В 1547 году Иван венчался на царство — он первым из русских правителей принял титул «царь»; зимой того же года молодой монарх женился, а летом в Москве вспыхнул грандиозный пожар, обернувшийся бунтом против бояр Глинских. В 1604 году в поход на Москву двинулся Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев, выдававший себя за сына царя Ивана IV Грозного. Появление самозванца совпало с моментом крайнего ослабления власти Годунова. Иван IV, прозванный впоследствии Грозным, появился на свет в 1530 году, когда его отцу, Василию III, было уже за пятьдесят. Террор Ивана Грозного и жертвы опричнины. Исследователи до сих пор не могут установить точную численность людей, ставших жертвами политики опричнины и террора, развернувшегося в стране при Иване Грозном. Чумной бунт 1771 года – московский бунт с 26 (15) по 28 (17) сентября 1771 года, произошедший в период правления Екатерины II.
Какой урок получил Иван 4 во время Московского пожара и восстания 1547 году?
К 70-м годам XVI века противостояние русских князей и крымских ханов длилось уже несколько десятков лет. В 1571 году во время очередного набега на южнорусски. В Новгороде, Пскове, а затем в Москве начались недовольства, назревали восстания. 15 мая (ст. ст.) 1682 года стрельцы в Москве подняли бунт, получивший историческое название «Хованщина». Этому и другим событиям, связанным со стрелецким войском, посвящен открытый Российским военно-историческим обществом Музей Московских стрельцов «. В Новгороде, Пскове, а затем в Москве начались недовольства, назревали восстания. О Москве Ивана Грозного.
Московское восстание - фото сборник
После смерти Ивана Грозного освоение южных окраин Московской Руси продолжалось. В 1604 году в поход на Москву двинулся Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев, выдававший себя за сына царя Ивана IV Грозного. Появление самозванца совпало с моментом крайнего ослабления власти Годунова. В 1604 году в поход на Москву двинулся Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев, выдававший себя за сына царя Ивана IV Грозного. Появление самозванца совпало с моментом крайнего ослабления власти Годунова. Московское восстание 1648 года #история #бунт #shorts.
27 мая 1606 года – в Москве началось восстание против польских интервентов
Иван Грозный пожар в Москве 1547. Восстание 1547 года Ивана Грозного. Повод Московского Восстания 1547 года. Московское восстание 1547г причины Восстания. Восстание в Москве 1547 итоги. Московское восстание Иван 4. Московское восстание 1547 пожар.
Восстание 1547 г и избранная рада. Московское восстание 1547 итоги. Московское восстание 1547 реформы избранной рады. Московское восстание 1547 картины. Московское восстание 1547 Монарх. Причины Восстания 1547.
Московское восстание 1547. Восстание против бояр 1547. Московский бунт 1547. Бунт 1547 года в Москве. Боярское правление и реформы избранной рады. Начало правления Ивана 4 реформы избранной рады презентация 7 класс.
Мемы про Московское восстание. Образование избранной рады презентация. Восстание бояр в 1547 году. Презентация Московское восстание 1547 год. Полномочия царя в 16 веке. Московское восстание в 16 веке.
Полномочия царя в России 17 века. Московское восстание 1547 против Глинских. Причины Восстания 1547 года. Московское восстание 1547 года миниатюра лицевой летописный свод. Антибоярское восстание 1547. Восстание бояр 1547.
Земский собор 1549.
Многообразие камней попадало на платье из самых разных уголков мира! Церковная утварь и посуда различных слоёв общества отличались между собой: так, царское окружение имело именную посуду, выполненную из золота и серебра; более бедные люди пользовались предметами, выполненными из олова и меди; малоимущее население — деревянной посудой. Московские умельцы достигли большого успеха в искусстве чеканки, работы с эмалью и драгоценными камнями. Они передавали свои секреты мастерства из поколения в поколение и снискали славу по всей стране. Литература Знаменательным событием царской эпохи Ивана IV Грозного являлось открытие первой русской типографии на Никитской улице в Москве. В 1564 г.
Фрагмент Московского Апостола Конечно, из-за того, что подавляющее число грамотного населения не только столицы, но и всего русского царства не умело ни читать, ни писать, а центрами обучения грамоте оставалась церковь, все первые печатные книги, в основном, были духовными например, книга «Часовник» с текстами молитв и песнопений. В то же время появлялись книги светского содержания: например, «Домострой» — сборник предписаний на все случаи жизни о семейном быте, приготовлении пищи и т. Религиозные книги или книги с авторским сюжетом — это одно из наследий эпохи. Но до наших дней дошли еще и такие интересные тексты, как переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским приближенным царя и даже английской королевой Елизаветой I! Первое из них — это Стоглавый собор, который проходил в Успенском соборе Московского Кремля в 1551 г. В соборе приняли участие сам царь Иван IV Грозный, представители знати и духовенства: Московский митрополит Макарий, архиепископы из Твери, Смоленска, Ростова и многих других городов. Собор длился несколько месяцев и принял ряд решений.
Например, он запретил мужчинам брить бороды и усы, предписывал креститься двумя пальцами, разоблачал расточительство церковных служителей и содержал многие другие пункты, касающиеся жизни в монастырях. Нормы этого документа действовали до середины XVII века. В XVI веке прошло и другое важное событие — учреждение Патриаршества в Москве до этого момента русское духовенство сильно зависело от Константинопольского Патриарха. Первым Московским Патриархом был назначен Иов. По замыслу русских мыслителей, Москва должна была считаться «Третьим Римом» — центром христианского православного мира после «вечного города» Рима «Первого Рима» и Константинополя «Второго Рима». Архитектура Собор Василия Блаженного Москва во второй половине XVI века — это небольшой город, центром которого являлся Кремль иначе его ещё называли «детинцем». Современные постройки Кремля были сооружены несколько ранее, но именно в эпоху Ивана IV Грозного был возведен один из самых красивых московских соборов — собор Василия Блаженного на Красной площади.
К Кремлю прилегала территория Китай-города. Этот район был заселён знатью, так как купцы, проживавшие на этой земле ранее, перебрались в Замоскворечье, а ремесленники — в район Зарядье. Примечательным было расширение города сначала до Белого города, а затем — до Земляного нынешнее Садовое кольцо. В 1592-1593 гг. К сожалению, большинство построек этого периода возводились из дерева и поэтому часто горели только в XVI в. Москва пережила три страшных пожара! Но и сегодня мы можем видеть некоторые постройки тех лет: церковь Усековения главы Иоанна Предтечи на юге Москвы, колокольня церкви Георгия Победоносца в Коломенском, собор Донской Божией Матери, а также храм Никиты Мученика в районе Таганки.
Кроме того, в Кремле можно увидеть гигантскую Царь-пушку — всемирно известный памятник артиллерии XVI в. Наконец, власти обнесли городские укрепления каменной стеной на ее месте теперь Бульварное кольцо. Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове Конечно, о большинстве сооружений той эпохи мы можем только догадываться. До нас частично дошли схемы, описания и упоминания о тех или иных постройках в литературных произведениях эпохи. Живопись и графика Во второй половине XVI века архитектура определяла и стимулировала творчество художников и мастеров-прикладников. Они следовали зодчим, расписывая и обустраивая храмы и монастыри и наполняя их необходимой утварью. Едва ли не главный смысл всех храмовых декораций составляла идея собирания русских земель в единое государство.
Средствами живописи пропагандировались и истолковывались официальные концепции отечественной истории, венчание Ивана IV Грозного на царство, взятие Казани. Церковные Соборы 1547, 1549 и 1551 годов обогатили иконографию почти тридцатью новыми общерусскими святыми, ранее бывшими местночтимыми. На Соборах 1551 и 1554 годов вопросы художественной культуры и, в частности, изобразительного искусства, были предметом специального обсуждения. Согласно принятым документам, предписывалось писать иконы и книги по «священным правилам», под которыми подразумевались Правила Вселенских Соборов, были определены и регламентированы темы, сюжеты и эмоциональная трактовка образов. Искусство было призвано подкреплять и прославлять первого «венчанного самодержца», вступившего на престол Русского государства. Идеологом самодержавной власти был митрополит Макарий. Он сделал все возможное, чтобы подчеркнуть «богоизбранность» московского государя, исконность его прав на престол.
Идеологию единодержавства должны были отражать письменные источники эпохи, в первую очередь летописи, книги царского родословия, так же предполагалось обратиться к созданию посвященных этому событию произведений изобразительного искусства. В этот период рождается так называемая «грозненская школа» живописи, которая охватывает собой чуть более трех десятилетий второй половины XVI века. Это были годы, богатые произведениями искусства, с новыми характерными качествами и иконографическими приемами. Иначе трактуется и человеческий образ. Его значимость передается жестами, позами, силуэтами. Появляются иконы-трактаты, повествующие о тех или иных событиях. Повествовательное начало окончательно преобладает над эмоционально-созерцательным.
Сложные «бытийские» и исторические сюжеты становятся основными. Главным местом сосредоточения новых идей стал Московский Кремль. Сюда по царскому вызову съехалось множество художников из Новгорода, Пскова, Смоленска, Звенигорода и пр. Это произошло по причине страшного московского пожара 1547 года, погубившего большую часть столичных построек. До последнего времени исследователи считали стенопись и иконостас «Андреева писма Рублёва» Благовещенского собора дошедшими до наших дней в оригинале, однако, после реставрации 1984 года мнение было пересмотрено. Доказано, что сохранившаяся благовещенская живопись относится к середине XVI века и лишь частично сохраняет фрески начала XV века. По сравнению с эпохой Дионисия и его последователей композиция фресок дворцового храма явно перегружена и по содержанию и по художественному воплощению.
Она многослойна, с дробными архитектурными формами. Зримые образы в росписи собора приобретает важнейшая установка этого времени — происхождение царского достоинства российских правителей от киевских и владимирских князей, которые, в свою очередь, наследуют его от византийских императоров. Не менее важное место занимала идея возвеличения военных действий Ивана Грозного. Его военные выступления рассматривались как религиозные войны в защиту неприкосновенности христианского государства от неверных. Блистательным образцом произведения нового типа является икона «Благословенно воинство небесного царя» Государственная Третьяковская галерея , которая вызывает вполне конкретные исторические ассоциации, и, по мнению исследователей, посвящена взятию Казани в 1552 году. В середине 1551 года Иван Грозный приступает к поновлению Успенского собора. Купол, обгоревший во время пожара, покрывают позолотой, под шатровой сенью устанавливают «мономаший трон», известный под названием «царского места».
На створках царского места в четырех клеймах располагается повествование о венчании Владимира Мономаха на княжество регалиями, присланными императором константинопольским. Нижние рельефы так же посвящены Мономаху. Спустя некоторое время перед «царским местом» устанавливается и икона «Благословенно воинство небесного царя». Вершиной художественных работ в Кремле, проходивших после пожара 1547 года, стала роспись Золотой палаты — одного из парадных помещений великокняжеского дворца. И хотя стенопись Золотой палаты безвозвратно погибла в 1752 году, подробная опись фресок, сделанная в 1672 году Симоном Ушаковым, дает ясное представление об её структуре и содержании. В 1560-х годах расписывается кремлевский собор Чудова монастыря уничтожен в 1929 году. Пять предварительно снятых фрагментов сейчас хранятся в Государственном Историческом музее и музее Андрея Рублева в Москве.
Разностильные росписи собора Чудова монастыря говорят о том, что в художественных работах принимали участие мастера — приверженцы разных направлений живописи. Одни образцы «Христос, расслабленный и Архангел» принадлежат руке незаурядного мастера, сторонника экспрессивной манеры письма; другие композиция «Явление Архангела Михаила» в какой-то мере предвосхищают объемную трактовку конца XVI — начала XVII века, третьи написаны последователями дионисиевских традиций, чьи изображения отличались мягкостью и изысканностью. Разностилье росписи собора Чудова монастыря свидетельствуют о сложных процессах и поисках, которые велись в этот период в русском изобразительном искусстве. Автор статьи: Латышева Ольга Ивановна Декоративно-прикладное искусство Древнерусское лицевое шитьё «живопись иглой» — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в Древней Руси. Оно сформировалось под непосредственным влиянием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета. Что же такое — лицевое шитьё? Лик — это термин, имеющий множество значений.
Лицевое шитьё — это лик-изображение и лик-образ, воплощенные живописными средствами в декоративно-прикладное изделие со священным изображением, иконой. Важнейшими особенностями этого вида искусства являются материал и техника. Изображение создается нитью на служащей фоном ткани. Все дорогие привозные ткани на Руси носили название паволок. Особо мастерицы ценили аксамит древнерусское название от греческого «экзамитон», что означает «шестинитчатый» — драгоценную ткань ручного производства, затканную по шелковому фону орнаментом из пряденой серебряной или позолоченной нити имеющему цвет, фактуру и узор. Для прочности под ткань подкладывалась основа — домотканый холст. Единственным инструментом служила игла, а роль красок выполняли шелковые реже шерстяные и льняные , серебряные и золотные то есть позолоченные нити.
Шелковая нить была некрученой и разной степени крутки. Серебряная и золотная нити могли быть волочеными в виде тончайшей проволочки и прядеными обвитыми вокруг шелковой или хлопчатобумажной основы. Именно качества ткани фона, вид нитей и техника шитья и создают художественный образ. Но все эти материалы, имеют ограниченные изобразительные возможности: трудно добиться перетекания тонов, исключена цветовая многослойность, сложно преодолеть жесткость металлических нитей и т. По этой причине лицевое шитье плоскостное, светотеневые моделировки или отсутствуют или графичны. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром.
А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Романовной Захарьиной-Романовой. Союз с нею если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей. Царица Анастасия была талантлива: прекрасно вышивала, рукодельничала. Именно ей принадлежит заслуга открытия в России первой златошвейной мастерской, где за одним столом трудились жены и бояр, и стрельцов, и купцов, замеченные в искусстве «пяличного дела». В общественном сознании XVI века целостность государства была неразрывно связана с единством политическим, религиозным, культурным. После проведения в России ряда реформ конец 1540-1550-е гг.
Согласно его Уставу вышивание считалось не только одной из добродетелей женщины, но ставилось в один ряд с благочестием. Именно рукоделие требовало молитвенной сосредоточенности и имело особое значение в духовной жизни русских женщин. В трудах над священными изображениями оформлялась идея служения Богу. Рукоделию придавалось тем большее значение, чем выше было положение семьи в общественной иерархии. Идеалом святых жен в соответствии с церковными и народными представлениями служили благоверные княгини, а потом и царицы.
Стрельцы сбросили его с крыльца на копья и изрубили бердышами. Затем толпа разъярённых мятежников расправилась с Матвеевым, после чего ворвалась во дворец, разыскивая и убивая Нарышкиных. В последующие три дня в Москве повстанцы казнили многих руководителей приказов и видных военачальников. Милославской, вторым — Петра I , но фактически управлять страной стала царевна Софья на правах регента над несовершеннолетними царями. Князь Хованский также стремился стать регентом. Однако Софья, желая избавиться от сильного соперника, в сентябре 1682 г. Здесь она предъявила донос на И. Хованского о том, что он стремился с помощью стрельцов истребить царскую фамилию, и объявила сбор дворянского ополчения. Хованский не решился на открытое столкновение и приехал по требованию Софьи в Воздвиженское, где 17 27 сентября 1682 г. Стрельцы, лишившись своего лидера, сдались правительственным войскам в обмен на обещание помилования.
Благодаря опричнинине, Русь получила своего самого талантливого полководца эпохи Ивана Грозного, а, возможно и лучшего военачальника своего времени на просторах Евразии, Дмитрия Хворостинина. Хворостинин происходил из худородных дворян и без учреждения опричного войска не мог бы претендовать на высокие чины. Но Иван Грозный приметил способного молодого воеводу, отличившегося в войнах с ливонским орденом и крымчаками, доверил ему управлять русской армий в важнейших сражениях, к неудовольствию родовитых бояр, свысока смотревших на выскочку. В должности зарайского воеводы Хворостинин отразил набег хана Девлет-Гирея. Он же отбил набег на Рязань 50-тысячной татарской орды. Настоящим триумфом Хворостинина и его соратника воеводы Воротынского стала битва при Молодях. Пока основная русская армия была занята в Ливонской войне, крымские татары во главе с Девлет-Гиреем привели на Русь гигантское войско.
Самоуправление и Рада при Иване Грозном
Всего летом 1570 года в Москве были казнены несколько сотен человек. Страна в условиях бесконечного террора серьёзно ослабла — это привело к тому, что крымский хан Девлет-Гирей, несмотря на существование укреплений на юге России, организовал масштабное вторжение. Опричники фактически не явились на защиту своей страны, а земские войска в основном были заняты войной на западе. В мае 1571 года столица подверглась атаке крымчаков и была сожжена, как и ещё десяток городов. Иван Грозный бежал из столицы и укрылся в Новгороде. Эти события вновь привели к репрессиям, главной целью которых были сами опричники. Сыск и наказание осуществляли Малюта Скуратов и его доверенные лица.
Многие опричники, столкнувшиеся с обвинением в государственной измене, добровольно принимали постриг и удалялись в монастыри. Отмена опричнины Недовольство земщины, голод и болезни, поразившие страну, и глубокий экономический кризис к 1571 году — такие итоги принесла опричнина за шесть лет своего существования. Эти обстоятельства заставили Ивана Грозного пересмотреть многие аспекты политического курса. Репрессии постепенно сходили на нет, отъём земских земель в пользу опричных уменьшился. Постепенно самодержец приступил к ликвидации разделения страны. В 1572 году были объединены земская и опричная казна.
В разрядных книгах того времени служилые люди из обеих частей страны фиксировались вместе. Изменения пришли и в армию. Опричные отряды были распределены по земским полкам. В 1572 году такое войско под командованием Михаила Воротынского, чудом избежавшего репрессий, смогло одержать победу над крымчаками в битве при Молодях. Известие о поражении Девлет-Гирея достигло Новгорода, где укрывался Иван Грозный, в августе 1572 года. Примерно тогда царь принял решение об отмене опричнины.
Это слово больше не употреблялось в государственных актах — опричники теперь назывались «дворовыми». Тем не менее юридически она продолжала существовать. Разделение территории страны никуда не ушло, как и деятельность особого двора при государе. Однако с 1572 года больше не будет таких массовых пыток и казней, которые имели место быть в Новгороде и Москве. Конечно, репрессии продолжились и после отмены опричнины — никуда не исчезла подозрительность Ивана Грозного. Юридически опричнина прекратила своё существование лишь после смерти царя в 1584 году.
Террор Ивана Грозного и жертвы опричнины Исследователи до сих пор не могут установить точную численность людей, ставших жертвами политики опричнины и террора, развернувшегося в стране при Иване Грозном. По наиболее скромным оценкам, «слуги государевы» убили 4,5 тыс. Эти данные основаны на анализе «Синодика опальных» — церковному списку, составленному в последние годы жизни царя. В них вошли имена всех казнённых по приказу монарха клириков, аристократов и некоторых посадских людей. Список был составлен дьяками на основе реальных документов, оставшихся после периода опричнины. Другие исследователи считают, что цифра пострадавших значительно выше.
По объективным причинам в «синодики» не вошли имена тех, кто не был под следствием, а стал случайной жертвой отрядов опричников, особенно во время похода на Великий Новгород. Таким образом, некоторые историки предполагают, что в это время погибли около 15 тыс. При этом в Российском царстве на тот момент проживали около 20 млн человек. Конечно, террор был направлен прежде всего на родовитое боярство, которому не нравился курс на укрепление централизации в стране. В первые годы царствования Ивана Грозного аристократы могли так или иначе влиять на политику царя, однако позднее крутой нрав монарха проявился во всей красе. Мнительность привела к тому, что боярская оппозиция, по всей видимости, стала рассматривать реальную возможность отстранения царя от власти и передачи трона Владимиру Старицкому.
Все, кого так или иначе можно было связать с этим «заговором», поплатились: участвовали ли они в нём если, конечно, он действительно существовал активно или же просто были знакомы с основными действующими лицами. Пострадали и те, кто пытался открыто выступить против политики опричнины. Духовный сан не защитил митрополита Филиппа от убийства. Иван Висковатый, лично указавший на губительность для России политики опричнины, поплатился за свою честность ужасной смертью. Последствия и значение политики опричнины Опустошительные похода на свои же города, разгром поместий опальных аристократов, борьба с реальным и мнимым инакомыслием — все эти опричные мероприятия привели страну к глубокому экономическому кризису, который современники нарекли «порухой». Львиная доля обрабатывавшихся сельскохозяйственных земель опустела.
В стране распространился голод и болезни, косившие деревни и города. Складывалось ощущение, что Россия так пострадала от нашествия врага — к сожалению, всё было сделано своими же соотечественниками в чёрных одеждах. Экономический кризис привёл к усилению крепостной зависимости. Было необходимо удерживать крестьян на помещичьих хозяйствах — основе экономики Российского царства. С 1581 года в стране были введены «заповедные лета» — годы, во время которых отменялось действие Юрьева дня, когда крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. Преемники Ивана Грозного в дальнейшем разовьют эту идею, которая уже в 17-м веке приведёт к окончательному формированию крепостной системы.
Опричники, выдвинувшиеся в годы террора и умудрившиеся пережить преследования внутри самого «военно-монашеского ордена», смогли закрепиться на политическом олимпе и после смерти Ивана Грозного стали определять будущее страны. Одним из ярких примеров является Борис Годунов , служивший в опричнине, а впоследствии ставший царём. Иван Грозный. Wikimedia Commons Смерть Владимира Старицкого привела к исчезновению последнего феодального пережитка в истории России — удельных княжеств. В целом политика опричнины была призвана обеспечить централизацию страны, однако методы, которыми эта цель достигалась, оказались ужасными. Это губительным образом сказалось не только на внутреннем положении России, но и на внешнеполитической арене.
Кризис, к которому привела опричнина, не позволил Ивану Грозному довести Ливонскую войну до желаемого конца. Напротив — в результате конфликта Россия лишилась земель на своих западных границах. Исправлять сложившееся положение пришлось его преемникам. Борису Годунову даже временно удалось восстановить границы страны на Северо-Западе. Но Смута перечеркнула все достижения бывшего опричника на царском троне. Кризис начала 17-го века можно назвать одним из политических последствий опричнины.
Затем толпа разъярённых мятежников расправилась с Матвеевым, после чего ворвалась во дворец, разыскивая и убивая Нарышкиных. В последующие три дня в Москве повстанцы казнили многих руководителей приказов и видных военачальников. Милославской, вторым — Петра I , но фактически управлять страной стала царевна Софья на правах регента над несовершеннолетними царями.
Князь Хованский также стремился стать регентом. Однако Софья, желая избавиться от сильного соперника, в сентябре 1682 г. Здесь она предъявила донос на И.
Хованского о том, что он стремился с помощью стрельцов истребить царскую фамилию, и объявила сбор дворянского ополчения. Хованский не решился на открытое столкновение и приехал по требованию Софьи в Воздвиженское, где 17 27 сентября 1682 г. Стрельцы, лишившись своего лидера, сдались правительственным войскам в обмен на обещание помилования.
Главой Стрелецкого приказа стал думный дьяк Ф.
К Кремлю прилегала территория Китай-города. Этот район был заселён знатью, так как купцы, проживавшие на этой земле ранее, перебрались в Замоскворечье, а ремесленники — в район Зарядье. Примечательным было расширение города сначала до Белого города, а затем — до Земляного нынешнее Садовое кольцо. В 1592-1593 гг. К сожалению, большинство построек этого периода возводились из дерева и поэтому часто горели только в XVI в. Москва пережила три страшных пожара! Но и сегодня мы можем видеть некоторые постройки тех лет: церковь Усековения главы Иоанна Предтечи на юге Москвы, колокольня церкви Георгия Победоносца в Коломенском, собор Донской Божией Матери, а также храм Никиты Мученика в районе Таганки. Кроме того, в Кремле можно увидеть гигантскую Царь-пушку — всемирно известный памятник артиллерии XVI в. Наконец, власти обнесли городские укрепления каменной стеной на ее месте теперь Бульварное кольцо.
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове Конечно, о большинстве сооружений той эпохи мы можем только догадываться. До нас частично дошли схемы, описания и упоминания о тех или иных постройках в литературных произведениях эпохи. Живопись и графика Во второй половине XVI века архитектура определяла и стимулировала творчество художников и мастеров-прикладников. Они следовали зодчим, расписывая и обустраивая храмы и монастыри и наполняя их необходимой утварью. Едва ли не главный смысл всех храмовых декораций составляла идея собирания русских земель в единое государство. Средствами живописи пропагандировались и истолковывались официальные концепции отечественной истории, венчание Ивана IV Грозного на царство, взятие Казани. Церковные Соборы 1547, 1549 и 1551 годов обогатили иконографию почти тридцатью новыми общерусскими святыми, ранее бывшими местночтимыми. На Соборах 1551 и 1554 годов вопросы художественной культуры и, в частности, изобразительного искусства, были предметом специального обсуждения. Согласно принятым документам, предписывалось писать иконы и книги по «священным правилам», под которыми подразумевались Правила Вселенских Соборов, были определены и регламентированы темы, сюжеты и эмоциональная трактовка образов. Искусство было призвано подкреплять и прославлять первого «венчанного самодержца», вступившего на престол Русского государства.
Идеологом самодержавной власти был митрополит Макарий. Он сделал все возможное, чтобы подчеркнуть «богоизбранность» московского государя, исконность его прав на престол. Идеологию единодержавства должны были отражать письменные источники эпохи, в первую очередь летописи, книги царского родословия, так же предполагалось обратиться к созданию посвященных этому событию произведений изобразительного искусства. В этот период рождается так называемая «грозненская школа» живописи, которая охватывает собой чуть более трех десятилетий второй половины XVI века. Это были годы, богатые произведениями искусства, с новыми характерными качествами и иконографическими приемами. Иначе трактуется и человеческий образ. Его значимость передается жестами, позами, силуэтами. Появляются иконы-трактаты, повествующие о тех или иных событиях. Повествовательное начало окончательно преобладает над эмоционально-созерцательным. Сложные «бытийские» и исторические сюжеты становятся основными.
Главным местом сосредоточения новых идей стал Московский Кремль. Сюда по царскому вызову съехалось множество художников из Новгорода, Пскова, Смоленска, Звенигорода и пр. Это произошло по причине страшного московского пожара 1547 года, погубившего большую часть столичных построек. До последнего времени исследователи считали стенопись и иконостас «Андреева писма Рублёва» Благовещенского собора дошедшими до наших дней в оригинале, однако, после реставрации 1984 года мнение было пересмотрено. Доказано, что сохранившаяся благовещенская живопись относится к середине XVI века и лишь частично сохраняет фрески начала XV века. По сравнению с эпохой Дионисия и его последователей композиция фресок дворцового храма явно перегружена и по содержанию и по художественному воплощению. Она многослойна, с дробными архитектурными формами. Зримые образы в росписи собора приобретает важнейшая установка этого времени — происхождение царского достоинства российских правителей от киевских и владимирских князей, которые, в свою очередь, наследуют его от византийских императоров. Не менее важное место занимала идея возвеличения военных действий Ивана Грозного. Его военные выступления рассматривались как религиозные войны в защиту неприкосновенности христианского государства от неверных.
Блистательным образцом произведения нового типа является икона «Благословенно воинство небесного царя» Государственная Третьяковская галерея , которая вызывает вполне конкретные исторические ассоциации, и, по мнению исследователей, посвящена взятию Казани в 1552 году. В середине 1551 года Иван Грозный приступает к поновлению Успенского собора. Купол, обгоревший во время пожара, покрывают позолотой, под шатровой сенью устанавливают «мономаший трон», известный под названием «царского места». На створках царского места в четырех клеймах располагается повествование о венчании Владимира Мономаха на княжество регалиями, присланными императором константинопольским. Нижние рельефы так же посвящены Мономаху. Спустя некоторое время перед «царским местом» устанавливается и икона «Благословенно воинство небесного царя». Вершиной художественных работ в Кремле, проходивших после пожара 1547 года, стала роспись Золотой палаты — одного из парадных помещений великокняжеского дворца. И хотя стенопись Золотой палаты безвозвратно погибла в 1752 году, подробная опись фресок, сделанная в 1672 году Симоном Ушаковым, дает ясное представление об её структуре и содержании. В 1560-х годах расписывается кремлевский собор Чудова монастыря уничтожен в 1929 году. Пять предварительно снятых фрагментов сейчас хранятся в Государственном Историческом музее и музее Андрея Рублева в Москве.
Разностильные росписи собора Чудова монастыря говорят о том, что в художественных работах принимали участие мастера — приверженцы разных направлений живописи. Одни образцы «Христос, расслабленный и Архангел» принадлежат руке незаурядного мастера, сторонника экспрессивной манеры письма; другие композиция «Явление Архангела Михаила» в какой-то мере предвосхищают объемную трактовку конца XVI — начала XVII века, третьи написаны последователями дионисиевских традиций, чьи изображения отличались мягкостью и изысканностью. Разностилье росписи собора Чудова монастыря свидетельствуют о сложных процессах и поисках, которые велись в этот период в русском изобразительном искусстве. Автор статьи: Латышева Ольга Ивановна Декоративно-прикладное искусство Древнерусское лицевое шитьё «живопись иглой» — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в Древней Руси. Оно сформировалось под непосредственным влиянием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета. Что же такое — лицевое шитьё? Лик — это термин, имеющий множество значений. Лицевое шитьё — это лик-изображение и лик-образ, воплощенные живописными средствами в декоративно-прикладное изделие со священным изображением, иконой. Важнейшими особенностями этого вида искусства являются материал и техника. Изображение создается нитью на служащей фоном ткани.
Все дорогие привозные ткани на Руси носили название паволок. Особо мастерицы ценили аксамит древнерусское название от греческого «экзамитон», что означает «шестинитчатый» — драгоценную ткань ручного производства, затканную по шелковому фону орнаментом из пряденой серебряной или позолоченной нити имеющему цвет, фактуру и узор. Для прочности под ткань подкладывалась основа — домотканый холст. Единственным инструментом служила игла, а роль красок выполняли шелковые реже шерстяные и льняные , серебряные и золотные то есть позолоченные нити. Шелковая нить была некрученой и разной степени крутки. Серебряная и золотная нити могли быть волочеными в виде тончайшей проволочки и прядеными обвитыми вокруг шелковой или хлопчатобумажной основы. Именно качества ткани фона, вид нитей и техника шитья и создают художественный образ. Но все эти материалы, имеют ограниченные изобразительные возможности: трудно добиться перетекания тонов, исключена цветовая многослойность, сложно преодолеть жесткость металлических нитей и т. По этой причине лицевое шитье плоскостное, светотеневые моделировки или отсутствуют или графичны. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха.
После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Романовной Захарьиной-Романовой. Союз с нею если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей. Царица Анастасия была талантлива: прекрасно вышивала, рукодельничала. Именно ей принадлежит заслуга открытия в России первой златошвейной мастерской, где за одним столом трудились жены и бояр, и стрельцов, и купцов, замеченные в искусстве «пяличного дела». В общественном сознании XVI века целостность государства была неразрывно связана с единством политическим, религиозным, культурным. После проведения в России ряда реформ конец 1540-1550-е гг. Согласно его Уставу вышивание считалось не только одной из добродетелей женщины, но ставилось в один ряд с благочестием. Именно рукоделие требовало молитвенной сосредоточенности и имело особое значение в духовной жизни русских женщин.
В трудах над священными изображениями оформлялась идея служения Богу. Рукоделию придавалось тем большее значение, чем выше было положение семьи в общественной иерархии. Идеалом святых жен в соответствии с церковными и народными представлениями служили благоверные княгини, а потом и царицы. Среди русских святых немало женщин, которые прославились не только праведностью и истинной верой, но также и активным социальным служением. Именно идея служения, созвучная святости и закреплённая в — «Домострое» — нашла отражение в деятельности мастерской Анастасии Романовны. Особенностью лицевого шитья, вышедшего из царицыных светлиц после 1547г. Для мастерской свойственно преобладание шелкового шитья: по крупноузорчатой камке в орнаментальных нимбах святых использовались золотные пряденые нити, драгоценные камни и металлические дробницы, а жемчужное шитье употреблялось только в каймах. Основным направлением деятельности царских светлиц было рукоделие для церкви. Произведения, вышитые в этих мастерских, — покровы, пелены, антиминсы, — отличаются характерными стилистическими особенностями. Самые выдающиеся памятники: надгробные покровы святителя Ионы, митрополита Московского, преподобных Кирилла Белозерского, Никиты, столпника Переяславского, плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу, хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св.
Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах Хиландарский монастырь, Афон , отправленная царем в числе даров в 1555 году афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское свое имя монастырь их Хиландар», — отличает особая «историчность» — связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. По свидетельству вкладных надписей в них нашли отражение моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам. Мастерицы XVI века в своем стремлении достигнуть особой пышности и богатства в большом количестве употребляют золотые нити, жемчуг и различные драгоценные камни. Золото теперь применяется не как самостоятельное цветовое пятно, в сопоставлении с другими цветовыми пятнами, а как драгоценный материал, который добавляется к шелковым цветным нитям. К концу века шелк начинает терять свою красочную индивидуальность, а золото в шитье принимает оттенки того цвета, с которым оно сочетается. Мягкие шелковые нити, смешанные с металлическими, становятся жесткими, и ими уже нельзя прошивать ткань насквозь. Поэтому их натягивают рядами поверх материи и прикрепляют к ней стежками другой шелковой цветной ниткой шитье «в прикреп». Стежки, расположенные в определенном порядке, дают многообразные узоры, и в этом мастерицы достигают изумительного совершенства. Помимо мастерской Анастасии Романовны, в столичном лицевом шитье середины XVI века существовала мастерская Евфросинии Старицкой, жены Андрея Старицкого, претендента на царский престол. Творчество мастерской княгини Евфросинии Старицкой, работы которой датируются 1558—1566 гг.
В них соединились эмоциональная напряженность, пластическая выразительность образа с высокой декоративностью отдельных деталей и произведения в целом. Музыка Музыкальная жизнь Начало данного исторического периода связано с напряжением в обществе, что не могло не отразиться и на развитии музыкальной культуры. Стоглавый собор 1551 г.
Лучший ответ Tamplier Мыслитель 9428 13 лет назад Милославские, дворянский род из литовских выходцев к. XIV в. XVII в. Отец царицы Илья Данилович Милославский ск. Он стал крупным землевладельцем, занимался предпринимательской деятельностью железоделательный завод, производство, скупка и продажа поташа, пеньки и др.
Земельные пожалования получили и другие Милославские.
Какой урок получил Иван 4 во время Московского пожара и восстания 1547 году?
Речь идёт о вече, на которое собрались "возволновавшиеся" московские "чёрные люди" 26. Вече, конечно, было созвано на территории вне кремля, то есть где-либо на посаде. Если теперь с учётом топографии веча связать рассказ "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Очевидно, решение о походе московских "чёрных людей" в кремль и было принято на вече. Исследуя обстоятельства дня 26 июня необходимо остановиться на вопросе о времени появления московских "чёрных людей" на кремлёвской площади. Это поможет установить, какой характер носило собрание москвичей в кремле. Особенно важны здесь свидетельства "Летописца" Никольского и "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Напротив, оба названных выше летописца точно определяют время расправы московских "чёрных людей" с Глинским, указывая, что он был убит в Успенском соборе "в время обедни", "на обедне, на иже-херувимской песни" см. А "Царственная книга! Факт, что Юрия Глинского убили во время обедни, является дополнительным аргументом против версии "Царственной книги", будто московские "чёрные люди" были созваны боярами на площади перед Успенским собором для сыска виновников "великого пожара".
Невозможно допустить, чтобы для опроса боярами населения Москвы было выбрано как раз время богослужения в церквах, в том числе и в Успенском соборе. Невозможность этого становится ещё более очевидной, если обратить внимание на одну деталь в сообщении "Летописца" Никольского: Юрий Глинский был убит "в церкве в Пречистой у митрополита в время обедне". Как понимать слова "у митрополита"? Указывают ли они место, где происходила обедня, - "митрополичий Успенский собор" - или означают, что в Успенском соборе обедню 26 июня служил сам митрополит Макарий? Мне представляется правильным, понимать слова "у митрополита" именно в последнем смысле. Во-первых, ни в "Лето- 25 "Исторический архив". Тихомировым, указавшим неизвестный издателям XXII тома Полного собрания русских летописей с опубликованным текстом "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Источниковедение истории СССР, т. В пользу предлагаемого понимания слов "у митрополита" говорит самый контекст фразы.
В первоначальной редакции она имела следующий вид: "в церкве в Пречистей у митрополита в време обедни, перед великим князем: бе же великий князь туто же в церкви". Иными словами, подчёркивается, что в церкви был не только митрополит, но и "великий князь", находившийся "туто же", где и митрополит. Эта первоначальная редакция, однако, как мы видели, была заменена новой, более точной по существу так как Иван IV находился в Воробьёве, и в Успенском соборе его в это время не могло быть , но вместе с тем затруднившей понимание слов "у митрополита". Если такое толкование текста признать правильным, оно дополняет картину событий дня 26 июня ещё одним важным фактом. Очевидно, торжественная церемония в Успенском соборе, совершаемая самим митрополитом, имела целью попытаться разрядить атмосферу в Москве, отвлечь московских "чёрных людей" от обсуждения политических вопросов. Иными словами, в обедне у митрополита можно видеть политический шаг, предпринятый для того, чтобы не допустить взрыва народного возмущения, - своеобразный противовес вечу московских "чёрных людей" 28. Однако приход московских "чёрных людей" на кремлёвскую площадь, "ко двору к государеву", свидетельствует о провале попытки отвлечь народ от политики. Восстание вспыхнуло. Властям необходимо было принимать новые срочные меры, чтобы направить стихийный гнев восставших народных масс по пути, наименее опасному для государства.
Это-то и явилось целью, побудившей бояр выехать на площадь к восставшим "чёрным людям". То, что "Царственная книга" тенденциозно изображает как проведение "сыска" по повелению царя, принятому 23 июня на заседании боярской думы с участием митрополита Макария, в самом деле было умелым политическим ходом московских властей, дававшим им возможность воздействовать на народ. И боярам действительно удалось если не овладеть восставшими "чёрными людьми", то, во всяком случае, отвратить непосредственную угрозу "государеву двору", которую таил в себе приход москвичей в кремль. Изображение "Царственной книгой" убийства Юрия Глинского как результата натравливания "наустиша" толпы боярами столь же тенденциозно, как и нарисованная "Царственной книгой" картина "сыска" на площади перед Успенским собором. В действительности Юрий Глинский был выдан боярами на расправу москвичам по требованию пришедших в кремль "чёрных людей". Эта мера - выдача восставшим на расправу наиболее ненавистного им лица из числа представителей власти - неизменно применяется в Москве во всех городских восстаниях XVI-XVII вв. В данном случае, выдавая Юрия Глинского на расправу "чёрным людям", бояре сразу достигали двойного эффекта : и отводили от крепостнического государства удар восставших городских низов и в то же время использовали восставшие массы в качестве орудия для устранения своих политических противников, какими являлись для Захарьиных и примыкавших к ним лиц Глинские. Размах восстания, однако, был очень велик. Выдача Юрия Глинского оказалась недостаточна для того, чтобы погасить народный гнев.
Поэтому убийство Юрия Глинского послужило сигналом к массовой расправе московских "чёрных людей" с "людьми Глинских" как непосредственными проводниками политики "насильства и грабежа", а также к разгрому княжеского двора и захвату имущества Глинских 29. По свидетель- 27 См. Судя по тому, что уже 23 июня, то есть на следующий день после падения, Макарий присутствовал на заседании боярской думы, ушибы его не были тяжёлыми, и за пять дней, к воскресенью 26 июля, Макарий мог оправиться настолько, чтобы принять участие в "обедне", особенно учитывая исключительную остроту политической обстановки. Следует отметить, однако, что обстоятельства убийства Юрия Глинского, описываемые Иваном Грозным в его послании Курбскому, как будто говорят против участия Макария в богослужении в Успенском соборе 26 июня. По словам Ивана Грозного, "народ... Разрядка моя. Очевидно, упоминая о "митрополичьем месте", Иван Грозный не мог бы не сказать о Макарий, если бы митрополит находился в это время в Успенском соборе. Но если даже оставить открытым вопрос о личном участии Макария в "обедне" в Успенском соборе 26 июня, то общий характер и политическая цель церемонии от этого не меняются. По неясным причинам, "много же и детей боярских незнакомых побита из Северы, называючи их Глинского людми" 30.
Реальное содержание рассказа "Царственной книги" о расправах восставших москвичей с людьми Глинских а также с детьми боярскими из Северских городов говорит с очевидностью, что Москва в этот момент превратилась в арену вооружённой борьбы между "чёрными людьми", с одной стороны, и многочисленным населением дворов князей Глинских к которым, повидимому, имели какое-то отношение и "дети боярские из Северы" - с другой. Из анализа рассказа "Царственной книги" о расправах москвичей с людьми Глинских также явствует, что Москва в эти дни фактически находилась во власти "чёрных людей" и правительство было бессильно подавить восстание. Этот момент, характеризующий положение в Москве после убийства Юрия Глинского, весьма важен. Без его учёта нельзя правильно понять такое событие, как поход московских "чёрных людей" в Воробьёво 29 июня. Поход москвичей в Воробьёво заслуживает не менее пристального внимания, чем события воскресенья 26 июня. До опубликования "Летописца" Никольского источниками сведений о походе 29 июня являлись рассказ о нём в "Царственной книге" да упоминание в послании Ивана Грозного Курбскому. Оба источника, однако, касаются похода в Воробьёво очень кратко и изображают его весьма тенденциозно. Рассказ "Царственной книги" гласит: "А после того убийства на третий день приходиша многие люди чернь скопом ко государю в Воробьёво, глаголюще нелепая, что будто государь хоронит у себя княгиню Анну и князя Михаила, и он бы их выдал им. Царь же и великий князь повеле тех людей имати и казнити; они же мнози разбегошася по иным градом, видяше свою вину, яко безумием своим сие сотвориша" 31.
Иван Грозный изображает приход москвичей в Воробьёво как результат изменнических действий боярства: "Нам же тогда живущим во своем селе Воробьеве, и те изменники наустили были народ и нас убити за то, что будто мы князь Юрьеву матерь княжну Анну и брата его князя Михаила у собя хороним от них" 32. Совершенно иной характер носит рассказ "Летописца" Никольского: "В том же времени бысть смятение людем московским: поидоша многые люди черные к Воробьеву и с щиты и з сулицы, яко же к боеви обычаи имяху, по кличю палачя; князь же великый, того не ведая, узрев множество людей, удивися и ужасеся, и обыскав, яко по повелению приидоша, и не учини им в том опалы и положи ту опалу на повелевших кликати" 33. В отличие от "Царственной книги", ограничивающейся указанием на приход "черни" "скопом", и от послания Ивана Грозного, сводящего всё к действиям бояр-изменников, "Летописец" Никольского сообщает данные, проливающие свет на действительный характер похода "чёрных людей" в Воробьёво. Самое важное из сообщения "Летописца" Никольского то, что "чёрные люди" пришли в Воробьёво в полном походном снаряжении, вооружённые щитами и копьями сулицами , пришли "по повелению", причем были оповещены о "повелении" "по кличу палача". На этой последней детали рассказа "Летописца" Никольского следует остановиться особо. Прямое указание на это имеется в платёжной памяти, которую дал в 1659 г. Функция "бирича", очевидно, была в XVII в. Как отмечает Чичерин, "нанимать дьячка, палача и бирюча" являлось "повинностью земских людей" 35. Правда, ссылаясь на Уложение 1649 г.
Уложение действительно особо выделяет "палачей на Москве", предписывая "в палачи на Москве прибирати из вольных людей, и быть им в палачах с поруками; а государево им жалованье давать из государевы казны, из разбойного приказу" 37 , в отличие от "городов", для которых Уложение сохраняет принцип: "палачей выбирать с посадов и с уездов с сох" 38. Но мне представляется, что такого рода выделение Москвы вряд ли имело место в XVI в.
Правда, о событиях 27—28 июня мы ничего конкретного не знаем, но предположение И. И Смирнова о том, что «Москва в эти дни фактически находилась во власти «черных лю лей» и правительство было бессильно подавить восстание», вероятно 29 июня огромные толпы московских посадских людей «многая люди, чернь», «многие люди черные» направились в подмосковное село Воробьево, где в это время находился Иван Грозный. Это не была просто толпа возбужденных людей; москвичи шли «скопом» в полном вооружении — «с щиты и з с улицы, якоже к боеви обычай имяху».
Парод вооружился не только для того, чтобы покончить с ненавистными ему правителями, но и для того, чтобы выдержать оборону от крымского хана, если бы оказались верными слухи о его движении на русские земли. Нам неизвестны имена руководителей восставших, но то, что они направились к Воробьево «по кличю палача» , показывает роль земских органов посадского населения в восстании 1547 г. Активное участие палача в движении 1547 г. Восставшие «черные люди» выставляли одним из своих основных требований казнь ненавистных им бояр Глинских.
Более того, насколько известно, в этот поход хан не брал с собой артиллерию, значит ни о какой осаде речи и быть не могло.
Заручившись поддержкой турецкого султана и получив отряды янычар, Девлет Гирей двинулся на города Козельск и Болхов. По дороге от перебежчиков с русской стороны он узнал новости о том, что в Москве остался лишь малочисленный гарнизон, а все войска переброшены на фронт Ливонской войны. Кроме ценных сведений, перебежчики обещали провести крымско-татарское войско через тайные речные броды и вывести прямиком к незащищенной столице. Недолго думая, хан принял предложение, ведь взятие Москвы развязывало бы ему руки и делало мечту о новой Орде вполне осязаемой. До сих пор не ясна настоящая роль этих перебежчиков.
Возможно, изначально их целью было заманить татар в западню, однако Девлет Гирей смог обойти стоящее у Оки крупное московское войско во главе с Иваном Бельским и двинулся на столицу. Узнав об этом, русский воевода поспешил наперерез татарам, однако встретить их смог только у стен города. В завязавшейся жестокой сечи воевода получил тяжелое ранение, а впоследствии задохнулся в собственном доме во время пожара. Сам Иван Грозный, узнав о приближении хана, бежал в Ростов. Поскольку никаких средств вести осаду у Девлет Гирея не было, зато в избытке имелись сведения о приближающемся русском войске, он приказал поджечь предместья Москвы.
Огонь в считанные минуты охватил деревянные постройки. Пожар 24 мая 1571 года считается одним из самых сильных столичных пожаров. По свидетельствам очевидцев, огонь уничтожил город буквально в считанные часы, поскольку погода стояла сухая и ветреная. В огне гибли не только местные жители и наводнившие Москву беженцы, но и сами татары, грабившие церкви и усадьбы.
Однако в ходе переговоров с помощью обещаний царю и его окружению удалось уговорить повстанцев вернуться в Москву. Новое пр-во в результате М. Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5. Литература: Шмидт С.
Становление российского самодержавства. Исследование социально-полит, истории времени Ивана Грозного.
Московское восстание.
Главная» Новости» Москва восстание 2024. Настоящим апофеозом свирепости Иоанна Грозного стала грандиозная массовая казнь в Москве 25 июля 1570 года. В 1604 году в поход на Москву двинулся Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев, выдававший себя за сына царя Ивана IV Грозного.
Московское восстание
События Московского пожара и восстания 1547 года послужили тревожным звонком для Ивана IV, преподав ему важные уроки, которые в конечном итоге сформировали его стиль руководства и курс России. 19 марта 1611 года в Москве вспыхнуло восстание против поляков. Как вскоре выяснилось — преждевременное. Так назвал Иван Грозный земли в стране и улицы в Москве, которые записал в своё личное полное пользование, они были не под государственной властью.
Как москвичи против польского ига восстали
Начался второй период правления Грозного, когда он стал править абсолютно самодержавно, не слушая ничьих советов. В 1563 году русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был горд этой победой, одержанной уже после разрыва с «Избранной радой». Однако уже в 1564 году Россия потерпела серьезные поражения. Царь стал искать «виноватых», начались массовые опалы и казни. В 1564 году доверенный и ближайший друг Ивана Грозного, член «Избранной рады» князь Андрей Курбский тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Стараясь изобразить себя пострадавшим, Курбский написал царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Ивана в «мучительстве». Между царем и Курбским завязалась переписка. В письмах оба обвиняли и упрекали друг друга.
Царь обвинял Курбского в измене и оправдывал жестокость своих действий интересами государства. Курбский оправдывался тем, что был вынужден бежать ради спасения собственной жизни. Опричнина Чтобы покончить с недовольными боярами, царь решился на демонстративную «обиду». Вместе с семьей он в декабре 1564 года покинул Москву, как бы отрекаясь от престола, и выехал в Александровскую слободу. Народ, придя в смятение, потребовал от бояр и высшего духовенства умолить царя вернуться. Грозный принял депутацию и согласился вернуться, но на определенных условиях. Их он изложил, приехав в столицу в феврале 1565 года. По сути, это было требование предоставить ему диктаторские полномочия, чтобы царь мог по своему усмотрению казнить и миловать изменников, забирать их имущество. Специальным указом царь провозгласил учреждение опричнины название происходит от древнерусского слова опричь — «кроме».
Иван Грозный такое прозвище было присвоено Ивану IV народом потребовал в свое распоряжение земельные владения, составленные из конфискованных земель его политических недругов, и вновь перераспределил среди тех, кто был предан царю. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с «земскими». Земли, не попадающие под перераспределение, именовались «земщиной» , на них самодержец не претендовал. Но реальной властью обладали опричники, выполнявшие функции государственной полиции. Под перераспределение земель попали около 20 городов и несколько волостей. Из преданных «друзей» царь создал особое войско — опричное — и сформировал дворы со слугами для их содержания. В Москве для опричников было выделено несколько улиц и слобод. Число опричников быстро возросло до 6 тысяч. Для них отнимали все новые поместья, а прежних владельцев изгоняли.
Опричники получили от царя неограниченные права, и правда в суде всегда была на их стороне. Опричник Одетые в черное, на вороных конях с черной сбруей и привязанными к седлу собачьей головой и метлой символами их должности , эти беспощадные исполнители царевой воли наводили на людей ужас массовыми убийствами, грабежами и поборами. Множество боярских родов тогда были полностью истреблены опричниками, среди них были и родственники царя. В 1570 году опричное войско обрушилось на Новгород и Псков. Иван IV обвинил эти города в стремлении «перейти в подданство» литовскому королю. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 года Малюта Скуратов задушил в тверском Отроческом монастыре первоиерарха Русской православной церкви митрополита Филиппа , публично выступавшего против опричнины и казней Ивана IV. В Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, были уничтожены 10-15 тысяч человек, безвинные новгородцы были преданы мучительным казням по подозрению в измене.
Однако, расправляясь со своим народом, опричники не смогли отразить от Москвы врагов внешних. В мае 1571 года войско опричников показало себя неспособным оказать сопротивление «крымцам» во главе с ханом Девлет-Гереем , тогда Москва была подожжена нападавшими и выгорела. В 1572 году Иван Грозный упразднил опричнину и восстановил прежний порядок, но казни в Москве продолжались. В 1575 году на площади у Успенского собора в Московском Кремле были казнены 40 человек, участники Земского собора, выступившие с «особым мнением», в котором Иван IV увидел «мятеж» и «заговор». Несмотря на очевидные промахи в борьбе за выход к Балтийскому морю, правительство Ивана Грозного сумело наладить в эти годы торговые связи через Архангельск с Англией и Нидерландами. Весьма успешным было и продвижение русского войска в земли сибирского хана, завершившееся уже при сыне Грозного — царе Федоре Ивановиче. Но Иван IV Грозный был не только жестоким тираном, он являлся одним из самых образованных людей своего времени. Он обладал феноменальной памятью и был эрудитом в вопросах богословия.
Так знать лишилась своего представления на территориях необъятной Руси, приказы напрямую исполняли волю царя.
И когда система отладилась, Избранная Рада перестала быть для Ивана Грозного необходимостью, государство было во власти самодержца всея Руси, зачем посредники. В 1560 году Избранная Рада перестала существовать. Бей своих, чтоб чужие боялись Опричнина - от древнерусского слова "опричь", что значит - "особый". Нечто обособленное. Так назвал Иван Грозный земли в стране и улицы в Москве, которые записал в своё личное полное пользование, они были не под государственной властью. Так назывался удел царя с особой территорией, войском и государственным аппаратом. И так же назвали систему чрезвычайных внутриполитических мер царя Ивана Грозного в 1565—1572 годах ради укрепления самодержавия путём борьбы с боярско-княжеской оппозицией. Опричнина применяла казни, репрессии, земельные конфискации. Земские служилые люди в 1566 году обратились к царю с требованием об отмене опричного режима.
Дворяне потребовали немедленного упразднения этих порядков из-за нестерпимых бесчинств опричников. В акции приняли участие более 300 знатных людей, среди которых были бояре-придворные, одним словом - сливки общества. Иван Грозный не только с гневом отклонил ходатайство, но и кинул земских за решётку полномочиями, данными как раз указом об опричнине. Правительство не посмело томить в тюрьмах высокое дворянство, через пять суток их выпустили, но 50 активистов подвергли торговой казни - побили палками на рыночной площади. Резонанс от выступления оппозиции и итогов его подавления взволновал Европу. Русским пришлось делать специальное заявление о случившемся.
Настоящим апофеозом свирепости Иоанна Грозного стала грандиозная массовая казнь в Москве 25 июля 1570 года. Вот как описывает это событие Н. Карамзин: «..
Увидев сии грозные приготовления, несчастные жители вообразили, что настал последний день для Москвы; что Иван хочет истребить их всех без остатка: в беспамятстве страха они спешили укрыться, где могли. Площадь опустела; в лавках отворенных лежали товары, деньги; не было ни одного человека, кроме толпы опричников у виселиц и костра пылающего. В сей тишине раздался звук бубнов: явился Царь на коне с любимым старшим сыном, с Боярами и Князьями, с легионом кромешников, в стройном ополчении; позади шли осужденные, числом 300 или более, в виде мертвецов, истерзанные, окровавленные, от слабости едва передвигая ноги. Иван стал у виселиц, осмотрелся, и не видя народа, велел опричникам искать людей, гнать их отовсюду на площадь; не имев терпения ждать, сам поехал за ними, призывая Москвитян быть свидетелями его суда, обещая им безопасность и милость.
Милославские воспользовались общим недовольством московских стрельцов которые после смерти Федора III по-разному своевольничали и пустили слух об убийстве царевича Иоанна, выдав стрельцам список «бояр-изменников», которому стрельцы поверили. Восстание 15 мая 1682 года вооруженные стрельцы во главе с князем И. Хованским пришли к царскому дворцу в Кремле. Их почти удалось успокоить, представив Иоанна и Петра живыми и здоровыми, но в дело вмешался фактический глава Стрелецкого приказа князь М.
Долгоруков, сторонник Нарышкиных. Он стал ругать стрельцов, грозить расправами, за что на месте был убит. Следующие три дня стрельцы творили бессудные расправы над «боярами-изменниками» и стрелецкими командирами.
Ровно 340 лет назад в Москве начался стрелецкий бунт и короткая эпоха хованщины
Смерть Ивана IV Грозного. После смерти Ивана Грозного освоение южных окраин Московской Руси продолжалось. При Иване Грозном существовал такой кружок Адашева-Сильвестора, а людей которые были им близки, называли Близкой Думой малое количество людей и Боярская Дума большая группа людей. Марксистский взгляд: Московское восстание 1547 года, антифеодальное восстание горожан в Русском гос-ве.
Правление Ивана Грозного
Обреченные на голодную смерть люди объединялись в разбойничьи отряды. Все перечисленные события самым отрицательным образом сказались на авторитете Бориса Годунова, который не имел в глазах современников того сакрального значения, который был у прежних "прирожденных" государей и стал считаться "неистинным" царем. В этих условиях появление царей-самозванцев стало неизбежным. В 1601-ом году в Польше объявился человек, выдававший себя за царевича Димитрия Ивановича, чудесным образом спасшегося от подосланных Борисом Годуновым убийц. В русскую историю этот самозванец вошел под именем Лжедмитрия Первого. Множество людей поверило в то, что этот человек является истинным сыном Ивана Грозного и имеет право занять русский трон.
Совершенно неверно представлять себе старообрядцев мрачными изуверами, пассивно занимавшимися самосожжением. Царствование Ивана Грозного было благом для народа В царствование Ивана Грозного отсутствовали, прежде всего, социально-экономические причины для массового народного недовольства. Крепостного права во времена Ивана Грозного ещё не было! Налоги не росли, а если и росли, то исключительно по благородной причине военной угрозы России извне. На религию никто не посягал.
Наконец, эпоха Ивана Грозного стала эпохой становления в России местного всесословного самоуправления и суда, а также первых Земских соборов — сословно-представительных законосовещательных учреждений в масштабе всей страны. При Иване Грозном роль народа в управлении государством возрастала! Тогда как в XVII веке начался обратный процесс: повсеместная замена выборных земств и судов назначенными правительством воеводами. В 1653 году был созван и последний Земский собор. По-видимому, опричный террор Ивана Грозного был направлен только на отдельные знатные роды, опасные для царской власти, народ же заметил и запомнил только благие черты правления этого государя.
Монастырь был взят, Амвросия схватили, вывели на публичный допрос и убили. Другая часть толпы отправилась громить карантинные дома, больницы, особняки и имения московской знати. Петр Дмитриевич Еропкин начал действия по подавлению бунта. Он призвал Великолуцкий полк и принял командование. Всего у Еропкина было около 10 тысяч солдат и офицеров. Конница боролась с бунтовщиками внутри Кремля, а солдаты кремлевского гарнизона пошли освобождать Чудов монастырь. Мятежников удалось вытеснить с территории Кремля, но они начали бить в набат в окрестных церквях, чтобы привлечь людей присоединиться к бунту. Петр Дмитриевич Еропкин пытался договориться с мятежниками, он направил к восставшим обер-коменданта, но того закидали камнями. Спустя 3 дня бунт был подавлен. Генерал Еропкин попросил императрицу об увольнении и покинул должность. Чумной бунт 1771 года: последствия и итоги После подавления восстания для наведения порядка в Москву было направлено четыре лейб-гвардейских полка под командованием графа Григория Григорьевича Орлова, который сам вызвался выполнить эту работу. Для ведения следствия и суда в город прибыла генеральная комиссия из 8 человек, возглавляемая генерал-прокурором Всеволодом Алексеевичем Всеволожским. В Москве начались разбирательства, облавы и аресты, для выяснения имен зачинщиков применялись пытки. На Набатной башне удалили язык Спасского набатного колокола, собиравшего людей на улицах и площадях, чтобы избежать новых выступлений. Для борьбы с эпидемией граф Орлов приказал открыть новые карантины, создать специализированные инфекционные больницы, увеличить число больниц общих практик и поднять жалованье докторам. Город был поделен на 27 участков, на территории каждого производили учет и изоляцию больных, вывоз умерших.
Великий Московский пожар 1547 года. Причины Восстания в Москве 1547. Восстание в Москве при Иване Грозном. Причины Восстания в Москве 1547 года. Итоги Московского Восстания 1547 года. Причины Восстания 1547. Народное восстание в Москве 1547. Московское восстание 1547 фото. Годы 1538-1547 Боярского правления. Правление Ивана Грозного 1547. Венчание на царство и Московское восстание 1547г. Восстание бояр 1547. Московское восстание 1547 презентация. Презентация Московское восстание 1547 год. Пожар в Москве при Иване Грозном 1547 картина. Пожар в Москве картина 1547 Иван Грозный Плешанов. Восстание 1547 года. В 1547 Г. Иван Грозный пожар в Москве 1547 картина. Пожар и восстание в Москве при Иване Грозном. Пожар в Москве Иван Грозный. Восстание 1547 кратко. Народные волнения в Москве при Иване Грозном. Восстание 1547 г. Московское восстание 1547 г кратко. Восстание в Москве 1547 таблица. Бунты при Иване Грозном. Восстание 1547 и избранная рада кратко. Восстания при Иване Грозном.