Студенты ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова» показали высокие результаты в отборочном этапе открытого конкурса «Кубок фиджитал спорттех инноваций 2024». 23 апреля 2023 года в Национальном исследовательском университете ИТМО (г. Санкт-Петербург) состоялась 9-ая Математическая олимпиада университетов северных стран (9th North Countries Universities Mathematical Competition). Университет ИТМО приглашает обучающихся 3-7 классов принять участие в открытой Санкт-Петербургской олимпиаде по программированию. Опубликована первая информация о XVII Открытой олимпиаде школьников по программированию.
Новости Открытой олимпиады школьников
Дата и время очной регистрации: 15 марта 2020 г. Дата и время проведения очного тура: 15 марта 2020 г. Томск, пр. Ленина 30, главный корпус ТПУ, аудитория 234. Длительность олимпиады по информатике 180 минут.
Когда я приехал в ИТМО на финал НТО, мне очень понравилось, как здесь устроены пространства — новые, современные коворкинги, красивая «Нестоловая» с настольным теннисом и бильярдом и возможностью заказать еду через кассу самообслуживания. Это было похоже на университет будущего. Раньше в моей жизни не было ничего подобного, поэтому с каждым разом я удивлялся еще больше: «Здесь и это есть? ИТМО запал мне в душу, и моя жизнь начала постепенно перетекать из хутора в университет. Чем хочет заниматься в ИТМО. Поэтому я планирую поступать в университет на «Системное и прикладное программное обеспечение». Я бы не хотел сильно углубляться в математику или дальше участвовать в олимпиадном движении. Наоборот, мне по душе более прикладная продуктовая разработка. Сейчас я работаю над проектами, связанными с криптовалютой, а один из моих проектов — Telegram-бот, который дает доступ в группы, если у пользователя есть NFT из нужной коллекции.
Павел Жучков: Я — Павел Жучков. Она в посёлке Товарково в Калужской области, достаточно сельская местность. И: Ты — финалист Олимпиады по искусственному интеллекту. Расскажи, пожалуйста, как ты обучался и как ты получил знания, которые тебе помогли в Олимпиаде? Павел Жучков: Обучался я самостоятельно, читал какие-то статьи, что-то пытался найти. Организованности в этом обучении не было. И: У тебя есть наставник? И: Расскажи, почему именно ML? Павел Жучков: Потому что мне как-то раз предложили в прошлом году поучаствовать во Всероссийской Олимпиаде по искусственному интеллекту, и я решил попробовать. И: Есть у тебя какие-то собственные проекты? Павел Жучков: По искусственному интеллекту нет. По программированию пытаюсь делать хоть что-то на досуге, пока тоже ничего особенного нет. И: Какие задания Олимпиады у тебя вызвали наибольший интерес? Павел Жучков: Мне понравилось задание с факторизацией. Это очень прикольный трюк. И: Какие эмоции ты испытываешь от участия в Олимпиаде? Павел Жучков: Есть в этом какой-то такой кайф, если решение на каких-то уже последних минутах зашло. Правда, если не зашло, то там уже всё печально, но ладно. И: Важным этапом любой задачи является EDA. Что получилось узнать полезного в рамках решения обеих задач при анализе? Что помогло улучшить качество решения? Павел Жучков: Я в первой задаче данные особо не анализировал. Поэтому про то, что там повторяются данные в тесте и трейне, не узнал. Во второй задаче я понял, что T — это время. По-моему, об этом сказали позже. Хотя, может, сразу не увидел. Потом я выкидывал несколько раз N, потому что, по-моему, оно было одинаковое. И: Задача на предсказание клипа включала в себя анонимизированные данные без описания. Как в таком случае вы подходили к анализу признаков? Как и какие зависимости изучали? Может, как-то оценивали важность признаков или использовали сразу всё, как есть? Павел Жучков: В основном использовал всё, как есть: посмотрел на среднее, минимум, максимум. Собственно, из времени вычитал минимальное время, потому что оно там, видимо, юниксовское, так как начинается с 13 миллиардов. Несколько раз выкидывал N, потому что оно было одинаковое. Также думал выкидывать групповые категориальные признаки, потому что с ними очень трудно работать. Но в итоге не выкинул. И: Делали ли какие-то дополнительные признаки? Павел Жучков: GC-шки, я их хэшировал, потому что иначе они просто не помещаются в память. И: Что бы ты пожелал будущим участникам Олимпиады? Павел Жучков: Я бы пожелал им упорства, удачи и стараний. Вячеслав Чертан: Меня зовут Чертан Вячеслав, я из города Кемерово, учусь в 11 классе городского классического лицея. Расскажи, пожалуйста, как ты проходил обучение и каким образом получил те знания, которые тебе помогли в Олимпиаде? Вячеслав Чертан: Искусственным интеллектом я занимаюсь как сам, так и в центре дополнительного образования в нашем городе. Олимпиадным программированием и математикой занимаюсь, можно сказать, полностью самостоятельно, ездил на смены в "Сириус". Олимпиада на отборочном этапе делилась на несколько частей. Это были задачи на олимпиадное программирование, на математику и на сам искусственный интеллект. И: Есть ли у тебя какие-то собственные проекты? Вячеслав Чертан: Есть у меня проект — телемедицинский сервис для помощи в реабилитации после поражения лицевого нерва. Есть такие заболевания, которые приводят к тому, что часть лицевых мышц отказывается работать. Это может произойти от обморожения и несколько других болезней. Чтобы восстановить мышцы, нужно периодически выполнять мимические упражнения, делать это правильно. Как происходит контроль сейчас? Пациент приходит к врачу, врач у него лично принимает то, как пациент делает упражнения. В дополнение ещё может быть система, в которой человек выполняет перед зеркалом сам или записывает на камеру телефона и отправляет врачу. Это не сильно удобно, потому что врач должен отсматривать упражнения пациента либо вживую, либо на записи, тратя своё время. Я разработал систему, которая на основе искусственного интеллекта определяет правильность выполнения мимических упражнений. Благодаря нескольким мифотекам, которые переводят изображение, определяют точки лица, по точкам лица строят отрезки и определяется правильность выполнения упражнения. И: Скажи, пожалуйста, какие задания Олимпиады у тебя вызвали наибольший интерес? Вячеслав Чертан: С заданиями по математике и программированию я справился, в принципе, легко. Самыми интересными как раз были задачи на машинное обучение — особенно всё, что связано с текстом. Я узнал, что в CatBoost можно использовать один дополнительный параметр, чтобы всё это работало легко и просто. И: Важным этапом любой задачи является предварительное исследование датасета. Что в рамках решения обеих задач полезного получилось узнать при анализе? Вячеслав Чертан: Во второй задаче занимательным было то, что можно было обучить обычный классификатор через CatBoost, и он будет достаточно хорошо работать, а также то, что данные были немного повреждены и это нужно было заметить и устранить, чтобы балл стал выше. И: Что поспособствовало улучшению качества решения? Вячеслав Чертан: Как уже говорил, убрав последний элемент и приплюсовав к индексам всех остальных по единичке, я получил качество модели лучше на 3 сотых. Без этого я был бы наверно на середине трейнинга, а здесь я оказался на одной четверти. И: Задача на предсказание клика включала в себя анонимные данные без описания. Как в таком случае ты подходил к анализу признаков? Вячеслав Чертан: Вообще — не знаю, сразу или нет, вроде бы через какое-то время — в задаче появилось описание того, что означает каждая колонка хотя бы примерно. Например, было написано, что буква алфавита обозначает какие-то категориальные признаки один и два, счетчики С1, С2, С3 — набор категориальных признаков. Я просто в катбусте прописал, что есть что, и это начало хорошо работать. По крайней мере лучше, чем было до. В целом не составляет труда понять, какие признаки являются чем, проведя небольшой анализ в своём ноутбуке. И: Как и какие зависимости изучал? Вячеслав Чертан: Вообще на изучение зависимостей не так много времени ушло. Я почти сразу начал писать модельки. Во второй задаче что-то пошло не так сначала. Моделька выдавала на трейне и на валидации хороший результат, а на тесте приписывала всем класс того, что человек кликнет. Это было, естественно, как-то очень странно. И: Оценивал важность признаков или использовал всё как есть? Вячеслав Чертан: Не было на это времени. Когда я написал хорошее решение, у меня оставалось минут 30, чтобы дошлифовать.
Российский совет олимпиад школьников на заседании 27 апреля выявил победителей и призеров, прошедших олимпиад. За пояснениями ГлавСправ обратился к ректору ИТМО, профессору Владимиру Николаевичу Васильеву, доктору технических наук, вице-президенту Российского союза ректоров, председателю Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, научному руководителю сети RUNNet, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, дважды лауреату премии Президента России, дважды лауреату премии Правительства Российской Федерации, члену-корреспонденту Российской академии образования. Предположим, олимпиада проводилась по хоровому дирижированию, ясно, что это отвечает школьному предмету «искусство». Или, скажем, проводилась олимпиада по нанотехнологии. Нанотехнологии в школе нет, но в зависимости от того, что предполагалось, призеры олимпиады по нанотехнологии могут претендовать на высший балл по общеобразовательным предметам: биология, физика, математика или химия. Есть олимпиады, которые проводились по конкретным предметам, например, математике. Естественно, им соответствует предмет «математика». Это соответствие крайне важно, оно во многом и определяет профильность. Многие вузы будут зачислять без конкурса победителей и призеров олимпиад лауреатов. Большинство из них уже определены, 27 апреля был подготовлен проект, и думаю, в начале мая он будет подписан. От уровня олимпиады зависит, в какие из престижных вузов страны смогут поступить лауреаты. Некоторые крупные столичные вузы принимают только победителей Всероссийской олимпиады или олимпиад, которым присвоен 1 уровень — прим. На данный момент известны предварительные данные по некоторым петербургским олимпиадам: Олимпиада школьников по биологии РГПУ им. Герцена — 2 уровень; Междисциплинарная олимпиада школьников по обществознанию в рамках конкурса творческих работ старшеклассников Гуманитарного университета профсоюзов «Идеи Д. Лихачёва и современность» — 3 уровень; Открытая интернет-олимпиада школьников по математике ИТМО — 2 уровень; Открытая олимпиада школьников по информатике «Информационные технологии» ИТМО — 1 уровень; Региональная межпредметная олимпиада школьников по экономике СПбГУЭФ ФИНЭК — 2 уровень; Региональная олимпиада школьников Комитета по науке и высшей школе на базе вузов Санкт-Петербурга для профессионально-ориентированной молодежи: география, иностранные языки, физика — 3 уровень, литература — 2 уровень.
Школьники из Ленобласти – в числе победителей и призеров Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям
В финале Открытой олимпиады по программированию школьники из Москвы получили 48 дипломов | Расписание открытой олимпиаде школьников университета ИТМО по математике и информатике 2021-2022 учебного года. |
Интернет-олимпиада школьников по физике - домашняя страница | Открытая олимпиада школьников (ИТМО). Олимпиада проводится по предмету — математика. Олимпиада проводится в два этапа: отборочный и заключительный тур. |
Победы студентов НИЯУ МИФИ на X Международной математической олимпиаде университетов северных стран | Опубликованы график проведения XVIII Открытой олимпиады школьников по программированию и правила отбора на заключительный этап. |
ИТМО «Открытая олимпиада школьников» для 5-11 кл | ! Регистрация будет открыта с 17.10.2023 по 28.10.2023. Логин и пароль для входа в систему Dispace будет отправлен на электронную почту каждому участнику после регистрации. |
Школьники из Ленобласти – в числе победителей и призеров Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям | Финальный этап олимпиады начался с торжественной церемонии открытия, которая состоялась в Белом зале Главного корпуса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. |
В Петербурге объявили победителей олимпиады для школьников «Умножая таланты»
XVIII Открытая олимпиада по программированию. 11 мар в 17:30. Пожаловаться. Размещены предварительные результаты Открытой олимпиады ИТМО по информатике. Открытая олимпиада школьников «Информационные технологии» от ИТМО довольно простая, но тоже имеет первый уровень и по ней можно поступить. И интеллектуальный турнир для школьников «Умножая таланты» одна из важных составляющих этого процесса. Данная олимпиада с 2009 года входит в перечень олимпиад школьников на 2021/22 учебный год под номером 66 и имеет I уровень.
Открытая Олимпиада для школьников по истории и иностранным языкам
Расписание открытой олимпиаде школьников университета ИТМО по математике и информатике 2021-2022 учебного года. Сегодня подвели итоги открытой олимпиады ИТМО и «ВКонтакте». Основной твич-канал организаторов «Открытой олимпиады школьников» по информатике и математике Санкт-Петербург, Университет ИТМО, факультет информационных технологий и программирования. Разборы в ноябре-декабре, январе и феврале. Университет ИТМО проводит открытую олимпиаду школьников по физике! высшего образования «Национальный исследовательский университет ИТМО» (Университет ИТМО) приглашает учеников старших классов, оканчивающих обучение в 2023 или 2024 годах, принять участие в ежегодной международной "Открытой олимпиаде школьников". Открытая олимпиада школьников по физике имеет в Перечне РСОШ третий уровень.
В финале Открытой олимпиады по программированию школьники из Москвы получили 48 дипломов
Г: Интересоваться всем в направлении искусственного интеллекта. Гуглить, если чего-то не знаешь, найти ответ, какие-то наиболее частые решения таких задач. Игорь Дышлевский: Меня зовут Дышлевский Игорь, я учусь в 11 классе физико-математической школы в Тюмени, мне 17 лет. И: Расскажи, пожалуйста, о своей подготовке к олимпиаде. Игорь Дышлевский: Началась она с подготовки к основному этапу, некоторым задачам, заключительному этапу. К нему в основном готовился по вебинарам. Я понял темы задач, методы, которые нам предлагают организаторы, поэтому я сам смог посмотреть другие способы решения подобных задач. И: Ты готовился в школе? Может еще какие-то курсы были или в школе дополнительные занятия?
Игорь Дышлевский: У меня в школе дополнительных занятий не было, курсов тоже, то есть самостоятельный поиск. И: Ты сейчас уже участвуешь в каких-нибудь проектах? Игорь Дышлевский: "Большой вызов" от Сириуса, Сочи. И: И есть ли у тебя какие-то идеи на будущие проекты? Игорь Дышлевский: Есть идеи улучшения тех проектов, которые уже есть. Идей будущих проектов тоже много. Одна из них — это совмещение некоторого количества моделей, больших моделей для создания ансамблей с моделями машинного обучения для решения более сложных задач. Добавление жёсткого интерфейса.
Игорь Дышлевский: Наибольший интерес вызвали задачи по машинному обучению, которые были на основном этапе. Но больше машинного обучения душу греет из всех этих задач. И: Можешь ли выделить очень сложное или, наоборот, лёгкое задание? Игорь Дышлевский: Самое сложное — это задачи не по машинному обучению. Самые лёгкие задачи — по машинному обучению. Игорь Дышлевский: Задачи по машинному обучению были достаточно интересные. Задача на рекомендательную систему в основном этапе заставила сесть и всё-таки написать эту систему, что получилось не так быстро. Но всё же задача из финального этапа — самая интересная.
Что в рамках решения обеих задач полезного получилось узнать при анализе, что поспособствовало улучшению качества решения? Игорь Дышлевский: Допустим, для задач в первый день у нас было распределение по классам в системе, куда мы заливали решения. Оно было одно, они были равномерные. Распределение в тренировочных данных было с ужасным перекосом от одного класса. Из-за этого при обучении я добавлял коэффициент, обратный проценту. Те классы, которых было меньше, имели большее значение, потому что на тестировочных данных их будет ровно столько же, как остальных. Из-за этого их надо учитывать сильнее, чем остальные, за один элемент. Как и какие зависимости изучал?
Может, как-то оценивал важность признаков или использовал сразу всё, как есть? Игорь Дышлевский: Вначале смотрел, какие признаки можно удалить, какие признаки я точно не буду обрабатывать из-за того, что это может занять все 6 часов, которые у нас были. Соответственно, убрал 4 признака такими способом. Дальше смотрел на то, какие признаки к какому типу относятся. То есть, категориальные и некатегориальные. По этому поводу уже обрабатывались данные и подавались в разные модели. И: Помимо решения задачи как таковой ты всё же участвовал в соревновании. Применял какие-либо действия, чтобы оптимизировать метрику качества не с точки зрения хорошо решённой задачи, а с позиции "взлома" метрики качества?
Игорь Дышлевский: С позиции взлома — нет. Но это как посмотреть. Я загружал таблицы с одинаковыми классами, чтобы понять, какое там распределение. Получилось узнать, что оно абсолютно равномерно. Как раз из-за этого был добавлен коэффициент. Затем распределение помогло понять, в окрестностях каких значений модель должна выдавать результаты, и так уже помогать отбирать модели. Попытки атаковать умышленно не было, но эти данные использовались для будущих моделей. Игорь Дышлевский: Успехов и удачи на олимпиаде.
Также очень полезны для олимпиады вебинары. Чтобы решать задачи следующего этапа, очень полезно посмотреть предыдущий вебинар, который записывался для участия в этапе. И: Ты — финалист олимпиады по искусственному интеллекту. Расскажи, пожалуйста, как проходила твоя подготовка и как ты получил те знания, которые тебе помогли на Олимпиаде? Никита Таушканов: Машинным обучением я начал заниматься не так давно, где-то полгода назад. Занимался самостоятельно по свободным источникам в интернете. Это курсы, книги и прочее. В общем, вот и вся подготовка.
И: Ты занимался на каких-то курсах? Никита Таушканов: По большей части это курсы на Stepik — такая образовательная платформа. Книги тоже очень много мне дали в плане знаний. И: Расскажи, почему именно машинное обучение? Никита Таушканов: Во-первых, мне кажется, за этим будущее. Во-вторых, мне просто понравилось, я попробовал — интересно, почему нет. Эта область совмещает в себе математику и программирование. И то и то мне нравится.
И: Какие задания Олимпиады вызвали у тебя наибольший интерес? Никита Таушканов: По машинному обучению. Особенно понравилась задача про рекомендательную систему. И: Важным этапом любой задачи являлось предварительное исследование датасета. Никита Таушканов: На самом деле только за счёт этого я, наверное, и попал на 9-е место. То есть в первой задаче я просто нашёл удачные закономерности и набрал много баллов. А во второй провёл исследование, и в результате получилось много чего полезного оттуда достать. И: Было что-то, что поспособствовало улучшению качества решения?
Никита Таушканов: Не знаю, не могу ответить. Никита Таушканов: Было очень сложно. Я первый час вообще не понимал, что где находится. Конечно, хотелось бы, чтобы сообщали хотя бы, что данные анонимные. И какие именно данные в какой колонке хранятся именно по типам? То есть тип — время, категории или числовые значения. И: Может, как-то оценивал важность признаков или использовал всё сразу, как есть? Никита Таушканов: Я не разобрался с категориальными данными.
Там получились три колонки со списками значений. Что они означали, я не знал, и как их обработать, чтобы достать оттуда что-то полезное, тоже.
Отдельные фотографии листов не принимаются, принимается только pdf-файл. Информация о проверке работ, правильных ответах и первичных набранных баллах будет опубликована на следующей неделе.
Многие ребята, победившие в очном туре, отметили, что в качестве подготовки прорешивали пробные задания. В этом году у участников появилась дополнительная возможность подготовиться — теперь в группе есть не только демо-версии, но и разборы с ответами заданий очного тура прошлого года. Еще один плюс этой олимпиады в том, что к ней можно готовиться и по обычным сборникам задач для ЕГЭ то есть, не отвлекаясь от учебного процесса — поэтому некоторые победители прошлого года делали упор именно на них: Готовился в основном по материалам, которые были выложены в официальной группе олимпиады, одновременно с этим готовился к ЕГЭ, что мне также помогло. Однако победители олимпиады-2017 рекомендуют использовать эту возможность не только выпускникам олимпиада «ИТМО ВКонтакте» рассчитана на школьников с 7—11 классов — это позволит разобраться в технике проведения конкурса и приобрести опыт участия в соревнованиях: Начинать готовиться [к поступлению] нужно еще в средней школе, когда понравился какой-нибудь предмет, чтобы ЕГЭ стало просто неприятной формальностью, а не страшной неожиданностью. Готовиться поступить, например, в ИТМО в 11 классе — это уже поздно, времени катастрофически мало для этого.
Чем раньше начинаешь участвовать в олимпиадах, тем больше шанс выиграть и быть готовым ко всем неожиданностям, которые могут возникать каждый год. Из них 33 человека воспользовались дополнительными баллами и в итоге стали студентами Университета ИТМО. На текущий момент для участия в олимпиаде уже зарегистрировались более 3500 человек — поэтому велика вероятность, что в этом году еще больше абитуриентов получит возможность увеличить сумму баллов при поступлении в Университет ИТМО. На ЕГЭ я получил в сумме по трем предметам 256 баллов. Но по факту они не были решающими при поступлении в университет, поскольку я поступал без вступительных испытаний. Хотя было приятно находиться в рейтинге абитуриентов выше, чем те, у кого баллов за ИД [было] меньше.
И я уверена, что нынешние финалисты обязательно станут студентами ведущих университетов, а затем построят успешные карьеры в IТ-индустрии», — сказала главный тренер сборной Москвы по информатике на Всероссийской олимпиаде школьников Елена Андреева. По сложности задач и уровню требуемых от участников знаний она не уступает заключительному этапу Всероссийской олимпиады по информатике. Организуют олимпиаду столичный департамент образования и науки, Московский физико-технический институт и Центр педагогического мастерства при поддержке компании 1С.
Открытая олимпиада школьников (олимпиада ИТМО)
Для этого нужно вступить в официальное сообщество олимпиады «ИТМО ВКонтакте» и ввести регистрационные данные в специальном приложении. Затем дождаться публикации заданий и приступать к их выполнению. Десять иногородних участников, показавших лучшие результаты на отборочном этапе, будут награждены поездкой в Санкт-Петербург.
Олимпиада входит в Перечень Минобрнауки России. Призовые места в олимпиаде дают право на льготы при поступлении в вузы. ФОТО: unsplash.
Всем удачи!
Тренировочная сессия не ограничена по времени прохождения и количеству попыток. Баллы, набранные в тренировочной сессии, не идут в зачет баллов отборочного и заключительного этапов. Отборочный этап проводится в два тура: 1 тур с 22 ноября 2021 г. Продолжительность туров — 3 часа. В 1 туре порядка 10 заданий, во 2 туре порядка 8 заданий. Школьники 11-х классов: Темы заданий 1-го тура: Кодирование информации и системы счисления. Основы логики. Алгоритмизация и программирование. Темы заданий 2-го тура: Телекоммуникационные технологии. Мультимедиа технологии. Операционные системы.
Международная олимпиада Университета ИТМО
11 мар в 17:30. Пожаловаться. Размещены предварительные результаты Открытой олимпиады ИТМО по информатике. Победителями и призерами олимпиады стали старшеклассники из Петербурга, Омска, Оренбурга, Муравленко, Ноябрьска и поселка Пангоды на Ямале. Завершилась «Открытая олимпиада школьников» по информатике университета ИТМО. Это состязание с 2009 года входит в перечень олимпиад, проводимых под эгидой Российского совета олимпиад школьников. Олимпиада входит в Перечень Минобрнауки России. Победители и призеры финала могут получить льготы при поступлении в вузы. высшего образования «Национальный исследовательский университет ИТМО» (Университет ИТМО) приглашает учеников старших классов, оканчивающих обучение в 2023 или 2024 годах, принять участие в ежегодной международной "Открытой олимпиаде школьников". Мегаолимпиада ИТМО — это олимпиада для студентов и выпускников бакалавриата, позволяющая победителям поступить в магистратуру ИТМО без экзаменов.
Студентка ЛГУ им. А.С. Пушкина – призер «Мегаолимпиады» ИТМО
Олимпиады Университет ИТМО — Учёба.ру | Разбираемся вкратце, как будет проходить Открытая олимпиада школьников по математике в 2024 году. |
Открытая олимпиада школьников (НИУ ИТМО) | Открытая олимпиада проводилась впервые и сразу по 23 школьным предметам. |
Открытая олимпиада школьников Университета ИТМО Вместе с Россией | Открытая олимпиада школьников (ИТМО). |