Священный Синод одобрил это последование только "к употреблению в тех случаях, когда Таинство Елеосвящения необходимо совершить над больными людьми, находящимися на стационарном лечении"). Текст книги "Таинство елеосвящения (соборование)". Текст добавлен: 28 мая 2022, 04:01.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. почитать молитвы и акафисты, чтобы голову от посторонних мыслей. Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 — 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается Великим постом, но может совершаться и в любой другой день церковного года. Великим постом во всех храмах проходит таинство елеосвящения, или соборования. Сам чин соборования формировался постепенно, и в таком виде, как он сейчас существует, он окончательно сформировался в XV веке.
Чинопоследование Таинства Елеосвящения
Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем, принявшим Таинство Соборования. Таинство соборования, которое часто проводят в храмах Русской церкви во время Великого поста, может помочь лучше подготовиться к празднику Воскресения Христова, РИА Новости, 09.04.2024. Елеосвящение, также соборование — одно из семи таинств Православной и Католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем (отсюда и название таинства). В чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болящего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плоти и духа и всякаго зла». I. Видимую сторону таинства елеосвящения св. Апостол обозначает словами: да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне.
Соборование: какие грехи прощаются?
Как часто можно собороваться? Но чаще чем в раз год собороваться не рекомендуется, поскольку в этом будет проявляться недостаточная вера в силу таинства. Однако эти рекомендации носят относительный характер и, конечно, допускают наличие особых случаев. Лучше всего взять благословение у своего духовника или знакомого священника. Как подготовиться к соборованию? Можно исповедаться и после соборования.
Главное, что требуется от человека, — это его вера. Нужно ли собороваться у своего духовника или в том храме, куда ходишь обычно? Или выбор места соборования не имеет значения? Это естественное проявление общинной жизни храма. Но в силу разных обстоятельств можно собороваться в любом храме.
Есть ли какие-то "противопоказания" для участия в соборовании? Вероятно, тяжелые нераскаянные грехи также могут стать препятствием к участию в таинстве, потому что прощение грехов не может быть автоматическим, без участия и желания самого человека. Также есть разные точки зрения на возможность соборования людей, находящихся без сознания. И едва ли нужно участвовать в таинстве соборования маленьким детям, тем более младенцам. Для женщин определенные физиологические периоды также возбраняют участие в таинствах.
Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи. В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь — и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.
Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая — причем, страдая во Христе, — подлинно очищается и освящается. При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть.
И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять. Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли » Мк. Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте » Мф. Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека.
Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного » Иак.
Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха. Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей — это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, — считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом.
В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением — в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых. История и чинопоследование Таинства Елеосвящения В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного.
До VI века Соборование совершалось в домах, затем — преимущественно в храмах, а с XIV столетия — и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня. Таинство могло совершаться над человеком неоднократно — в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам. В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб. Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой — в зависимости от обстоятельств. Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число.
В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками — во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник. Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся — на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, — ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся — ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше.
Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу , но шире — и в дни Великого поста. Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике.
Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания. Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника. Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари.
Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским Корфским.
Канон Елеосвящения. Священник на соборовании. Соборование живопись. Молитва по исходе души от тела. Последование по исходе души. Последование по исходе души от тела.
Последование крещения схема. Патриархия таинство Елеосвящения. Соборование 7 священников. Пасхальный молебен чинопоследование. Чинопоследование молебна на Пасху. Последование Пасхи книга. Молебен на Пасху последование. Объявление о соборовании в храме. Соборование в храме.
Дата Соборования в церкви. Синайский Требник. Требник 19 век. Требник Петра могилы изображения. Синайский Евхологий книга. Оглавление Требник монашеский. Требник 3 часть. Монашеские имена церковнославянский. Последования молебныя об избавлении от духов нечистых.
Молебен о немощных обуреваемых от духов нечистых. Книга последование молебных пений. Молитва на изгнание нечистой силы. Схема службы Преждеосвященных Даров. Устав схема литургии Преждеосвященных Даров. Таблица литургия Преждеосвященных Даров. Последование литургии Преждеосвященных Даров схема. Заупокойная лития последование. Последование монашеского пострига.
Чинопоследование литургии схема. Отпевание текст. Соборование совершаемое поскору. Последование Святаго Елеа, Соборование. Чин Соборования. Церковнославянский язык. Книги на Славянском языке. Церковнославянский текст. Церковно Славянский язык.
Последование служб Святого Великого поста. Великий четверг 2021 богослужение. ИК 33 Абакан новогодний выпуск 2021. Последование Великого повечерия. Троичен в последование ко святому. Троичен молитва в последовании. Троичен текст молитвы в последовании. Последование службы на Благовещение. Благовещение на церковнославянском.
Последование повечерия.
Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
Экскурсия в монастырь, Свято – Введенскую Оптину пустынь
- Неделя сыропустная. Вечерня с чином прощения
- Чин соборования текст
- Наставления Соборования: как происходит это Таинство
- Наставления Соборования: как происходит это Таинство
- Читайте также
- ПОСЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ. Текст Требника на русском языке
Из глубины веков
- Что такое Соборование?
- Таинство Елеосвящения
- Таинство Елеосвящения (Чин о болящих) — ААЦ
- Соборование: что это, для чего нужно и когда проводится в церкви
О Соборовании тяжко болящего человека
Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, — к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу — дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, — тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Канон, глас 4 Егоже краестрочие: Молитва елеа, пение Арсениево. Имеющий акростих: «Молитвы елея, песнь Арсения». Припев к тропарям: Владыка Христе, помилуй раба Твоего. И ныне: Одна, Пучину Мира родившая! Седален, глас 8.
Иной, глас 4. Кондак, глас 2. Подобен: Вышних ищя. На «Хвалите:» стихиры, глас 4. Таже, Трисвятое. Ектения великая [Здесь вливается в лампаду елей и вино и зажигаются свечи. Диакон: В мире Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мiра, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имя и о господине нашем высоко преосвященнейшем митрополите или: архиепископе или: епископе — имя , почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся. О предстоящих людях, ожидающих благодати Святого Духа, Господу помолимся. Об освящении этого елея силой, и действием, и наитием Святого Духа Господу помолимся.
О рабе Божии [или рабе Божией], имярек, и о еже в Бозе посещении его [или ея], и еже приити на него [или на ню] благодати Святаго Духа, Господу помолимся. О рабе Божием [или: о рабе Божией] имя , и о Божественном посещении его [или: её], и о пришествии на него [или: неё] благодати Святого Духа, Господу помолимся. О еже избавитися ему [или ей] и нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. О избавлении его [или: её] и нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани его [или ю] и нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани его [или: её] и нас, Боже, Твоею благодатию.
Господи, помилуй, 12. Приидите, поклонимся: трижды. Псалом 142 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый.
Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой.
Дух Твой благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.
Жертва Богу — дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит.
Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, — тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Канон, глас 4 Имеющий акростих: «Молитвы елея, песнь Арсения». Припев к тропарям: Владыка Христе, помилуй раба Твоего. И ныне: Одна, Пучину Мира родившая!
Ектения великая [Здесь вливается в лампаду елей и вино и зажигаются свечи. О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся. О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.
О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имя и о господине нашем высоко преосвященнейшем митрополите или: архиепископе или: епископе — имя , почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся. О предстоящих людях, ожидающих благодати Святого Духа, Господу помолимся. О рабе Божием [или: о рабе Божией] имя , и о Божественном посещении его [или: её], и о пришествии на него [или: неё] благодати Святого Духа, Господу помолимся. О избавлении его [или: её] и нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды Господу помолимся.
Защити, спаси, помилуй и сохрани его [или: её] и нас, Боже, Твоею благодатию. Затем первый из священников читает молитву над лампадой с елеем. Да будет известно, что по уставу Великой Церкви при совершении Елеосвящения вместо воды вливают вино в лампаду. Диакон: Господу помолимся.
Молитва священника над елеем Господи, по милости и состраданию Своему исцеляющий сокрушение душ и тел наших! Сам, Владыка, освяти и этот елей, чтобы послужил он помазывающимся им во исцеление и к избавлению от всякой страсти, [болезни телесной,] скверны плоти и духа, и от всякого зла: чтобы и в этом прославилось Твое всесвятое имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Прочие же священники вместе с ним тихо читают ту же молитву, а в это время поются следующие тропари. Глас 2: О величии твоем, девственник, кто может рассказать?
В том, что и меньшим числом иереев Таинство совершается и действует, конечно, сомнений быть не может: Господь подает Свои дары людям, сколько бы священников ни совершали эту службу. Для чего совершается Церковь исходит из слов Апостола Иакова, первого епископа Иерусалимской Церкви: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Это значит, что Соборование: поможет больному человеку: если на это есть воля Божия; принесет здоровье и исцеление также тем, кто не одержим телесными недугами — но разве может кто-либо назвать себя здоровым духовно?
Именно в силу последнего обстоятельства существует традиция приходить на Таинство и физически здоровым людям: многие со смирением приходят для того, чтобы получить разрешение грехов, забытых по немощи человеческой памяти, но отравляющих душу и тело. И, конечно, Божия Благодать, полученная в Таинстве, укрепит пройти пост, особенно тех, кто делает это впервые. Есть и другой взгляд на Соборование — католический. Его понимают, как «последний обряд», совершаемый перед смертью, когда уже нет надежды на продолжение земной жизни.
Православные же исходят все же из слов ап. Иакова — но также полагаются на Божию волю. Есть множество свидетельств как исцеления и облегчения болезней после Елеосвящения, так и — того, как Таинство помогло мучимых недугом «к смерти» мирно перейти ко Христу. Все грехи снимаются?
Речь идет только о тех, которые: не могут быть исповеданы тяжко больным человеком в силу его крайней немощи; забытые; как правило, это даже у часто приступающих к Исповеди христиан — мелкие грехи, совершаемые ежедневно, даже ежечасно — и тут же забываемые; но, как мешок с песком, они висят за плечами человека, тяготя душу и тело. А вот грехи, которые человек скрыл на Исповеди сознательно например, из ложного стыда, или по лукавству , Соборование не разрешит. Не простятся и грехопадения, совершаемые «в здравом уме и твердой памяти», в которых человек просто не желает раскаяться. Рекомендуем: Шпаргалка для исповеди: перечень грехов для покаяния Совершается в церкви не только Великим постом Как правило, расписание совершения Таинства в храме действительно появляется на Четыредесятницу.
Но кроме этого, оно может быть совершено также: в Рождественский, Петров, Успенский посты — на многих приходах существует и такая традиция; вообще в любое время и день, даже перед Рождеством, на Пасху когда вроде бы не время покаяния , если это необходимо больному человеку; в этом случае о Таинстве договариваются индивидуально, а проходить оно может не только в храме, но также на дому или — по обстоятельствам — даже в больнице. По существующей практике, к Соборованию приступают: физические здоровые люди — раз в год, обычно в один из постов; больные — столько раз, сколько это необходимо, и в любое время. Как готовиться и что с собой взять Во многих храмах можно увидеть объявления о Соборовании, в которых содержится настоятельная рекомендация прийти на Исповедь и Причастие до или сразу после Таинства в зависимости от того, на какой день оно назначено и когда проходит ближайшая литургия — полная или Преждеосвященных Даров. Хотя Устав не содержит прямого требования Исповеди и Причастия до или после Елеосвящения, это требование все же правильно ввиду того, что оно действительно разрешает забытые грехи — но в других человеку следует искренне покаяться, и, конечно, принять Святые Тайны.
Они освящаются до его начала, а затем верующие забирают их домой, чтобы помазываться во благословение. Кроме этого: во время Таинства принято стоять с зажженной свечой; желательно иметь с собой чистые салфетки, которыми после помазания можно будет убирать излишки масла, чтобы оно не попадало на одежду; салфетку затем сжигают в печи; стоит также позаботиться о том, чтобы для помазания были доступны лоб, верхняя часть груди, ладони; зачастую на Таинстве поэтому не очень удобно стоять в верхней одежде.
Чинопоследование Таинства Соборования
Таинство соборования (елеосвящения) совершается обычно над больным, для получения им от Бога исцеления от болезни и отпущения грехов. Краткий чин елеосвящения, или соборования, читается священнослужителем ради исцеления больного человека. В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над православ-ным верующим старше семи лет, страдающим телесным и душевным неду-гом.
Чинопоследование Таинства Елеосвящения
Таинство соборования | поют священнослужители, затем певчие и народ. |
Русская Православная Церковь Заграницей - Официальная Страница | Существует, например, чин краткого Соборования, утвержденный Священным Синодом на заседании 26 декабря 2012 г. |
Чин святаго елея поскору | Елеосвящение, или Соборование может быть совершено столько раз, сколько это необходимо; масло, которое используется во время него, освящается непосредственно перед Таинством. |
О правилах Соборования: как происходит это Таинство | Однако существует чин сокращенного соборования, который служат в исключительных случаях, когда у священника нет времени или возможности проводить полный чин. |
Последование Таинства Елеосвящения на церковнославянском языке
Текст книги "Таинство елеосвящения (соборование)". Текст добавлен: 28 мая 2022, 04:01. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. Однако существует чин сокращенного соборования, который служат в исключительных случаях, когда у священника нет времени или возможности проводить полный чин. Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем (растительным маслом), больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных. Елеосвящение по православному чину должно совершать над верующими при их старости и дряхлости в тех лишь случаях, когда их постигает определенная тяжелая болезнь или тяжкое болезненное состояние.
Как не надо
- Чинопоследование Таинства Елеосвящения
- Требник, часть 1
- Тот, кто видит свои грехи, блаженней, чем тот, кто и умершего воскресит
- Почему Елеосвящение называется Соборованием?
- Соборование: как, где, когда и для чего?