Отец двоих детей Николай Роганов уверен, что это сугубо мужское занятие, к которому нельзя подпускать женщин. Подборка материалов «Мысли батюшек» автора «Торжество православия» в Дзен: Собрание различных мыслей батюшек на разные темы. Проповеди православных священников Свято-Елисаветинского монастыря после литургии. Тут вы найдете слово священника на все православные церковные праздники. Советы батюшек новоначальным.
Пестяковский приход
О медсёстрах, сопении ёжиков и веб-священниках: советы дня от «НР» – Новости Новороссийска | Я уже писал Вам, что на этом пути не обойтись без поддержки, наставлений живого священника, его советов, молитв, опыта. |
Андрей Мельников. Как соблюдать Великий пост: советы священников | Когда по очереди прихожане начинают подходить к батюшке и исповедоваться, одна девушка вспоминает, что забыла бумажку с записанными там грехами в сумке в трапезной. |
Мне нужен совет — телеканал «Радость моя» | Подборка материалов «Мысли батюшек» автора «Торжество православия» в Дзен: Собрание различных мыслей батюшек на разные темы. |
Новости Православия на сайте Отдела Внешних Церковных Связей (ОВЦС) | Некоторые из таких "неудобных" откровенных вопросов мы задали нескольким батюшкам и получили не менее откровенные честные ответы. |
Советы Оптинских старцев христианам, живущим в миру
Как держать Великий пост? Семь недель с пользой для души: советы священника | Избранные советы и наставления святых отцов на все случаи жизни» размышляет преподобный Макарий Оптинский. |
«Проснись, душа… Избранные советы и наставления святых отцов на все случаи жизни» | БАТЮШКА ОНЛАЙН — международный интернет-паблик, в котором священники Русской Православной Церкви в режиме реального времени отвечают на вопросы подписчиков со всего. |
Батюшка Снегирев назвал 4 главных пункта, которые важно сделать на Пасху | Канал священника Русской Православной Церкви иерея Покровского Кафедрального Собора Александра Микушина (г. Барнаул). |
Совет священника: как справиться с неприятностями | ролью отца в воспитании подрастающего поколения, апробирует актуальные возможности нашего времени, чтобы доказать главное. |
Беседы — Публикации / Монастырский вестник | Многие российские священники отправились в зону СВО, чтобы оказать духовную помощь и поддержку людям, рискующим жизнью на фронте, потерявшим друзей и близких в боях и. |
Иоанновская семья
Мы ни в коем случае не должны считать Бога причиной наших бед. Часто причиной неприятностей являемся мы сами. Правда в том, что мы живем в мире, который стремится забыть Бога, и когда мы грешим, мы только нарушаем Его волю. Поэтому он оставляет Вас справляться с ними самостоятельно.
Советую обратиться к приходскому батюшке либо знакомому священнику и согласовать с ним индивидуально пост по мере здоровья и сил.
Это будет добрым началом. Начать нужно с малого, чтобы пост не превратился в трагикомедию, когда люди постятся до посинения, сидят на одних сухарях, а потом за ними приезжает скорая. Такой пост никакой пользы не принесет, а только вред. И если люди имеют какие-либо заболевания, то строгие ограничения для них тоже неприемлем, иначе пост будет истязанием.
Повторюсь, поститься надо разумно и согласовывать все с духовенством. Какие могут быть послабления для начинающих? Тоже касается и молочных продуктов: если батюшка благословит после беседы с вами — то это возможно. В пост можно питаться очень вкусно, разнообразно, питательно и сытно.
И если сделаете что-то не так, имейте в себе силы повиниться и исправиться». Лидия Ивановна Холодкова, учитель начальных классов активно поддерживает тесное сотрудничество с клириками Свято-Казанского храма, стремясь приобщить детей к православной вере, показать ее духовную силу, источник радости и вдохновения: «Для моих воспитанников очень полезны занятия по основам православной культуры, которые проводят священнослужители Свято-Казанского храма. Сегодня дети внимательно слушали батюшку, множество вопросов появилось у них для будущей встречи, а в этом и состоит духовное воспитание, формирующее нравственные ориентиры в жизни, моральные установки и качества личности».
Сейчас очень тяжело с ней общаться. Что делать? Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Мне сложно ответить на Ваш вопрос. Когда у человека проблемы в общении, логично отвечать на его запрос, но запроса от самой дочери нет.
Батюшка Алексий назвал пять вещей, которые нельзя делать в церкви
Советы батюшек. Общественная организация «Совет отцов» подготовила то, в чем сейчас особенно нуждаются люди в освобожденных от националистов районах. Синодальный отдел Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ разработал рекомендации и советы для видеоблогов священников РПЦ. Можно помочь соседке-старушке почистить снег или оказать помощь многодетной семье», – предложил священник.
Читайте также
- Священнослужитель дал совет, как победить бесцельное сидение в смартфоне
- «Десять часов рассказов о своей жизни»
- Предыдущие выпуски
- Евангелие дня на сегодня: что читать и слушать
Видеоблоги священников Русской Православной Церкви: рекомендации и советы
Я уже писал Вам, что на этом пути не обойтись без поддержки, наставлений живого священника, его советов, молитв, опыта. Общественная организация «Совет отцов» подготовила то, в чем сейчас особенно нуждаются люди в освобожденных от националистов районах. Многие российские священники отправились в зону СВО, чтобы оказать духовную помощь и поддержку людям, рискующим жизнью на фронте, потерявшим друзей и близких в боях и. Актуальные новости о православии на сайте Отдела Внешних Церковных Связей (ОВЦС). Читать онлайн новости православной религиозной организации Московского Патриархата.
Содержание
- Конференция. Совет отцов
- Содержание
- МУДРЫЕ СОВЕТЫ БАТЮШКИ АМВРОСИЯ | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт
- Ответ священника - Телеканал «СПАС»
- Советы священникам и прихожанам
- Батюшка Снегирев назвал 4 вещи, которые важно не забыть сделать на Пасху
Совет батюшки на каждый день
Информационно-аналитический портал Научные труды священника Гордея Щеглова Официальный сайт Русской Православной Церкви Православное Священнослужитель Иван Снегирев дал православным верующим четыре совета, которые следует выполнять в Пасху, которая в этом году выпадает на 5 мая и символизирует. Если так задать вопрос священнику, — скажу по своему опыту, — в первую очередь батюшка наставит вас, что суть поста отнюдь не в пищевых ограничениях, а в духовном изменении. Мудрые Советы Святых Отцов, Бацова махала Подробнее. Духовные советы. Лень молиться Что делать? Практический совет. Священник Валерий СосковецКак научиться молиться с вниманием? Практический совет. Священник Валерий.
Каждому - по мере сил
- Беседы с батюшкой. Священник Михаил Проходцев. 26 апреля 2024, смотреть онлайн
- Совет священника: как справиться с неприятностями
- Батюшка перечислил ТОП-4 ритуала, которые важно не забыть сделать на Пасху - МК Йошкар-Ола
- Аппарат, который читает мысли
- Ответ священника - Телеканал «СПАС»
- Батюшка перечислил ТОП-4 ритуала, которые важно не забыть сделать на Пасху
Пестяковский приход
Дайте нашим читателям духовный совет – как выдержать этот непростой период, чтобы он принёс пользу для души? Главные новости. Важно, чтобы работа нашего Совета отцов была не на бумаге, а оказывала реальную практическую помощь. Стоит ли придерживаться этого канона, ведь, действительно, испытываешь больше доверия к умудренному опытом батюшке, чем к молодому человеку, только окончившему семинарию? На одной из встреч с читателями в Петербурге священнослужитель рассказал об особенностях поведения во время поста и приобщении детей к религии.
Советы православных старцев
Свежие новости и статьи по теме «Советы священника» на Советы батюшек новоначальным. Информационно-аналитический портал Научные труды священника Гордея Щеглова Официальный сайт Русской Православной Церкви Православное Советы батюшек новоначальным. “Преподобные отцы постом, бдением, коленопреклонением, воздержанием и другими подвигами освободившись от страстей, открыли и естественный способ возвращения ума в сердце, чтобы. Советы батюшки православным христианам. Каждый верующий христианин должен с особой ответственностью прийти к решению поститься.
Кто в семье должен уступать и можно ли простить измену. Священник – о браке и любви
Беседы с батюшкой. Исповедь и Причастие. Протоиерей Андрей Ткачев - Православное видео | 20 октября в рамках IX Международного фестиваля «Вера и слово» состоялась встреча Совета священников-блогеров, действующего при Синодальном отделе по взаимоотношениям. |
Советы православных старцев | Святейший Патриарх Кирилл: Лекции профессора а: Церковный календарь: Читаем Евангелие вместе с Смотрите видео онлайн «Беседы с батюшкой 26. |
Андрей Мельников. Как соблюдать Великий пост: советы священников | Хватали беззащитных священников, монахов, монахинь, просто верующих людей — в кандалы, в тюрьмы. |
КАК ПРОВОДИТЬ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ? Интервью со священником Владимиром Крючковым
Меня очень тревожит наше отношение к природе. На берегах водоёмов, в лесах, на обочинах дорог, везде большое количество мусора. Люди, будто ума лишились. Окурки, бутылки, одноразовая посуда, даже использованные презервативы, кругом один пластик. Вся эта химия, попадает в почву, в реки и соответственно с продуктами к нам на стол. Скажите, пожалуйста, что делать с этим? Вот сказано, ударили по одной щеке, подставь другую. Надо ли защищать тарелку, колодец от плевков, или смириться и дать плюющему ещё одну тарелку? И, ещё. Почему, защищать РОДину святой долг каждого, убивая врагов за неё становишься героем, а если убивать защищая приРОДу, то становишься преступником и грешником?
Мне очень хочется чтобы церковь в своих воскресеных проповедях упоминала о важности приРОДы в нашей жизни. О сохранении её нашим детям. Моё поколение напивались водою прямо из Волги, Прошло 35-40 лет, и уже многие перестали купаться и есть рыбу, пойманную в Волге. Всем добра и чистой, и главное доступной питьевой воды. Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов Здравствуйте, Андрей! Согласен с Вами, прискорбно, когда неверующие и невежественные бескультурные люди отравляют свою жизнь и все вокруг себя. Татьяна написал а 18. Меня попросили покинуть храм. Можно порассуждать о том, что жалко, что в храме нет отдельного крестильного помещения, что люди не захотели, чтобы им мешали захожане и тд и тп.
А с другой стороны, что страшного случилось? Задели Ваше самолюбие? Показали Вам урок смирения? Дело в том, что ничего не происходит просто так. Может, Вы перед этим с кем-то поругались, или тяжело согрешили или сделали какую-то гадость человеку, или оклеветали, можно продолжать искать причины до бесконечности,- а может просто Господь решил проверить Ваше смирение, христианка Вы или просто захожанка, как давно Вы были на исповеди и Причастии, участвуете ли Вы в жизни этого прихода, посещаете ли все воскресные и праздничные богослужения? Может это повод подумать именно в эту сторону и рассмотреть это обстоятельство как призыв Божий к исправлению? У Вас два варианта: озлобиться, пытаться везде качать права и показывать свое превосходство, или же наконец уже обраться со смирением к Богу и начать полноценную, радостную, смиренную, счастливую христианскую жизнь. Выбор—за Вами. Сергей написал а 18.
Верить ли жребию, исполнять ли? Жребий бросал со священником. Но мучают сомнения. Выбирал игровой номер, в хоккей играют. Я думаю, что подобное явление именно в спорте не совсем касается христианства. Гостья написал а 16. Мужчина, которого люблю, не является христианином, хотя крещён. Отношения у нас начались 5 лет назад с близости и прекратились из-за моих принципов, по которым я не смогла продолжать их, так как близость вне брака считается грехом. Я исповедалась в грехе и наотрез отказалась это продолжать.
Брак он заключать не захотел. Потом мы два года не общались. Но я всё время думала о нём и молила Бога, чтобы Он либо отвёл его от меня, либо снова нас свёл. И вот он первый написал мне, потом постепенно начали переписываться. Я заболела, он привез лекарства. Оказалось, что через неделю он уезжает на СВО. Эту неделю он почти каждый день проводит со мной, мы разговариваем, и я помогаю ему завершать дела. Близости у нас нет, я по-прежнему, объясняю ему, что близость вне брака для христианки — грех. Но внутри себя я мучаюсь от невозможности этой близости, которой сама желаю, особенно, в свете его отъезда в горячую точку.
Регистрировать отношения сейчас нет смысла, так как я останусь одна на долгий срок, и мы оба понимаем, что есть вероятность, что это командировка в один конец. У меня мучительный внутренний конфликт. Почему я не могу искренней взаимной близостью поддержать любимого мужчину, который направляется выполнить священный долг и которого может быть вижу в последний раз. Получается, что любящая его женщина, которую и он видит может быть в последний раз, ставит на первое место букву закона, а не любовь. Я вся в расстроенных чувствах. Пожалуйста, помогите советом или наставлением, как мне быть, как сделать правильный выбор и утвердиться в своём решении. Я как будто выбираю между ним и Христом. Как поступить, чтобы потом не сожалеть как о содеянном, так и о не содеянном. Простите за такие слова, но мысли такие: Христос был, есть и будет, а любимый человек встречается лишь однажды и может уйти в вечность навсегда.
Что во мне не так? Неужели не может он сейчас быть мыслями с Богом? Не могу! Ведь я всего лишь человек. Как и все мы.
Всего лишь люди. И нам нужно быть настоящими. Грешными, недостойными, но такими, какие мы есть. Иначе постоянное притворство сведет нас с ума. Андрей Конанос советует сначала открыть душу самому себе, а после открыть ее своему духовнику.
Это принесет огромное облегчение. Проверка на смирение Что, если кто-то в вашей компании вдруг скажет вслух: «А ведь среди нас тут есть по-настоящему смиренный, святой человек! Если же все, кто это услышит подумают: «Кто же этот человек? Уж не я — это точно! Старец Порфирий, прославленный в лике преподобных, рассказывал, как сурово в юности обращались с ним наставники.
Но он смирялся, считал их святыми людьми и любил их. К сожалению, говорит Андрей Конанос, других путей обрести смирение не существует, как бы нам не хотелось. Только через трудности и испытания, которые мы принимаем. Совет Аввы Пимена Авва Пимен, египетский святой, чье имя переводится как пастырь рассказал, как однажды к нему пришел монах за советом: Отец, что мне делать, я возделываю землю, сею семена, а все плоды, что дает мне Господь раздаю бедным. Монахам в то время запрещено было заниматься земледелием, но Авва ответил ему: Ты молодец, продолжай свое дело.
Бывает смущение от бесов. Бывают такие щепетильные души, которым приносятся разные помыслы, например, прибежал на исповедь, а молитву перед исповедью уже прочитали, и вот человек смущается и полслужбы мучается, идти ему на исповедь или не идти. Это целая мука, когда в человеке нет простоты. Любая зазубринка, заброшенная в его сознание, выбивает его из колеи, и он уже не знает, как поступать. Таким людям хотелось бы посоветовать быть проще. По-хорошему проще, не в смысле наглее и бесшабашнее, а проще и спокойнее.
Потому что поводов для смущения миллион, все средства массовой информации работают на индустрию смущения. Вся забрасываемая информация стремится нас раскачать, расшатать, взбудоражить, потом опустить в уныние. И в духовной жизни человек часто то чего-то боится, то бесовские страхи, то уныние, то маловерие, то думает, что ничего у него не получается. Отсюда рождается всякое. Человеку надо иметь такую же здоровую душу, какой здоровый аппетит имеет здоровый человек. Ест, хрустит всяким огурцом, который на столе, и все ему хорошо.
Надо иметь такую здоровую душевную организацию. Вопрос, где ее взять? Люди стали такими нервными, такими истонченными, такими обидчивыми. Городские жители почти все невротики. А нам нужно иметь нормальную, здоровую, "розовощекую" душу, которая ищет простой пищи и радуется простому солнышку. Просите у Бога душевного здоровья, и я должен этого просить: — Господи, Ты врач мой, исцели мою душу от застарелых болезней, которые Ты Сам видишь и знаешь.
Чтобы мы были простые, здоровые люди, имеющие простую, здоровую веру, и, в конце концов, вошли в настоящий и красивый рай. Я инвалид, и по-другому не могу. По сути, бумажная хартия — это хартия Вашего сердца. Когда Вы пишете свои грехи на бумаге, Вы совершаете перенос невидимого в видимое. Это тайна сердца, записанная на куске бумаги. Священник, читающий эти грехи, принимает их так же, как если бы произнесли их своими устами.
Он читает над Вами молитву, разрывает список — это все равно, что Ваши грехи уходят от Вас. Конечно, это принимается, и не сомневайтесь в этом. Посещаю храм регулярно, но чувствую себя безучастным. Молюсь, миропомазываюсь — беру в долг благодать Святого Духа. Что мне делать для Бога в ответ? Как вернуться в лоно Церкви, если я произношу "Верую", а на деле выполнять до конца не получается?
Все мы должны быть богатырями духа, и нет в нас никакой слабости. Отсюда рождались презрение к согрешающим, высокомерие над теми, кто согрешает много и часто, желание отсечь от себя всех слабых, ненужных и так далее. Из этого вырастали целые ереси. Желание перфекционизма, желание того, чтобы все было хорошо, может быть и опасным. Церковь святая, но не столько нашей святостью, сколько святостью ее Главы — Господа нашего Иисуса Христа. Он сообщает здоровье телу.
К Церкви относятся не только святые, но также и грешники. Это очень важно понимать. Кающиеся грешники, не победившие грех до конца, страдающие от греха и не достигшие совершенства — это также люди, принадлежащие к Церкви. В большом теле нужна каждая ресничка, каждый ноготочек. В большом теле есть разные многофункциональные органы, и большие, и маленькие, и заметные, и незаметные.
С покаянием и самоукорением. Памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя и по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком. Бывает так, что некоторым больным надобно употреблять скоромную пищу как лекарство. Всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сообразно с настроением своего духа. Чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить.
КАК ПРОВОДИТЬ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ? Интервью со священником Владимиром Крючковым
Не всякое дело угодно Богу, а только сделанное правильно с рассуждением… Например, можно поститься, но с ропотом на пост, или на пищу, или на приготовителя пищи; можно поститься, но осуждать не постящихся, поститься и тщеславиться постом, языком обежать ближнего. Можно терпеть болезнь или скорбь, но роптать на Бога или людей, жаловаться на свою участь… Такие «добрые дела» бывают неугодны Господу, так как делаются без рассудительности…» Архимандрит Афиноген Агапов : «Ты живи проще — как малое дитя. Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь. Хотя мы и грешные, все равно иди к Господу и проси прощения. Только не унывай — будь как ребенок. Он, хотя и разбил самый дорогой сосуд, все равно с плачем идет к отцу, а отец, видя свое дитя плачущее, забывает тот дорогой сосуд. Он берет это дитя на руки, целует его, прижимает к себе и сам же уговаривает свое дитя, чтобы оно не плакало. Так и Господь, хотя, бывает, что мы делаем и смертные грехи, Он все равно ждет нас, когда мы к Нему придем с покаянием… Без Бога — ни до порога. Если все твои дела идут хорошо, гладко, значит, Господь их благословил, и любое задуманное дело делается, а если какие препятствия будут в чем, значит, верно, это против Божией воли; лучше и не крутись — все равно ничего не получится, а подчинись воле Божией… Кто даст тебе по шапке, а ты поблагодари его — вот тебе и милостыня… Живи, не тужи, никого не бойся. Если кто поругает — смолчи; а если мимо идешь, когда кто кого ругает или осуждает — ты не слушай». Преподобный Севастиан Карагандинский: «Золотая середина нужна во всем и умеренность.
А в отношении служения Богу и своего спасения постоянство нужно. Оно — главное, а не спешка, не чрезмерность… Тише едешь — дальше будешь». Схиигумен Савва Остапенко : «Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать «Царю Небесный», трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и «Верую». Только надо иметь живую веру и уповать на Бога». Схиигумен Савва советовал верующим ежедневно дома читать следующую молитву: «Именем Господа Иисуса Христа и Его страданий за род человеческий, изыди, враг рода человеческого, из сего дома на 24 часа. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Живите христианской жизнью. Раз в месяц причащаться надо, дома употреблять крещенскую воду и часть святой просфоры по утрам. В Евангелии говорится: «Вера твоя спасла тебя», то есть первые христиане обладали великой верой.
Господь напоминал им, чтобы они имели живую веру и высокое христианское благочестие. Вот они и старались жить по-настоящему. Господь их благословлял на труды, на подвиги. Они крепко исповедовали Христа, веровали Ему и часто отдавали свою жизнь — как святой целитель Пантелеймон, Георгий Победоносец первый министр Диоклетиана , великомученица Варвара, великомученица Параскева, великомученица Екатерина и другие… Вот светочи первых христианских людей! Им подражайте, их читайте, следуйте им. Мы должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, долготерпения и умеренности во всех поступках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надо помнить общую слабость человеческую, общую склонность ко грехам, в особенности — свои великие немощи и грехи, а также, безконечное, к нам самим милосердие Божие, которое прощало и прощает нам грехи многие и тяжкие за покаяние и умоление наше. Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Он, многомилостивый, хочет и от нас милости, милосердия, незлобия и терпения относительно ближних наших. Он же готов всегда помогать нам во всяком добром деле.
Если у тебя злое сердце, проси в покаянии, чтобы Он смягчил твое сердце, сделал кротким и долготерпеливым, и будет оно таково». Преподобный Алексий Соловьев : «Никогда не давай никаких обещаний. Как дашь, то тотчас враг и начнет мешать. Например, относительно употребления мяса. Не давай обета, а так — хоть всю жизнь не ешь. Милостыню можно подавать не только за упокой, но и за здравие, ибо это приносит великую пользу душе». Глинский старец схиархимандрит Андроник Лукаш : «Ничего не делать по своей воле, на всяком месте ощущать присутствие Божие, потому и делать все как перед Богом, а не перед людьми. Злоба злобы не уничтожает, но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу. Если желаешь получить Царство Небесное, возненавидь все земные имения… Злое похотение извращает сердце и изменяет ум. Удаляй его от себя, чтобы не огорчился в тебе Дух Святой».
Игумен Никон Воробьев : «Надо все делать по силам. На телесное все силы убивают, а на душу остается несколько сонных минут. Разве так можно? Надо помнить слова Спасителя: Ищите прежде царствия Божия… и прочее. Эта заповедь, как «не убий», «не блуди» и пр. Нарушение этой заповеди часто больше вредит душе, чем случайное падение. Оно незаметно охлаждает душу, держит ее в нечувствии, а часто приводит к духовной смерти… Надо хоть один раз в сутки на несколько минут ставить себя на суд пред Господом, как будто мы умерли и в сороковой день стоим перед Господом и ждем изречения о нас, куда Господь пошлет нас. Представ мысленно пред Господом в ожидании суда, будем плакать и умолять милосердие Божие о помиловании нас, об отпущении нашего огромного неоплатного долга. Советую всем принять это в постоянное делание до смерти. Лучше вечером, а можно и в любое время, сосредоточиться всей душой и умолять Господа простить нас и помиловать; еще лучше несколько раз в день.
Это заповедь Божия и Св. Отцов, позаботьтесь хоть несколько о душе своей.
Совет священника: как справиться с неприятностями 25 апр. Священник Николай Чобану объяснил, как мы должны поступать, когда в нашей жизни возникают трудности. Действительно, страдания жестоки, но нам нужно знать и понимать, что не Бог тому причиной. Мы ни в коем случае не должны считать Бога причиной наших бед.
Если Вы этот барьер преодолеете, Вы подниметесь сразу на очень большую ступеньку вверх, чего я Вам желаю. Только теперь разделите проблему на две части. У Вас могут быть личные враги, например, люди, которые взяли в долг и долго не отдают, либо люди, которые отрезали у Вас кусок огорода. Это Ваши личные враги, и, может быть, Вы их не можете простить. Но часто люди говорят эти слова "я не могу их простить" к людям, которых они лично не знают, лично не контактируют, но накручивают себе, например: я не прощу Чубайса за то, что он разорил полстраны в такие-то годы и за веерное отключение электричества в 90-х. Не прощу Обаме, что он бомбил и еще что-то.
Если Вас тревожат эти проблемы, смело выбрасывайте их в мусорник, потому что молитва "Отче наш" говорит нам о тех людях, которые конкретно переплелись с Вами жизненными обстоятельствами, и Вы имеете конкретную обиду на конкретного человека. Например, Вам кто-то нахамил в транспорте, и Вы два дня держите обиду и не можете молиться. И не молитесь, пока не простите. А когда переборите, станете сильнее, и у Вас начнется новый этап жизни — начнется духовная свобода. Простить, преодолеть какую-то внутреннюю тяжелейшую проблему взаимоотношений с родственниками, с начальником на работе, с обидевшим или обманувшим тебя человеком — это великий подвиг, это победа. Если у Вас такие случаи есть, продолжайте бороться.
Человек оскорбил Вас страшными словами, выругал. Но если положить на одну чашу весов эту обиду, а на другую — все Ваши грехи, все-все, которые Вы знаете или не знаете, и сказать: я это прощу ему, а мне простится все ЭТО. То здесь очень неравноценный обмен — порассуждайте об этом. Вам простится ВСЕ, а Вы простите, пусть обидную, но ерунду. Вам простится все — Вы получите великую свободу, а потом скажете Богу с дерзновением: — Господи, долго не мог я сказать Тебе этих слов, а теперь могу, а теперь прости мне мои долги так, как я простил должнику моему. Это же будет великая перемена, Вы поменяете мешок мусора на вагон золота — вот такая будет мена.
Пока что Вы уперлись в проблему, но решайте ее, и, решив ее, Вы страшно обогатитесь. Такое вот решение жизненных проблем предлагает нам молитва "Отче наш". Ведь это, наверное, получается лукавство? Есть грехи, которые неизбежно повторяться. Например, человек говорит, что рассеивается на молитве или что у него нет любви, часто — нет терпения. Я совершенно уверен, что когда Вы придете через неделю, Вы повторите то же самое.
Было бы странно, если бы Вы сказали: "В прошлый раз я говорил, что у меня нет любви, а теперь есть. И теперь я на молитве не рассеиваюсь". Такие вещи можно повторять всегда или можно не повторять, но подразумевать. Вот откуда берется пыль? Никто не знает, но уборку влажную делать придется, потому что пыль берется сама собой. Если же речь идет о серьезных грехах, если Вы, не дай Бог, изменяете жене, и настолько связались с этим грехом, что знаете, что в ближайшее время не избавитесь, и приходите плакать о себе.
Но отходите от исповеди и знаете, что Вы опять несвободны, что опять находитесь под угрозой залезть в ту же лужу. В таком случае Вам нельзя причащаться, а исповедоваться все равно нужно. Поисповедуетесь раз — и, к сожалению, вернетесь на прежнее. Второй, третий раз. В конце концов, совесть Вас замучает, и либо Вы убьете свою совесть, и станете животным, либо совесть убьет Ваш грех и заставит Вас стать человеком. Вы будете воевать с совестью смертельным боем, до хрипоты и крови, пока один из вас не победит.
Либо Вы станете животным, либо Вы станете человеком, и совесть победит Вас. Поэтому нужно говорить все равно о своих грехах на исповеди, в особенности, если это серьезные вещи, которые требуют непременной борьбы с собой. Как гигиенические вещи, когда, например, Вы чистите зубы, Вы уверены, что будете вновь их чистить. Вы стираете свои вещи, но Вы уверены, что Вам это придется делать еще не раз — это нормально. В этом смысле дисциплина исповеди — это гигиеническая дисциплина, она требует повторения, держит Вас в тонусе, не даем Вам завшиветь.
Отчасти это от незнания, от отсутствия церковной культуры, отчасти — от греховной запутанности, слабости, когда человек не умеет и не пытается увидеть себя, когда у него нет ни навыка, ни желания разобраться в своей душе, нет отвращения к греху, нет стремления к свету и жажды очищения. Стараться, чтобы все приходящие к исповеди вынесли из каждого говения хоть одну добрую привычку — например, обязательную двукратную молитву, среди дня, неосуждение и т. Бывает, что, готовясь к исповеди, говеющий временами испытывает страх греха, искреннее покаяние до слез, и, придя к священнику, не чувствует ничего, не имеет страха и сокрушения.
Нельзя ли раздвинуть пределы таинства? Нельзя ли считать, что таинство покаяния включает в себя все говение, молитвы, покаянные чувства, а что момент самой исповеди, — только заключительный, хотя и важнейший момент? Всякий священник должен быть хорошо осведомлен в области нервных и психических болезней — это совершенно необходимо в практике духовничества. Обычный случай, когда исповедующийся, а с ним и духовник принимают явление чисто нервного порядка за переживания религиозные, или когда священник не умеет определить истерическую подкладку многих явлений и тем только ухудшает положение. А часто и обратное — за нервную болезнь принимается тяжелое состояние души, отягощенной грехом, запутанной и омраченной неразрешенными конфликтами. Известны случаи, когда одна исповедь бесследно излечивала застарелые и тяжелые, будто бы нервные заболевания, против которых бессильны были все медицинские средства. Человек часто исповедующийся, не имеющий залежей греха в душе, не может не быть здоров. Исповедь — благодатный разряд души.
В этом смысле громадное значение исповеди и вообще всей жизни в связи с благодатной помощью Церкви. Первая, слишком ранняя исповедь есть дети, в 6 лет — совершенные младенцы не нарушает ли простоту, цельность, непосредственность искусственно пробуждаемым самоанализом? Для некоторых детей, особенно "детских", я бы переносил ее на год, два позже. Сегодня дети 10-12 лет спросили меня очевидно после большого спора между собой , что такое аскетизм. Я ответил — "система упражнений, приводящих тело в подчинение духу". Это может быть темой для большой самостоятельной беседы с детьми. Мы, допуская частую исповедь и причащение, иногда забываем спасительную силу продолжительности говения, которое возможно только в Великом Посту — частые и особенные службы. Тогда в течение недели человек имеет живой и убедительный опыт борьбы с грехом, радость победы над ним, видит результаты своей молитвы.
Безвыходность положения многих кающихся, кажущаяся безнадежность их положения "все равно, вернусь к тому же, нет сил бороться с грехом" — в том, что люди эти стоят вне Церкви. Спасение их в том, чтобы войти в Церковь, в общение любви с братьями. В нашей церковной практике утрачивается соборный характер наших таинств, в том числе и таинства покаяния. Замечаю часто в исповедующихся желание безболезненно для себя пройти через исповедь: или отделываются общими фразами, или говорят о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно бы тяготить совесть. Тут есть и ложный стыд перед духовником и вообще — малодушный страх всерьез начать ворошить свою жизнь, полную мелких и привычных слабостей. Настоящая же исповедь, как благое потрясение души, страшит своей решительностью, необходимостью что-то переменить, да даже просто хоть задуматься над собой. Здесь священник должен проявить решительность, не бояться разрушить эту успокоенность и пытаться вызвать чувство настоящего покаяния. Мнительным людям, подозрительным ко всякому движению своей души, истязающим себя и своего духовника непрестанным копанием в своей душе, приходящим в конце концов к полной путанице — им нужно запретить самоанализ и детальное испытание своей совести и перевести их на простую, но питательную диету: молитва и добрые дела.