Согласно религии, ходить на кладбище после похорон до 40 дней можно. Большое внимание при церемонии уделялось правильному приготовлению традиционной кутьи из риса с изюмом и медом — рецепт обязательно включал зерна. Вероятно, современная кутья – это некая смесь греческого колива и славянской языческой поминальной каши.
Завтрак на кладбище после похорон
Кутья — обрядовое поминальное блюдо (особая зерновая каша), которую подают в общей посуде и едят руками или ложками. Для приготовления кутьи берут пшеничные зерна, хорошо их промывают и замачивают на ночь, затем варят до состояния готовности. Готовя кутью на похоронах, люди выражают свою скорбь и готовность помочь умершему в его последнем пути.
Как поминать умерших
Древние славяне готовили кутью, чтобы оставить ее у могилы покойника. Это символизировало полноценную трапезу для него, т. Приготовление кутьи стало христианской традицией не просто так. Это позволило укрепить православную веру, т.
Так постепенно некоторые из них стали использоваться и в христианстве, но приобрели иной смысл. История Само слово «кутья» произошло от греческого kukkia — вареное зерно. Традиционное приготовление каши пришло задолго до появления христианства у славян.
Большинство исследователей отмечают, что пища наделена статусом древнего языческого блюда и связана с обрядами похорон и жертвоприношения. Каша подавалась на столы во время религиозных празднований в знак поклонения усопшим. Веря в то, что умерший сохраняет все человеческие потребности, в т.
Считалось, что она символизирует рост, развитие — зарождение новой жизни. Зерно по этой причине легло в основу блюда. Необходимо было готовить его для покойного, поэтому выбор пал на такой продукт.
Кроме того, в состав входит еще и сладкая добавка, чаще всего используют мед, символизирующий блаженство вечной жизни. Такие значения продукты приобрели во времена христианства, т. Читайте также: Деионизированная вода: что это такое, получение, применение, отличие от дистиллированной воды Главные блюда поминального обеда Учитывая, что кутья — основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы.
Одновременно готовят еще несколько блюд, которые стали традиционными: блины; пирожки; котлеты. Пища может быть скоромной мясной, жирной или постной.
Это так называемое встречное поминовение. Если поминальные дни пришлись на 1, 4 и 7-ю недели Великого поста, а это самые строгие недели, то на поминки приглашаются лишь самые близкие родственники. Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу первую неделю после Пасхи и на понедельник второй Пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу. А также поминают через полгода, в годовщину смерти и в родительские субботы. Их в году несколько.
В этот день принято после заупокойной службы в храме посещать кладбище. В этот день также навещают могилы близких. После победы на Куликовом поле князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов. С тех пор церковь поминает в этот день не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.
Ее может быть довольно много. Достаточно принести для освящения небольшую часть. Потом дома освященную кутью просто понемногу добавляют к разложенной по пиалам остальной каше и подают на стол.
Рецепт приготовления кутьи в мультиварке Этот современный прибор позволяет готовить множество разнообразных блюд. Правильно сварить в ней рисовую кашу, чтобы сделать на ее основе кутью из риса, тоже очень легко. Для этого зерна промывают холодной водой и закладывают в чашу. Разные приборы для варки каши в мультиварке предлагают отличающиеся по названию режимы. В зависимости от модели это может быть специализированный режим «Рис», «Пропаренный рис», «Гречка» или более универсальный «Каша». Изюм подготавливают обычным способом. Чтобы мед лучше пропитал зерна, его растворяют в воде.
Все готовые компоненты смешивают и раскладывают по порционным тарелочкам. Кутья со сливочным маслом Рис, пшеницу или перловку отваривают в подсоленной воде. Зерна можно взять примерно граммов 700. Изюм, в котором нет косточек, на полчаса замачивают в воде комнатной температуры, промывают, подсушивают. Его можно добавить в кутью граммов 200. Сливочному маслу примерно 80 г дают растаять до мягкости и смешивают его с медом. Добавляют щепотку корицы или немного ванилина и тщательно перемешивают.
С этой массой смешивают готовые вареные зерна, подсыпают к ним изюм и снова хорошо перемешивают. Что делать с оставшейся после поминок кутьей Иногда после поминок остается кутья. Ведь большинство гостей берут традиционные три ложки этого специфического блюда, которыми нужно помянуть почившего, и после этого едят остальные блюда. Важно помнить, что это освященная пища, наделенная особым символизмом. Ее выбрасывать категорически нельзя, хранить ее долго тоже не получится. Сладкая каша может легко забродить и испортиться. Поэтому кутьи обычно не готовят много.
Лучше всего, если ее сразу же съедят гости за поминальным столом. Но, если так не получилось, можно найти ей другое применение. С приглашенными гостями можно передать оставшуюся кутью тем людям, которые не смогли прийти на поминки. Остаток этого кушанья можно отнести в церковь и оставить на поминальном столике.
По христианской традиции похороны проводятся на третий день после смерти. Конечно, иногда уложиться в указанный срок не получается по объективным причинам, и похороны могут быть перенесены на ближайшие дни. При этом нужно учитывать, что умерших не хоронят в великие церковные праздники — Рождество и Воскресение Христово, а ритуальные мероприятия переносят на следующий день. Если родственники усопшего принимают решение о транспортировке его тела в другой населенный пункт, регион или страну, то сроки организации похорон могут превысить традиционные три дня, и будут зависеть от местоположения пункта назначения и времени подготовки ритуальных мероприятий.
Также дата похорон может быть перенесена на более поздний срок, если смерть человека произошла от насильственных причин. В этом случае тело умершего доставляют в судебно-медицинский морг, и для захоронения родственникам покойного необходимо будет получить разрешение Следственного комитета. Отметим, что в отличие от христианства, в католической вере нет какой-то определенной даты похорон, и день погребения назначается по желанию родных усопшего, когда все организационные моменты будут ими улажены - это может занять от одной до двух недель. В исламе подготовка к похоронам строго регламентирована, начиная с подготовительных обрядов, и заканчивая правилами ношения траура — усопший должен быть предан земле до захода солнца в день смерти. Если же смерть наступила ночью, допускается провести погребение на следующий день. Такое же правило действует и в иудаизме. Организация похорон Основным этапом проводов человека в последний путь является организация похорон. И здесь нужно учесть множество нюансов — от подготовки тела усопшего к погребению, до выбора гроба и организации поминок.
В морге тело усопшего омывают и одевают в траурную одежду, которую приносят родственники умершего не позднее, чем за сутки до выдачи тела. При этом одежда может быть и не новой, но она обязательно должна быть опрятной и чистой. В зависимости от пола умершего комплект траурного одеяния будет различаться, но в обоих случаях к нему следует приложить набор гигиенических принадлежностей. Для проведения похорон необходимо подобрать гроб с учетом телосложения и роста умершего, при этом важно помнить о том, что тело усопшего вытягивается на 5-10 см. Также понадобится приобрести постель в гроб, цветочные композиции или венки. Если планируется кремация, то необходимо выбрать гроб, изготовленный из натуральных материалов. Если усопший был верующим, то в гроб кладутся ритуальные символы.
Советы в день поминок. Отчитки, если сделали что-то неправильно, чтобы отвести беду.
Кутья из пшеницы Пшеница в цельных зёрнах — 400-500 гр. Орехи любые , изюм, мёд, сливочное масло — примерно по 100 гр. Соль — по вкусу. Пшеницу замачивают на ночь, затем заливают холодной водой, доводят до кипения, солят и варят до готовности на медленном огне. Изюм надо подготовить: залить его горячей водой на 15-20 минут. В готовую кашу добавить мёд и масло, затем изюм с орешками.
Перемешать все ингредиенты и остудить — кутья готова. Кутья из риса Быстро готовится и получается вкусной кутья из риса. Рис не требует предварительного замачивания, но его надо промыть несколько раз в холодной воде. Чтобы рис не пригорел, надо взять кастрюлю с толстым дном, воду в ней довести до кипения, посолить по вкусу и всыпать промытый рис. Медленный огонь и постоянное помешивание уберегут рис от пригорания.
Проверив рис на готовность, воду слить, рис хорошо промыть холодной водой. Затем в рисовую кашу влить подогретый мёд с размягчённым сливочным маслом, засыпать предварительно замоченный в кипятке изюм, можно добавить дроблёные орешки.
Похороны в поздней античности уже не обходились без этого сакрального кушанья, его относили к обязательным поминальным дарам. Исследования историков подтверждают, что и на Руси до ее крещения князем Владимиром было принято готовить подобное блюдо. Значение поминальной кутьи в православии Священники рассказывают, что, готовя кутью, важно вспомнить не только о воскрешении к вечной жизни и бессмертии души, которые символизирует зерно. Не только пожелать усопшему райской жизни, сладкой как мед, заправляющий вареные зерна. В процессе благословения в храме кутьи они предлагают увидеть напоминание имущим о том, что в память о почившем важно поделиться с неимущими.
Причем поделиться не остатками трапезы, которые уже никому не нужны, а лучшими, самыми сладкими кусочками, такими, которыми хотелось бы поделиться с дорогими людьми, покинувшими этот мир. Для того часть кутьи оставляют на поминальном столике — кануне в храме. Прежде чем поставить на поминальный стол, кутью положено освящать. Если нет возможности сделать это заранее в церкви, можно попросить благословить ее священника, приглашенного для проведения молебна на поминках. Если батюшка не был приглашен, можно со взятого ранее благословения своего духовника освятить это ритуальное блюдо самостоятельно, трижды окропив его святой водой. Рецепты поминальной кутьи В некоторых районах отдают предпочтение только версии, приготовленной по традициям, идущим из древности, из пшеничных зерен. В других местах кутья на поминки готовится по осовремененному рецепту из быстро разваривающегося пропаренного риса.
Для этого блюда можно выбрать и другое зерно ячмень, чечевицу, перловку и др. В традициях одних областей принято готовить на поминки «богатую кутью» с множеством разнообразных ингредиентов курага, чернослив, миндаль, фундук, грецкие орехи и др. В других считают более целесообразным простой строгий вариант, максимально схожий с древними рецептами, содержащими только вареное зерно и мед, добавляя к ним немного мака и изюма. Заправка «богатой» постной кутьи, кроме сладкой составляющей, может иногда содержать льняное, кунжутное или другое растительное масло. В некоторых скоромных версиях присутствует сливочное масло. Как правильно сварить рис с изюмом Никаких особенных секретов в приготовлении простейшего варианта из риса с изюмом нет. Важно только выбрать подходящий сорт этого зерна, чтобы каша, составляющая основу блюда, получилась не клейкой, а достаточно рассыпчатой.
Для этого некоторые сорта рисовых зерен перед варкой замачивают на пару часов. Изюм непременно нужно выбирать без косточек, чтобы не подвергать опасности зубы поминающих. Перед готовкой его важно промыть, чтобы избавить от пыли. Чтобы дать сухим ягодам напитаться водой, их на несколько минут заливают кипятком. Варить изюм не нужно, ведь при этом получатся несладкие безвкусные ягоды. Традиционно кутью готовят с изюмом и медом. Но и в этом моменте есть расхождения.
Упрощающий и ускоряющий готовку современный рецепт позволяет заменить мед сахарным сиропом. Изюм встречается практически в каждом варианте кутьи, но есть версии и обходящиеся без него.
Черные платки допустимо носить только близким родственникам умершего. Молиться за усопших нужно, потому что наши молитвы — это продолжение отношений с покойным. Православные христиане верят, что человек не умирает, и что Господь простит все грехи усопшего по их молитвам. Как считать девятый день? Девятый день считается со дня смерти человека.
Этот день принято считать первым. Неправильно начинать отсчет со дня похорон. Почему это важно? Потому что важно помянуть усопшего на девятый день. Даже если человек по каким-то причинам не похоронен, но вы знаете дату его смерти, то нужно на девятый день зажечь свечу, заказать в церкви панихиду, помолиться и организовать поминальную трапезу. Что делать на сороковой день после смерти? Сороковой день считается последним днем пребывания Души умершего на Земле.
В это день происходит Суд Божий, на котором решается, куда отправится Душа дальше. Таким образом, в этот день определяется место пребывания Души в вечности вплоть до Страшного Суда. И родственники помогают Душе попасть в рай. Для этого они в этот день отправляются в церковь, чтобы поставить свечи за упокой Души умершего и помолиться. Особенно нужны молитвы живых об умершем, если нераскаянные грехи таковы, что в Душе нет места для светлой вечности. Тогда близкие люди могут помочь новопреставленному молитвой, милостыней, участием в таинствах. В этот день также нужно посетить могилу усопшего, зажечь свеч, принести цветы.
Дома так же нужно зажечь свечу и организовать поминки. На поминальную трапезу можно позвать не только близких людей, но и коллег, приятелей, знакомых. В этот день принято раздавать угощение, чтобы как можно больше людей вспомнили добрым словом и помянули умершего. Когда можно убраться в доме, где жил покойный? Уборку в доме по традиции проводят только тогда, когда Душа покидает земные пределы и возносится к Богу. Таким образом, начинать разбирать вещи покойного и наводить порядок в доме, где он жил, можно после сорокового дня. Тщательно разобрав вещи, часть их можно утилизировать, а часть раздать нуждающимся.
Необязательно избавляться от всех вещей, особо дорогие вещи можно оставить на память или продолжать ими пользоваться. Почему принято закрывать зеркала в доме покойного? Зеркальное отражение воспринимается как портал, через который сущности из загробного мира могут проникать в мир живых. Также считается, что Душа покойного может попасть в зазеркалье и скитаться там в вечных мучениях, так и не найдя выхода. Когда становится известно о смерти человека, то первым делом занавешивают все отражающие поверхности в доме, где он жил, плотной тканью. Помимо того, что Душа может попасть в лабиринт Зазеркалья, Душа может испугаться своего отражения. Ведь умерший человек не способен сразу воспринять тот факт, что он умер.
Он отметил, что появившиеся в городе плакаты «достигли цели». Об этом Имамеев написал на своей странице в Instagram. В конечном счете, такая социальная реклама достигла цели — вопрос ношения масок вновь попал в повестку дня почти каждого из нас», — отметил Имамеев. Тех, кому не понравилась такая реклама, российский градоначальник призвал не быть ханжами.
Поминки: традиционный поминальный стол на 9 и 40 день
Круглый рис — 0.5 стак., вода — 1 стак., изюм — 60 гр, сливочное масло — 25 гр, сахар — 1 стол. л., соль — по вкусу. Шаг 1: Как варить поминальную кутью? Подготовьте продукты. Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни. Что символизирует кутья? Зёрна кутьи являются символом воскрешения, так как, попадая в землю, они со временем превращаются в растения — так же и покойный, будучи похороненным в соответствии с церковными обычаями, воскресает к вечной жизни.
Православная поминальная трапеза
Кутья: Кутья, коливо, канун, сочиво — это разные названия одного поминального блюда, которое подается первым на поминках по усопшему в день его похорон. Кутья на поминки используется в похоронной церемонии еще с древних языческих времен. Кешью и грецкие орехи подсушивают в микроволновой печи или на сковороде, после чего выкладывают на кутью. Согласно религии, ходить на кладбище после похорон до 40 дней можно. Кашу с фруктами на похоронах подносили еще в Древней Греции, но историки считают, что обряд позаимствован у более ранних цивилизаций.
Значение традиции одаривания на поминках
- Кредитные карты
- Почему на поминках первой надо есть кутью
- Как правильно организовать поминки по усопшему? Что готовить
- Кутья на похороны
Что символизирует?
Учитывая, что кутья – основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. Круглый рис — 0.5 стак., вода — 1 стак., изюм — 60 гр, сливочное масло — 25 гр, сахар — 1 стол. л., соль — по вкусу. Шаг 1: Как варить поминальную кутью? Подготовьте продукты. В этой статье я описываю и даю пошаговый рецепт, с фотографиями и пояснениями, именно кутью поминальную на поминки усопшего в день похорон. В компании «Вкусно — и точка» прокомментировали случай в Перми, когда директор филиала в ЦУМе Сергей Пасека не желал дать 19-летней сотруднице Алене отпуск в связи с похоронами дедушки. Обязательно ставят кутью и то, кушанье, что при жизни предпочитал покойный.
Советы в день поминок. Отчитки, если сделали что-то неправильно, чтобы отвести беду.
В «богатую» добавляют орехи, курагу, мак. Как правильно варить кутью? Строгого рецепта не существует. Чтобы приготовить кутью, можно взять рис, пшеницу, пшено, перловку, ячку. В наше время кутью обычно варят из риса, соблюдая пропорцию: 1 стакан риса; 200 г изюма; 2—4 ст. Для подачи на стол блюдо выкладывают в одну или несколько общих мисок.
Изюм перебрать, промыть, положить в сито и обдать крутым кипятком или залить кипятком на несколько минут, а затем откинуть на сито. Смешать изюм с рисом. Поминальная кутья из риса готова.
Запомнить и поделиться рецептом с друзьями:.
Если мы хотим доставить усопшему наибольшее утешение, то помимо молитвы важнейшей частью является приуготовление к этой молитве Тайнами Церковными. Это значит, что перед молитвой нам необходимо исповедаться и причаститься.
Для усопшего это величайшее утешение. Более сильной молитвы за усопшего невозможно представить, чем когда мы приходим в храм, исповедываемся в грехах, причащаемся и молимся. После того, как мы примирились с Богом и ближними, наша молитва становится намного сильнее.
После исповеди и причастия мы наиболее близки к Богу, и потому наша молитва может принести усопшему наибольшую пользу и радость. И поскольку исповедаться значит, по сути, покаяться и отречься от грехов, то лучше всего ради усопшего отказаться от какого-то греха. Например, ради него перестать вовсе пить хотя бы 40 дней.
И в случае если человек не может молиться, такие действия с его стороны будут приняты Богом как жертва, как молитва. И еще — часто говорят: «Батюшка, а надо ли зеркала завешивать? После просмотра телевизора невозможно молиться.
У телевидения есть свой дух, своя атмосфера. Даже в том, как ведущие ведут информационную программу, прослеживается напыщенность и тщеславие. Вот включил даже те же новости, посмотрел на телеведущих, и ты уже не молитвенник за усопшего.
А уж когда начинаются развлекательные программы, реклама и нелепые фильмы, то все духовное в человеке начисто истребляется на долгое время. И для души усопшего мерзко видеть нас перед телевизором, когда мы должны за него усердно молиться. Теряется та самая связь, которую все мы так хотим обрести, но сами же и разрушаем.
То же можно сказать о всякого рода увеселениях. Ведь раньше в течение 40 дней траура не было никаких развлекательных мероприятий: в театр не ходили, старались пребывать в особом молитвенном состоянии, чтобы не терять духовную связь с усопшим и возможность ему помочь. Форма одежды просто ставит человека в определенные рамки, делает более строгим его поведение.
Подобно тому как схимник через одеяние ограждается от внешнего мира, так и для мирянина траурная одежда несет воспитательную и ограждающую функцию. Одежда — это один из важных факторов, влияющих на наше духовное устроение. Однако траур не должен быть только внешним.
Наше тело все же связано с душой. Здесь как и в случае с молитвой — есть разница между тем, молиться ли человек, лежа на кровати, сидя в кресле, или стоя на коленях перед иконой. Вроде одно и то же происходит, а душа в разном устроении.
Человек есть единство души и тела, поэтому положение тела влияет на душу, и одежда соответственно тоже влияет на душу. В связи с этим одежда для поминовения должна быть строгой, не соблазняющей. Да и когда человек одевает нечто неподобающее, он и сам уже не может молиться.
Черный платок с мини-юбкой как-то нелепо выглядит.
В любом случае на столе должна быть кутья, потому что зерна символизируют воскресение. Чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, но потом он восстанет для будущей жизни. Кутью нужно освятить в церкви и раздать всем присутствующим на панихиде. Считается, что количество блюд на столе должно быть четным. Скатерть и посуда - повседневными, а не праздничными. Ножами и вилками пользоваться не принято, а ложки кладут тыльной стороной вверх. Для покойного ставится прибор, рядом зажигается свеча. А вот оставлять еду, водку или сигареты на могиле церковь не рекомендует. Остатки поминального обеда раздают присутствующим, чтобы их домочадцы могли помянуть добрым словом умершего.
Поминальная трапеза как особый ритуал
- Популярное
- Почему на поминках едят кутью и что она символизирует? | Аргументы и Факты
- Кутья: история и рецепты главного поминального блюда
- Поминальная кутья
- Смотрите также
- Почему на поминках первой надо есть кутью
Поминки: зачем русские едят на кладбище
В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место»; это время так называемого «частного суда» тоже является поводом не только к сугубой молитве, но также — к милостыне о умершем. Кроме этого, в течение первого года после смерти, родные собирают поминальный стол: на полгода по кончине; И, конечно, во все последующие годы близкие могут отмечать поминками: день рождения; день смерти; иные значимые даты, например, годовщину свадьбы супругов. Однако, в отличие от поминовения первых 40 дней, все эти даты имеют значение скорее для родных, близких усопшего, чем для него самого Церковное предание также ничего не говорит об их значении. Впрочем, милостыни о душе не может быть «слишком много», так что подобные благочестивые традиции не несут ничего плохого — если только не сопровождаются суеверными «обычаями» и чрезмерной печалью о смерти близкого, который жив у Бога. По слову, митр. Антония Сурожского : «Мы можем отказываться принять смерть как последнее слово, последнее событие жизни. Мы правы, когда плачем над усопшим, потому что смерти не должно бы быть. Человек убит злом. С другой стороны, мы можем радоваться за него, потому что для него или для нее началась новая жизнь — жизнь без ограничений, просторная… Если мы — собственный Христов народ, мы не имеем права из-за того, что сами глубоко ранены потерей и осиротели по-земному, не заметить рождения усопшего в вечную жизнь». Канун панихидный столик Наконец, есть особые дни, когда стоит прийти во храм для поминовения— это общецерковные поминовения, именуемые Родительскими Субботами. Почти все они — так называемые «переходящие», то есть даты меняются.
Дни эти можно увидеть в церковном календаре текущего года. По этим дням традиционно принято приносить на панихиды милостыню: продукты. Можно помянуть близких также дома.
И лучше всего для этого подходила колодезная вода в чистом сосуде. Правда это или нет, но в момент смерти по глади воды проходит еле заметная рябь — душа умывается. Также стакан воды ставили на подоконник в жилище, где обитал умерший. А рядом вешали полотенце.
Тогда его душа, прилетающая посмотреть, как живут без неё, могла бы испить воды, умыться и утереться рушником. Положенная сверху скибка хлеба выполняла функцию того самого полотенца — т. Куда девают воду и хлеб после 40-го дня? Хотя вода и хлеб по сути не несут больше какого-то значения, к ним следует относиться с достаточной осторожностью. Воду обычно выливают куда-то на землю, но не в отхожее место. И ни в коем случае не пьют со стакана, предназначенного покойному. Как и не едят хлеб.
Краюху, кстати, рекомендуется превратить в крошево и скормить птицам. Наши пращуры верили, что души умерших превращаются в птиц и с помощью вновь обретённых крыльев, словно ангелы, долетают до Всевышнего. Потому покормить птах небесных было равносильно помянуть своего ближнего среди тех, кто уже в мире ином. Читайте также: Как наносить термопасту правильно и как часто её менять Классический рецепт кутьи из риса на поминки Рецепт кутьи из риса на поминки достаточно прост и готовится быстро. При приготовлении яства, рекомендуется думать только о хорошем, так, как только чистые помысли смогут наделить кутью положительной энергетикой. Техника приготовления: В кастрюлю с толстым дном налить 1 литр воды, довести до кипения. Рис тщательно промывается, изюм предварительно запаривается кипятком.
Отваренный рис промыть, поместить в емкость, добавить в него изюм. Мед нужно подогреть до жидкого состояния, добавить по вкусу к блюду и тщательно перемешать. Орехи измельчаются ножом, добавляются в блюдо, тщательно перемешиваются. Кутья выкладывается в небольшие пиалы, украшается цукатами, консервированными фруктами, свежими ягодами. Стоит сказать, что добавлять в кутью шоколад и конфеты запрещено. Использовать для приготовления можно только растительные продукты. Для поминальной каши важность составляет выбор риса, который должен быть рассыпчатым и продолговатым.
Обмывают покойного, как правило, посторонние, но могли и родственники. Собеседники отмечают, что прежде мужчины обмывали мужчину, а женщины - женщину, но в последнее время женщины обмывают и мужчин. Воду после обмывания выливали где-нибудь в таком месте, «где не ходят»: под веткой «неродючева» дерева или в «глухом» углу. Мыло и тряпочки, которыми пользовались при обмывании, старались либо закопать там же, либо сжечь. Усопшего одевали в то, что было приготовлено, или «лишь бы чистое». На казака одевали бешмет и черкеску. Встречаются упоминания о том, что одежду на покойном не застегивали, платок женщине не завязывали. Если усопший мужчина, то тот, кто одевает, и побреет его. Обрезанные ногти и волосы клали в гроб или сжигали.
Однако фиксируется и запрет на подстригание волос и ногтей умершему. Волосы женщине укладывали под платок, но прическу не делали. В том случае, когда на умершую одевали сохранившуюся венчальную одежду, то «цветы» - венок не одевали, а клали их рядом в гроб, сбоку, там же и венчальная свеча. Тем, кто обмывал и одевал, давали полотенца или платки. В настоящее время в кубанских станицах сохраняется обычай хоронить девушек в свадебном наряде. В одной из станиц было выявлено описание, относящееся к 90-м годам XX в. Воронежской подругам умершей просватанной девушки тоже цепляли цветы, но не красные, как на свадьбе, а белые восковые. Гроб украшали цветами. Часть расходов на похороны брала на себя семья жениха.
Упоминания о том, что умершего парня хоронили как жениха, прикалывая к его одежде цветы, встречаются реже. Иногда необходимым элементом одежды воспринимается пояс. В настоящее время под «поясом» может пониматься и пояс на брюках, и резинка, верёвочка в юбке и лента с написанными на ней псалмом 90 и молитвой «Да воскреснет Бог». Обязателен пояс и для умерших маленьких деток, потому что «Маленьким дава «Там» яблочко, оно у пазух кладе. А як не пидвязано, оно пада по долу». Когда тело обмыто и одето, покойнику связывали ноги, руки и подвязывали челюсть, что бы они не расходились. Перед тем как закрыть гроб навсегда, внимательно следят, чтобы все это было развязано, иначе «на там свете будет связанный. Правую руку покойного клали сверху - «чтобы мог крестится. Незакрытые глаза умершего воспринимались признаком скорой смерти кого-то из родственников.
Повсеместно на Кубани с покойным кладут деньги: «на дорожку», «грехи выкупать», «место выкупать». Мелкие монетки завязывают в платочек и кладут мужчинам в карман, а женщинам подмышку или цепляют к поясу. В комнате располагали усопшего на лаве головою к иконам, ногами к дверям, вдоль стены. В некоторых станицах покойного могли положить в центре комнаты, но так же головой к иконам. У икон зажигали лампаду. Она горела до сорока дней. В ряде станиц около покойного вешали рушник. Сразу после того, как человек умер, приглашали читать Псалтырь. Рядом с тем местом, где лежал покойный, устанавливали стол для того, кто будет читать.
Чаще это была женщина, но есть упоминания о том, что Псалтырь читали мужчины. На стол ставили икону, клали хлеб, кутью, стаканчик с пшеницей, в котором стоит свеча, воду, мед, иногда здесь же могли оказаться лук и яйца. Для того, чтобы читалке было удобно читать, Псалтырь клали на сито, обернутое полотенцем, если умер мужчина, или платком, если умерла женщина. После чтения читалка забирала хлеб и платок или полотенце себе. Воду после похорон переставляли на окно. Мед использовался для приготовления кутьи, а все остальное раздавалось как помин. В некоторых станицах на этот стол ставят тарелочку, на которую приходящие кладут деньги - кто сколько может. После эти деньги используются для заказывания поминальных служб в церкви, либо их отдаются читалке. Информаторы отмечают, что Псалтырь не читают над детьми, умершими до семилетнего возраста, так как «они безгрешные», а также в период от страстной пятницы до «родительского дня».
Для того чтобы дать читалке отдохнуть и не разговаривать на посторонние темы, поют духовные стихи - «псалмы». Исполнять могли любую псальму из имеющихся в местном репертуаре по желанию присутствующих. В наших полевых материалах отмечается необходимость чтения Псалтыри для души умершего, тогда как пение псальмов происходило только «для настроения». Поэтому в некоторых станицах псальмы не поются над телом усопшего. Их исполняют только на поминках за столом в поминальные дни. Здесь же отметим, что на Кубани было принято причитывать за покойным. Тексты причитаний - импровизация. В них вспоминался ушедший, описывалось горе родных, присутствовали мотивы дороги, нового жилища. Да что ж тебе заставило туды ложится.
Да везу ш я тебя куда, да в дальнюю далинушку, да в глубокую сырую могилушку». Как правило, читалка читала до 11-ти, 12-ти часов ночи. Её и всех, кто присутствовал при чтении, обязательно кормили ужином. После рядом с покойным оставался кто-то из родственников и соседей. Лицо умершего на ночь закрывали покрывалом. Утром открывали и «умывали» - протирали платочком, тряпочкой. Все время, пока покойный в доме, калитку оставляли открытой. В некоторых станицах на калитку вешают полотенце, которое снимают при выносе тела на кладбище. В том случае, если умерший самоубийца, калитку открытой не держат.
Зеркала в доме занавешивали, иногда уточняют, что обязательно белым, например, простынею, или чем-нибудь другим. В настоящее время в станицах завязывают зеркала заднего вида на машине, на которой везут гроб с телом. Наиболее часто встречающиеся объяснения этого обычая: «чтобы приходящие во время чтения молитв в зеркало не засматривались или потому что покойник в зеркале показывается». Пока покойный в доме, полы не метут и не моют. В это же время, особенно во время чтения Псалтыри, запрещают бить и выгонять из хаты летающих насекомых - мух, мотыльков, бабочек и других, объясняя, что это может быть душа покойного. Вода и мед стоят сорок дней, «пока душа в доме» - душа приходит воду пить. После воду выливают, мед добавляют в кутью на сороковой день. В некоторых станицах воду каждое утро выливают в святой угол, ставят новую. Мед ставится — «показуе радость Рая», в других станицах до сорока дней стоит и пшеница.
Она иной раз дак выростает, а то больше птицы склюют ». Хоронили на третий день. На похороны приходят без приглашения родственники, соседи - все, кто хочет помянуть ушедшего. В настоящее время считается - не хорошо женщинам быть в брюках около покойного, присутствовать на панихиде без платка, особенно родственницам покойного. На похоронах запрещают курить. Вне зависимости от того, сколько кафизм Псалтыри прочитано, к двенадцати часам вычитывают 17-ю кафизму и канон. Во время чтения канона присутствующим раздают свечи с платочками, платочки люди забирают с собой. Могилу копали в день похорон, не родственники, а соседи или хорошие знакомые. Если случалось готовить могилу за день до дня погребения, то её оставляли чуть-чуть недовыкопанной, и последние «три лопаты» выкидывали из могилы в день похорон.
В станицах бывшей Черномории Черноморского казачьего войска распространенным явлением было приготовление ямы для могилы «с подкопом». Внизу ямы, вдоль длинной стенки делалась ниша, в которую задвигался гроб, чтобы земля на гроб не сыпалась. С этой же мотивацией делалась могила «под склеп», - внизу ямы по углам ставились камушки, кирпичики на высоту гроба. После опускания гроба сверху на кирпичики клали доски, соответственно земля во время засыпания могилы падала не на гроб, а на доски. Тем, кто копал могилу, родственники покойного на кладбище приносили завтрак. Приход копачей с кладбища означал, что могила готова, можно нести. В некоторых станицах те, кто копают могилу, понесут и тело. На Кубани гроб имел и другие названия: «труна» и «домовина». Тело умершего измерялось веревочкой, и по этой мерке изготовлялся гроб.
Если он оказывался больших размеров, чем необходимо, то это воспринималось признаком скорой смерти кого-то из родственников.
Чтобы получить гербовое свидетельство о смерти, нужно обратиться в ЗАГС или в МФЦ и предоставить следующие документы: медицинское свидетельство о смерти, документ, удостоверяющий личность умершего паспорт , и паспорт обратившегося. Гербовое свидетельство о смерти выдается в тот же день и содержит информацию о дате, месте ухода из жизни человека. Данная услуга предоставляется бесплатно. Также следует отметить, что в некоторых регионах РФ имеется возможность подачи заявления по получению гербового свидетельства о смерти дистанционно — через портал Госуслуг.
Без гербового свидетельства о смерти родственникам умершего откажут в предоставлении места на кладбище или в кремации, а также в подготовке могилы. Когда организовывать похороны? По христианской традиции похороны проводятся на третий день после смерти. Конечно, иногда уложиться в указанный срок не получается по объективным причинам, и похороны могут быть перенесены на ближайшие дни. При этом нужно учитывать, что умерших не хоронят в великие церковные праздники — Рождество и Воскресение Христово, а ритуальные мероприятия переносят на следующий день.
Если родственники усопшего принимают решение о транспортировке его тела в другой населенный пункт, регион или страну, то сроки организации похорон могут превысить традиционные три дня, и будут зависеть от местоположения пункта назначения и времени подготовки ритуальных мероприятий. Также дата похорон может быть перенесена на более поздний срок, если смерть человека произошла от насильственных причин. В этом случае тело умершего доставляют в судебно-медицинский морг, и для захоронения родственникам покойного необходимо будет получить разрешение Следственного комитета. Отметим, что в отличие от христианства, в католической вере нет какой-то определенной даты похорон, и день погребения назначается по желанию родных усопшего, когда все организационные моменты будут ими улажены - это может занять от одной до двух недель. В исламе подготовка к похоронам строго регламентирована, начиная с подготовительных обрядов, и заканчивая правилами ношения траура — усопший должен быть предан земле до захода солнца в день смерти.
Если же смерть наступила ночью, допускается провести погребение на следующий день. Такое же правило действует и в иудаизме. Организация похорон Основным этапом проводов человека в последний путь является организация похорон. И здесь нужно учесть множество нюансов — от подготовки тела усопшего к погребению, до выбора гроба и организации поминок. В морге тело усопшего омывают и одевают в траурную одежду, которую приносят родственники умершего не позднее, чем за сутки до выдачи тела.
Обязательные поминальные блюда
- Что делать с кутьей после похорон?
- Кутья на поминки в день похорон
- Что берут в день похорон?
- Похоронно-поминальные обряды на Кубани
- Поминки: традиционный поминальный стол на 9 и 40 день
- Кутья на поминки из риса с изюмом: поминальный рецепт, как сварить