Новости четвертая пятилетка в ссср

Четвертая пятилетка была официально объявлена восстановительной, однако восстановление народного хозяйства СССР (около 6,2 тыс. предприятий за 1946–1950 гг.), лишь с оговорками можно назвать послевоенным. Четвертая пятилетка, или почему растёт рейтинг Сталина.

Из пепла: 4-я пятилетка СССР

Отменялась карточная система снабжения продовольствием и промышленными товарами. Вводились единые розничные цены. Реформа привела к ликвидации избыточных денег и укреплению финансовой системы страны. Восстановление сельского хозяйства Советский плакат времён Четвёртого пятилетнего плана Советский плакат времён Четвёртого пятилетнего плана В послевоенные годы сельское хозяйство должно стать основным донором денежных средств для восстановления промышленности, как это было в годы индустриализации. В 1946 году из-за сильной засухи в стране разразился голод, который усугубил положение сельского хозяйства страны. В пользу колхозов у крестьян изъято 10,6 млн. Ограничивается количество скота на личных подворьях.

В середине 1920-х гг.

Потребление же резко упало. В 1929-1934 гг. Простые люди жили в бедности, преодолевая постоянные дефициты. Уровень жизни рабочих и крестьян оказался ниже, чем до революции. Первые пятилетки, названные современниками «сталинскими», охватывают 1928-1941 гг. С точки зрения решения задач форсированной индустриализации, две из них стали решающими: первая 1928-1932 и вторая 1933-1937. Для той и другой характерен размах индустриального строительства.

Страна превратилась в одну огромную строительную площадку. За несколько лет было введено в строй около 6000 крупных народнохозяйственных объектов — заводы, фабрики, электростанции, комбинаты, дороги, каналы, порты, корабли. Прямо на пустырях возникали мощные промышленные центры. Сверху постоянно «подхлестывались» темпы промышленного роста. Был провозглашен удивительный лозунг «Пятилетку — в 4 года! В действительности же плановые задания нередко выполнялись досрочно. Высокий темп давался непросто: временами нарастала неразбериха, возникали хозяйственные диспропорции, «перегревались» машины и оборудование, нервы людей были напряжены до предела, силы их изматывались, — многие заводы работали в три смены.

По официальным данным, первая пятилетка была пройдена за 4 года и 3 месяца на самом деле, плановые задания были выполнены далеко не во всем. В 1930-е гг. В историю индустриализации СССР вошел ДнепроГэс, а с ним — помышлений комплекс из металлургических заводов, производящих алюминий, высококачественную сталь, железные сплавы. Один из проектов первой и второй пятилеток — Урало-Кузнецкий металлургический центр на востоке страны. Этот центр, так же, как и «второе Баку» крупный район нефтедобычи между Волгой и Уралом , сыграл выдающуюся роль в годы Великой Отечественной войны. Знаменитые стройки первых пятилеток: Туркестано-Сибирская железная дорога Турксиб , Московское метро, Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы, комбайновый завод «Ростсельмаш», Горьковский и Московский автозаводы, Московский шарикоподшипниковый завод, Уралмашзавод, Кузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, Беломоро-Балтийский канал и др. За десять лет СССР стал индустриальной державой, способной производить все виды продукции, доступной в то время человечеству.

По общему объему промышленного производства наша страна вышла на второе место в мире после США. По итогам первых двух пятилеток объем промышленного производства вырос в 4 раза. За десять лет производство угля, нефти, чугуна, стали, цемента увеличилось в 3-5 раз, электроэнергии — в десять раз, тракторов или серной кислоты — в десятки раз. При этом отставание от стран Запада в производстве продукции на душу населения было пятикратным. Производительность труда в промышленности СССР отставала от американской тоже примерно в пять раз. Сталинское государство превратилось в монопольного хозяина земли, банков, заводов, фабрик, железных дорог, пароходов, систем связи, предприятий торговли и т. Те, кто покушался на государственную собственность, преследовались как «враги народа».

Предприятия централизованно управлялись через десятки отраслевых наркоматов, главнейшим и самым большим из которых был Наркомтяжпром нарком Серго Орджоникидзе — один из главных организаторов индустриализации. В хозяйственном управлении непосредственно участвовали комитеты ВКП б , их первые секретари обладали почти неограниченными правами контроля территорий, как наркомы — контроля отраслей. Государством, которое выступало в роли гигантского хозяйственного распределителя, все досконально планировалось: производство, хозяйственные кооперационные связи, доходы, потребление.

Данная переоценка производилась дифференцированно. Небольшие сбережения до 3000 рублей , которые составляли более трех четвертей от общего количества всех сбережений в кассах Сбербанка, обменивались один к одному. Это предоставило возможность собственникам данных вкладов получить значительную «премию».

Для сбережений от 3000 до 10000 рублей было осуществлено уменьшение накоплений на одну треть суммы. В свою очередь, для накоплений, которые превышали 10000 рублей, изымалась половина суммы. Было осуществлено существенное уменьшение розничных цен на большое количество продуктов питания. Были зафиксированы цены на большое количество продуктов питания. В свою очередь, цены уменьшились в несколько раз на рынках. Осуществляемая денежная реформа также предоставила возможность значительного укрепления структуры государственных кредитов.

Во время осуществления денежной реформы, а также после того, как она закончилась, отмечался большой приток вложений в кассы Сберегательного банка.

К массовому использованию принудительного труда заключенных ГУЛАГа добавилось использование труда военнопленных. Машиностроение: объём выпуска продукции машиностроения в СССР в 1950 году был в 2,3 раза больше, чем в 1940 году. В 1947 году было произведено 9,6 тыс. Транспорт[:активное использование гражданской авиации. В 1950 году на перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 году. Особо важное значение имел приток новой техники. В 1950 году было выпущено 344 угольных комбайна против 22 в 1940 году. Почти в 11 раз увеличилось производство турбобуров, в 15 раз — гидравлических турбин, в 25 раз — магистральных тепловозов и более чем в 11 раз возросло производство электровозов.

План и результаты четвертой пятилетки (1946-1950 гг.) - показатели, задачи и особенности

Особо важное значение имел приток новой техники. В 1950 году было выпущено 344 угольных комбайна против 22 в 1940 году. Почти в 11 раз увеличилось производство турбобуров, в 15 раз — гидравлических турбин, в 25 раз — магистральных тепловозов и более чем в 11 раз возросло производство электровозов. На смену довоенным «газикам» и «полуторкам» пришли более современные автомобили «победа», «москвич», многотонные грузовики-самосвалы и первые автоприцепы. Активно велось обучение и переподготовка кадров, увеличение числа рабочих новых профессий — наладчиков и бурильщиков, мотористов и экскаваторщиков, машинистов электровозов и электросекций.

Развитие сельского хозяйства. Вавилова, во главе сельхознауки - с 1948 г. Запрещение генетики как науки.

В этом докладе Иосифа Виссарионовича имеется выступление и против него. И вместо старого выдвинул новый девиз — «Кадры решают всё». В качестве основного аргумента о смене лозунгов был принят тезис о том, что утверждение о технике активно только для «технического голода», но уже тогда ставка должна была перейти с машин на квалифицированные кадры, которые смогут эффективно ими управлять, а также в будущем и создавать новые образцы. В качестве главного довода для реализации был принят во внимание тот факт, что при достаточном количестве профессиональных работников можно было увеличивать эффективность труда в три-четыре раза. Кроме простого требования к повышению квалификации, выдвигалась также заявка на изменение отношения к самим людям.

Бедняки это такие люди, которые жили впроголодь и как правило находились в кабале у кулаков, а в старое время — и у кулаков и у помещиков. Еще совсем недавно более двух миллионов бедняков направлялось ежегодно на заработки на юг — на Северный Кавказ и Украину, в наймиты к кулакам, а еще раньше — к кулакам и помещикам. Еще больше приходило их ежегодно к заводским воротам, заполняя ряды безработных. И не только бедняки находились в таком незавидном положении. Добрая половина середняков находилась в такой же нужде и лишениях, как бедняки. Обо всем этом успели уже забыть крестьяне. Что дала пятилетка в четыре года беднякам и низшим слоям середняков? Она подорвала и разбила кулачество, как класс, освободив бедняков и добрую половину середняков от кулацкой кабалы. Она вовлекла их в колхозы и создала для них прочное положение. Она уничтожила тем самым возможность расслоения крестьянства на эксплуататоров — кулаков и эксплуатируемых — бедняков, уничтожила нищету в деревне. Она подняла бедноту и низшие слои середняков в колхозах на положение людей обеспеченных, уничтожив тем самым процесс разорения и обнищания крестьянства. Теперь уже нет у нас таких случаев, чтобы миллионы крестьян срывались ежегодно со своих мест и уходили на заработки в далекие края. Для того, чтобы вытянуть крестьянина на работу куда-нибудь вне его собственного колхоза, теперь надо подписывать договор с колхозом, да еще обеспечить колхознику даровой проезд по железной дороге.

Духов в 1943-1948 rr. Возникла советская атомная энергетика; ею стало ведать с июля 1953 r. Министерство среднего машиностроения. Основной базой ядерно-оружейного комплекса страны стал Урал, где возник ряд закрытых городов. Борьба в советском руководстве за смену курса. После смерти Сталина и устранения Берия их бывшие соратники вместе со всей номенклатурой понимали необходимость мер по смягчению кризиса в сельском хозяйстве, улучшению народного быта и структурным изменениям в промышленности. Цены на все выросли не менее, чем в 2. Хрущев инициировал кампанию 1954 г. Целина была представлена как новое поприще для молодежного героизма; на нее по комсомольским путевкам отправилось около 500 тыс. За два года было введено в оборот 36 млн гектар земли, из 16 млн га в Казахстане; было создано 425 зерновых совхозов. В свою очередь, Маленков намеревался изменить приоритеты роста промышленности и в ближайшие годы добиваться увеличения производства продукции группы Б в 2-2,5 раза, что было нереально без резкого сокращения военных расходов, на что не желал пойти Хрущев, обвинивший Маленкова в «отрыжке правого уклона». Понравилась статья?

Великие пятилетки СССР. Великое советское прошлое надо знать и о нём надо постоянно напоминать

Пятилетним циклам, по расчетам идеолога первых пятилеток, подчинялся и рост урожайности, и даже процесс перераспределения специалистов между предприятиями. прямое тому подтверждение), но советский народ стойко справлялся со всеми нормами и даже перевыполнял планы. Четвертая пятилетка — план по восстановлению сельского хозяйства СССР, который длился с 1946 по 1950 год.

История.Всё в одном месте. 4 пятилетка (1946-1950).

Но на первый план среди оборонных задач четвертой пятилетки вышел советский атомный проект. Четвертая пятилетка в СССР, по данным советской статистики, помогла стране «укрепить материально-техническую базу колхозов и совхозов», а на деле мизерный размер плановых средств для развития сельского хозяйства сдерживал его дальнейший подъем. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР одобрил плановые задания на четвертую пятилетку (1946‒1950), ставив-шие трудные задачи для истощенной войной страны. Экономист Катасонов рассказал о второй революции в СССР, связанной с пятилетними планами развития народного хозяйства. С 1 января 1946 года по 31 декабря 1950 года в СССР выполнялась четвертая пятилетка развития народного хозяйства. Из пепла: 4-я пятилетка СССР #Политштурм #История @politshturm Долгожданная победа над фашизмом досталась советскому народу очень дорого.

Восстановление и развитие промышленности в годы четвертой пятилетки. Всенародная помощь Донбассу

Вторая пятилетка была проведена в Советском Союзе с 1933 по 1937 годы. Из пепла: 4-я пятилетка СССР #Политштурм #История @politshturm Долгожданная победа над фашизмом досталась советскому народу очень дорого. Четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства союза сср. прямое тому подтверждение), но советский народ стойко справлялся со всеми нормами и даже перевыполнял планы. Таким образом, выполнить задание пятилетнего плана в аграрном секторе экономики в годы четвертой пятилетки не удалось.

Экономист Валентин Катасонов рассказал в интервью RT о пятилетках в СССР

Четвёртая пятилетка СССР (1946—1950) — четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР после окончания Великой Отечественной войны. Вторая пятилетка была проведена в Советском Союзе с 1933 по 1937 годы. Но к концу четвертой пятилетки удалось восстановить и полотно дороги, и мосты, и вокзалы, и надежную радиосвязь. Основу четвертой пятилетки составлял закон "О пятилетнем плане по восстановлению и развитию народного хозяйства". IV съезде Совета СССР проходил в Москве 18 — 26 апреля.

Новости и события Российского исторического общества

У Советского Союза было 2 варианта развития экономики. План четвертой Пятилетки 1946-1950 гг. Пятая пятилетка в СССР плакаты. План четвертой Пятилетки 1946-1950 гг. Пятая пятилетка в СССР плакаты. Прямой ущерб советской экономике составил 679 млрд. рублей (сравнимо с суммарными капиталовложениями СССР за первые четыре пятилетки). Однако советский общественный и государственный строй, социалистическая плановая система хозяйства обеспечили их преодоление. Ошибки и трудности первой пятилетки не могли ослабить волю рабочего класса СССР к тому, чтобы своим трудом поставить дело социализма в нашей стране на прочную индустриальную базу.

«Произошла вторая революция»: о пятилетних планах развития народного хозяйства СССР

Съезд одобрил деятельность Советского правительства, его политическую и экономическую программу, направленную на индустриализацию страны, развитие сельского хозяйства, укрепление дружбы народов, оживление работы Советов. В постановлении по этому докладу съезд возложил на правительство обязанность в кратчайший срок выработать пятилетний план развития народного хозяйства СССР. В докладе Калинина было отмечено, что Советское государство впервые в истории ставит вопрос о сельском хозяйстве, как о части единого народного хозяйства, что в сов. Съезд одобрил политику Сов. В докладе Ворошилова говорилось о мерах, необходимых для повышения обороноспособности СССР и совершенствования вооруженных сил.

В 1956 году для представительства советского автопрома на мировом рынке было создано внешнеторговое объединение «Автоэкспорт». Если до войны экспорт ограничивался лишь незначительным количеством «трехтонок», то «Победа» заставила всерьез заговорить об успехах и возможностях отечественного автомобилестроения. В послевоенной Европе ощущалась нехватка относительно недорогих, комфортабельных автомобилей, и «Победа» быстро нашла устойчивый сбыт во многих странах. Творение советских инженеров и механиков — «Победа» во многом превзошла свои западные аналоги. В этом превосходстве — секрет ее популярности в тогдашней Европе. Это был особенный, со множеством оригинальных решений автомобиль. Именно таких, сравнительно недорогих, выносливых о кузове этой машины до сих пор ходят легенды , прихотливых к плохому бензину, но в то же время комфортабельных легковушек в мире было мало. С 1951 года производство модели было налажено в Польше. Поляки назвали автомобиль «Варшавой» и продолжали собирать его вплоть до 1973 года. Если верить слухам, то и в 80-ые годы XX века китайские товарищи собирали небольшими партиями «Победы» — для себя, ибо очень хороша машина… На Западе советская машина получила благожелательные отзывы. Английский журнал «Motor» в 1952 году по результатам тест-драйва характеризует «Победу», которую тогда только начинали продавать в Бельгии, как «интересный автомобиль», отмечает высокую проходимость, хорошую комфортабельность, достойное качество изготовления, но ругает за высокую шумность и плохую динамику. Журнал «Cars» США за 1953 год в обзорной статье, посвященной советским автомобилям, называет «Победу» «прекрасно выглядящей машиной современного дизайна», «копирующей "некоторые лучшие черты американских автомобилей"», отмечает, что машина «весьма хорошо сделана», «приближается к обычному американскому автомобилю легкого класса вроде "Форда" или "Шевроле"», но «тяжелая и недостаточно мощная». В 1957 году американский журнал «Science and mechanics», также проведя тест-драйв темно-серой «Победы» 1956 года выпуска, отмечает устаревшую конструкцию и дизайн, слабый двигатель и грубое изготовление с большим использованием ручного труда, но хвалит «Победу» за продуманные детали конструкции жалюзи радиатора, настроечная игла в карбюраторе, буксировочные крюки, набор инструмента и так далее , высокое качество хромировки и подгонки деталей. Служба в такси: от России до Финляндии «Победа» экспортировалась в основном в Финляндию, где ее любили таксисты, скандинавские страны и Бельгию, где всегда покупали немало советских машин; такси в Финляндии, как массовое явление, вообще фактически началось именно с «Побед», — до этого таксопарки были укомплектованы разношерстными автомобилями довоенных моделей. Первые автомобили «Победа» начали применяться в таксомоторной службе в 1946 году, вытесняя остававшиеся в строю «Эмки» и ЗИС-101, а также вынужденно использовавшиеся в первые послевоенные годы поступавшие по репарациям малолитражные германские DKW. Массовое появление их пришлось уже на 1947 год. Они быстро завоевали любовь водителей за неприхотливость, высокие эксплуатационные и ходовые качества и достаточно высокий по тем временам комфорт. В 1948 году руководство Моссовета приняло решение об единой раскраске «Побед»-такси — светлый верх, серый низ, серый шашечный пояс по бортам кузова и опознавательный световой сигнал «свободен» зеленого цвета. Первые такси с зеленым огоньком вышли из ворот 5-го таксопарка, открывшегося в Москве 04. В 1949 году был налажен массовый выпуск специальной версии для такси — М-20А. Их было выпущено 37 492 штуки. Машины поздних выпусков имели уже не единую светло-серую окраску, а более разнообразную — бежевую, салатовую и так далее. Последние «Победы»-такси в Москве были выведены из эксплуатации в 1962 году. Нужно сказать, что поездка на «Победе»-такси была доступной практически каждому трудящемся человеку. Одно из незапланированных инженерами ГАЗа испытание автомобиля «Победа» было проведено в 7 часов утра 29 августа 1949 года на полигоне в Семипалатинске. Там, в глухих казахских степях, проводились испытания первой атомной бомбы РДС-1. На опытном поле, в круге радиусом 10 километров, были построены сооружения, подведена техника, привезены животные. Предполагалось не только доказать работоспособность первой советской атомной бомбы, но и изучить поражающее воздействие нового оружия. На расстоянии 1000 метров от будущего эпицентра и далее, через каждые 500 метров, были установлены 10 новеньких легковых автомобилей «Победа». Перед их взорами раскинулась картина тотального разрушения. Кроме прочего, сгорели и все десять «Побед». По иронии судьбы, «Победами» правительство и награждало отличившихся при создании бомбы специалистов. РДС-1 — первая советская атомная бомба — шаг к глобальной стабильности на Земле Конец 30-х — начало 40-х годов XX столетия ознаменовались выдающимися открытиями в области физики: деление тяжелых ядер и возможность цепной реакции деления. Эти открытия означали, что перед человечеством открывается возможность практического использования нового мощного источника энергии — энергии деления ядер. Однако политическая обстановка в мире в этот период предопределила то, что усилия ученых ряда стран мира по поиску путей использования ядерной энергии вскоре оказались направленными в первую очередь на создание атомных бомб. Первые атомные бомбы были созданы в Соединенных штатах Америки и применены США в войне с Японией уже через шесть с половиной лет после открытия деления. Еще через четыре года СССР создал и испытал свою первую атомную бомбу. Достижение ядерного паритета, важным шагом к которому явилось создание первой отечественной атомной бомбы, сказалось на судьбах человечества, способствуя глобальной стабильности и миру на Земле. Для реализации советского атомного проекта было принято решение идти путем приближения к американским прототипам, работоспособность которых была уже доказана на практике. К тому же научно-техническую информацию об американских атомных бомбах удалось получить разведывательным путем. В итоге была создана РДС-1 «изделие 501», атомный заряд «1—200» — первая советская атомная бомба. Мощность бомбы — 22 килотонны длина 3,7 м, диаметр 1,5 м, масса 4,6 т. Хотя некоторые системы, такие как баллистический корпус и электронная начинка, были советской разработки. Одновременно разрабатывалось два варианта бомбы: С-1 и С-2. Но в 1948 году работы по РДС-2 были свернуты. Разработка бомбы шла по четырем направлениям: отработка ядерного заряда, разработка металлического ядра, определение критической массы активного вещества, отработка взрывателя. В СССР еще не было опыта разработки подобных бомб, проведения аэродинамических испытаний корпусов бомб, опыта сбрасывания бомб с больших высот. Однако уже летом 1946 года в КБ-47 были изготовлены чертежи 4 вариантов бомбы и переданы в КБ-11. По этим чертежам к концу года было изготовлено по 10 корпусов бомб на каждый вариант. Параллельно в КБ-11 шла разработка корпуса будущей бомбы, который и был взят впоследствии за основу. Вариантов нейтронного запала взрывателя было предложено целых 20. После экспериментальных проверок был выбран вариант, предложенный Ю. Харитоном и К. Много времени ушло на отработку компановки систем автоматики внутри корпуса». К лету 1949 года были решены и отработаны все вопросы, связанные с конструкцией РДС-1. Первой атомной бомбе дали обозначение РДС-1. Это название произошло от правительственного постановления, где атомная бомба была зашифрована как «реактивный двигатель специальный», сокращенно РДС. Обозначение РДС-1 широко вошло в жизнь после испытания первой атомной бомбы и расшифровывалось по-разному: «Реактивный двигатель Сталина», «Россия делает сама» и т. Руководство испытаниями осуществлялось Государственной комиссией. Испытания РДС-1 были проведены на Семипалатинском полигоне. По словам академика РАН В. Михайлова, «Семипалатинский полигон позволял проводить подземные ядерные взрывы круглый год, хотя зимний период был самым трудным для испытаний».

За основу было решено взять планирование развития экономики на пять лет. Это тот горизонт, на котором всё ясно и, как правило, не может быть больших неожиданностей», — рассказал в беседе с RT научный руководитель Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин. В декабре 1927 года в Москве состоялся XV съезд Всесоюзной коммунистической партии большевиков , на котором были приняты Директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. На ней была одобрена резолюция «О пятилетнем плане развития народного хозяйства». С апреля — мая 1929 года историки отсчитывают начало пятилетнего планирования. Начало индустриализации К периоду индустриализации большинство исследователей относят три пятилетки первую 1928—1932 годы , вторую 1933—1937 годы и третью, начавшуюся в 1938-м. Её стратегические задачи огласил Сталин на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», — заявил советский лидер. Рабочей силы для воплощения в жизнь идей индустриализации было достаточно. Партия и комсомол успешно проводили пропагандистскую кампанию. Многие люди ради более высокого качества жизни уехали в города из сельской местности. Для создания новых предприятий активно привлекались иностранные специалисты. Первая и вторая пятилетки подарили стране Турксиб, Днепрогэс, «Уралмаш», ГАЗ, металлургические и тракторные заводы, а также многие другие стратегически важные промышленные объекты.

Виной тому сильная засуха, в результате чего в Молдавии и на Украине начался голод. Одним из показателей, которые показывают состояние советской экономики после Второй мировой войны, могут являться темпы роста производительности труда. Графически эти данные выглядят следующим образом. Производительность труда СССР и других странах до и после войны Данные показывают процентное изменение показателя относительно 1913 года. Цифры взяты из статистического сборника «СССР в цифрах», опубликованные в 1958 году. Советское руководство часто преувеличивало показатели, но даже если предположить, что цифры увеличены в 2 раза — все равно получаются огромные темпы роста, которые значительно превосходили показатели капиталистических стран. Это было достигнуто благодаря сталинской модели экономики, которая буквально спасла страну: подготовила к войне и позволила в кратчайшие сроки преодолеть ее последствия. К концу 1950 года советская экономика практически полностью была восстановлена после войны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий