знаменитая нехорошая квартира. Дом-музей писателя Михаила Булгакова в Киеве (Фото: РИА Новости). Самым популярным местом стала «Нехорошая квартира», работающая в качестве музея Булгакова на Большой Садовой. Самый мистический музей Москвы: как выглядит нехорошая квартира Булгакова из романа. Описание нехорошей квартиры на Большой Садовой, д. 10, в которой несколько лет жид Булгаков.
Мастера и Маргариту испортил квартирный вопрос: новая экспозиция посвящена семье Булгакова
Возможно, вы — ценитель творчества М. Булгакова, а любимая книга писателя — роман «Мастер и Маргарита»? Во время мероприятия вы сможете одновременно стать и зрителем, и участником яркого спектакля, в котором уникальные экспонаты музея станут декорациями.
Сегодня мистическая жилплощадь выступает в качестве музея, экспонаты которого посвящены жизни и творчеству Михаила Булгакова. Пожалуй, самой интересной частью музея является рабочее место Булгакова. Внимание сразу же привлекает книжная полка со сфинксами — сокровищница Михаила Афанасьевича. К книгам Булгаков всегда питал особую страсть. В частности, за секретером, находящимся в углу кабинета, был написан роман «Мастер и Маргарита».
Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой». А Вы знает что заслуженный академик проводил опыты не только над собаками, но и использовал для своих опытов беспризорников? Я был в мезее академика в Рязани, можете полюбопытствовать, скину рассказ о той поездке в личку. Правда в музее Вы о таких шокирующих подробностях не узнаете, для этого надо покопаться в интернете. Заходим внутрь. Соседи М. Булгакова, скандальные, безработные люди, варившие самогон, становились прототипами героев его литературных произведений. Обратитесь к произведениям М. Булгакова, чтоб поближе познакомиться с жильцами «самой известной квартиры в Москве». Булгаков описывает переломный момент в истории известнейшего московского доходного дома на Большой Садовой: «Так было. Каждый вечер мышасто-серая пятиэтажная громада загоралась сто семьюдесятью окнами на асфальтированный двор с каменной девушкой у фонтана. На гигантском гладком полукруге у подъездов ежевечерне клокотали и содрогались машины, на кончиках оглоблей лихачей сияли фонарики-сударики. Ах, до чего был известный дом. Шикарный дом Эльпит… Четыре лифта ходили беззвучно вверх и вниз. Утром и вечером, словно по волшебству, серые гармонии труб во всех 75 квартирах наливались теплом. И до самых верхних площадок жили крупные массивные люди. Директор банка, умница, государственный человек с лицом Сен-Бри из «Гугенотов», золотистые выкормленные женщины, всемирный феноменальный бассолист, еще генерал, еще… И мелочь: присяжные поверенные в визитках, доктора по абортам… Большое было время… И ничего не стало. Вот тогда у ворот, рядом с фонарем огненный «No 13» , прилипла белая таблица и странная надпись на ней: «Рабкоммуна». Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами.
Но надписи и многочисленные рисунки на стенах в подъезде не нравились проживавшим в доме обывателям, и они несколько раз делали попытки закрасить стены простой краской, однако образы, будто по велению свыше, проступали снова и снова через густой слой покрытия. После череды неудачных попыток один жилец разозлился и закрасил изображение Воланда слоем черной краски, рассчитывая на то, что на темном фоне рисунок будет не виден, но образ Воланда отчетливо проступил поверх черного пятна. Те, кому повезло пожить в квартире Булгакова или по соседству, тоже оставили воспоминания о мистической атмосфере в квартире. С наступлением ночи она будто оживала: даже в абсолютно пустой квартире скрипел старинный паркет, слышались глухие шаги. Проживающие там все время слышали чье-то дыхание и вскрики; складывалось впечатление, что сам Булгаков или герои его романа незримо приходят в свою любимую квартиру. С домом Булгакова связано еще одно мистическое событие, которое наблюдали многие из москвичей, проживавших или проходивших в ночное время по Тверской и Большой Садовой. Согласно свидетельствам очевидцев, они неоднократно наблюдали, как из одного дома в районе Тверской выходит полупрозрачный фантом огромного черного кота, бесшумно переходит на другую сторону и так же бесследно исчезает в стене дома напротив. Происходит это два раза в месяц, потому появление кота смогли увидеть многие, что и дало возможность занести фантом Бегемота в Международный справочник по привидениям. Музей Булгакова Убедиться в мистической атмосфере «Нехорошей квартиры» может каждый желающий. Булгакова , пока единственный в России, в нем проводят чтения произведений Михаила Афанасьевича, есть возможность ознакомиться с фотографиями и сохранившимися рукописями, а для любителей острых ощущений предоставляется право прийти на ночные экскурсии по квартире и самим почувствовать мистическую атмосферу места, в котором некогда проходил бал Сатаны.
Булгаков и мистика
Для того, чтобы писать по ночам, нужно иметь возможность существовать днем. Как я существовал в течение времени с 1921 г. Во-первых, Вы не поверите, во-вторых, это к делу не относится. Но к 1923 году я возможность жить уже добыл». Соседкой была реальная женщина, Анна Горячева, о которой Т. Лаппа вспоминает как о «скандальной бабе».
Сам М. О ней он пишет много, Аннушка она же бабка Павловна, Аннушка Пыляева, Аннушка становится символом страшного коммунального быта и скандалов, которые случаются там, где появляется она. Оттого и носит Аннушка прозвище «Чума». В блаженной тишине родилась у меня жгучая мысль о том, что исполнилось мое мечтанье, и бабка Павловна, торгующая папиросами, умерла. Решил это я потому, что из комнаты Павловны не доносилось криков истязуемого ее сына Шурки.
Петух — ничего особенного. Ведь жил же у Павловны полгода поросенок в комнате. Вообще Москва не Берлин, это раз, а во-вторых, человека, живущего полтора года в коридоре No 50, не удивишь ничем. Квартхоз не говорил мне, что я, если мне не нравится эта квартира, могу подыскать себе особняк. Павловна не говорила, что я жгу лампочку до пяти часов, занимаясь «неизвестно какими делами», и что я вообще совершенно напрасно затесался туда, где проживает она.
Шурку она имеет право бить, потому это ее Шурка. И пусть я заведу себе «своих Шурок» и ем их с кашей. Павловна грозилась, что она подаст «заявку» в правление, чтобы меня выселили: «Ежели кому не нравится, пусть идет туда, где образованные». Словом, на сей раз ничего не было. В гробовом молчании разошлись все обитатели самой знаменитой квартиры в Москве».
Своего жилища он стыдился и знакомых в гости не приглашал: «Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из кухни доносится ругань Аннушки». При этом в общей кухне шипели примусы, по коридору, в котором всегда туманом стоял чад, было развешено сырое белье, а из разных комнат квартиры доносились пьяные голоса… 1 И тем не менее именно в этой нехорошей квартире несмотря на буйный нрав соседей и диван с вылезжими пружинамиписатель создал своё произведение «Белая гвардия»: 2 «Дом спал.
К некоторым проявлениям этой любви невозможно привыкнуть. А вы сами ее чувствуете или уже привыкли? Я, как и любой из сотрудников Музея Булгакова, которые остаются тут поздно вечером или даже ночью, чувствую, что здесь интересно, особенно в ночное время. Я не люблю разговоров о мистике, но, конечно, когда ты находишься в квартире, где столько историй и где сосредоточено столько смыслов, чего-то подобного избежать трудно. Тут очень часто всплывают цитаты, слова, фрагменты сюжетов, и бывает так, что, совершенно не желая того, настраиваешься на какой-то определенный лад. Здесь интересно работать.
Характер у кота непростой, но мы к нему очень привязаны — Откуда в музее взялся кот? Я этого не застал, поскольку это было давно, он тут уже около десяти лет. Однако коллеги рассказывают, что когда-то он появился во дворе, а потом сам направился в этот подъезд, подождал, пока ему откроют дверь, поднялся на последний этаж и зашел в квартиру. Не знаю, насколько этому можно верить, но легенда такая существует. Кот уже немолодой, и характер у него непростой. Но мы к нему очень привязаны. Выпускаем книжки, делаем выставки — не только в музее, но и на других площадках. Мы запустили мобильное приложение, бесплатное, которое вы можете скачать, под названием Bulgakov Map, «Карта булгаковской Москвы».
Оно позволяет гулять по Москве и узнавать больше про литературные адреса, в частности про те места, которые связаны с Булгаковым. Мы организуем пешеходные экскурсии по булгаковской Москве, много разных экскурсий проводим здесь, в музее. Наш проект «Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского» в прошлом году стал победителем конкурса на получение грантов, организованного Благотворительным фондом Владимира Потанина. Помимо этого, сотрудничаем с Государственной Третьяковской галереей. Сейчас также работаем над созданием научно-просветительского центра в Большом Афанасьевском переулке, недалеко от Арбата. Наша задача — не просто рассказывать о Булгакове, а рассказывать правду и только правду — Трудно ли привлекать в музей молодежь? С одной стороны, нам в Музее Булгакова делать это гораздо легче, чем другим музеям.
Мало того, что Булгаков входит в программу старших классов, он действительно нравится молодым людям и увлекает их как-то проще и быстрее, чем другие писатели.
Вскоре жёны обоих исчезают, но на этот раз не бесследно. В книге подробное описание вышеназванных событий занимает целую страницу 7-й главы, а в сериале Владимира Бортко пьяный Лиходеев лично рассказывает эту историю какой-то женщине на ужине в « Доме Грибоедова ». Основная сюжетная линия[ править править код ] С появлением Воланда в Москве Берлиоз погибает под колёсами трамвая, Лиходеева «нечистой силой» забрасывает в Ялту , а в Нехорошей квартире селится свита сатаны, и из-за этого за квартирой окончательно закрепляется плохая репутация.
В 27-й главе кот Бегемот устраивает в Нехорошей квартире пожар, из-за которого сгорает весь дом.
Также поклонники произведения решили пройтись и по всем наиболее вероятным местам, где жила главная героиня романа Маргарита. Удалось узнать, и кто из россиян интересуется булгаковскими местами больше остальных. На первых строчках рейтинга туристов закономерно расположились москвичи и петербуржцы. Владимирцы занимают в рейтинге туристов из Центрального Федерального округа почетное третье место, пропустив вперед только любителей «булгаковских мест» из Воронежа и Твери.
Подлинная история «нехорошей квартиры» Булгакова
Квартира №50 не просто «нехорошая квартира», Булгаков подбирает к этому жилищу немало звонких эпитетов, как "гнусная", "мерзкая". Корреспонденты побывали в квартире № 50, где сейчас расположился музей Михаила Булгакова. Причем уже на следующий день, 26 января, спрос на посещение «Нехорошей квартиры», дома Грибоедова и Патриарших прудов подскочил сразу в 2 раза в сравнении со среднемесячным значением.
Жители Екатеринбурга отправились по загадочным локациям романа Булгакова
Мистический роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» оставил исследователям целый ворох загадок. В таком случае вы по достоинству оцените необычную театрализованную ночную экскурсию «Квартира №50 – квартира со странной репутацией» в Музее Булгакова! Музей Булгакова «Нехорошая квартира» появился здесь лишь в 2007 году. Наша хорошая квартира находится под той самой нехорошей квартирой №50, в которой жил Михаил Булгаков. Да в конце концов "Зойкину квартиру" самого же Булгакова, в которой описан казнокрад Гусь. Квартира №50 не просто «нехорошая квартира», Булгаков подбирает к этому жилищу немало звонких эпитетов, как "гнусная", "мерзкая".
Экскурсия в нехорошую квартиру по роману М.Булгакова 'Мастер и Маргарита'
Москва для Булгакова стала огромной сценой, где встречаются его герои и происходят самые невероятные события. Приехал, чтобы остаться в ней навсегда. Михаил Афанасьевич был не просто талантливым писателем.
На улице посетителей встречают статуи Бегемота и Коровьева. Они находятся у Театра Булгакова. Музей — в соседнем подъезде. Однако уже при входе в подъезд понимаешь, что идёшь в «гости к Булгакову».
Основная идея состоит в том, чтобы передать атмосферу жизни самого Булгакова , а не его персонажей. Черного кота заводить не стали, хотя первоначально такая идея была. На столе также есть книга отзывов и предложений, каждый может написать что-то в ней, вместо того чтобы в очередной раз расписывать входную дверь несчастных соседей. А вот в "Доме Булгакова" кот Бегемот живет, еще там есть выставка картин с изображениями героев книги. Вот он. Около примуса сидит". Музей работает с 15:00 до 21:00, вход в него бесплатный, так что "Yтро" советует вам обязательно посетить этот островок старой Москвы, той частички города, которая сохранилась еще с прошлого визита Мессира. К тому же каждый должен побывать в легендарной "нехорошей квартирке", которая находится в том же доме во втором подъезде на пятом этаже. Она открыта с 12:00 до 19:00, вход также бесплатный.
На душе у него было скверно: пристальное внимание к писателю ОГПУ, безденежье, трудности с публикациями произведений и проблемы в семье его и без того непростую жизнь делали просто невыносимой. Вдруг на одном из малолюдных перекрестков Михаила Афанасьевича случайно столкнулся с прохожим. Подняв глаза, он снова, как когда-то ночью в киевской квартире, увидел «низенького остроносого человечка с маленькими безумными глазами» — в шляпе и старомодном потертом пальто. Человечек пристально с прищуром посмотрел на Булгакова, затем кивнул на незнакомый Михаилу Афанасьевичу большой каменный дом с вычурной лепниной, возвышавшийся справа от писателя, и, не сказав ни слова, стремительно исчез в темной гулкой подворотне. Сомнений не было — Булгаков снова встретился с самим Гоголем. Но о чем он хотел сказать писателю, Булгаков тогда так и не понял. И вот в тот памятный для Булгакова вечер, когда он провожал свою возлюбленную, Булгаков, к своему изумлению, узнал, что в этом загадочном доме, на который когда-то обратил его внимание Гоголь, живет Елена Сергеевна. Гранитная шинель О своей последней встрече с Гоголем Михаил Афанасьевич рассказал в письме своему давнему другу Павлу Попову весной 1932 года. Писатель тогда работал в Малом театре над инсценировкой знаменитых гоголевских «Мертвых душ». По словам самого Булгакова, постановка шла из рук вон плохо. Михаила Афанасьевича не устраивали ни режиссура, ни декорации, ни игра знаменитых актеров, которые, по его мнению, были далеки от истинного замысла автора. Описывая в письме Попову свои творческие терзания, Михаила Афанасьевича упоминает о том, что ему приснился сам Гоголь. Великий писатель ворвался к нему в квартиру и грозно воскликнул: «Что это значит?! И вдруг в самом конце их ночной встречи, сам того не желая, Михаил Афанасьевич неожиданно произносит странную, на его взгляд, фразу: «Укрой меня своей гранитною шинелью! В то время мнительный и видевший во всем тайные знаки Булгаков не смог дать объяснения этой приснившейся ему фразы. Истинный смысл ее неожиданно открылся Елене Сергеевне через 12 лет после смерти писателя. Длительное время на могиле Булгакова на Новодевичьем кладбище не было памятника. Могила Булгакова Однажды Елена Сергеевна, придя на могилу мужа, заглянула в кладбищенскую мастерскую и вдруг увидела там видавшее виды гранитное надгробие. На вопрос женщины о камне мастер ответил, что это — снятая с могилы Гоголя старая голгофа тип надгробного памятника в виде глыбы, увенчанной крестом , вместо которой к 100-летию со дня смерти писателя был установлен новый добротный памятник. По просьбе вдовы Булгакова эту тяжелую гранитную «шинель» вытащили из мастерской и водрузили на могилу Михаила Афанасьевича, где она стоит и по сей день. Позже, вспоминает Елена Сергеевна, ей приснился покойный Михаил Афанасьевич. Булгаков низко поклонился ей и вышел из белой комнаты, закрыв за собой дверь. Гоголь и Булгаков Современные исследователи творчества Михаила Булгакова и Николая Гоголя все чаще отмечают, что оба эти человека во многом были схожи. Мистический склад характера, мнительность, доходящая до исступления, непоколебимая вера в силу провидения наложили неизгладимый отпечаток как на творчество, так и на личную жизнь писателей. Вполне может быть, что Булгаков, который хорошо знал творчество Гоголя, это чувствовал и понимал, что их связывает некая невидимая, но прочная нить, которая не разорвалась и после смерти автора «Мастера и Маргариты». Но после того как роман вышел в свет реальный прообраз квартиры и сам стал наделен мистической силой: со слов очевидцев, ночами в ней происходят таинственные непонятные вещи. Литературные образы будто ожили и заполнили квартиру, в которой когда-то поселились герои романа. Маляры, перекрашивавшие стены в «Нехорошей квартире», рассказывали, как наутро сквозь слой побелки проступил силуэт кота. Вначале маляры подумали, что вчера попросту пропустили обработку части стены, и тщательно перебелили ее вновь, однако на другое утро с изумлением снова обнаружили силуэт кота на том же месте.
Квартира, где рукописи не горят
В экспозиции представлены материалы из фондов музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Института русской литературы Пушкинский Дом , Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Российского архива литературы и искусства, Государственного музея городской скульптуры, Дома-музея М. Булгакова в Киеве, Государственного архива историко-политических документов. Билеты и подробное описание выставки здесь Фото: Александр Шек.
Музей Булгакова на Большой Садовой улице. Сейчас в здании на Тверском бульваре находится Литературный институт имени А. Также в топ-3 вошло место судьбоносного разговора поэта Ивана Бездомного, литератора Михаила Берлиоза и Воланда на Патриарших прудах.
Это 3 плюс 2, а бис означает "повторить" - получается 10. Таким путем писатель подчеркнул нереальность происходящего. Но в квартире до сих пор происходят странные вещи, которые вполне реальны и подтверждены множеством очевидцев. Они связаны с романом, а дом как будто бы живет своей жизнью. Например, смотрители музея иногда слышат цокот копыт, который проносится по комнатам.
Сейчас в здании на Тверском бульваре находится Литературный институт имени А. Также в топ-3 вошло место судьбоносного разговора поэта Ивана Бездомного, литератора Михаила Берлиоза и Воланда на Патриарших прудах. Патриаршие пруды в Москве.
В поисках Мастера: какие тайны хранит квартира Булгакова
Согласно «Булгаковской энциклопедии» Бориса Соколова, возможным прообразом нехорошей квартиры послужила квартира № 50 в доме № 10 по Большой Садовой улице в Москве, где Булгаков жил в 1921—1924 годах. Мистическая квартира — лишь один из проектов цифровой экосистемы МТС в большой кампании, приуроченной к старту новой экранизации романа Булгакова. располагается музей Михаила Булгакова. Мистическая атмосфера "нехорошей квартирки", созданная художником Сергеем Падалко и композитором Иваном Андрияновым, переплетается с мороком советского режима.
Визит в нехорошую квартиру
Опять у вас ночью светик горел? Всем накладно. Теперь не царский режим. Их можно туда поселить, где интеллигенция, нам рабочим, эти писания не надобны. Надо будет на выселение вас подать.
Если вы, Семеновна, еще раз начнете бить по голове Шурку и я услышу крик истязуемого ребенка, я подам на вас жалобу в народный суд, и вы будете сидеть месяца три, но мечта моя посадить вас на больший срок. Для того, чтобы писать по ночам, нужно иметь возможность существовать днем. Как я существовал в течение времени с 1921 г. Во-первых, Вы не поверите, во-вторых, это к делу не относится.
Но к 1923 году я возможность жить уже добыл". Соседкой была реальная женщина, Анна Горячева, о которой Т. Лаппа вспоминает как о «скандальной бабе».
В экспозиции представлены материалы из фондов музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Института русской литературы Пушкинский Дом , Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Российского архива литературы и искусства, Государственного музея городской скульптуры, Дома-музея М. Булгакова в Киеве, Государственного архива историко-политических документов. Билеты и подробное описание выставки здесь Фото: Александр Шек.
Создатели фестиваля планируют сделать его ежегодным и привлечь внимание зрителей к творчеству великих классиков - Пушкина, Толстого, Тургенева и других писателей.
Молодежь, под руководством маститых режиссеров и актеров, заново постигает смысл знакомых произведений. Классика на все времена» стал достойным культурным событием, вызвавшим большой отклик аудитории. Для нас особенно ценно то, что гости, впервые соприкоснувшиеся вживую с творчеством писателя, влюбились в это пространство. А главное пополнили ряды постоянных посетителей музея-театра «Булгаковский Дом», каждый раз удивляясь многогранности творчества писателя», - рассказывает Ольга Мунтян, автор идеи фестиваля, генеральный директор продюсерского центра «Яркие игры».
А это - копия гостиной в киевском доме Булгаковых на Андреевском спуске Сейчас там находится тот самый Музей Булгакова, который местный Союз писателей требует закрыть. Я была там 10 лет назад, это великолепный музей с большим количеством подлинных вещей семьи писателя. Обстановка комнаты напоминает о дореволюционном уюте, в котором вырос писатель. Старинная мебель, пианино с разложенной на нем партитурой оперы «Фауст», внушительный буфет и абажур - всё это атрибуты устроенной жизни главных героев романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных». В коридоре можно увидеть предметы интерьера из последней квартиры Булгакова. Стойка для зонтов и тростей, круглы столик дерево, мрамор, перламутр - середина 19 века, Европа.
Экспозиция этой комната меня очень удивила. Здесь установлен интерактивный макет, посвящённый истории дома макета ещё лет 10 назад не было. Сначала ты видишь лишь большую фотографию фасада дома, за которой скрывается уменьшенная копия двора. Не зря дети в 1960-е годы называли дом «Петропавловкой»: это один из немногих дворов-колодцев в Москве. Оказавшись в самом макете, посетитель может нажимать различные кнопки - тогда будут зажигаться окна отдельных квартир и появляться старые фотографии их жителей. Вот так выглядит Музей-квартира Булгакова на Садовом кольце.