Медведя славяне называли «ком». У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски. «Комами» славяне называли медведей. Наши предки знали, что медведи чувствуют приход весны. Считалось, что лесному «хозяину», просыпающемуся первым после долгой зимы, нужно было принести дар.
Смотрите также
- Кого называли комами?
- 24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица презентация
- Кого называли комами?
- История возникновения названия
Первое и важное: когда будет праздник Масленицы
- Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки
- Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
- Комоедица — Масленица 20 марта: как на Руси отмечали праздник
- Кого называли комами?
- «Это – встреча весны!». В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя
«Это – встреча весны!». В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя
«Комами» славяне называли медведей. Наши предки знали, что медведи чувствуют приход весны. Считалось, что лесному «хозяину», просыпающемуся первым после долгой зимы, нужно было принести дар. На Руси медведя называли "Кома", почему было выбрано именно это слово? Первый блин кому — медведю, тотемному хранителю рода славян, Медовому Зверю. У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски.
Кого древние славяне называли комами?
Узнайте последние новости о событиях, связанных с традиционной русской культурой, древними обычаями и фольклором. А потому, что Великий Велес, обладая способностью к оборотничеству, чаще всего любил приходить на праздники в виде медведя, то есть «кома». В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя. Поэтому «медведь ком» может быть понимаем как символ опасности или угрозы, нависшей над человеком.
Комы медведи по древнеславянски - фотоподборка
Пеpвым нa пoмocт вocхoдил пaтpиapх, зa ним — цapь, кoтopый пpинимaл oт пaтpиapхa блaгocлoвение. Зpелище былo тopжеcтвеннoе: цapь в шaпке Мoнoмaхa, в пopфиpе, пaтpиapх в cияющих oдеждaх и мнoжеcтвo бoяp, oдетых в пapчевые феpези бяpcкaя oдеждa c длинными pyкaвaми, oдевaемaя пoвеpх кaфтaнa , в выcoкие coбoльи гopлaтные шaпки, кoтopые дocтигaли пoлyметpa и веpх кoтopых был pacшит пapчей, гocти, пpикaзчики и дъяки в зoлoтых кaфтaнaх; нa пaпеpти Apхaнгельcкoгo coбopa pacпoлaгaлиcь инocтpaнные пocoльcтвa, a вoзле пoмocтa — cтpельцы c бapaбaнaми и знaменaми, — oт зpелищa зaхвaтывaлo дyх y пpocтoгo нapoдa, кoтopый теcнилcя пo плoщaди и дaже зaбиpaлcя нa кpoвлю Бaгoвещенcкoгo coбopa. Милocтыня и пиpы — для нищих и cтpaнникoв Пocле тopжеcтвеннoгo мoлебнa, пpoиcхoдил oбмен пoздpaвлениями cнaчaлa междy цapем и пaтpиapхoм, зaтем междy цapем и бoяpaми, a пocле цapь пoздpaвлял вcех, и вcя плoщaдь в oтвет пoздpaвлялa цapя; зaкaнчивaлocь пpaзднеcтвo paздaчей пoдapкoв: пpиближенным дocтaвaлиcь пиpoги и яcтвa, a пpoчемy людy — денежнaя милocтыня. Пocле cлyжбы блaгoчеcтивые гopoжaне cтapaлиcь пoмoчь нищим и yбoгим, paздaть милocтыню, ycтpoить yгoщения для cиpoт и вдoв, пoмoчь бoльным, yгocтить cтpaнникoв. Бoяpе и знaть пocещaли cтpaннoпpиимные дoмa, бoгaдельни, ocтpoги. Пo деpевням нa 1 cентябpя пocле цеpкoвнoй cлyжбы ycтpaивaли пиpы, нa кoтopых coбиpaлacь вcя деpевенcкaя oбщинa. B пocледний paз нoвoлетие тaким oбpaзoм oтмечaлocь в нapoде в 1699 гoдy. Пpaзднoвaть Hoвый гoд cледoвaлo мacкapaдaми и yвеcелениями, cтpельбoй из пyшек, фейеpвеpкaми и бaлaми. Bпpoчем, внедpение нoвoгo пopядкa шлo co cкpипoм, a Pyccкaя пpaвocлaвнaя цеpкoвь oткaзaлacь пpинимaть нoвшеcтвo и пpoдoлжилa cчитaть, чтo нoвoлетие нacтyпaет 1 cентябpя кaждoгo гoдa. Раньше на Руси Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие, которое в современном календаре приходится на 20 или 21 марта, — один из четырех главных праздников года в древней языческой традиции и один из самых древних.
По сути — это земледельческий Новый год. Помимо встречи Весны и празднования начала Нового года, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога. Существует мнение, что в древности медведя славяне именовали Ком и отсюда поговорка — «первый блин комам», то есть медведям. Поэтому ранним утром, до завтрака, с песнями, плясками и прибаутками жители деревни несли в лес Медвежьему богу «блинные жертвы» испеченные к празднику блины и раскладывали их на пеньках. А уже после начинались пиршества и широкие гуляния. Комоедицу ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями праздника в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось. Праздник ждали и к нему готовились Фото: garanga, по лицензии Shutterstock. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень.
Бились всерьез, считая, что пролитая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю. В последний день праздничных гуляний преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» — старые, отслужившие свое Обереги или просто старое тряпье с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра все плохое и отжившее. Сразу после праздника начинались тяжёлые будни, люди принимались за сельхозработы, которые продолжались всё тёплое время года. Комоедица: история, суть и традиции праздника древних славян История возникновения и суть Комоедицы Традиции празднования Народные приметы Другие праздники в день весеннего равноденствия Во всем мире аграрные цивилизации празднуют окончание зимы и встречу весны, начало земледельческого года. Некоторые праздники насчитывают тысячи лет, потому их традиции смешиваются с другими или начинают забываться, как Комоедица. Что это за праздник, как и кто его отмечал — в материале 24СМИ. История возникновения и суть Комоедицы Рассказ об истории праздника следует начать с того, что стало его основой, а также с различий с другими традициями встречи весны. Для славян пробуждение медведя от спячки — такой же верный признак приближения весны, как у американцев сурок, выглядывающий из норки, чтобы увидеть собственную тень. Медведь у древних славян — властелин леса, зверь, воплощающий силу и могущество.
Славяне ассоциировали зверя с Велесом — покровителем междумирья, богом, которому подвласны Явь и Навь. Зимой Велес бродил по лесам в обличье большого черного медведя, а весной оборачивался человеком. Знак Велеса — бычья голова или медвежья лапа. Ком — медведь, но не совсем. По легендам, это волшебный медведь, дух леса, живущий внизу в утолщении ствола. От того же корня образовано слово «комель» — толстая часть ствола у корневища. Деревья спиливали «под комель». Команика или куманика — ягода, растущая на лесных опушках и по берегам рек. Как и простой медведь, он был голоден и слаб. Чтобы напитать хозяина леса силой, женщины пекли обрядовые блины, которые и несли на опушку.
Клали на пни, жилище духа, с тем, чтобы хозяин леса распределил подношение среди нуждающихся лесных обитателей. Из этого обычая возникла пословица «первый блин комам», т. Вместе с тем весенний обряд мог быть частью культа почитания предков. Культ медведя — один из самых древних культов поклонения животным-предкам. Он существовал у славян, финнов, саамов, нивхов, айнов. Археологические находки свидетельствуют, что медведю поклонялись еще древние неандертальцы. Средневековые финны верили в то, что медведи — это божества, спустившиеся с небес, способные перевоплощаться. Поэтому, убивая медведя, они просто позволяли божеству отправиться домой. Процесс поедания медвежьего мяса сопровождался сложными ритуалами, призванными показать уважение к зверю и снять с человека вину за убийство. Похожие обряды были у нивхов, коренных жителей Сахалина, у саамов, относящихся к финно-угорским народам.
Эти обряды могли стать причиной возникновения названия праздника — «Комоедица», т. Некоторые источники описывают Комоедицу как праздник у белорусов, который приходился на 24 марта 6 апреля. Означал празднование прихода весны и связывался с моментом пробуждения медведя в берлоге. Автор описания — этнограф Павел Васильевич Шейн, который перепечатал статью священника Симеона Нечаева за 1874 год. Он описал празднование в селе Бегомль Минской губернии. В подтверждение привел белорусскую поговорку о том, что «На Овечницу медведь впадает в спячку, на Сретенье — поворачивается на другой бок и начинает сосать вторую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги». Традиции празднования Согласно описанию, данному Шейном, женщины на Руси готовили особые ритуальные кушанья из продуктов растительного происхождения. Первое — сушеный репник травянистое растение семейства крестоцветных. Второе блюдо — овсяный кисель. Третье — гороховые блины или «комы».
Первое символизирует растительную пищу в принципе. Второе и третье — продукты, которыми угощали хозяина леса и старались задобрить. После обеда совершали ритуал пробуждения медведя. Каждая семья укладывалась «спать», но не спала, а перекатывалась с боку на бок, имитируя поведение медведя в берлоге. Однако тот факт, что описание встречается только в единственном экземпляре, заставляет этнографов сомневаться в его правдивости. В некоторых интернет-источниках Комоедицу объединяют с Масленицей.
Масленица в Барнауле. Евгения Родочинская Как связаны Комоедица и Масленица? Славянская Комоедица — это "предок" Масленицы. После принятия христианства Комоедицу постепенно "сдвинули" к началу весны и стали праздновать перед Великим постом. Название "Масленица" связано с тем, что в последнюю неделю перед Великим постом нельзя есть мясо, но еще можно — рыбу и молочные продукты, в том числе сливочное масло, пишет rasenya. Мишки Комоедица: традиции праздника Главным блюдом Комоедицы был блин, который в славянской языческой традиции символизировал солнце, сообщает artsgtu. В День весеннего равноденствия почитали "медвежьего бога".
Обратим внимание на множественное число "Комоедицы". Этот праздник отмечали не только в конце зимы, но и в начале. Хотя со временем остался только весенний праздник. Это первое существенное отличие от Масленицы. Второе это наличие в обрядности медведя, который в Масленице участвует очень редко, а в Комоедице занимает основное место. Ведь праздник и назван в честь него. В честь Кома. Ком — одно из названий медведя у славян. На самом деле это порядочная глупость с долей истины. А истина в том, что, действительно, настоящее имя того, в честь кого устраивали праздник нельзя было произносить. За упоминание "Волан-де-Морта" языческих богов, а конкретнее, упоминание Велеса, христианская церковь по голове не погладила бы. Как связаны медведь и Велес мы уже разбирались. От названия медведя - "ком", произошли некоторые современные слова и выражения. Например названия медвежьей ягоды - команика, она же ежевика. Морошка по другому зовется команицей. А выражение "впасть в кому", "коматозное состояние" идентично медвежей спячке в берлоге.
Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Проведите ритуал пробуждения медведя: пусть ребенок наденет костюм или маску медведя, заляжет в берлогу из подушек, а вы «будите» его, бросаясь шариками для сухого бассейна или скомканной бумагой. Потом путь медведь вас догоняет. Поменяйтесь ролями. После пробудей начинались игрища. Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место городок. Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк. Проведите с ребенком одну или несколько забав: постройте городок из подушек и устройте его взятие или залезьте на столб-канат за подарком… 12.
Ярилины дни. Комоедицы. Приход Весны-Весты. Масленница.
Который был официальным до 19 века, и традиционная Православная церковь не могла его искоренить. По традиции в этот день чествовали Солнце, как главное божество Славянской мифологии — Ярило. По Славянскому летоисчеслению многих родов именно этот день был началом нового года, поэтому считалось, что этот день нужно отмечать по особенному. Все одевали свои лучшие наряды и устраивали посиделки с песнями и угощениями в самой большой избе села. В этот день возбранялись любые работы по хозяйству.
Скотину по возможности выгоняли на солнышко. Считалось, что если в этот день светит солнце, то и год будет хорош для урожая. По этому дню говорили какой будет май. Если вначале светит солнце, а потом небо затягивало тучами и начинал идти снег, то говорили «Ярило, поманил, да обманул в мае вначале тепло будет, а потом снега бойся!
Забылин ещё в 19 веке: "Масленичная неделя так же называлась "Сырной неделей", потому что в это время русские готовят «сырные» блюда - из яиц и молока масло, творог, сыр. Масленичное пиршество условно разделяли на 3 части: встреча масленицы Ярилины дни ; масленичный разгул или широкая масленица встреча богини Весты ; и проводы масленицы проводы богини Морены. Основную роль в русской масленице играют блины, которые хозяйки выпекают в течение всей сырной недели, - в течение всей сырной недели наши предки ходили друг к другу в гости и угощали друг друга блинами и прочими лакомствами. В некоторых областях России - «больших вотчинах» - в воскресенье на проводах масленицы на центральную площадь съезжались «несколько сот лошадей», при этом наездники наряжались в соломенные колпаки и кафтаны.
К вечеру молодежь собиралась с песнями и плясками. Кульминацией праздника был обряд поджога кучи соломы - каждый, «взяв со своего двора по снопу соломы», приносил ее с собой на празднество. В Сибири на проводы масленицы готовили «несколько саней огромного размера и устраивали на них с парусами и снастями». В это судно садились «и люди, и медведь, и госпожа масленица, и разные паяцы».
В сани впрягали по 20 лошадей и возили их по улицам с песнями и прибаутками. Вместо блинов в этом регионе готовили, как правило, печенье хворост. В Ярославле на масленицу пели коляду, которую обычно в России пели на святках. В Сольвычегодске и Костромской губернии к масленице готовили пиво всем двором, а потом распивали его в течение всей сырной недели.
Пермяки к масленице готовили брагу и пиво, «зажиточные покупали и вино».
Изучение следов наводит на мысль, что в первые два-три дня у зверя отсутствует целенаправленность движений. Это похоже на свободное хождение ради удовольствия двигаться. Слайд 15 Свободное бродяжничество упорядочивается к концу мая, и звери постепенно сосредотачиваются на первых проталинах с проростками трав, на солнечных склонах оврагов, на берегах незамерзающих рек и ручьев. Начинается ранневесенний период питания, скудный по количеству пищи, «голодный».
На протяжении этого периода медведи продолжают использовать жировые запасы, накопленные с осени. Слайд 16 Полностью свои жировые запасы медведи теряют к концу летнего сезона, а те, у кого их было недостаточно, начинают терять и мышечную массу. Слайд 17 На Земном шаре живет 8 видов медведей. Бурый медведь. Слайд 18 Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги.
Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: Бурые медведи замечательно помнят все ягодные и грибные места в лесу. Поиграйте в игру «У медведя во бору». Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила 1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его. Указания к проведению Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины.
Слайд 19 Белый медведь. Лапы белого мишки намного шире, чем у других медведей.
Животные в мифах и легендах. Хозяином языческого леса был медведь. Легенда о медведе. Медведь в мифологии. Славянские боги Ожиганов Велес.
Ожиганов Славянская мифология. Берендей Славянская мифология. Велес Бог у славян картины. Русский мужик с медведем. Медведь на древнеславянском. Медведь Русь славяне. Славянский медведь.
Бестиарий волк. Старославянский медведь. Бестиарий медведь. Боги Руси Велес. Велес Бог боги славян. Древний Славянский Бог Велес. Скандинавский Берсеркер.
Славянские Берсерки рыкари. Ульфхеднар Берсерк. День пробуждения медведя. День пробуждения медведя Славянский праздник. Праздники славян медведь. Берендей оборотень медведь Славянская мифология. Медведь арт.
Бог Велес медведь. Славянский воин медведь. Медведь тотемное животное славян. Славянские Тотемы животных. Медведь с самоваром. Чаепитие в живописи. Велес скотий Бог.
Велес — языческий Бог богатства. Картина Максима Кулешова "Богатырская застава. Богатырская застава Кулешов. Тотемные столбы древних славян. Тотемы славян волк медведь. Тотем тотемизм. Тотемизм у древних славян.
Кулачный бой с медведем на Руси. Битва медведей. Картины славянской тематики. Боевой медведь. Масленица состязания. Русские забавы на Масленицу. Спортивные состязания на Масленицу.
Перетягивание Канатна Масленица. Ульфхеднар Скандинавская мифология. Скандинавия Викинги язычество воины. Ульфхеднар Викинг. Берендей оборотень медведь. Берендей мифология славян.
При этом праздновалась Комоедица не один день, а целых две недели — неделю до и неделю после дня весеннего равноденствия. Сопровождалась она различными ритуалами и весёлыми играми, которые символизировали проводы зимы и встречу весны, а также почитанием славянского медвежьего бога Велеса. Фото: wikipedia.
Вскоре, согласно этой версии, Комоедица стала называться Масленицей, поскольку приходилась на Сыропустную неделю, когда уже запрещалось есть мясо, но ещё разрешались молочные продукты, в том числе и масло. Вторая версия более приземлённая: согласно ей, Комоедица — это местный народный праздник, который отмечали на территории современной Белоруссии, а точнее — в Минской губернии. Единственный сохранившийся письменный источник о нём относится к XIX веку — священник Симеон Нечаев рассказал о праздновании Комоедицы в своей статье в 1874 году. Он указал, что праздник отмечается накануне Благовещения и посвящается пробуждению медведя. Третья версия говорит о том, что Комоедица — это древний праздник народов, которые когда-то населяли Европу, и относится он ещё к доантичным временам, а на территорию Белоруссии он пришёл поздно через Польшу правда, доказательств этому нет. В частности, об этом свидетельствует само название праздника — по мнению археолога Бориса Рыбакова, оно восходит к тому же индоевропейскому корню, что и древнегреческая «комедия». Сам праздник при этом археолог относил аж к каменному веку и связывал с охотничьим культом медведя. Достоверно подтверждённой письменными источниками является только вторая, белорусская версия, однако самой распространённой стала первая — славянская. Традиции Комоедицы Традиции Комоедицы также отличаются в зависимости от того, какую версию её происхождения выбрать.
Согласно славянской версии происхождения, Комоедица очень похожа по своим традициям на Масленицу: в это время точно так же пекли блины, точно так же устраивали масштабные гуляния и точно так же сжигали чучело Марены в знак победы над зимой. Однако есть и различия. Прежде всего, они зафиксированы в пословице «первый блин комом», которая на самом деле, согласно версии о славянской Комоедице, звучит как «первый блин комам» — то есть медведям.
Комоедица история праздника
А тогда первый блин отдавали комам, медведям, чтобы задобрить их, призвать весну. А потому, что Великий Велес, обладая способностью к оборотничеству, чаще всего любил приходить на праздники в виде медведя, то есть «кома». День весеннего равноденствия у Славян назывался "Комоедица" и праздновался 20-го или 21-го марта по современному календарю. Древние славяне называли медведя "ком". Кома медведь у славян. Комоедица — Масленица праздники славян.
Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте
- Загадка медведей: почему Русь называла их комами?
- Кома это медведь
- Комоедица история праздника
- Новости страны Северной