ОПГ «Перваки» Локация: казанский микрорайон «Первые Горки» Группировку «Перваки» еще в 1970-х годах основал житель казанского микрорайона «Первые Горки» Ринат Шагвалиев: поначалу он просто хотел научить местных парней давать сдачи уличной банде из соседнего. ОПГ "Чайники" появилась в Казани в середине 80-х годов. Название получила из-за того, что в первые годы существования группировки ее члены вывешивали на подконтрольных ОПГ территориях чайники. ОПГ «Тукаевские» — одна из старейших казанских группировок, была сформирована еще в 1980-х годах. Сделав ОПГ «Жилка» мощной и влиятельной группировкой, сам Хайдар Закиров завоевал авторитет и признание преступного мира Казани.
«Казанским» припомнили драконовское прошлое. "севастопольские" хроники Банда севастопольские
Правоохранительные органы считают его криминальным лидером, примкнувшим к казанской ОПГ «Чайники», входившей в ОПС «Жилка». Главная» Новости» Жилка опг последние новости. «Жилка» — организованная преступная группировка (ОПГ), действовавшая с конца 1970-х до середины 2000-х годов на территории Казани (республика Татарстан). ОПГ — все новости по теме на сайте издания Не всех участников драки с оружием в Казани отправили в СИЗО. Одна из самых легендарных контор Казани, в том числе и благодаря названию. Существует много версий о происхождении названия Чайники: От магазина в. Главная» Новости» Опг тукаевские казань последние новости на сегодня. организованная преступная группировка 80-ых годов Казани.
Участникам ОПГ «Тукаевские» грозят сроки вплоть до пожизненного
Группировка чайники в казани | ОПГ — все новости по теме на сайте издания Не всех участников драки с оружием в Казани отправили в СИЗО. |
Война Казанских бандитов | Истоком казанского феномена считается преступная группировка «Тяп-Ляп», возникшая в начале 1970-х на окраине города в районе завода «Теплоконтроль». |
Участникам ОПГ «Тукаевские» грозят сроки вплоть до пожизненного // Новости НТВ | Главная» Новости» Опг тукаевские казань последние новости на сегодня. |
Казанские группировки глазами жителей города: 3 реальные истории | Беглого члена ОПГ «Седьмовские» признали виновным в расстреле 17-летнего футболиста и его друзей, но заслуживающим снисхождения. |
Арестованного члена ОПГ «Тукаевские» снова отправили в СИЗО
Осужденный на 22 года главарь банды казанских киллеров Александр Никитин попросил суд смягчить ему наказание. Накануне стало известно, что в Казань экстрадировали предполагаемого члена ОПГ «Калуга», 56-летнего Динара Мифтахова. Главная» Новости» Казань опг последние новости. Опг тукаевские казань последние новости на сегодня. Одна из самых легендарных контор Казани, в том числе и благодаря названию. Существует много версий о происхождении названия Чайники: От магазина в. Сафина Дания Мидхатовна — инспектор по делам несовершеннолетних Московского РОВД Казани (55-е отделение милиции) c 1980-го года — времени зарождения «казанского феномена, асфальтных войн и акций «с добрым утром».
Казанский «пасьянс»
Все семеро подсудимых тщательно скрывали лица. Вину в предъявленных обвинениях категорически отрицали. Изначально семерка настаивала на суде присяжных, но, посоветовавшись с адвокатами, от этой идеи было решено отказаться.
Ну это я на свою мозоль давлю, ибо с той истории очень много во мне перевернулось». В седьмом классе уехал во Владивосток, в восьмом вернулся — Казань не узнал. Какие-то банды, группировки... Пароль, который спрашивала группка молодых лбов.
Я жил в районе, который назывался «56-й квАртал» ударение на первый слог — казанский диалект. У него были враги: — «Мебелька» — район через дорогу, единственным отличием которого от нашего было наличие мебельного магазина. Были друзья: — «Чайники». Когда тебя спрашивали «Ты откуда? Били даже лежачих, и до такой степени, чтобы не смог двигаться. Мог отговориться, сказав «Не при делах», то есть чушпан.
Были еще градации вниз: чухан — по нынешнему ботаник, и мареха — зачморенный, закноканный человек. Были девчонки «настоящих пацанов» — матрешки, которые ждали своих парней после тюрьмы-малолетки. Я хорошо учился, был чушпаном, то есть не «мотался», и считал, что это нормально. Пошли разговоры, что типа приехал из Владика, кончай отдыхать, и все такое. К лету я подтянулся, решил стать крутым. Крутизна заключалась в том, что врагов необходимо было каждый день мочить.
Хрен знает. Наверное, потому что враги. Мы им делали «добрый вечер»: собирались человек десять с арматурой, перебегали на другую сторону дороги и метелили ровесников этой арматурой. Пробить голову арматурой называлось «сделать копилку». На моем счету нет удачных копилок, а вот у меня на голове и у моего друга есть. Мебельские или еще кто-то сделали ему такую операцию.
Только она называлась "доброе утро"». Понятия Пацанские понятия были более мягкие, чем блатные. Ключевую роль в них играли запреты: нельзя было курить, употреблять алкоголь и наркотики, сотрудничать с милицией, барыжить и убегать во время драки. Зато можно служить в армии, заводить семью, зарабатывать деньги. Понятия работали только среди своих — с лохами можно было поступать как угодно. Андрей: «Понятия разъясняли гораздо раньше, чем ты оказывался в группировке.
Мне это рассказали одноклассники в классе 7-8-м — как здороваться, кто должен первым руку протягивать, что западло, что не западло. Пацан должен следить за базаром: нельзя беспричинно оскорблять человека, употреблять какие-то слова. Или нельзя никого посылать, потому что в ответ тут же надо становиться в отмах. Опять же: ты группировщик, и тебя оскорбляют — не имеешь права промолчать. Должен, несмотря ни на что, встать в отмах. А если ты этого не сделаешь, про тебя могут сказать, что ты, мол, так и так, тебя опустили словами.
За это могли спокойно отшить». Антон: «Короче, был у нас такой персонаж, который с одиннадцати лет был в группировке — из интеллигентнейшей мажорной семьи. Семья неполная — вообще большинство было из неполных или неблагополучных семей. Либо из очень благополучных, но где дети были заброшены. И вот он потрясающе рамсил! Мы поехали в ДК, там был выпускной с красными ленточками, и зацепились с местными.
И он прямо тринадцати людям отвечал, и он был как МС просто, такой гоп-МС, — все мог рассказать и пояснить. Он, кстати, потом на юрфак пошел, потом в прокуратуру и посадил низовских и кинопленовских, которых особенно ненавидел. Потом занялся строительным бизнесом — интересная история у него такая».
Если он отказывался это делать и дрался, то тогда его признавали «своим».
Представитель «суперов», который отличился в драке, мог быть повышен до «молодого» [76]. По мнению Юрия Щекочихина, верхушку каждой «конторы» составляли исключительно уголовные элементы [18]. Общак У каждой конторы была собственная коллективная касса — «общак», формируемый из добровольных взносов членов этой конторы разовых и регулярных и из средств, добытых преступным путём [49] , в том числе и путём вымогательства мелочи у школьников — это действие называли словом «шакалить» [77] [78]. Обычно молодого человека спрашивали о наличии карманных денег, и если он говорил, что у него не было денег, его просили подпрыгнуть, чтобы по звуку определить наличие денег.
В случае обнаружения мелочи человека избивали [43]. Сбор денег в «общаки» вёлся и в школах в классе было по три-четыре члена группировки : ежемесячно и пионеры, и комсомольцы платили в «общак» 2 или 3 рубля [47] [6]. Собранные деньги шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, в том числе и находившихся в заключении [16]. За сбор общака отвечали «смотрящие» [60].
Группировщики, которые занимались квартирными кражами в одиночку или небольшими компаниями, платили бандам дань за то, что не могут быть активными членами банды. Салагаев в газете «Космомолец Татарии» утверждал, что сумма всех «общаков» достигала 1 миллиона рублей, а в « Литературной газете » утверждалось, что главари покупают на средства из общаков себе машины. Представитель «тяп-ляповцев» отвергал заявления о машинах у лидеров, утверждая, что лишь одна группировка может «позволить себе» такую роскошь [79]. При этом именно у « первогоровских » в Казани появились первые жёлтые внедорожники типа «Хаммер» [60].
Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь». Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом. По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43]. Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81].
Девушек, которые состояли в отношениях с парнями из «контор», на жаргоне называли «матрёшками» [77]. С каждой бандой были связаны и так называемые «общие девочки», жившие строго по законам какой-то конкретной «конторы» и являвшиеся сексуальными партнёршами всей компании [49] , что вызывало у некоторых девушек откровенное отвращение [81]. Среди «общих девочек» были как вступившие на этот путь добровольно, так и вынужденные сделать это под угрозами [82]. Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских.
Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83]. Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71]. Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53].
В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15]. В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53]. Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26]. В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось.
Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86]. Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2]. Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1].
Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65]. По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит. Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2]. Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37].
У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л. Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89]. Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3]. У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18].
В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов. Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53]. У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы. Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15].
Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15]. Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие». На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты.
На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали. Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76]. Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91]. Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43].
В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16]. Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71]. Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92]. В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68].
Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры. Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53]. В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15]. Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94].
Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43]. Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95]. В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96]. Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97].
Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26]. В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15]. По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка. Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13].
Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99]. В некоторых письмах утверждалось, что в большинстве банд характерными видами деятельности были «драки, изнасилования и пьянки» [21] , а из развлечений — кино- и видеосеансы, тренировки и походы на танцплощадки не столько с целью развлечения, сколько с целью подраться и самоутвердиться [100]. Некоторых за отказ приходить на дискотеку подвергали наказанию группировка могла и «опустить» провинившегося, помочившись на него [85]. Лица с активно выраженным чувством достоинства или с увлечениями, отличными от интересов «конторы», не приживались в ней [73].
В то же время в некоторых бандах обязанностей участвовать в драках или «мотаться» иным образом не было, а сами они говорили, что спокойно могли заниматься спортом, ходить в кино или клуб [90]. Существовали банды, члены которых могли позволить себе купить мотоцикл «Ява» , чтобы спокойно на нём выезжать из района и возвращаться обратно [43]. Некоторым «конторам» запрещалось нападать на любого парня с девушкой, на детей в возрасте до 10—12 лет и на взрослых, хотя в 1990-е годы во время бандитских войн «мотальщики» чаще нападали на родителей или близких родственников жертвы. По воспоминаниям Романа Лебедева, состоявшего в группировке «Рабочий квартал», в 1980-е годы угрозы родителям или близким родственникам воспринимались городскими авторитетами крайне серьёзно, и в случае совершения подобной выходки всю группировку могли серьёзно наказать [68].
Члены банд, по словам Гараева, всегда следовали принципу «слова чести», сдерживая любые данные обещания этот принцип стал характерным для многих дворовых молодёжных группировок в России и в последующие годы [3] ; верность идее группировки, взаимная поддержка и обязательство отомстить за любого из друзей также составляли кредо многих банд [93]. Недопустимость предательства была главным правилом для каждой из группировки: также многим запрещалось просить у кого-то что-либо, «крысятничать», воровать у своих и иногда смотреть на жён своих друзей [43]. Защищая идею лидерства в бандах, некоторые члены «контор» говорили, что дворовый лидер всегда стоит выше других по уму и жизненному опыту и способен научить не только плохому: для выживания в банде якобы было достаточно соблюдать «законы социальной справедливости, принятые в мальчишеском мире», хотя такие законы были далеки от норм обычного общения [101]. По словам члена группировки «Юдино» Олега Николаева, члены банд наподобие «Грязи» запоминали все случаи нападения на своих людей и обязательно мстили нападавшим, прививая чувство страха своим противникам [1].
На танцплощадках и дискотеках группировщики появлялись в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства: по сложившейся традиции, они в такой одежде собирались в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу, исполняя символический ритуальный танец и не подпуская в этот круг. Позже они стали строиться в колонну по четыре и танцевать «квадрат», делая шаг назад, шаг вперёд и ленивый выброс ноги вверх. Их походку называли «пингвиньей», а вскоре её переняли студенты и члены комсомольских дружин. Члены группировок стали чаще появляться в кафе и ресторанах Казани [15] [13].
Выход из банды Выход из банды на жаргоне называли «отшиванием» [102]. Покинуть банду добровольно было психологически сложно: к покинувшим группировку домой приходили бывшие «соратники» и вымогали деньги, нередко избивая при посторонних и обвиняя в предательстве хотя сами «авторы» считали бессмысленным пребывание в уличной банде [103]. Те, кто стремился выйти из «конторы», старались получить в драках как можно более серьёзную травму — повреждение головы автоматически означало, что группировка больше не будет беспокоить [104]. Другие же откупались суммой в размере 250 рублей [105].
Из банды могли изгнать за ряд провинностей, включая кражу у своих «крысятничество» , беспричинные оскорбления, нападения без причины [106] , прогул сборов без уважительной причины [107] , нарушение данных ранее слов использовался термин «пропацанить» [68] , проявление трусости [52] , неумение держать удар о таких говорили, что он «сломился» [106] , а также употребление наркотических веществ за употребление алкоголя или курение не исключали, но сильно избивали [107]. Многих, кто пытался по собственной воле выйти из банды, постоянно избивали [108] или публично унижали — «гасили», оплёвывая и уничтожая его репутацию [16] [92] , или «опускали», совершая публичный акт мочеиспускания на пострадавшего и превращая его в изгоя. Имел место случай, когда группировка района Дербышки забила до смерти человека, которого было решено изгнать из банды [71]. Если человек выдерживал избиение всей бандой «пацанский» способ выхода из банды , то обретал свободу и возможность при необходимости перейти в другую группировку; оплёванный же «чушпанский» способ навсегда становился изгоем и не мог больше стать членом дворовой банды [92].
В 1980-е годы отслужившего в армии признавали автоматически «стариком» и давали ему право выйти из банды без последствий и остаться её почётным членом [60]. Страх перед главарём банды и нежелание прослыть трусом оказывались порой сильнее страха перед уголовным наказанием за драку или убийством: главным образом поэтому члены дворовых банд почти никогда не выдавали кого-нибудь из своих даже в суде [109]. В то же время имели место случаи, когда родители заступались за своих детей перед «мотальщиками», путём угроз заставляя последних оставить некоторых ребят в покое [110]. Мотивация По данным опроса И.
Юсупова и Э. В 1990 году Ю. Фисин и С. Опрос показал, что каждый пятый член «конторы» совершал противоправные деяния под влиянием «группового эмоционального заражения».
Некоторые из хулиганов говорили, что только в группе обретали уверенность в своих силах [91] ; многие также констатировали, что только в группировках они могут быть самими собой, поскольку у них отпадает необходимость врать и изворачиваться [95]. Представители «контор» нередко осуждали открытое письмо школьника Валерия в газету « Вечерняя Казань », в котором тот описывал «кухню» типичной группировки, называли предателем и обвиняли в искажении подлинной картины уличных группировок Казани [112]. Авторы ряда писем считали свои практики нормальными для советской молодёжи и говорили о поддержке ценностей товарищества и патриотизма; другие же романтизировали банды, представляя их боевой элитой [113]. Так, некоторые авторы утверждали, что все члены группировок активно занимались спортом [91] и считали для себя честью как службу в армии, так и работу на заводе у станка [18].
На фоне этого группировки пользовались поддержкой от многих школьников, для которых грань между «правильным» и «неправильным» была размыта [114]. Мальчишек в группировках также привлекала некая психологическая общность, которая обеспечивала им защиту в условиях города, поделённого на враждебные территории: в связи с этим они доверяли меньше закону и больше «конторе». Наконец, юноши рассчитывали благодаря своему статусу и силе добиться расположения со стороны девушек [115]. Представители отдельных группировок утверждали, что именно из членов уличных банд вырастают настоящие «защитники Родины»: в одном из писем говорилось, что восемь членов одной «конторы» служили в Афганистане, а один был посмертно награждён орденом за спасение девушки [116].
Отслужившие в армии становились почётными членами «конторы» и могли участвовать в её делах в том объёме, в каком посчитают нужным [16]. В то же время авторы некоторых других писем утверждали, что упоминаемая «мотальщиками» мотивация является ложью от начала до конца [117]. Согласно письмам в редакцию «Вечерней Казани», драки между «мотальщиками» происходили исключительно по их желанию, и вмешательство взрослых в том числе представителей органов правопорядка в дела банд вызывало у них крайнее недовольство, порой выражавшееся в угрозах ответных действий. В то же время образование банд носило исключительно оборонительный характер, чтобы позволить подросткам защитить себя в драке; некоторые из них готовы были применять арматурины и шары только в случае прямой угрозы жизни [118].
Быкова, после разгрома державшей в страхе Казань банды «Тяп-ляп» стали поднимать голову другие группировки, каждая из которых захотела занять своё место на вершине преступного мира Казани. В то же время руководство Быкова осталось крайне недовольным результатом исследования Соцгорода , по итогам которого Быков сделал вывод о наличии там идеальных условий для образования преступных группировок [119]. Танеева сообщила в Приволжский отдел милиции, что в училище многие ребята надевают значок одного образца — красный треугольник Речфлота РСФСР, а в течение недели было раскуплено 2500 таких значков. Много позже милиция выяснила, что банды придумывают таким образом собственные знаки различия.
А вскоре начали давать показания и другие преступники, отбывающие наказание. Причем не все они теперь свидетели, некоторые даже признаны потерпевшими. Один из «Тукаевских» Ринат Рамджанов совершил убийство, но стал не только подсудимым, но и потерпевшим по делу ОПГ в которой состоял.
Он задолжал крупную сумму членам своей группировки. Знал, что если не отдаст долг, последует расправа. Поэтому взял пистолет и попытался ограбить знакомого директора ломбарда, предполагая, что у того может быть при себе крупная сумма наличными.
Потерпевший вышел из машины, завязалась потасовка, и в драке директор получил смертельное огнестрельное ранение. Из этих показаний стало ясно, что внутри ОПГ возникла отдельная банда из семи человек во главе с Кирилловым.
Бригадир казанских киллеров захотел на свободу. Что решил суд?
После разгрома ОПГ «Тяп-Ляп» некоторые из ее участников, оставшиеся на свободе, вошли в новую группировку — «Хади Такташ», которая появилась в 1982 году. ОПГ "Чайники" появилась в Казани в середине 80-х годов. Название получила из-за того, что в первые годы существования группировки ее члены вывешивали на подконтрольных ОПГ территориях чайники. Это был классический образец казанской уличной банды, с жесткой иерархией и железной дисциплиной, основанной на криминальных понятиях. ОПГ «Чайники» и «Карла Маркса» тогда схлестнулись в битве, нанося друг другу удары арматурами. По версии следствия, ОПГ орудовала на территории Казани с 2006 года и в ее состав входило несколько бригад. участника легендарной ОПГ «Чайники».
Казанские банда "Низы" заработала на Московском рынке и проститутках
Хайдер воспринял отказ на удивление спокойно. Поэтому никто не удивился, когда в течении месяца были расстреляны практически все участники Анохинской бригады. А сам авторитет пережил несколько покушений. После последней неудачной попытки завалить его, Анохин решил больше не испытывать судьбу, и уехал из Казани. Фирма конечно же перешла под контроль «Жилки». Хайдер пытался также взять под свой контроль, принадлежавшую «Низам» фирму, базу стройматериалов в поселке Левченко.
Фирма была под контролем у людей Сапога. Поэтому Хайдер отправил своих киллеров убить Сапога и его людей. Киллеры отправились на дело 23 января 1996 года. Информатор сообщил, что бригада Сапога гуляет в кафе «Мозаика». Убийцы приехали на улицу Восстания, зашли в кафе и расстреляли присутствовавших там участников бригады Сапога.
Но самого авторитета не было среди гулявших. Киллеры расправятся с ним позже, 27 марта того же года. Понимая, что «Жилка» в лице Хайдера практически напрямую объявила войну «Низам», Ларионов с Фахриевым начинают искать союзников. И находят их в лице Севастопольской преступной группировки, которой также «Жилка» встала поперек горла. Лидер «Жилки» Хайдар Закиров будет убит в августе 1996 года.
Но убьют его совсем другие люди, которым он также перешел дорогу. Криминальный авторитет из «Низов» Тагир Шаехов, оставшийся контролировать Московский рынок в Казани, после убийства Хайдера, был заподозрен в том, что во время противостояния с «Жилкой», вел двойную игру — снабжал Хайдера информацией. Поэтому 31 декабря 1996 года, в канун нового года, его убивают киллеры из Севастопольской группировки. После этого на весь рынок претендует Данил Зарипов и его бригада. Это совсем не нравится его соратникам из «Низов», которым приходится контролировать менее выгодные бизнесы, и поэтому внутри группировки назревает недовольство.
Место Шаехова хотят занять многие авторитеты из группировки «Низов». Война за Московский рынок В октябре 1997 года на авторитетов, продолжающих контролировать Московский рынок, происходит покушение.
В суде задержанный согласился с предъявленным обвинением в подделке документа и представил еще один, на этот раз якобы подлинный паспорт гражданина России на имя Руслана Ворганова. Однако еще до суда в полицию Черногории поступила информация о том, что на самом деле Аликас Каткевич является гражданином России, имя которого неизвестно, но он разыскивается российскими правоохранительными органами за совершение особо тяжкого преступления. Вскоре экспертам удалось установить совпадение оттисков пальцев рук на дактилоскопической карте Аликаса Каткевича с находящимся в международном розыске Зуфаром Утягановым. При помощи автоматизированной поисковой системы идентификации личности также было установлено сходство фотоизображения Каткевича и разыскиваемого Утяганова. И деньги тут ни при чем Еще раз следователи удивили журналистов сообщением о том, что в ходе расследования деятельности «казанских» не изучалась финансовая сторона дела. То есть на какие средства существовали предполагаемые руководители ОПС, где взяли стартовый капитал и откуда брали деньги на развитие бизнеса, в основном ресторанно-гостиничного и игорного, официально не известно. Между тем сразу после арестов Сайманова и Юсупова в местной прессе стала появляться информация о сотрудничестве последнего с крупными девелоперскими и нефтяными компаниями республики. В частности, с известным оператором коммерческой и жилой недвижимости Татарстана «Сувар-Казань».
Компания известна такими проектами, как крупнейшие торгово-развлекательные комплексы «Сити-центр», «XL», «Ривьера» и «Suvar Plaza». Кстати, через несколько дней после ареста Юсупова и Сайманова правоохранительные органы республики распространили информацию о загадочном исчезновении президента «Сувар-Казань» Бориса Чуба. Сообщалось, что он уехал на своем катере на рыбалку и не вернулся. Спустя две недели, по данным следственного управления республики, его тело обнаружили в Каме. Уголовное дело объемом 75 томов расследовалось более двух с половиной лет. По делу допрошено свыше тысячи свидетелей и проведено более 200 судебных экспертиз. Девять из них содержатся под стражей, остальные под подпиской, поскольку, как сообщили в республиканской прокуратуре, им не инкриминируется статья «Бандитизм» и они участвовали лишь в одном эпизоде преступной деятельности. Десять подсудимых свою вину признали полностью, Сайманов и Юсупов — частично. Кстати, еще одно отличие «Севастопольских» от других татарстанских ОПС обнаружилось в том, что они сразу отказались и от суда присяжных, и от судебной коллегии из трех судей. Между тем в ходе следствия уголовное преследование в отношении участников банды по некоторым фактам похищения людей и незаконного оборота оружия и боеприпасов было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Оглашение обвинительного заключения началось в понедельник. На процесс многие из арестованных явились при параде — в рубашках и пиджаках, вот только лица практически все они старались скрыть. Один из подсудимых предстал в медицинской маске, многие прятали глаза под козырьками бейсболок. А вот сам Дракон скрыться от фото- и телекамер не пытался. Перед оглашением обвинения Андрей Баринов, содержащийся отдельно от «братьев по оружию», попросил судью «посадить его вместе со всеми». Но судья оставил прошение без удовлетворения. А вам там одному даже комфортнее», — заключил он. Дадут даже не десять,а пару лет основным фигурантам. Так вот-пару лет,а там УДО,амнистия,пятое-десятое…короче,после всего этого люди уже будут считаться кристально честными бизнесменами,ведь за все они уже ответили. Верховный суд Татарстана во вторник огласил приговор одному из лидеров казанской преступной группировки "Севастопольские" Зуфару Утяганову по прозвищу Утюг.
Его признали виновным в двух десятках убийств, причем некоторые из них осужденный совершал лично, передает "Интерфакс" со ссылкой на помощника председателя республиканского суда Наталью Лосеву. Российская Фемида вынесла удивительно мягкий приговор матерому преступнику, хотя гособвинение просило для него еще меньше. Поражает своими размерами не только сам срок наказания по полгода за каждое убийство , но и избранные преступнику условия заключения - отбывать наказание Утяганов будет в исправительной колонии общего режима. Реальное же наказание может быть еще меньше, если главарь "севастопольских" выйдет на свободу условно-досрочно. При таком раскладе получается, что за убийство российское правосудие наказывает всего двумя-тремя месяцами лишения свободы. Правда, официально столь мягкий приговор объясняют тем, что преступник активно сотрудничал со следствием. Как пояснил старший помощник прокурора Татарстана Равиль Вахитов, на счету Утяганова 22 убийства, четыре из которых он совершил лично. По ходатайству прокурора из обвинения были исключены статьи "бандитизм" и "покушение на шесть убийств" в связи с истечением сроков давности. Приговор еще не вступил в законную силу, но Утяганов может его обжаловать лишь в части срока. Пока неизвестно, воспользуются ли стороны этим правом.
Между тем, гособвинение просило для подсудимого всего 7,5 года колонии. Утяганов рвался в большую политику, но сенатором не стал Группировка "Севастопольские" была создана летом 1992 года Ленаром Речаповым по кличке Узкий первоначально он был одним из лидеров банды "Борисково". В то время главарь проживал с семьей в московской гостинице "Севастополь", являясь одним из ее учредителей. Отсюда и происходит название банды, в которую вошли несколько казанских преступных бригад. Постепенно к "Севастопольским" примкнули казанские группировки "Низы", "Грязь", "56-й квартал", "Бригада "Ильфатея", "Чайники" и другие. Целью "бандитского холдинга" стало устранение конкурентов в криминальном мире. Главным соперником "Севастопольских" оказалась группировка "Жилка" "Жилплощадка" во главе с Хайдаром Закировым по прозвищу Хайдер. Также противниками Речапова и его приспешников стали члены бригады "Новотатарские" и другие банды. Конфликт разразился из-за борьбы за сферы влияния и источники дохода. В частности, противоборствующие кланы хотели "крышевать" Казанский ликеро-водочный завод.
Жертв непременно добивали контрольными выстрелами, а свидетелей тоже не оставляли в живых. В период с 1992 по 1996 годы участники банды уничтожали участников противоборствующих группировок на территории ряда субъектов РФ. Например, 5 августа 1992 года именно Утяганов лично совершил первое убийство в составе банды. В ночь с 23 на 24 марта 1996 года прямо на территории гостиничного комплекса "Севастополь" в Москве гангстеры Утяганова совершили убийство четырех человек, а 26 августа 1996 года в Санкт-Петербурге - убийство трех человек. В Казани в это же время были совершены убийства 12 человек. Часто "севастопольские" действовали дерзко, и даже выдавали себя за милиционеров. Например, в октябре 1994 года группа "севастопольских", одетых в милицейскую форму и камуфляж, задержала темно-синий автомобиль BMW с двумя "жилковскими". Пленников, которыми оказались Андрей Маврин и Константин Ширшов, вывезли в заброшенный дом в Адмиралтейской слободе. Там "севастопольские" выяснили у похищенных местонахождение лидера противоборствующей группировки Хайдара Закирова, а потом убили заложников. Двое телохранителей, прикрывшие собой босса, погибли, но сам мафиозо спасся.
Год спустя "Севастопольские" все же убили Хайдера выстрелом из снайперской винтовки. В 1998 году тот же Барин помог "56-му кварталу" организовать в Казани покушение на лидера конкурирующей банды "Савинка" по кличке Хомяк. Обвиняемый привез из Москвы взрывное устройство и снайперскую винтовку. Однако план ликвидации Хомяка провалился: устройство, прикрепленное к днищу его машины, не сработало, а сам он, узнав о заговоре, скрылся из города. К моменту задержания многие из членов группировки, которым сейчас исполнилось по 40 - 50 лет, обзавелись семьями, легальным бизнесом в Москве и Казани: одни владели ресторанами, другие - строительными и торговыми фирмами, и все производили впечатление вполне добропорядочных граждан. Следует отметить, что преступники также довольно успешно штурмовали политический "олимп". Например, Зуфар Утяганов участвовал в выборах в Госсовет Татарстана, правда, в последний момент он был снят с регистрации. А другой лидер - Радик Юсупов - к моменту своего ареста занимал должность спортивного директора футбольного клуба "Рубин". Как сообщалось, оба новых лидера "севастопольских" находились в международном розыске и были задержаны Интерполом: Утяганова поймали в Черногории 8 октября 2009 года, а Моисеева - в Польше. Примечательно, что при задержании Утяганов предъявил паспорт гражданина Литвы Аликаса Каткевича.
Чуть позже он признал, что документы подделал и попробовал представить еще один паспорт - на сей раз на имя российского гражданина Руслана Ворганова. Веры "литовцу" уже не было, поэтому в Россию для идентификации личности был направлен соответствующий запрос, снабженный отпечатками пальцев. После проверки по базе данных они совпали с отпечатками Утяганова Зуфара Абдрахмановича, писала газета "Бизнес Online. Моисеев в настоящее время находится под следствием. Он сознался лишь в части предъявленных ему обвинений. Между тем 18 апреля 2011 года в Верховном суде Татарстана стартовал повторный процесс над 14 членами банды "Севастопольские", на счету которой десятки убийств и другие тяжкие преступления. Приговор по первому процессу, вынесенный в августе 2010 года, был оспорен прокуратурой Татарстана как слишком мягкий. Так, двое были освобождены от наказания в связи с истечением срока давности. Причем среди них оказался один из лидеров - 44-летний Радик Юсупов по прозвищу Дракон. В отношении еще троих фигурантов суд уголовное преследование прекратил в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Остальным были назначены наказания от условного срока до 9,5 года колонии общего режима. Среди осужденных был и прежний спортивный директор футбольного клуба "Рубин", 47-летний Рустем Сайманов Сайман. Он получил всего шесть лет колонии общего режима. Со своей стороны гособвинение запрашивало для 12 "севастопольских" от 8 до 13 лет колонии строгого режима и лишь двоих предлагало из-за истечения срока давности оправдать или назначить им минимальные сроки наказания. Офицер стал киллером Как ни странно, некоторых членов банды "севастопольские" затягивало в криминальный мир достаточно случайно. Но в итоге они тоже становились киллерами даже против своей воли, о чем свидетельствует эпизод с участием подсудимого Марата Ганеева. На суде отставной офицер российской армии рассказал, что в 1985 году познакомился со своей будущей женой Лилей, у которой была родная сестра Ляля. Обе девушки дружили с некой Анией, которая являлась женой Рустема Сайманова. По окончании военного училища в 1988 году Марат Ганеев уехал служить в Молдавию. А в начале 1990-х годов офицер был уволен из рядов Вооруженных сил и возвратился с супругой в Казань.
В 1993 - 1994 году он долго не мог найти работу. В то время Сайманов уже активно занимался бизнесом и слыл успешным предпринимателем. Сайманов познакомил приятеля со своими коллегами, а чуть позже Ганеев узнал, что они являются участниками группировки "Севастопольские", штаб-квартира которой располагалась в одноименном отеле в Москве. Там же проживали некоторые участники группировки. Сайманов попросил Ганеева переквалифицироваться в его личного телохранителя, закончив для этого специальные курсы. Отставной офицер заочно устраивается в охранную фирму "Контр", а после окончания курсов получает деньги на покупку оружия.
Иногда воровали в магазинах и комиссионках.
Везде были «улицы», которые воевали между собой. Например, часто подходили и спрашивали: «Ты с «улицы», при делах? Перевожу: «Ты с группировки? Участвуешь в жизни этой группировки? В фильме «Слово пацана» парня убили после положительных ответов на такие вопросы. Если бы он ответил отрицательно, остался бы жив. Но ответить отрицательно означало отречься от своих, что тоже равносильно смерти от своих же».
Максим: «Некоторые девчонки крутили романы с пацанами с «улиц» и презирали честных девчонок. Хороших девчонок обычно не обижали, хотя бывали беспредельщики». Фото: кадр из сериала «Мелочь прятали, чтобы не звенела» Тарас: «По улицам ходить было не опасно, просто мелочь надо было прятать, чтобы не звенела. Когда ловили, заставляли прыгать. А если мелочь находили, то отнимали. Группировки выходили на сборы только вечером. Воевали за самые сладкие куски города.
Или другие вопросы решали». Амир: «Днем в Казани было нормально. Ночью — да, страшно, в чужие районы лучше было не соваться без острой необходимости. Однако существовало правило: если парень в чужом районе провожает девушку, его не трогали. В принципе, обычным людям пацаны угрозу редко представляли, если только попадались редкие отморозки. В основном они друг с другом воевали, ну и в 1990-х коммерсов крышевали. Поэтому простые работяги не боялись гулять по городу, потому что интереса для группировки почти не представляли, если только у них на руках или дома не была крупная сумма денег.
Девушки остерегались появляться в чужих районах. Моя знакомая рассказывала, что ее дважды в 1990-х пытались изнасиловать. Однажды затолкали в машину и повезли. Но она предупредила, что является подругой родственницы местного авторитета и за нее их всех вальнут. Те созвонились, им дали команду срочно ее отпустить. Сразу отпустили. В школах с девчонок не требовали деньги, не щемили их в отличие от парней.
То есть пацанские дела их никак не касались». Максим: «Если ты член группировки и отправился в чужой район один, тебя если поймают, то отгребешь по полной. Если идешь с девушкой или с родителями, то не трогали, западло было трогать. В 90-е перестали ходить район на район, просто начали стрелять друг друга. Тогда же многие отошли от дел и пошли учиться, как я. Отношения с ребятами мы поддерживаем до сих пор. Кто-то стал бизнесменом.
А вот в политику никто не сунулся, по крайней мере я таких не знаю». Амир: «Драки случались разные. Вначале проходили по договоренности «старших» — честные, на кулаках, стенка на стенку, без арматур. Было принято даже не бить ногами. Позже стали драться с арматурами на поражение, вот там уже началась жесть. Слышал, что в таких драках погибало много парней. Случалось, когда с арматурами нападали на парней из другой «улицы» и целенаправленно забивали насмерть».
Тимур: «Группировщики, которых я знаю, были из неблагополучных семей. Например, мой одноклассник Андрей — «супер» из «Чайников» — считался самым крутым пацаном в классе. При этом его отец сидел за убийство, а мать работала дворничихой. Расцвет пришелся на конец 80-х и 90-е. В нулевые закончилось потихоньку. Одни умерли, других убили, третьих посадили. У всех участников банд плохая судьба.
А почему это началось? Мое мнение — от желания быть крутым. Сотрудников милиции не уважали, нравственных примеров не было, а тут ты «лазаешь», получаешь уважение пацанов, любовь девчонок, бесплатный секс, бабло, траву. Сплошные ништяки.
Утром 10 июня 2002 года "низовские" в доме по улице Побежимова, где жил Хоттабыч, устроили засаду. Когда Галиуллин вышел из квартиры и стал спускаться по лестнице, он получил смертельное огнестрельное ранение в голову. Зарабатывали на «крыше» и проституткахСледователь Фатхуллин рассказывает: предприниматели, которые торговали на рынке, должны были каждый месяц отдавать «крыше» определенную сумму и часть товаров. Например, в 2001 г. Тех, кто отказывался платить, избивали до полусмерти или сжигали точку так сгорел павильон сотовой связи «Телефон. По оперативным данным, в среднем в месяц Московский рынок приносил "Низам" около 300 тысяч рублей. Дополнительный доход приносила сеть притонов: группировке принадлежали 8 агентств, в которых трудились четыре десятка проституток. Младшим из них было по 15 лет. Не все девушки работали добровольно — некоторых просто продавали в сексуальное рабство. Этот бизнес приносил группировке до 1,5 млн. Криминальные авторитеты сегодняСтрого говоря, слово «криминальный» уже не применимо к нынешним авторитетам: сегодня это уважаемые бизнесмены, свой капитал на криминальной ниве они уже заработали, и сейчас стремятся направлять его в легальные сферы. Время «быковатых» личностей прошло. Нынче лидеры «бандитской Казани» не гнушаются высшим образованием, в том числе и юридическим. За три года в общей сложности были осуждены 20 человек.