И правда говорят, Масленица без блинов, что именины без пирогов. Приятного вам аппетита! В третий день Масленицы, который получил название “лакомка”, во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники.
Традиции празднования русской Масленицы
Завершающий день Узкой Масленицы называется «Лакомка» или «Скоромная среда». Название ей дали из-за того, что именно в среду начинается пора масленичных пиршеств и застолий. Но в Лакомку принято кормить не только блинами. Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд. Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд. Первая: Масленицей стали называть потому, что во время этой недели христиане начинали подготовку к Великому посту и уже не вкушали мясо, а вот масло еще можно было есть наряду с другими молочными продуктами.
Масленичная неделя. Среда — лакомка. История праздника, традиции, приметы
Теща старалась приготовить блинчики с разными начинками, чтобы показать свои кулинарные умения. Существует поверье, что если зять предпочитал сладкие тещины блины, то нрав у него мягкий и покладистый, а если — с солёной начинкой, то характер у него сложный. Стоит отметить, что раньше, как правило, у тещи редко был один зять, зачастую их было несколько. Сейчас женихи редко ходят к теще в гости в этот день. Традиция соблюдается лишь формально, как дань древним обычаям.
У каждой хозяйки был собственный рецепт приготовления блинов. Они готовились не только из традиционной пшеничной муки, но и из гречневой, овсяной, картофельной, кукурузной. В них часто добавлялись различные каши, тыква, яблоки, икра, грибы или другие ингредиенты. Популярным вариантом и по сей день являются блины с селёдкой.
Основной и приятной традицией этого дня считалось поедание как можно большего количества блинов. Считалось, что если в этот день будет богато накрыт стол, таким и будет год. Об этом красноречиво говорит следующая поговорка — «Хоть с себя все заложи, но Масленицу проводи». В глубинках сохранилась традиция, когда молодые люди, вступившие недавно в брак, разъезжают нарядные по улицам и заходят в гости к тем, кто был у них на свадьбе.
В наши дни празднование «Лакомки» упростилось — сейчас люди лишь пекут блины и ходят в гости к близким друзьям или родственникам. Обряды Существовал необычный обряд этого дня — теща намазывала зятю голову маслом для того, чтобы он, будучи «умасленным», хорошо обращался с ее дочерью. Частенько в доме тещи в день «Лакомки» зятем и его друзьями ставились сценки, теще посвящались песни и стихи.
Сегодня, по традиции, теща накрывает пир для зятя и его гостей. В меню, разумеется, блины и оладьи с начинками. А для тех, кто хочет провести день активно, работают праздничные площадки и ярмарки. Среда — последний день так называемой «Узкой масленицы», завтра стартует «Широкая».
С "Лакомки" начинаются праздничные пиры.
Каждый дом наполнен гостями, которых хозяйки балуют кулинарными изысками. Пир принято завершать массовыми гуляньями. Для этого в древности выходили на улицу, пели песни, танцевали и разжигали небольшие костры.
В деревнях в этот день иногда устраивали девичьи съезды: молодые и пожилые женщины надевали праздничные платья и катались по селам и деревням на санях отдельно от мужчин, распевая веселые песни. Лакомки были последним днем так называемой Узкой Масленицы, предшествовали Лакомкам встреча Масленицы и Заигрыши. В этот день еще можно было заниматься хозяйственными работами, а на следующий день начиналась Широкая Масленица, и все работы прекращались. Связанные статьи.
Третий день Масленицы — Лакомка
По традиции гости приходили в дом голодные, а уходить должны были сытыми и довольными. Кроме блинов в третий день масленичной недели к застолью готовили пряники, лепешки, яичницу, творог. Основными напитками были компот, чай с облепихой, кисель. Алкоголь наши предки, празднуя Масленицу, не употребляли. К теще на блины На лакомку тещам принято угощать зятьев блинами и другими яствами. Таким образом демонстрировалось уважение тещи к мужу дочери и всей его семье. При этом накормить зятя раньше было довольно убыточно, поскольку по традиции блины пеклись и маленькие и большие, и молочные, и с икрой, и с селедкой. Это удовольствие было не из дешевых.
Как на Масленицу в среду Тещи ждут зятьев к обеду Те полакомиться рады — Им блины милей награды!
В это время полагается начинать печь блины. В старину в начале недели из соломы делали чучело Масленицы, которое наряжали в яркий сарафан. Вторник — «Заигрыш». В эту пору начинались народные гуляния.
Масленицу устанавливали на небольшой постамент, где ей предстояло находиться до последнего дня Масленичной недели. Молодежь устраивала смотрины женихам и невестам. Среда — «Лакомка». Теща в это время зазывала зятя на блины. Лакомство старалась приготовить таким вкусным, чтобы муж дочери начал всем хвалить мать жены, рассказывая, какая она необыкновенная хозяйка.
Поход «к теще на блины» — событие, приятное во всех отношениях. Фото: pixabay,com Четверг — «Разгуляй», «Широкая Масленица». Праздник — в самом разгаре. На четвертый день Масленицы в старину повсеместно проходили народные гуляния. Молодежь устраивала кулачные бои, играла в снежные городки, водила хороводы.
Пятница — «Тещины вечерки». На пятый день Масленицы тещи отправлялись в гости к зятьям. Блинами в этот день занимались их жены. А зятья обихаживали своих тещ, стараясь им во всем угодить. Тещины вечерки — это их праздник.
Второе название Скоромная среда пошло тоже из-за застолий, так как именно в среду люди, держащие пост могли позволить себе поесть мясные и молочные продукты. Чем больше мужчина съест, тем счастливее, богаче и дольше будет жить с женой. Учитывается не только зять, но и его семья и друзья, их нужно тоже покормить. В этот день теща была особенно ласкова к зятю, ведь считалось, что чем добрее теща к зятю в этот день, тем лучше будут отношения у ее дочери с новой семьей. В том числе в Лакомку просят домового вернуть все потерянные вещи.
Каждый дом наполнен гостями, которых хозяйки балуют кулинарными изысками. Пир принято завершать массовыми гуляньями. Для этого в древности выходили на улицу, пели песни, танцевали и разжигали небольшие костры. Вот и в Районном Доме культуры прошла замечательная тематическая программа для пожилых людей "Лакомка".
Масленичная неделя. Среда — лакомка
Безусловно, дочери ей в этом помогали. Молодые девушки тоже пекли блины и выносили их на улицу, чтобы парни, будущие женихи, могли по достоинству оценить их кулинарные умения. Для любителей путешествий рассказываем, что 25 февраля можно побывать в туре «Масленица в парке Лога», который проводит таганрогская туристическая компания «Sudakov. Travel «. Информация о туре здесь Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».
Частенько в доме тещи в день «Лакомки» зятем и его друзьями ставились сценки, теще посвящались песни и стихи. В этот день открывались ярмарки, работали карусели. Молодежь ездила на тройках с бубенцами.
Отдельным обрядом было вождение хоровода. Считалось, что все активные действия помогают выбросить накопившуюся энергию и негативные эмоции, что улучшает отношения между людьми. А также существовал своего рода обряд, когда юные девушки собирались и, нарядившись, зазывали парней забавными песнями. Назывались такие посиделки «девичьими съездами». Сценарий «съездов» был разным, но основными являлись действия, где над парнями насмехались, подшучивали, хватали и требовали откупа. Парням старались в шутку устроить козни. Проводились песенные состязания.
Интересным был обряд под названием «столбы». Во время него молодожены вставали в два ряда вдоль улицы и прилюдно целовались. Как правило, они надевали свои лучшие наряды.
В результате праздник стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе нельзя есть мясо, но можно и даже нужно питаться сырами и другими молочными продуктами. У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника. Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название — Масленица. Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка. Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной.
Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться. Поэтому они строили снежные крепости, горки и катки, ходили в гости друг к другу, катались на санях, а также гуляли и пели песни. Во время гуляний совершали различные ритуалы, которые помогали «убить» зиму и привлечь хороший урожай, задобрив красавицу-весну. Одна из популярных традиций — сжигание соломенного чучела, которое тоже называли Масленицей. В первые дни масленичной недели его встречали и задабривали, а в последний день — сжигали на большом костре. Пепел чучела закапывали на полях, чтобы там вырос хороший урожай.
Со временем традиции потеряли языческое значение, хоть и сохранились до наших времен. Например, сжигание чучела осталось символом проводов зимы и прихода весны, а не жертвой ради плодородия земель и хорошего урожая. Еще один атрибут Масленицы, который сохранился до наших дней — блины. Раньше это угощение готовили, чтобы поминать усопших, затем оно стало символизировать солнце.
Частенько в доме тещи в день «Лакомки» зятем и его друзьями ставились сценки, теще посвящались песни и стихи. В этот день открывались ярмарки, работали карусели. Молодежь ездила на тройках с бубенцами. Отдельным обрядом было вождение хоровода. Считалось, что все активные действия помогают выбросить накопившуюся энергию и негативные эмоции, что улучшает отношения между людьми.
А также существовал своего рода обряд, когда юные девушки собирались и, нарядившись, зазывали парней забавными песнями. Назывались такие посиделки «девичьими съездами». Сценарий «съездов» был разным, но основными являлись действия, где над парнями насмехались, подшучивали, хватали и требовали откупа. Парням старались в шутку устроить козни. Проводились песенные состязания. Интересным был обряд под названием «столбы». Во время него молодожены вставали в два ряда вдоль улицы и прилюдно целовались. Как правило, они надевали свои лучшие наряды. Прохожие также подначивали их такими фразами, как «порох на губах».
Ещё одним важным обрядом считалось приношение извинений. Считалось, что в этот день важно делать добрые дела и избавляться от обид. Происходила своего рода эмоциональная «очистка». Основной идеей не только «Лакомки», но и всей Масленицы считалось служение близким людям, налаживание отношений и начало нового года с надеждами на лучшее. Блины — главное блюдо «Лакомки» и других дней Масленицы — считались символом солнца. Существовала вера в то, что тот, кто ест блины, вбирает в себя частицу солнечной энергии. Развлечения Мужики в это время в складчину варили пиво. Ведь Масленица — один из немногих праздников, в которые это приветствовалось. Пиво, которое варили в то время, значительно отличалось от того, что изготавливают сейчас.
К сожалению, его вкус в наш век не знает уже никто. Также, характерным для Лакомки действом были так называемые «девичьи съезды», когда девушки вместе с пожилыми женщинами, облачившись в праздничные наряды, разъезжали по деревне на санях, распевали веселые песни и частушки, катались с ледяных горок. Одновременно они веселыми озорными шутками поддергивали холостых парней, за что те в ответ угощали их блинами. В общем, как и на протяжении всей Масляной недели, в этот день положено было беззаботно веселиться, наедаться «от пуза» и не думать ни о чем плохом. Что можно и что нельзя делать?
Масленичная неделя. Среда – «Лакомка»
Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46]. Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47]. По мнению современного фольклориста А. Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения. Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь. В частности, пост понимается традиционной культурой как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела.
Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни [48]. Западные исследователи разделяют аналогичное мнение об истоках карнавала [49] [50]. В Великом княжестве Московском[ править править код ] Первые описания русских традиций Масленицы были оставлены западными путешественниками, посещавшими Великое княжество Московское с XVI века. Также он упоминает Масленицу нем. Faschang в числе праздников, когда простонародью разрешены хмельные напитки [51]. Butterweek , и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства» [52].
Жак Маржерет 1606 год добавляет к этим известиям описание Прощёного воскресенья : Посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся если оскорбили каким-нибудь словом или поступком; встречаясь, — хотя бы никогда прежде не видались, — даже на улице приветствуют друг друга поцелуем. Прости меня, пожалуйста, говорит один; Бог тебя простит отвечает другой. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи [53]. Снигирёв , М. Забылин и последующие компиляторы [54] цитируют описание «иностранного писателя», относящееся к 1698 году: Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масленица начинается за восемь дней до Великого поста.
Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1]. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46]. Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47]. По мнению современного фольклориста А. Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения. Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь. В частности, пост понимается традиционной культурой как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни [48]. Западные исследователи разделяют аналогичное мнение об истоках карнавала [49] [50]. В Великом княжестве Московском[ править править код ] Первые описания русских традиций Масленицы были оставлены западными путешественниками, посещавшими Великое княжество Московское с XVI века. Также он упоминает Масленицу нем. Faschang в числе праздников, когда простонародью разрешены хмельные напитки [51]. Butterweek , и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства» [52]. Жак Маржерет 1606 год добавляет к этим известиям описание Прощёного воскресенья : Посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся если оскорбили каким-нибудь словом или поступком; встречаясь, — хотя бы никогда прежде не видались, — даже на улице приветствуют друг друга поцелуем. Прости меня, пожалуйста, говорит один; Бог тебя простит отвечает другой.
По мнению Вс. Миллера [21] и Б. Рыбакова [22] , в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у ряда народов, использующих солнечный календарь , является началом нового года. Согласно этой гипотезе, празднование нового года и проводы зимы оказались вытеснены с 22—24 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста , во время которого веселье считалось недопустимым. Среди дореволюционных исследователей было распространено мнение, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса. Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня , не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным» [23]. Дубровский отмечал [24] , что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной и считал, что масленичные обряды перешли с Власьева дня, когда у Власия «и борода в масле». Волков[ кто? У белорусов зафиксирована поговорка «На Власа бери ковшом масло» белор. Существует версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-за чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей см. Авдотья Весновка 1 марта [28]. Вероятно на Руси первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося на март [29] до 1492 года. Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста. Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30]. Маковский , 1869. В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В.
Блинами в этот день занимались их жены. А зятья обихаживали своих тещ, стараясь им во всем угодить. Тещины вечерки — это их праздник. Суббота — «Золовкины посиделки». Молодожены приглашали в гости родственников. Но главными действующими лицами были золовки, которых в старину называли «колотовками». Они могли попривередничать, показывая, что власть сегодня в их руках. Но это были условности, дань традиции. День миролюбив и спокоен, дышит семейным уютом и счастьем. Воскресенье — «Прощеное воскресенье». В последний день Масленицы полагается просить друг у друга прощения. За все неприятности, которые волей-неволей доставили друг другу, за взаимные обиды. В Прощеное воскресенье принято целоваться, как это делается на Пасху. Фото: Екатерина Иванова. RU Тещины вечерки: что можно делать на пятый день Масленицы Приглашение в гости к зятю полагалось прислать заранее, в среду. На Лакомку зять приходил к теще, угощался блинами и приглашал родственницу нанести ему ответный визит. Если отношения между ними были натянутыми, и зять тещу к себе не звал, она приходила сама. Визит в гости на Масленицу расценивался как добрый знак, свидетельствующий о налаживании мира. Накануне теща присылала зятю кухонную утварь, необходимую для приготовления блинов: сковороду, половник, кастрюлю для блинной закваски и прочее.
Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство
Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня, с четверга по воскресенье. Скоромная середа или Знобы-бабы. Масленичная неделя Масленица празднуется семь дней, с понедельника по воскресенье. Неделя делится на узкую Масленицу — с понедельника по среду, и широкую — с четверга по воскресенье.
Среда Масленицы - «лакомки»
Масленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии. Среда — лакомка[править | править код]. 22 февраля 2023 называется "Лакомка" (Тёщины блины). Это семейный день, который по традиции проходит в кругу семь. Третий день Масленицы называется «Лакомка». Он приходится на среду и является последним днем Узкой Масленицы, когда еще были принято работать и заниматься домашними делами. рассказывает о днях масленичной недели, повествуя о том, что принято делать в каждый из них. Третий день Масленицы: Лакомка — среда на Масленичной неделе.