Новости достоевский когда умер

Великий классик русской литературы, мыслитель, философ Федор Михайлович Достоевский скончался 9 февраля 1881 года в городе Санкт-Петербург от туберкулеза, на шестидесятом году жизни. Вот так умер Федор Михайлович, и жизнью и смертью подтвердил весь путь своей жизни, он вел и ведет нас, по сути тащит за руки сквозь петербуржские подворотни, сквозь прокуренные кухни, где спорят о жизни, ведет нас к Иисусу Христу. Вскоре Михаил умер, и Федору пришлось одному разбираться с финансовыми трудностями и заботиться об овдовевшей невестке и племянниках.

Ссылка Достоевского

Необходимо отметить, что в литературу он вернулся, еще служа в Сибири. В апреле 1857 после возвращения ему потомственного дворянства писатель получил возможность печататься, и уже летом «Отечественные записки» опубликовали «Маленького героя», сочиненного в Петропавловской крепости. А в 1859 были выпущены «Село Степанчиково» и «Дядюшкин сон». В Северную столицу Достоевский приехал с большими планами, и в первую очередь ему был необходим орган для выражения постулатов сочиненного им «почвенничества» — течения, характеризующегося призывами к возвращению к национальным, народным началам. Его брат Михаил, основавший к тому времени собственную табачную фабрику, также давно желал заняться издательской деятельностью. В результате появился журнал «Время», первый номер которого увидел свет в январе 1861. Официальным редактором значился Михаил Достоевский, а Федор Михайлович возглавлял художественный и критический отделы. Вскоре журнал приобрел пару талантливых критиков — Аполлона Григорьева и Николая Страхова, активно продвигавших в публику почвеннические идеи.

Тираж журнала все возрастал, и вскоре он уже мог конкурировать с известным некрасовским «Современником». Но закончилось все печально — в мае 1863 «Время» оказалось под запретом. Поводом к высочайшему повелению стала статья Страхова, «неправильно» толковавшая «польский вопрос». Летом 1862 Достоевский впервые отправился за границу. Он уже давно желал познакомиться со «страной святых чудес», как писатель называл старую Европу. Три месяца литератор колесил по европейским странам — турне его включало Францию, Италию, Германию, Англию. Полученные впечатления только укрепили Федора Михайловича в мыслях об особенном пути России.

О Европе он с тех пор говорил лишь как о «кладбище — пусть и дорогом русскому сердцу». Несмотря на это, лето и осень 1863 Достоевский, расстроенный закрытием журнала «Время», опять провел за границей. Однако поездка не принесла ничего хорошего — в этом путешествии Федор Михайлович «заболел» игрой на рулетке. Страсть эта сжигала писателя последующие восемь лет, принося жесточайшие страдания и заставляя регулярно в пух и прах проигрываться. За границей его ждал и крах нового любовного романа. Двумя годами раньше он опубликовал в своем журнале рассказы двадцатилетней Аполлинарии Сусловой, а спустя некоторое время она стала его любовницей. Весной 1863 Суслова отправилась за границу и поджидала писателя в Париже.

Однако по дороге Достоевский получил от нее послание со словами: «Ты немного опоздал». Вскоре стало известно, что она успела увлечься испанцем-медиком. Федор Михайлович предложил ей «чистую дружбу», и два месяца они вместе путешествовали, после чего навсегда расстались. Их история любви стала основой романа «Игрок», в очередной раз подтвердив то, что Достоевский, по преимуществу, являлся писателем «автобиографическим». По возвращении на родину Федор Михайлович совместно с братом усиленно хлопотал о разрешении выпускать новый журнал под названием «Эпоха». Разрешение это было получено в начале 1864. Денег у братьев не хватало и это отразилось на внешнем виде «Эпохи».

Несмотря на публикуемые Достоевским «Записки из подполья», а также сотрудничество с редакцией такого крупного писателя как Тургенев, популярностью в народе журнал не пользовался и спустя год прекратил существование. К этому времени в жизни Достоевского произошло еще несколько трагических событий — в апреле скончалась его жена Мария Дмитриевна, болевшая чахоткой. Супруги уже давно жили раздельно, однако писатель принимал большое участие в воспитании пасынка Паши. А в июле месяце скончался Михаил Достоевский. Писатель, приняв все долги брата, обязался содержать его родных. Летом 1865, после ликвидации журнала «Эпоха», Федор Михайлович в буквальном смысле сбежал за границу от кредиторов, где вскоре вновь полностью проигрался. Сидя в убогом номере висбаденской гостиницы без еды и без свечей, он начал сочинять «Преступление и наказание».

Выручил его старый товарищ, барон Врангель, который прислал денег и пригласил писателя пожить вместе с ним в Копенгагене, где он в то время служил. В следующем — 1866 году — писателю перестали давать авансы, и ему пришлось заключить с издателем Стелловским кабальный договор, согласно которому Федор Михайлович всего за три тысячи рублей давал литературному дельцу разрешение издать трехтомник своих сочинений, а также обязался представить к ноябрю 1866 новый роман. В отдельном пункте значилось, что в случае невыполнения последнего обязательства каждое из написанных в будущем произведений Достоевского будут переданы в исключительную собственность издателя. По этому поводу в 1865 в письме барону Врангелю Федор Михайлович обронил страшные слова: «Охотно опять пошел бы на каторгу, чтобы только оплатить долги и ощутить себя снова свободным». И в этом же письме: «Мне все кажется, что я лишь собираюсь жить. Не правда ли, смешно? В некотором смысле писатель действительно «начинал» — на протяжении всего года «Русский вестник» публиковал «Преступление и наказание».

Этот роман открыл «пятисерийный» цикл произведений Достоевского, сделавший его крупнейшим мировым писателем. А осень этого же года принесла ему поистине судьбоносную встречу, подарившую Федору Михайловичу на всю оставшуюся жизнь верную спутницу. Знакомство писателя и Анны Григорьевны Сниткиной случилось в отнюдь не романтической ситуации. До страшного срока, лишавшего Достоевского прав на свои труды, оставалось всего четыре недели. Дабы спасти положение, он принял решение нанять стенографистку. Стенография в те годы лишь входила в моду, и один из знакомых писателя, преподававший лекции по этой тематике, рекомендовал Федору Михайловичу свою лучшую ученицу — двадцатилетнюю Анну Григорьевну. Девушка успела выполнить работу в срок, и в конце октября роман «Игрок» был вручен Стелловскому.

А в начале ноября Достоевский сделал Анне предложение. Девушка ответила согласием, и через три месяца, прошедшие в поиске необходимых средств, в Измайловском соборе Санкт-Петербурга состоялось венчание. В дни послесвадебной веселой суматохи у молодожена случились два страшных припадка. Однако в этот раз «исаевский сценарий» не сработал — в отличие от скончавшейся Марии Дмитриевны молодая супруга не устрашилась болезни, оставаясь полной решимости «сделать любимому человеку счастье». Впервые в жизни страдальцу Достоевскому по-настоящему повезло. Анна Григорьевна, родившася в семье петербургского чиновника, успешно соединяла в себе черты жизнерадостного, но непрактичного отца и расчетливой, энергичной шведки-матери. Уже в детстве Аня зачитывалась книгами Достоевского, а став женой писателя, взвалила на себя все хозяйственные хлопоты.

Благодаря дневникам, которые Анна Григорьевна регулярно вела, последние годы жизни Федора Михайловича можно изучить буквально по дням. А между тем трудности в жизни Достоевского множились. Анну Григорьевну в семейном кругу писателя приняли в штыки, не обходились без скандалов и его встречи с семейством покойного брата Михаила. В данной ситуации Достоевские решили выехать за границу. Писатель взял в издательстве «Русского вестника» две тысячи рублей в качестве аванса за будущий роман. Однако родственники его настаивали на «адекватной» помощи, и деньги исчезли. Тогда молодая жена заложила свое приданое, и в апреле 1867 Достоевские покинули Санкт-Петербург.

Пробыть за границей они хотели всего три месяца, однако вышло так, что вернулись супруги только через четыре года. Это время добровольного изгнания было наполнено каторжной работой писателя над «Идиотом» и над «Бесами» , ужасным безденежьем что являлось основной причиной постоянно откладываемого возвращения , переездами из страны в страну, тоской по России и жуткими проигрышами в рулетку. В Швейцарии в феврале 1868 Анна Григорьевна родила дочь Соню, но спустя три месяца ребенок умер.

Повесть «Записки из Мёртвого дома» современники автора сравнивали с фреской Микеланджело «Страшный суд» и частью «Божественной комедии» Данте Алигьери под названием «Ад», а произведение «Бедные люди» считалось «первой попыткой социального романа» в стране. Работы Достоевского оказали большое влияние на мировоззрение многих писателей и философов. Фёдор Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве, там же прошло его детство. После окончания учёбы Фёдор Михайлович устроился на военную службу.

Короткая ссылка 11 ноября 2021, 10:57 11 ноября 1821 года родился русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский. Среди его наиболее известных произведений — романы «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Бесы», ставшие классикой мировой литературы. Повесть «Записки из Мёртвого дома» современники автора сравнивали с фреской Микеланджело «Страшный суд» и частью «Божественной комедии» Данте Алигьери под названием «Ад», а произведение «Бедные люди» считалось «первой попыткой социального романа» в стране. Работы Достоевского оказали большое влияние на мировоззрение многих писателей и философов.

С весны 1867 г. В 1868 г. В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах. Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея. К 1869—1870 гг. Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. В 1870 г. Живя за границей, Достоевский стал свидетелем крупнейших событий общественно-политической жизни Западной Европы — франко-прусской войны 1870—1871 гг. Бакуниным ; напряжённо следил за расследованием убийства, совершённого членами тайного общества под руководством С. Однако в процессе работы в пространство романа-хроники вошли не только нечаевцы, но и либералы 1840—1860-х гг. Белинского, А. Герцена, Т. Грановского , П. Бесовская одержимость силами зла и разрушения, гордыня идеологического своеволия, самозваные претензии на владение миром, сверхчеловеческие амбиции — эти глубинные духовные пороки политических честолюбцев и авантюристов, руководителей русской смуты, обретают в романе апокалипсическое значение, обнажая сущностные законы противостояния добра и зла. В июле 1871 г. Достоевский с женой и дочерью вернулись в Россию. Лето 1872 г. Став редактором газеты-журнала «Гражданин» , Достоевский с 1873 г. Имевший большой успех «Дневник писателя» — «моножурнал» Достоевского, включавший публицистические статьи на политические, юридические, социальные, педагогические и другие темы, литературно-критические статьи и очерки, мемуары, а также художественные произведения. В нём были опубликованы, в частности, мрачно-иронический рассказ «Бобок» 1873 в традиции «Разговоров в царстве мёртвых» Лукиана , являющийся по своим идеям «всё позволено», если нет Бога , темам «бесстыдной правды», сознания на грани безумия, сладострастия и др. Бахтин всего творчества Достоевского; а также «фантастические» рассказы: «Кроткая» 1876 — монолог мужа у гроба покончившей самоубийством жены, который, пытаясь собрать «мысли в точку», приходит к ясному осознанию случившегося в предисловии к рассказу Достоевский сформулировал суть своего «фантастического» метода — представить стенограмму внутреннего монолога героя ; «Сон смешного человека» 1877 , восходящий к жанру фантастических путешествий в утопическую страну и завершающийся прозрением героя, который «видел истину» — «рай на земле» и знает отныне, что надо делать для его достижения «главное — люби других, как себя». Весной 1874 г. Достоевский, тяготясь редакторством и конфликтами с издателем, покинул свой пост, отправившись для лечения усилившейся эмфиземы лёгких за границу, в Эмс поездки туда повторились в 1875, 1876, 1879. В 1875 г. Итоговым произведением Достоевского стал роман «Братья Карамазовы» 1879—1880 , органично сочетавший семейную хронику с жанрами жития , поучения, философской притчи , исповеди, судебной речи, диспута. В нём нашёл осмысление трагический конфликт века — противостояние жажды веры и болезни неверия. Извечная борьба добра и зла в душе человека — проблемный узел романа. Накопленный огромный опыт вражды и ненависти преломляется в опасном соперничестве между отцом и братьями в семье Карамазовых, между старцем Зосимой и монахом Ферапонтом в стенах монастыря. Убийство, загадочно совершённое в странном семействе, переплетается с неразрешимыми проблемами русской общественной жизни, испытывающей глубокий нравственный кризис. Государство и Церковь, суд и судебные учреждения, семья и школа, помещики, купцы и крестьяне, уездный город и нищая деревня, страдания взрослых и детей, прошлое, настоящее и будущее России — таков перечень главных вопросов, исследуемых в самом широком, всеохватном романе Достоевского. Идейное средоточие романа — притча о Великом инквизиторе, поэма-импровизация Ивана, отразившая сокровенные размышления автора о природе человека; в ней «мы находим глубокое сознание человеческой слабости, граничащее с презрением к человеку, и одновременно любовь к нему, простирающуюся до готовности — оставить Бога и пойти разделить унижение человека, зверство и глупость его, но и вместе — страдание» Розанов. Последний год жизни Достоевского ознаменовался выступлением на открытии памятника А. Пушкину в Москве [6 18 — 8 20 июня 1880]. Речь Достоевского — его самое известное публицистическое произведение, в котором осмыслено национальное значение Пушкина как выразителя «всечеловечности», «всемирной отзывчивости» русского народа, призванного «стать братом всех людей». В ночь с 25 на 26 января с 6 на 7 февраля 1881 г. Достоевский искренне верил в идею «всемирного человеческого обновления», которая осуществится в виде «Христовой правды», в то, что «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» «Сон смешного человека» ; в этой вере — квинтэссенция его гуманизма и религиозных исканий. Как художник Достоевский был «поэтом нашей совести» И. Анненский , выразителем глубокой трагедии, которую переживает смятенная человеческая душа в эпоху катаклизмов. Свой реализм Достоевский определял как «фантастический», реализм «в высшем смысле», имея в виду пристрастие к изображению неординарного, исключительного как раскрывающего «самую сущность действительности» и «все глубины души человеческой». Отсюда — преобладание ситуаций катастроф и скандалов, парадоксальность и эксцентричность характеров и поступков героев.

Достоевский Фёдор

июнь Смерть Михаила Андреевича Достоевского, убитого (по семейному преданию) его крепостными. В 1864 году умерли его жена Мария и брат Михаил, и Достоевский стал единственным родителем своего пасынка Паши и единственным кормильцем семьи своего брата. Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти.

И жизнь, и скорбь, и смерть пророка

Достоевский Фёдор Эпикур Ф едор Михайлович Достоевский умер (28 января) 9 февраля 1881 года. Трагичный сегодня день.
9 февраля - День Памяти Фёдора Михайловича Достоевского Федор Михайлович Достоевский родился (30 октября) 11 ноября 1821 года в Москве, в многодетной семье военного медика.
130 лет назад ушел из жизни Федор Михайлович Достоевский - Российская газета Главная Новоcти Памятные даты и события День памяти Достоевского в 2023 году.
День памяти Достоевского в 2023 году Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой.

Со дня рождения Федора Достоевского исполнилось 200 лет

Достоевский Фёдор Михайлович Эти слова вдовы писателя удивительным образом перекликаются со строками из речи Достоевского о Пушкине: «Пушкин умер в полном расцвете сил и бесспорно унёс с собой в гроб некоторую великую тайну.
Telegram: Contact @doctorutin Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти.
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Правмир В некрополе Александро-Невской лавры сегодня вспоминали великого русского писателя Фёдора Достоевского. Исполнилось ровно 142 года со дня смерти классика мировой литературы. Цветы и венки возложили к могиле писателя.

Биография Федора Достоевского

  • День памяти Достоевского в 2023 году
  • Достоевский Фёдор Михайлович
  • От тюрьмы до сумы. У Фёдора Достоевского одна из самых интересных биографий
  • 9 февраля 1881 года скончался Фёдор Михайлович Достоевский
  • Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского

От тюрьмы до сумы. У Фёдора Достоевского одна из самых интересных биографий

Мне кажется, он ближе всего к апостолу Павлу, поскольку Павел — апостол язычников, и Достоевский тоже проповедовал язычникам, если понимать это слово в расширительном смысле. Сам писатель не избежал пагубных страстей — например, к карточной игре, так что пропускал это всё через себя. И третье — это русский мыслитель. Мы видим, что в современной, в том числе геополитической ситуации его идеи чрезвычайно актуальны. Огромное количество людей пришло на его открытие в 1971 году.

В некотором смысле писатель действительно «начинал» — на протяжении всего года «Русский вестник» публиковал «Преступление и наказание». Этот роман открыл «пятисерийный» цикл произведений Достоевского, сделавший его крупнейшим мировым писателем. А осень этого же года принесла ему поистине судьбоносную встречу, подарившую Федору Михайловичу на всю оставшуюся жизнь верную спутницу. Знакомство писателя и Анны Григорьевны Сниткиной случилось в отнюдь не романтической ситуации. До страшного срока, лишавшего Достоевского прав на свои труды, оставалось всего четыре недели. Дабы спасти положение, он принял решение нанять стенографистку. Стенография в те годы лишь входила в моду, и один из знакомых писателя, преподававший лекции по этой тематике, рекомендовал Федору Михайловичу свою лучшую ученицу — двадцатилетнюю Анну Григорьевну. Девушка успела выполнить работу в срок, и в конце октября роман «Игрок» был вручен Стелловскому. А в начале ноября Достоевский сделал Анне предложение. Девушка ответила согласием, и через три месяца, прошедшие в поиске необходимых средств, в Измайловском соборе Санкт-Петербурга состоялось венчание. В дни послесвадебной веселой суматохи у молодожена случились два страшных припадка. Однако в этот раз «исаевский сценарий» не сработал — в отличие от скончавшейся Марии Дмитриевны молодая супруга не устрашилась болезни, оставаясь полной решимости «сделать любимому человеку счастье». Впервые в жизни страдальцу Достоевскому по-настоящему повезло. Анна Григорьевна, родившася в семье петербургского чиновника, успешно соединяла в себе черты жизнерадостного, но непрактичного отца и расчетливой, энергичной шведки-матери. Уже в детстве Аня зачитывалась книгами Достоевского, а став женой писателя, взвалила на себя все хозяйственные хлопоты. Благодаря дневникам, которые Анна Григорьевна регулярно вела, последние годы жизни Федора Михайловича можно изучить буквально по дням. А между тем трудности в жизни Достоевского множились. Анну Григорьевну в семейном кругу писателя приняли в штыки, не обходились без скандалов и его встречи с семейством покойного брата Михаила. В данной ситуации Достоевские решили выехать за границу. Писатель взял в издательстве «Русского вестника» две тысячи рублей в качестве аванса за будущий роман. Однако родственники его настаивали на «адекватной» помощи, и деньги исчезли. Тогда молодая жена заложила свое приданое, и в апреле 1867 Достоевские покинули Санкт-Петербург. Пробыть за границей они хотели всего три месяца, однако вышло так, что вернулись супруги только через четыре года. Это время добровольного изгнания было наполнено каторжной работой писателя над «Идиотом» и над «Бесами» , ужасным безденежьем что являлось основной причиной постоянно откладываемого возвращения , переездами из страны в страну, тоской по России и жуткими проигрышами в рулетку. В Швейцарии в феврале 1868 Анна Григорьевна родила дочь Соню, но спустя три месяца ребенок умер. Достоевский тяжело пережил смерть дочери, именно здесь легли истоки известного «бунта» Ивана Карамазова. В январе 1869 писатель, наконец, закончил работать над измучившим его романом «Идиот». В это же время, слушая последние новости из России и следя за «демократическим» разгулом во Франции, Федор Михайлович задумал «Бесов» — пламенное опровержение революционной практики и теории. Это произведение «Русский вестник» начал печатать в январе 1871. К тому времени в сентябре 1869 у Достоевских родился еще один ребенок — дочь Люба. А в середине 1871 писатель чудесным образом навсегда исцелился от своей тяги к рулетке. Однажды Анна Григорьевна, подметив, что после очередного припадка ее супруга томит хандра, сама предложила ему отправиться в Висбаден попытать счастья. Достоевский, проигравшись по обыкновению, по приезде сообщил об исчезновении «гнусной фантазии» и дал обещание никогда больше не играть. Получив очередной перевод от «Русского вестника», Федор Михайлович повез семью домой, и в начале июля 1871 Достоевские прибыли в Санкт-Петербург. А спустя неделю Анна Григорьевна родила сына Федора. Узнав о возвращении писателя, оживились кредиторы. Достоевскому грозила долговая тюрьма, однако его супруга взяла все дела на себя и, сумев найти в отношениях с кредиторами верный тон нужно добавить, весьма агрессивный , добилась отсрочки платежей. Одновременно с этим Анна Григорьевна оградила мужа от ненасытных в финансовом плане родственников. Ничто более не мешало писателю заниматься любимым делом, однако после окончания «Бесов» он взял передышку. Желая сменить на время род деятельности, Федор Михайлович в 1873 взялся за редактирование ультраконсервативного еженедельника «Гражданин». В нем и появились «Дневники писателя», постоянно возобновлявшиеся между писанием романов. В дальнейшем, когда Достоевский оставил «Гражданина», «Дневники писателя» выходили отдельными выпусками. По сути, литератор основал новый жанр, подразумевавший общение с читателями «напрямую». В «Дневниках» появлялись отдельные повести и рассказы, воспоминания, отклики на последние события, размышления, отчеты о поездках… Бесперебойно работала и обратная связь — Федор Михайлович получал горы писем, многие из которых делались темами следующих выпусков. К слову, в 1877 количество подписчиков «Дневников писателя» превысило семь тысяч человек, что очень немало для России того времени. Любопытно, что высочайшим проявлением человеческого гения Достоевский всю жизнь считал «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Осенью 1879 графиня Толстая — вдова поэта Алексея Толстого — через дрезденских знакомых нашла фотографию этого рафаэлева шедевра в натуральную величину и презентовала ее писателю. Радости Федора Михайловича не было границ, и с той поры «Сикстинская Мадонна» всегда висела в его кабинете. Анна Григорьевна вспоминала: «Сколько раз я заставала его стоящим пред этой великой картиной в глубоком умилении…». Задумав очередной роман под названием «Подросток», Достоевский не сошелся с редакцией «Русского вестника» в размере гонорара. К счастью, на горизонте объявился старый знакомый писателя Николай Некрасов, предложивший опубликовать роман в «Отечественных записках», где согласились на все требования автора. А в 1872 Достоевские в первый раз выехали на летний отдых в Старую Руссу. Начиная с этого года, они постоянно снимали там двухэтажный дачный домик полковника Гриббе, а после его кончины в 1876 — приобрели в собственность. Так впервые в жизни Федор Михайлович стал домовладельцем. Старая Русса явилась одной из его «опорных» точек — «география» писателя в семидесятые годы исчерпывалась съемной квартирой в Санкт-Петербурге и дачей. Еще был Эмс, куда Достоевский четыре раза ездил лечиться местными минеральными водами. Однако в Эмсе ему плохо работалось, писатель на чем свет стоит честил немцев, тосковал по родным и с нетерпением ждал конца курса. В Старой Руссе же он чувствовал себя совсем иначе, этот провинциальный город в Новгородской губернии дал Федору Михайловичу огромный литературный «материал». Например, топография «Братьев Карамазовых» целиком списана с этих мест. А в 1874 Достоевские остались на даче на зиму, почти безвыездно проведя там больше года. К слову, в 1875 семья их составляла уже пять человек — в августе Анна Григорьевна подарила мужу еще одного мальчика, Алешу. В мае 1878 в семье Достоевских случилась новая трагедия. Умер Алеша, которому не исполнилось и трех лет. Писатель сходил с ума от горя, со слов Анны Григорьевны: «Он любил его как-то особенно, любовью почти болезненною, точно чувствуя, что скоро его лишится. Особенно Федора Михайловича угнетало то, что его сын погиб от эпилепсии — недуга, унаследованного от него». Дабы отвлечь мужа, Анна Григорьевна инициировала переезд семьи в новую квартиру в Кузнечном переулке, а затем уговорила Достоевского отправиться в путешествие в Оптину пустынь — монастырь под Козельском, где сильны были традиции старчества. На случай внезапного припадка она подобрала мужу и спутника — юного философа Владимира Соловьева, являвшегося сыном знаменитого историка.

Он вспомнил о молодых годах Достоевского, об аресте писателя, обряде казни, каторге, о его трудной жизни, сказал о том, что всё это ускорило гибель писателя. В других речах упоминаний об этом уже не было — видимо, чтобы не обострять ситуацию, друзьями сразу же были внесены коррективы в тексты выступлений. Выступавшие говорили лишь об огромном таланте Достоевского, о том, что он своим творчеством внёс великий вклад в русскую культуру. Публика накрыла принесёнными венками гроб почти до верхней части могилы. Остальные венки разрывались на части, и присутствовавшие уносили листочки и цветки на память. Говорилось много стихотворений, посвящённых памяти Фёдора Михайловича. Некоторые из них, а также высказывания ораторов, процитированы на сохранившемся в архиве фотомонтаже. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Это поклонение памяти Достоевского продолжалось вплоть до 1 марта». Похороны в силу своей исключительности для России, жившей в разочаровании от половинчатых реформ Александра II, получили огромный общественный резонанс и энергично обсуждались в среде либеральной интеллигенции и студенчества. Скорбная, почти торжественная сторона проводов Достоевского, участие в них сановных лиц, внимательных людей не обманула, они справедливо увидели в событии провозвестника грядущих больших перемен в России. Похороны обратили на себя внимание и иностранных посольств в Петербурге. Посол Франции генерал Антуан Эжен Альфред Шанзи сообщал: «Русское общество находится под глубоким впечатлением от события, на первый взгляд, лишённого политического значения, но которое тем не менее беспокоит руководителей этой страны как свидетельство новых веяний в России… Значительное большинство участников этой молчаливой манифестации собрались, чтобы почтить память скорее бывшего политического каторжанина, нежели писателя». Поведение министра внутренних дел графа Лорис-Меликова в этих обстоятельствах было, по мнению Шанзи, предельно разумным. Он не поддался давлению тех, кто настаивал на запрещении манифестации, так как понимал необходимость дать выход искренним чувствам части молодёжи, и не вывел на улицы полицию и солдат. Больше того, Лорис-Меликов постарался придать манифестации полуофициальный характер. Один непреложный вывод со всей очевидностью проистекает из последнего события, — подчеркнул Шанзи. Генерал-посол проиллюстрировал эту мысль сравнением проводов Достоевского с прошедшими похоронами видного царского сановника и дипломата, тайного советника барона Андрея Фёдоровича Будберга: «В тот же день и в тот же час высшие сановники империи отдавали последние почести барону Будбергу, бывшему послу в Париже. Уже в день погребения на углу против Александро-Невской лавры кто-то продавал по полтиннику маленькие пятикопеечные портреты писателя на визитном паспарту, ранее сделанные и распространявшиеся в Петербурге модной тогда фотографической фирмой «Везенберг и Ко». В Петербурге к началу 1880-х годов насчитывалось примерно три десятка фотографических заведений. Похоже, откликаясь на потребности общества, по примеру везенбергского фотоателье некоего Б. Ясевича на Васильевском острове, вскоре после прощания с писателем сделало фотомонтаж в формате «кабинет-портрет» — 135 х 220 мм, а заодно и увидело в том определённый коммерческий интерес в его распространении на память о событии. Такая наклеенная на картон фотография, как правило в рамке, ставилась на стол или каминную полку. Внизу на паспарту стоял штамп с выходными данными ателье. Дело в том, что закон о печати от 6 апреля 1865 года требовал «объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе как с цензурного дозволения». Наиболее ходовыми были два небольших формата паспарту — визитный и кабинетный. На их полях или на обороте указывалось происхождение снимка. Для надзора в каждом фотоателье ввели альбомы или прошнурованные книги, в которые вставлялись по одному экземпляру всех исполняемых работ. Мера эта, полагали авторы закона, «может оказаться полезною для полиции при разыскании некоторых подозрительных лиц». Можно предположить, что в архивной коллекции фотопортретов лиц, проходящих по делам полицейских учреждений, снимок появился отнюдь не случайно. Прощание с Достоевским, несмотря на известную благопристойность события, похожего на национальный траур, как бы обострило настроения в российском обществе. Как верно подметил в своей депеше французский посол, в траурной манифестации симпатий было больше к бывшему политкаторжанину, и свидетельствовало о новых веяниях в жизни страны, о «нравственном беспокойстве» молодого поколения. От цареубийства смерть Достоевского отделяла меньше месяца.

Фёдор Достоевский: литературный переворот В 1861 году Достоевский в журнале «Время» опубликовал «Записки из Мертвого дома», которые ошеломили российскую публику откровенным изображением жизни каторжных, чего еще никто никогда не делал. Благодаря данному труду автор закрепился в мировой литературе. В этом же году Достоевский стал помогать брату Михаилу в издании журнала «Эпоха», где впоследствии были напечатаны следующие произведения: «Униженные и оскорбленные»; «Зимние заметки о летних впечатлениях»; «Записки из подполья». Но в феврале 1865 года, через полгода после смерти Михаила, издание «Эпохи» прекратилось. И последующие яркие работы Достоевского публиковались в других местах: «Преступление и наказание»;.

Хронологическая таблица Достоевского

9 февраля 1881 года, умер Фёдор Достоевский. Могила вского на Тихвинском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры с надгробием 1883 года. Во второй партии смерти ожидает отставной поручик инженерных войск Русской императорской армии, будущий великий писатель Федор Михайлович Достоевский. Вот так умер Федор Михайлович, и жизнью и смертью подтвердил весь путь своей жизни, он вел и ведет нас, по сути тащит за руки сквозь петербуржские подворотни, сквозь прокуренные кухни, где спорят о жизни, ведет нас к Иисусу Христу.

Фёдор Достоевский

Федор Достоевский • биография и творчество Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой.
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ - Древо Когда он умер и Достоевский сделал ей предложение, она вдруг увлеклась местным учителем – юношей на восемь лет моложе ее.
9 февраля - День Памяти Фёдора Михайловича Достоевского Через несколько лет умер и старший Достоевский.
В Санкт-Петербурге молитвенно почтили память Федора Михайловича Достоевского - Азбука новостей Достоевского не послушали, переделали Россию и полмира по проекту, вышедшему из «математической головы» Маркса, и в результате всё это обернулось невиданной в истории катастрофой.
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском База знаний издательства Ливрезон – фрагмент из биографии российского писателя, автора «Преступления и наказания» Федора Достоевского: ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821–1881) русский писатель.

Новости и события Российского исторического общества

Скончался Михаил Михайлович Достоевский. 9 февраля 2023 года, в 142-ю годовщину кончины Федора Михайловича Достоевского (1821-1881), у могилы писателя на Тихвинском кладбище Свято-Троицкой. В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», разучивает роль схимника в «Смерти Иоанна Грозного» А. К. Толстого для домашнего спектакля в салоне. Достоевский был признан виновным в чтении и распространении письма Белинского Гоголю, высказываниях против цензуры и недонесении на других членов кружка.

Новости и некрологи от городской ритуальной службы

  • Федор Михайлович Достоевский
  • 130 лет назад ушел из жизни Федор Михайлович Достоевский
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ - Древо
  • Навигация по записям
  • Использованные материалы
  • В Санкт-Петербурге молитвенно почтили память Федора Михайловича Достоевского

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий