Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (7554) от 29.11.2023 под заголовком «Приоритеты нового генплана». Для чего нужен Генплан? Все ли обозначенные проекты должны быть реализованы? И как петербуржцы могут повлиять на содержание документа? Комиссия по подготовке изменений в генеральный план Санкт-Петербурга при участии депутатов законодательного собрания города, руководителей профильных исполнительных органов государственной власти, а также специалистов СПб ГКУ «НИПЦ Генплана.
Петербург не получит генплан до осени
23 окт 2023. Пожаловаться. Власти Петербурга опубликовали финальный вариант проекта нового генерального плана Петербурга, рассчитанного до 2040 года с прогнозируемым периодом до 2050 года. Утверждение нового Генерального плана Санкт-Петербурга перенесли на осень 2023 года. Депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга на заседании в четверг приняли новый генеральный план города, рассчитанный до 2040 года, сообщил парламент. Ранее Мойка78 сообщала, что в Петербурге по новому Генплану планируется озеленить треть территорий.
Петербург-2040: депутаты окончательно утвердили новый генплан
В такой же логике видоизменилась бы и целевая схема развития метро — например, сократившись только до самых приоритетных и реалистичных до 2040-2050 годов одной или двух линий, выбор которых был бы сделан с учетом актуальных вызовов города. Сейчас, например, это могли бы быть Красносельско-Калининская линия и железнодорожный тоннель, связывающий Балтийское и Всеволожское направление железной дороги. Оба проекта обеспечили бы заметное улучшение транспортной доступности для уже застроенных территорий, внутригородских пространств, требующих преобразования, а также пригорода, уже имеющего доступ к транспортной инфраструктуре. Такой фокус снизил бы интерес застройщиков к "полям", что снизило бы темпы расползания города». Пять переправ через Неву Нева — один из главных брендов Петербурга, причина, по которой город появился именно здесь. Однако с точки зрения городской транспортной инфраструктуры река, тем более такая широкая, не только преимущество, но и причина многих сложностей. Она разделяет город на части, соединить который должны мосты и тоннели. Новый Геплан предполагает строительство сразу пяти переправ через главную реку города. Однако, как поясняют эксперты, в нем могло оказаться даже больше мостов, чем сейчас планируется. Илья Резников Главный инженер проектов Лаборатории градопланироваяния «Представленный общественности Генплан Петербурга, как мне кажется, наконец-то стал результатом договоренностей между всеми комитетами Правительства города, в том числе в части транспорта. В это сложно поверить, но все последние годы позиция Комитета по градостроительству и архитектуре отличалась от мнения Комитетов, непосредственно отвечающих за развитие транспортной отрасли — КРТИ и КТ.
Потому перечни мероприятий в отраслевых проектах, таких как Концепция развития транспортной системы Петербурга или Отраслевая схема развития метро, отличались от набора предложений Генплана. Сегодня эти разночтения наконец-то преодолены. Но именно поэтому в представленном документе для специалистов нет ничего или почти ничего нового, в том числе и в списке мостов и путепроводов, которые предлагается построить. Также нужно понимать, что невозможно рассматривать большие мосты в отрыве от магистралей, в створе которых они должны быть построены. Прошли те времена, когда через Неву строили Благовещенский или Большеохтинский мост, и каждый из них сам по себе был невероятным событием. Сегодня мост без равноценных подъездов — это затратная дорога в никуда. Новый Генплан суммарно предлагает создать 5 новых переходов через Неву: Ново-Адмиралтейский, Арсенальный и Большой Смоленский мосты в составе обычной улично-дорожной сети, мост в створе скоростной платной широтной магистрали Фаянсовая — Зольная , а также Орловский тоннель тоже вероятно платный. В принципе, все эти переправы необходимы, могут быть обеспечены подходами, хотя лично мое мнение, что все они принципиально должны быть бесплатными. Однако нужно отметить, что от двух из них уже отказывались: от тоннеля в связи с его запредельной стоимостью и от Ново-Адмиралтейского моста из-за связанных с ним проблем судоходства. Их сохранение в Генплане скорее правильно — нужно резервировать их створы, но ожидать их скорого строительства явно не стоит.
С грустью отмечаю, что из Генплана ушло еще 2 крупных переправы. Исчез тоннель между Наличной улицей и набережной Екатерингофки, который как раз мог бы заменить проблемный по многим причинам Ново-Адмиралтейский мост. Убрали также мост через Неву южнее Рыбацкого, который хорошо вписывался в южную широтную магистраль Волхонское шоссе — Усть-Славянка , позволяя продлить ее в Ленинградскую область через Новосаратовку до Мурманского шоссе. Кроме указанных больших мостов, Генплан предлагает строительство множества малых и средних мостовых переходов, а также путепроводов через железные дороги, значимость которых часто аналогична мостам. Говорить о них будет верно в контексте развития соответствующих магистралей. В этой логике Генплан даже сохранил определенное число предложений, ранее уже рождавших противодействие. Один из них — мост через Смоленку в створе продолжения набережной Макарова. Причина его сохранения как раз в необходимости достройки магистрали вдоль Малой Невы, которая уже преимущественно создана за исключением этого небольшого разрыва. Таким же образом должен появиться мост через Охту для создания дополнительного въезда в район Пороховые соединение Партизанской улицы с проспектом Ударников , мост через Ижору в контексте продление Усть-Ижорского шоссе, а также многие другие. Последнее, что важно указать.
Как показывает опыт, наличие в Генплане того или иного проекта не означает его скорого строительства. Здесь не стоит питать иллюзий — пока мы не видим реального ускорения строительства транспортной инфраструктуры в Петербурге.
Так, в нём прописано строительство 67 млн м2 жилья. Активная застройка ожидается в Пушкинском районе — судя по планам градостроителей, он должен стать главной точкой на карте жилищного строительства в ближайшие годы. Также существенные объёмы предусмотрены в Приморском и Московском районах. Власти подчёркивают, что вместе с жильём в генплане заложено также появление всей необходимой социальной инфраструктуры детские сады, школы, поликлиники и пр.
То есть речь идёт о сбалансированной застройке и во многом самодостаточных территориях, обеспеченных всем необходимым. Так, в документе предусмотрено строительство и реконструкция более 500 крупных объектов социальной инфраструктуры. Стоит отметить, что в документе отображаются только объекты регионального значения, а значит, по факту школ, садиков и прочей социалки может быть построено ещё больше. Читайте также: Александр Беглов: "Мы формируем новые очаги экономической активности" Реновация кварталов, застроенных в советское время, — одна из болезненных тем для Петербурга. Со стороны бизнеса и части жителей есть запрос на замещение хрущёвок и других домов первых массовых серий современным комфортным жильём, с другой стороны — значительная часть жителей не готова к переезду и опасается в результате преобразований получить на месте пятиэтажек "человейники" с высокой плотностью застройки, в которых не найдётся места непосредственно для жителей снесённых домов. Оказаться в многоэтажках в Мурино, Шушарах или Колпино у жителей близкого к центру Московского района, малоэтажных кварталов Приморского и т.
Причем не только в офисных и торговых объектах, но и в высокодохоных технологичных предприятиях. Это позволит снизить уровень маятниковой миграции в городе», - заключил он. Напомним, ранее вице-губернатор Петербурга Евгений Елин рассказал подробности мероприятий Недели городских изменений, которая пройдет в Петербурге с 17 по 20 апреля.
В том числе, на них обсудят редевелопмент городских территорий.
Комплекс мясокомбината был построен в стиле конструктивизма в 1931—1933 годах по проектам архитекторов Ноя Троцкого, Розалии Зеликман и Бориса Светлицкого. Еще одна промышленная площадка в Московском районе частично переведена под жилье. Полтора десятка собственников просили перевести участки под жилье. Комиссия согласилась изменить функционал только половины квартала участки вдоль пр. Юрия Гагарина. Кроме того, Смольный дал добро на перевод около 20 га территории бывшего ДСК-3 на Автовской улице в Кировском районе в общественно-деловую зону. Здесь «Группа ЛСР» может построить около 200 тыс. Коммерческий интерес Комиссия удовлетворила ряд предложений по переводу участков «под коммерцию». Так, по заявке комитета по инвестициям в деловой и транспортной зонах окажутся более 20 га рядом с «Лахта-центром» и яхт-клубом «Геркулес».
Компания владеет почти 12 га в Центральном районе, где расположено большое хозяйство ТЭЦ. С переходом на газ освободился значительный объем площадей, которые собственник хочет использовать более рачительно. Часть наделов он просил перевести в общественно-деловую зону, с включением жилья и инженерной инфраструктуры «Д» и «И1». Комиссия согласилась, но с нюансами. Чиновники также согласовали заявку на изменение функциональной зоны на площади Растрелли, где планируется строительство колокольни-доминанты Смольного собора. Комиссия по подготовке изменений в Генплан вроде бы определилась со статусом Тучкова буяна на пр. Добролюбова, но судьба этой территории по-прежнему довольно туманна. Так, судя по представленным картам, на одном кадастровом участке предусмотрены две функциональные зоны: деловая и рекреационная. Что появится в «рекреационной» части Судебного квартала, где уже залита бетонная плита, — неизвестно. Впрочем, о составе «деловых» объектов тоже можно лишь гадать.
Сомнений не вызывает разве что театр Бориса Эйфмана. Мнения экспертов: «Количество вносимых в Генплан поправок столь велико, что фактически мы видим новый документ. Основных изменений несколько. Во-первых, существенное изменение структуры положения о территориальном планировании. В действующей редакции Генплана оно содержит цели и задачи территориального планирования, то есть некие абстрактные категории, и общий перечень мероприятий без какой-либо конкретики. В проекте значительно до двух разделов сокращена текстовая часть положения: это общие положения и параметры функциональных зон со сведениями о планируемых для размещения в них объектах с определенным перечнем таких объектов. Во-вторых, проектом изменено количество функциональных зон: добавлены зона смешанной и общественно-деловой застройки и зона режимных территорий. В-третьих, сейчас Генплан определяет назначение функциональных зон по видам для жилых, общественно-деловых и пр. Проект же предусматривает функциональное назначение для каждой функциональной подзоны для зоны застройки ИЖС, зоны застройки МКД и пр. Они станут приложениями к Генплану.
Однако этот Генплан стал самым долгожданным — в прямом смысле слова. Что точно не отнять у финального документа, так это амбиций. Хотя специалисты указывают на некоторые несоответствия, например, в прогнозах относительно численности населения. Однако лучше иметь какой-то Генплан, чем не иметь его вовсе.
Беглов назвал новый Генплан Петербурга одним из главных достижений 2023 года
Сегодня в России так планировать не умеют, никто не знает, что будет завтра. Хочется верить, что в какой-то момент деньги закончатся, проект устареет, и в прекрасной России будущего хорошие проектировщики и заказчики переосмыслят проект в части промежуточных вокзалов и станций в Петербурге». Леонид Алексеев Дизайнер, основатель марки House of Leo: «Если сложить все время, которое я провел в поезде Петербург — Москва, выйдет целый год. Если бы удалось сократить время в пути в два раза, у меня бы появилось очень много свободного времени на отдых, прогулки и творчество».
В частности рельсы должны появиться на Большом проспекте Петроградской стороны. Новые ветки должны прийти в Пулково и город-спутник Южный, в Юнтолово и Всеволожск. Впрочем, эксперты предупреждают: планы будут неизбежно корректироваться — и это не единственная проблема.
Линия вдоль Южной широтной магистрали от Южного кладбища до промзоны Шушары в обозримой перспективе вряд ли появится. Сомнения вызывает и линия в Новую Охту. Но все это, по сути, нужно для формального обоснования возможности развития территорий, пока лишь на уровне распределения пространства.
Если они действительно будут развиваться, как запланировано, это уже и потянет за собой инфраструктуру. Но опыт показывает, что дальние планы неизбежно корректируются. Они служат лишь ориентиром.
Из того, что, на мой взгляд, следовало бы добавить — это восстановление линии через Благовещенский мост, через площадь Восстания — это достаточно очевидно. Но есть еще, например, разрыв сети трамвайных линий около станции Старая Деревня — на него почему-то упорно не обращают внимания. Кроме того, в спальных районах много где еще в 70-80-е годы были заложены коридоры под развитие трамвайных линий, но они там до сих пор не появились и даже не планируются, что очень странно.
Ярким примером является проспект Королева. Широкая разделительная полоса там не просто так. Но кое-где старые планы все-таки планируется реализовать — это продление линий по проспекту Авиаконструкторов, Маршала Казакова.
Обидно, что развитие трамвая так сильно отстает от развития территорий, да еще и сильно пострадала от погрома 2000-х в центральной части. Но и там есть кое-какие интересные планы. На примере трамвая Чижик мы увидели, как современный трамвай может преобразить город.
Превратить депрессивный «спальник» во вполне живой район. Правильно организованный трамвай — это надежный, производительный, комфортный, бесшумный да-да! Но пока основная масса линий выглядит как 50 лет назад и остро нуждается в модернизации.
В городе очень долго не строились новые трамвайные линии, а то, что было построено в последнее время — мало кто заметил. Наиболее близка к реализации сейчас, пожалуй, новая линия в составе моста в створе Большого Смоленского проспекта. Но проблема в том, что проектировщики не смогла придумать, как ее соединить с трамвайной линией на проспекте Обуховской Обороны.
Она будет обрываться тупиком на подходах к мосту. Подобная задача еще в 90-е годы успешно решалась на съезде с Володарского моста, например. А тут какой-то кризис идей.
Трамвай все еще рассматривается проектировщиками как некая обуза, а не как основа транспортной системы. Автомобиль для них имеет более высокий приоритет.
Представляет собой крупный заказник, который готов принять путешественников даже с детьми. На территории есть озера, оборудованные тропинки для прогулок и цивилизация. Поход в лес в Ленобласти запомнится туристам на всю жизнь. Они смогут ознакомиться с удивительной северной природой.
Она совсем не такая, как в Петербурге и даже ближайших к мегаполису населенных пунктах. На территории леса в Ленобласти есть экологическая тропа. На ней можно сделать несколько ярких снимков и запечатлеть момент. Во время похода в лес можно добраться до старой гидроэлектростанции, построенной финнами. Однако рекомендуется брать с собой кроссовки. Ведь придется часто ходить то вниз, то вверх.
Фото: сделано в Шедевруме Охта-парк Лес в Ленобласти тоже довольно живописный. На его территории есть несколько самодельных современных скульптур, тропинки для прогулок с детьми и ряд аттракционов. Место, куда пойти в поход, обладает живописным ароматом хвойных деревьев. Погуляв по нему, можно подышать свежим воздухом и насладиться удивительной природой. Подробно о том, где собирать грибы в Петербурге и Ленобласти, мы писали в статье. Также путешественникам важно проявлять бдительность из-за опасности нападения клещей.
Комитет требует восстановить незаконно демонтированные трубу и часть металлических конструкций теплоэлектроцентрали, а также другие охраняемые здания. Один из девевелоперов подал встречный иск. Одно из последних решений суда — признать памятником теплоцентраль литера ВМ и снять с охраны главный производственный корпус литера АЕ , а также здания под литерами АЖ, АИ.
В споре активно участвуют и градозащитники. Комплекс мясокомбината был построен в стиле конструктивизма в 1931—1933 годах по проектам архитекторов Ноя Троцкого, Розалии Зеликман и Бориса Светлицкого. Еще одна промышленная площадка в Московском районе частично переведена под жилье.
Полтора десятка собственников просили перевести участки под жилье. Комиссия согласилась изменить функционал только половины квартала участки вдоль пр. Юрия Гагарина.
Кроме того, Смольный дал добро на перевод около 20 га территории бывшего ДСК-3 на Автовской улице в Кировском районе в общественно-деловую зону. Здесь «Группа ЛСР» может построить около 200 тыс. Коммерческий интерес Комиссия удовлетворила ряд предложений по переводу участков «под коммерцию».
Так, по заявке комитета по инвестициям в деловой и транспортной зонах окажутся более 20 га рядом с «Лахта-центром» и яхт-клубом «Геркулес». Компания владеет почти 12 га в Центральном районе, где расположено большое хозяйство ТЭЦ. С переходом на газ освободился значительный объем площадей, которые собственник хочет использовать более рачительно.
Часть наделов он просил перевести в общественно-деловую зону, с включением жилья и инженерной инфраструктуры «Д» и «И1». Комиссия согласилась, но с нюансами. Чиновники также согласовали заявку на изменение функциональной зоны на площади Растрелли, где планируется строительство колокольни-доминанты Смольного собора.
Комиссия по подготовке изменений в Генплан вроде бы определилась со статусом Тучкова буяна на пр. Добролюбова, но судьба этой территории по-прежнему довольно туманна. Так, судя по представленным картам, на одном кадастровом участке предусмотрены две функциональные зоны: деловая и рекреационная.
Что появится в «рекреационной» части Судебного квартала, где уже залита бетонная плита, — неизвестно. Впрочем, о составе «деловых» объектов тоже можно лишь гадать. Сомнений не вызывает разве что театр Бориса Эйфмана.
Мнения экспертов: «Количество вносимых в Генплан поправок столь велико, что фактически мы видим новый документ. Основных изменений несколько. Во-первых, существенное изменение структуры положения о территориальном планировании.
В действующей редакции Генплана оно содержит цели и задачи территориального планирования, то есть некие абстрактные категории, и общий перечень мероприятий без какой-либо конкретики. В проекте значительно до двух разделов сокращена текстовая часть положения: это общие положения и параметры функциональных зон со сведениями о планируемых для размещения в них объектах с определенным перечнем таких объектов. Во-вторых, проектом изменено количество функциональных зон: добавлены зона смешанной и общественно-деловой застройки и зона режимных территорий.
В-третьих, сейчас Генплан определяет назначение функциональных зон по видам для жилых, общественно-деловых и пр. Проект же предусматривает функциональное назначение для каждой функциональной подзоны для зоны застройки ИЖС, зоны застройки МКД и пр. Они станут приложениями к Генплану.
Открыв опцию "Генеральный план Санкт-Петербурга 2023", можно изучать отдельные слои — приложения. Есть возможность ознакомиться с функциональными зонами и планировочной структурой города, а также найти объекты культурного наследия и утвержденные объекты образования, здравоохранения и спорта, посмотреть те или иные дороги, транспортные развязки, станции метро, железнодорожные пути и проч. Нажав на значок нужного объекта на карте, можно получить дополнительную информацию о нем ниже для примера — информация о железных дорогах. Численность населения Петербурга, по градостроительным прогнозам, вырастет к 2040 году до 6,5 млн человек.
89 станций метро, пять мостов и два намыва: что наобещали горожанам власти Петербурга
Действующий на данный момент Генеральный план Санкт-Петербурга был подготовлен и утвержден в 2005 году. Новый Генплан Петербурга предусматривает сохранение и развитие промышленности. Генеральный план Санкт-Петербурга — документ, определяющий будущее развитие города Санкт-Петербурга.
Проект нового Генплана Петербурга опубликован для горожан на неделю
Площадь производственных зон в Петербурге в новом Генплане увеличивается на 630 гектаров. Новый генеральный план предусматривает сразу пять мостов через Неву, включая Большой Смоленский, Ново-Адмиралтейский, Арсенальный и переправу строящейся Широтной магистрали. Добавим, в новый Генплан Санкт-Петербурга вошел целый ряд дорожно-транспортных объектов, в том числе новые мосты, путепроводы, развязки и скоростные магистрали.
Реновация, метро, дороги и заводы: как новый генплан изменит облик Петербурга
Согласно плану, к 2040 году будет построено 128 новых объектов образования и 64 объекта здравоохранения. Разработчики Генплана также уделили внимание созданию новых общественных пространств и развитию «лесопаркового зеленого пояса» вокруг границ Петербурга. Важно отметить, что эти меры будут осуществляться в тесном сотрудничестве с Ленинградской областью и в других сферах, таких как транспорт и обращение с бытовыми отходами. Существенное увеличение территории зеленых насаждений общего пользования предусмотрено в другом законопроекте, который также будет на следующем заседании ЗакСа. Законопроект подготовлен после трехлетней инвентаризации городских зеленых зон. Было проведено более 6 тысяч обследований, над результатами которых работали рабочие группы, в состав которых вошли петербургские депутаты.
Краткое изложение результатов заняло 125 страниц. Законопроект затрагивает все районы города.
Уже есть контракт на проектно-изыскательские работы по четырем станциям в Красносельском районе — от «Юго-Западной» до «Сосновой Поляны». Эти станции ждут жители Красносельского района», — добавил Линченко. Чтобы линия метро из Красносельского района не заканчивалась на «Путиловской», пересадочной с «Кировским заводом», город синхронизирует строительство до «Каретной», которая станет пересадочной с «Обводным каналом». В начале декабря щит для ветки в сторону Обводного канала тестово запустят, как анонсировал Линченко. Кроме метро, Генплан предусматривает строительство 243,2 километра трамвайных линий в городе, пяти переправ через Неву — это Арсенальный мост, в створе Широтной магистрали, Большого Смоленского проспекта, Ново-Адмиралтейский мост и Орловский тоннель. Жилищный вопрос До 2040 года в Петербурге планируется построить 67 миллионов квадратных метров жилья.
Кроме того, необходимо создание на этих землях рабочих мест. Причем не только в офисных и торговых объектах, но и в высокодохоных технологичных предприятиях. Это позволит снизить уровень маятниковой миграции в городе», - заключил он. Напомним, ранее вице-губернатор Петербурга Евгений Елин рассказал подробности мероприятий Недели городских изменений, которая пройдет в Петербурге с 17 по 20 апреля.
В план вошло увеличение в Петербурге общей длины трамвайных путей до 417,9 км и метрополитена до 340,1 км. Также планируется возвести пять переправ через Неву.
ЗакС Петербурга рассмотрит новый Генплан Северной столицы без «серого пояса»
Планы и люди: куда приведет Петербург новый Генплан | Генеральный план Санкт-Петербурга. Генплан СПб 2025 2024, в редакции от 21.12.2023 г. Карта функциональных зон Санкт-Петербурга. |
ЗакС в первом чтении одобрил новый Генплан Петербурга | Власти Петербурга разработали новый Генплан. Он рассчитан на двадцать лет бурного развития города. |
Петербург примет новый генплан до конца года
Существующая административная граница Санкт-Петербурга. По словам губернатора Александра Беглова, новый Генплан дает четкий образ сбалансированного и гармоничного города, а также содержит несколько принципиально новых моментов. Новый Генеральный план, по которому Петербург будет развиваться в ближайшие десятилетия, принят во втором чтении. В Петербурге продолжается работа над новым Генпланом.
Парламент Петербурга рассмотрит законопроект о новом Генплане города
Существующая административная граница Санкт-Петербурга. Законодательство Санкт-Петербурга. Вы все знаете, что Санкт-Петербург отличается тем, что он в принципе с момента основания развивался по генеральному плану. Проект нового Генерального плана Санкт-Петербурга обсудили в прямом эфире «Открытой студии» на телеканале «78». Проект Генерального плана Санкт‑Петербурга одобрен на заседании Правительства.