Бажов-старший умел «оконфузить на людях» — любил выпить и был человеком трудного характера, заводские хозяева порой «проветривали» Петра Васильевича, по несколько месяцев не давая ему никакой работы. Среди наиболее интересных фактов Бажова следует отметить его страсть к путешествиям, которые охватили весь Российский империйский простор.
Советский журналист и великий сказочник: кем был Павел Бажов, создатель «Малахитовой шкатулки»
Однажды выучил наизусть весь сборник стихов А. После школы Бажов обучался в духовном училище, а затем в духовной семинарии, которую закончил в числе трёх лучших учеников. На лето из Екатеринбурга Павел приезжал домой к родителям. Вместе с друзьями по вечерам они слушали рассказы сторожа Василия Хмелинина. Это так увлекло Бажова, что потом он всю жизнь собирал народные легенды, сказки, предания.
Дед Василий стал прототипом «дедушки Слышко» из сказа «Малахитовая шкатулка». Зрелые годы Почти 20 лет преподавал русский язык. Бажов души не чаял в детях, и они отвечали ему взаимной любовью и уважением. На своём уроке Павел Петрович мог заинтересовать даже закоренелых двоечников.
Женился на своей бывшей ученице. В семье Бажова было семеро детей, но, к несчастью, трое из них умерли совсем маленькими. Их сын Егор Гайдар стал выдающимся политическим и государственным деятелем, который руководил экономическими реформами начала 1990-х годов.
То ли дело коротышка. Ее одолеть легко, а отдача тоже бывает, и неплохая, если коротышка сделана. Из письма Е. Бажова объединяет одна верная и счастливая народная идея. Эта идея заключается в том, что добро природы дается лишь в добрые, рабочие руки; в руках врагов и хищников народа это добро может находиться лишь временно и ненадежно.
Природа и ее «магические» силы словно идут навстречу этому желанию добрых, то есть трудящихся людей, — в этом и состоит вся «сказочность» книги П. На самом же деле «магия» заключается в работе людей и в их воле к своему счастью и освобождению — в этом содержится правда сказочной книги «Малахитовая шкатулка». Если в его ранних произведениях еще можно обнаружить известные излишества в обыгрывании особенностей местного говора, в употреблении областных словечек и речений это относится к очеркам "Уральские были", к повести "Зеленая кобылка" и ряду ранних сказов "Малахитовой шкатулки" , то в дальнейшем писатель, отнюдь не порывая с народной речевой основой своих сказов, отходит от этих увлечений и упорно трудится, стремясь достичь все большей ясности и образной полноты слова. Бажов любил и хорошо знал живую русскую народную речь. Он рассматривал ее в движении, в непрестанном развитии, внимательно изучал, что и как в ней отсеивается или закрепляется великим художником - народом.
Бажов добрался в лютый мороз сильно простывшим, лечили его народными средствами: напарили в бане до потери сознания, затем в снег вынесли. Позже местные жители вспоминали его с теплотой: «Учителем он был строгим, но справедливым». Затем судьба занесла его в далекий Казахстан. Оттуда Павел Петрович сумел отправить весточку жене, и Валентина Александровна с тремя детьми перебралась к мужу. Семья воссоединилась. В Усть-Каменогорске Бажов стал заведующим информационным отделом военно-революционного комитета, председателем уездного комитета коммунистической партии, редактором газет «Известия» и «Советская власть». Также он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности. Но душа рвалась на Урал, в родные и дорогие сердцу края. Однако возвращение на Урал оказалось настоящим испытанием: по дороге ослабленный малярией Бажов перенес тиф. В родной город он приехал в тяжелом состоянии. Врачи делали неутешительный прогноз — «не жилец». К тому же семью ждал еще одни «сюрприз»: пока Бажовы отсутствовали, новая власть предоставила их дом другим жильцами. Сам Павел Петрович умел жить очень скромно, но не мог позволить, чтобы его родные и близкие ютились в одной комнате именно такие условия проживания в собственном доме предложила им советская власть. Больших усилий стоило Бажову отсудить собственный дом. Началась новая жизнь в Свердловске ранее Екатеринбург. Бажов был редактором и журналистом в местных газетах, критиком и рецензентом. Кроме того, Павел Петрович помогал краеведческому музею, консультировал молодых учителей, читал лекции детям. Стараясь быть в гуще событий, работал в отделе писем, который был переполнен посланиями крестьян. Сельским жителям порой не на что было рассчитывать, кроме помощи прессы, неравнодушных журналистов, готовых рассказать об их бедах и горестях. Задачей Бажова было сделать так, чтобы никто из обратившихся в газету не остался без внимания и помощи. В Свердловске советская власть поставила перед Бажовым и еще одну задачу — сбор рабочего и крестьянского фольклора как достояния русской культуры. Началась кропотливая работа, которая приносила Бажову большое удовольствие. Он любил родные края и был рад своим творческим командировкам. В 1924 году вышла первая книга очерков — «Уральские были». Но не всегда все было гладко в жизни писателя. Работать Бажову приходилось в непростое для страны время. После двух доносов некоего Кашеварова в 1933 и 1937 годах Бажов был исключен из партии и уволен из издательства, в котором работал. Но так случилось, что и его «недоброжелатели» объявлены вскоре врагами народа, их арестовали и расстреляли. И через год Бажов был восстановлен и в партии, и на работе в издательстве. Но весь год большое семейство вынуждено было жить за счет огорода и родственников. В это время Павел Петрович вернулся к своим любимым сказам, начал восстанавливать по памяти истории деда Слышко. Бажов погрузился в сказочную реальность и начал писать свой будущий знаменитый сборник «Малахитовая шкатулка». Первоначально сборник назывался «Сказы старого Урала», но в свет вышел под названием «Малахитовая шкатулка» в 1939 году. В издание вошли 14 сказов, которые писатель назвал «рабочим фольклором». Первые же публикации сделали Бажова любимым сказочником Урала, России, а потом он стал известен и за границей. Сначала «Малахитовая шкатулка» была переведена на английский язык и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в Париже. Затем книгу перевели на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Бажов стал узнаваемым. О своей работе он скромно говорил, что будто бы только записал сказы рассказчиков. Правда позже утверждал, что это литературный прием, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.
Последние годы жизни В 1949 году писатель Бажов праздновал своё 70-летие. В этот торжественный день собралось очень много людей. Там присутствовали не только родственники и близкие друзья писателя, но и совсем незнакомые люди, которые высоко оценили литературное творчество Павла Петровича Бажова. Юбилейный вечер этого писателя проходил в Свердловской государственной филармонии. Бажов тогда сильно удивился и растрогался таким почтением людей к его творчеству. Он искренне был рад принять поздравления и подарки от всех, кто пришёл его поздравить в этот праздничный день. К большому сожалению, в следующем году писатель умер. Учреждение премии имени Павла Бажова В 1999 году впервые была учреждена премия имени Павла Бажова, которую вручали авторам, писавшим произведения на уральскую тематику. Среди получивших данную премию был и писатель Алексей Иванов с его шокирующей публику и нашумевшей книгой «Ебург». Семья После того как Павел Петрович приобрел работу учителя русского языка в духовном училище, он также параллельно работал в Екатеринбургском епархиальном училище для девушек. Там-то он и повстречался со своей первой и единственной любовью всей жизни. Этот писатель увлекался своей ученицей с последнего класса В. По завершению ею учёбы Бажов принял решение о женитьбе. В скором времени после свадьбы в семье начали рождаться дети Бажова. Сначала у писателя появилось 2 прелестных девочки. Немного позже в семье появился ещё один ребёнок, а в тяжёлые времена Первой мировой войны писатель с собственной женой переехали к её родителям — в небольшой городок с названием Камышлов.
57 интересных фактов о Бажове Павле Петровиче, авторе «Хозяйки медной горы»
Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Правильный ответ. Павел Бажов в молодости, фото 1911 г. В биографии П. Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению Советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью. Демьян Бедный долгое время полагал, что сказы Бажова представляют собой обычный фольклор (интересные факты о Демьяне Бедном). Павел Бажов в молодости, фото 1911 г.
Биография Бажова
Люди отмечают его уникальный талант передавать красоту Уральской природы и мастерство ремесленников. Они говорят о том, какие яркие образы создал писатель, и каким образом он смог запечатлеть дух того времени. Многие ценят его работы за то, что они являются не только литературным произведением, но и источником знаний о культуре и обычаях уральского народа. Интересные факты Павел Бажов был одним из первых русских писателей, кто обратился к фольклору Урала и создал на его основе свои произведения. Бажов был очень разносторонним писателем: он писал не только сказки, но и рассказы, повести, очерки, пьесы и даже киносценарии.
Какой же ты советский писатель, если без внутренней партийности? Что ты можешь сказать нашему гражданину? Он же партийный.
С детства. Значит, твоя партийная убежденность большой глубины и силы быть должна». Заменить «советский» на «русский», а «партийность» — на «православие» — и Пермская семинария была бы полностью солидарна со своим питомцем. В 1899 году Павел Бажев, семинарист, третий по успеваемости в своем выпуске то есть закончивший по первому разряду, с отличием , отказался от предложения продолжить образование в Киевской духовной академии, полностью за государственный счет. Хотя Киевская академия и была весьма уважаемым и серьезным высшим учебным заведением, но это было бы именно богословское образование, а вчерашний семинарист Павел Бажов духовной карьерой решительно не интересовался. Соблазнительно было бы представить знакомство «бородатого колдуна», будущего певца всей уральской потусторонней силы, и автора Воланда, самого эффектного дьявола русской литературы, но от этого соблазна приходится воздержаться. Возможности дальнейшего светского образования для Бажова при этом были ограничены.
Собственно, для семинаристов оставались открытыми только окраинные университеты Томский, Дерптский и Варшавский , на такой шаг государство шло, чтобы молодые люди, столько лет обучавшиеся в семинариях, шли не в студенты, а в священники. Семинаристу, все-таки желающему поступить в университет, требовалось сдать экзамены за гимназический курс это был довольно серьезный объем знаний , а для поступления в эти три конкретных университета к тому времени, как Бажев закончил семинарию, выпускники первого разряда должны были из гимназического курса досдать только латынь. Ни в Дерпт, ни в Варшаву Бажев поехать не мог. К тому времени его мать овдовела, и здоровье ее сильно пошатнулось: из-за постоянной кропотливой работы при плохом освещении Августа Степановна к старости почти ослепла. Уезжать в такую даль и бросать ее он не мог, а ехать вместе было не по карману. Бажев попытался поступить в Томский университет, но не прошел. И на медицинский, и на юридический его факультеты конкурс был огромен — в основном из тех же семинаристов, желающих продолжить образование, но вне церковных рамок.
Иногда причиной неудачи с Томским университетом называют «незаконопослушность» Бажева — небольшую отметку в его характеристике от начальства семинарии. Иногда — отсутствие необходимых средств для продолжения обучения. Возможно, повлияли все факторы одновременно. Павел Петрович выбрал стезю учительства — отправился в деревню Шайдуриха, в 26 км от железнодорожной станции Невьянск. Шайдуриха была относительно велика — 150 дворов, церковь, почта, население в основном было старообрядческое. Молодого учителя уважали, но кормили все равно из отдельной посуды: раскольник. Детям это не мешало, дети в учителя были влюблены.
Когда через много лет Бажов навестил деревню, его еще помнили — и, как свидетельствуют очевидцы, радостных слез было много с обеих сторон. В Шайдурихе он проработал недолго. Причина была в том, что Бажову, окончившему семинарию, в приказном порядке велели, кроме положенных дисциплин, — родная речь и все, что необходимо в начальных классах, — заняться еще и Законом Божьим получив духовное образование, он имел право его преподавать. Право имел, а желания — нет, тем более что учить бы пришлось детей староверов в сравнительно небольшой деревне. Назревал скандал — и строптивый учитель просто уволился, тем более что в Екатеринбурге открылась вакансия в том самом духовном училище, которое он когда-то окончил с отличием. Занимался и русским языком, и церковно-славянским, вел черчение, арифметику, чистописание. Много путешествует по стране во время летних каникул заработная плата учителя в Российской империи это вполне позволяла.
Увлеченно собирает и записывает фольклор родных мест: сказки, песни, яркие диалектизмы — «баские» словечки. Тем временем обстановка в стране постепенно накалялась, ожидания перемен и глухое недовольство среди рабочих, которое уже давно ощущалось в Питере и Москве, постепенно добиралось и до уральских заводов. Собственно, сыну Петра Сверла, местного «неблагонадежного», никаких иллюзий питать не приходилось с детства: все заводские — от старух до ребятишек — отлично знали, как и когда рабочие устраивали «педагогическое» избиение зарвавшихся мелких заводских чиновников рабочих — участников подобной «учи» потом старательно скрывали всем заводом , кого и за что уволили, кто чем недоволен. Обстановка на заводах все время балансировала на грани взрыва. Знакомство с различными экономическими и политическими воззрениями готовило почву, а большевики окончательно открыли Бажову глаза на причины этой ожесточенной и безнадежной войны «верхов» с «низами». Все больше и больше Бажов погружается в политику, примыкая к анархистам-народникам, чаще и чаще начинает оказываться «в ненужное время в ненужных местах». Он присутствовал в Сысерти при забастовке, выступал как ходатай по делам рабочих.
В 1906 году он впервые пострадал за свою активную гражданскую позицию. Во время митинга 19 октября 1905 года спортивные ребята-черносотенцы напали на митингующих, среди которых были и школьники, в массовые избиения полиция, разумеется, не вмешивалась. В ближайшее воскресенье епископ Владимир по этому поводу произнес проповедь, в которой не только не осуждал пролившейся крови, но, наоборот, всецело поддержал не избиваемых — избивавших. Такая позиция церковноначалия вызвала настоящий шквал возмущения среди интеллигентов, была составлена некая телеграмма в Синод, ее подписали довольно многие, в том числе Бажов. Телеграмма достигла цели: в январе 1906 прибыла комиссия, Синод проводил расследование. Вызовы, допросы… За участие в недозволенном «учительском совете» педагог Бажов и другие «подписанты» были арестованы и две недели просидели в тюрьме. Естественно, его уволили из духовного училища.
Но, по счастью, права преподавать его не лишили — и вскоре Бажов отыскал себе новое место. Преподаванию Бажов отдал 18 лет жизни и, по воспоминаниям своих питомцев, был в числе любимейших учителей. Особенно обожали остроумного и притом деликатного педагога девочки — воспитанницы епархиального училища, сами будущие учительницы. По воспоминаниям одной из его учениц: «Павел Петрович был самым любимым учителем среди епархиалок. На литературных вечерах в училище в знак особого уважения ученицы прикалывали своим любимым учителям разноцветные бантики из лент — красные, голубые, зеленые. Павлу Петровичу бантиков доставалось больше всех. Стоит, бывало, он у дверей учительской, улыбается всем приветливо, глаза счастливо блестят, а грудь у него вся — в ярких лентах.
Никогда не повышал голоса, при ответе не торопил. Наводящий вопрос даст, подскажет… Знаете, какой он человек! Мы каждый раз ждали встречи с ним, как с родным. Взгляд у него был ласковый». Павел Бажов Со своей будущей женой он познакомился, когда она была еще ученицей епархиального училища. Бажов сделал ей предложение практически сразу же после выпускного бала. Валентина ответила согласием.
В 1911 году «преподаватель екатеринбургского епархиального училища П. Бажов, православный, 32 лет, первым браком обвенчан с псаломщицкой дочерью, девицей Валентиной Александровной Иваницкой, 19 лет». Свидетелем со стороны жениха был его коллега, учитель. После венчания молодые отправились в Крым. Этот брак продлился почти 40 лет — разлучила их только смерть. Вообще чета Бажовых, по воспоминаниям всех окружающих, — и своих, близких, и посторонних, — была на удивление гармонична, даже несколько неправдоподобно гармонична для этого мира. Судьба Бажовых не баловала, им выпало пережить множество по-настоящему страшных вещей — и вместе, и поврозь, — но все равно они были неразлучны.
Вот так — с самого начала и на всю жизнь. По воспоминаниям дочери, Ариадны Павловны, на Бажова неоднократно засматривались дамы, но он никогда и в мыслях не мог допустить, что рядом с ним может оказаться кто-то, кроме его Валяночки. И сама Валентина Александровна, овдовев, так и осталась женой единого супруга. Интересно, что такую же возвышенную, чистую любовь к своей жене питал еще один уроженец здешних мест, сказочник и педагог Александр Мелентьевич Волков русский автор «Изумрудного города». Может быть, такие взаимоотношения и не были настолько редкими в это время, просто сейчас воспринимаются как нечто исключительное. Как подобает супругу, мужчине и главе семьи, Павел Петрович озаботился самыми насущными вопросами. Оставаться на казенной квартире с перспективами все более увеличивающегося семейства было бы хлопотно — и, взяв ссуду, Бажовы купили участок земли в Екатеринбурге и начали строить просторное, поместительное жилище.
Дом из крепких толстых бревен, с высокими потолками и большими окнами до сих пор стоит в Екатеринбурге, добротный, сработанный на совесть. Теперь там музей Бажова. Валентина Александровна после смерти супруга оставила там все в точности так, как было при нем, и передала его государству, переселившись в обычную городскую квартиру. Но, конечно, когда строительство началось, никто и представить не мог, сколько бед и потрясений придется испытать молодому семейству и как дело обернется. В Екатеринбурге в семье Бажовых появилось уже двое детей, мать Павла Петровича, почти слепая, сама нуждалась в постоянном пригляде и помочь невестке никак не могла, и было решено на время переехать в Камышлов: там жили Иваницкие, которые могли при случае оказать помощь. В Камышлове родился третий ребенок Бажовых, сын Алексей, там же, к великому горю всех домашних, скончалась Августа Степановна и была погребена на местном кладбище. Во время Первой мировой отца троих малолетних детей, педагога, на фронт никто не призывал — и в добровольцы Бажов не торопился, хватало своих хлопот.
К 1917 году Бажов был уже давно и крепко связан с большевиками, выполнял поручения партии, работал в местном партийном издательском органе — и автором, и корректором, и метранпажем. В своей автобиографии он довольно скупо описывает этот период так: «Работал в контакте с рабочими железнодорожного депо, которые стояли на большевистских позициях. С начала открытых военных действий поступил добровольцем в Красную армию и принимал участие в боевых операциях на уральском фронте. Основной работой была редакторская». После Февральской революции к педагогической деятельности Бажов не вернулся. Он с головой ушел в общественную жизнь: был даже городским головой, но выступал от эсеров. В РКП б вступил только в 1918 году.
В июле 1918-го ему и 28 солдатам Камышловского полка было выдано партийное поручение: отправиться в Пермь и сдать губисполкому экспроприированные банковские ценности. Возвратиться в Камышлов, к семье и беременной жене, он уже не мог, поскольку Камышлов оказался отрезанным. Там были белые — и оказаться в их руках заведомо красному было бы самоубийством. Бажов остается с Красной армией, становится секретарем парторганизации штаба дивизии, становится редактором газеты политотдела 29-й дивизии «Окопная правда». Газета вместе с типографией располагается в двух вагонах поезда. В качестве редактора боевого листка Бажов собирал информацию, встречался с бойцами, участвовал в боевых действиях. Дочь его Ариадна вспоминала, что не могла бы представить своего сугубо мирного отца в бою, но сам Павел Петрович, хоть и не любил рассказывать родным о боевом опыте, его не отрицал.
И еще — он всегда был хорошим стрелком. Обрабатывая информацию, редактор составлял политические сводки, фиксировал изменения на фронте, в том же вагоне доставляли на фронт почту. В декабре 1918 года эшелоны с частями Красной армии, отступавшие через Нижний Тагил на Пермь, попали в ловушку: 25 декабря в Пермь вошел Колчак. Отступать было некуда, разгром был колоссальный. Редактор получил приказ — уничтожить вагон с документы. Он не успел до конца выполнить поручение, его схватили, и Бажов оказался в колчаковской тюрьме. Впоследствии, оправдываясь за то, что попал тогда в плен, он писал: «Когда человек выбегает из зажженного им вагона и сразу попадает под удар прикладом, а потом после зверского избиения уводится в бесчувственном состоянии в тюрьму, то трактовать это как сдачу — значит, либо не понимать действительного смысла этого слова, либо злоупотреблять им в каких-то особых целях».
Из тюрьмы он сумел выбраться через пять дней, его спасло лишь то, что он был в гражданской одежде — и никто его не знал. Свирепость обеих сторон стоила друг друга. Жертв со стороны красных было не меньше — как и жестокости. В том же году среди тысяч и тысяч прочих жертв террора был казнен священник Петр Семенович Смородцев — красноармейцы увели его «на общественные работы», когда труп был обнаружен, его признали только по подряснику: голова Смородцева была разбита топором или кайлом, лицо изуродовано, переломаны рука и нога, имелись штыковые и огнестрельные раны. Отец Петр был родным братом Николая Семеновича Смородцева, когда-то сыгравшего такую важную роль в жизни большевика Павла Бажова. Чудом он сумел преодолеть почти 500 км, идя через Уткинский Завод к Екатеринбургу, а оттуда — дойти до Камышлова. Когда он наконец добрался до города, то встреча его с Валянушкой оказалась горькой.
И к Вале Иваницкой, тихой девушке с длинными косами, был внешне равнодушен. Но, как только Валя получила аттестат, сделал ей предложение. Девушка с восторгом согласилась, и вот: «Преподаватель екатеринбургского епархиального училища П.
Бажов, православный, 32 лет, первым браком обвенчан с псаломщицкой дочерью, девицей Валентиной Александровной Иваницкой, 19 лет». Первая потеря Кроме фольклора у Бажова еще одно, опасное увлечение. Еще во время учебы в Духовной семинарии он заинтересовался политикой.
Примыкал к группировкам анархистов, к эсерам, потом — к большевикам, помогал организовывать забастовки на уральских заводах, состоял в революционном учительском кружке. В 1917 году бросил преподавание и с головой ушел в общественную работу. В это время Бажовы с двумя дочерьми, Ольгой и Еленой, жили в городе Камышлове, с родителями Валентины.
Бажов был известным человеком в городе, входил в уездный Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, был комиссаром просвещения. Потом ушел добровольцем в Красную армию, попал в плен, бежал. В маленьком городке все знали, что Бажов — большевик.
Белые арестовали всех его родственников, шашками зарубили племянника. Жену и новорожденного сына Бажова положили в нетопленный барак, к больным скарлатиной. Бажов не успел увидеть своего сына живым — мальчик заразился и вскоре умер.
Как только появилась возможность, Валентина с детьми приехала к мужу. Гражданская окончилась, Бажов открывал газеты, создал на Алтае крестьянский университет. В 1921 году заболел тифом и малярией.
В XXI веке появились новые книги, в которых литературоведы открывают нам Павла Бажова с новой стороны. Интересно посмотреть «Бажовскую энциклопедию», которая вышла в свет в 2008 году. Это поистине весомый результат многолетнего фундаментального труда известных ученых, именно поэтому она признана лучшей научной работой Уральского Государственного университета в 2007 году. Редакторы В. Блажес и М. Литовская удостоены звания лауреатов Всероссийской литературной премии имени П. Это действительно большое литературное событие. Книгу выпустили два екатеринбургских издательства «Сократ» и «Уральский университет».
Редакторы привлекли многих авторов, которые профессионально осветили тот или иной вопрос, связанный с жизнью и творчеством Павла Бажова: это писатели, журналисты, краеведы, историки, филологи, искусствоведы. В энциклопедии подытожены предшествующие исследования и дан достаточно полный свод сведений о жизни и творчестве Бажова, который фактически создал авторский эпос об Урале и по праву олицетворяет наш край в русской культуре. В ней даются характеристики всех произведений писателя. Каждому сказу и повести посвящена отдельная словарная статья. Достоинство «Бажовской энциклопедии» в том, что её содержание в одинаковой мере интересно литературоведу и обычному читателю. Это книга, содержание которой захватывает, её хочется читать от начала и до конца! Заслуживает внимания книга М. Никулиной «Камень.
Автор прочитывает «Малахитовую шкатулку» как новую уральскую мифологию, написанную на основе легенд и преданий, хранимых бездонной народной памятью и вездесущей молвой, ревниво оберегающей магию Места и основных его реалий — камня, горы и пещеры.
Интересные факты о жизни Павла Бажова, биография, семья, творчество
Перед людьми она предстает то в виде прекрасной женщины с неподвижной косой, то в виде ящерицы с короной на голове. Платье на ней из шелкового малахита то блестит, будто стекло, то полиняет, то алмазной россыпью засверкает, то медным станет, то зеленым шелком. Медной горы Хозяйка повелевает камнем и металлами. Недаром она хозяйка именно Медной горы.
Повелевает Малахитница и живыми существами - ящерками — и зелеными, и голубыми, и синими, и коричневыми, и песочного цвета с золотыми крапинками, и цвета поблекшей травы, и узорами изукрашенными. Ящерки ей служат: на стол накрывают, еда обыкновенная, питье не хмельное, а силу придает. И сама Малахитница может оборачиваться в ящерицу с зелеными лапами, черной полоской по хребту и с человечьей головой.
Может любую руду обратить в пустую породу, в обманку. Слезы ее превращаются в редкостный, дорогой камень — медный изумруд. А сама она состоит из живого камня...
Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища — материал для искусства, она милостива и добра.
Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами.
Фамилия Бажов происходит от уральского диалектового слова «бажить», что значит: ворожить, предвещать. Вот откуда прозвище «Колдунков». Демьян Бедный называл Бажова «колдун уральский бородатый». Образы из Сказов П. Бажова —— каменный цветок и хозяйка медной горы, изображены на гербе города Полевской, Свердловской области, с.
С окрестностями которого связаны многие Сказы. К 120-летию писателя в 1999 году была учреждена Премия имени П. Её ежегодно вручают писателям в Екатеринбурге.
Становится учителем русского языка.
Женился на своей ученице, в семье родилось четверо детей. Впервые начал печататься в 1913 г. Мамин-Сибиряк как писатель для детей». В городе Камышлове в феврале 1917-го был избран в первый Совет рабочих и солдатских депутатов по списку эсеров.
В июле того же года — главный редактор городской газеты. С 1918 г. Попадает в плен к колчаковцам, через несколько дней бежит и становится подпольщиком в Сибири, а затем — партизаном. В период гражданской войны воевал на стороне красных, входил в отряд «Красные орлы», который осуществлял карательную деятельность в отношении как священнослужителей, так и верующих мирян на Урале массовая волна расстрелов духовенства прокатилась в 1918 г.
Усть-Каменогорск Казахстан для восстановления разгромленной в ходе неудавшегося восстания узников Усть-Каменогорской тюрьмы большевистской ячейки. Под видом страхового агента осуществлял связь между партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной Повстанческой Армии Алтая, работая по заданию красной Москвы.
Лев Кассиль. Воспоминания о Павле Бажове» «Малахитовая шкатулка» Павел Бажов начал печатать сказы в журналах в середине 1930-х.
В 1939 году вышел сборник «Малахитовая шкатулка», в нем были опубликованы авторские произведения по мотивам рабочего фольклора. Изначально книга состояла из 14 сказов. Затем Бажов дополнил его произведениями из циклов «Сказы об оружейниках» и «Сказы о немцах». В некоторых из сказов повествование ведет вымышленный рассказчик, дедушка Слышко.
Его прототипом стал сторож заводского склада Василий Хмелинин, который рассказывал Бажову много историй. В речи дедушки Слышко автор использовал много диалектизмов и профессиональной лексики горных рабочих. Один из главных сказочных образов в творчестве писателя — Хозяйка Медной горы, или Малахитница. В цикл о ней входят десять сказов, в том числе «Каменный цветок», «Горный мастер», «Травяная западенка», «Малахитовая шкатулка».
Эта героиня — дух Уральских гор, хранительница ценных минералов. В сказах она появлялась перед рабочими как прекрасная девушка в нарядном платье: «А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает.
Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить». Волосы ее Бажов описывает так: «Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь».
Малахитница в сказах могла показаться в виде ящерицы с короной, а иногда герои слышали только ее голос. Однако Хозяйка горы не сводится на роль только пособницы, соучастницы, хранительницы собранного кладов.
Интересные факты о Бажове
Интересно, что одна из дочерей Бажовых, Ариадна, вышла замуж за Тимура — сына другого замечательного писателя, Аркадия Гайдара. Этот неопровержимый факт, как считал Бажов, говорил лишь об одном – нет и никогда не было никакого «уральского языка», а существует смесь различных говоров единого русского языка, горячо писателем любимого. Павел Бажов — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.
Мулярчик Е.В. Исследования интересных биографических фактов жизни П. П. Бажова в Пермском крае
Интересный факт 2017-05-26 07:47:14. Работая в газетах, Бажов использовал целый ряд псевдонимов. Среди наиболее интересных фактов Бажова следует отметить его страсть к путешествиям, которые охватили весь Российский империйский простор. 57. Наследие Павла Бажова живет до сих пор, а к составлению биографии приложила руку его дочь Ариадна, рассказав о неизвестных фактах, характеризующих его удивительным и многогранным человеком.
Бажов в деталях
Ещё в студенчестве читал философские и революционные запрещённые книжки, также изучал научные работы Дарвина. Ему были близки идеи народников, Павел страстно мечтал, чтобы простой люд избавился от самодержавия. Преподавательская деятельность Бажов попробовал поступить в светский университет, но, потерпев неудачу, решил заняться преподавательской деятельностью. К тому же требовалась помощь маме. Отец умер от заболевания печени, а Августе Стефановне тяжело было выживать на одну мизерную пенсию супруга. Павел начал репетиторствовать и писать статьи в газеты.
Почти два десятилетия Бажов преподавал русский язык. Сначала в деревне Шайдуриха неподалёку от Невьянска, потом в Камышлове в духовном училище, в Екатеринбурге в епархиальном училище для девочек. Во всех учебных заведениях он считался любимым учителем — не кричал, никогда не торопил с ответом, подсказывал, задавал наводящие вопросы, если видел, что ученик затрудняется. Каждый его урок воспринимали как подарок, он мог заинтересовать даже самых равнодушных. Все эти годы не переставал увлекаться уральскими народными сказами.
Когда его ученики разъезжались на каникулы, давал им задание записывать загадки, пословицы, поговорки, которые услышат. Революция До революционных событий 1917 года Павел был членом партии эсеров. После революции поддержал большевизм, и новая власть доверила ему руководство комиссариатом просвещения. На этом посту Бажов проявил себя как энергичный и порядочный работник, переживающий за народ, поэтому ему доверяли новые ответственные поручения: заведовал строительно-техническим отделом; выступал с докладами по промышленному развитию; работал в исполнительном комитете. Когда в Екатеринбург и город Камышлов, где жили Бажовы, вошла белая гвардия, Павел находился в командировке.
Пытаясь потом воссоединиться с семьёй, он оказался в плену, откуда сбежал и затаился в глухой деревушке. Потом с чужими документами добрался до Усть-Каменогорска, откуда послал письмо супруге, и она с детьми приехала к Павлу Петровичу. Семья снова была вместе, а вскоре в город вошли красногвардейцы. Бажов начал свою трудовую деятельность в литературном направлении — редактором изданий «Советская власть» и «Известия». Творчество В начале 1920-х годов Бажовы вернулись в Екатеринбург, где Павел Петрович стал трудиться в местных газетах.
В 1924 году он опубликовал свой первый сборник «Уральские были». Это не сказки, а рассказы о жизни на Урале, над которыми писатель трудился после работы по вечерам. Но такое творчество доставляло ему удовольствие, особенно когда сборник был издан и имел успех. Следующие свои произведения Павел Петрович писал по заказу Советской власти: «За советскую правду»; «Бойцы первого призыва»; «К расчёту». Но когда в 1937 году его обвинили в троцкизме, исключили из партии и уволили с работы, Бажов вспомнил рассказы дедушки Слышко и нашёл в них утешение.
Он стал писать сказки, а выживали тогда за счёт большого огорода, на котором трудилась вся семья. В 1939 году вышел сборник его сказок «Малахитовая шкатулка». Книга была нарасхват, сказы про Урал понравились и маленьким, и взрослым.
Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя. Любопытно, что всерьез писать произведения он начал уже в преклонном возрасте.
Однако за довольно малый отрезок времени Павел Петрович все же смог добиться выдающихся результатов на литературном поприще. Давайте более подробно рассмотрим самые интересные факты из жизни Бажова. Писатель стал автором нового жанра — «советского литературного сказа». В период Гражданской войны 1917-1922 он состоял в отряде так называемых «Красных орлов», преследовавших религиозных деятелей и всех тех, кто верил в Бога. Нередко Бажов печатал свои произведения под именем «Колдунков», поскольку так его называли в детстве другие ребята.
Сам сторож говорил, что все его сказы основаны на старинном житье. Очень нравились его рассказы взрослым и детям. Павел Петрович тоже внимательно слушал повести деда Слышко как звали его в народе и старался все запомнить. Именно эти удивительные и волшебные истории привили будущему писателю любовь к фольклорному творчеству.
В 1935 году было опубликовано первое произведение Бажова. Писатель в сказе «Девка Азовка» описывал духа горы Азов. А уже через три года вышел из печати и другой сборник. Фольклор Урала Павел Бажов, годы жизни которого указаны в этой статье 1879-1950 , вел тетради, куда собирал уральский фольклор: песни, загадки, легенды и сказания.
В 1931 году он посещает конференции на тему русского фольклора, которые проходили в Ленинграде и Москве. Именно на этих конференциях было принято решение не только тщательно изучить колхозно-пролетарский фольклор, но еще и создать сборник, куда бы входил фольклор Урала до революции. Собирать материал для этого сборника поручили краеведу Бирюкову, но тот не смог найти источников, и вскоре возглавлять такую работу было поручено Павлу Бажову. Но тот собирал этот материал не как ученый, а как писатель.
Он не записывал точные паспортные данные, так как его герои все были только из России, обычно с Урала. Лучшие произведения За всю свою жизнь Павел Петрович Бажов написал 56 произведений, которые знают и любят дети и взрослые. Это такие сказы, как «Алмазная спичка», «Богатырева рукавица», «Васина гора» и другие. Лучшими произведениями являются следующие сказы Бажова: «Голубая змейка», «Горный мастер», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка», «Огневушка-поскакушка» и другие.
Любят читать дети и такую интересную сказку, как «Серебряное копытце», где рассказывается о том, как старик Кокованя решил приютить у себя сиротку Даренку. Однажды рассказал он девочке историю о необыкновенном козле. Стали они жить в одной избе, а вечерами дедушка рассказывал девочке сказки. А однажды он взял девочку с собой на охоту, оставил ее в избушке лесника, а когда вернулся, то вся избушка была завалена драгоценными камнями, которые козлик своим серебряным копытцем набил.
Интересны читателям и такие сказы Бажова, как «Солнечный камень», «Травяная западенка», «У старого рудника», «Хрупкая веточка», «Чугунная бабушка», «Шелковая горка» и другие. Сказ «Каменный цветок» Сказ «Каменный цветок» Бажовым был написан в 1937 году. Он вошел в известный сборник «Малахитовая шкатулка». По сюжету старик Прокопьич был лучшим резчиком по малахиту, но вот учеников он всегда учил плохо, так как не видел в них способности к своему делу.
А вскоре и вовсе отправлял их обратно. Однажды Прокопьичу отдали сироту Данилку Недокормыша, которому было двенадцать лет. В господском доме Данилка так ничего и не научился делать, лишь рассматривал картины, а когда коров пас, то они у него разбегались в разные стороны. Прокопьич не только пожалел парнишку, но вскоре привязался к нему всей душой.
Быстро тот стал учиться и всем премудростям малахитного дела. А когда он вырос, то настоящим красавцем стал. Прокопьич с ним о невесте стал разговаривать, а тот пока лишь о своем деле говорил, мечтая стать настоящим мастером. Барин однажды, чтобы проверить умения Данилки, заказал ему малахитовую чашу на ножке.
И остался доволен результатом работы.
Прокопьич не только пожалел парнишку, но вскоре привязался к нему всей душой. Быстро тот стал учиться и всем премудростям малахитного дела.
А когда он вырос, то настоящим красавцем стал. Прокопьич с ним о невесте стал разговаривать, а тот пока лишь о своем деле говорил, мечтая стать настоящим мастером. Барин однажды, чтобы проверить умения Данилки, заказал ему малахитовую чашу на ножке.
И остался доволен результатом работы. Решил барин женить Данилку на Кате Летеминой. Но вот только не нравилась самому юноше чаша, которую он изготовил: парень считал, что в ней нет жизни, что камень он не прочувствовал.
И тут от старого мастера он услышал легенду о каменном цветке, который дает понять силу камня. Захотел Данилка увидеть этот цветок. И перед самой свадьбой молодой резчик по малахиту отправился на Змеиную гору за малахитом, где и повстречался с Хозяйкой Змеиной горы.
Долго он уговаривал ее показать каменный цветок, но она предупредила резчика, что прежней жизни у него после этого не будет. А затем отвела в свой сад, где и был этот прекрасный каменный цветок. Вернулся Данилка домой, весь вечер грустил, а ночью убежал куда-то и больше никто его не видел.
Но ходили слухи о том, что его взяла к себе в мастера Хозяйка Змеиной горы. Она просит Степана, чтобы он передал начальнику местного рудника сообщение о том, чтобы тот оставил в покое этот рудник. За это она обещает выйти замуж за Степана.
Когда Степан передает требования Хозяйки Медной горы своему начальнику, то тот не верит и приказывает наказать Степана. Главного героя сажают на цепь в рудник и требуют добыть много малахита. И вот тут снова является Хозяйка Медной горы, которая хвалит Степана за смелость и помогает добыть ему малахит, а также она показывает свое приданое.
Она сообщает, что готова исполнить обещание и стать женой молодого человека. Но Степан не может на ней жениться, так как у него уже есть невеста. Для сиротки Настеньки Хозяйка Медной горы передает в подарок малахитовую шкатулку с драгоценностями.
Свои слезы прощания со Степаном она отдает ему, чтобы он смог их продать и разбогатеть. Вскоре рудник закрывают, Степан женится на Насте, и оба получают освобождение от крепостного права. Но вот счастья он так и не обретает.
Теперь он ходит все время грустный и посещает закрытый рудник, где якобы охотится, но добычи никогда никакой не приносит. Однажды его находят на этом руднике мертвым, а в его руке были зажаты медные изумруды. Это были слезы Хозяйки Медной горы, которые он хранил всю жизнь.
Личная жизнь Что известно о личной жизни Павла Бажова, биографию которого мы описываем? Долгое время он даже не пытался ухаживать за женщинами, хотя часто им нравился. Писатель вел размеренную жизнь холостяка до тридцати лет.
Он не только был увлечен литературой, но ждал, когда же в его жизни появится настоящая и искренняя любовь.
Идейный коммунист
- Интересные факты из жизни Павла Бажова | VivaReit
- Строгий педагог
- Строгий педагог
- Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове
В жестокой мясорубке
- 14 интересных фактов о Павле Бажове
- Павел Бажов: творческий путь
- Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода
- Павел Бажов и его Хозяйка медной горы: биография, книги, фото, личная жизнь
- Рождение и детство Павла Петровича Бажова
Три династии
- Бажов в деталях
- Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове
- Бажов Павел Петрович (1879-1950) - биография, жизнь и творчество писателя
- Библиография
- Навигация по записям
57 интересных фактов о Бажове Павле Петровиче, авторе «Хозяйки медной горы»
Предлагаем вашему вниманию самые интересные факты из жизни Бажова. На протяжении всей жизни Бажов собирал сказки, которые слышал от деревенских жителей. Стоит отметить, что он стал родоначальником такого литературного жанра, как — «советский литературный сказ». Интересен факт, что в 20-летнем возрасте Павел Бажов успешно окончил Пермскую духовную семинарию, после чего несколько лет работал учителем русского языка в двух духовных училищах. Когда к власти пришли большевики, Бажов вошел в состав отряда «Красных орлов», которые преследователи как священников, так и простых верующих людей. Ряд своих произведений Павел Бажов издал под псевдонимом «Колдунков». К слову, в детстве он имел именно такое прозвище.
В память о нём на здании бывшей Духовной семинарии на улице Монастырской, д. Именем писателя названа улица в Кировском районе Перми. Центральная детская библиотека в городе Краснокамске открыта 14 сентября 1943 года, именно тогда приезжал Бажов с писателем Евгением Андреевичем Пермяком. В канун 100-летия сказочника в 1989 году Центральной детской библиотеке в городе Краснокамске было присвоено имя Павла Петровича Бажова, в связи с тем, что с 1979 года ведет большую и интересную работу по пропаганде творчества П. В библиотеке проходят творческие вечера, Бажовские чтения, оформлена Бажовская комната в стиле бажовских сказов в рамках программы «Краснокамск: новый проект» — читателей встречают Хозяйка Медной горы, Данила-мастер, Огневушка-поскакушка. Юные экскурсоводы зовут себя «бажатами». В парке между первой и восьмой школами так называют этот парк горожане появился арт-объект «Уральская ящерица», символизирующий желание краснокамцев жить в гармонии с природой. Прыткая ящерица несколько лет назад занесена в Красную книгу Пермского края и могла остаться только в сказах Бажова. Теперь эта «хозяйка Медной горы», благодаря усилиям местных экологов встречается даже в городе. Кстати, школьному парку хотят присвоить имя Павла Петровича Бажова. В Краснокамске внедрен социальный проект «Доброе имя — хорошая память»: создание музея, проведение общегородских и краевых бажовских фестивалей, конкурсов, чтений, выставок. Заключение Изучив литературные источники о биографии и творчестве П. Бажова в Пермском крае и не только, работая с материалами, любезно предоставленными нам сотрудниками Центральной детской библиотеки в городе Кранокамске, в частности Брюхановой Н. Библиографический список 1. Бажов П. Малахитовая шкатулка. Уральские сказы. Свердловск, 1988 4. Бажова-Гайдар А. Глазами дочери. Блажес В. Бажовская энциклопедия. Газета «Краснокамская звезда», статья «Мастер, мудрец, сказочник» Шарц А. Документы из архива Центральной детской библиотеки им. Кузнецов С. Большой толковый словарь русского языка.
Закончил заводскую школу, а потом решил учиться на священника, поступив в духовную школу, а затем и в Пермскую духовную семинарию. Однако по ее окончании он не пошел в священнослужители, а заинтересовался политикой: вступил в эсеры, а позже в партию большевиков. Стал подпольщиком и красным партизаном, возглавлял профсоюзные организации, а через много лет, уже будучи в солидном возрасте, даже был избран депутатом Верховного Совета СССР. Писатель в студенческие годы. Всю жизнь Бажов посвятил красоте русского языка и писательской деятельности. Еще с юных лет он изучал народный фольклор и собирал интересные истории в уральских деревнях. Любовь к литературе косвенным образом и поспособствовала его знакомству с будущей женой. Это было еще до того, как Бажов увлекся социалистическими идеями. Окончив семинарию, он преподавал русский, церковнославянский и литературу в Екатеринбургском епархиальном женском училище. Молодой и красивый педагог покорил сердца многих юных учениц, однако никогда в общении с ними он не позволял и намека на какие-либо вольности. Павел Петрович всегда держал дистанцию и на уроках был очень строг. Также скрупулезно он подходил и к оценке работ. Одна из его учениц, Валя Иваницкая, как и ее подружки, не раз получала замечания за свои школьные сочинения, который педагог нещадно критиковал. Ведь он так любил русский язык и требовал к нему такого же трепетного отношения! Павел Бажов на фото стоит слева с коллегами-педагогами по училищу.
Творчество Бажов создал особый жанр в литературе — «советский литературный сказ». В 1924 году был опубликован первый сборник «Уральские были», содержавший очерки о жизни уральских горняков. В 1939 году вышла в свет книга «Малахитовая шкатулка», состоявшая из 14 сказов. Она имела большой успех. В 1943 году писатель получил Сталинскую премию за этот сборник рассказов. Эта всем полюбившаяся книга даже побывала в боях вместе с экипажем танка во время трагических событий Великой Отечественной войны. Однажды она получила ранение осколком снаряда, но её всё равно сохранили. Победу «Малахитовая шкатулка» встретила в Берлине. Как революционер, Бажов сделал героем двух своих рассказов Владимира Ленина. Некоторые персонажи Павла Петровича были заимствованы зарубежными авторами для своих произведений. За всю жизнь автор создал 56 сказов. К 120-летию со дня рождения писателя в Екатеринбурге учредили ежегодную литературную Премию имени П.
Павел Петрович Бажов Некоторые факты биографии
8. Павел Бажов прожил, будучи и мастером пера, и настоящим революционером, он преуспел во всех делах, за которые брался, и оставил потомкам значительное литературное наследие. Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Вот несколько. Полная биография писателя Павла Бажова. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «». Человек позднего цветения, Павел Бажов, стал писателем в 60, а через 10 лет умер. Всю жизнь Бажов посвятил красоте русского языка и писательской деятельности.