Он уговорил на новую попытку полярного перелета своего старого друга, Валерия Чкалов. РИА Новости Самолет Валерия Чкалова пролетает над Исаакиевским собором во время перелета Москва – Далекий Восток, 20 июня 1936 года. Валерий Чкалов стал известен на весь мир, когда совершил рекордный по длительности перелет Москва – Петропавловск-Камчатский.
Завершился беспосадочный перелет самолета Су-30 по маршруту Чкалова
Комбриг Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков совершили беспрецедентный трансполярный перелёт из Москвы в американский Ванкувер. Трансарктическому перелёту экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку – 85 лет. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за хулиганский полет под мостом, совершенный для завоевания сердца любимой». Разумеется, Чкалов не был бы Чкаловым, не сумей он «дожать» проект перелета через Арктику в Америку.
Воссоздали перелет из Москвы в Ванкувер. В Нижнем Новгороде установили рекорд России
Несмотря на то, что была сделана кабина с подогревом, внутри все равно была минусовая температура. Перелет требовал огромного мужества. Бесспорно, это был подвиг, это было большое дело", - рассказала дочь Валерия Чкалова Ольга. По окончании официальной части состоялся праздничный концерт с участием детских творческих коллективов. Гости осмотрели передвижную экспозицию нижегородского Мемориального музея Чкалова и сфотографировались на фоне представленного бронзового бюста Валерия Чкалова, который в 2016 году был передан в фонд московского музея Авиасоюзом.
Ранее, 6 мая 2022 года, спикер городской Думы встретился с Героем России Алексеем Новиковым, который приезжал в Нижний Новгород, чтобы накануне 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне провести урок мужества для учеников родной 151-й школы.
И Валерий, когда приходил в гости, сразу брался за хозяйство — рубил и носил дрова. Матери он нравился. Она его называла «мой помощник». Все шло к тому, что Валерий вот-вот сделает девушке предложение.
И в результате сделала выбор не в пользу летчика. И прагматично выбрала второго ради будущего своих детей. Конечно, Чкалову решение любимой девушки не понравилось. Их объяснительный разговор проходил на повышенных тонах. Тогда-то Ольга в сердцах и бросила роковую фразу: «Ты не герой!
И Ольга пришла, думая, что там состоится их расставание. Но то, что произошло дальше, не могло присниться ей даже в кошмарах. И вдруг она увидела летящий прямо на нее самолет. Оля испугалась ужасно — решила, что Чкалов хочет покончить с собой, а заодно убить и ее. Она потом рассказывала, что от страха так вцепилась в перила, что не могла даже кричать, только дрожала.
Когда самолет по одной из версий, это был одноместный истребитель Fokker D. А Чкалов нырнул под мост и полетел дальше. У Ольги руки просто приклеились к перилам — к ней подошел какой-то мужчина, чтобы помочь, и даже он не сразу смог их оторвать. Он проводил ее до дома. Олю трясло.
А когда впоследствии состоялась их встреча с Чкаловым, он ей сказал: «Ты хотела подвига?
Летчик-испытатель на деле доказывал свою фразу — «Если быть, то быть первым! Как отметил губернатор Глеб Никитин, эти слова до сих пор отражают нижегородцев. Это часть нашего культурного кода», — заключил глава региона.
Напомним, герой Советского союза Валерий Чкалов родился в нижегородском селе Василево городе Чкаловске 2 февраля 1904 года.
Поэтому первоначально в штабе по подготовке перелета решили снабдить экипаж весьма внушительным «пайком» - около 350 кг. Но Чкалов, экономя вес ради увеличения количества горючего для двигателя, из этого провианта согласился взять лишь 115 кг. Причем для питания членов экипажа во время почти трехсуточного полета предусматривалось только 12 кило, остальное — аварийный запас на случай вынужденной посадки. Валерий Чкалов позднее рассказывал: «В наш рацион входили бутерброды с ветчиной по 100 граммов на человека в день , сливочным маслом 50 граммов , говядиной 50 граммов , телятиной 50 граммов , зернистой икрой 30 граммов , швейцарским сыром 50 граммов. Кроме того, в суточный рацион во время полета были включены пирожки, начиненные капустой с яйцами, шоколад по 100 граммов на человека , кекс 50 граммов , лимоны, апельсины, яблоки…» Кроме пищи, летчики взяли с собой на случай возникновения нештатной ситуации палатку, спиртовую печку, канадские лыжи, снегоступы, спальные мешки, пару охотничьих ружей, примус, надувную лодку, ледоруб... Еще одним источником для экономии веса стал кислород, необходимый летчикам для дыхания при полете на большой высоте. По инициативе того же Чкалова было решено значительно сократить его запасы на боту АНТ-25.
В результате когда самолет шел в 5-6 тысячах метров над землей экипажу пришлось сильно страдать из-за гипоксии. К концу этого беспримерного рейда ситуация стала просто угрожающей. Сил нет, тошнота, головная боль, соображаю с трудом... У Валерия из носа пошла кровь... Последние 10 часов трансконтинентального полета за штурвалом крылатой машины оставался второй пилот Байдуков. Он же совершил посадку в американском Ванкувере. Пришлось советским авиаторам сэкономить и на собственном гардеробе. Они не взяли с собой костюмы, которые могли пригодиться в Америке во время торжественных мероприятий и протокольных встреч.
Полет в неизвестность
В телевизионном эфире они впервые. На кадрах они тогда в последний раз были вместе, легендарные советские летчики-герои — чкаловский экипаж и его ближайшие друзья. Вспоминали как жил и летал великий ас. Первым перелететь Северный полюс пытался еще летчик Сигизмунд Леваневский. Попытка оказалась неудачной. Вторым пилотом Леваневского был Георгий Байдуков. Он то и уговорил Валерия Чкалова на рекордный маршрут. Выбирали двумя голосами против одного. Выбрали его командиром экипажа. Именно такой человек и нужен был.
Именно такой человек мог пойти на рискованный полет на одномоторном самолете, каким был АНТ-25", — рассказывал Георгий Байдуков в фильме "Ваша жизнь". Размах крыльев 34 метра. В крыльях расположены бензобаки. Для того времени необычно. Запас топлива у машины был шесть тон. Полетный же вес машины 11 тонн. И надо было быть очень большим мастером, чтобы со взлетной полосы поднять такую тяжелую машину. Тот самый АНТ-25. Его второе имя РД — рекорд дальности.
На нем экипаж Чкалова совершил два легендарных беспосадочных перелета. В 1936-м из Москвы на остров УД. Ныне остров Чкалова устье реки Амур. А в следующем 37-м легендарный — из Москвы в Америку. Через Северный полюс. Кабина очень узкая. Чтобы поменять местами пилотов — раскладывали сиденья и перелезали. В самолете нет принудительного отопления. Риск был огромным.
Над Северной Америкой почти закончились кислород и топливо. Внутри кабины замерзла вода.
На ступенях лестницы появилась проекция карты. Инсталляцию сопровождали световые столбы вокруг памятника Валерию Чкалову и лестницы. Летчик-испытатель на деле доказывал свою фразу — «Если быть, то быть первым! Как отметил губернатор Глеб Никитин, эти слова до сих пор отражают нижегородцев.
Но они долетели.
Летчики стали героями мирового масштаба, символами мужества и послами своей страны. Это была юность молодого государства. И его народных героев. Таких же молодых и сильных. Главным из них был Валерий Чкалов. Страна хотела видеть его ежедневно. И все от пионеров до ветеранов знали каждый миг его жизни.
Иностранцы называли его шеф-пилотом. Далеко от дома, где он родился, принимал со всех концов земли эту безграничную любовь и восхищение Гениальный пилот, воздушный хулиган, депутат Верховного совета, любимец всей страны. За недолгую карьеру в ВВС его трижды увольняли из армии — после одного из них он катал туристов над Ленинградом на стареньком "Юнкерсе", но вскоре вернулся, получил звание комбрига и стал Героем СССР. Продолжал работать летчиком-испытателем В воздухе он творил чудеса. По пути из Брянска в Гомель пролетел под проводами. На высоте 1000 метров забрался в кабину истребителя, закрепленного на крыле бомбардировщика и оторвал машину от носителя. В 1934-м при испытании нового истребителя И-16 отказал механизм шасси.
Чтобы выпустить так называемые "ноги", Чкалов выполнил все мыслимые фигуры высшего пилотажа. Только через полчаса изматывающего полета поломку ему удалось устранить. Причем по многу витков, чтобы создать боковые нагрузки и ноги вышли бы. Я видел этот полет. Куски летели от самолета. Лопухи, заглушечки. Все летело под этими нагрузками.
Ох и сильный же мужик до чего. Сильный волей своей. Своим сознанием. Человек, который работал до предела", — говорил летчик-испытатель, генерал-майор авиации, дважды герой Советского Союза Владимир Коккинаки. Приручить истребитель "И 16" никак не удавалось. Однажды во время скоростных испытаний Чкалову пришлось даже садиться в лесу прямо на деревья. Самолет развалился пополам, а Чкалов получил травму головы.
Все скрывал.
Двигатель остыл, из-за чего замерзла дренажная трубка расширительного бачка системы охлаждения. Давление паров в нем возросло, пробив ледяную пробку, но вместе с паром выплеснулось и много воды. Ее уровень понизился, головки цилиндров остались без охлаждения. Это означало, что через несколько минут двигатель перегреется и заклинит над ледяными просторами Арктики. Бросились искать воду, но ее запасы замерзли. Хладнокровие и находчивость проявил Чкалов. Он распорядился залить в систему чай и кофе из термосов. На этой смеси и долетели. Байдуков вспоминал, что именно после этого происшествия впервые заметил в волосах командира седину.
Арктическую модификацию машины специально модернизировали для низких температур: радиатор системы охлаждения уменьшили, на двигатель установили трехлопастной винт, позволяющий выбирать оптимальный режим работы. Машина имела уникальную для тех времен конструкцию - крылья были в 2,5 раза длиннее фюзеляжа, что позволяло брать больше топлива, а также увеличивало планирующие способности. Двигатель, установленный на АНТ-25, был первым отечественным серийным авиамотором большой мощности и превосходил лучшие зарубежные образцы. Спустя несколько лет английская компания «Роллс-Ройс» и американская «Паккард» для форсирования своих моторов переняли у М-34 силовую схему. Байдуков во время перелета был за штурвалом больше времени, чем Чкалов Две трети перелета самолет вел Георгий Байдуков, в том числе, последние 13 часов перед посадкой. Он был одним из лучших в стране мастеров слепого полета - мог часами вести самолет в облаках по приборам, выдерживать курс, не теряя пространственной ориентации. Кстати, опыт трансконтинентальных перелетов пригодился с началом Великой Отечественной войны - Байдукова командировали в США для организации поставок воздушной техники по ленд-лизу. Георгий Филиппович отличился и на фронте: он командовал авиационным соединением, участвовал в освобождении Киева, в операции «Багратион», в штурме Берлина.
Как русские летчики покорили Северный полюс и стали «рок-звездами» в США
Под командованием Чкалова, решившего перетащить самолет на новое место, едва ли не все жители острова принимали участие в этой «спасательной операции». В нижегородском аэропорту пассажиров поздравили с 85-й годовщиной полета Чкалова. Более 1 тысячи человек на 560 ступенях лестницы воссоздали знаменитый беспосадочный перелет Чкалова по маршруту «Москва — Северный полюс — Ванкувер». 20 июня 1937 года советский самолет с экипажем под управлением нашего земляка Валерия Чкалова совершил 63-часовой беспересадочный полет. Сегодня любители авиации по всему миру отмечают юбилей беспосадочного трансарктического перелета экипажа Валерия Чкалова.
Любители авиации отмечают юбилей беспосадочного трансарктического перелета экипажа Валерия Чкалова
Говоря о знаменитом перелёте Чкалова, часто забывают о роли второго пилота — Георгия Байдукова. Несмотря на это, перелёт команды а стал одним из крупнейших событий в истории мировой авиации. Только авторитет Чкалова и его уважение Иосифом Виссарионовичем позволили обратиться к руководству страны за разрешением повторить попытку перелета в США. Сегодня в Николаевске-на-Амуре начались торжества, приуроченные к 80-летию беспосадочного перелета экипажа Валерия Чкалова. 19 июня 1937 года был дан старт рекордному беспосадочному перелету экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс. Командир экипажа Чкалов сумел отстоять полёт в правительстве и справиться с тяжёлым самолётом во время взлёта и посадки.
«Сейчас все замерзнет, мотор откажет»
- Над белой пустыней
- Воссоздали перелет из Москвы в Ванкувер. В Нижнем Новгороде установили рекорд России
- "Сталинский маршрут". С аэродрома Чкалова на остров Чкалова
- Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
- Под капотом самолёта
Выжили благодаря Свердловску: 80 лет назад Чкалов совершил первый рекордный перелет
А за год до этого Чкалову, Байдукову и Белякову были присвоены звания Героя Советского Союза за беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан. Памятный полет, посвященный легендарному беспосадочному перелету Валерия Чкалова до острова Удд, завершен, передает из Жуковского корреспондент "Интерфакс-АВН". АНТ-25 – тот самый самолёт, на котором летел Чкалов, первый в мире совершивший трансполярный перелёт.
80 лет триумфальному полету Чкалова
И тут надо отдать [должное] мужеству Чкалова, потому что [Сигизмунд] Леваневский сказал, что на одном моторе лететь на Северный полюс нельзя, и позже не полетел. А Чкалов рискнул на одном моторе, не имея никаких средств спасения, в маленькой тесной кабине, лететь почти трое суток через Северный полюс в Америку», — добавил собеседник ОТР. Они летели почти трое суток и преодолели более восьми тысяч километров. Пилоты стали героями мирового масштаба.
Глядя на Чкалова, Байдукова и Белякова, миллионы мальчишек начали грезить небом. За этот перелет и мужество летчиков наградили орденами Красного Знамени. Домой Чкалов, Байдуков и Беляков вернулись уже международными звездами.
На родине героев-летчиков на аэродроме встречал сам Иосиф Сталин. С того момента Чкалов стал «сталинским соколом» — любимцем вождя. По словам Широкорада, Сталин очень уважал пилота и даже предлагал ему стать министром внутренних дел, но тот отказался.
Не мог он представить свою жизнь без неба. Тем не менее у летчика сложились довольно близкие отношения с вождем. Однажды на приеме в Кремле Сталин предложил выпить за Чкалова, однако пилот встал и заявил, что пить нужно не за него, а за здоровье великого вождя.
После этого они обнялись. Поговаривают, что летчик даже имел смелость обращаться к Сталину на «ты».
Удачный перелет в Америку имел бы большой пропагандистский эффект, но вождь СССР — как к нему ни относись — умел мыслить хитро и политиком был ловким. Именно в тот момент ему потребовался еще один явный, но не озвучиваемый вслух эффект от демонстрации небывалого уровня советской авиации — военный. Байдук и Валериан против самураев Мы сегодня привыкли, что Хабаровск соседствует с Китаем, что Сахалин вообще не имеет сухопутных границ с иными государствам, а Камчатка отделена от других держав минимум тысячей километров океанской воды. Но тогда, 85 лет назад, все было не так.
Хабаровск тогда граничил с… Японией. Точнее — с Японской империей, чьи войска в 1932 году захватили весь прилегающий к России северо-восток Китая. Весь Корейский полуостров и южная половина острова Сахалин в ту эпоху тоже были территориями, подвластными Токио еще со времен неудачной для нас Русско-японской войны 1905 года. Добавим, что и вся — абсолютно вся! В 1936 году, всего 85 лет назад, с территории Японии — с самого северного курильского острова Шумшу — можно было разглядывать берега нашей Камчатки даже без бинокля. При этом Япония той эпохи являлась весьма агрессивным государством, ее армия и флот по праву считались одними из крупнейших и сильнейших в мире.
В 1934—36 годах на советско-японской границе в Приморье постоянно шли вооруженные стычки, счет убитым шел на десятки. Обе страны балансировали на грани открытого конфликта, находились де-факто в состоянии холодной войны, которая в любой момент могла стать горячей... Если наши сухопутные силы на Дальнем Востоке еще могли на равных тягаться с японцами, то на море ситуация для СССР была крайне сложной — наш Тихоокеанский флот тогда бесконечно уступал по мощи и уровню техники эскадрам Дай-Ниппон тэйкоку кайгун, "флота Великой Японской империи". Как раз в начале 1936 года в Токио произошла попытка военного переворота, нацеленные на экспансию японские генералы и адмиралы фактически контролировали правительство, главой которого в том же году стал бывший посол Японии в СССР Хирота Коки. Господина Хироту в Кремле очень хорошо знали именно как убежденного и деятельного противника нашей страны. Японцы тогда уже принялись по частям завоевывать Китай в следующем 1937 году они захватят Пекин и совсем не иллюзорно, с откровенным аппетитом геополитического хищника приглядывались и к нашим дальневосточным землям.
Пусть читатель простит это углубление в советско-японскую политику 85-летней давности, но без него не понять, зачем же и с какой "надобностью" Байдук и Валериан — Байдуков и Чкалов — рисковали жизнями. Итак, на Тихом океане СССР тогда флота, по сути, не имел, в то время как императорские военно-морские силы Японии являлись одними из мощнейших на планете. Противопоставить самурайскому флоту наша страна могла лишь воздушный флот. Демонстрация его впечатляющих возможностей должна была остудить самые горячие головы в Токио и снизить военно-политическое напряжение между двумя державами. Ведь в ту эпоху дальний бомбардировщик играл такую же "сдерживающую" роль, как сегодня баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Именно с этой целью Сталин и предложил а по факту приказал!
Чкалову и Байдукову особый маршрут рекордного полета. Сами летчики и советские СМИ тут же назовут этот маршрут "сталинским". Добравшись без посадок от Москвы по небу до Камчатки, нашему самолету предстояло все так же без единой посадки фактически пройти вдоль границ Японской империи — мимо японских Курил, мимо японской части Сахалина до Хабаровска, который от японской Маньчжурии 85 лет назад отделяли лишь считаные километры. Авиация Японии — да и любая другая авиация в мире! Окно в облаках позволило рассмотреть очертания какого-то острова. В этом месте повернули на материк, взяв курс на Нордвик...
В очень тяжелых метеорологических условиях, пробиваясь сквозь сплошные облака, борясь с циклоном, вышли в Хатангский залив.
Выжили благодаря Свердловску: 80 лет назад Чкалов совершил первый рекордный перелет 23 июля 2016 16:55 Выдающийся летчик-испытатель Валерий Чкалов 80 лет назад совершил первый длительный беспересадочный перелет почти на 10 тысяч километров: именно Свердловск сыграл ключевую роль в его успешном финале, обеспечив принятие единственно верного решения в критических условиях и тем самым сохранив жизнь экипажу. Как свидетельствуют данные Государственного архива Свердловской области, 22 июля 1936 года завершился перелет самолета АНТ-25 под командованием Валерия Чкалова по маршруту «Москва - остров Удд». Радиосвязь летчиков с Москвой обеспечивалась через радиостанцию, находившуюся в Свердловске. Весной 1936 года Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелет, но Сталин указал другой план маршрута: «Москва - Петропавловск-Камчатский». На решение руководителя государства повлияла неудачная попытка полярного перелета из Москвы в Сан-Франциско, предпринятая годом ранее летчиком Леваневским полет был прерван из-за неисправности. Экипаж уже выполнил большую часть задания, проведя в небе свыше двух суток в сложнейших географических и метеоусловиях, когда на Охотском море разыгрался сильнейший шторм - продолжать полет стало невозможно. Летчики через Свердловскую радиостанцию проинформировали Москву о своем положении, и результатом переговоров стала радиограмма за подписью Серго Орджоникидзе с приказом прекратить движение и посадить машину при первой возможности.
Хладнокровие и находчивость проявил Чкалов. Он распорядился залить в систему чай и кофе из термосов. На этой смеси и долетели. Байдуков вспоминал, что именно после этого происшествия впервые заметил в волосах командира седину.
Арктическую модификацию машины специально модернизировали для низких температур: радиатор системы охлаждения уменьшили, на двигатель установили трехлопастной винт, позволяющий выбирать оптимальный режим работы. Машина имела уникальную для тех времен конструкцию - крылья были в 2,5 раза длиннее фюзеляжа, что позволяло брать больше топлива, а также увеличивало планирующие способности. Двигатель, установленный на АНТ-25, был первым отечественным серийным авиамотором большой мощности и превосходил лучшие зарубежные образцы. Спустя несколько лет английская компания «Роллс-Ройс» и американская «Паккард» для форсирования своих моторов переняли у М-34 силовую схему.
Байдуков во время перелета был за штурвалом больше времени, чем Чкалов Две трети перелета самолет вел Георгий Байдуков, в том числе, последние 13 часов перед посадкой. Он был одним из лучших в стране мастеров слепого полета - мог часами вести самолет в облаках по приборам, выдерживать курс, не теряя пространственной ориентации. Кстати, опыт трансконтинентальных перелетов пригодился с началом Великой Отечественной войны - Байдукова командировали в США для организации поставок воздушной техники по ленд-лизу. Георгий Филиппович отличился и на фронте: он командовал авиационным соединением, участвовал в освобождении Киева, в операции «Багратион», в штурме Берлина.
Дослужился до звания генерал-полковника авиации, ушел в отставку в конце 1980-х. При посадке самолета топлива осталось всего 77 литров На самом деле экипаж преодолел 9 130 километров, однако по прямой расстояние между точками взлета и посадки составило как раз те самые 8 504 километра. Встречные ветры и плохие погодные условия удлинили реальный путь самолета. Кстати, в его баках после приземления осталось всего 77 литров топлива из изначальных 5 700.
Командир авиабазы, куда приземлился Чкалов, станет позже министром обороны, госсекретарем США и лауреатом Нобелевской премии мира Первым из официальных лиц, встретивших экипаж Чкалова в США, стал начальник гарнизона генерал Джордж Маршалл.
Эфир от 04.02.2024. Английские, испанские, немецкие и французские субтитры
- Валерий Чкалов
- "Сталинский маршрут". С аэродрома Чкалова на остров Чкалова
- Бросок через Северный полюс: 10 малоизвестных фактов об уникальном перелете экипажа Валерия Чкалова
- Легендарный полёт | Газета "Тихоокеанская звезда"
- Первый в мире беспосадочный перелет через северный полюс, легендарный летчик Валерий Чкалов
- "Зачем рисковать без надобности?.."
Полёт Валерия Чкалова в Америку: рассекреченные факты
Затем срок был снижен до 6 месяцев. В 1926 году 1-я Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка сегодня - Гатчина , где Чкалов служит с 1926 по 1928 год. В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью. В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на один год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова , менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью: 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова.
Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско был прерван из-за неисправности. Чкалов, Байдуков и Беляков Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте - через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала т.
Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 сейчас находится в музее в Чкаловске. О большой пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. Валерий Чкалов и Сталин Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обледенение и т. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. Иосиф Сталин лично предложил Чкалову занять должность руководителя НКВД, но тот отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой.
Гибель Валерия Чкалова Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Полёт готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, затем 25 ноября...
Рассказывают еще, что чкаловцы с интересом рассматривали картины на стенах в кабинете, многие из которых были посвящены морской тематике. Хозяин Белого дома пояснил гостям, что «в молодости он был моряком» Рузвельт с детства увлекался флотом и во время Первой мировой войны занимал пост заместителя военно-морского министра, причем своими знаниями и умениями он заслужил уважение моряков. Чкалов проронил: «Вам не хватает здесь нашего Айвазовского», на что президент, оживившись, ответил: «Я очень, очень люблю Айвазовского! Одна из легенд гласит, что президент приказал помощникам приподнять его в кресле, чтобы он смог приветствовать героев стоя. О пребывании чкаловского экипажа в Белом доме свидетельствует и фотографии, которую мы отыскали в Библиотеке Конгресса США. Вот она. Чкалов на фото в Белом доме Но ошибки, кто из советских граждан был первым в Белом доме по одним из источников — Павличенко в 1942 г. Дело в том, что чкаловцы побывали там с экскурсией, в ходе которой были приняты Рузвельтом, а Павличенко — в ходе официального приема, устроенного в честь советской делегации. Так что ответ на вопрос — кто был в Белом доме первым, зависит от дополнительного вопроса — в каком статусе. Немного странно, но в состав чкаловского экипажа не подобрали никого, кто владел бы английским. Лишь Беляков был способен немного изъясниться по-французски, а так языков не знал никто. Тем не менее советские авиаторы достойно представляли свою страну, общаясь с журналистами, политиками, авиационными деятелями и с простыми людьми, — столь же достойно, как это четверть века спустя делал Гагарин. В Европу возвращались морем, на великолепном лайнере «Нормандия», в каютах первого класса; и на судне у Чкалова случился забавный разговор с каким-то американским миллионером. Бизнесмен поинтересовался, богат ли прославленный летчик. Чкалов ответил: «Ничего, есть». Там же, на «Нормандии», произошла еще одна история, обросшая пересудами: развивавшиеся взаимоотношения Чкалова и Марлен Дитрих, которая тоже плыла на том лайнере. Валерий Павлович подарил актрисе роскошный букет роз и написал ей записку на ужасном английском. Всю дорогу они непринужденно общались, однако когда плаванье закончилось, Дитрих, чем-то обиженная, заперлась в купе поезда и в последующем не выносила даже упоминания имени Валерия Чкалова. Так что же это было: роман, разбивший сердце кинозвезды? В этом не было бы ничего удивительного: Чкалов слыл знатным ухажером. Красавцем он не был: да, Чкалов был крепко сложен, мужественен, но из-за глубоких морщин выглядел много старше своих лет. При этом заметим, мужицкая брутальность удивительным образом сочеталась в Чкалове с интеллигентностью, образованностью хоть и не оканчивал он университетов. Чкалов любил читать сидя в тюрьме, в две недели перечитал всю тюремную библиотеку. Прекрасно разбирался в живописи, театре и музыке, отлично играл на бильярде и в теннис. С наслаждением он слушал записи Шаляпина и сам мог исполнить по памяти арию главного героя из оперы Бородина «Князь Игорь». В гостях у хлебосольного Чкалова бывали Шолохов и А. Чкалов, как позже Гагарин совпадение: оба погибли в 34 , спешил жить, будто предчувствуя, что жизнь ему отмерена короткая, но яркая, — словно полет метеора. А что до Дитрих, то более правдоподобной представляется другая версия: актриса была попросту уязвлена, что на пароходе не она была главной звездой. Тот самый: автор знаменитого «плана Маршалла» 1947 — в этом году юбилей , на повторение которого сегодня молится украинская правящая элита. Госсекретарь США в 1947—1949 гг. Но в 1937 г. Маршалл вполне мог считать себя неудачником. Боевой офицер, участник Первой мировой войны, он очень трудно делал карьеру. Лишь в 1936 г. Такое довольно странное звание: «уже не полковник, но еще не вполне генерал». Он командовал каким-то второразрядным гарнизоном на задворках Америки, и это должно было стать последним местом его службы. Еще годик-другой — и на заслуженный покой.
Испытания подходили к концу. Но однажды утром, войдя в ангар, мы вдруг увидели, что наш самолет стоит без мотора: его передали, как нам сказали, на самолет Чкалова для замены менее надежного. Можно представить себе наше состояние. Но духом мы не упали, а продолжали работать: ведь на вновь поставленном моторе предстояло налетать двадцать пять часов. А тем временем Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки С. Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала борьбы с культом личности Сталина. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обледенение и т. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. А 1 декабря 1938 года Чкалов был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180. Гибель Чкалова. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Что же случилось на самом деле? Полёт готовился в большой спешке. Дело в том, в апреле 1938 года правительственным решением обязали Н. Поликарпова построить и испытать И-180 к концу года. Этот истребитель должен был стать конкурентом немецкого «Мессершмитта», хорошо проявившего себя в небе Испании и который был для того времени самым быстрым и хорошо вооруженным военным самолетом в мире. Кроме того, 21 декабря у И. Сталина должен быть день рождения. И порадовать вождя новым самолетом хотели все. Поэтому и на завод, и на Н. Поликарпова и В. Чкалова было оказано большое давление со стороны наркомата и главного управления авиационной промышленности СССР. Полет самолёта назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября, а 2 декабря на собранной машине… было выявлено несколько десятков дефектов. Правда, они, как сообщалось в специальной ведомости, не являлись препятствием для первого вылета. Однако вылет надо было производить, не убирая шасси и с ограничением скоростей и перегрузок. Фото: И-180 Ознакомившись с этой ведомостью, Чкалов взлетел и… разбился. На И-180 при посадке отказал мотор, самолет врезался в кучу щебня, летчика выбросило из кабины и он ударился головой о лежащие металлические стержни, сложенные на небольшом дворике. Говорят, Чкалов еще жил 40 минут после удара.
Расстались они не очень хорошо, со взаимными обвинениями: Ольга обвинила Чкалова в том, что он мог ее убить, а он сказал, что из-за нее его отстранили от полетов. Чкалов стал народным героем после того, как совершил два беспосадочных перелета из Москвы на Дальний Восток и из Москвы в Ванкувер. Сталин лично встречал возвращающиеся самолеты и очень благоволил дерзкому летчику. В браке с Ольгой Эразмовной у Чкалова родились трое детей. А Ольга Александрова, по рассказам Надежды Николаевны, так и не нашла в браке свое счастье. Ее муж рано умер — упал с лестницы и разбил голову. Замуж она больше не вышла. Всю жизнь проработала портнихой на швейной фабрике. Когда Надежда Николаевна вошла в их семью, Ольга Ивановна была уже на пенсии. Жила отдельно, но часто заходила к брату Георгию в гости. Чкалова вспоминала редко и лишь однажды рассказала своей невестке о его полете под мостом. Возможно, она до конца жизни жалела о неправильном выборе. Как-то она обронила горькую фразу: «За деньгами погонишься — ничего не получишь». Ольга Александрова скончалась в 1990 году в возрасте 84 лет от сердечного приступа в своей квартире — всего в 15 минутах ходьбы от того самого моста, который навсегда развел ее с Валерием Чкаловым. Досье Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года. За пьяную драку и нарушения дисциплины несколько раз приговаривался военным трибуналом к лишению свободы. Но каждый раз восстанавливался в рядах Красной Армии. Его первый беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, стартовавший 20 июля 1936 года, длился 56 часов. Второй полет, из Москвы в Ванкувер, состоявшийся год спустя, продолжался 63 часа. Погиб Чкалов 15 декабря 1938 года во время испытаний.
Самый дерзкий полет Чкалова
Немногим позднее летчик-испытатель Георгий Байдуков сумел убедить своего друга Валерия Чкалова, который раньше летал только на истребителях, в необходимости подготовить и выполнить такой исторический перелет, возглавив экипаж. Следующей же весной Чкалов, Байдуков и штурман Александр Беляков обратились с письмом в правительство страны за разрешением "махнуть в Америку". Так как подобный полет ставил бы вопрос престижа страны, Иосиф Сталин рассудил, что сначала необходимо осуществить сверхдальний перелет в пределах Советского Союза. Экипажу предстояло пройти по маршруту: из Москвы на север к Шпицбергену, затем направиться на восток вдоль северного побережья Земли Франца-Иосифа над архипелагом Северная Земля до Тикси, а оттуда — на юго-восток через Петропавловск-Камчатский до города Николаевск-на-Амуре.
Подготовка к этому перелету продолжалась почти год. Через 56 часов 20 минут в условиях плохой погоды самолет был приземлен на песок и гальку острова Удд в устье Амура — установлен новый рекорд дальности — 9347 км, признанный Международной авиационной федерацией ФАИ. После этого Удд переименовали в остров Чкалова, на борт АНТ-25 нанесли надпись: "Сталинский маршрут", которая сохранилась и при перелете до иностранного государства.
По возвращении в Щелково экипаж встречал лично вождь. Всем троим присвоили звание Героя Советского Союза. Первый трансарктический Далее развернулась интенсивная подготовка к следующему перелету — через океан в Америку.
Штаб, возглавляемый начальником одного из отделов ЦАГИ Василием Чекаловым, напоминал военный лагерь: непрерывно велись телефонные переговоры, отдавались указания многочисленным представителям заводов, фабрик, научно-исследовательских институтов. Однако прогнозы метеорологов не радовали, да и авария самолета едва не сорвала все планы. Трое русских над полюсом: как "разболтанный командир" Чкалов стал героем Вскоре после вылета 18 июня 1937 года у самолета Чкалова как ранее у Леваневского обнаруживается течь масла из мотора, но назад командир не поворачивает, вскоре утечку удается устранить.
В 4:15 утра полярники на станции "Северный полюс — 1" услышали звук мотора пролетающего самолета, о чем сообщили радиограммой в Москву. Когда самолет закончил пролет над самим Северным полюсом, Чкалов, отдыхавший в то время после четырехчасовой вахты, направился к штурману и, как позднее рассказывали члены команды, начал диктовать объемную и эмоциональную правительственную радиограмму. Однако Александр Беляков превратил это послание в лаконичный текст из 22 слов.
Полюс позади. Идем над полюсом неприступности. Полны желанием выполнить Ваше задание.
Экипаж чувствует себя хорошо.
Перелет чкаловского экипажа Герой России Алексей Новиков назвал историческим подвигом. Они стали кумирами простых граждан и высокопоставленных американских чиновников. Именно этот день символизирует становление России как величайшей в мире авиационной державы", - подчеркнул он. Об историческом событии также высказались присутствовавшие на мероприятии потомки легендарного летчика. Несмотря на то, что была сделана кабина с подогревом, внутри все равно была минусовая температура. Перелет требовал огромного мужества.
В 1934 году АНТ-25 успешно прошёл летные испытания. К 1935 году удалось построить два самолета. Был утверждён экипаж одной машины: командиром корабля стал известный полярный лётчик Сигизмунд Леваневский, принимавший участие в спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», вторым пилотом — слушатель академии ВВС имени Н. Жуковского лётчик Георгий Байдуков, штурманом — Виктор Левченко. В августе 1935 года экипаж Леваневского предпринял попытку долететь из Москвы до Сан-Франциско через Северный полюс. Советский лётчик С. Леваневский Этот полёт завершился неудачей. Через две тысячи километров, достигнув Кольского полуострова, двигатель машины забарахлил. При аварийной посадке на аэродроме в Кречевицах Новгородской области самолёт загорелся. Машину удалось спасти только благодаря оперативным действиям солдат из команды аэродромного обслуживания. Командир экипажа фактически обвинил создателей АНТ-25 во вредительстве. Но у второго пилота Георгия Байдукова была иная точка зрения относительно надёжности машины. Он твёрдо заявил вождю, что самолёт готов к сверхдальним перелётам. Сталин не стал торопиться с выводами. Леваневский и Левченко были отправлены в Америку для поиска зарубежной машины, способной осуществить перелёт. Казалось, на АНТ-25 был поставлен крест. Однако через несколько недель Сталин вызвал Байдукова и спросил, кто из знакомых ему пилотов сможет осуществить рекордный полёт через Северный полюс. Байдуков понимал, что руководству страны нужен авторитетный, известный лётчик. Валерия Чкалова он знал лично по совместной работе в ВВС и был убеждён, что лучшей кандидатуры не найти. Однако первая беседа Байдукова с Чкаловым закончилась неудачей. Чкалов отказался, так как считал себя лётчиком-истребителем и не имел опыта длительных полётов, в том числе по приборам. Тем не менее, Байдукову удалось уговорить Чкалова совершить аэродромный полёт на АНТ-25 в условиях февральской позёмки и плохой видимости. Сидя за его спиной, внимательно следил за его первым полетом. Чувствовался великий художник пилотирования. Ничего не скажешь — молодцы туполевцы! Так согласие Чкалова было получено. Долгое время ответа не было. В начале июня 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков получили приглашение в Кремль. Там в личной беседе со Сталиным им был предложен новый маршрут: Москва — Петропавловск-Камчатский. Чкалов и И. Сталин Вождь так объяснил причину смены маршрута: «Полёт через полюс, конечно, дело важное, но сегодня нам чрезвычайно нужен беспосадочный полет из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Я уже говорил с товарищем Блюхером, чтобы он был готов встретить вас на территории своей армии. Одновременно сказал ему о важности перелета, приравняв его по значению к действию двух полевых армий». Ранним утром 20 июля 1936 года со специально сооружённой стартовой площадки подмосковного аэродрома близ Щёлкова экипаж АНТ-25 начал свой легендарный полёт на Дальний Восток.
После её окончания в 1922 году он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища, в 1923-1924 годах, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, он прошёл обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, где осваивал боевые самолёты истребители Martinsyde и Junkers. Затем учился в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Инструктор А. Жуков дал следующую характеристику Чкалову: «Закончил обучение с аттестацией "очень хорошо". Как лётчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины не наблюдалось». В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Нестерова Комендантский аэродром. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт совершил лётчик Евгений Борисенко. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями - 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы за драку в пьяном виде. Затем срок был снижен до 6 месяцев. В 1926 году 1-я Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка сегодня - Гатчина , где Чкалов служит с 1926 по 1928 год. В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью. В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на один год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова , менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью: 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско был прерван из-за неисправности. Чкалов, Байдуков и Беляков Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте - через Северный полюс в Америку.