В реальной жизни эмоциональный интеллект означает умение принимать, контролировать и выражать эмоции, чувства и настроения наиболее эффективным способом. Что такое эмоциональный интеллект простыми словами. А ведь эмоциональный интеллект — это довольно просто: Если коротко: эмоциональный интеллект — это способность человека делать пять вещей. Что такое эмоциональный интеллект и как его развить, рассказывает психолог Виктория Кейлин.
Что такое эмоциональный интеллект
Например, в начале урока учитель шутит и приветливо разговаривает с классом — можно предположить, что она или он в хорошем настроении, чувствует удовлетворение или радость. Как это проявляется? Нужно записать или даже зарисовать: какую позу преподаватель занимает за столом и у доски, как расположены брови, где именно заметны морщинки на лице, как звучит голос. За несколько недель тренировки удастся наметать глаз и расшифровывать сигналы даже незнакомых людей.
Эти писатели умели не только проникнуть во внутренний мир героев, но и показать тончайшие оттенки чувств, представить ситуацию с разных точек зрения.
Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь. Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди.
Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом. Дальше идет самоактуализация самореализация — этот этап совпадает с верхней ступенью в пирамиде Маслоу. Исследователи ЭИ подчеркивают, что максимально реализовать свой потенциал можно только тогда, когда человек достиг гармонии со своими эмоциями и научился обходиться с чужими, — именно поэтому для достижения самореализации важно развивать эмоциональный интеллект.
Последние две ступени — трансцендентность и эмоциональное единство — уже находятся на уровне духовных гуру: человек, достигший таких высот ЭИ, помогает реализоваться другим, живет в гармонии с людьми, природой, не разделяет страдания и радости на свои и чужие. Упражнения для «прокачки» эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект — это, как минимум отчасти, навык. А значит, его можно тренировать.
Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают , что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них. Какие именно упражнения в этом помогут? Ориентироваться можно на программы , разработанные для развития ЭИ у детей.
Самое базовое упражнение на распознавание собственных эмоций: остановитесь в любой случайный момент времени, обратите внимание на тело и чувства. Что вы испытываете? Где эта эмоция находится в теле?
Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой. Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания. Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник.
Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции. Используйте творчество и воображение. Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции.
Старайтесь не проецировать на всех свой взгляд на мир, а учесть, что кто-то может — и будет — думать, чувствовать и вести себя по-другому. Активно слушайте. Не отвлекайтесь на телефон и собственные мысли, погрузитесь в то, что вам рассказывает собеседник, задавайте вопросы.
Позвольте себе не знать.
Эмоциональная ответственность. Когда человек берёт ответственность на свои чувства, отделяет свои границы чувств от общества.
При этом человек взаимодействует в социуме. Эмоциональная устойчивость. Способность управлять переживаниями, не поддаваться их влиянию и находить выход.
Эмоциональный контроль. Умение не поддаваться эмоциональным импульсам, не терять самообладание ни от положительных эмоций, ни от отрицательных. Понимание человека собственных границ, возможностей, эмоционального состояния.
Когда человек не зависит от переживаний других, не поддаётся на манипуляции, строит грамотные отношения. Способность человека к коммуникации, построению отношений в обществе, в бизнесе, на работе и межличностных. Умение распознавать эмоции других людей и понимать причины.
Способность человека изменять свои мысли, чувства и поведение в любых ситуациях. Способность принимать решения, которые влияют на переживания. Понимание объективной реальности и контакт с ней.
Сохранение позитивного настроя и надежды в независимых от нас обстоятельствах. Способность реализовывать себя, свой потенциал, ставить цели и исполнять мечты. Умение осознанно оценивать свою жизнь, чувствовать удовлетворённость в целом на любом этапе жизни, не только при достижениях.
EQ влияет на все сферы жизни, так как в первую очередь человеческие эмоции идут изнутри нашего сознания. Эмоциональный интеллект в бизнесе EQ стараются применять в личной жизни и в бизнесе, чтобы добиться максимального успеха. Для успеха в любом деле нужно также иметь мотивацию, знания в своей области, постоянно развиваться.
Эмоциональный интеллект не обещает успеха в бизнесе, но развитие этой способности помогает человеку прокачать остальные сферы, иметь достаточно самообладания и самоконтроля, чтобы добиваться целей. Именно благодаря такому влиянию на внутренний мир человека EI считается ключом к успеху, хотя это только важное звено. Забота бизнеса о развитии EI сотрудников помогает улучшить внутренние процессы.
Кроме того, взаимодействие с партнёрами или клиентами улучшается, если в компании прокачан эмоциональный интеллект. Влияние в работе Сотрудники компаний с высоким уровнем EQ: Выстраивают коммуникацию на рабочем месте, во время рабочего процесса. Противостоят неблагоприятным событиям, которые могут повлиять на продуктивность.
Берут на себя ответственность за ошибки, также принимают решения, чтобы исправить их. Сохраняют спокойствие и трезвый ум в критических для бизнеса ситуациях. Уважают коллег, понимают их, умеют выслушать и поддержать.
В том числе дают обратную связь и конструктивную критику при необходимости. Самостоятельно решают поступившие задачи, вовремя задают необходимые вопросы руководству. Руководители подразделений, обладающие EQ: Умеют поддерживать и укреплять рабочие отношения с коллегами и клиентами.
Подают критику конструктивно, не переходят на личности и не манипулируют переживаниями своих подчинённых. Понимают важность создания рабочего настроя и мотивации для команды. Решают конфликты или вовсе их не допускает ни с коллегами, ни с подчинёнными.
Знают, как отвечать на критику и выходить из конфликтных ситуаций с клиентами. Понимают свои эмоции, меньше подвержены выгоранию, то есть эмоциональному истощению, при котором невозможно эффективно работать. Строят грамотную иерархию, назначает ответственных из числа заинтересованных сотрудников.
EI влияет на рабочие отношения. Нездоровое поведение в коллективе вызывается негативом — страхом, виной, стыдом или недоверием. При здоровой атмосфере в коллективе не должно быть необоснованной критики, перехода на личности, недоговорённости и других случаев, портящих отношения.
Чем лучше вы сможете понять, как ваши эмоции распространяются по направлению к окружающим, тем лучше вы будете готовы решить, какие типы волн вы хотите создать. Это будет способствовать развитию вашего личностного навыка самосознания. Развивайте свое самоуправление Самоуправление зависит от вашего самосознания.
Помните, что вам нужно сначала понять, «что я чувствую», прежде чем выяснять, «что я делаю». Это случается, когда вы решаете действовать или не действовать в ответ на эмоциональную реакцию. Этот навык важен для того, чтобы направлять свое поведение в позитивную сторону.
Иногда ваша эмоциональная реакция на ситуацию может вызвать эмоции высокой интенсивности. Они затуманивают ваше суждение до такой степени, что ваш лучший образ действий становится трудно увидеть. В этих случаях проявление самообладания будет проявляться через вашу способность терпеть нестабильные ситуации, когда вы исследуете свои варианты.
Этот навык — больше, чем просто сопротивление взрывным реакциям. Это больше касается сдерживания своих мгновенных эмоций, чтобы получить более широкую картину. Создайте правило.
В следующий раз, когда вы попадете в стрессовую ситуацию, когда вам необходимо принять эффективное решение, установите твердое правило, согласно которому вы берете лист бумаги и выходите из комнаты примерно на 5 минут. Предположим, что один из ваших сотрудников продолжает отодвигать сроки выпуска продукта. Он подходит к вам в третий раз и говорит, что нужно отодвинуть крайний срок, даже если знает важность этого срока.
Как вы отреагируете? Шаг 2: Нарисуйте простую диаграмму с двумя столбцами и метками «Эмоция» и «Причина», например: Шаг 3: Затем выделите несколько минут, чтобы записать, что ваши эмоции говорят вам делать. Затем запишите, что вам говорят ваши логические рассуждения.
Шаг 4: Сделайте шаг назад и взгляните на две колонки. Где ваши эмоции затуманивают ваше суждение или где ваши рассуждения пытаются игнорировать важные сигналы, исходящие от ваших эмоций? Обе эти ситуации бесполезны.
Вы должны убедиться, что у вас есть хороший баланс между ними. В приведенном выше примере вы можете видеть, что эмоциональные реакции этого человека агрессивны, в то время как логические элементы ближе к идеалу. Это говорит нам о том, что эмоциональная реакция здесь необоснованна.
Таким образом, вместо этого лучше полагаться на логические решения. Выполнение этого задания поможет вам увидеть, какая сторона — эмоциональная или рациональная — берет на себя ваше решение. Опять же, это поможет вам улучшить свои личные навыки самоуправления.
Получите социальную осведомленность Важным компонентом социальной осведомленности является сочувствие. Это относится к вашей способности точно улавливать эмоции других людей, чтобы полностью понимать, что происходит в ситуации. Уровень эмпатии снижался за последние 30 лет, причем за последние 10 лет наблюдалось резкое снижение.
Еще раз помните, что первая часть каждой компетенции всегда связана с тем, «что вы чувствуете». Тактика 3: Техника с головы до ног Небольшие изменения в языке тела — важная часть понимания того, что люди чувствуют. В этой тактике мы проведем вас через технику с головы до ног.
Она поможет вам осознать, что могут чувствовать окружающие. Шаг 1: Начните с глаз, поскольку вы получите от них максимум информации. Если они поддерживают зрительный контакт, это может означать, что человеку можно доверять.
Если они поворачиваются или много моргают, это может быть признаком того, что они обманывают. Расслабленные движения глаз и внимательный зрительный контакт могут означать искренность. Затем взгляните на улыбку человека.
Улыбка натянута или естественна? Об этом можно судить по морщинке вокруг глаз. Если морщинки нет, скорее всего, это подделка или она не связана с приятностью то есть настоящая.
Настоящая улыбка быстро превращается из маленькой улыбки в улыбку, охватывающую все лицо. Шаг 3: Теперь переходите к конечностям. Взгляните на плечи, руки, туловище, ноги и ступни человека.
Они должны стоять вертикально или сутулиться? Ссутуленная осанка может указывать на то, что человек чувствует себя неуверенно.
Эмоциональный интеллект: основы и инструменты развития
Эмоциональный интеллект — не врожденная особенность, его можно развивать и тренировать в любом возрасте — чтобы улучшить отношения, сделать новый шаг в карьере, понять самого себя. Что такое эмоциональный интеллект простыми словами, как его развить у взрослых и детей, а также как определить его уровень, в материале от РИА Новости. Эмоциональный интеллект – это единение эмоционального с интеллектуальным, иными словами, эти две составляющие только лишь при совместном действии могут дать результат.
Урок 1. Понятие и важность эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни — Карьера на | Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами. |
9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать» - Inc. Russia | Что такое эмоциональный интеллект, для чего он нужен, и как поможет ребенку в будущем, мы разбирались с экспертом. |
Что такое эмоциональный интеллект
Мария Данина кандидат психологических наук, основательница «Психодемии» Любые опросниковые методы диагностики не являются идеально точными инструментами измерения свойств человека. Но они спроектированы так, чтобы давать наиболее достоверные из возможных результатов. Поэтому, если тест прошел специальную процедуру валидизации и стандартизации, им можно пользоваться, чтобы получить представление о своем эмоциональном интеллекте. На русском языке таких опросников единицы. Анна Крючкова психолог, танатотерапевт На мой взгляд, наиболее эффективны те тесты, в которых предлагается продемонстрировать практические навыки, например правильно определить эмоции по фото. Но любые опросники имеют свою погрешность, поэтому полагаться только на них при определении уровня EQ не стоит. Живое общение и выполнение практических заданий — это лучший способ получить от окружающих обратную связь о своем уровне EQ. Уровни и признаки эмоционального интеллекта Исследователи выделяют девять ступеней, которые должен пройти человек, чтобы достичь верхнего уровня эмоционального интеллекта — эмоционального единства: Эмоциональные стимулы — способность выдавать эмоциональный ответ на раздражители из внешней среды. Распознавание эмоций — способность расшифровывать и трактовать эмоции и чувства других людей, как правило, выраженные невербально выражение лица, тон голоса, положение тела и т. Самосознание — четкое восприятие и оценка собственной личности, включая сильные и слабые стороны, мысли, эмоции, убеждения, мотивы.
На этом уровне уже можно говорить о начале развития эмоционального интеллекта. Самоконтроль — по мере развития самосознание человек получает способность менять свои мысли, паттерны, убеждения и чувства, таким образом меняя поведение и контролируя свои реакции. Благодаря самоконтролю он становится более гибким, более восприимчивым, и в то же время менее критичным по отношению к другим людям и окружающей ситуации, так как берёт на себя ответственность за происходящее и свои реакции на него. Эмпатия, или социальное сознание, — способность адекватно справляться со знанием о чувствах, потребностях и проблемах окружающих, ставить себя на их место и понимать, как бы отреагировали на ту или иную ситуацию они, а не вы. Таким образом человек начинает менять свое поведение, чтобы лучше взаимодействовать с окружающими, помогать ими решать их проблемы и не становиться причиной их негативных эмоций. Социальные навыки — эффективное управление эмоциями других людей, настройка на их чувства, чтобы лучше вести переговоры, вдохновлять, общаться, строить связи, вместе расти и развиваться. Могут включать в себя лидерские качества, управление конфликтами, командную работу, сотрудничество. Самоактуализация — непрерывный процесс реализации личностного потенциала с опорой на свои ценности, чувства и мысли, социальные навыки и связи с другими людьми. Связано с ощущением родства с человечеством и желанием дать миру то лучшее, что вы можете создать и сделать.
Превосходство трансцедентность — на этом уровне человек достигает такой степени осознанности и самореализации, что помогает уже другим актуализироваться и реализовать свой потенциал, учит понимать и управлять своими эмоциями. Эмоциональное единство — вершина пирамиды эмоционального интеллекта. Достижение внутренней гармонии и единства с миром, сознания ценности жизни и единства всех вещей. В этом состоянии всё, что вы делаете для другого, вы делаете для себя, и наоборот. Последние два уровня пирамиды эмоционального интеллекта, по сути, описывают гуру, наставников, просветлённых монахов и учителей. Но достижение седьмой ступени — самоактуализации — это уже очень хороший результат для любого человека. Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет 13 критериев развитого EQ: Вы думаете о чувствах. Вы задаётесь вопросами о своих эмоциональных реакциях, сильных и слабых сторонах, настроениях и мотивах. Вы делаете паузу на обдумывание, прежде чем говорить или действовать.
Вы стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на собственные эмоции, чтобы не становиться их рабом. Как говорится, нельзя помешать птице сесть вам на голову, но можно не дать ей построить там гнездо. Вы адекватно воспринимаете критику и извлекаете из неё пользу, чтобы сделать себя лучше. Вы и сами умеете критиковать и давать конструктивную обратную связь. Вы умеете быть искренним, говорите то, что имеете в виду, а ваши принципы и ценности не расходятся с действиями. Вы демонстрируете эмпатию, сочувствие, стараетесь понять мысли и чувства других людей, вместо того, чтобы навешивать на них ярлыки. Вы хвалите других и умеете быть благодарными и признательными. Вы умеете извиняться. Извинения не всегда значат, что вы не правы, но это значит, что вы умеете ценить отношения больше, чем собственное эго.
Вы прощаете и забываете обиды, не цепляясь за них. Вы выполняете свои обязательства и держите слово и в больших, и в малых делах. Вы помогаете другим. Это укрепляет доверие и вдохновляет других следовать вашему примеру. Вы защищаете себя от чужих эмоциональных манипуляций. Можно ли развить EQ Существует популярный сексистский миф, что эмоциональный интеллект — это аналог анекдотической «женской логики».
И во все времена умение создавать «роскошь человеческого общения» в коммуникации человека с человеком будет означать высокий класс сервиса, мастерство ведения переговоров, искусство заключения сделок. Эмоциональный интеллект нужен, прежде всего, людям, которые работают с другими людьми.
Педагоги, медицинские работники, специалисты сферы обслуживания — именно для них коммуникативная экспертность образует базу профессиональный компетенций. И, безусловно, важнейшую роль эмоциональный интеллект играет в бизнесе, менеджменте и продажах. Предпринимателю он нужен, например, для того, чтобы эффективно выстраивать партнерскую сеть, взаимоотношения с клиентами, представителями государственной власти, СМИ и конкурентами. Здесь часто использую неформальные отношения, а они всегда представляют собой, как говорится, игру на тонких настройках, где важна психологическая компетентность. Использование навыков эмпатии и управления атмосферой коммуникации поможет бизнесмену договориться о выгодных для его бизнеса условиях сотрудничества. Руководителю эмоциональный интеллект необходим для раскрытия потенциала самого ценного ресурса организации — людей. Разумное и уместное проявление эмоций первым лицом компании часто действует на коллектив сильнее, чем протокольные процедуры и административные меры воздействия. Вот почему для руководителя так важно уметь выбирать гибкость или жесткость в зависимости от ситуации.
Если он умеет одинаково хорошо и меняться, и стоять на своём, у него мощное есть преимущество перед тем, кто однообразен. Развитый эмоциональный интеллект помогает усиливать харизму и приобретать влиятельность, способную приводить к результатам без давления и манипуляций. Тем, кто работает в продажах и клиентском сервисе, эмоциональный интеллект будет способствовать завершению переговоров сделками, повышению объемов продаж и среднего чека, а также приобретением лояльных клиентов. Специалисты, чей доход зависит от решения клиента, благодаря развитию эмоционального интеллекта смогут открыть новое измерение эффективности и увеличивать свои продажи без давления, нужды и напряжения. Особенно эмоциональная подвижность и коммуникативная компетентность нужны в продажах дорогостоящих товаров и сложных услуг, а также кастомизированных уникальных продуктов, предполагающих постпродажное обслуживание. Делать элементарные продажи могут и роботы на основе цифровых алгоритмов и механических действий. Но робот не создаст того, что умеет создавать человек в общении. Поэтому дальнейшее развитие профессии «продавец» будет происходить в сфере развития чувствительности, эмпатии и умения быть для клиента позитивно настроенным агентом изменений.
Доказано, что эмоциональный интеллект создает мощное конкурентное преимущество на рынке, где доход зависит от умения общаться и строить отношения!
И развитие эмоционального интеллекта означает, что он начинает эти вещи понимать. Он понимает, что сейчас он уставший, что мир, в общем-то, не так плох, что надо просто отдохнуть и перекусить, а не капризничать и просто разбрасывать вокруг еду, например, как это часто бывает.
Следующий компонент этой модели — «саморегуляция»: способность контролировать свои импульсы, сдерживать импульсы, разряжать их в ту или иную активность. И вот пример с конфликтным поведением, с поведением в конфликте — это как раз навыки саморегуляции. Когда человек либо способен понять, что сейчас его начинает заносить, и дать себе возможность отступить, успокоиться.
Или человек продолжает набирать обороты, и ситуация самоиндуцируется и развивается. Есть еще такая интересная составляющая как «поддержание позитивного базового состояния». Ты наверняка сталкивалась в жизни с людьми, которые более позитивные и менее позитивные.
Люди, которые в целом большую часть времени улыбаются, и люди, которые большую часть времени в сдержанно угрюмом состоянии. Или даже всем недовольны. Ирина — Всё время позитивные люди вызывают у меня опасения.
Сергей — Психи какие-то. Умеренно позитивные люди, наверное, вызывают желание с ними общаться, а люди ворчливые, скептичные и желчные, наверное, вызывают меньше такого желания. Но, что самое важно, людям, которые в целом настроены нейтрально-позитивно, живётся лучше.
Они своей жизни больше довольны, чем люди, которые постоянно ворчат, чем-то недовольны, и в целом в таком угрюмом состоянии большую часть времени. И это базовое состояние — «базовое эмоциональное состояние» — оно складывается из каких-то индивидуальных предпосылок и из навыков саморегуляции. И эти навыки саморегуляции, навыки поддерживать себя в позитивном состоянии даже сложных ситуациях — это тоже часть эмоционально интеллекта.
Есть конкретные приёмы, как это делать. Для этого сначала надо отловить, что тебя бесит или что тебя раздражает. Потом докопаться до причин из-за чего это происходит, и что ты можешь с этим сделать.
Или как изменить к этому отношение. И навыки эмоциональной саморегуляции дают очень большое преимущество, особенно в ситуации, которая быстро меняется. Когда в проекте у тебя то дедлайн, то клиент изменил требование, то у тебя в команде какой-то разлад...
Ирина —... Важность мотивации Сергей — Ну перестань уже переживать по этому поводу. Следующий компонент — это, как ни странно, мотивация.
Ну про мотивацию, наверное, все понимают важность мотивации. Особенно для детей: мотивации к учебе. Но мотивация — это часть эмоциональной сферы.
Даже так это и называется — «эмоционально-волевая сфера». Потому что, если у человека нет эмоций, нет эмоциональных стремлений, то у него как бы мотивации нет. То есть человек стремится к тому, что даёт ему положительные эмоции, то, из-за чего он их получает.
Что хочет сказать язык тела другого человека: ему интересно меня слушать или он старается не уснуть? Полезно создавать книги эмоций. Туда вклеивается лицо ребенка с комментариями. Важное знание для ребенка — эмоции не навсегда, они проходят, меняются, а еще на них можно влиять. Проявлять свои родительские эмоции. Ребенку необходимо знать, что папа не просто так с изменившимся лицом бежит к пруду, а он очень-очень разгневан тем, что из его ботинок сделали домики для хомяков. Озвучивать чувства ребенка. Даже в 8 лет не просто разобраться, что с тобой происходит, пока родитель не скажет: «Вижу, ты места себе не находишь от досады».
При этом важно поддерживать ребенка и утешать. Не ставить запрета на детские чувства, но находить им социально приемлемый выход. Использовать терапевтические истории, которые предлагают стратегию поведения в сложной для ребенка ситуации. На что стоит обратить внимание особо. Провокационное поведение подростка легко перепутать с эмоциональной глухотой. С 12 лет у детей начинает работать биологическая программа на отделение от родителей, поэтому многие вещи подростки делают, чтобы им поскорее сказали: «Кажется, тебе пора! Можно вспомнить себя в этом возрасте, рассказать о своем опыте и посочувствовать человеку, который проходит через все это сейчас. Полезно обсуждать книги и фильмы о нравственных дилеммах и сложном моральном выборе.
Это поможет подростку взглянуть на мир глазами другого человека. И что — действует?
Значение словосочетания «эмоциональный интеллект»
Что такое эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект EQ. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции других людей. Таким образом, эмоциональный интеллект похож на традиционный интеллект, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции. Рассказываем о том, что такое эмоциональная грамотность, чем проактивная агрессия отличается от реактивной и как развить эмоциональный интеллект. Часть 1. Понятие эмоционального интеллекта. Почему он так важен в жизни каждого человека?Илья Шабшин:00:00 Вступление.
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?
Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне. Кроме того, высокий уровень эмоционального интеллекта подразумевает способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решениях практических задач. Что такое эмоциональный интеллект и как его развить?
Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развивать
Как его повысить? А надо ли вообще именно вам об этом думать? Последние несколько лет психологи, педагоги, HR-специалисты, руководители компаний, журналисты, блогеры постоянно говорят про эмоциональный интеллект и важность его повышения. Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект - это способность эффективно и грамотно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни. Существуют четыре основных компонента: умение распознавать и понимать свои эмоции; умение воспринимать и понимать эмоции других людей; умение управлять своими эмоциями; умение влиять и управлять эмоциями других людей. Исследования в этом направлении велись с 1980-х годов, но как самостоятельная область исследований оно оформилось к 1990-м годам.
Эмоциональный интеллект, как компонент человеческой психики, существовал всегда. Большое место эмоциям и их влиянию на человека отводится в психологии и философии, политологии и религии, поэзии и искусстве. Но только к концу ХХ века он был описан научно, выделен в отдельную область.
За открытия, связанные с эмоциональным интеллектом, были вручены две Нобелевские премии: в 2002 году - психологу Дэниэлю Канеману и экономисту Вернону Смиту научное доказательство влияния психологических факторов на принятие экономических решений ; в 2017 году - американскому экономисту Ричарду Талеру теория "управляемого выбора" подталкивания. IQ intelligence quotient - это коэффициент интеллекта. EIQ emotional intelligence quotient - это коэффициент эмоционального интеллекта.
Раньше было модно говорить об уровне IQ как определяющей характеристике успешности человека. Однако сейчас все же говорят, что даже самый умный человек может не найти себе применения в жизни. Как пример - анекдоты про отличников, торгующих на базаре, и двоечников-троечников, собирающих одноклассников на своей яхте.
Когда говорят об эффективности в контексте эмоционального интеллекта, то имеют в виду хороший уровень связей в общении с людьми, способность влиять на них, наличие лидерских качеств.
Если такое повторится, это сигнал о том, что пора развивать эмоциональный интеллект. Найти вдохновляющий пример Что сделать: прислушаться к себе — на какого человека хочется быть похожим и почему именно на него. Разобраться, какие качества EQ хочется у него перенять. Это может быть герой книги или фильма, спикер на конференции, эксперт из ютьюба или директор департамента, которого вы иногда видите на совещаниях.
Главное, что человек вдохновляет своим примером. Почему сложно: некоторые люди считают, что копировать кого-то стыдно. Но на деле следовать примеру — надежный способ усвоить и развить в себе незнакомое качество. Найти ментора Что сделать: выбрать человека, который хорошо владеет нужными качествами EQ, и попросить его о наставничестве. Лучше всего, если ментором станет ваш коллега или эксперт из вашей профессиональной области — так будет легче обмениваться опытом и понимать друг друга.
Почему сложно: есть две причины. Первая — возможно, в менторстве откажут. Но если сделать предложение не одному, а двадцать одному человеку, то шанс найти наставника резко возрастает. К просьбе о менторинге можно подойти не напрямую, а поступательно: познакомиться, поделиться впечатлением о публикациях или выступлениях, попросить совета. Тогда ментору будет легче оценить вас в качестве менти.
Вторая — прогресс менти должен быть непрерывным, чтобы было что продемонстрировать наставнику. Нельзя пользоваться чужим временем и советами и не пробовать их выполнить. Возможно, это ощущается как некоторое давление, но именно оно помогает человеку не сдуться в процессе роста. Еще один способ прокачки EQ спорный Хочется найти более очевидный способ повысить EQ, чем копаться в ошибках, ловить вдохновение, анализировать фидбэк и искать наставника. И он, конечно, есть: Берите и делайте то, что не умеете, в процессе научитесь.
В стратегии «бери и делай» есть нюанс. Любой рост, в том числе и личностных качеств, должен происходить небольшими шагами. Например, человек боится выступать. Чтобы победить страх, он соглашается на роль, где публичность нужна ежечасно. Его стресс начнет копиться — рано или поздно увеличится настолько, чтобы невозможно будет продолжить его выносить.
И тогда с человеком может случиться что угодно: депрессия, выгорание, развод, увольнение и проблемы со здоровьем.
Проще говоря, эмоциональный интеллект заключается в эмоциональной осведомленности и использовании этого навыка для управления мыслями и поведением. На самом деле зачастую не разум управляет эмоциями, а эмоции разумом.
Но стремиться нужно к тому, чтобы разум возобладал над эмоциями в любых ситуациях. Импульсивность никому не идет на пользу. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов: самосознания, саморегуляции, социальных навыков и эмпатии.
Распознавать и понимать эмоции, их влияние на мысли и действия действительно очень сложно. Те люди, которым удается развить свой эмоциональный интеллект, могут считаться по-настоящему взрослыми, зрелыми, разумными людьми. Все остальные люди - это просто большие дети, ведомые собственными эмоциями, импульсивные, не способные управлять ситуацией.
Эмоциональный интеллект был впервые исследован психологами Питером Саловеем и Джоном Майером в 1990 году, а позже популяризирован писателем и научным журналистом Дэниелом Гоулманом. По словам Гоулмана, существует пять основных компонентов эмоционального интеллекта: 1. Саморегуляция — эффективное управление своими эмоциями, умение контролировать импульсивное или деструктивное поведение, способность направлять эмоции на продуктивные и позитивные действия; 3.
Мотивация — стремление к достижению поставленных целей, несмотря на неудачи и препятствия, способность использовать эмоции для поддержки решимости и стремления к личностному росту и успеху; 4. Эмпатия — способность воспринимать и разделять чувства других, умение сочувствовать и сопереживать, возможность поставить себя на место другого человека, увидеть ситуацию с его точки зрения, без осуждения; 5. Социальные навыки — способность выстраивать и поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, эффективное общение, поиск компромиссов, улаживание конфликтов, умение хорошо работать в команде.
Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы. Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма.
В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы. И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку. Безусловно, внутри любой команды есть явные и скрытые лидеры, есть мыслители и есть «делатели», есть те, кто хорошо выполняет механическую работу, и те, кто генерирует идеи, — в этом нет ничего страшного, главное, чтобы каждый находился на своем месте и понимал, что рядом с ним работает не меньший, а может быть, и больший профессионал, чем он сам. Чтобы суметь поставить себя на место другого человека Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс.
Практикуме» В 1979 году известный дизайнер Патрисия Мур в возрасте 26 лет отправилась в путешествие по США и Канаде в костюме, имитирующем возрастные изменения в организме. За три года Мур посетила 116 городов в 14 штатах и двух канадских провинциях, ее целью было исследовать проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни пожилые люди. В этом и состоит специфика профессии дизайнера и любого другого человека, который взаимодействует с пользователями, — искать простые решения для повседневных проблем. Дизайнеры, например, проводят исследования о культурных различиях разных пользователей, потому что им важно делать свои продукты удобными для более широкого круга людей.
Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Невозможно, сидя за компьютером и почитывая соцсети, представить себе истинное лицо представителя своей целевой аудитории. Метрики показывают, что происходит, но не объясняют причин, не позволяют проверить инсайты и идеи, не дают глубинного понимания мотивации. Именно поэтому существуют такие виды исследований, как наблюдение, глубинное интервью, домашние визиты. Задавая людям вопросы, внимательно выслушивая ответы, наблюдая за их поведением, хороший маркетолог может четко представлять, как потом к ним обращаться, на каком языке с ними разговаривать.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Эмоциональный интеллект ребенка: зачем он нужен и как его развивать – Афиша | Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? |
Эмоциональный интеллект | Если говорить максимально просто и обобщенно, эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — это способность осознавать свои и чужие эмоции. |
Эмоциональный интеллект (EQ): Компоненты и советы | Таким образом, эмоциональный интеллект похож на традиционный интеллект, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции. |
Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего | это коэффициент эмоционального интеллекта. |
Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни | Уровень эмоционального интеллекта индивида часто называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ (ЭК, эмоциональный коэффициент). |
Признаки развитого эмоционального интеллекта
- 9 признаков высокого эмоционального интеллекта
- Если не загрузилась картинка
- Что такое эмоциональный интеллект и как его прокачать. Главное
- Эмоциональный интеллект — Википедия
Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен
Эмоциональный интеллект. Зачем он нужен и как его развить? | Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? |
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком | Что такое эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект EQ. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции других людей. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
При этом человек взаимодействует в социуме. Эмоциональная устойчивость. Способность управлять переживаниями, не поддаваться их влиянию и находить выход. Эмоциональный контроль.
Умение не поддаваться эмоциональным импульсам, не терять самообладание ни от положительных эмоций, ни от отрицательных. Понимание человека собственных границ, возможностей, эмоционального состояния. Когда человек не зависит от переживаний других, не поддаётся на манипуляции, строит грамотные отношения.
Способность человека к коммуникации, построению отношений в обществе, в бизнесе, на работе и межличностных. Умение распознавать эмоции других людей и понимать причины. Способность человека изменять свои мысли, чувства и поведение в любых ситуациях.
Способность принимать решения, которые влияют на переживания. Понимание объективной реальности и контакт с ней. Сохранение позитивного настроя и надежды в независимых от нас обстоятельствах.
Способность реализовывать себя, свой потенциал, ставить цели и исполнять мечты. Умение осознанно оценивать свою жизнь, чувствовать удовлетворённость в целом на любом этапе жизни, не только при достижениях. EQ влияет на все сферы жизни, так как в первую очередь человеческие эмоции идут изнутри нашего сознания.
Эмоциональный интеллект в бизнесе EQ стараются применять в личной жизни и в бизнесе, чтобы добиться максимального успеха. Для успеха в любом деле нужно также иметь мотивацию, знания в своей области, постоянно развиваться. Эмоциональный интеллект не обещает успеха в бизнесе, но развитие этой способности помогает человеку прокачать остальные сферы, иметь достаточно самообладания и самоконтроля, чтобы добиваться целей.
Именно благодаря такому влиянию на внутренний мир человека EI считается ключом к успеху, хотя это только важное звено. Забота бизнеса о развитии EI сотрудников помогает улучшить внутренние процессы. Кроме того, взаимодействие с партнёрами или клиентами улучшается, если в компании прокачан эмоциональный интеллект.
Влияние в работе Сотрудники компаний с высоким уровнем EQ: Выстраивают коммуникацию на рабочем месте, во время рабочего процесса. Противостоят неблагоприятным событиям, которые могут повлиять на продуктивность. Берут на себя ответственность за ошибки, также принимают решения, чтобы исправить их.
Сохраняют спокойствие и трезвый ум в критических для бизнеса ситуациях. Уважают коллег, понимают их, умеют выслушать и поддержать. В том числе дают обратную связь и конструктивную критику при необходимости.
Самостоятельно решают поступившие задачи, вовремя задают необходимые вопросы руководству. Руководители подразделений, обладающие EQ: Умеют поддерживать и укреплять рабочие отношения с коллегами и клиентами. Подают критику конструктивно, не переходят на личности и не манипулируют переживаниями своих подчинённых.
Понимают важность создания рабочего настроя и мотивации для команды. Решают конфликты или вовсе их не допускает ни с коллегами, ни с подчинёнными. Знают, как отвечать на критику и выходить из конфликтных ситуаций с клиентами.
Понимают свои эмоции, меньше подвержены выгоранию, то есть эмоциональному истощению, при котором невозможно эффективно работать. Строят грамотную иерархию, назначает ответственных из числа заинтересованных сотрудников. EI влияет на рабочие отношения.
Нездоровое поведение в коллективе вызывается негативом — страхом, виной, стыдом или недоверием. При здоровой атмосфере в коллективе не должно быть необоснованной критики, перехода на личности, недоговорённости и других случаев, портящих отношения. В бизнесе важно уметь общаться с клиентами, поэтому маркетологи тоже прокачивают эмоциональный интеллект.
В маркетинге EI помогает: Наладить взаимоотношение.
Упражнения для «прокачки» эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект — это, как минимум отчасти, навык. А значит, его можно тренировать. Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают , что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них. Какие именно упражнения в этом помогут? Ориентироваться можно на программы , разработанные для развития ЭИ у детей.
Самое базовое упражнение на распознавание собственных эмоций: остановитесь в любой случайный момент времени, обратите внимание на тело и чувства. Что вы испытываете? Где эта эмоция находится в теле? Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой. Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания. Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник.
Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции. Используйте творчество и воображение. Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции. Старайтесь не проецировать на всех свой взгляд на мир, а учесть, что кто-то может — и будет — думать, чувствовать и вести себя по-другому. Активно слушайте. Не отвлекайтесь на телефон и собственные мысли, погрузитесь в то, что вам рассказывает собеседник, задавайте вопросы.
Позвольте себе не знать. Когда вы не понимаете, что кто-то имеет в виду, постарайтесь не додумывать — а вместо этого честно сказать: «Я тебя не понимаю. Например, вы заметили тенденцию, что вы постоянно испытываете тревогу перед поездками, — и поняли, что это связано с тем, что вы пакуете чемоданы в последний момент и боитесь опоздать на самолет. Простым решением, которое спасет от многих неприятных чувств в будущем, будет писать заранее список дел и вещей, которые вы должны взять с собой. Учитесь говорить «нет», когда вам неприятно, не хочется чего-то делать. Не нужно выдумывать причины — вашего нежелания достаточно!
Так вы научитесь уважать сначала свои, а потом и чужие эмоциональные границы.
Что это такое? Почему об этом все говорят? Как определить свой уровень?
Как его повысить? А надо ли вообще именно вам об этом думать? Последние несколько лет психологи, педагоги, HR-специалисты, руководители компаний, журналисты, блогеры постоянно говорят про эмоциональный интеллект и важность его повышения. Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект - это способность эффективно и грамотно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни. Существуют четыре основных компонента: умение распознавать и понимать свои эмоции; умение воспринимать и понимать эмоции других людей; умение управлять своими эмоциями; умение влиять и управлять эмоциями других людей. Исследования в этом направлении велись с 1980-х годов, но как самостоятельная область исследований оно оформилось к 1990-м годам. Эмоциональный интеллект, как компонент человеческой психики, существовал всегда.
Большое место эмоциям и их влиянию на человека отводится в психологии и философии, политологии и религии, поэзии и искусстве. Но только к концу ХХ века он был описан научно, выделен в отдельную область. За открытия, связанные с эмоциональным интеллектом, были вручены две Нобелевские премии: в 2002 году - психологу Дэниэлю Канеману и экономисту Вернону Смиту научное доказательство влияния психологических факторов на принятие экономических решений ; в 2017 году - американскому экономисту Ричарду Талеру теория "управляемого выбора" подталкивания. IQ intelligence quotient - это коэффициент интеллекта.
EIQ emotional intelligence quotient - это коэффициент эмоционального интеллекта. Раньше было модно говорить об уровне IQ как определяющей характеристике успешности человека.
Для этого нужно научиться определять саму эмоцию грусть, злость, раздражение, тревога и ее причины. Если человека тревожит что-то смутное, негативное, но он не понимает, что это и откуда пришло, он не сможет справиться. А значит будет вольно или невольно выплескивать отрицательные эмоции на других людей. При этом важно понимать, что пытаться совсем не реагировать на негатив бессмысленно и неправильно. Мы неизбежно обижаемся, расстраиваемся. Стремиться «отключить» живые человеческие реакции не нужно. Важно уметь правильно реагировать. Если сотрудник негативно отозвался о новшестве в компании, следует попытаться понять причины недовольства.
Разобравшись, в чем проблема, ее можно будет легко решить. Если сотрудники демонстрируют плохо скрываемое недовольство, руководитель с высокоразвитым эмоциональным интеллектом сможет распутать проблему, а человек с низким EQ только запутает ее еще больше; Вы умеете нейтрализовывать негативных людей. Увы, но без специальной подготовки почти невозможно контролировать ситуацию, имея дело с токсичными людьми. Неподготовленный человек быстро отдаст ситуацию во власть раздражения и других собственных отрицательных эмоций. Руководитель с высоким EQ способен справиться с соблазнами и не реагировать на нелогичное поведение негативного сотрудника; Вы находите возможность заметить окружающих людей, их эмоции, даже если сами очень заняты или торопитесь. У вас всегда есть пара минут на то, чтобы помочь другим людям, как бы сильно вы не спешили куда-либо; Вы адаптивны. Легкое приспособление к постоянно меняющимся условиям необходимое качество современного предпринимателя. Если он перестанет меняться, мир не перестанет меняться вместе с ним. Поэтому его предприятие будет постепенно терять свои позиции, все меньше и меньше соответствуя конъюнктуре. Нежелание принимать новое всегда мешает развитию.
Другое дело что стратегия и тактика бизнеса могут быть разными. Не обязательно внедрять все самое новое. Иногда лучше отдать это тропу другим и идти во след проторенной дорогой; Вы умеете отдыхать. Чтобы много отдавать, нужно получать много энергии.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.