Всего Георгий Сааканян сыграл в кино Сталина (а также двойника Сталина, и актера, игравшего Сталина) ровно 36 раз.
Сталин и кино
Когда вождь смотрел фильм, где его сыграл Михаил Геловани, он сказал, что «Сталин симпатичный получился». И в результате в знаменитом советском сериале так и не сыграл, а с Татьяной Лиозновой не разговаривал потом до конца жизни. Образ Сталина в художественных фильмах[править | править вики-текст]. Ищу известного актера старых советских фильмов, который сыграл Сталина ни много ни мало в 53 худ. фильмах. Затем актеру предложили сыграть Сталина уже в фильме. Первым исполнителем роли Ленина в Советском кино стал непрофессиональный актёр, рабочий Василий Никандров в фильме С. М. Эйзенштейна «Октябрь», 1927.
Кто из актеров играл в кино советских вождей?
Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там, на одном из спектаклей, на актёра обратил внимание один из ассистентов режиссёра Юрия Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но он легко мог быть загримирован под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день. А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съёмкам фильма о генерале Карбышеве «Родины солдат» , с Власовым уже никаких проблем не было.
Его имя уже стояло в титрах. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев, специально вызванный режиссёром из Алма-Аты. Адольф Гитлер Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных персонажей сразу начинал с тех, кто уже играл этих персонажей раньше. Незадолго до начала съёмок «Освобождения», в 1967 году, актёр киностудии ДЕФА Фриц Диц сыграл Адольфа Гитлера сразу в двух картинах, в том числе в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат. Именно Фрицу Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но актёру казалось, что он станет заложником одной роли, и уж тем более ему не хотелось стать заложником роли Адольфа Гитлера. Антифашисту Фрицу Дицу роль Гитлера, которую он исполнял также и в театре, в котором работал, порядком поднадоела. С большим трудом удалось уговорить актёра на съёмки в этом фильме, и он потом даже продолжил свою гитлериану в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемом им к постановке фильме «Битва за Москву».
Однако в этом фильме роль Гитлера вместо умершего в 1979 году Дица сыграл Ахим Петри. Другие персонажи Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. Роль маршала Конева исполнил Василий Шукшин, для роли побривший голову наголо. Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах многие из которых выходили в советском прокате , сыграл Отто Скорцени. Итальянец Иво Гаррани, не похожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини. Его же пригласили и в «Освобождение». В фильме «Освобождение», как и в большинстве советских фильмов на историческую тематику, очень скрупулезно подходили к подбору исполнителей известных исторических личностей, что совершенно отсутствует в последние годы, когда высоких людей играют карлики, и наоборот. И даже внешне лица этих персонажей не соответствуют реальным людям. Вина в первую очередь ложится на режиссеров этих фильмов и сериалов, похожих внешне актеров хватает.
Почему я начал свою заметку с исполнителей роли Сталина? Просто он самый известный, кроме Ленина, конечно, исторический персонаж во многих кинофильмах. Сегодня я хочу рассказать о некоторых исполнителях роли Сталина в кино. Михаил Геловани Именно Михаил создал тот образ Сталина, который другие актёры в последствии лишь поддерживали. Более того, практически все фильмы, в которых он играл "Вождя народов", были сняты при жизни самогО "Вождя". С 38-го года, роль Сталина он исполнял в течении 15 лет! Для Геловани роль Сталина стала своеобразной надгробной плитой. После смерти вождя в 1953-м году и особенно после XX съезда КПСС о нем забыли, в кино его больше не приглашали, кадры, где он в роли Сталина, были вырезаны. По иронии судьбы Михаил Геловани умер от сердечного приступа 21 декабря 1956 года - в день рождения Сталина.
В газетах не было некролога, который полагался народному артисту СССР, только короткие информации в траурной рамке. И все-таки рекордсменом по количеству сыгранных «сталиных» был не он, а Георгий Саакян, который сыграл Сталина аж в 36 фильмах. Актер удивительно похож на вождя, и это все замечали еще, когда Саакян был студентом.
Она же его и сгубила. Актер настолько точно воплощал образ вождя, что ни один фильм, где должен был быть Сталин, уже не воспринимался зрителями, если они не видели в нем Михаила Геловани. Он не был похож на Сталина В ноябре 1938 года на советские экраны вышел фильм "Великое зарево", в котором Михаил Геловани дебютировал в роли Сталина. Именно эта картина принесла ему большую славу. До этого он играл вождя только на театральной сцене.
Через образ Сталина он постигал многие философские жизненные грани. Потому не терпел звонков от столичных богатеев с просьбой прийти на корпоратив в сталинском мундире за определенную сумму. Через несколько лет он умер, после этого возраста. И тут же продолжил: - Он всегда разный. Не то, что в разные периоды жизни, он бывал конкретно в один день очень разным. С детьми он один, с членами Политбюро другой, с деятелями культуры третий, с медиками четвертый и т. Где он только не проявлялся как личность! Он дружил с Булгаковым, несмотря на то, что друг друга они во многом не приемли. Чтобы о нем ни говорили, нельзя воспринимать образ Сталина только по тому, как нам рассказывает Сванидзе.
Суханов вспоминает, что каждый день на грим уходило по четыре часа. Эта роль приглянулась Никите Михалкову, и в 2011 году он пригласил Максима Суханова сыграть отца народов в картине «Утомленные солнцем — 2: Цитадель». В 2011 году роль Сталина в картине «Фурцева» исполнил Геннадий Хазанов. Актер признался, что давно мечтал сыграть роль Сталина в большом сериале. Анатолия Дзиваева называют самым убедительным Сталиным российского кинематографа. В роли вождя он появлялся в таких фильмах, как «Тухачевский. Проигрыш», «Жуков», сериале «Убить Сталина» и т. Андро Кобаладзе в роли Сталина в фильме «17 мгновений весны» 1973. Андрей Краско в роли Сталина в телесериале «Есенин». Дута Схиртладзе в роли Сталина в фильме «Жена Сталина».
Умер актер, который сыграл Сталина в фильме «Зоя»
Азарян; «Возвращение домой» Макс - реж. Газаров; «Дом Бернарды Альбы» Ф. Лорки - режиссёр. Саган Московский драматический театр им. Гоголя , «Отверженный ангел» Ш. Джикаева, «Король Лир» У.
Шекспира, «Костыль для лондонского квартала» В. Гутнова Северо-Осетинский академический театр им. Тхапсаева и др. Руководил конно-драматическим театром «Нарты» во Владикавказе. С 1970 года снимался в кино, дебютировав в картинах «Чермен» и «Море в огне».
Анатолий Дзиваев в фильме "Чермен" Позже сыграл несколько ролей в конце 1970-х и 1980-х. Активно стал сниматься в 2000-е годы.
Честно скажу — не смотрел этот сериал. Так… мельком пролистал, чтобы глянуть на Джигарханяна.
Ну что сказать… Сталина там нет. Есть любимый нами Джигарханян. Геннадий Хазанов А вот Хазанов мне понравился. Честное слово.
Может потому что он по-жизни замечательный пародист?! В 2011-м он снялся в сериале "Фурцева". Грим не очень-то скрывает Геннадия. Но это компенсируется замечательной актёрской игрой.
Гузун, который играл в фильме «Первый удар» с Джеки Чаном даже их совместные фотографии со съемочной площадки , жил на вокзалах, ночевал в парках, а недавно попал в больницу. Бродяжничество дало о себе знать — отказали ноги. Коллеги по цеху, которым Гузун никогда не жаловался, были шокированы.
Народный артист России Алексей Шейнин, кажется, не сразу поверил, что все это — совсем не постановка. Алексей Шейнин, народный артист РФ: «Ох, как мы небережно относимся к людям. У него нет званий, ну, и что, ушли без званий многие актеры!
Игорь, держись. Я думаю, что помощь придет». Для актера Владимира Чуприкова, который играл с Гузуном во многих картинах, новость о бедственном положении коллеги по цеху стала настоящим ударом.
Вопреки запрету принимать новых постояльцев нельзя в связи с пандемией коронавируса директор пансионата не смогла оставить актера на улице. Свободных коек нет, но и диван в ее кабинете — это все же лучше, чем ничего. Людмила Ежова, директор пансионата: «Он очень добрый человек.
Джигурда также отметил, что считает Сталина великим правителем и гением. Но поскольку речь идёт о параллельном мире, наш Сталин может быть в любом виде», — пояснил актер. Фото: youtube.
Кто и как играл в кино Сталина при его жизни?
Ещё один актёр, который удивил меня, сыграв роль Сталина Игорь Кваша снялся в образе Сталина в фильме «Под знаком Скорпиона». продюсер советского кино. Советским фильмом, который впервые изобразил образ не только Сталина, но и Ленина, а также других вождей революции, стал «Ленин в Октябре». Народный артист СССР Рамаз Чхиквадзе сыграл Сталина в фильме Евгения Матвеева «Победа» (1984).
Михаил Геловани: как роль Сталина испортила актеру жизнь
Однако известен лишь два актера, исполнителей роли Сталина, которых вождь хвалил, — Михаил Геловани и Алексей Дикий. Когда вождь смотрел фильм, где его сыграл Михаил Геловани, он сказал, что «Сталин симпатичный получился». Дикий опасался, что не угодил Сталину, и чувствовал себя не очень хорошо. На встрече Сталин спросил Дикого, каким он играл «товарища Сталина».
Также по личному распоряжению вождя актёра перевели в Москву, и все последующие годы он выступал на сцене МХАТа — любимого театра Сталина. Михаил Геловани пятнадцать раз сыграл Сталина в кино и примерно столько же ролей вождя в различный театральных постановках.
Сходство актёра со Сталиным было необыкновенным! И не только внешне, но и в мимике, манерах и поведении. Он не был лично знаком с вождём, но купался в его любви и славе! Менее чем за двадцать лет Геловани сделал головокружительную актёрскую карьеру. Его возил персональный водитель, и он был почётным членом многих творческих жюри и президиумов.
Но образ Сталина практически лишил талантливого актёра других ролей. Режиссёры даже боялись представить себе, что в их постановках «Сталин» вдруг будет играть, например, героя-любовника или что-то подобное. Но Михаила Геловани это ничуть не расстраивало. Потомок обедневшего рода вновь встал знатным и уважаемым человеком. Он очень ревностно относился к тому, когда роль вождя пытались играть другие актёры.
Какие случайности сделали звёзд экрана популярными или, наоборот, заставили уйти из профессии? Какие события, ломавшие судьбы, происходили во время съёмок всеми любимых фильмов? Эти и другие интересные факты вы сможете узнать в нашей новой группе!
Историческая личность Сталин. Сталин француз. Актеры которые сыграли Сталина. Убить Сталина 2013. Домогаров Пореченков. Убить Сталина сериал 2021. Сын отца народов сериал Берия. Алексей дикий актер. Алексей дикий актер роль Сталина. Дикий Алексей Денисович в роли Сталина. Сталинградская битва фильм 1949. Рихард Зорге сериал. Александр Домогаров Рихарда Зорге. Домогаров Зорге. Домогаров в роли Рихарда Зорге. Депардье Сталин. Актер играющий Сталина. Трипольский актер. Товарищ Сталин фильм. Михаил Геловани Сталин. Михаил Геловани актер. Орхан Абдулов Сталин. Троцкий сериал Сталин. Орхан Абдулов Троцкий. Коба фильм про Сталина. Танки фильм 2018. Танки 2018 Андрей Мерзликин фильм. Фильм про Кошкина т-34. Фильм про т34 с Мерзликиным. Геловани артист и Сталин. Артисты сыгравшие Сталина. Русские актеры сыгравшие Сталина. Актер двойник Сталина Геловани. Броневой в гриме Сталина. Серго Закариадзе в роли Сталина. Бухути Закариадзе Сталин. Сталин в фильме освобождение. В роли Сталина в фильме освобождение. Игорь Кваша. Евгений Князев Сталин. Орлова и Александров актеры. Леван Мсхиладзе Сталин. Тень Сталина Леван Мсхиладзе. Леван Мсхиладзе в роли Сталина. Тень Сталина сериал актёры. Сталин актеры. Актеры одной роли Сталина. Гуськов в роли Сталина. Лучший исполнитель роли Сталина. Третий удар фильм 1948. Алексей дикий Сталин. Арчил Гоголашвили Сталин. Андро Кобаладзе. Кобаладзе, Андрей Александрович.
СТАЛИН и актеры сыгравшие "вождя народов" в кино и театре.
Кто из российских актёров играл Сталина в кино – Самые лучшие и интересные новости по теме: Актеры, роли, сталин на развлекательном портале Стало известно о том, что заслуженный артист России Александр Вонтов, сыгравший Иосифа Сталина в фильме "Зоя" о Герое Советского Союза Зое Космодемьянской, повешенной фашистами, на 74-м году своей жизни. Грузинский актёр Михаил Геловани сыграл Сталина в 15 фильмах, был всячески обласкан властями, получал звания и награды.
Игорь Кваша («В круге первом»)
- Подписаться
- «До сих пор помню запах валерианки, который стоял по всем коридорам школы»
- Иосиф Сталин: Новости
- Сталиниана — Википедия
- Кто играл сталина
- Роль, поставившая на актере крест
Жизнь и судьба Василия Сталина
Он не был похож на Сталина В ноябре 1938 года на советские экраны вышел фильм "Великое зарево", в котором Михаил Геловани дебютировал в роли Сталина. Когда Кончаловский предложил ему сыграть роль Сталина, это оказалось самым неожиданным предложением в карьере актера. Народный артист СССР Рамаз Чхиквадзе сыграл Сталина в фильме Евгения Матвеева «Победа» (1984). 30 апреля скончался Георгий Демуров, советский, российский актер и театральный деятель, народный артист России. Он не был похож на Сталина В ноябре 1938 года на советские экраны вышел фильм "Великое зарево", в котором Михаил Геловани дебютировал в роли Сталина. Для Сталина был даже организован отдельный небольшой кинозал, где Сталин смотрел кино вместе с самыми близкими ему людьми.
Умер актер, который сыграл Сталина в фильме «Зоя»
Георгий Демуров сыграл Иосифа Сталина в сериале «Конвой PQ-17». Не даром его называют Сталиным номер один советского и российского кино. На роль был утвержден артист Малого театра Алексей Дикий, который до этого уже дважды играл Сталина в кино: "Рядовой Александр Матросов" и "Третий удар". Сопровождавший Сталина секретарь Поскребышев попытался сказать ему, что этот молодой человек вовсе не молдаванин, а первый секретарь Днепропетровского обкома партии.
Он был актером Сталина
Соглашусь с Георгием в оценке актерского мастерства Геловани, а также Трипольского, Гомиашвили и Горбатова. В наше время Сталина играет кто угодно, лишь бы мужеска полу, с накленными усами, имитацией... На мой взгляд, неудачная формулировка, борис заборский.
Первая его роль была в фильме «Три жизни», а после он стал не только играть в кино, но и осваивал профессию режиссера. Роль, поставившая на актере крест Однажды Геловани предложили сыграть роль Сталина в одном спектакле. Актер согласился и с этого момента его актерская карьера в корне изменилась. Михаил Геловани в фильме «Великое зарево» Сходство с вождем было таким большим, что зрители даже открывали рты и переглядывались, мол, не сам ли Иосиф Виссарионович на сцене? Выдавал его только рост — Геловани был чуть выше. Затем актеру предложили сыграть Сталина уже в фильме. Тут его сходство оценили не только зрители, но и сам руководитель страны!
С тех самых пор Геловани все время играл одну и ту же роль.
Йонинас А. Саломеи Нерис С. Поэма о Сталине. Наше солнце — Сталин! Антоновская А. На Батумском рейде: Повесть. Вишневский В. Незабываемый 1919-й: Пьеса в 3 актах.
Леонов Л. Слово о первом депутате. Ольхон А. Енисейская легенда: Сказ о И. Погодин Н. Кремлёвские куранты: Пьеса. Родному Сталину: Сб стихотворений ленинградских поэтов. Чичаева Е. Про депутата бессменного, друга нашего неизменного, товарища Сталина — отца любимого: Сказ.
Гольдберг А.
Позже Армен Борисович согласился быть ведущим в документальном фильме «Как умер Сталин». Каждый день на грим уходило по четыре часа. В 2011 году Никита Михалков пригласил Суханова сыграть отца народов в картине «Утомленные солнцем — 2: Цитадель». Фото: кадр из фильма Тем не менее отношение к Сталину у актера критическое: «Сталин — это большая беда для нашей страны, - говорил он в интервью. А что касается роли, то здесь ты должен Сталина полюбить на какое-то время, иначе он у тебя не получится». Андрей Краско в образе Сталина.
Совершенно не похожего Сталина сыграл Андрей Краско в телефильме Есенин». Такой же карикатурный образ получился и у Жерара Депардье в фильме «Диван Сталина». Геннадий Хазанов в роли вождя народов. Фото: кадр из фильма Михаил Ефремов примерил образ вождя в программе «Гражданина Поэта». Дмитрий Певцов в образе Сталина на сцене театра "Ленком" в спектакле "Капкан". Театральная условность допускает отсутствие портретного сходства, Певцов «усилил» образ кавказским акцентом. Но в этом спектакле есть более похожий на Иосифа Виссарионовича двойник.
Его играет Леван Мсхиладзе. Михаил Ефремов в образе Сталина.
«Красный монарх»
- Михаил Геловани - актёр, режиссёр - фильмография - советские актёры - Кино-Театр.Ру
- «Красный монарх»
- Сталин и кино
- Кто играет Сталина в сериале Власик? Чем известен актер?
- Умер актёр Александр Вонтов, сыгравший Сталина в фильме "Зоя"
Тэги статьи
- Новая викторина - каждый день!
- Кто играл сталина
- Кто играл сталина
- Умер актер, который сыграл Сталина в фильме «Зоя» | 360°
- Подбор актеров на роли исторических личностей
- СТАЛИН и актеры сыгравшие “вождя народов” в кино и театре.
Слишком красив для Сталина
Его считали энергичным человеком и страстным актерам. Для многих товарищей Дзиваев стал примером и сыграл важную роль в их жизнях. В последние годы своей жизни актер появился в картинах «Тэли и Толи», «Похороните меня за плинтусом» и «Духless 2». Лада, Осетинская Елизавета Николаевна, Межрегиональная общественная организация «Центр содействия коренным малочисленным народам Севера» признаны в РФ иностранными агентами. Автор: Лунева Зоя.
Но когда вырос, ознакомился с этими документами и понял, что не все так однозначно», — признался Джигурда. Актер уточнил, что документы связаны со сталинскими репрессиями, в том числе в рядах высшего офицерского состава армии СССР. Джигурда также отметил, что считает Сталина великим правителем и гением.
Имеются, однако, ошибки.
Это нетипично и не соответствует действительности. Действительность дает обратную картину. Портрет Желябова нужно удалить: нет аналогии между террористами — пигмеями из лагеря зиновьевцев и троцкистов и революционером Желябовым. Упоминания о Сталине надо исключить. Вместо Сталина следовало бы поставить ЦК партии. Убийство Шахова не должно служить центром и высшей точкой сценария: тот или иной террористический акт бледнеет перед теми фактами, которые вскрыты процессом Пятакова — Радека. Центром и высшей точкой сценария следовало бы поставить борьбу двух программ, двух установок: одна программа — за победу социализма в СССР, за ликвидацию всех остатков капитализма, за независимость и территориальную целостность СССР, за антифашизм и сближение с нефашистскими государствами против фашистских государств, против войны, за политику мира; другая программа — за реставрацию капитализма в СССР и свертывание социалистических завоеваний, против независимости СССР и за государственное расчленение СССР в угоду фашистским государствам, за сближение с наиболее сильными фашистскими государствами против интересов рабочего класса и в ущерб интересам нефашистских государств, за обострение военной опасности и против политики мира. Дело надо поставить так, чтобы борьба между троцкистами и Советским правительством выглядела не как борьба двух котерий[ 1.
Но из этого следует, что сценарий придется переделать, сделав его по всему содержанию более современным, отражающим все то основное, что вскрыто процессом Пятакова — Радека. С ком. Эту сталинскую концепцию, столь четко выраженную в письме, следует рассматривать на фоне той истеричной вакханалии «охоты на ведьм», которая развернулась в стране — на страницах газет, на собраниях, на киноэкранах. Ровно неделю спустя после сталинского письма относительно «Великого гражданина» передовая статья «Правды» провозглашала: «Ни одна неполадка, ни одна авария не должны пройти для нас незамеченными. Мы знаем, что агрегаты сами не ломаются, котлы сами не взрываются. За каждым таким актом спрятана чья-то рука. Не рука ли это врага — вот первый вопрос, который должен возникнуть у каждого из нас в тех случаях». И горе тем, кто, по мнению Сталина и его ближайшего окружения, разоблачал «скрытых врагов» и агентов, их жен и детей недостаточно энергично.
Так, летом 1937 года в статье о перевыборах в комсомоле, указав, что они прошли уже в более чем полторы тысячи первичных организаций, «Правда» угрожающе констатировала: «Между тем по пальцам можно пересчитать собрания, где остро, боевито обсуждались вопросы комсомольской работы, где в ходе обсуждения кандидатур были разоблачены отпрыски фашистских агентов, пробравшиеся в комсомол». Только с учетом условий тех лет, когда нарастал чудовищный террор против собственного народа, когда население страны ежедневно отравлялось ядом подозрительности, когда процветали вопиющие беззакония, пытки, когда в потоке взаимного доносительства невозможно уже было отделить обезумевших от страха обывателей от беспринципных карьеристов, следует анализировать фильм «Великий гражданин» и письмо Сталина относительно первого варианта его сценария. Отдельные пункты сталинского письма, то есть отдельные конкретные указания, были учтены авторами фильма. Относительно первого — о нетипичном противопоставлении возраста представителей ЦК и «оппозиции» — можно прочитать в воспоминаниях одного из авторов сценария Михаила Блеймана кстати, подвергнутого в конце 40-х годов жестоким обвинениям в космополитизме. Он мог и не ведать, что установка исходила лично от Сталина. Наказы сценаристам могли исходить опосредствованно, через какого-либо чиновника киноведомства. В 70-е годы Блейман рассказывал в книге с символическим названием «О кино — свидетельские показания»: «Работали мы трудно, нам мешала найденная вначале произвольная концепция сюжета — удобная и неверная. Шла борьба между отцом и сыном, причем сын был прав, а отец — нет.
Вольно или невольно борьба в картине становилась борьбой поколений. Это было исторически неверно. Хотя и удобно. Мы пошли за правдой и отказались от этой схемы». Что касается удаления портрета Желябова — сталинского указания не допустить сравнения террора троцкистов и зиновьевцев с народовольцами , то еще на процессе Зиновьева , Каменева и других летом 1936 года государственный обвинитель Вышинский опровергал, видимо, набиравшую популярность идею о сравнимости действий оппозиции и народовольцев: «Проводить сравнения с периодом террора народовольцев поистине бессовестно. Преисполненный уважения к памяти тех, кто во времена Народной воли честно и искренне боролся против царского самодержавия, за свободу, — правда, своими особыми, не всегда безупречными методами, — я категорически отвергаю эту кощунственную параллель». Этот факт еще раз доказывает, сколь скрупулезно совмещал Сталин свои консультации по киносценариям и режиссуру процессов над ленинскими соратниками. Картину увидели миллионы советских патриотов одновременно с тем, как в Октябрьском зале Дома союзов прокурор СССР от имени свободных народов великой страны подводил судебный итог беспримерным преступлениям грязных изменников.
Третье сталинское указание как будто свидетельствует о скромности вождя. Действительно, лицемер Сталин мог себе позволить такое, да и следовало попридержать чрезмерно ретивых авторов сценария — мол, не со Сталиным все-таки, а с ЦК боролись фракционеры. Но это тот редчайший случай, когда конкретную установку Сталина можно было и обойти. И наоборот, оказаться наказанным, если следовать ей буквально. В фильме — множество реплик, посвященных Сталину, портрет вождя — и в спальне Шахова, и на заводских стенах. Одна из сцен в опубликованном в 1942 году сценарии — ночью в кабинете Шахова прообразом которого, как было указано в титрах, послужил С. Киров два посетителя. Уполномоченный КПК и одновременно талантливый изобретатель Кац и второй секретарь крайкома Земцов который впоследствии окажется провокатором, засланным в партию еще царской охранкой, а теперь связавшийся с иностранной агентурой.
Рассеянный, задумчивый хозяин кабинета вдруг преображается — он настойчиво начинает спрашивать: крепка ли Советская власть? Я вас спрашиваю, могут или не могут?! Он об этом говорит из года в год, на каждом съезде, предупреждает все время…! Научиться думать и работать по-сталински». И действительно, бдительность Шахова — поистине сталинская. Например, в одной из дискуссий скрытый враг Карташов возражает Шахову: «Я этого не говорил». Шахов останавливается на секунду: «Но так получается: ты, очевидно, так думал». Или заключительные кадры фильма — под звуки траурного марша Кац произносит слова прощания у гроба Шахова, убитого врагами народа.
Он вспоминает, как бдителен был Шахов еще десять лет назад, когда решался вопрос «кто — кого», — «в годы, когда партия начинала новое великое наступление, когда человеческое отребье всех мастей и оттенков шипело, каркало, клеветало, пытаясь нас остановить, смутить, запугать. Как чертей от ладана, их корежило и кривило даже от одного имени — Сталин. За этим именем пошли миллионы, и передовую когорту бойцов народная молва нарекла простым и почетным званием — сталинцы. И верным сталинцем — мужественным и честным борцом за народное дело — был наш дорогой… такой дорогой Петр Михайлович Шахов». Далее Кац напоминает сказанные еще в 1925 году слова Шахова: «Партия большевиков строит новую жизнь, осуществляет вековую мечту человечества! И всякого, кто встанет на ее пути, всякого, кто попытается остановить нашу работу, — народ уничтожит! Священная беспощадность к единицам во имя счастья миллионов подчеркнуто мною. Умер Петр Михайлович Шахов.
Он был такой же, как мы, — только чуть выше… У него были такие же глаза, как у нас, — только немного зорче… Он думал о том же, о чем думаем мы, — только гораздо глубже… У него были великая любовь, великая вера и великая ненависть. И это он нам завещал — великую ненависть к врагам, великую веру в нашу победу и великую любовь к народу, к партии, к Сталину». Раненый Ленин обращается к профессору Минцу: «Доктор, вы коммунист и должны говорить прямо. Если это конец, я должен сделать распоряжение. Вызвать Сталина». На съемках возникло сомнение относительно текста заключительной сцены: Ленин, еще не оправившийся от ранения, суетливо усаживал молодого и здорового Сталина в мягкое кресло, а сам садился на стульчик. И тогда руководитель кинематографии С. Дукельский без слов вынул из сейфа экземпляр сценария, на последней странице которого была начертана резолюция: «Очень хорошо.
Мелкой придиркой на фоне событий того периода покажется, наверное, такой факт. В письме от 27 января 1937 года Сталин пишет, что преступления, показанные в сценарии, бледнеют перед фактами, вскрытыми процессом Пятакова — Радека , и что сценарий следует переделать, чтобы отразить «все то основное», что вскрыто этим процессом. Но ведь приговор обвиняемым был вынесен лишь 30 января. Что касается образа Пятакова , то его фамилия отсутствует во всех опубликованных вариантах сценария. А в фильме он тем не менее налицо! И наиболее гнусная фигура: рассказывает о связях с зарубежными центрами, передаст приказы Троцкого , планирует проведение под прикрытием «стихийных бедствий» чудовищных диверсий. И все-таки «высшей точкой сценария», вопреки Сталину, оказалось убийство Шахова! Медленно поворачивается дверная ручка — Шахов идет навстречу гибели.
И на экране искаженное ужасом лицо нового директора завода Нади Колесниковой в исполнении репрессированной впоследствии Зои Федоровой. Как оценивать фильм в наши дни? Думаю, ни о каком другом фильме, о процессе съемок его, кроме, может быть, « Чапаева », не написано столько статей и воспоминаний, заметок и откликов. И сегодня следует признать — фильм талантлив, сделан на высоком профессиональном уровне, подобран ансамбль замечательных актеров. И тем не менее в корне неверны разбросанные по различным страницам изданного в 1986 году «Энциклопедического словаря кино» дифирамбы в адрес «Великого гражданина». Что этот фильм имеет принципиальное значение для развития искусства социалистического реализма в кино с. Что, несмотря на то что «фильм не был свободен от некоторых ошибок в изображении классовой борьбы начала 30-х гг. И наконец, что «в исполнении Н.
Боголюбова Шахов стал одним из памятных героев, воплотив на экране тип политического деятеля ленинской формации» с. Свое выступление перед съемочным коллективом второй серии фильма «Великий гражданин» Ф. Эрмлер начал с пассажа: «Я не намерен да, к сожалению, я этого и не могу открывать Америки. У меня есть только одна мысль, и мысль не новая. А фильм оказался «большой ложью». Это выпукло показано в работе безвременно скончавшегося Макса Бременера «Испытание правдой. Размышления о фильме Ф. Эрмлера «Великий гражданин» Искусство кино.
Разные взгляды высказываются по поводу личности режиссера Ф. Конечно, плохая услуга, на мой взгляд, оказана памяти режиссера в недавнем заявлении известной актрисы Э. Быстрицкой , что «Эрмлер был честным художником, несгибаемым человеком и, конечно, в сталинские годы был в опале», то есть работал не за страх, а за совесть. Но нельзя забывать главный девиз тех страшных лет: «Кто не с нами, тот против нас», и даже маленький шажок в сторону рассматривался как попытка к побегу — выстрел следовал без предупреждения. А на «верноподданных» сталинской тирании сыпался дождь поощрений и наград. Получив Сталинскую премию за «Великого гражданина», Ф. Судя по его статьям тех лет, «сталинский наказ» он выполнял с рвением, профессионально, ему помогало то, что в кинематограф он пришел из органов ЧК. Хотя, нет сомнений, и над ним, как и над каждым советским человеком, висела угроза репрессий.
Ведь в процессе создания фильма «Великий гражданин» были арестованы четыре члена творческой группы, двое из них погибли в сталинских застенках. Впечатляют свидетельства Ф. Эрмлера и других авторов сценария о том, как они не могли найти исполнителя на роль «одного из главарей троцкистско-зиновьевской банды» — Карташова: «Актеры отказывались играть врага. Они боялись этой роли, боялись ненависти зрителя». И пришлось потом долго уговаривать подобранного для этой роли И. Берсенева, ибо тот наотрез отказывался: «А ежели сыграешь хорошо, нельзя будет показываться в трамвае. Мальчишки непременно проломят череп булыжником». В 1938 году Ф.
Эрмлер писал, что в образ врага актер начал входить путем изучения закрытых материалов судебных процессов 30-х годов, работ Сталина. В 60-е годы он уже утверждал, что большую роль сыграли «Бесы» Достоевского, которые были переданы актеру. Мы старались проследить ход его мыслей, рождение его выводов и прогнозов». Авторы сценария «Великого гражданина» вынуждены были играть неблаговидную роль в той трагедии, которая постигла все руководство «Ленфильма» во главе с Адрианом Пиотровским, расстрелянное в 1938 году. В том же году Ф. Эрмлер и другие авторы сценария на страницах журнала «Искусство кино» утверждали: «Мы получили наглядный урок классовой борьбы на опыте постановки собственной вещи. Сценарий не давали снимать, потому что он якобы нуждался в доработке; сценарий не давали снимать, ставя вдруг под сомнение его политическую актуальность. Расчет был на то, что мы… сдадимся… потому что прямо запретить постановку враги народа боялись, не могли».
И все-таки вряд ли стоит изображать Ф. Эрмлера этаким «исчадием ада» в ряду своих коллег. Ведь много похожего вынуждены были говорить, писать и делать в те страшные годы и другие наши ведущие деятели кинематографа, портреты которых ныне украшают фойе Центрального Дома кино Союза кинематографистов. Задача — взять это дело в свои руки» [2]. Поставленную задачу Сталин выполнил «буквально» и с лихвой: как свидетельствуют очевидцы, начиная с конца 30-х годов, он лично осуществлял контроль над производством и выпуском на экран практически каждого советского фильма. Как известно, 13 томов Собрания сочинений Сталина вышли в свет при его жизни.
Год выпуска — 1983-й от Рождества Христова или 104-й от рождения Сталина, если некоторые живут по альтернативному календарю. По части зубоскальства эта картина может легко соревноваться с забаненной «Смертью Сталина». Если что, прокатное удостоверение у фильма имеется, и в 2008 году он официально вышел в России на DVD. Большого геополитического драматизма сцена — бухие Сталин и Мао борются на руках. Отдельно доставляет товарищ Берия в исполнении Дэвида Суше который потом прославился как главный Пуаро мирового кино. Итало-американский фильм с советским участием снял старший брат Никиты Михалкова о нём ниже на волне популярности темы. Будем справедливы, в фильме есть по-настоящему мощные эпизоды. Это не комедия. Перед нами уникальный образец несоветского перестроечного кино. Русского Ивана и русскую Настю играют американцы хорошие актеры, тут нет вопросов , товарища Берию и вовсе Боб Хоскинс Эдди из «Кто подставил кролика Роджера? В нашей стране изначально фильм появился в одноголосой озвучке на пиратском видео. Смотреть, как разгневанный товарищ Сталин посылает на три буквы временно впавшего в немилость товарища Ворошилова голосом переводчика Гаврилова, можно бесконечно. Это условная экранизация мемуаров дочери Сталина, Светланы, короче, нормальный такой художественный фильм, который по определению очень условно историчен.