Новости менделеев и его вклад в науку

Среди выдающихся россиян, оставивших заметный вклад в мировой науке, безусловно, одно из первых, если на первое, место занимает имя Дмитрия Ивановича Менделеева. Несмотря на свою занятость наукой, Менделеев много времени уделял общественной деятельности. "Наука:женский вклад в просвещение". 10 основных вкладов Дмитрия Менделеева в науку, включая периодическую таблицу Менделеева, предсказание элементов и другие достижения в химии. Менделеев сделал карточки для каждого известного науке элемента, написал на них основные свойства и атомные веса, а затем старательно выстраивал из них последовательности, пытаясь понять принцип, объединяющий вещества.

РЕФЕРАТ по теме: «Дмитрий Иванович Менделеев –ученый с мировыми заслугами».

Другим же приходилось брать иную. С отцом связаны истоки научной и образовательной ипостасей в личности Д. Иван Павлович был высокообразованным человеком. Он окончил Петербургский педагогический институт, работал в гимназиях Саратова и Пензы учителем философии, изящных наук и политической экономии. А в 1827 году Иван Павлович стал директором Тобольской классической гимназии. Незаурядный ум, высокая культура, творческий подход к преподаванию выделяли И. Менделеева из окружавшей его среды учителей.

Мать будущего великого ученого — Мария Дмитриевна — происходила из купеческой семьи Корнильевых, которые в начале ХIХ века играли значительную роль в экономической, общественной и культурной жизни Западной Сибири, являлись родоначальниками тобольского книгопечатания. У них была большая библиотека, одно из лучших книжных собраний того времени в Сибири. Менделеев был всегда благодарен своей матери: «Вашего последыша семнадцатого из рожденных Вами, Вы подняли на ноги, научили любить природу с ее правдою, науку с ее истиной, родину со всеми ее нераздельнейшими богатствами, дарами, больше всего труд со всеми его горестями и радостями. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас так много, Вашу память почитаю». Так генетически закладывались у Дмитрия такие будущие служения, как просвещение и промышленность.

Путь в педагогику В результате стечения достаточно сложных обстоятельств Дмитрий Менделеев поступил в 1850 году в Санкт-Петербурге на физико-математический факультет Главного педагогического института, которому, по собственному признанию, был «обязан всем своим развитием». Главное, что выделял Дмитрий Иванович в институте, — это «первоклассные профессора с мировыми именами». Такие педагоги воспитывали учителей с ярко выраженной индивидуальностью. Это любимейшей менделеевское понятие, отражавшее его мировоззрение, пронизывающее научную и педагогическую деятельность, отношение к природе и обществу. В результате в 1855 году из стен Главного педагогического института Дмитрий Иванович вышел с убеждением, что России нужен учитель «с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке, и умением эту любовь передать своим ученикам». Непосредственный учительский опыт самого Д.

Менделеева оказался довольно коротким. Всего два года он преподавал естественные науки в Ришельевском лицее в Одессе. Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 года он защитил магистерскую диссертацию. Позднее его утвердили в звании приват-доцента, и начался долгий период профессорско-преподавательской деятельности в Петербургском университете, продолжавшийся 33 года. Профессор Менделеев Всего же Д. Менделеев более 35 лет своей жизни посвятил делу народного образования.

Кроме Петербургского университета он в разные годы преподавал в Николаевской инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Военно-инженерном училище, Втором кадетском корпусе и на Высших Бестужевских женских курсах. Вот как ученый понимал миссию профессора: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда он читает много лекций, а когда он внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник — словом и делом, с должной убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном ее движении не как судья, а как деятель». Профессор должен был прежде всего «продвигать науку вперед, служить профессиональным и нравственным примером, заражать студентов своим стремлением к знаниям». Подчеркнем, что этот принцип Менделееву удалось максимально реализовать в своей преподавательской деятельности. Сам ученый был замечательным педагогом-практиком, очень талантливым лектором. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, в ней были студенты не только с профильных факультетов.

У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки». Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены. Десятки учеников оставили свои благодарные воспоминания об ученом как о своем учителе. А наставником его считали и основоположник русской физиологии И. Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В.

Сам ученый отмечал, что «из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». На службе образованию На склоне лет, анализируя сделанное, Д. Менделеев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». Процветание страны Д. Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием ее природных богатств, но и с пробуждением творческих сил народа, распространением просвещения и науки.

Снегирёв, П. Сохранились сведения, говорящие о том, что Д. Менделеев однажды видел в доме Корнильевых Н.

При всём том, Дмитрий Иванович оставался таким же мальчишкой, как и большинство его сверстников. Сын Дмитрия Ивановича Иван Менделеев вспоминает, что однажды, когда отец был нездоров, он сказал ему: «Ломит всё тело так, как после нашей школьной драки на Тобольском мосту». Следует отметить, что среди учителей гимназии выделялся преподававший русскую литературу и словесность сибиряк, известный впоследствии русский поэт Пётр Павлович Ершов, с 1844 года — инспектор Тобольской гимназии, как некогда и его учитель Иван Павлович Менделеев. Позже автору «Конька-горбунка» и Дмитрию Ивановичу суждено было стать в некоторой степени родственниками. Дмитрий Иванович был женат дважды. Супруга Физа, нареченное имя была старше его на 6 лет. В этом браке родились три ребёнка: дочь Мария 1863 — она умерла в младенчестве, сын Володя 1865—1898 и дочь Ольга 1868—1950. Во втором браке у Д.

Менделеева родилось четверо детей: Любовь, Иван и близнецы Мария и Василий. Менделеев был тестем русского поэта Александра Блока, женатого на его дочери Любови. Глава 2. Научная деятельность Д. По просьбе петербургского врача Н. Здекауэра в середине сентября Дмитрия Менделеева осмотрел Н. Пирогов, констатировавший удовлетворительное состояние пациента: «Вы нас обоих переживёте». Воскресенский и М.

Скобликов , с успехом прочёл вступительную лекцию «Строение силикатных соединений»; в конце января отдельным изданием в Петербурге вышла в свет кандидатская диссертация Д. Менделеева «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу»[10]; 10 октября присвоена учёная степень магистра химии. Получив в январе 1859 года разрешение на командировку в Европу «для усовершенствования в науках», Д. Менделеев только в апреле, по завершении курса лекций в университете и занятий во 2-м кадетском корпусе и Михайловской артиллерийской академии, смог выехать из Санкт-Петербурга. Он имел ясный план исследований — теоретическое рассмотрение тесной взаимосвязи химических и физических свойств веществ на основе изучения сил сцепления частиц, чему должны были служить данные, полученные экспериментально в процессе измерений при различных температурах поверхностного натяжения жидкостей — капиллярности. Катетометр и компаратор, сделанные известным французским механиком Саллероном для Д. Менделеева, один из самых гениальных химиков XIX века; провёл многочисленные определения физических констант соединений удельные объёмы, расширение и т. Написал «Основы химии» 1868—1871 — труд, многочисленные издания которого оказали влияние на химиков-неоргаников.

Менделеев — автор фундаментальных исследований по химии, физике, метрологии, метеорологии, экономике, основополагающих трудов по воздухоплаванию, сельскому хозяйству, химической технологии, народному просвещению и других работ, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России. Менделеев исследовал в 1854—1856 годах явления изоморфизма, раскрывающие отношения между кристаллической формой и химическим составом соединений, а также зависимость свойств элементов от величины их атомных объёмов. Открыл в 1860 году «температуру абсолютного кипения жидкостей», или критическую температуру. Делянову: «…главный предмет моих занятий есть физическая химия». Менделеев является автором первого русского учебника «Органическая химия» 1861 год. Сконструировал в 1859 году пикнометр — прибор для определения плотности жидкости. Создал в 1865—1887 годах гидратную теорию растворов. Развил идеи о существовании соединений переменного состава.

Исследуя газы, Менделеев нашёл в 1874 году общее уравнение состояния идеального газа, включающее как частность зависимость состояния газа от температуры, обнаруженную в 1834 году физиком Б. Клапейроном уравнение Клапейрона — Менделеева. В 1877 году Менделеев выдвинул гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжёлых металлов, которая, правда, на сегодня большинством учёных не принимается; предложил принцип дробной перегонки при переработке нефти.

К середине XIX века было открыто 63 химических элемента и ученые всего мира не раз предпринимали попытки объединить все существовавшие вещества в единую концепцию. Элементы предлагали разместить в порядке возрастания атомной массы и разбить на группы по сходству химических свойств. В 1863 году свою теорию представил химик и музыкант Джон Александр Ньюлендс, который предложил схему размещения химических элементов, схожую с той, что открыл Менделеев, но работа английского ученого не была принята всерьез научным сообществом из-за того, что автор увлекся поисками гармонии и связью музыки с химией. Благодаря кропотливому труду и сопоставлению химических элементов Менделеев смог обнаружить связь между элементами, в которой они могут быть одним целым, а их свойства являются не чем-то само собой разумеющимся, а представляют собой периодически повторяющееся явление. В результате размышлений Менделеева 1 марта 1869 года был завершен самый первый вариант Периодической системы химических элементов, который получил тогда название "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве".

Как выглядела первая таблица Менделеева В этом варианте элементы были расставлены по девятнадцати горизонтальным рядам рядам сходных элементов, ставших прообразами групп современной системы и по шести вертикальным столбцам прообразам будущих периодов. В этой работе, датированной августом 1871 года, Дмитрий Менделеев приводит формулировку периодического закона, которая затем оставалась в силе на протяжении более сорока лет: "Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса". Астафьев Почему таблица называется периодической Суть открытия Менделеева в том, что с ростом атомной массы химические свойства элементов меняются не монотонно, а периодически. После определенного количества разных по свойствам элементов свойства начинают повторяться. Так, калий похож на натрий, фтор — на хлор, а золото схоже с серебром и медью. Появление новых элементов в таблице Менделеева Пользуясь периодической системой, Менделеев также предсказал открытие нескольких новых химических элементов и описал их химические и физические свойства. В дальнейшем расчеты ученого полностью подтвердились: галлий открыт в 1875 году , скандий открыт в 1879 году и германий открыт в 1885 году поразительно точно соответствовали тем свойствам, которые описал Менделеев. Затем прогнозы гениального химика продолжили реализовываться и были открыты еще восемь новых элементов, среди которых: полоний 1898 год , рений 1925 год , технеций 1937 год , франций 1939 год и астат 1942—1943 годы.

Кстати, в 1900 году Дмитрий Менделеев и шотландский химик Уильям Рамзай пришли к мнению, что в таблицу должны быть включены и элементы нулевой группы — до 1962 года они назывались инертными, а после — благородными газами. На сегодняшний день в Периодической системе химических элементов — 118 элементов. Последний, самый тяжелый из известных, — оганесон Og , названный так в честь своего первооткрывателя Юрия Цолаковича Оганесяна. Научный руководитель лаборатории ядерных реакций имени Г. Флерова Объединенного института ядерных исследований в Дубне стал четвертым в истории ученым, при жизни которого его именем был назван химический элемент.

Совместно с Иваном Михайловичем Чельцовым принимал в 1890—1892 годах участие в разработке бездымного пороха. Автор ряда работ по метрологии. Создал точную теорию весов, разработал наилучшие конструкции коромысла и арретира , предложил точнейшие приёмы взвешивания. В своё время интересы Д.

Менделеева были близки к минералогии, его коллекция минералов бережно хранится и сейчас в Музее кафедры минералогии Санкт-Петербургского университета [49] , а друза горного хрусталя с его стола является одним из лучших экспонатов в витрине кварца. Рисунок этой друзы он поместил в первое издание «Общей химии» 1903 год. Студенческая работа Д. Менделеева была посвящена изоморфизму в минералах. Менделеев написал 432 фундаментальные работы, из которых 40 — посвящены химии, 106 — физической химии, 99 — физике, 22 — географии, 99 — технике и промышленности, 37 — экономике и общественным вопросам, 29 — сельскому хозяйству, воспитанию, другим работам. Основная статья: Периодический закон Д. Рукопись «Опыта системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». В результате этих размышлений 1 марта 17 февраля 1869 года был завершён самый первый целостный вариант Периодической системы химических элементов, который получил тогда название «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» [50] , в котором элементы были расставлены по девятнадцати горизонтальным рядам рядам сходных элементов, ставших прообразами групп современной системы и по шести вертикальным столбцам прообразам будущих периодов. Эта дата знаменует собой открытие Менделеевым Периодического закона , но более верным считать эту дату началом открытия, поскольку требовалось его осмысление и затем достижение формулировки.

Согласно окончательной хронологии первых публикаций Таблицы Менделеева [51] , впервые Таблица была опубликована 26-27 марта 14-15 марта 1869 года в 1-м издании учебника Менделеева «Основы Химии» ч. И уже после этого, осознав во время двухнедельной поездки по провинции великое значение своего открытия, Менделеев по возвращении в Петербург заказал в середине марта в типографии «Общественная польза» отдельные листки с этой таблицей, которые были напечатаны 29 марта 17 марта 1869 года специально для рассылки «многим химикам». Позднее, уже в начале мая 1869 года «Опыт системы элементов» был напечатан с химическим обоснованием в программной статье Менделеева «Соотношение свойств с атомным весом элементов» [52] журнал Русского химического общества. Напечатанные листки достигли своей цели — в апреле 1869 года состоялась первая публикация Таблицы Менделеева в международной печати, согласно точной хронологии [51] , она вышла в свет 17 апреля 5 апреля 1869 года в лейпцигском «Журнале практической химии» [53] и стала достоянием мировой науки. В этой работе, датированной августом 1871 года, Менделеев приводит формулировку периодического закона, которая затем оставалась в силе на протяжении более сорока лет [54] : Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса [55]. Оригинальный текст нем. Отдельные учёные в ряде стран, особенно в Германии, соавтором открытия считают Лотара Мейера. Существенное различие этих систем заключается в том, что таблица Л. Мейера — это один из вариантов классификации известных к тому времени химических элементов; выявленная Д.

Менделеевым периодичность — это система, которая дала понимание закономерности , позволившей определить место в ней элементов, неизвестных в то время, предсказать не только существование, но и дать их характеристики [13] [57]. Не давая представления о строении атома, периодический закон, тем не менее, вплотную подводит к этой проблеме, и решение её было найдено несомненно благодаря ему — именно этой системой руководствовались исследователи, указывая факторы, выявленные им с интересовавшими их другими физическими характеристиками. В 1984 году академик В. Спицын писал: «…Первые представления о строении атомов и природе химической валентности, разработанные в начале нашего столетия, основывались на закономерностях свойств элементов, установленных с помощью периодического закона» [58]. Немецкий учёный, главный редактор фундаментального пособия «Анорганикум» — объединённого курса неорганической, физической и аналитической химии, выдержавшего более десяти изданий, академик Л. Кольдиц так истолковывает особенности открытия Д. Менделеева, сопоставляя в высшей степени убедительные результаты его труда с работами других исследователей, искавших подобные закономерности [59] : Никто из учёных, занимавшихся до Менделеева или одновременно с ним исследованиями соотношений между атомными весами и свойствами элементов, не смог сформулировать эту закономерность так ясно, как это сделал он. В частности, это относится к Дж. Ньюлендсу и Л.

Предсказание ещё не известных элементов, их свойств и свойств их соединений является исключительно заслугой Д. Наилучшим образом он смог применить свой метод горизонтальной, вертикальной и диагональной интерполяции в открытой им периодической системе для предсказания свойств. Развивая в 1869—1871 годах идеи периодичности, Д. Менделеев ввёл понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе, в частности, опираясь на результаты изучения последовательности изменения стеклообразующих оксидов , исправил значения атомных масс 9 элементов теллура , бериллия , индия , урана и др. В статье, датированной 29 ноября 1870 года 11 декабря 1870 года предсказал существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» открыт в 1875 году Полем Эмилем Лекоком де Буабодраном и назван галлием , «экабора» открыт в 1879 году шведским химиком Ларсом Фредериком Нильсоном и назван скандием и «экасилиция» открыт в 1886 году немецким химиком Клеменсом Александром Винклером и назван германием [60]. Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония открыт в 1898 году , «экаиода» — астата открыт в 1942 — 1943 годах , «экамарганца» — технеция открыт в 1937 году , «двимарганца» — рения открыт в 1925 году , «экацезия» — франция открыт в 1939 году. В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов. Химия силикатов и стеклообразного состояния[ править править код ] Обложка первой публикации Д.

Менделеева «Химический анализ ортита из Финляндии». Менделеева, не выразившись результатами масштабов естествознания в целом, тем не менее, как и всё в его исследовательской практике, будучи неотъемлемой частью и вехой на пути к ним, а в отдельных случаях — их фундаментом, чрезвычайно важен и для понимания развития этих исследований. Как станет видно из дальнейшего, он тесным образом связан с основополагающими компонентами мировоззрения учёного, охватывающими сферы от изоморфизма и «основ химии» до базиса периодического закона, от постижения природы растворов до взглядов, касающихся вопросов строения веществ [13]. Первые работы Д.

Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки

Но, возможно, именно открытие новых элементов Периодической таблицы Менделеева даст ключ к созданию Теории Всего, которая должна объединить существующие знания в естественных науках. На склоне лет, анализируя сделанное, еев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». Д. И. Менделеев внес крупнейший вклад в исследования сопротивления воды движению тел, изучил первые фундаментальные работы по этому вопросу и пришел к убеждению, что знания в этой области должны быть основаны на опытных данных. Большой вклад внес Менделеев в развитие метрологии – науки об измерениях. Данная презентация поможет наглядно рассказать о жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева,его вкладе в отечественную и мировую науки.

Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни

Сначала Дмитрий Иванович Менделеев хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. Менделеев, будучи химиком, за основу своей системы взял химические свойства элементов, решив расположить химически похожие элементы друг под другом, при этом соблюдая принцип возрастания атомных весов. Ничего не вышло! Тогда ученый просто взял и произвольно изменил атомные веса нескольких элементов например, он присвоил урану атомный вес 240 вместо принятого 60, т. Опубликовав в 1869 г. Ориентиром в этой работе Д. Менделееву послужили атомные массы атомные веса элементов.

После Всемирного конгресса химиков в 1860 году, в работе которого участвовал и Д. Менделеев, проблема правильного определения атомных весов была постоянно в центре внимания многих ведущих химиков мира. Располагая элементы в порядке возрастания их атомных весов, Д. Менделеев обнаружил фундаментальный закон природы, который теперь известен как Периодический закон: «Свойства элементов периодически изменяются в соответствии с их атомным весом». Приведенная формулировка нисколько не противоречит современной, в которой понятие «атомный вес» заменено понятием «заряд ядра». Несмотря на всю огромную значимость такого открытия, периодический закон и система Менделеева представляли лишь гениальное эмпирическое обобщение фактов, а их физический смысл долгое время оставался непонятным.

Причина этого заключалась в том, что в XIX в. Сегодня мы знаем, что атомная масса сосредоточена в основном в ядре атома. Ядро состоит из протонов и нейтронов. С увеличением числа протонов, определяющих заряд ядра, растет и число нейтронов в ядрах, а значит и масса атомов элементов. Данные о строении ядра и о распределении электронов в атомах позволяют рассмотреть периодический закон и периодическую систему элементов с фундаментальных физических позиций. На базе современных представлений периодический закон формулируется так: «Свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины заряда ядра атома порядкового номера ».

Это было самое главное в открытии Менделеева, позволявшее связать воедино все казавшиеся до этого разрозненными группы элементов. Неожиданные сбои в этом периодическом ряду Менделеев совершенно правильно объяснил тем, что науке известны еще не все химические элементы. В своей таблице он оставил незаполненные клеточки, однако предсказал атомный вес и химические свойства предполагаемых элементов. Он также поправил ряд неточно определенных атомных масс элементов, и дальнейшие исследования полностью подтвердили его правоту. Пока не проставлены атомные номера, будущие группы элементов расположены горизонтально а будущие периоды - вертикально , еще не открыты инертные газы, встречаются незнакомые символы элементов, многие атомные массы заметно отличаются от современных. Однако нам важно видеть, что уже в первый вариант Периодической таблицы Д.

Менделеев включал больше элементов, чем их было открыто на тот момент! Он оставил свободными 4 клеточки своей таблицы для еще неизвестных элементов и даже смог правильно оценить их атомный вес. Атомные единицы массы а. Рисунок 1 - Первый вариант Периодической таблицы, опубликованный в 1869 году На рисунок 1 мы видим предсказанные Д. Менделеевым и действительно открытые впоследствии элементы. Во всех предыдущих попытках определить взаимосвязь между элементами другие исследователи стремились создать законченную картину, в которой не было места еще не открытым элементам.

Наоборот, Д. Менделеев считал важнейшей частью своей Периодической таблицы те ее клеточки, которые оставались пока пустыми знаки вопроса на рис. Это давало возможность предсказать существование еще неизвестных элементов. Уже в 1869 г. Менделеев поместил галогены и щелочные металлы не в центре таблицы, как раньше, а по ее краям как это делается теперь. В следующие годы Менделеев исправил атомные веса одиннадцати элементов и изменил местоположение двадцати.

В итоге в 1871 г. Достойно восхищения, что свое открытие Д. Менделеев сделал в то время, когда атомные веса многих элементов были определены весьма приблизительно, а самих элементов было известно всего 63 - то есть чуть больше половины известных нам сегодня. Глубокое знание химических свойств различных элементов позволило Менделееву не только указать на еще не открытые элементы, но и предсказать их свойства! Посмотрите, как точно предсказал Д. Менделеев свойства элемента, названного им «эка-силицием» на рис.

Спустя 16 лет предсказание Д. Менделеева блестяще подтвердилось.

Подписали: С. Левицкий, Каррик, Честерман». Любопытен и еще один фрагмент.

Срезневский пишет: «Мысль о единении художественном не могла быть еще развита, но уже нашла сочувствие в некоторых из присутствовавших, как выражение связи фотографии с искусством». Николай Александрович и его свита. Менделеева Здесь уместно сказать еще об одном увлечении Менделеева — изобразительным искусством. Музей-архив ученого располагает собранной Менделеевым большой коллекцией фотографических репродукций произведений изобразительного искусства. Дмитрий Иванович видел в фотографии великолепное средство для популяризации живописи.

Одно время он даже обдумывал вариант создания некого предприятия для изготовления, тиражирования и распространения фоторепродукций и обсуждал эту возможность с известным фотографом В. Практически из каждой зарубежной поездки Дмитрий Иванович привозил образцы фотографий лучших западных фотографов — так складывался фотографический раздел его коллекции. Письмо Срезневского свидетельствует об интересе к фотофиксации со стороны ученых и изобретателей. Время же светописи как искусства еще только наступало. В архиве хранятся письма фотографов по конкретным поводам.

Так, например, Варнерке 2 марта 1878 г. И далее: «Вы заметите также, что к Dallmeer-овскому объективу нет кремальеры, но это так и должно быть…» Особый интерес представляют письма уже упоминавшегося Сергея Львовича Левицкого. Переписка эта длилась на протяжении многих лет. Левицкий сообщал об опытах с искусственным освещением, которые ему советовал проводить Менделеев. В те годы считалось, что снимать можно только при дневном свете, тогда еще не было адекватных источников искусственного освещения.

Это резко сужало возможности фотографа, ставя его в полную зависимость от погоды. Особенно страдали при этом петербургские фотомастера — ноябрь, декабрь и начало января вообще считались непригодными для съемки. Из-за частых дождей, пасмурной погоды рабочее время ограничивалось двумя-тремя часами, что, естественно, сказывалось на материальной стороне дела. В конце 70-х годов Левицкий, внимательно следивший за изобретениями П. Яблочкова, начал проводить опыты съемки при электричестве.

Он участвовал в приготовлении углей Яблочкова специально для целей фотографии. Не все удачно было на первых порах. В одном из писем зимой 1879 г. Левицкий информирует Менделеева о возникающих трудностях: «Милостивый государь, Дмитрий Иванович! Несмотря на полную готовность и самое искреннее желание исполнить трудовую задачу, я пришел к убеждению, что мы затеяли дело, покамест невыполнимое — по крайней мере, настолько, чтобы удовлетворить требованиям.

Мы сделали целый ряд опытов — при освещении свечами Яблочкова на расстоянии с восьми аршин короткофокусным объективом, едва дающим полпластинки. Нужно держать от 75-ти до 120-ти секунд при сильном напряжении искр, и при этом отчетливо выходит только центр…» Угли, изготовлявшиеся в Париже, требовали выдержки в 100 секунд. Возможно, поэтому на состоявшейся в начале 80-х годов в Мюнхене электрической выставке был составлен протокол о неприменимости электрического света в художественной фотографии. Менделеева Такое заключение сильно удивило Левицкого — вскоре он первым в России уже снимал художественные портреты при электрическом свете с углями петербургского производства при выдержке 15 сек. Он посылает свои фотографические экспонаты на следующую электрическую выставку Вена, 1883 г.

Левицким», — сообщил на заседании фотографического отдела Русского технического общества докладчик, отчитываясь о посещении Венской выставки. Любопытны подробные переговоры, связанные с созданием Левицким в 1884 г. У автора этих строк есть основания предполагать, что именно Дмитрий Иванович был инициатором. Естественно, возникает вопрос, по какому поводу делалась эта фотография, потребовавшая много работы, как становится ясно из переписки, и стоившая весьма недешево.

Менделеев уделял проблемам высшего образования. Им было четко обозначено его предназначение — «служить общественному прогрессу, общему народному благу, осуществить связь между индивидуальными возможностями молодых людей и общественными нуждами». Мыслитель полагал, что в высшей школе, которая призвана воспитывать элиту общества, конкретные специальные знания в профессиональной подготовке должны опираться на глубокие общенаучные знания. Высшую школу должен был отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению ее связи с промышленностью. Ученый видел в высших учебных заведениях источник создания в России национальной интеллигенции, способной самостоятельно развивать науку, технику, культуру страны.

Менделеев подчеркивал в данной связи, что «нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, то есть всю русскую действительность, для того чтобы сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Что касается собственно образовательного процесса в высшей школе, то его смысл Дмитрий Иванович видел «в соединении абстрактно-бесконечного с конкретной действительностью». Он считал, что знание уже известного не удовлетворяет прямому назначению высших учебных заведений, они должны «воспитывать лиц, способных впоследствии идти в область неизвестного, пытливых, обладающих возможностями, необходимыми для достижения еще не известных областей знания». И это главное отличие высшей школы: подлинно научный уровень преподавания, постоянное стремление двигать науку вперед. Менделеев особое значение придавал подготовке учителей как высокообразованных специалистов, способствующих самостоятельному развитию своей страны. Он считал, что от подготовки учителей зависят судьбы просвещения в стране, а следовательно, и будущность государства. Вот его кредо: «Нельзя же, заботясь о том, чтобы были у России всякие свои специалисты, забыть о том, что ей нужнее всего хорошие учителя». Дмитрий Иванович особенно подчеркивал воспитательную роль учителя: он должен стать для учеников идеалом и образцом, «знать каждого ученика, его способности, наклонности и характер, чтобы всесторонне развить имеющиеся задатки». И конечно, учитель — «местный светоч науки».

Педагогическая деятельность не состоит «только в обучении тому, что распространилось уже в жизни, педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад». Менделеев подчеркивал, что «все зависит в наибольшей мере от качества преподавателей, их примера, их любви к делу». При этом он требовал, чтобы учителя следили за развитием науки, более того, непосредственно занимались ею, ибо только учитель, «который сам силен в науке, ею обладает и любит, может, особенно в раннем детском возрасте, влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета преподавания». Итак, учитель должен быть образцом, примером, воспитателем, исследователем, действующим по четкому плану, открытым всему новому, ведь, «узость учителя — высшее зло». Училище наставников Цельная система образования, по убеждению Менделеева, должна начинаться с устройства высшего учебного заведения для подготовки учителей. В докладной записке министру народного просвещения Ивану Ивановичу Толстому «Проект Училища наставников» 1906 Дмитрий Менделеев предлагал создание такого училища. Характеризуя общий упадок научной, литературной, художественной жизни, связывая его с невысоким уровнем образования в стране, выход из положения мыслитель видел в создании училища наставников, которому придавал смысл универсальной Платоновской академии или «Педагогической провинции» Гете. Это училище, по его замыслу, не только должно было располагаться в географическом центре России «лучше бы всего на берегах Волги или Оки» , но и «находиться в центре современной научной и педагогической мысли». Определяя педагогическую деятельность как одну из «общенародных надобностей», Д.

Менделеев был убежден, что учитель наряду со знанием своего предмета должен обладать философским мировоззрением. В связи с этим он включал в программу обучения широкий круг дисциплин, охватывающий практически все области знаний. В проекте такого училища Менделеев предусмотрел три факультета: историко-филологический, физико-математический, технический, или камеральный все с пятилетним сроком обучения. Предполагалось создание интерната для учащихся, лабораторий, библиотек, сельскохозяйственных угодий и ферм. Признавалось полезным открытие при училище семинарии для учителей, опытной трехклассной начальной школы и гимназии, которые могли бы служить «распространению совершенных способов обучения». Педагогика социального оптимизма Вглядываясь в процесс формирования педагогической системы Д. Менделеева, отметим, что по своей логике он схож с процессом открытия им периодической таблицы. Тот же ход: от анализа отдельных элементов к обобщениям, к созданию четкой общей картины видения современного ему российского образования. И, главное, тот же высокий прогностизм.

Большинство из предложенных им подходов получило затем свое осуществление в российском образовании ХХ века, а некоторые еще ждут своей реализации. Но дело заключается не только в весомом научном вкладе ученого в развитие отечественной педагогики. Известный химик Л. Чугаев емко охарактеризовал личность Дмитрия Ивановича Менделеева: «Гениальный химик, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, которому, к сожалению, не суждено было стать государственным человеком, но который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей нашей официальной власти». Обращаясь к вопросам народного образования, Дмитрий Иванович всегда искренне думал только о благе России. В его статьях и письмах не чувствуется обиды на те многочисленные притеснения, которые ему пришлось вынести в жизни от власть имущих. А ведь его из-за черной зависти к таланту так и не выбрали академиком Академии наук. Не удостоили многократно им заслуженной Нобелевской премии, поскольку он, защищая суверенные интересы России, препятствовал захвату потомками Нобиля бакинских нефтяных приисков. Не обращая на это внимания, он мужественно и целенаправленно бил в набат, обращаясь к тем, кто готов порадеть на благо российского образования.

Может быть, этот социальный оптимизм и составляет самый важный нравственный урок, который преподал нам русский гений Дмитрий Иванович Менделеев.

Благодаря изучению силикатов Менделеев впервые стал задумываться об особенностях разных химических соединений. В 22 года молодой ученый уже защитил свою первую диссертацию «Удельные объемы», он также преподавал и активно занимался научной деятельностью. Путь в науке В 1895 году Менделеев отправился в Европу, чтобы совершенствовать свои знания в Гейдельбергском университете. Работать в местной лаборатории ему оказалось тяжело, он искал уединения и сосредоточения, кроме того, по воспоминаниям его современников, отличался тяжелым характером. Свои химико-физические опыты в итоге Менделеев проводил на арендованной квартире. В Европе он впервые стал отцом, у него родилась и, хотя он не был в браке с ее матерью актрисой Агнессой Фойгтман, о ребенке Менделеев никогда не забывал, высылая средства на ее содержание. Спустя несколько лет ученый вернулся в Россию, где как раз нагрянули большие перемены — отмена крепостного права. Поддавшись настроениям Менделеев даже думал переквалифицироваться в фотографа, так как для науки ситуация оказалась не самой благоприятной, но бросить химию он не смог. Его слишком увлекали процессы, происходящие с химическими элементами.

В 1861 году он издал знаменитый учебник «Органическая химия». В личной жизни Менделеева тоже произошли перемены, в 1862 году он женился на падчерице своего учителя Ершова Феозве Лещевой. У Дмитрия и Феозвы Менделеевых родилось трое детей. В то время Дмитрий Иванович развивался как химик-технолог, он написал значимые работы о технологиях производства сахара, муки, спирта и стекла. Существует миф о том, что Менделеев изобрел водку, и он действительно изучал производство спиртных напитков, но авторство водки ему все же не принадлежит. Он лишь изучал химические аспекты сочетания спирта и воды.

Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог

20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева Важнейшим условием процветания России Менделеев считал не только рост промышленности и рациональное использование природных ресурсов, но и развитие творческих сил народа, распространение просвещения и науки.
Менделеев: великий ученый, просветитель, изобретатель и почетный академик Поэтому считается, что и Нобелевку Менделеев не получил из-за враждебных отношений между ним и учредителем престижной премии.
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ Высшее образование Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, курс которого окончил в 1855 г. с золотой медалью.

Менделеев кратко о его достижениях

Дмитрий Иванович Менделеев. Многообразие интересов великого учёного Д.И. Менделеевым, его достижениями и вкладом в развитие отечественной науки.
Биография Менделеева В результате Менделеев установил существование критической или абсолютной температуры кипения жидкости.

РЕФЕРАТ по теме: «Дмитрий Иванович Менделеев –ученый с мировыми заслугами».

Он был замечательным преподавателем, который мог увлечь студентов, зажечь в их сердцах огонь исследователя и первооткрывателя. Он говорил: «Наука только тогда благотворна, когда мы ее принимаем не только разумом, но и сердцем». Гороскоп Дмитрия Менделеева Так как время рождения великого ученого неизвестно, рассмотрим чандра-лагну, которая сама по себе уже ярко показывает гений ученого. Родился 8 февраля 1834 г. Луна, как хозяйка 7-го дома, располагается в Козероге и соединена с хозяевами 5-го и 9-го домов — Венерой и Меркурием, а также с Солнцем, хозяином 8-го дома. Эти расположения планет в гороскопе говорят о блестящем интеллекте, склонностях к научным исследованиями и известности. В 1-м доме эти планеты формируют три раджа-йоги. Кроме того, о выдающихся интеллектуальных способностях говорят Буддха-адитья-йога, шанкха-йога и Сарасвати-йога, а также паривартхана 1-го и 9-го домов, связанная с йога-каракой Венерой. Гаджа-кешари-йога и влияние Юпитера на 10-й дом показывают его педагогический талант и преподавательскую деятельность, которой он посвятил всю свою жизнь.

На склоне лет он отмечал: «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». Юпитер, хозяин 3-го дома, дома писательства, располагается в 4-м доме, доме образования - Менделеев написал ряд учебников и учебных пособий, издал первый в России учебник по органической химии, который был удостоен престижной Демидовской премии. Хозяин 4-го дома Марс соединен с Кету — Менделеев не принимал догмы в образовании. Он говорил: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, — не только бесполезен, но прямо вреден. Он вселит в начинающих мертвящий дух классицизма, схоластики, убьет их живое стремление». Ретроградный лагнеша и хозяин 8-го дома Солнце в лагне наделили Дмитрия Ивановича независимым и неординарным характером. Марс, хозяин 4-го, дома родины, и 11-го дома, дома признания, вступает в паривартхана-йогу с Юпитером, хозяином 12-го дома, и поражен Раху и Кету. Возможно поэтому Дмитрию Менделееву два раза отказывали при избрании в члены Российской академии наук.

На это Менделеев отшучивался и повторял: «Нет пророка в своем отечестве». Однако при этом он был членом десятков престижнейших научных обществ всего мира. Менделееву были вручены медали Коплея эта награда сравнима с Нобелевской премией, введенной позже , медали Деви и Фарадея. Иностранные учёные выдвигали Дмитрия Ивановича Менделеева на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907 годах, а соотечественники — никогда. Серьезная научная деятельность началась с дашей Юпитера 1860-1876 , потом была успешная даша лагнеши Сатурна, который расположен в 9-м доме 1876-1895 и даша Меркурия, хозяина 9-го дома с 1895 года до смерти от воспаления легких в 1907 в дашу Меркурий-Раху.

На основе опыта коллег и наблюдений Дмитрий Менделеев в 1891 году изобрел свою формулу пироколлодийного бездымного пороха, чем и спас армию. Менделеев внес большой вклад в нефтедобычу Дмитрий Менделеев уделял много внимания нефтяному делу. Так, он предложил перекачивать и доставлять нефть по трубам и цистернам.

Он считал настоящим преступлением просто сжигать нефть в топках, потому что из них, как он говорил, можно получить много полезных продуктов для промышленности. Внутренние русские заводы будут давать и разнообразнейшие вещества и торговлю поведут правильную. А барыши все же станут иметь хорошие, потому и будут в силах завести обширную заграничную торговлю нашими нефтяными товарами», — писал ученый-нефтяник. Нефтепромыслы в Баку. Менделеев — пионер освоения Арктики и ледоколостроения Научная деятельность Дмитрия Менделеева не ограничивалась химией.

Это уравнение состояние ныне известно, как уравнение Менделеева — Клапейрона, так как оба этих учёных открыли его одновременно. В научном мире это довольно распространённая практика, когда одно открытие называют именами сразу нескольких человек. Что интересно, Бенуа Клапейрон, второй учёный, также являлся членом Петербургской Академии наук, хотя жил и работал он в Париже.

Пикнометр Научный прибор пикнометр, одно из изобретений Менделеева Это прибор, который применяется для измерения плотности газообразных, жидких и твёрдых веществ, а заодно и одно из незаслуженно забытых, но важных изобретений Менделеева. Современные пикнометры основаны именно на изобретённом им приборе, просто благодаря новым технологиям они стали надёжнее и точнее, при этом принцип их работы не изменился. Историки утверждают также, что прототип пикнометра был изобретён ещё в XI веке арабским учёным Абу аль-Бируни, но об этом стало известно только в наше время. О существовании изобретения аль-Бируни в XIX веке никто даже не догадывался, так как оно к тому моменту было уже давно и прочно забыто. Сейчас он, кстати, очень высоко почитается, особенно на территории современного Узбекистана, где он некогда родился. Его имя носят улицы во множестве городов этой страны. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 г. Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком.

В 1841-1849 гг. В 1868 г. Менделеев стал одним из организаторов Русского химического общества. В конце 1870-х гг. Во втором браке у Д. Менделеева родилось четверо детей. Менделеев был тестем русского поэта Александра Блока, женатого на его дочери Любови. С 1876 г.

Дмитрий Менделеев - член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 г. В 1890 г. Менделеев будучи профессором Петербургского университета, ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. Почти насильно оторванный от науки, Дмитрий Менделеев посвящает все свои силы практическим задачам.

Менделеев много времени посвящает преподавательской деятельности. Он преподаёт в Санкт-Петербургском университете, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Николаевской инженерной академии и училище, во 2-м Кадетском корпусе, на женских курсах и др.

Менделеевым написаны учебники: «Органическая химия» «Основы химии» 13 изданий до 1947 г. Менделеев член Комиссии для обсуждения проекта будущего Сибирского университета, Комиссии о высшем техническом образовании. Результатом работы этих комиссий стало учреждение политехнических университетов в Санкт-Петербурге, Томске, Киеве и Екатеринбурге. Менделеев вошёл в состав Попечительского Совета Высшего технического училища в Москве. Менделеев и высшее образование Признание научных заслуг Д. Менделеева Д.

Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни

Менделеев, открытия в области химии которого затмевают его успехи в гуманитарных науках, все свои экономические исследования вел с вполне практичной целью помощи России. Дмитрий Менделеев всегда помнил мать, был благодарен, что она научила его любить природу и науку, дала достойное образование. Важнейшим условием процветания России Менделеев считал не только рост промышленности и рациональное использование природных ресурсов, но и развитие творческих сил народа, распространение просвещения и науки. Будучи 25 лет от роду, Менделеев отправился в двухгодичную европейскую командировку «для усовершенствования в науках». § Периодическая система позволяла предсказывать существование новых, еще неизвестных науке элементов, и с большой точностью описывать их свойства. Историк науки Игорь Дмитриев убедительно показывает, что методологические принципы, которые разрабатывались Менделеевым начиная с его студенческих исследований изоморфизма, были будто сразу «заточены» на поиск некоей общей системы признаков веществ.

Почему Менделеев не стал академиком и не получил Нобелевку

Более всего полюбились ему математика и физика. В 1849 году Дмитрий Менделеев оканчивает гимназию, и Мария Дмитриевна, распродав имущество, уезжает с ним в Москву, мечтая о поступлении сына в университет. Но по существовавшим тогда в Российской империи правилам окончивший гимназию в Тобольске мог поступать только в Казанский университет. После годичного пребывания в Москве Менделеевы приехали в Санкт-Петербург, и вскоре Дмитрий был принят в Главный педагогический институт, тот самый, который когда-то окончил его отец. В год поступления Дмитрия в институт умерла Мария Дмитриевна. Похоронили ее на Волковом кладбище. Она могла его возрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения, настаивать в труде, а не в словах и терпеливо искать Божескую или научную правду, ибо понимала, сколь часто диалектика обманывает, сколь многое еще должно узнать и как при помощи науки, без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие. Заветы матери считаю священными. Теперь, после смерти матери, институт стал для Дмитрия единственным его родным домом.

Располагался институт в здании Двенадцати коллегий, там же, где и знаменитый Санкт-Петербургский университет. Да и преподавательский состав ничуть не уступал университетскому, в нем преподавали выдающиеся ученые: математику — М. Остроградский, физику — Э. Ленц, астрономию — А. Савич, химию — А. Воскресенский, минералогию — М. Куторга, ботанику — Ф. Рупрехт, зоологию — Ф. Менделеев очень быстро втянулся в учебу, привык и к институтскому распорядку, довольно суровому поперву.

Юный пыл тут не погасал, а разгорался, ему давали всю возможность направляться к делу науки, и она захватывала многих людей уже на всю жизнь». Все бы хорошо, одно плохо: сразу по поступлении в институт у Дмитрия, как он сам говорил, «приключилось кровохарканье, которое длилось во все остальное время там пребывания». Однажды, лежа в институтской клинике, случайно услышал врачебный себе приговор: «Ну, этот уже не поднимется». Тот после недолгого осмотра посоветовал ехать в Крым в ту пору туда отправляли безнадежных чахоточных больных да заодно, на всякий случай, если удастся, проконсультироваться у знаменитого хирурга Н. В Крыму уже третий год шла война. С поля боя в симферопольский госпиталь поступали сотни тяжелораненых, Пирогов буквально не отходил от операционного стола с утра и до позднего вечера. Попасть к нему никак не удавалось. Делать было, в общем-то, нечего, и Дмитрий Иванович каким-то чудом сумел встретиться с Пироговым. Тот внимательно выслушал пациента, осмотрел его и так и эдак, а напоследок сказал: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауера.

Сберегите его, да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете». Слова великого врача оказались вещими: Менделеев на десять лет пережил Здекауера, на двадцать шесть — самого Пирогова. Он читает курс лекций в университете, занимается научными исследованиями. И вместе с тем мечтает продолжить образование в одной из европейских стран. Давыдову, — не могу ли я быть причислен к тем, которые будут иметь счастье быть отправленным за границу. Уже одна возможность надежды волнует во мне всю кровь… Оказалось, что не с чем поработать окрепшим силам тела и духа, не могут и укрепиться эти силы, когда требуют и не находят они свежей пищи, твердой почвы. С какою радостью снова поступил бы я в институт, где впервые испытал я сладость трудового приобретения.

Просьба Менделеева не остается без внимания: в 1859 году ему предоставляют командировку за границу. Сначала он хотел было поехать во Францию, в Париж, но в конце концов остановил свой выбор на Гейдельберге Германия. Здесь, устроив небольшую лабораторию, он проводил свои опыты, исследуя расширение жидкостей и температуру абсолютного кипения. Здесь опубликовал и результаты своих опытных наблюдений в ведущих научных журналах. Спустя всего год он даст отчет о проделанной работе попечителю Петербургского учебного округа: «Главный предмет моих занятий есть физическая химия. Еще Ньютон был убежден, что причина химических реакций лежит в простом молекулярном притяжении, обусловливающем сцепление и подобном явлениям механики. Блеск чисто химических открытий сделал современную химию совершенно специальною наукою, оторвав ее от физики и механики, но несомненно должно настать время, когда химическое сродство будет рассматриваться как механическое явление, подобно тому как настало уже для нас время считать свет и теплоту подобными же явлениями. Я выбрал своею специальностью те вопросы, решение которых может приблизить это время, потому особенно, что подобные занятия при их новизне представляют и множество частных интересов на каждом шагу. Мне совершенно неожиданно удалось в ней достичь общего результата, посредством которого этот совершенно до сих пор неизвестный вопрос можно считать решенным».

В милом сердцу Гейдельберге Д. Менделеев сблизился с И. Сеченовым, впоследствии выдающимся физиологом, автором классического труда «Рефлексы головного мозга», и А. Бородиным, славу которому принесли не только открытия в области химии, но и новаторские свершения в музыке, создание таких героико-эпических произведений, как опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония». Дружба их продлилась многие годы. Потом часовенка, подошли, кругом всё сосны и сосны, мох, камни. Прямо от Конь-камня лестница, и пашней пошли в скит. Часовенка там и какой-то деревянный крест, от которого отрезывают, чтобы лечиться, кусочки. Вид от церкви, скита дивный был.

Всю даль — солнце, и озеро, и монастырь под горой, и лужайки — видно. Отдыхаешь душой…» А по возвращении — снова за работу. Высоко оценила учебник научная общественность. Прославленный химик-органик Н. Зинин впоследствии академик, первый президент Русского химического общества предрек славу детищу младшего своего коллеги: «В год все разойдется». И был прав: спустя всего год вышло второе издание учебника, автор его был удостоен весьма авторитетной Демидовской премии, на которую и отправился в свадебное путешествие по Европе. Избранницей двадцативосьмилетнего ученого стала Феозва Никитична Лещёва, уроженка Тобольска, падчерица П. В этом браке у Дмитрия Ивановича было трое детей: дочь Мария, умершая во младенчестве, сын Владимир и дочь Ольга. Через всю свою жизнь пронес Дмитрий Иванович удивительно светлую любовь к детям.

В 1865 году Менделеев купил имение Боблово в Клинском уезде Московской губернии. Отныне здесь каждое лето отдыхала вся его семья, здесь он смог заниматься агрохимией, которой очень увлекся. В 1867 году Дмитрий Иванович стал заведовать кафедрой общей и неорганической химии физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Вскоре ему предоставили долгожданную квартиру при университете. Все в его жизни складывалось вроде бы как нельзя более удачно. А в один из дней наскоро, в один присест, составил таблицу и под названием «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» отправил ее в типографию, в набор. Так 17 февраля 1869 года был открыт Периодический закон, гласящий: свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов.

Химические свойства атомов определяются структурой их внешних электронных оболочек, периодически изменяющейся с увеличением заряда ядра, и, следовательно, в основе периодического закона лежит представление об изменении заряда ядра атомов, а не атомной массы элементов. Наглядная иллюстрация периодического закона — кривые периодические изменения некоторых физических величин ионизационных потенциалов, атомных радиусов, атомных объёмов в зависимости от Z. Какого-либо общего математического выражения периодического закона не существует. Периодический закон имеет огромное естественнонаучное и философское значение. Он позволил рассматривать все элементы в их взаимной связи и прогнозировать свойства неизвестных элементов. Благодаря периодическому закону многие научные поиски например, в области изучения строения вещества — в химии, физике, геохимии, космохимии, астрофизике получили целенаправленный характер. Периодический закон — яркое проявление действия общих законов диалектики, в частности закона перехода количества в качество. Физический этап развития периодического закона можно в свою очередь разделить на несколько стадий: 1. Установление делимости атома на основании открытия электрона и радиоактивности 1896-1897 ; 2. Разработка моделей строения атома 1911-1913 ; 3. Открытие и разработка системы изотопов 1913 ; 4. Открытие закона Мозли 1913 , позволяющего экспериментально определять заряд ядра и номер элемента в периодической системе; 5. Разработка теории периодической системы на основании представлений о строении электронных оболочек атомов 1921-1925 ; 6. Создание квантовой теории периодической системы 1926-1932. Менделеев и таможенная политика России Менделеев сыграл выдающуюся роль в формировании и осуществлении таможенно-тарифной политики России в конце XIX-начале XX в. Доказывая историческую необходимость индустриализации в России, Менделеев указывает на таможенный тариф как на одну из мер поддержки отечественной промышленности. Дмитрий Иванович, по образному выражению одного из биографов ученого, "все время держал ногу в экономическом стремени", и когда в конце 1880-х годов настало время разработки таможенного тарифа, святая святых экономической политики любого государства, он сразу был готов приступить к этой грандиозной работе. О начале своего непосредственного участия в работе по пересмотру тарифа Менделеев вспоминал так: "В сентябре 1889 г. Вышнеградскому, тогда министру финансов, чтобы поговорить по нефтяным делам, а он предложил мне заняться таможенным тарифом по химическим продуктам". Как указывал сам ученый, ему был поручен «разбор материалов, подготовленных для предстоящего пересмотра общего таможенного тарифа». Ознакомившись с указанными материалами, Менделеев убедился, что рассмотрение тарифа какого-либо разряда привозных товаров в отдельности, без связи со всеми остальными, может не принести желаемого результата. У него возник замысел составления общего тарифа всех товаров, соответствующего состоянию и потребностям русской промышленности, что предполагало разработку принципов таможенной политики, а также системы распределения товаров, в которой выступала бы их взаимная связь. Казалось, что реализовать такой грандиозный замысел, к тому же в столь сжатые сроки, одному ученому, даже при наличии обширных знаний и необходимых материалов, - невозможно. Но Менделеев, понимая, что от предстоящего пересмотра тарифа во многом зависит промышленное будущее страны и ее экономическая независимость, "живо принялся за дело, овладел им и напечатал этот доклад к Рождеству"1889 г. В декабре 1889 г. Ввоз товаров" - первая крупная работа Менделеева по тарифному вопросу - была представлена министру финансов. Впоследствии Дмитрий Иванович оценивал ее так: "Этим докладом определилось многое в дальнейшем ходе, как всей моей жизни, так и в направлении обсуждений тарифа, потому что цельность плана была только тут. Витте сразу стал моим союзником, а за ним перешли и многие другие". Менделеев в октябре 1890 г. Вышнеградскому обширное "Добавление к докладной записке, относящейся к связи частей таможенного тарифа". Представленные доклады и их обсуждение быстро сделали Менделеева основной фигурой среди приглашенных разработчиков тарифной реформы. В 1890 г. Ковалевского, "духовной осью всей работы... В феврале 1891 г. Вышнеградскому записку "О таможенной пошлине на серу и серный колчедан", весной работал экспертом в Департаменте государственной экономии Государственного совета. В острых дискуссиях Менделееву удалось отстоять принципы своего проекта, они не затерялись в многочисленных замечаниях, поправках и легли в основу общего таможенного тарифа Российской империи по европейской торговле. В 1891-1900 гг. Современники и исследователи отечественной экономической истории не без оснований называли этот тариф "менделеевским". В 1891-1892 гг. Он представляет собой подробные комментарии к таможенному тарифу с экономическим обоснованием принятых в нем ставок обложения по отдельным видам товаров, описанием состояния основных отраслей и выяснением перспектив их развития. Широкий круг использованных источников, обширность представленного материала, тщательность его обработки и систематизации сделали "Толковый тариф" своеобразной экономической энциклопедией пореформенной России. В этом труде в полной мере проявилась сила синтезирующей мысли Менделеева, его способность к "всепознанию", отмечавшаяся многими современниками. При разработке тарифа, по его мнению, следует исходить из того, что, во-первых, "таможенный тариф всегда будет делом времени, условий и обстоятельств страны, к которой прилагается"; во-вторых, "от тарифа можно ждать вполне благоприятных плодов лишь тогда, когда он установлен прочно, когда к нему есть возможность приноровиться и когда его система отличается целостностью". Ученый подчеркивает, что государство обязано возбуждать, содействовать и охранять промышленность и торговлю своей страны всеми возможными способами. Годы, прошедшие после принятия тарифа 1891 г. Целью его тарифа было развитие и защита тех видов отечественных производств, которые доставят народу прочный заработок, а стране - необходимые товары. Менделеев считал необходимым "избрать немногие, но коренные промышленные дела, которые должны, вместе с ныне уже существующими, составить зерно предстоящего промышленного движения России". Участие великого химика в промышленности Менделеев поднял знамя национально-освободительной борьбы русского народа против положения России как сырьевого придатка Запада, против раболепства властей и интеллигенции перед иноземными идеями и порядками. Менделеев не мог мириться с тем: что "русский мужик, переставший работать на помещика, стал рабом Западной Европы и находится от нее в крепостной зависимости, доставляя ей хлебные условия жизни... Крепостная, то есть, в сущности, экономическая зависимость миллионов русского народа от русских помещиков уничтожилась, а вместо неё наступила экономическая зависимость всего русского народа от иностранных капиталистов... Миллиарды рублей, шедшие за иностранные товары... И он начинает борьбу за освобождение страны от этих экономических оков. Менделеев предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел вид бездымного пороха «пироколлодий», 1890 г. Менделеев активно участвовал в индустриальном развитии России. Особое внимание уделял нефтяной, угольной, металлургической и химической промышленности. Многое сделал для становления Бакинского и Донбасского промышленных районов, был инициатором строительства нефтепроводов. В сельском хозяйстве пропагандировал использование минеральных удобрений и орошения. Автор книги «К познанию России» 1906 г. Нефтяная промышленность Ему не было еще тридцати, когда известный нефтепромышленник В. Кокорев попросил его выехать в Баку для изучения состояния нефтедобычи и нефтепереработки. Менделеев тщательно обследовал все Бакинские нефтепромыслы и установки по переработке нефти, но не ограничился этим, а наметил целую программу повышения эффективности отрасли. Он оценил потребности всей России в нефтепродуктах, принял в расчет все тогда известные и предполагаемые им месторождения нефти, выявил условия, когда нефтеперерабатывающие заводы лучше размещать в местах добычи нефти, а когда - в центрах ее потребления, и составил схему размещения новых нефтеперерабатывающих заводов в Центральной России, в особенности вблизи Москвы и в крупнейших городах на Волге в Царицыне, Саратове, Самаре, НижнемНовгороде, Ярославле, Рыбинске. Мало того, он предложил построить нефтепровод Баку - Батуми и заводы по переработке нефти на Черноморском побережье с тем, чтобы не только избавить Россию от импорта американского керосина, но и самим экспортировать нефтепродукты в Европу. Он считал варварством, что сырая нефть, из которой можно получать столько ценнейших продуктов, используется как топливо. На весь мир прозвучала его фраза: "Нефть - не топливо, топить можно и ассигнациями". Менделеев выступил против системы откупов, поскольку откупщики более всех противились глубокой переработке нефти. Позднее он побывал в США и, познакомившись с практикой нефтедобычи в Пенсильвании, пришёл к выводу, что в России её можно поставить не хуже, а лучше. Его труды дали мощный толчок развитию теории и практики, рациональной постановке всего нефтяного дела в стране. В 1876 году, когда единственным ценившимся нефтепродуктом был керосин, используемый только для освещения, Д. Менделеев писал: "Мне рисуется в будущем... В 1877 он выдвинул свою гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжелых металлов, которая, правда, на сегодня большинством ученых не принимается; предложил принцип дробной перегонки при переработке нефти.. В 1880 году Д. Менделеев командируется на Кавказ, к этому времени у него складывается своя гипотеза образования нефти, которая была опубликована в материалах Венского геологического института. В этом же году имела место публичное отраженное в печати столкновение Д. Менделеева с Людвигом Нобелем - владельцем механического завода в Петербурге и главой нефтяного "Товарищества Бр. Нобель" братом изобретателя динамита Альфреда Нобеля, который также был пайщиком "Товарищества" - крупнейшего производителя керосина. В этом производстве бензин и тяжелые остатки считались бесполезными отходами и уничтожались. И вот эти-то бросовые остатки Д. Менделеев предлагал превращать в масла, которые в три-четыре раза были дороже, чем керосин. Это могло нанести удар по нефтяной империи Нобелей, так как его российские конкуренты могли бы тогда успешно с ним соперничать при гораздо меньших затратах. Во время этой полемики Д. Менделеева поддержал русский промышленник В. Рогозин, который в соответствии с рекомендациями ученого начал на построенном на Волге заводе полностью перерабатывать нефть, получая из нее кроме керосина смазочные масла хорошего качества. Его отчет "Бакинское нефтяное дело" стал по сути дела последним его крупным исследованием по нефти, которой он интересовался и так много занимался в течение десяти лет. Угольная промышленность Точно так же комплексно подошел Менделеев и к оценке перспектив развития незадолго до того открытых залежей угля в Донецком бассейне. В то время местные угледобытчики каждый в одиночку пытались повысить эффективность работы своих крохотных шахт и, естественно, без особого успеха, потому что сделать добычу угля рентабельной можно было лишь при резком увеличении добычи, а его нельзя было добиться без создания рынка сбыта и путей сообщения с большой пропускной способностью. Менделеев просчитал, во что обходится снабжение Петербурга и Москвы польским из Силезии и импортным английским углем, и определил, при каких условиях донецкий уголь окажется конкурентоспособным с ними. Он разработал предложения по изменению таможенных тарифов на уголь, обосновал необходимость постройки специальной углевозной железнодорожной магистрали дорога Москва - Донбасс была построена только при Советской власти, в 30-е годы , проведения шлюзования и дноуглубительных работ на Донце и Дону, развития портов на побережьях Азовского и Черного морей. При проведении намеченных им мероприятий Россия могла бы не только отказаться от импорта угля, но и сама экспортировать его сначала в страны Средиземноморья, а затем и в страны Балтики, причем эта задача рассматривалась им не только как экономическая, но и как политическая, как вопрос престижа нашей страны. По его мнению, народы средиземноморских и балтийских стран, видя, что Россия вывозит высококачественный уголь, убедились бы в том, что она в состоянии производить и экспортировать и другие товары высокого качества. Не ограничившись изучением только Донецкого угольного бассейна, Менделеев обратил внимание общественности и промышленных кругов на месторождения угля на востоке, в первую очередь в Кузнецком бассейне и далее, вплоть до Сахалина. Он первым поставил вопрос о принципиально новых методах добычи и использования угля, в частности, на возможность его подземной газификации. К идее подземной газификации углей Менделеев не однократно возвращался: в 1899, наблюдая во время поездки на Урал подземные пожары в Кизеловеком районе, Менделеев сделал ряд практических выводов о возможности управления процессом горения угольного пласта. Проблему разработки многочисленных угольных месторождений России Менделеев связывал с развитием отечественной металлургии и в первую очередь её развитием производства чугуна, железа, стали и меди, обращая особое внимание на использование бедных руд. Он отмечал также необходимость раз работки богатых месторождений хромовых и марганцовых руд на Урале и Кавказе. Металлургическая промышленность Глубоко исследовал Менделеев и пути развития промышленности Урала, переживавшей тогда серьезный кризис. Уральские металлургические заводы, создававшиеся трудом крепостных и работавшие на древесном угле, в новых условиях оказались нерентабельными и свертывали производство. Этими их трудностями воспользовался иностранный капитал, в особенности английский, чтобы удушить своего российского конкурента. Иностранцы по дешевке скупали уральские заводы. В этих условиях разработанные Менделеевым меры по расширению топливной базы для металлургии Урала, в частности, за счет каменных углей востока, в том числе Кизеловского и в перспективе Кузнецкого бассейнов, стали залогом спасения целого промышленного района, который впоследствии сыграл столь важную роль в экономическом развитии страны. Примечательно то, что и внутри каждого из этих территориальных комплексов Менделеев наметил как бы микро-комплексы на основе кооперирования и комбинирования предприятий таким образом, чтобы отходы одного производства служили сырьем для другого. В идеале общественное производство должно было бы приближаться к кругообороту веществ в природе, у которой, как известно, не бывает отходов. Там, где добываются и перерабатываются нефть и уголь, выплавляется металл и пр. Это не только повысит рентабельность производства, но и позволит решить уже тогда встававшие перед человечеством экологические проблемы. Вклад ученого в сельское хозяйство Рассматривая сельское хозяйство как отрасль единого народно-хозяйственного комплекса, ученый указывал на необходимость оказания ему помощи через промышленное покровительство, так как оно не только не противоречит интересам сельского хозяйства, но, напротив, способствует его развитию. Менделеев пришел к убеждению, что, продолжая идти через колосящиеся хлебные нивы, столь привычные и дорогие русскому сердцу, Россия не достигнет благополучия и экономического процветания. Подчеркивая важность и необходимость "нормальной комбинации сельского труда с заводско-фабричным", он не был сторонником активных государственных мер, направленных непосредственно на подъем аграрного сектора и "считал всякое массовое вмешательство в это дело... Более пятидесяти лет, с присущей ему основательностью, Менделеев изучал проблемы земледелия. В книге "Заветные мысли" 1904 ученый сообщал о том, что еще в начале 60-х годов его "глубоко занимала мысль о возможности выгодно вести хозяйство при помощи улучшений и вкладов в землю свободного труда и капитала". Как химика его, прежде всего, интересовало воздействие минеральных и органических удобрений. Он организовал четыре опытные станции, на которые Вольное Экономическое общество выделило необходимые средства, и на них провел изучение влияния удобрений. Чтобы реализовать свои идеи о рациональном ведении хозяйства, Дмитрий Иванович покупает запущенное имение Боблово и на личном опыте, организовав экспериментальные делянки, убеждается в том, что в российских климатических и экономических условиях западноевропейская культура земледелия неприменима. Выделяет несколько причин: большинство полей Западной Европы страдает избытком сырости, а наших - засухами. Менделеев, стремясь создать на своей земле передовое опытное хозяйство, которое бы явилось образцом для всех русских земледельцев, вводит многопольную систему севооборотов, используя естественные и искусственные туки, машины, и организовывает "правильное скотоводство".

Чтение лекций по органической химии в университете, преподавание во 2-м кадетском корпусе, в корпусе инженеров путей сообщения, в Военно-инженерном училище и в Военно-инженерной академии. В это период Менделеев составляет для студентов обширный курс "Органическая химия", удостоенный Демидовской премии. Выходят его работы по вопросам заводской, промышленной России. Поездка в Баку для ознакомления с процессами переработки нефти. Ряд сельскохозяйственных опытов в Боблове. Министерство народного просвещения утверждает Дмитрия Ивановича профессором Петербургского университета. Поездка в Париж на "Всемирную выставку" и посещение ряда французских промышленных предприятий.

Его трижды выдвигали иностранные коллеги, и Нобелевский комитет однажды даже присудил престижную награду, но Шведская академия наук отказалась утвердить решение. Считают, что главную роль в этом сыграли научные разногласия со шведским академиком Сванте Аррениусом. Да и с братьями Нобель Менделеев конфликтовал. Вклад Менделеева в науку не ограничился открытием важнейшего для человечества закона. Его работы посвящены лесному делу, сельскому хозяйству, воспитанию, проблемам народонаселения, географии, экономике, метрологии, обществоведению и, конечно, разнообразным естественным и техническим наукам. Дмитрий Менделеев писал: «Первая моя служба — родине, вторая — просвещению, третья — промышленности». Дед Менделеева служил священником в селе Тихомандрицы Тверской губернии. Отец учёного тоже учился в семинарии и, обычно для того времени, получил по окончании новую фамилию. Дмитрий Иванович объяснял фамилию Менделеев так: «…дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик Менделеев менял лошадей». Иван Менделеев по духовной стезе не пошел, а закончил Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге. Семнадцатый ребенок, крещённый Дмитрием, появился в его семье в 1834 году, когда он служил директором Тобольской гимназии. Дмитрий рос в окружении сосланных в Тобольск декабристов. Многодетной семье Менделеевых помогал лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Позже падчерица Ершова станет женой Менделеева. По окончании гимназии Дмитрий Менделеев отправился в Санкт-Петербург в тот же Главный педагогический институт, где учился его отец, на физико-математический факультет. Название магистерской диссертации Дмитрия Ивановича Менделеева впору переводить с научного языка: «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу». Магистерскую степень Менделеев получил уже на следующий год после окончания института. Зато докторскую диссертацию Менделеев написал на тему близкую и понятную народу: «О соединении спирта с водою».

Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни

Дмитрий Менделеев (в центре), химик Семён Вуколов (справа от него) и уральские инженеры на кушвинском заводе. Я не хочу сказать, что Менделеев не заслуживал славы открывателя периодического закона, просто приоритет в науке всегда достается тому, кто готов за него сражаться. 175 лет со дня рождения Д. И. Менделеева Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки Павел Д. Саркисов 175 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. Именно с наблюдения процессов стеклоделия начался путь Д. И. Менделеева в науке. Менделееву не сразу удалось продолжить образование, но всё же в 1850 году он был принят на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института Петербурга.

Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в науку

Менделеев, Дмитрий Иванович - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» Почти насильно оторванный от науки, Дмитрий Менделеев посвящает все свои силы практическим задачам.
День рождения Менделеева: 10 главных открытий ученого Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель.
От истории химии до величайших вымыслов: вся правда о Менделееве "Наука:женский вклад в просвещение".
Система, перевернувшая науку На склоне лет, анализируя сделанное, еев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий