18 марта начался Великий пост – это самый главный и долгий пост в церковном календаре. Цель любого православного поста – подчинить тело духу, умножить любовь к Богу, уделить пристальное внимание духовной жизни, сконцентрировать силы для душевной борьбы с грешными мыслями, воспитать волю.
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Основной целью поста в книге «Великий пост и Пасха. Завершится Великий пост 2024 года 5 мая, когда с великой радостью православные верующие встретят Воскресение Христово.
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно
Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней. Рассказываем, сколько дней длится и когда заканчивается Великий пост в 2024 году.
Навигатор Великого поста: не пропустите главное
Главная цель поста заключается в том, чтобы изменить свои мысли и жизнь к лучшему. Великий пост – самый важный для истинно верующих православных христиан. В основе Великого поста воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, а последняя страстная седмица установлена в память о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Что же можно есть и от чего отказаться в Страстную неделю Великого поста? В 2024 году Великий пост у православных начнётся 18 марта, за семь недель до Пасхи, и продлится до 4 мая.
Великий пост. История и особенности
Также совершается обряд омовения ног, повторяющий жест Иисуса. Верующие занимаются подготовкой к Пасхе: уборкой, крашением яиц, выпеканием куличей, отдавая предпочтение молитве и посещению храма. Великая пятница Великая, или Страстная пятница — день скорби и испытаний для христиан в память Крестных Страданий Иисуса Христа. Христиане отдают дань уважения за жертву Спасителя, подчеркивая Его любовь к миру. Церковные обряды наполнены скорбью и уважением к жертве Христа, вдумчиво вспоминая уроки прощения и сострадания, которые передал нам этот день. Великая суббота В Великую субботу православная Церковь отмечает погребение Христа и его спуск в ад, где он освобождает праведные души и вводит их в рай. Полуночница начинается в начале полуночи, священнослужители переносят плащаницу на престол в предвкушении Пасхи. Крестный ход и встреча с воскресшим Христом важные моменты пасхальной ночи. Также в этот день в Иерусалиме сходит благодатный огонь, который передается по миру, включая Россию. Как соблюдать пост на Страстной неделе Во время Страстной недели верующие соблюдают особые правила поста, которые начинают действовать в последнюю неделю Великого поста.
С понедельника по четверг питание ограничивается сухоедением, которое включает в себя хлеб, сырые овощи и фрукты, а также блюда без добавления растительного масла. В четверг можно употреблять горячую пищу с растительным маслом, но без продуктов животного происхождения. В пятницу верующим предписывается воздержаться от пищи вообще, так как это день великой скорби. В субботу можно есть горячую пищу без масла, а с воскресенья Пасхи все ограничения в пище снимаются. После длительного поста важно постепенно выходить из него, избегая излишеств и переедания жирной и тяжелой пищи на Пасху, чтобы не навредить своему здоровью. Рекомендуется не сразу употреблять в больших количествах творог, куличи, яйца и мясо после окончания поста. Чего нельзя делать на Страстной неделе На Страстной неделе важно сосредоточиться не только на соблюдении строгой диеты, свойственной Великому посту, но и на духовных практиках. Самое главное правило на этой неделе — уделить внимание молитве, помощи ближним и избежать развлечений и бытовой суеты.
Церковь почитает этого святого за учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами крест. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста. Четвёртая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой служит для христиан примером постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за то, что она усердным постом смогла вырваться из развратной жизни. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий — листьев пальмы, которыми согласно Евангелию устилали путь Христа на подходе к Иерусалиму, встречая его как царя. Седьмая неделя — Страстная седмица. Период воспоминаний последних дней земной жизни Иисуса Христа, его страданий, смерти и погребения.
Что можно и нельзя делать? Нельзя в Великий пост, как и любой другой период и день злиться, ссориться, ругаться, раздражаться, обижать родных и близких, унывать, сплетничать, таить обиды и зависть. Рекомендовано воздержаться от развлечений и веселья, не утраивать больших празднований. Суть и смысл поста заключается в том, чтобы стать духовно лучше и чище, победить слабости, пороки, осмыслить свою жизнь. Одно из главных правил духовного очищения — молитва. Считается, что в пост важно посещать храм, помнить о покаянии, уделять время близким, заботится о них, совершать добрые дела, помогать малоимущим, одиноким и нуждающимся. Делать все нужно от чистого сердца. Анастасия Кирсанова Следите за нашим Telegram , чтобы не пропускать самое интересное Самое обсуждаемое.
И первое самоназвание христианства — это «путь Господень», то есть это путь ко Христу, который совершает полюбивший Его человек и крестившийся в Его имя, через свою жизнь. И этот путь предполагает доверие Богу и незнание, как любой путь, о том, что будет не то что в конце или на середине, а за ближайшим поворотом. Знаете, вы отъезжаете на машине в неведомый путь, вы видите до горизонта, если он не закрыт деревьями или домами, и вы не знаете, что будет — и это нормально. И эта дорога есть школа Царства Небесного. Сначала, может быть, детский сад, потом институт, потом аспирантура, то есть перед каждым христианином Господь будет ставить разные задачи. Если сначала нужно научиться арифметике, и ты будешь отличником, складывая 4 и 9, то в 9-м классе тебе за это поставят «двойку». Господь уже не будет согласен — есть вещи, которые Он терпел в тебе вчера, а сегодня уже терпеть категорически несогласен, и тебе надо над ними работать. То есть это нормально, меняется задача, в том числе меняется задача и поста. Да, мы все, в общем-то, научились решать проблемы, связанные с постом в пище. Каждый выработал для себя свою какую-то меру, разную, может быть, в первую, третью и в последнюю седмицу поста, разную в среду и в пятницу и в другие дни, но тем не менее выработал, знает, как это проходить, как это беречь, что от этого можно получить. Но при этом появляются внутренние задачи, и вот с ними-то и надо справляться — с внутренними моими врагами надо бороться, надо набирать добродетели, надо меняться, надо приобретать навыки. Борисова — Протоиерей Фёдор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, проводит с нами этот «Светлый вечер». И мы вот уже в который раз говорим о смысле Великого поста. Вы говорите о том, что со временем на первый план у каждого из нас выходят какие-то внутренние задачи. Но какие? Ведь очень часто возникает такая иллюзия, что ты напрягаешься, ты стараешься, ты что-то делаешь на протяжении этих шести недель, потом ещё сугубое такое напряжение во время Страстной Седмицы, а дальше как будто всё схлопывается, как будто ты возвращаешься на круги своя. Не сразу, может быть, но постепенно-постепенно жизнь приходит в прежнее русло и ты ощущаешь, что вроде как ты и потрудился, а толка никакого. И, может быть, только с годами, оглядываясь на то, что было прожито в Церкви, ты замечаешь какую-то в себе разницу. Но для этого нужно изначально быть настроенным на марафон. Фёдор Бородин — Да, очень хорошее сравнение — быть настроенным на марафон. Вы знаете, а мы, может быть, и не должны чувствовать в себе эту разницу. Её должен видеть Бог. В Евангелии от Марка есть такое уподобление Царства Божия зерну, которое брошено в землю, которое пускает корень, потом выпускает колос. И когда есть плод, то посылается серп. А человек, сказано, ложится, встаёт и не знает «не чует» — по-славянски этого. Господь скрывает от нас наш рост, потому что мы любым духовным достижением можем возгордиться и его потерять, к сожалению. Мы вот такие. Мы можем отследить по нескольким параметрам — есть этот рост или нет. Первый, я бы предложил, приобретение навыков, христианских навыков. Очень хорошая лакмусовая бумажка — это не обижаться. Навык не осуждать, но даже больше — навык не обижаться. Помню, как мне мама моя когда-то сказала, что христианину обижаться неприлично. Это состояние должно быть чуждо, забыто и незнакомо. Кто из нас об этом может свидетельствовать? Да, мы замечаем в себе обиды, мы с ними боремся, но тем не менее это есть. Опять — навык не осуждать. Не навык воздерживаться от молочного, а навык не осуждать. И мне кажется, это очень важно, потому что представим себе, такой образ можно нарисовать, что в Москве, стараниями мэра, построили самую передовую музыкальную школу, целый центр педагогический, где даже есть орган, великолепные классы с дорогими очень немецкими инструментами. И приезжает мэр, должен перерезать ленточку и, допустим, зовёт с собой Башмета, например, для того, чтобы он в этом тоже почувствовал. Он с радостью приезжает, видит, как всё это замечательно. А потом — концерт педагогов. И Башмет опускает глаза, потому что он понимает, что тот уровень преподавания, который могут обеспечить люди, так играющие, совершенно не соответствует и он не даст результата. Он улыбается, он тактичный, вежливый человек, и расстроенный уходит. Понимаете, вот мы внешне всё научились делать, а где христианские навыки? Спроси себя: чему ты научился? Вот сказано, что «молитесь за обижающих вас». Вот тебя обидели — ты почувствовал, что твоя обида отлучила тебя от Бога и тебе необходимо за этого человека помолиться, чтобы вот эта потеря Святого Духа закончилась?
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно
Правда, не каждый день. Рассказываем, как правильно соблюдать Великий пост и в какие дни можно есть не только хлеб и овощи. Отказ от еды — не главное Несмотря на то что Великий пост ассоциируется в первую очередь с отказом от еды, главное в нем — молитва и очищение духа. Как отмечают священники, во время поста важно посещать храм, следить за своими поступками, помнить о покаянии и совершать как можно больше хороших дел. А еще нельзя забывать о своих близких, помогать нуждающимся, малоимущим и одиноким. Отказ от еды в этом списке занимает последнюю строчку.
Поэтому пост и называется Великим — не только из-за его мощной духовной значимости, но и из-за продолжительности. Длительные сорокадневные посты практиковали великие ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Ученики Христа, апостолы, позже тоже готовили себя к миссии служения Богу постом и заповедовали поститься всем христианам. Сначала идут две сплошные седмицы, когда нет запрета на употребление любых продуктов.
В третью неделю мясо нельзя есть в среду и пятницу. В четвёртую употребление мясных продуктов запрещается совсем. Что можно и нельзя есть в Великий пост Больше 40 дней верующие не употребляют в пищу мясные и молочные продукты, рыбу и яйца. Если придерживаться строгих правил, в определённые дни нужно есть только сырую пищу, а в некоторые даты отказаться от еды вообще. Что можно, а что нельзя есть в пост, определяется древним монастырским уставом. Однако жизнь современного человека отличается от жизни в монастыре века назад. Поэтому православная церковь призывает верующих выбирать себе испытание по силам. Для этого желательно посоветоваться и со священником, и с врачом. Самыми строгими седмицами Великого поста считаются первая и последняя недели.
В это время по правилам можно есть только свежие, сушёные и солёные овощи и фрукты, хлеб, мёд, орехи. Строгий монастырский устав предполагает , что: в первый день верующие полностью отказываются от пищи; едят пищу без масла во вторник и четверг; в среду и пятницу практикуют сухоядение употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла ; в выходные можно горячую пищу с растительным маслом или без него. Но обычно миряне обычные верующие, не монахи и не священнослужители едят на первой неделе также каши, супы, жареные, варёные или печёные овощи и грибы. Во время поста не только нельзя употреблять скоромную от теплокровных животных пищу, но и объедаться постной не рекомендуется. Запрещено также употреблять алкоголь за исключением нескольких дней, когда устав разрешает выпить немного вина. Ограничения в пост касаются не только пищи. В частности, супругам рекомендуется по возможности и взаимному согласию воздержаться от секса. Почему пост не просто диета Важно отличать пост от диеты.
В это время вспоминают притчу о мытаре и фарисее, каждый из которых пришёл в храм молиться, но один мытарь — как кающийся грешник, а другой фарисей — как возвышающий сам себя. Смысл этой седмицы в искреннем покаянии, а не показном, совершающемся ради собственной гордыни и величия. Бог простил искренне кающегося мытаря, но осудил выполняющего все каноны, но обуянного гордыней фарисея. Как знак того, что важнее искреннее, а не показное покаяние, пост в это время не соблюдается, разрешено есть сыр, яйца, мясо. Неделя блудного сына. Известная притча призывает заблудших вернуться к истине, как сделал это растративший отцовское состояние сын, который умер и ожил, пропал и нашелся. Неделя Страшного Суда. Посвящена грехопадению Адама и Евы и их изгнанию из Рая, а также будущему Страшному суду. Воскресенье этой седмицы — последний день перед Великим постом, когда православные христиане употребляют в пищу мясо. Следующая за этой неделей седмица носит название Мясопустной, её называют Масленичной неделей. Согласно своду Типикона, на этой неделе можно употреблять в пищу рыбу, молочные продукты и яйца. Последнее воскресенье этой недели — Прощёное, совершается обряд прощения и начинается Великий пост. Если говорить образно, то Четыредесятница — это время, когда человек идёт к Богу. Ему помогают в этом пост, молитва и покаяние, а Страстная седмица — это путь Бога к человеку, приходящего через страдания, Голгофу, ад и Пасхальное Воскресение. Пятидесятница — это путь к Пасхе, а в пути и богослужение меньшее, потому не служится литургия только по субботам и воскресеньям. Только в среду и пятницу возможно причастие, но дарами, которые освящены раньше. В церкви в это время царит особая атмосфера. В субботу и воскресенье два раза в сутки можно есть блюда, приправленные растительным маслом, и вино из винограда исключение составляет суббота Страстной недели. В Вербное воскресенье и на Благовещение разрешается рыба в том случае, если Благовещение не совпадает со Страстной седмицей. Самый строгий пост — в первую и последнюю недели. В Великую пятницу есть не положено. В Великую субботу едят сырую пищу вечером. В Лазареву субботу рыбу не едят, но можно употреблять икру. Великий пост совпадает с весной, поэтому в пищу употребляют зелень, морковь, лук, свёклу, капусту, соленья. То есть продукты, которые растут на деревьях и в земле: бобовые, фрукты, овощи, ягоды и орехи. Православный пост намного строже католического, но даже из овощей и фруктов можно приготовить множество действительно вкусных и питательных блюд, способных поддерживать высокий жизненный тонус человека, который не отказывается на период поста от привычного рабочего ритма и образа жизни. Это говорит о том, что главное в Великом посту не пища, которую человек ест и в которой себя ограничивает, а то, что он говорит, о чём думает, что делает. Но состояние души связано с состоянием тела, и если тело загрязнено, отягощено излишним, отравлено, душа очищается с трудом. Пост, молитва, покаяние — это способы, которые помогают душе освободиться от грехов и приблизиться к Богу.
Теперь о мистической сущности пищи Нужно понять, что мы живём в культуре, в которой трапеза лишилась всякой сакрализации. Человек — это просто машина, а кафешки и фастфуды — это просто заправочные станции, да и в целом еда стала обычным «бензином» для организма. Именно поэтому вопрос: «Какая Богу разница, что я ем? Но так было не всегда. Любая культура содержит огромное количество правил, традиций и табу, связанных с приёмом пищи. Например, на востоке ты не мог убить человека, с которым ты вместе ел хлеб, поскольку совместная трапеза сделала вас условными братьями. Когда известный психолог Джордан Питерсон говорит, что мы вообще не знаем, что такое еда, подразумевая её метафизическую сущность, то я думаю, что он прав. Теперь о библейской трапезе. То, что ты ешь — это серьезно Ветхозаветная традиция очень серьёзно относится, как к тому, что ты ешь, так и к тому, как и с кем ты ешь. Главный иудейский праздник Песах — это жертвоприношение, трапеза и воспоминание того, как Бог спас народ от египетского рабства. Так организован религиозный праздник, питающий весь состав человека, то есть тело, разум и душу. Бог — главный участник этого праздника. Земное и небесное должны встретиться, что и составляет суть праздника. На самом деле, однако, сам того не подозревая, он выразил самую что ни на есть религиозную идею человека».