жизнь, основываясь на чужом мнении, например, жители Каперны. Так, Эгль, придя к ним в деревню, не увидел и не услышал ничего интересного, только грубость, пошлость, лицемерие и другие пороки, присущие пустым персонам. Поэтому путешественник сразу разглядел в Ассоль живость ее души. Такие люди, как она, выбирают свой путь, и к ним тянутся положительные персонажи, чувствуя в них что-то родное и прекрасное. Конечно, писатель многое приукрашает в этой истории, создавая для читателей добрую сказку. Однако эта история не может оставить равнодушными, ведь в нее заложено так много добра и волшебства, что нам хочется верить — чудеса возможны и в наше время… Этот вывод сделал писатель из жизни, а мы — из его повести-феерии. Это молодой богатый и знатный человек. Он вырос в собственном родовом замке. Его жизнь была предопределена практически с рождения. Он сам и все вокруг знали, каким будет его следующий шаг. При этом мальчик оказался с живой и романтической душой, который стремился воплотить в жизнь свое предназначение, каким бы невероятным оно бы ни оказалось. Самые главные его качества — решительность и бесстрашность. В замке, где рос Артур, был хранитель винного погреба по имени Польдишок. Он поведал мальчику легенду, что в одном месте хранятся целых две бочки удивительного аликанте, времен еще Оливера Кромвеля. Цвет этого вина темнее вишни, вкус его невероятен, а по консистенции оно густое, как хорошие деревенские сливки.
В чем секрет счастья современного человека? Сам писатель прожил тяжелую жизнь. Почти непонятно, как этот угрюмый человек , не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку. Пережитые трудности отняли у писателя любовь к действительности: она была слишком страшной и безысходной. Он всегда пытался уйти от нее, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором» [1] каждого дня. Начав писать, Александр Грин создал в своем творчестве героев с сильными и независимыми характерами, веселых и смелых, населявших прекрасную землю, полную цветущих садов, пышных лугов и бескрайнего моря. Эта выдуманная «счастливая земля», не нанесенная ни на одну географическую карту, должна быть тем «райским уголком», где счастливы все живущие, нет голода и болезней, войн и несчастий, а жители ее занимаются созидательным трудом и творчеством. В повести «Алые паруса» Александр Грин развивает свою давнюю мысль о том, что людям необходима вера в сказку, она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Но чудеса не- приходят сами собой, каждый человек должен воспитывать в себе чувство прекрасного умение понимать окружающую красоту, активно вмешиваться в жизнь. Именно это обуславливает актуальность работы. В качестве гипотезы мы вы выдвигаем утверждение о том, что нужно верить в то, что на первый взгляд абсолютно не осуществляемо. Ведь сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ. Главное сохранить в своем сердце доброту и искренность, которая рано или поздно приведет к осуществлению мечты. Не следует бояться противостоять общественным ложным и низким нравам, а смело идти к своей мечте, невзирая на трудности и препятствия. Писатель был убежден, что если отнять у человека способность мечтать, то исчезнет самая главная потребность — искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Грин мечтал об «ослепительном случае» и радости, наполнял этими фантазиями свои произведения, но особенно ярко они проявились в феерии «Алые паруса», которая стала объектом нашего исследования. Предметом исследования стал сопоставительный анализ внутреннего мира Ассоль и Грея, а также духовного пути главных героев к своей мечте. Цель научной работы — исследование неповторимой, волшебной и захватывающей атмосферы феерии Александра Грина, в которой сила мечты способна изменить жизнь, перевернуть весь мир, сотворить чудо. Для достижения поставленных в исследовательской работе целей необходимо решить следующие задачи: - познакомиться с литературным жанром феерия, ее особенностями и классификацией; - исследовать содержание произведение Александра Грина «Алые паруса»; - выявить способы художественного изображения секретов человеческого счастья на примере судьбы главных героев феерии — Ассоль и Грея; - подтвердить гипотезу о том, что сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ. Цели и задачи определили структуру данного исследования. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Глава 1 «Алые паруса»: проблема определения жанра Свою самую знаменитую книгу «Алые паруса» Грин сочинял в петроградском «Доме искусств» в 1920 году после того, как второй раз в жизни дезертировал из армии. Эта повесть стала кульминацией гриновского романтизма, мечты, сказки, победы над грубостью и скептицизмом. Не случайно именно по «Алым парусам» снимали фильмы, ставили балет, про них писали стихи и сочиняли песни, ведь произведение Грина не имеет временных границ и доступно для понимания, как юному, так и старшему поколению. Можно с уверенностью сказать, что это фееричная сказка на века!
Ликование означает знание, почему радуешься». Работа растянулась на 4 года. Однако исследователи утверждают, что год написания повести — 1920. Тогда автор завершил предварительную работу, но ещё некоторое время вносил в произведение правки. В мае 1922 г. Отдельной книгой «Алые паруса» были изданы в 1923 г. Тема Анализируемая повесть — необычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время активно развивалась революционная тематика. Темы «Алых парусов» — заветная мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: добро и зло, жестокость, жадность, месть, мнение окружающих и судьба человека. Основа проблематики — моральные ценности. Начинается произведение с рассказа об отце главной героини — Лонгрене, которого недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Оказалось, жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители деревни не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса. Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль. Девочку считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами, как ей предсказал один сказочник. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом, главное же то, что она не отказывалась от своей мечты. В следующих главах появляются другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей. Это парень из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремлённый и отважный.
Анализ повести «Алые паруса» Грина
Грин обдумывал и писал «Алые паруса» во времена болезни, голода и тифа. Свет и спокойная сила этой книги неподвластны словам, кроме тех, что выбраны самим Грином. Четвертое апреляКлассная работа«В ожидании чуда»(по повести «Алые паруса»). сказочный роман, несмотря на то, что в этой истории нет ни тени художественного вымысла, все события здесь реальны и близки к действительности. Судьба Грина, история повести алые паруса, особенности алых парусов, образы ассоль и грэя.
Александр Грин "Алые паруса": анализ произведения
Мне определение «феерия» тоже не нравится. Скорее, поэма в прозе... Мы, советские дети 1970-х, жили словно бы окутанные алыми парусами. Для наших родителей одним из символов оттепели был фильм по этой повести с Анастасией Вертинской и Василием Лановым в главных ролях, они слушали рок-оперу «Алые паруса», в газете «Комсомольская правда» первым делом искали полосу «Алый парус»; когановская пиратская бригантина подымала именно алые паруса... И книга Грина была у них всегда рядом — ею лечились, укреплялись, черпали из нее силы. Меня она с того самого детства раздражала, но и притягивала. И я часто ее перечитывал, злясь на себя, на автора, на родителей. Но магия, или, как нынче принято говорить, химия, не отпускала. И вот после сорока лет пребывания на Земле, написав кучу, как я считаю, беспощадно-честных книг, нигде не отступив от правды жизни, мне захотелось создать нечто подобное «Алым парусам».
И я понимаю, как это сложно, почти невозможно. Загадочный художник Андрей Платонов, писавший то ли утопии, то ли антиутопии даже его «Котлован» не так однозначен, как его трактовали в годы перестройки и по традиции трактуют и нынче , был строгим большевиком хотя с его партийностью до сих пор много неясного в критике и публицистике. В рецензии на одну из посмертных книг Грина он писал о развязке «Алых парусов», перед тем несколько раз напомнив, что Грэй богат и может позволить себе «бесцельно путешествовать по морям», так: «Уйдя на корабле в открытое море своего взаимного двойного одиночества, Грэй и Ассоль, в сущности, не открывают нам секрета человеческого счастья, — автор оставляет его за горизонтом океана, куда отбыли влюбленные, и на этом повесть заканчивается. Повторяем, что на самом деле, в истинном значении, свое счастье Грэй и Ассоль могли бы обрести лишь в каком-то конкретном отношении к людям из деревни Каперны, но они поступили иначе — они оставили народ одиноким на берегу. Если Грэй и особенно Ассоль представляют собой, как хотел этого автор, ценные человеческие характеры, то их действия порочны. По замыслу Грина, Ассоль и Грэй — люди особого, лучшего качества; в них есть высшая, страстная поэтическая сила, почти неприсущая прочим людям. Но какое значение имеет эта их сила для действительности? И еще вопрос: покинув Каперну, некое все же реальное место мира, где родилась и выросла во всем своем своеобразии Ассоль, — спрашивается, не расточат ли влюбленные свое счастье в самое краткое время, поскольку у них для этого счастья теперь ничего не осталось, кроме собственного сердца и одиночества?
А чем питаться Ассоль и Грэю в пустынном море и в своей любви, замкнутой лишь самой в себе? Нет, тот народ, оставленный на берегу, единственно и мог быть помощником в счастье Ассоль и Грэя. Повесть написана как бы наоборот: против глубокой художественной и этической правды. Может быть, именно поэтому автору приходится пользоваться языком большой поэтической энергии, чтобы отстоять и защитить свой искусственный замысел, и эта поэтическая энергия сама по себе есть большая ценность... Кстати сказать, книга очень ярко написана, способна если и не влюбить человека в гриновскую прозу, то уж точно попытаться с ней познакомиться... Наверное, именно то, что заметил Платонов, раздражало меня в «Алых парусах». Подростком я не мог сформулировать, но чувствовал, что развязка «порочна». Да, земляки травили Ассоль, да, она была в Каперне чужой, но...
Именно — но: но что ждет Ассоль и Грэя дальше, без народа? Ассоль станет богачкой и забудет о прошлой своей жизни, как о страшном сне? У нее появятся слуги, она начнет отдавать приказы?.. Многие писатели любят ставить точку там, где вроде бы должно начаться самое важное... Особенно в Феодосии, которая словно иллюстрирует разом все созданные в воображении писателя города и поселки страны, получившей после его смерти название Гринландия. В Феодосии в царское время он сидел в тюрьме — сюда, спасая от пьянства, в 1924 году привезла его третья жена Нина Николаевна.
В городе над девушкой смеются, считают почти сумасшедшей и называют «корабельная» Ассоль. Основную идею, которую развивает Грин, можно выразить словами Грэя: «Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда — сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая — у тебя». Так автор призывает людей сохранять свои светлые мечты, несмотря ни на что, а также совершать чудеса ради окружающих, просто так, не рассчитывая на какую-то выгоду для себя. Конечно, писатель многое приукрашает в этой истории, создавая для читателей добрую сказку. Однако эта история не может оставить равнодушными, ведь в нее заложено так много добра и волшебства, что нам хочется верить — чудеса возможны и в наше время… Этот вывод сделал писатель из жизни, а мы — из его повести-феерии. В Атяшевской сельской библиотеке оформлена мини-выставка «Романтик сурового времени», посвященная юбилею опубликования повести А. Грина «Алые паруса».
Он тут же начал фантазировать, и именно тогда у него появилась мечта — стать таким же смелым и отважным капитаном на своем собственном корабле. Когда Грэю исполнилось пятнадцать лет, он сбежал из дома и устроился юнгой. Хоть молодой человек с детства привык к роскоши, он ни разу не пожаловался и не пожалел о своем выборе. Молодой человек трудился на уровне со всеми, четко выполнял все указания, поэтому достаточно быстро добился уважения и расположения к себе. Он очень понравился капитану корабля, который принял решение взять шефство над усердным юношей. Когда молодому человеку исполнилось двадцать лет, он приехал домой, чтобы навестить свою мать. Грэй решил приобрести собственный корабль, на котором он бы был капитаном. Если говорить о чертах Грэй, то он был таким же мечтателем, как и главная героиня Ассоль. Он искренне верит в чудо и считает, что чудеса нужно совершать и самому. Молодой человек является педантом, поэтому его судно перевозит лишь элитные грузы. Он долго и усердно ищет алые паруса. Отец Ассоль. Моряк, но после того, как умерла его жена, он уходит со службы. Все свое время он посвящает для воспитания своей дочери. После случая с трактирщиком, местные жители начали избегать Лонгрена и ненавидеть. Они постоянно распускали сплетни насчет него, обвиняя в невероятных поступках. Лонгрен по натуре был однолюб, поэтому после смерти любимой жены, так и не смог обрести счастья с другой женщиной. Оставив службу, он начал зарабатывать изготовлением игрушек и моделей кораблей. По натуре он был нелюдим и угрюм. Путешественник, собирающий различные песни, предания, сказки и мифы. Он был не молод, обладал хитрыми глазами, носил густую бороду. Эгль прикинулся волшебником и пообещал Ассоль, что за ней приплывет корабль с алыми парусами. Он увидел, что у девочки живая душа, но ей необходимо чудо, хотя бы в мечтах. В душе волшебник был романтиком и мечтателем, какими были Ассоль и Грэй. Он хочет делать людей счастливыми, принося им радость и веру в чудеса. Темы и проблемы Тема мечты пронизывает буквально все произведение. Мы видим и мечты Ассоль, и грезы Грэя. Автор использует невероятно живые пейзажи, где даже растения способны стать друзьями. Именно природа становится утешением главной героини, а море — источником надежды и веры в чудо. Волшебник Эгль пообещал девушке, что в ее жизни непременно случится чудо. Именно это чудо и совершает Грэй.
С Ассоль его сближает вера в чудеса. Как-то Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком. Благодаря своему упорству, уму и живой душе парень в 20 лет стал капитаном. Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку. Расспросив о ней, узнал о её чудачествах. Грэй решил исполнить мечту Ассоль. Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к деревне. Мечта девушки стала реальностью. В центре сюжета не только образы Грэя и Ассоль, но и образ-символ алых парусов. В символическом значении их скрыт смысл названия повести.
Краткое содержание и анализ произведения Грина «Алые паруса»
повесть, над которой Александр Грин трудился несколько лет. Читательский дневник «Алые паруса»: краткое содержание, план пересказ, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв. Символический смысл названия повести А. Грина “Алые паруса” “Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина.
Анализ произведения Грина «Алые паруса»
Черновики повести "Алые паруса" Грин всюду носил в собой в походной сумке. Повесть «Алые паруса» замечательна тем, что Александр Грин не просто приукрашает в ней действительность, а рассказывает о событиях, которые могут произойти с любым человеком. Метафоры в произведении «Алые паруса» объёмные, многословные, основанные на неожиданных сравнениях.
«Алые паруса» Александра Грина — от метафоры к символу XX века
В анализе «Алых парусов» стоит уделить внимание главному символу произведения – кораблю, входящему в гавань под алыми парусами. своего рода "Символическое пространство". В повести «алые паруса» Александр Грин для выражения настроения, чувств и духовного настроения героев часто использует природу. Анализ произведения «Алые паруса» Грин: история создания, направление, жанр, главные герои и характеристики, суть, тема, чему учит, основная мысль, проблематика. Написал «Алые паруса» Александр Грин (настоящая фамилия Гриневский), это произведение относится к повести-феерии. Понять смысл повести «Алые паруса» поможет анализ, раскрывающий художественные достоинства пьесы.
Читательский дневник «Алые паруса» А.С. Грин.
Черновики повести он взял с собой. Однако вскоре наш герой заболел сыпным тифом, который перенес достаточно тяжело, месяц проведя в больнице. А после этого при содействии Максима Горького ему удалось получить малюсенькую комнатушку в «Доме искусств» на Невском проспекте. Это было чем-то вроде писательского общежития. Здесь, в темном помещении с минимум мебели, и появилась на свет большая часть знаменитой пронизанной светом феерии. К 1920 году произведение было полностью закончено, и еще два года Грин делал стилистические правки, оттачивая каждое слово, каждый оборот до идеала. В 1922 году в газете «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй». Полностью повесть впервые вышла в 1923 году. Исследователь человеческой души, провидец, создатель духовного моста между земным и вечным. Великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского называют также лучшим психологом и психоаналитиком своей поры, сравнивая с австрийским современником Зигмундом Фрейдом. Сам основатель психоанализа говорил, что место литератора в одном ряду с Шекспиром, а «его «Братья Карамазовы» — величайший роман из всех, когда-либо написанных.
Узнать подробности Почему «Алые-паруса» — повесть-феерия Жанр произведения обозначен как «повесть-феерия», и если с первой частью характеристики все понятно, то вторая призвана сблизить судьбу героев со сказкой, где превалирует фантастический сюжет. Однако классической феерий «Алые паруса» назвать нельзя. По сути, оттенено мистикой там только пророчество, полученное маленькой Ассоль в детстве и ставшее ее жизненным маячком: якобы через много лет за ней на корабле под алыми парусами приплывет прекрасный принц и увезет с собой. А далее — никакого волшебства, сплошная жизнь в самых разных и порой не самых красивых ее проявлениях. Поэтому это и феерия, и романтически-сентиментальная повесть», — отметил историк и литератор Сергей Беляков. Обложка первого издания «Алые паруса». Фото: wikipedia Однако в первоначальном варианте сказочного в этом произведении было чуть больше. Речь идет о двух утраченных героях: рассказчике и летающем человеке Мас-Туэле, сумевшем обрести этот дар благодаря силе собственного желания. В их диалоге и должна была прозвучать история об Ассоль и Грее. Однако затем автор вычеркнул этих персонажей.
История создания Около 4 лет автор писал «Алые паруса». Почему же так долго? Александру Степановичу было важно создать такой колорит, чтобы читатели поверили в ситуацию и в героев, но при этом ощущали романтические веяния, которые имеются в произведении. Александр Грин старался создать у читателей понимание того, что всё равно бывают хорошие моменты, даже если бывают и грустные моменты. Эти мысли заложены в подтекст произведения. Жанр и направление Символизм и неоромантизм — вот основные направления, в рамках которых автор создавал «Алые паруса».
Писатель пытается призвать читателя сохранять светлые мечты, невзирая ни на что, а также делать чудеса ради других людей, просто так, не рассчитывая на собственную выгоду.
Но сидеть и ожидать чуда не нужно. Помимо того, что его необходимо совершать самостоятельно, надо развивать себя и беречь собственную душу, чтобы она не очерствела и была живой. Только в этом случае человек сможет открыться миру и его магии. Главная героиня была близка природе, по-дружески относилась к животным и следила за цветами. И море, и луга, и лес откликались девочке, они создавали новые сюжетные линии и фантазии. Артур, имея в жизни с младенчества все, но ощущая безжизненность места, где жил, убегает из него, отправляется на поиски приключений, чтобы осуществить давнюю мечту — стать капитаном. Вроде бы сама судьба столкнула героев, но если сделать анализ их образов, становится ясно, что оба главных персонажа как бы подготавливались к волшебству, которое скоро случится.
Чтобы мечты смогли осуществиться, это все-таки требует от человека определенных действий. Это и есть основная идея произведения. Мораль повести Помимо идеи чуда, писатель пытался призвать читателей быть добрей к остальным людям и не осуждать их. Ни Ассоль, ни Лонгрен не заслуживают того, как с ними обращалось местное население. По велению родителей дети обижали юную героиню, даже кидались камнями и называли ее «висельницей». Никто не думал, чтобы помочь Мери бесплатно, что от этого будет зависеть ее жизнь. После кончины женщины все удивлялись мстительности и хмурости ее мужа, оставшегося с маленьким ребенком.
Мораль произведения проста: необходимо быть добрей к окружающим, только в этом случае всем станет лучше. Грин описывает разных героев. Некоторые из них строят собственную жизнь, считаясь с мнением чужих, к примеру, местное население деревни. Эгль, зайдя в поселение, не услышал чего-то интересного, лишь лживость, пошлость, черствость и иные пороки, которые присущи пустым людям. Потому путешественник тут же увидел в Ассоль оживленность в ее душе. Такие люди, как эта девочка, выбирают собственный путь, они притягивают положительных героев, чувствуют в них что-то родное. Естественно, автор много приукрашает в истории, он сделал для читателя сказку с добрым концом.
Но это произведение не оставит никого равнодушными, поскольку в нем заложено настолько много волшебства и добра, что читатель хочет поверить — чудеса возможны и сегодня… Такой вывод сделал Грин из жизни, а остальные — из его фееричной повести. Автор статьи Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике.
Важно не только в «Алых парусах», важно во всяком настоящем произведении настоящей литературы. Взаимо-сообщение двух миров: «мир созидаемой жизни» и «мир раскрываемой тайны воображения». Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Заболоцкий, «На закате», 1958. Читать, значит, из мира нашей жизни входить в мир постепенно раскрываемой тайны воображения другого человека? Мы живем, и однажды, когда-то в один из своей жизни обыденный день, полный неизбежности, мы случайно «Так, — случайно, как говорят люди, умеющие читать и писать, — Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности», — «Алые паруса» мы находим книгу, и книга находит нас, И мы начинаем читать.
Входить в «мир постепенно раскрываемой тайны воображения» другого человека. Но раскрываемая тайна воображения что раскрывает? Раскрывает, как «Алые паруса», например, — «зерно пламенного растения чуда», но это «зерно» не зерно воображения тем паче — фантазии , это — зерно Жизни, зерно естественной человеческой жизни. Мир постепенно раскрываемой тайны воображения раскрывает — зерно Жизни, частицу, малую толику общемировой общечеловеческой Жизни от Сотворения мира до сего, нашего, Дня, полного неизбежности. Значит, читая настоящую литературу, настоящих писателей мы входим не в воображаемый мир, хотя и созидаемый раскрытием тайны воображения автора, но в мир Жизни. Значит, читать — это из мира нашей внешней обыденной бытовой жизни входить в мир нашей жизни, глубинной и тайной даже, для нас самих — тайной, а мы и не задумывались об этом , внутренней нашей жизни, жизни нашей души. Вот в чем здесь секрет! Книга — лишь посредник нашего обращения, наконец-то! Значит, с раскрытием тайны воображения происходит с нами раскрытие — нашей собственной жизни… Может и не произойти.
Здесь всё — или само собой или очень сложно. Поэтому читать надо не только медленно и погружено, — как советовал Федор Степун читать Ивана Бунина, — но внимательно и осторожно, — как советую я, Алексей Смоленцев, читать «Алые паруса» Александра Грина. Да, но прежде еще раз о желающих, ведь не прочесть и понять, а претендующих, на то, чтобы разъяснить содержание и смысл того, что хотел сказать Грин «Алыми парусами». Друзья и коллеги и оппоненты, — всё, что хотел сказать Грин «Алыми парусами», он сам и сказал «Алыми парусами». Это первое и самое главное: Грин всё сказал, сказал всё, что хотел сказать. Второе не менее главное, — все, что хотел сказать, и все, что сказал Грин «Алыми парусами», без всяких посредников, без нас с вами — исследователей, ученых, мыслителей, — прочтено и понято, с потрясающей степенью проникновения в текст, простым рядовым обычным незаметным читателем. И как раз его, читателя, незаметный труд чтения от дня — 1923 года, дня первой публикации «Алых парусов», до сего дня — 10 августа 2018 года пишу я эти строки и служит тому, что и у нас с вами — у града и мира — есть интерес к творчеству Грина, есть желание объяснить Грина. Кому же? Тому самому Человеку, благодаря которому и прошли, просияли, через целое практически столетие, «Алые паруса» Александра Степановича Грина.
Объяснить ему читателю, почему он это все читает? А не лучше ли, не надежнее ли, у читателя поучиться, понять, зачем и почему он читает «Алые паруса», вот уже почти столетие читает и не собирается выпускать из рук эту книгу. А еще надежнее поучиться у писателя, у Александра Грина, — как же все это возможно было, так написать, угадать так, тягу человеческой души, так расположить в тексте, так выверить события и героев, так «тихо водить смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом» Грин, «Алые паруса», завершающие строки , что читателю не остается ничего иного, как читать и счастливо думать о счастье... Я уверен, что Грин — должен быть понят исследователями — не эстетически, не религиозно, не романтически, а — человечески, читательски должен быть он понят. Умом и сердцем Читателя, сберегшего для нас всю настоящую литературу и мировую и русскую тем, что всего лишь в дни, полные неизбежности, случайно брал в руки случайные книги, тысячелетие за тысячелетием, брал в руки и подносил к глазам и перелистывал страницы — читал — одни и те же книги… Это значит, что «Алые паруса» Грина должны быть прочтены и поняты в контексте самой Естественной Жизни, и нашей личной жизни и общемировой, но обязательно — естественной, в контексте естественного человеческого бытия, в контексте естественной жизни человеческой души и ее, души, естественных движений. Духовная жизнь чужда земного естества. Человек, по естеству своему, причастен плоти и духу. Мы зовем чудом всё, что почитаем свыше естества. Каждое животное живет по естеству своему.
Естественный, к естеству относящийся. Естественный порядок вещей Естественная история, описание трех царств природы. Природный, натуральный, неискусственный, самородный; непротивный законам природы согласный с естественным порядком, не заключающий в себе чуда. Получается, мы не ошиблись, обратившись к естественному принципиально. В значении слова «естество», вдруг, случайно, раскрылось значение слова «чудо» — свыше естества. Природа «Алых парусов» — это природа чуда. Сверхъестественное у Грина — это не волшебство, не фантастика, не сказка. Сверхъестественное у Грина имеет естественные основания. Таковы же практика и принцип естественного хода событий в Новом Завете.
Александр Грин "Алые паруса": анализ произведения
Рецензия на роман А. Грина Алые паруса | Кажется, сам Грин не называл свои «Алые паруса» феерией, ограничиваясь жанром «повесть». |
В чем смысл феерии «Алые паруса» Грина? | Над повестью «Алые паруса» Грин работал целых 5 лет. |
Анализ рассказа «Алые паруса» | Книга Алексанра Грина "Алые паруса" произвела на меня достаточно сильное впечатление. |
Александр Грин — романтика ненависти. Почему «Алые паруса» считали неудачей | Черновики повести "Алые паруса" Грин всюду носил в собой в походной сумке. |
О произведении
- Анализ «Алые паруса» Грин ~ Алые паруса
- Краткий анализ
- Краткий анализ повести «Алые паруса» Грина
- Алые паруса — А. Грин. Анализ произведения
Прекрасный принц на корабле с алыми парусами
- Грин А. “Алые паруса” Читательский дневник, краткое содержание
- Жанровая композиция
- Алые паруса — повесть-феерия А.Грина. Анализ произведения
- Анализ произведения Алые паруса Грина 6 класс
- Анализ «Алые паруса» Грин
- Комментарийлар
Критика о повести-феерии "Алые паруса" Грина, отзывы современников
Премьера 13 февраля 2015 г. Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в Театре для детей и молодёжи «свободное пространство» г. Режиссёр-постановщик — Александр Михайлов. Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского на сцене Ивановского музыкального театра г. Иваново по мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Режиссёр — А.
Лободаев, дирижёр — Д. Щудров, художник — засл. Новожилова, балетмейстер — В. Лисовская, хормейстер — Я. Премьера мюзикла состоялась 22 апреля 2016 года.
Музыкальная феерия в Краснодарском академическом театре драмы имени Горького. Постановщик — Алла Решетникова. Ассоль» по пьесе Павла Морозова в Государственном академическом русском театре драмы им. Горького [25]. Астана, Казахстан.
Музыкальный спектакль Алтайского театра музыкальной комедии. Композитор — Максим Дунаевский. Постановщик — Константин Яковлев. Спектакль «Таптал долгунугар уйдаран» Ассоль. Алые паруса по пьесе Павла Морозова в Саха академическом театре им.
Постановщик — Сергей Потапов. Пластическая феерия в Херсонском музыкально-драматическом театре им. Либретто и постановка — Александр Бельский.
Примечание: здесь и далее курсив в цитировании мой. Повторим еще раз, остановимся, — это важно. Важно не только в «Алых парусах», важно во всяком настоящем произведении настоящей литературы. Взаимо-сообщение двух миров: «мир созидаемой жизни» и «мир раскрываемой тайны воображения». Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Заболоцкий, «На закате», 1958. Читать, значит, из мира нашей жизни входить в мир постепенно раскрываемой тайны воображения другого человека?
Мы живем, и однажды, когда-то в один из своей жизни обыденный день, полный неизбежности, мы случайно «Так, — случайно, как говорят люди, умеющие читать и писать, — Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности», — «Алые паруса» мы находим книгу, и книга находит нас, И мы начинаем читать. Входить в «мир постепенно раскрываемой тайны воображения» другого человека. Но раскрываемая тайна воображения что раскрывает? Раскрывает, как «Алые паруса», например, — «зерно пламенного растения чуда», но это «зерно» не зерно воображения тем паче — фантазии , это — зерно Жизни, зерно естественной человеческой жизни. Мир постепенно раскрываемой тайны воображения раскрывает — зерно Жизни, частицу, малую толику общемировой общечеловеческой Жизни от Сотворения мира до сего, нашего, Дня, полного неизбежности. Значит, читая настоящую литературу, настоящих писателей мы входим не в воображаемый мир, хотя и созидаемый раскрытием тайны воображения автора, но в мир Жизни. Значит, читать — это из мира нашей внешней обыденной бытовой жизни входить в мир нашей жизни, глубинной и тайной даже, для нас самих — тайной, а мы и не задумывались об этом , внутренней нашей жизни, жизни нашей души. Вот в чем здесь секрет! Книга — лишь посредник нашего обращения, наконец-то! Значит, с раскрытием тайны воображения происходит с нами раскрытие — нашей собственной жизни… Может и не произойти.
Здесь всё — или само собой или очень сложно. Поэтому читать надо не только медленно и погружено, — как советовал Федор Степун читать Ивана Бунина, — но внимательно и осторожно, — как советую я, Алексей Смоленцев, читать «Алые паруса» Александра Грина. Да, но прежде еще раз о желающих, ведь не прочесть и понять, а претендующих, на то, чтобы разъяснить содержание и смысл того, что хотел сказать Грин «Алыми парусами». Друзья и коллеги и оппоненты, — всё, что хотел сказать Грин «Алыми парусами», он сам и сказал «Алыми парусами». Это первое и самое главное: Грин всё сказал, сказал всё, что хотел сказать. Второе не менее главное, — все, что хотел сказать, и все, что сказал Грин «Алыми парусами», без всяких посредников, без нас с вами — исследователей, ученых, мыслителей, — прочтено и понято, с потрясающей степенью проникновения в текст, простым рядовым обычным незаметным читателем. И как раз его, читателя, незаметный труд чтения от дня — 1923 года, дня первой публикации «Алых парусов», до сего дня — 10 августа 2018 года пишу я эти строки и служит тому, что и у нас с вами — у града и мира — есть интерес к творчеству Грина, есть желание объяснить Грина. Кому же? Тому самому Человеку, благодаря которому и прошли, просияли, через целое практически столетие, «Алые паруса» Александра Степановича Грина. Объяснить ему читателю, почему он это все читает?
А не лучше ли, не надежнее ли, у читателя поучиться, понять, зачем и почему он читает «Алые паруса», вот уже почти столетие читает и не собирается выпускать из рук эту книгу. А еще надежнее поучиться у писателя, у Александра Грина, — как же все это возможно было, так написать, угадать так, тягу человеческой души, так расположить в тексте, так выверить события и героев, так «тихо водить смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом» Грин, «Алые паруса», завершающие строки , что читателю не остается ничего иного, как читать и счастливо думать о счастье... Я уверен, что Грин — должен быть понят исследователями — не эстетически, не религиозно, не романтически, а — человечески, читательски должен быть он понят. Умом и сердцем Читателя, сберегшего для нас всю настоящую литературу и мировую и русскую тем, что всего лишь в дни, полные неизбежности, случайно брал в руки случайные книги, тысячелетие за тысячелетием, брал в руки и подносил к глазам и перелистывал страницы — читал — одни и те же книги… Это значит, что «Алые паруса» Грина должны быть прочтены и поняты в контексте самой Естественной Жизни, и нашей личной жизни и общемировой, но обязательно — естественной, в контексте естественного человеческого бытия, в контексте естественной жизни человеческой души и ее, души, естественных движений. Духовная жизнь чужда земного естества. Человек, по естеству своему, причастен плоти и духу. Мы зовем чудом всё, что почитаем свыше естества. Каждое животное живет по естеству своему. Естественный, к естеству относящийся. Естественный порядок вещей Естественная история, описание трех царств природы.
Природный, натуральный, неискусственный, самородный; непротивный законам природы согласный с естественным порядком, не заключающий в себе чуда. Получается, мы не ошиблись, обратившись к естественному принципиально. В значении слова «естество», вдруг, случайно, раскрылось значение слова «чудо» — свыше естества. Природа «Алых парусов» — это природа чуда. Сверхъестественное у Грина — это не волшебство, не фантастика, не сказка.
Работа погружает читателя в волшебный мир, кажется, что всё, описанное здесь — какая-то детская сказка с прекрасным финалом. Это произведение актуально не только для детей, но и для взрослых людей, которые устали от вечных проблем и повседневной рутины. Повесть создавалась очень интересным образом. Идея написать это произведения пришла к автору очень неожиданно.
Как-то раз писатель решил прогуляться по прекрасному городу под названием Санкт-Петербург. Во время прогулки автор взглянул на витрину магазина, там он увидел маленький кораблик, единственно, он был с белыми парусами. В этот момент в голове писателя сразу же появились события и образы героев. Тут же он подумал о том, что лучше, если у кораблика будут красные паруса. Алый цвет у автора ассоциируется с чем-то очень радостным и живым. Примечательно, что эта работа была нехарактерна для литературы начала двадцатого века. Тогда преобладала тематика с революционными мотивами и историями. Александр Степанович поднимал тему заветной мечты, поиска своего пути и выделения конкретных личностей из серой массы. Суть повести поднять моральные проблемы.
То есть темы добра и зла, тему обиды, горести и мести, тему влияния мнения других людей, тему судеб. Многие люди в своей жизни неоднократно сталкивались с тем, как окружающие пытались диктовать им, как жить. Это вызывает только чувство гнева, досады и раздражения. У каждого человека свой путь, и каждый должен сам решать, во что ему верить и как выстраивать свою жизнь. В начале произведения читатель знакомится с главным героем по имени Лонгрен.
Мечты сбываются В феерии «Алые паруса» мы видим и острые социальные проблемы. В Каперне живут злые, завистливые люди. Так, они издевались над Ассоль в детстве, так как считали, что они лучше нее. В девочку кидали камни и обзывали «висельницей». Общество считало Ассоль слабоумной и смеялось над ее мечтами. Кроме того, местные жители обходили стороной и даже не пытались помочь одинокому и горюющему Лонгрену. Ассоль и ее отец стали изгоями, так как люди отвергали все, что не вписывалось в их рамки. Они привыкли к грубости и примитивности. А еще можно совершать чудеса ради других. Конечно, не нужно сидеть и ждать чуда. Нужно действовать, и тогда волшебство произойдет. Так, Ассоль была открыта миру. Она с трепетом относилась к растениям и животным.
Александр Грин — романтика ненависти. Почему «Алые паруса» считали неудачей
Возможно, именно поэтому «Алые паруса» стали частью русской культуры, не переставая вдохновлять творческих людей. Повесть «Алые паруса» была завершена в 1920 году, а издана в 1923 году. Статья посвящена анализу мифопоэтики феерии А. Грина «Алые паруса». В статье описаны несколько взаимосвязанных аспектов мифопоэтического анализа произведения.