О мифах продуктивности и здоровом сне по просьбе Мегаплана рассуждает научный журналист, популяризатор науки, автор научно-популярных книг, лауреат премии «Просветитель» Ася Казанцева.
Научный журналист Ася Казанцева: как «прокачать» мозг в любом возрасте?
Около 15:00 Асю Казанцеву отпустили из полиции, взяв с нее объяснительную. Как рассказала RTVI сама журналистка, полицейские не смогли объяснить, чего от нее хотели. В объяснительной, которую писала Казанцева по требованию полицейских, те попросили указать, что с ней «проведена профилактическая беседа о том, что людям, имеющим административные задержания в прошлом, не следует заходить в метро в День России».
Человеческий детеныш появляется на свет неприспособленным и в первый год жизни требует огромных ресурсов. Вырастить здорового и счастливого человека — и при этом не лишиться карьеры, благополучия и душевного равновесия — колоссальная работа, несмотря на достижения медицины и рост уровня жизни. В результате многие решают не заводить детей вовсе: все сложно, а на планете нас и так почти 8 миллиардов. Научная журналистка, популяризатор науки и молодая мать Ася Казанцева очень удивилась бы, если бы пять лет назад ей сказали, что она так рано захочет ребенка. Эта ее книга, четвертая по счету, особенная: в ней автор, как всегда, профессионально и увлекательно, рассказывает о недавних исследованиях в области эмбриологии, неонатологии и экстракорпорального оплодотворения; о реальных и мифических рисках для матери и плода; о возможностях и ограничениях современной медицины. Но это не все. Это еще и личная история самого важного решения в жизни и начала большой любви.
Ася Казанцева В 2014 году книга «Кто бы мог подумать! По образованию Ася нейробиолог.
Но опять же, это может означать, что они там красят яйца на Пасху, или не работают в субботу. Я бы тоже с удовольствием не работала в субботу, если бы у меня была такая возможность. И даже это непонятно как у них получается.
Совершенно непонятно. Вызывает восхищение, как человек может умещать у себя в голове два совершенно разных способа мышления, два совершенно разных способа взаимодействия с реальностью. Даже слово двоемыслие невозможно понять, не прибегнув к двоемыслию. С одной стороны, если он занимается научной деятельностью, то он должен полагаться на конкретные четкие проверяемые факты, на надежные свидетельства и надежные источники. А с другой стороны, он закрывает лабораторию, идет утром в воскресенье в церковь и там принимает на веру какие-то совершенно недостоверные вещи, ни с чем не связанные и ни с чем неподтвержденные.
Возможно, это что-то про разобщенность полушарий, на самом деле. Возможно, у них что-то с мозолистым телом, которое соединяет правое и левое полушария. В левом полушарии они занимаются наукой, условно, а правым полушарием верят в Бога. В общем здесь неврологам было бы над чем поработать.
Казанцева сообщила, что комиссия по этике Госдумы не увидела нарушений в посте Лугового, сославшись на «гарантированную Конституцией свободу слова». Также журналистка рассказала, что на фоне травли ей отменили две лекции — в Москве и Казани. Во-вторых, у меня Лизаветочка дочка Казанцевой.
Да и в принципе, в постоянном стрессе жить не очень для нее полезно, — написала журналистка.
Часики тикают? Плюсы и минусы заведения детей с точки зрения науки
Была редактором научно-популярной программы «Прогресс» на Пятом канале, «Программы на будущее» на Науке 2. За последние десять лет Ася Казанцева опубликовала четыре научно-популярных бестселлера. Ее первая книга "Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости" 2013 получила премию "Просветитель" за вклад в популяризацию науки.
Книги «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» «Мозг материален».
Площадки в Петербурге и Новгороде послушались, а то как бы чего не вышло. Сослались на какие-то формальные несоответствия в договоре, тут я не знаю деталей. Псков пока колеблется, потому что храбр», — пояснила Казанцева. По словам активистки, сейчас её помощники ищут альтернативные площадки, однако никакой ясности по поводу проведения мероприятия у девушки нет. Возможно, проведём лекцию онлайн, вернём всем желающим деньги за билеты. Благо к моменту отмены их было продано ещё не очень много, около двух сотен на обе лекции вместе», — добавила Казанцева.
Также он обратил внимание на непринуждённый стиль повествования: «При этом Ася Казанцева излагает материал так, словно она никакой не биолог с дипломом, а ваша старинная приятельница, с которой вы встретились за кружкой того же пива» [20]. Врач-психиатр Павел Бесчастнов в своей рецензии в газете « Троицкий вариант — Наука » обозначил жанр книги как «нейробиологию повседневности» и заметил, что книга поможет людям глубже осознать проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни [22]. Научные исследования спорных вопросов » [2] [23] [24] [25] [26] [27] [28]. Книга рассказывает о различных мифах в сфере биологии, опровергает их и приводит современные исследования. Книга вошла в финальную тройку в категории non-fiction по результатам народного голосования на лучшую книгу 2016 года по версии Ozon. О пользе томографа, транскраниального стимулятора и клеток улитки для понимания человеческого поведения», рассказывающую «о том, как разрушается граница между нейробиологией и психологией» и как обнаружить «конкретные нейронные контуры», влияющие на любой выбор человека его поведение, решения и эмоции , и «как это помогает нам постигать собственную природу». При этом «ключевая мысль, собственно, выражена в заголовке: у нашей личности есть материальный базис». Кроме того, в книге имеется «пара вспомогательных тезисов»: 1 мозг пластичен при обучении «нейронные контуры, обеспечивающие наше поведение, непрерывно изменяются» ; 2 мозг неоднороден «у нас есть иллюзия, что мы обладаем некой личностной целостностью», хотя «мозг — это система для составления противоречивых сигналов» и, согласно нейроэкономике , «разные отделы мозга непрерывно конкурируют друг с другом, оценивая информацию». Иллюстрации к книге выполнил Олег Навальный [32].
Как жить и учиться в Англии бесплатно? Инструкция от Аси Казанцевой
Ася Казанцева — научный журналист, лектор, лауреат премии «Просветитель», нейробиолог по образованию, автор трех книг о человеческом мозге и поведении «Кто бы мог подумать!», «В интернете кто-то неправ!», «Мозг материален». Биография и личная жизнь Аси Казанцевой, ее парень и интересные факты. Ася Казанцева — научная журналистка, авторка серии научно-популярных книг о работе человеческого мозга и лауреатка премии «Просветитель». Ася Казанцева — российский научный журналист, популяризатор науки, по образованию нейробиолог. Популяризатор науки, нейробиолог и журналист Ася Казанцева, активно выступающая простив специальной военной операции России, восхищающаяся стойкостью. последние новости сегодня в Москве. По образованию Ася нейробиолог. Казанцева сообщила в фейсбуке, что ее отъезд связан с отменой лекций в российских городах и публикацией ее домашнего адреса депутатом Госдумы Андреем Луговым.
Научный мейнстрим Аси Казанцевой
Ася Казанцева объяснила, как сказывается даже небольшое употребление никотина и насколько опасен стресс для развития детей. Карьера, образование, книги, жизнь, фото, муж, отношения, новости, сейчас. Ася Казанцева — о том, как гены определяют политические взгляды и правда ли, что иногда жизненно важно заниматься прокрастинацией. Канал про щастье материнства от научного журналиста Аси Казанцевой (но почти совсем без науки).
Рано утром подростки учатся хуже ― научный журналист Ася Казанцева
С другой стороны, он может не знать, как эту рыбу подать. В этом смысле спасает командная работа. Если мы говорим про большую редакцию, то там могут быть полезны люди и из науки, и с журналистским образованием. Например, в телепрограмме достаточно одного человека, который будет сидеть за кадром и заниматься редактированием, читать тексты до того, как они пойдут в эфир, давать рекомендации, что снимать и что спрашивать у ученых. Но если мы говорим про индивидуальную работу — статьи или книжки, то тут у выпускника биофака, типа меня, огромная фора перед журналистом. Научиться писать под руководством толкового редактора можно за полгода, а понять всю биологию за полгода сложно. Вы слишком сильно будете тормозить на каждой простой детали, и все равно будете делать грубые ошибки. Это не сложнее и не дороже, чем беременность.
По-моему, это великолепная опция и я, кажется, собираюсь так сделать". Если мы говорим о нормальном человеке, который ходит на лекции и покупает книжки, чтобы хорошо провести время, то популяризация, в первую очередь, делает его жизнь интереснее и понятней. Она повышает коммуникативную ценность читателя, он получает баечки, которые можно рассказывать на свидании. А еще повышает его личную безопасность, потому что может познакомить, допустим, с новыми медицинскими возможностями, о которых полезно знать, но они почему-то остаются вне сферы общественного внимания. Например, у нас недоразвита популяризация репродуктивных технологий. Многие люди перед тем, как заводить ребенка, не задумываются, что можно пойти сделать генетический скрининг, чтобы убедиться, что вы и ваш партнер не передадите ребенку какие-нибудь вредные рецессивные гены, он не получит заболевание, которое может сделать его инвалидом, но которое можно предотвратить. Люди не думают, например, про заморозку эмбрионов.
Я сама, как человек, которому положено знать про все эти вещи, чуть не попала в ловушку, когда думала, что раз мне 32, то уже пора заводить детей, иначе потом поздно будет. К счастью, меня вовремя поймала моя подруга, которая как раз работает в области репродуктивной медицины, постучала по голове и сказала: «Ася, тебе нельзя этого не знать. Ты же можешь спокойно пойти и заморозить эмбрионы и получить еще 20 лет на размышления». По-моему, это великолепная опция и я, кажется, собираюсь так сделать. Но сейчас, кажется, мне удалось благополучно смыться от этой замечательной возможности. Так что для меня теперь нет. То, что активно развивается в науке, в том числе в локальной, российской, затем попадает в телесюжеты и статьи.
Множество публикаций про элементарные частицы и ускорители были связаны с тем, что в ЦЕРНе строили адронный коллайдер. Сейчас в Москве все влюбят писать про транскраниальную стимуляцию, благодаря тому, что в ВШЭ есть центр нейроэкономики и когнитивных исследований, и туда можно легко прийти и испытать новые технологии на себе. Мне хотелось бы надеяться, что я повышаю интерес общества и СМИ к нейробиологии. Обычно происходит так: я приезжаю в какой-то город с лекцией про сон, и это новостной повод, и соответственно несколько изданий берут у меня интервью про сон. То есть теперь я не сама пишу статьи, а даю интервью и за меня ту же информацию распространяют другие журналисты. Но, впрочем, я свои интервью стараюсь вычитывать перед публикацией. Главным образом потому, что пишу я лучше, чем говорю.
В тишине и покое я исправляю формулировки, делаю их более четкими и внятными. Обычно после этого журналисты не жалуются. И интервью согласовать трудно, потому что пришлось их мысли «перевести на русский». У меня потому и получается улучшать интервью в ходе согласования, что вообще-то по профессии я редактор и научный журналист. И я научный журналист еще и в том смысле, что всегда стою на стороне интересов читателя. Мне важно не столько собственное эго и даже не столько интересы науки, сколько то, чтобы людям было интересно и понятно. У ученых другие задачи.
Они стоят на стороне науки. Они заботятся о том, чтобы максимально соблюсти научную корректность. А у меня по-другому расставлены приоритеты, потому что я-то человек, которому платят читатели. Непосредственно, напрямую, покупая книжки или билеты на лекции.
Give the monkey what it wants Если вы пробовали готовиться к IELTS или любому другому международному экзамену по английскому , то вы наверняка встречали эту поговорку. Имеется в виду, что в описании задания всегда очень четко сказано, что конкретно вы должны сделать, и люди теряют баллы на том, что начинают выполнять задание, толком его не прочитав, а всего лишь выхватив из описания ключевые слова. Например, высказывают личное мнение о проблеме, хотя в задании им не интересовались, или наоборот — не высказывают личное мнение, хотя задание этого требует. Точно такая же история с получением стипендии Chevening, да и вообще с любыми формализованными процедурами отбора.
Когда вы заводите личный кабинет, вам нужно написать там четыре эссе, и страница с полями для их ввода очень подробно рассказывает о том, что именно комиссия ожидает в этих эссе увидеть. Кроме того, есть детальные описания всех четырех эссе, которые вы должны написать, чтобы пройти на следующий этап. Важно, чтобы через них красной нитью проходило то, что хочет увидеть Chevening. Чтобы было очевидно, что у вас есть лидерские качества, надо представить их на конкретных примерах. Чтобы было очевидно, как вы собираетесь в Великобритании развиваться профессионально, потому что вы это сказали прямым текстом. И так далее. Первое эссе называется Leadership and influence. Для меня была спасением вторая часть заголовка.
Не знаю, насколько хорошо у меня с лидерством, но с влиянием точно неплохо, и я могу подкрепить это конкретными цифрами. Тиражами книжек, просмотрами лекций, количеством подписчиков в фейсбуке. Совершенно не обязательно, чтобы у вас тоже были книжки и лекции. Если вы, например, руководили отделом, это тоже отлично. Главное, чтобы вы не забыли отчетливо проговорить, сколько людей было у вас в подчинении и каких конкретных измеримых результатов вы с ними достигли. Если вы человек юный и ничем еще не руководили, то расскажите, как вы сплотили ваших однокурсников для совместного проведения благотворительного аукциона и акции по сбору батареек, а также напишите, что после получения английского образования ваши благотворительные аукционы и акции по сбору батареек станут вообще офигенными. Второе эссе посвящено вашим профессиональным контактам. Расскажите, как вы организовали у себя в городе лекцию знаменитого популяризатора и как благодаря этому выросло число подписчиков страницы вашего дискуссионного клуба.
Расскажите, как вы нашли помещение для этой лекции благодаря тому, что ваш бывший научный руководитель помог вам поговорить с нужными людьми в администрации института. Расскажите, как вы посоветовали однокурснику младшей сестры пойти работать в вашу компанию, и он теперь считает, что вы определили его профессиональный путь. И не забудьте приплести сообщество стипендиатов Chevening, рассказав, как вы собираетесь обмениваться с ними полезной информацией по вашей специальности — про это тоже спрашивают. Вообще про всё, что важно, спрашивают совершенно прямо, главное внимательно читать вопросы. Третье эссе посвящено выбору учебных курсов. На этапе подачи заявки вам нужно выбрать три магистратуры в Великобритании, в которые вы собираетесь поступать. Они должны соответствовать ряду формальных критериев начало в сентябре-октябре; продолжительность 9—12 месяцев; учебные, а не исследовательские , и про каждую из них вам предстоит внятно объяснить, почему именно она вам нравится и как конкретно это образование поможет продвинуть вашу карьеру. Самое важное здесь — выстроить внятную и внутренне непротиворечивую историю: раньше я делал проект Х и у меня хорошо получалось, но теперь я хочу делать более продвинутый проект Y, а для этого мне требуется дополнительный навык Z, который как раз и даст мне эта прекрасная магистратура.
Четвертое эссе — о том, кем вы станете, когда вырастете. Вам нужно иметь реалистичный план на ближайшие 2—4 года и амбициозный план на следующие 5—10 лет. Кроме того, в этой части стоит попытаться предположить — об этом Chevening тоже спрашивает, — чем именно ваше существование после возвращения на родину будет полезно Великобритании. В моем случае всё было просто, потому что я занимаюсь научной журналистикой, то есть и так постоянно рассказываю, как много всего прекрасного происходит в англоговорящем мире; и если я буду как-то связана с англоговорящей академической средой на уровне личного опыта, то эти мои заявления будут звучать для широкой общественности еще более убедительно. Но вообще, думаю, подходит любая идея насчет международного сотрудничества и гипотетических совместных проектов с теми специалистами, которых вам предстоит встретить в ходе обучения. Таймлайн и личные впечатления Осенью вы пишете эссе, выбираете магистерские программы, указываете двух потенциальных авторов рекомендательных писем и отправляете заявку. Постарайтесь закончить ее заранее, чтобы дать несколько дней отлежаться и посмотреть на нее свежим взглядом: вы обязательно заметите какие-нибудь нелепые ошибки. Мне, например, не хватило терпения, я отправила заявку сразу хотя до дедлайна оставались еще две недели , и через двадцать минут после ее подачи я осознала, что не смогла правильно указать в выпадающем списке, про что была моя предыдущая магистратура.
В смысле, по сути я определила область верно, но в самом дипломе, как я с ужасом поняла, программа была причислена к другой, смежной области. Не знаю, заметили ли это в комиссии и простили или просто не обратили внимания, но в принципе меня могли за это отфильтровать не глядя. Стоит ли иметь дело с людьми, не способными правильно указать, чему они учились в университете? Вот именно. Если вы не повторили моих ошибок и вообще вам удалось написать эссе так, чтобы комиссии показалось, что вы толковый, то в феврале ваших рекомендателей попросят написать письма в вашу поддержку, а вас пригласят на интервью. Строго говоря, для самого Chevening он понадобится только летом. Но, во-первых, тогда у вас будет очень мало времени на то, чтобы его сдать, и если вы внезапно от волнения не доберете полбалла, то у вас есть риск пролететь со стипендией, которую вам уже предварительно подтвердили — что может быть нелепее?
Нейронов у нас в голове очень много - 86 миллиардов: синапсов можно вырастить немеряно. Но есть нюансы, зная которые, учиться можно эффективнее. А у нас многие школы и вузы в восемь начинают. Что делать? Да и мы все разные: кому-то легко уснуть в 11 вечера и проснуться в 7 утра, а кто-то так не может и страдает от недосыпа. При этом влияет возраст. Детей и взрослых обычно удается научить рано ложиться и рано вставать. А вот подросткам, как показывают исследования, это дается особенно тяжело: гормональная перестройка часто сопровождается сдвигом в суточном ритме выработки мелатонина, и рано засыпать им сложно. Накоплено много научных данных о том, что подростки — особенно те из них, кто сильнее склонен к совиному образу жизни — настолько сильно страдают от школьного расписания, что начинают курить, чтобы как-то взбодриться; переедать, чтобы справиться со стрессом; хлещут энергетики; впадают в депрессию. В Калифорнии есть большое движение, которое лоббирует законопроект о том, чтобы занятия у старших школьников начинались не раньше девяти утра. В 2018 году им удалось довести документ до голосования, но законодатели инициативу отклонили: дескать, не можем, потому что придется менять расписание школьных автобусов. А есть вообще учебные заведения, где прислушиваются к рекомендациям нейробиологов? И там, и там занятия начинались не раньше десяти утра, потому что расписание составляли нейробиологи, которые понимают: нет ничего более бессмысленного, чем учить человека, который не высыпается. Когда мы придем к власти, нигде уроки не будут начинаться раньше десяти утра. Популяризатор научного знания Ася Казанцева - Скорей бы! Дети будут счастливы. Лично знаю подростков, которые ненавидят школу из-за ранних подъемов. Поэтому папы и мамы заинтересованы пораньше сдать их в классы. Сложно устроить так, чтобы все были счастливы. Но было бы интересно открыть школы, где занятия начинаются позже, чем в обычных, и потом сравнить академические успехи учеников. На уровне отдельных экспериментов такие данные уже есть. Например, две группы школьников-подростков проходили одинаковый курс по химии крахмала, но у одних занятия начинались в 9. По сути, это как шесть баллов по ЕГЭ, что может повлиять на поступление.
В прошлом — военный врач, подполковник медицинской службы запаса. Ведет просветительский блог « Смотровая военврача », отмеченный различными наградами. В 2019 году Алексей Водовозов был назван одним из самых известных в России популяризаторов доказательной медицины. В 2016 году выпустил книгу «Пациент разумный. Ловушки "врачебной" диагностики, о которых должен знать каждый». В ней он обобщил и систематизировал пятнадцатилетний личный опыт «по коллекционированию, изучению и разбору псевдомедицинских диагностических методик». Мы с Алексеем Водовозовым познакомились пару лет назад, когда разбирались, почему бывших алкоголиков не бывает и можно ли объяснить алкоголизм генами. С тех пор он помог нам открыть глаза на множество интересных медицинских фактов и рассказал, как делал прививку от коронавируса. Никита Жуков Однажды Никита Жуков рассказывал нам, как отличить простую рассеянность от надвигающейся деменции и почему забывать слова — это нормально. Врач-невролог, автор серии книг «Модицина» и « Расстрельного списка препаратов », медицинский директор сети клиник в своих видео, лекциях и статьях продвигает принципы доказательной медицины, разоблачает шарлатанские методы лечения и фуфломицины. За такую деятельность производители «лекарств» время от времени подают на Жукова в суд и… проигрывают. Боль — нормальная часть нашей жизни. Психиатрия, психотерапия. Кирилл Сычёв Сертифицированный врач-психотерапевт и дипломированный психиатр с многолетней практикой Кирилл Сычёв называет себя рок-н-ролльным психиатром, разрушителем мифов и автором веселых медицинских песенок. А в свободное время записывает видеоролики, где разбирает эффективные и не очень лекарства, рассказывает, как выбраться из депрессии, справиться с тревогой и избавиться от фобий, пережить паническую атаку, лечить шизофрению и расстройства личности. На «сладкое» — провокационные интервью с врачами различных специальностей. После этих видео вы научитесь отличать абстинентный синдром от похмелья, поймете, почему люди верят в мистику, как вас обманывает мозг , и разберетесь в реальных и вымышленных эффектах известных препаратов.
«Не знаю, кем стану, когда вырасту»: интервью с Асей Казанцевой
Видимо, мой организм решил, что их надо родить. То есть это было такое животное, физиологическое желание? Сложно отделить, у меня эмоциональные и логические соображения всегда тесно переплетены. Скорее, это вообще не было желание — это сначала было признание того факта, что желание может возникнуть. Соответственно, еще через год мы пошли замораживать эмбрионы, чтобы у меня перестали тикать биологические часы. Но я думала воспользоваться этими эмбрионами попозже, еще лет через пять. Однако, во-первых, сама гормональная стимуляция, как выяснилось, усиливает желание иметь детей. Во-вторых, параллельно случилась пандемия, и она сильно пошатнула мои академические устремления. Магистратура в Бристоле превратилась в тыкву, и привила мне сильное отвращение к труду.
В-третьих, я стала больше зарабатывать и смогла ввязаться в ипотеку, а если у кого есть дом, то заводить детей такому человеку намного спокойнее. А окончательно я дозрела прошлым летом, когда у меня случился роман с одним там красавчиком-PhD. Это был первый случай, когда я с кем-то заводила роман уже как Ася Казанцева, в современном своем статусе — с отличным социальным капиталом, высокими заработками, славой, бестселлерами. Когда у меня много ресурса. Обнаружилось, что мне страшно нравится этим ресурсом делиться. Фото: Ираклий Пицхелаури Но как-то не очень естественно направлять поток ресурсов на мужчину, лучше на кого-то маленького, кто способен их все впитать. И к тому же этот роман в итоге превратился в запутанную сантабарбару, в которой я имела возможность насмотреться на сорокалетних чайлдфри. И как-то меня очень сильно напугало увиденное.
Быть сорокалетним чайлдфри — рискованно. Вот обычно бывает как? У человека есть много сил, и он их направляет на работу. Но если он толковый, то к 35—40 годам работа у него уже требует меньше внимания, дается легко. И тут есть большая опасность направить высвободившийся ресурс на отношеньки: тратить часы напролет на то, чтобы выяснять, кто кому что сказал, просматривать сторис, слушать все интервью, выстраивать какие-то безумные схемы, ревновать. С деточками, мне кажется, в такой ужас скатиться невозможно. И когда сложились все эти факторы, ты пришла к бывшему мужу за деточкой? Почему именно к нему?
Да у меня как-то и сомнений не было. Николя единственный, с кем я вообще когда-либо рассматривала такую возможность. Мы десять лет знакомы, несколько раз трагически расставались навсегда, и при этом он всегда сохранял человеческое достоинство и был доброжелателен. А еще он умный, здоровый, симпатичный и относительно богат! Я почему спрашиваю. Кажется странным, что в браке ты детей не хотела, а потом вне брака с тем же самым мужчиной — вдруг да. Внимание, сейчас будет великая мудрость. Я поняла, что есть параллели между размножением и сексом!
И вот в каком смысле: и до того, и до другого очень важно дозреть. Это может быть как одним из величайших источников радости, так и глубочайшим источником травмы, в том случае, если ты к этому не готов. Один и тот же секс с одним и тем же партнером для девушки в тринадцать лет и для нее же в восемнадцать — это будут две очень разные истории. Я не имею в виду насилие или какое-то внешнее воздействие, я говорю про самопринуждение: девушка может пойти на это, потому что думает, что так надо, что уже пора, что все подружки это делают. И это очень печальная история, потому что в этом случае она теряет очень много радости. Этот ребенок из тех самых замороженных эмбрионов или все получилось естественным путем? Из эмбрионов. У моего бывшего мужа уже есть новая жена, и ей было комфортнее, чтобы мы завели его так, а не обычным путем.
Она просто удивительный человек! Она так просто согласилась? Ага, Николя всегда женится на отличных женщинах, такая традиция! Просто у нее уже есть дети, она не планирует рожать еще, но при этом считает, что опыт родительства для человека полезен. И еще, конечно, всегда все зависит от изначальных договоренностей. Когда у них начинался роман, Николя с самого начала ее предупреждал, что вот в его деревне привязанностей существую я, что у нас были планы на деточек, и они не то чтобы окончательно отменены. Так же, как и я своим новым бойфрендам про это рассказывала. Когда ты исходно соглашаешься, что в твоем новом романе есть какой-то подвох, то потом ты рад, что этот подвох хотя бы оказался понятный, доброжелательный и договороспособный!
Зачем тебе заводить детей, если у тебя нет свободных 35 тысяч рублей? Вы выбирали, мальчик или девочка? Проверяли эмбрионы? Мы не делали генную диагностику эмбрионов, но проверяли наши собственные гены. Это вообще неплохо бы делать всем людям, которые планируют заводить детей, неважно, каким способом. Каждый человек — носитель каких-нибудь рецессивных мутаций. Они безопасны, если у партнера нет таких же, но могут вызвать серьезные проблемы при совпадении. Скажем, носитель муковисцидоза в России примерно каждый двадцатый.
Если два таких человека встретятся, то с вероятностью в 25 процентов ребенок получит мутантные копии гена и в сперматозоиде, и в яйцеклетке, и будет тяжело болеть. Как раз для того, чтобы избежать таких проблем, нужна преимплантационная генная диагностика с последующей подсадкой только здоровых эмбрионов. Но у нас с Николя пересечений не обнаружили, так что мы не тестировали эмбрионы, подсадили просто самого красивого. Следующий источник возможных проблем — это хромосомные нарушения, которые могут возникнуть в процессе формирования нового эмбриона из половых клеток. Но большинство таких аномалий просто приводит к выкидышу, а оставшиеся можно выявить с помощью НИПТ, неинвазивного пренатального теста. Это очень классное достижение науки, такой анализ позволяет отфильтровать ДНК эмбриона прямо из крови матери.
Это еще и личная история самого важного решения в жизни и начала большой любви. Ася Казанцева В 2014 году книга «Кто бы мог подумать! По образованию Ася нейробиолог. С 2008 года работает в научной журналистике. Была редактором научно-популярной программы "Прогресс" на Пятом канале, "Программы на будущее" на Науке 2. За последние десять лет Ася опубликовала четыре научно-популярных бестселлера. Ее первые две книги, "Кто бы мог подумать! В одном случае речь идет о темном наследии биологической эволюции, о том, как особенности работы нашего мозга и эндокринной системы способствуют развитию иррациональных тревог и навязчивых желаний. В другом — о когнитивных искажениях, которые способствуют вере в лженауку, например поддерживают страх перед прививками.
Была юннатом в зоопарке, побеждала в биологических олимпиадах, училась на биологическом факультете. В 2012 году после победы в конкурсе «Лучшая работа в России» познакомилась с его организатором Сергеем Фененко и в 2013-м вместе с ним создала программу о том, в кого люди такие. В программе раскрываются неожиданные аналогии поведения людей и животных. Самые популярные выпуски «Всё как у зверей» отвечают на вопросы: «Почему мы голые? В 2014 году Евгения Тимонова выступила в роли ведущей церемонии награждения премии «Просветитель». В январе 2015 года ее номинировали на премию «За верность науке» Министерства образования и науки РФ. А еще вместе с Николаем Дроздовым Евгения устраивает познавательные поездки в Австралию. Алексей Водовозов Алексей Водовозов — российский научный журналист и медицинский блогер. Врач-терапевт высшей квалификационной категории, токсиколог. В прошлом — военный врач, подполковник медицинской службы запаса. Ведет просветительский блог « Смотровая военврача », отмеченный различными наградами. В 2019 году Алексей Водовозов был назван одним из самых известных в России популяризаторов доказательной медицины. В 2016 году выпустил книгу «Пациент разумный. Ловушки "врачебной" диагностики, о которых должен знать каждый». В ней он обобщил и систематизировал пятнадцатилетний личный опыт «по коллекционированию, изучению и разбору псевдомедицинских диагностических методик». Мы с Алексеем Водовозовым познакомились пару лет назад, когда разбирались, почему бывших алкоголиков не бывает и можно ли объяснить алкоголизм генами. С тех пор он помог нам открыть глаза на множество интересных медицинских фактов и рассказал, как делал прививку от коронавируса.
Я тогда думала об этом как о дилемме вагонетки: если я сейчас бросаю хорошего мужа и уезжаю учиться за границу, то я рискую уже никогда не завести детей. Но если я остаюсь тут и рожаю, то я рискую никогда не поучиться в Англии. И вторая перспектива нравилась мне гораздо меньше. Я помню, ты тогда много об этом размышляла публично, казалось, что ты вообще не хочешь детей, что на тебя банально давят. Муж на меня не давил, ничего не требовал, но он все время ждал, что у нас вот-вот заведутся какие-нибудь деточки, а я чувствовала, что лишаю его возможности быть отцом. И вот это его желание, ожидание — очень на меня давило. Представляешь, каково было мое удивление, когда, приехав в Англию, я первый раз в жизни почувствовала, что дети — это, может быть, и неплохо? В первые недели учебы у нас практически не было, и поэтому у меня случился настоящий отпуск в маленьком английском городе. И выяснилось, что когда я высыпаюсь, гуляю, смотрю на красивые места и не работаю, что когда от меня никто больше ничего не ждет и не хочет… когда вокруг тишина, то в этой тишине можно обнаружить в себе всякие неожиданные поползновения. Как выбрать книгу, которая подойдет именно вашему ребенку То есть ты захотела просто ребенка, а не ребенка от конкретного мужчины? Я вообще не очень понимаю, как можно захотеть ребенка, будучи замужем. Я всю жизнь была замужем, и ни разу у меня это не сопровождалось желанием родить ребенка. Когда ты живешь с кем-то, то ты и так получаешь достаточно общения, куда тебе еще больше? А Англия в первый раз в жизни дала мне чувство одиночества. Когда живешь в месте, где у тебя мало друзей, мало коллег, то вдруг понимаешь, что люди — это важно и ценно. В Бристоле живет полмиллиона человек, а я привыкла жить в десятимиллионной Москве и остро чувствовала, что вокруг нет этих девяти с половиной миллионов. И где их взять? Видимо, мой организм решил, что их надо родить. То есть это было такое животное, физиологическое желание? Сложно отделить, у меня эмоциональные и логические соображения всегда тесно переплетены. Скорее, это вообще не было желание — это сначала было признание того факта, что желание может возникнуть. Соответственно, еще через год мы пошли замораживать эмбрионы, чтобы у меня перестали тикать биологические часы. Но я думала воспользоваться этими эмбрионами попозже, еще лет через пять. Однако, во-первых, сама гормональная стимуляция, как выяснилось, усиливает желание иметь детей. Во-вторых, параллельно случилась пандемия, и она сильно пошатнула мои академические устремления. Магистратура в Бристоле превратилась в тыкву, и привила мне сильное отвращение к труду. В-третьих, я стала больше зарабатывать и смогла ввязаться в ипотеку, а если у кого есть дом, то заводить детей такому человеку намного спокойнее. А окончательно я дозрела прошлым летом, когда у меня случился роман с одним там красавчиком-PhD. Это был первый случай, когда я с кем-то заводила роман уже как Ася Казанцева, в современном своем статусе — с отличным социальным капиталом, высокими заработками, славой, бестселлерами. Когда у меня много ресурса. Обнаружилось, что мне страшно нравится этим ресурсом делиться. Фото: Ираклий Пицхелаури Но как-то не очень естественно направлять поток ресурсов на мужчину, лучше на кого-то маленького, кто способен их все впитать. И к тому же этот роман в итоге превратился в запутанную сантабарбару, в которой я имела возможность насмотреться на сорокалетних чайлдфри. И как-то меня очень сильно напугало увиденное. Быть сорокалетним чайлдфри — рискованно. Вот обычно бывает как? У человека есть много сил, и он их направляет на работу. Но если он толковый, то к 35—40 годам работа у него уже требует меньше внимания, дается легко. И тут есть большая опасность направить высвободившийся ресурс на отношеньки: тратить часы напролет на то, чтобы выяснять, кто кому что сказал, просматривать сторис, слушать все интервью, выстраивать какие-то безумные схемы, ревновать. С деточками, мне кажется, в такой ужас скатиться невозможно. И когда сложились все эти факторы, ты пришла к бывшему мужу за деточкой? Почему именно к нему? Да у меня как-то и сомнений не было. Николя единственный, с кем я вообще когда-либо рассматривала такую возможность. Мы десять лет знакомы, несколько раз трагически расставались навсегда, и при этом он всегда сохранял человеческое достоинство и был доброжелателен. А еще он умный, здоровый, симпатичный и относительно богат! Я почему спрашиваю. Кажется странным, что в браке ты детей не хотела, а потом вне брака с тем же самым мужчиной — вдруг да. Внимание, сейчас будет великая мудрость. Я поняла, что есть параллели между размножением и сексом! И вот в каком смысле: и до того, и до другого очень важно дозреть. Это может быть как одним из величайших источников радости, так и глубочайшим источником травмы, в том случае, если ты к этому не готов. Один и тот же секс с одним и тем же партнером для девушки в тринадцать лет и для нее же в восемнадцать — это будут две очень разные истории. Я не имею в виду насилие или какое-то внешнее воздействие, я говорю про самопринуждение: девушка может пойти на это, потому что думает, что так надо, что уже пора, что все подружки это делают. И это очень печальная история, потому что в этом случае она теряет очень много радости. Этот ребенок из тех самых замороженных эмбрионов или все получилось естественным путем? Из эмбрионов. У моего бывшего мужа уже есть новая жена, и ей было комфортнее, чтобы мы завели его так, а не обычным путем. Она просто удивительный человек! Она так просто согласилась? Ага, Николя всегда женится на отличных женщинах, такая традиция! Просто у нее уже есть дети, она не планирует рожать еще, но при этом считает, что опыт родительства для человека полезен. И еще, конечно, всегда все зависит от изначальных договоренностей.
В Москве отменили презентацию новой книги научного журналиста Аси Казанцевой
Ася в этот момент перестала быть учёным, то есть человеком который всё оценивает с научной точки зрения. Родилась Ася Казанцева 5 сентября 1986 года в Сосновом Бору. Карьера, образование, книги, жизнь, фото, муж, отношения, новости, сейчас. Во-первых, Ася Казанцева это не какой-то явный фрик, которого можно запросто поймать на грубых ошибках. последние новости сегодня в Москве.
Ася Казанцева: «Как журналиста вы меня потеряли и уже безвозвратно»
В объяснительной, которую писала Казанцева по требованию полицейских, те попросили указать, что с ней «проведена профилактическая беседа о том, что людям, имеющим административные задержания в прошлом, не следует заходить в метро в День России». Журналистка также написала, что беременна, а задержание вызвало у нее стресс.
И все же «Лениздат. А вот ваших публикаций в СМИ давно не видно. Люди пишут статьи, потому что, во-первых, им нравится писать о науке, а во-вторых, они хотят заработать себе денег на жизнь. Первую задачу я решаю за счет книжек, вторую — за счет лекций.
Такая комбинация дает больше гибкости, оставляет свободное время, которое можно посвящать профессиональному развитию. Последние два года я училась в прекрасной магистратуре по когнитивным наукам в НИУ ВШЭ, и благодаря ей очень полюбила и формальное академическое образование, и исследовательскую деятельность. Поэтому сейчас, когда допишу сиреневую книжку про мозг, буду думать о продолжении учебы. Надо бы получить опыт жизни в какой-нибудь англоязычной стране, но сразу поступать на PhD аналог докторской степени - ред я морально не готова. Пока что буду искать более короткие программы, на полгода-год. Мне сейчас интересно немного сдвинуть область знаний, перейти от когнитивных наук — они находятся на стыке нейробиологии и психологии — ближе к молекулярной биологии, к генам, рецепторам и синапсам.
И я думаю, что уже безвозвратно. Я занимаюсь популяризацией науки. Это можно делать по-разному. Писать научно-популярные статьи — это только один из вариантов. Но эта деятельность занимает много времени, приносит мало денег и дает мало выхлопа. Статьи не очень запоминаются людям.
Более эффективный способ рассказывать о науке — писать книжки, чем я и занимаюсь, и проводить лекции. Они эффективнее статьей и как образ жизни, и как способ получения дохода. С точки зрения слушателей они содержат ту же информацию, что и тексты в СМИ, но при этом оставляют впечатление живого общения, личного присутствия автора и дают людям возможность проводить время в тусовочке, которая также интересуется наукой. Раньше мне казалось, что статью прочитает большее количество людей. Ведь на лекцию приходит 100 человек, а журнал «Вокруг света» читают 30 тысяч. Но, во-первых, не все, кто покупает журнал, читают его от корки до корки.
Во-вторых, лекции потом попадают на YouTube — там их смотрят десятки тысяч человек. И в результате эффективность лекций и статей вполне сопоставимая. Писать тексты про науку для СМИ тоже хорошо, и здорово, что многие люди это делают, но так уж вышло, что я оказалась более востребована в других форматах популяризации. Первую задачу я решаю за счет книжек, вторую — за счет лекций". Мне нравилось в программе «Прогресс» на «Пятом канале», где мы снимали научно-популярные сюжеты. Но она закрылась.
Было хорошо в программе «На будущее» на канале «Россия 2», но она тоже закрылась, как это часто бывает с телепрограммами. Это из-за тематики передач? Передача выходила три года 2007-2010 — ред. В какой-то момент на канале стало меняться руководство, сетка вещания. Мы не нравились новым начальникам стилистически. Они хотели сделать канал более стильным, модным, молодежным, а тут мы с какими-то молекулами и учеными.
Но программа тем не менее продолжала набирать довольно приличные рейтинги. Незадолго до закрытия мы к тому же получили грант министерства печати, который практически полностью покрывал расходы на производство передачи. И мы были уверены, что теперь-то будем жить долго и счастливо. Но канал все рано нас закрыл, причем никак нам не объяснив это решение, сообщили через «третьего помощника пятого секретаря» о своем решении, а объяснение было в духе: «мы понимаем, что у вас хорошие рейтинги, вы получили грант, но не нравитесь вы нам, не нравитесь! Они хотят то, что гарантировано будет смотреть сразу много людей, а не какая-то небольшая, заинтересованная аудитория. От количества зрителей ведь зависит цена на рекламу.
Потому что, во-первых, какой смысл писать стихи после Освенцима? А во-вторых, из-за того, что у меня поотваливались все заказчики, у меня пропали все легкие деньги, когда кто-то приходит к тебе и говорит: давайте вы прочитаете нам готовую лекцию, а мы вам за это дадим кучу бабла. Поэтому мне сейчас надо самой искать каких-то людей, которые дадут мне меньше денег за более сложные действия. И при этом моя работоспособность очень снизилась. То есть сейчас мне нужно работать намного больше, но дается мне это намного тяжелее. И все это чудовищно неуместно. А есть рабочее название для книжки?
И еще известно, что она будет зеленого цвета — как травка растет, так и дети растут. Она будет только про беременность или про младенчиков? Нет, младенчики — это потом, это уже в другой книжке, и скорее всего, в случае двух младенчиков. В той книжке, которую я планирую написать, первая часть называется «можно не приходить» и она посвящена убеждению людей в том, что детей заводить в общем-то не надо. Я уверена, что если есть хоть малейшее сомнение, то не надо в это ввязываться: слишком велики риски, и второй человек совершенно не виноват в том, что вы решили его завести. Чтобы это вообще имело смысл, нужно, чтобы вам очень этого хотелось и чтобы вы были очень уверены в своем решении. Но проблема здесь в том, что у людей ужасно короткий репродуктивный период.
После тридцати пяти многим женщинам уже сложно завести ребенка. И это ужасно, потому что это главный источник всего гендерного неравенства. Проблема с неравенством не в том, что женщины рожают детей, а в том, что женщины рожают детей слишком рано. Если женщина рожает до того, как становятся полностью независимой, она вынуждена полагаться на своего мужа, своих родителей, кого-то еще. Это создает благоприятную почву для любого рода манипуляций, давления, необходимости соответствовать чужим ожиданиям. Это совершенно не та ситуация, в которой бы хотелось оказаться, но при этом многие там оказались именно потому, что они не успели построить себе достаточно крутую карьеру до того, как родили ребенка. К счастью, тут есть хорошая лазейка: возможность заморозить яйцеклетки и эмбрионы.
Способность выносить ребенка портится с возрастом гораздо медленнее, чем способность его зачать, и заморозка отматывает тикающие часики на пять—десять лет назад, добавляет эти годы к карьерно-образовательному развитию. Поэтому я уверена, что идею заморозки надо всячески насаждать и пропагандировать. Каждой женщине, которая к 30—35 годам не дозрела до ребенка, но допускает возможность его захотеть в будущем, имеет смысл заморозить яйцеклетки, а если есть с кем, то и эмбрионы. В худшем случае они просто не пригодятся, а в лучшем — сэкономят ей через несколько лет огромное количество сил и нервов. Так что первая треть книги посвящена пропаганде заморозки, а также всем остальным вопросам, связанным с подготовкой к беременности. Что мы знаем про гены, насколько важно рожать от умного и красивого. К сожалению, похоже, что правда очень важно выбрать в отцы максимально умного и красивого человека из тех, до кого мы можем дотянуться.
А для этого, как мы понимаем, тоже хорошо бы женщине иметь финансовую самостоятельность, потому что он, может быть, умный и красивый, а помогать с ребенком не захочет. И это может оказаться более выгодной стратегией, чем рожать от слабого дурака, потому что больше никто на тебе не женился. Звучит довольно цинично, мне нравится! Про беременность есть много медицинских книжек, но мало научно-популярных, таких со здоровым цинизмом написанных. О том, что вот мы взяли тысячу женщин, они полетели на самолетах, у половины из них родились зеленые дети, а у остальных — нормальные, поэтому летать на самолетах можно, но редко. Очень много спекуляций про курение, про алкоголь, про витамины, про образ жизни и все на свете. А надо просто посмотреть нормальные западные исследования!
Есть огромная разница между российскими рекомендациями и западными: почти все, что запрещают беременным российские сайты, не считают страшным западные. Но справедливости ради, мои московские врачи, в том числе и государственные, тоже склоняются к доказательной медицине и всякой фигни не назначают. Это приятно, но надо учесть, что я живу в хорошем районе хорошего города, где у всех хорошее образование. Фото: Анна Лаас И третья часть книжки? Она про ребеночка и про то, как он внутри развивается. Вот, сейчас у него уже есть уши и слуховая кора, я с тобой разговариваю, а она слышит меня и привыкает. Николя приехал, и у нее с ним прямо суперкоммуникация, она каждый раз начинает веселиться и прыгать, когда он что-нибудь говорит: я сначала думала, что она его узнает, а потом поняла, что низкие звуки лучше проникают через околоплодные воды, и что ей мужские голоса нравятся больше, чем женские, просто потому, что их лучше слышно.
Ты планируешь «сидеть с ребенком дома», кормить грудью и все остальное? Или сразу будешь искать няню? Если все будет хорошо и мы с ребенком будем здоровы, то первые полгода я буду кормить в любом случае, а дальше — посмотрим, насколько это будет комфортно, как это будет совмещаться с работой и жизнью. Первые полгода это суперважно с медицинской точки зрения, в частности для передачи антител, пока ребенок еще не получил собственные прививки хотя бы от самых опасных болезней. Дальше, конечно, тоже желательно: ВОЗ говорит, что неплохо бы пару лет кормить. Но это все-таки всемирные рекомендации, с учетом беднейших стран, у нас все получше и с эпидемиологической обстановкой, и с качественным питанием, так что я буду вполне довольна, если до года докормлю. Но с детьми же ты заранее вообще ничего не знаешь!
В этом смысле хорошо быть мной, потому что я человек пессимистичный и тревожный, и в большинстве случаев все идет намного лучше, чем я себе представляла. Скажем, беременность я переношу гораздо легче, чем думала. Я сильно недооценивала, насколько нас эволюция к этому готовила. Насколько беременность воспринимается органично, естественно и комфортно… Мне кажется, что тебе просто тупо повезло! Да, я сильно недооценивала, насколько мало мне будет страшно, насколько много у меня будет в крови прогестерона, известного своими анксиолитическими [противотревожными — прим. Мне всю жизнь казалось, что моя мама, у которой четверо детей, — мать-ехидна. Что надо гораздо сильнее беспокоиться о детях, об их образовании, здоровье.
Моя мама не помнила номер школы, в которой я учусь! Мне это казалось ужасно обидным, а сейчас я думаю, что становлюсь такой же: у меня включилась прогестероновая завеса, которая дает сильное ощущение того, что можно вообще ни о чем не беспокоиться, все равно как-нибудь разберемся. Меня как человека, прежде бывшего ответственным, мыслящим и рациональным, бесконечно поражают масштабы моего пофигизма. Поэтому чего ты меня спрашиваешь о няне: мой ребенок родится в октябре! Родится и тогда разберемся, что ты мне сейчас голову морочишь? Как вы будете распределять с Николя ресурсы? Силы, время, деньги?
В результате многие решают не заводить детей вовсе: все сложно, а на планете нас и так почти 8 миллиардов. Научная журналистка, популяризатор науки и молодая мать Ася Казанцева очень удивилась бы, если бы пять лет назад ей сказали, что она так рано захочет ребенка. Эта ее книга, четвертая по счету, особенная: в ней автор, как всегда, профессионально и увлекательно, рассказывает о недавних исследованиях в области эмбриологии, неонатологии и экстракорпорального оплодотворения; о реальных и мифических рисках для матери и плода; о возможностях и ограничениях современной медицины. Но это не все. Это еще и личная история самого важного решения в жизни и начала большой любви. Ася Казанцева В 2014 году книга «Кто бы мог подумать! По образованию Ася нейробиолог.
С 2008 года работает в научной журналистике. Была редактором научно-популярной программы "Прогресс" на Пятом канале, "Программы на будущее" на Науке 2.