Авторы работы надеются, что дальнейшие исследования языка обезьян помогут узнать больше о происхождении языка у человека. Зоологи решили выяснить, как в случае приближения орла обезьяны отреагируют на угрозу с воздуха. Шотландские исследователи обнаружили, что обезьяны способны к «словообразованию», присоединяя к «корню» «аффикс» (новый звук), меняя значение первоначального сигнала. А вот Илон Маск не пытается понять язык жестов обезьян. Он вживляет в мозг подопытным приматам чипы, и те просят лакомства силой мысли. Самые важные и оперативные новости. Зоологи и лингвисты в результате многолетнего изучения языка мартышек Кемпбелла удалось выявить некоторые ключевые слова, которые приматы используют для общения между собой.
Обезьяны умеют общаться «словами». Как это выглядит?
В звуковых последовательностях, которые издают обезьяны гелада (Theropithecus Gelada), обнаружены закономерности, присущие человеческому языку. Ученые открыли язык обезьян. Результаты новой научной работы были опубликованы в журнале Communications Biology. Шотландские исследователи обнаружили, что обезьяны способны к «словообразованию», присоединяя к «корню» «аффикс» (новый звук), меняя значение первоначального сигнала. Для того чтобы проникнуть в сознание обезьяны, ученые внедрили в париетальную кору мозга 96 электродов и посадили животное перед монитором компьютера. Более 5500 участников попросили просмотреть 20 коротких видеороликов с жестами обезьян и выбрать значение жеста из четырёх возможных ответов.
Возможно, шимпанзе владеют "первичным языком"
Так, американские психологи Аллен и Беатриса Гарднеры в 1966 году, используя знания о том, что жесты являются неотъемлемым средством коммуникации шимпанзе, приобрели молодую самку шимпанзе по кличке Уошо с целью научить её говорить на американском жестовом языке — амслене. Амслен был выбран потому, что является хорошо изученным языком, кроме того, возникала возможность сравнивать развитие шимпанзе и глухих детей. Уошо показывала невероятные успехи, в рамках исследования ей показывали изображения и сами предметы, а также действия складывая ее пальцы в определенные жест, вызывая ассоциативную связь. Так шимпанзе смогла выучить 160 слов за пять лет. Она умело создавала комбинации жестов и слов, активно использовала знаки для общения с людьми и достижении своих целей, выстраивая целые предложения. Шимпанзе умело различала личные и притяжательные местоимения для взаимодействия с людьми я, ты, мне, мое, твое. Понимала, что значит «щекотать», видела различие между взрослым человеком и ребенком, пыталась шутить и даже браниться. Так, однажды она «произнесла» свою самую известную фразу адресованную сотруднику, который долго не давал ей попить, «Грязный Джек». Успешность эксперимента спровоцировало дальнейшее изучение обезьян, говорящих на языке жестов.
Исследуемыми выступали не только шимпанзе, но и орангутанги, бонобо и гориллы. К 1972 году в Оклахомском институте изучения приматов уже с десяток шимпанзе были обучены амслену. В 1973 году в Колумбийском университете был проведен эксперимент с шимпанзе, имя которого стало каламбуром имени Ноама Хомский — Ним Чимпски. Этому малышу повезло куда меньше, чем Уошо и Вики, он провел в лабораторной клетке большую часть своей жизни. Руководителем проекта «Ним» стал профессор Герберт Террес, который снимал процесс обучения шимпанзе на камеру на протяжении четырех лет. Учителями Чимпски выступало более 60 специалистов жестового языка, но малыш в итоге с большим трудом смог выучить лишь 125 слов.
Какие сигналы у животных безусловно есть? Например, сигналы тревоги. Один определенный звук обозначает тревогу, а другой, наоборот, привлекает самца или самку.
Структурная двойственность Это интересное свойство, состоящее в том, что речь человеческая неважно — звучащая или письменная может разлагаться и на осмысленные компоненты — если говорить совсем грубо, на морфемы, связанные между собой синтаксическими отношениями, — и на бессмысленные материальные кирпичики, из которых она состоит если это звучащая речь, то на звуки, фонемы. Оказывается, что этого свойства в языках животных нет или почти нет. Продуктивность Продуктивность, отчасти вытекающая из двойственности, состоит в том, что мы с помощью ограниченного набора этих знаков можем порождать безграничное количество текстов. Продуктивность — ключевое свойство человеческого языка, которое в языках животных, по-видимому, отсутствует. Считается, что у животных есть набор знаков, но это некий конечный набор. Понятия текста у животных даже не существует — только сигнал, который животное подает Максим Кронгауз Лингвист Перемещаемость Если совсем просто формулировать, это свойство состоит в том, что мы можем говорить не только о «здесь и сейчас». Мы можем говорить о прошлом, что обеспечивается наличием у нас памяти. И, что еще сложнее, мы можем говорить о будущем, которого еще нет, мы можем говорить о возможном и даже о невозможном. Это очень важная вещь, и кажется, что это тоже принципиально отличает человеческий язык от языка животных.
Но это не совсем так. Потому что совсем недавно нашли язык, в котором вроде бы не выполняется этот принцип — человеческий язык, в котором нет перемещаемости. Культурная преемственность Мы обучаем своему языку наших детей посредством культурной, а не генетической преемственности. Если мой ребенок попадет в семью, живущую в другой стране, то он выучит новый язык, а если он попадет в лес, как Маугли, он не выучит человеческого языка. То есть генетически это не заложено.
Скорее всего, наш последний общий предок с шимпанзе использовал похожие знаки для общения. Они составляют «общий словарь жестов для всех видов человекообразных обезьян, включая нас самих».
Также они произносят «Бум», когда угроза уже миновала. На «человеческом» языке так обозначается контекст — мы выбираем наиболее информативный термин, чтобы описать нечто более расплывчатое. Эти результаты позволяют ученым предположить, что язык обезьян имеет множество диалектов и прочих нюансов, так что для более глубокого понимания коммуникации приматов вполне можно использовать инструменты из «человеческого» языка.
ГРАММАТИКА БИБИЗЯНЕГО ЯЗЫКА
Конечно, по сравнению с возможностями человеческого общения, такой словарный запас кажется ничтожно малым. Но ученые подчеркнули, что на данный момент изучили общение обезьян не полностью. В будущем они хотят записать еще больше звуков, чтобы найти дополнительные последовательности. Но они уже почти полностью уверены, что в издаваемых обезьянами шимпанзе звуках определенно есть структура и ее можно расшифровать. Исследователи считают, что изучение обезьяньего языка может пролить свет на то, как в свое время научились говорить люди. На данный момент считается , что люди обрели навык общения примерно 20 миллионов лет назад. Сначала они общались с помощью жестов, а потом начали подражать звукам из окружающего мира. После этого, скорее всего, у них появились определенные последовательности звуков, наподобие тех, которые были обнаружены у шимпанзе.
То есть, между нами в 10 раз больше общего, чем между мышами и крысами! Между людьми и шимпанзе очень много общего Примечательно, что жесты играют большую роль и в жизни обезьян. В 2014 году ученые заметили, что шимпанзе знают как минимум 66 движений, при помощи которых они просят у сородичей о помощи, привлекают к себе внимание и так далее.
Паттерсон убеждена, что все, на что способна Коко, доступно любой другой горилле, ведь интеллект ее питомицы не превышал средних показателей. Просто ей дали шанс, начали с ней заниматься, и она показала, на что способна. При этом доктор не уверена, что гориллы могут обучать друг друга жестам и другим подобным вещам, ведь в зрелые годы Коко провела немало времени в заповеднике, где общалась с другими обезьянами.
Ни одна горилла из этой группы не показала никаких необычных знаний. Горилла Коко «читает» под руководством научного сотрудника Да, при жизни о Коко знали очень немногие, в основном ученые, изучающие интеллект приматов. Но едва горилла умерла, в СМИ появилось множество статей, в которых активно обсуждался тот факт, что она умела вести осмысленные беседы с людьми, используя язык жестов. Но многие авторитетные специалисты сомневаются в таких фантастических способностях животного. Так как горилла Коко родилась в неволе, то работать с ней начали очень рано, в возрасте одного года. Зоопсихолог Франсин Паттерсон начала заниматься с животным по собственной методике, обучая его амслену, или ASL — упрощенному варианту американского языка жестов.
Спустя время Паттерсон стала утверждать, что горилла научилась выражать свои чувства при помощи жестов, а всего выучила около двух тысяч слов на английском языке. Но ученые-лингвисты, изучив метод Паттерсон, заподозрили ее в том, что она выдает желаемое за действительное. Речь или набор жестов? Доктор Адам Шембри из Университета Бирмингема считает, что повода называть гориллу Коко первым приматом, освоившим язык жестов, нет.
При этом доктор не уверена, что гориллы могут обучать друг друга жестам и другим подобным вещам, ведь в зрелые годы Коко провела немало времени в заповеднике, где общалась с другими обезьянами. Ни одна горилла из этой группы не показала никаких необычных знаний. Горилла Коко «читает» под руководством научного сотрудника Да, при жизни о Коко знали очень немногие, в основном ученые, изучающие интеллект приматов. Но едва горилла умерла, в СМИ появилось множество статей, в которых активно обсуждался тот факт, что она умела вести осмысленные беседы с людьми, используя язык жестов.
Но многие авторитетные специалисты сомневаются в таких фантастических способностях животного. Так как горилла Коко родилась в неволе, то работать с ней начали очень рано, в возрасте одного года. Зоопсихолог Франсин Паттерсон начала заниматься с животным по собственной методике, обучая его амслену, или ASL — упрощенному варианту американского языка жестов. Спустя время Паттерсон стала утверждать, что горилла научилась выражать свои чувства при помощи жестов, а всего выучила около двух тысяч слов на английском языке. Но ученые-лингвисты, изучив метод Паттерсон, заподозрили ее в том, что она выдает желаемое за действительное. Речь или набор жестов? Доктор Адам Шембри из Университета Бирмингема считает, что повода называть гориллу Коко первым приматом, освоившим язык жестов, нет. Ученый говорит, что понятия «освоила несколько жестов» и «выучила язык» имеют несколько разные значения.
Другой авторитетный лингвист, Маркус Перельман, высказался на эту тему так: «Я бы сказал, что Коко использовала набор выученных жестов, чтобы эффективно общаться со своими опекунами о повседневной жизни.
Итак, для демонстрации вполне человеческой языковой способности Канзи важно продемонстрировать, что он понимает и использует не только синтаксис, но и грамматику. Приведем два примера рассказывает Сью Рамбо, преподавательница Канзи : Важность синтаксиса для бонобо впервые была выявлена при попытке объяснить Канзи событие, не вполне буквально характеризовавшее то, что хотела сказать автор. Автор сидела рядом с клавиатурой и нарезала корм для Канзи. Она случайно задела большой палец ножом.
Канзи не видел, как это произошло, поскольку в тот момент увлеченно играл с игрушкой. Повернувшись, он увидел, что палец у женщины кровоточит. Канзи проявил озабоченность и удивление, не понимая, как это случилось. Поскольку на клавиатуре с лексиграммами не было слова «резать», Сью набрала «нож поранил Сью» Knife hurt Sue. В ответ Канзи издал громкий тревожный вопль и швырнул нож через всю комнату.
Автор отмечает, что такая реакция неадекватна в случае небольших травм. Как правило, пытаясь смягчить небольшие травмы, Канзи почесал бы или погладил больное место. Именно это он и сделал бы, если бы Сью сказала: «Я порезалась ножом». Но в данном случае Канзи отреагировал не на подразумеваемое значение, а на синтаксис произнесенной фразы, поступив с ножом так, если бы нож действовал по собственному умыслу. Если бы Канзи воспринимал только лексические значения слов «нож» и «поранить», а не синтаксическую структуру, в которую они встроены, то не мог бы приписать ножу активное действие в данном случае.
Этот факт приоткрыл значительные синтаксические способности Канзи, которые ранее недооценивались. Тогда Сью, осознав, что произошло, по-английски объяснила Канзи, что на самом деле нож ее не резал, а она сама случайно порезалась. Канзи воспринял это пояснение слегка подозрительно, но далее действовал так, как будто нож уже не представляет угрозы, и предложил погладить ранку. В другом случае Канзи продемонстрировал способность к осознанному выбору из множества вариантов на основании сообщенной ему информации: В ответ на просьбу «Принеси помидор, который лежит в микроволновке» Канзи должен был проигнорировать несколько помидоров, в том числе, лежащий прямо перед ним, и сходить к микроволновке. Открыв микроволновку, он должен был проигнорировать другие предметы, лежащие в ней, и вернуться с одним лишь помидором.
Если бы он понимал только отдельные слова, «помидор» и «микроволновка», то сходил бы к микроволновке, вернулся и передал экспериментатору тот помидор, который лежал ближе всего. Однако, поскольку Канзи понимает рекурсивную семантику, заключенную в обороте «который в микроволновке», он осознал, что экспериментатор говорит не о любом из помидоров, лежащих в комнатке, а о конкретном, находящемся именно там, где указано. Особенно важно, что, при отсутствии такой конкретики в синтаксической структуре, например, «Сходи к микроволновке и принеси помидор», Канзи замечал такую разницу и возвращался с любым помидором, а не именно с тем, что лежал в микроволновке. Таким образом, человеческая языковая способность во многом заключается в умении усвоить грамматику родного языка. Ребенок, развивающийся в человеческом обществе не являющийся «маугли» легко осваивает один или несколько языков, на которых с ним говорят до трехлетнего возраста, и особенно в трехлетнем возрасте.
При этом он отнюдь не получает такого систематического обучения, как при осваивании иностранного языка, усваивает язык спонтанно, методом проб и ошибок. Именно это произошло с Канзи и его сестрами. Согласно выводам, сделанным в статье « Kanzi, evolution and language » Канзи, эволюция и язык , языковой способностью мог обладать последний общий предок человека, шимпанзе и бонобо, но лишь у человека эта способность оказалась важной с эволюционной точки зрения. Здесь важно упомянуть, что Канзи общался высказываниями и предложениями не только с людьми, но и со своими сестрами, в особенности с Панбанишей. Примеры таких эпизодов, в которых фигурировали как вокализации, издаваемые самими бонобо, так и обращение к клавиатуре с лексиграммами: Канзи - Панбанише.
Экспериментатор варил яйца, и Канзи мог наблюдать за этим из своей спальной клетки, которая была расположена первой в ряду таких спален.
Ученые расшифровали язык обезьян
Биологам удалось установить, что среди обезьян-игрунок нередко происходит заимствование характерных звуков, если две популяции обитают рядом и часто слышат друг друга. У африканских обезьян в словаре появился новый сигнал тревоги для опасности, с которой они никогда раньше не сталкивались. – В человеческий мозг на генетическом уровне "зашит" язык жестов, знакомый всем приматам, передает РИА Новости. Обучение языку жестов начиналось у подопытных обезьян с раннего детства. В результате обнаружили, что люди могут понимать эти знаки, составляющие часть эволюционно древнего общего словаря жестов для всех видов человекообразных обезьян, включая нас". Видеозапись, на которой обезьяна якобы силой мысли выводит на нейроинтерфейсе слова с просьбой о еде, — это просто красочная иллюстрация.
О говорящих обезьянах
В Ижевский зоопарк приехали обезьяны. Отвечает лингвист Светлана Бурлак: «Обезьяны продемонстрировали поразительные умственные способности. Филлип Шленкер, известный учёный из Нью-Йоркского университета, опубликовал исследование, в котором утверждает: у обезьян существует собственный язык общения, причём он даже. Обезьян же, оказывается, можно научить читать за пару месяцев. Зоологи и лингвисты в результате многолетнего изучения языка мартышек Кемпбелла удалось выявить некоторые ключевые слова, которые приматы используют для общения между собой. Бюро переводовPosted on 15.07.2014 Опубликовано в Новости.
ГРАММАТИКА БИБИЗЯНЕГО ЯЗЫКА
Telegram: Contact @antropogenez_ru | В первой лекции лингвист Максим Кронгауз рассказал о том, чем человеческий язык отличается от языков животных и может ли обезьяна считать себя человеком. |
Оказывается, люди способны понять «язык» обезьян | Биологам удалось установить, что среди обезьян-игрунок нередко происходит заимствование характерных звуков, если две популяции обитают рядом и часто слышат друг друга. |
Учёные поняли происхождение языка обезьян | Книга о том, что говорить могут не только люди, но и высшие человекообразные обезьяны способны научиться изъясняться с помощью языка жестов. |
ДимДимыч знает язык обезьян
В течение 9 месяцев обезьяна получала устные просьбы и правильно выполняла их в 74% случаев. Книга о том, что говорить могут не только люди, но и высшие человекообразные обезьяны способны научиться изъясняться с помощью языка жестов. Так что изначально образ обезьяны позволял художникам иносказательно осуждать и высмеивать неблаговидные человеческие свойства. Описать ранее неизвестный язык приматов помогли 5000 записей вокала обезьян. Язык обезьян стал жертвой американского синдрома: когда СМИ выхватывают и радостно громят явление, заслуживающее, напротив, внимательного изучения.
Новое исследование показало, что люди могут понимать язык жестов обезьян
«Среди обезьян есть предрасположенные к алкоголизму и непьющие». Интервью с биологом Джиной Карал-оглы о том, зачем обезьян спаивают, заражают вирусами и вызывают у них. Эти результаты позволяют ученым предположить, что язык обезьян имеет множество диалектов и прочих нюансов. Зоологи решили выяснить, как в случае приближения орла обезьяны отреагируют на угрозу с воздуха. Интересно, что обезьяны чаще используют жесты и движения, в то время как человечество перешло к практически полной вокализации. Ученый из университета штата Мичиган 7 лет изучал поведение мартышек-гелад, фактически жил с ними. Поскольку гортань обезьяны находится намного выше, чем наша, учёные полагали, что в этом и заключается основная проблема.
Шотландские ученые расшифровали язык обезьян
Обезьяна Илона Маска с чипом Neuralink в мозгу научилась печатать текст силой мысли | Видеозапись, на которой обезьяна якобы силой мысли выводит на нейроинтерфейсе слова с просьбой о еде, — это просто красочная иллюстрация. |
О говорящих обезьянах | Зелёные мартышки испугали и заговорили на несвойственном им не учёные провели исследование на западноафриканских зелёных. |
Новое исследование показало, что люди могут понимать язык жестов обезьян | разговора представителей разных видов – принадлежит шимпанзе Уошо и ее воспитателям, супругам Аллену и Беатрисе Гарднерам. Благода. |
Учёные поняли происхождение языка обезьян
Люди в своей языковой практике таким образом обозначают контекст — мы выбираем наиболее информативный термин, чтобы описать нечто более расплывчатое. Эти результаты позволяют ученым предположить, что язык обезьян имеет множество диалектов и прочих нюансов, так что для более глубокого понимания общения приматов вполне можно использовать инструменты из «человеческого» языка. Напомним, недавно ученые научились «разговаривать» с цветами.
Однако этих жестов нет в человеческом общении. Ранее подобные эксперименты с воспроизведением видео традиционно проводили, чтобы проверить, как понимают друг друга нечеловеческие приматы. В новом же исследовании впервые изучили способность людей понимать жесты своих ближайших родственников. Читайте также Все-таки спустились с деревьев: язык орангутанов навел ученых на мысли об эволюции людей Как проходил эксперимент Более 5500 человек приняли участие в онлайн-игре, где они просматривали 20 коротких роликов: в них были показаны 10 самых распространенных жестов у шимпанзе и бонобо. Люди должны были определить их значение, выбрав из четырех предложенных вариантов.
Почему же Нейссер не видел никаких жестов? Можно предположить, что причин этому две. Первая состоит в том, что обезьяны в своём языковом развитии достигают примерно уровня двух-трёхлетних детей. А таких детей взрослому человеку, не погружённому в ситуацию, понять бывает непросто — как на жестовом языке, так и на звуковом. Вот, например, представьте, что вы идёте по улице и слышите, как незнакомый вам малыш громко произносит: «пихо» ударение на втором слоге. Догадались, что это значит? Я, когда услышала, не догадалась, а мама малыша поняла сразу и сказала ему: «Правильно, подземный переход». А теперь представьте, что такое «пихо» вам скажет попугай — вам легко будет поверить, что он говорящий? Но при этом хозяин попугая его легко поймёт — так же, как мама малыша. Ещё один фактор, мешавший глухонемым понять «говорящих обезьян», состоял в том, что обезьяны не соблюдают грамматику жестового языка. Жестовый язык амслен — это ведь не английский, переданный пальцевыми буковками. Его обычные жесты — это целые слова или значимые части слов хотя пальцевая азбука — дактилология — тоже имеется, прежде всего для передачи имен собственных. В жестовых языках есть своя грамматика — можно образовывать, например, глаголы со значением действия более интенсивного типа «работать» — «вкалывать» , длительного что немного похоже на русский несовершенный вид или распределённого типа «дать» — «раздать». Да много чего можно. Но такие тонкости знают либо те, кто владеет жестовым языком с детства, либо те, кто исследует его как лингвист. А обезьян им никто не учил. Вот и результат. Так что даже жалко, что работу с обезьянами проводили главным образом слышащие люди. Стоко наблюдал, да, но полноценной языковой среды, создаваемой людьми, для которых жестовый язык является родным, у «говорящих» обезьян не было. Вдруг при таких учителях обезьяны научились бы лучше? Впрочем, на самом деле, вряд ли. В этой же книге Стивена Пинкера описывается глухонемой мальчик «Саймон» имена «подопытным» детям дают условные, поэтому при публикации они берутся в кавычки , чьи родители выучили амслен во взрослом возрасте. Говорили они на нём, естественно, довольно-таки плохо: для того, чтобы говорить на языке свободно и правильно, надо учить его с детства — во время так называемого «чувствительного периода». В этот период у человека есть возможность самостоятельно достроить грамматику своего языка — и это очень важно, поскольку все слова во всех формах, а уж тем более все предложения ему не удастся выучить путём простого запоминания. Так вот, «Саймон» сумел по корявым высказываниям своих родителей довольно прилично достроить грамматику амслена — причём даже некоторые такие части, которых его родители не знали! А из обезьян, которым достались такие же учителя, освоившие амслен во взрослом возрасте, достроить грамматику не смог никто. Может быть, возможность достраивать грамматику по неполным данным — это и есть ключевой компонент человеческой «языковой способности»? Бурлак: Честно говоря, не знаю. Потому что я ориентируюсь на замечательную книгу З. Зориной и А. Смирновой «О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли животные оперировать символами? Авторы её — люди высочайшей научной честности и добросовестности — пишут очень осторожно и аккуратно, не пытаются натягивать факты на какие-то априорные представления, а всякие непроверенные и неподтверждённые вещи либо оставляют за скобками, либо оговаривают специально. Поэтому про подтасовки и мистификации — если они и были — мне ничего неизвестно. Зорина: Скептики пытались выдвинуть такие обвинения, но если бы такие факты были известны, то «говорящие» обезьяны не были бы предметом научного обсуждения. Одна из «головных болей» исследователей состояла в том, чтобы не совершить каких-то ошибок, невольных подсказок, не принять желаемое за действительное. Поэтому методики постоянно совершенствовались, опыты повторялись, результаты разных проектов проверялись и сопоставлялись, практиковался метод двойного слепого контроля, когда тест предъявлял один экспериментатор, а результаты фиксировал другой, который не знал условий теста см. Зорина, Смирнова, 2006. Эта проблема подробно обсуждается в разделах: «Атака скептиков» и ««Проект Ним» и критика «языковых» экспериментов Г. Опасность неосознанной подачи невербальных сигналов всегда учитывается грамотными экспериментаторами. Сэвидж-Рамбо заметила по этому поводу см. Зорина, Смирнова, 2006 : «Я была бы последней, кто станет отрицать, что в некоторых из проектов по изучению языка обезьян имелись случаи невольных подсказок.
Легендарная шимпанзе Уошо: «Я человек! Для чистоты эксперимента учителями выступали сами глухонемые люди. Но обезьяна привыкала общаться с ними и чувствовать себя частью человеческого сообщества. Ее семьей и друзьями были только люди, у которых она училась. А потом эта обезьяна видела других животных. И ее реакция была очень интересной. Например, еще «пионер обучения» - шимпанзе Уошо - сразу показала жестами: «Это черные животные». А на вопрос, кем она считает себя, заявила: «Я человек! И таких случаев было очень много, когда «говорящие» обезьяны называли себя людьми.
Чтобы объясниться с обезьянами, сотрудники зоопарка изучают немецкий язык
Чем больше таких элементов в обезьяньем «предложении», тем короче каждый элемент в отдельности. Эта закономерность известна как закон Мензерата, который обычно формулируется так: с возрастанием длины лингвистической конструкции, длина ее компонентов уменьшается. Так, в человеческом языке длинные предложения, как правило, состоят из относительно коротких слов. Исследование языка гелад впервые обнаружило проявление закона Мензерата в животном мире. В языке гелад, судя по всему, грамматика отсутствует. Однако эти приматы используют базовую протоязыковую структуру, на основе которой может быть налажена более сложная коммуникация».
Но нет — Коко определенно не освоила жестовый язык». В лучшем случае горилла могла применять некоторые жесты в определенных ситуациях, после того как ее стимулировал к этому тренер. Согласитесь, что это можно назвать скорее дрессурой, чем общением. Горилла Коко была не первым приматом, которого пытались научить говорить. Первые опыты в этом направлении начали проводиться еще в 1960-х годах. Тогда зоопсихологи использовали упрощенный язык жестов, включающий в себя наименее сложные понятия. Еще тогда выяснилось, что обезьяны, причем не только гориллы, но и орангутаны и шимпанзе, способны выучить некоторые жесты. Но уже тогда стало понятно, что использовать их на уровне человека животным не под силу. Профессор Грэм Тернер из Университета Хериот-Уатт уверен, что общение на любом языке жестов, не только на амслене, требует овладения очень сложной системой передачи информации. Если к жестовым языкам подходить именно так, то становится понятным, что обезьяны никогда не могли овладеть его грамматикой на уровне человека». Несмотря на скептическое отношение к заявлениям Франсин Паттерсон и ее коллег, все ученые, как один, признают, что Коко обладала неординарными для гориллы способностями. Многие из них лично наблюдали за животным и поражались его способностью к коммуникации с человеком и животными, например, кошками. Никто не умаляет заслуг Франсин Паттерсон и ее коллег, которые потратили долгие годы на изучение способностей горилл, но, увы, их колоссальная работа все равно не может быть доказательством того, что гориллы способны к общению с человеком на языке жестов или любым другим путем.
Как бы. Таким образом. Исчезает слово не потому, что мы куда-то торопимся или экономим усилия хотя это тоже есть , но, главное, нам это вообще неинтересно, неважно. Языковая форма теряет свою культурную ценность. Получается, что нам не нужна роскошь выразительных возможностей нашего языка. Понимаете, миссия языка состоит даже не в передаче информации, а объединении индивидуальных человеческих миров. В формировании согласия разных людей внутри одной культуры относительно мира. Язык — это их согласие. Чем лучше достигнуто это согласие, тем устойчивее культура. Как только согласие исчезает, мир рассыпается. Чем это опасно для культуры? Тем, что она будет неконкурентоспособна. Мир изменился, а в языке нет многих современных понятий и терминов, которые нужны человеку. Вот он и вынужден руками показывать, а не называть. Просто люди не привыкли их использовать. А причина тут в том, на мой взгляд, что многие люди в детстве, у себя дома не слышали нормальной русской речи. И еще одна догадка: язык чувствителен... Чем больше в окружающей действительности вранья, тем человек испытывает меньший интерес к речи. Но то, что эксперимент заставил нас прийти к таким догадкам, это тоже результат. Наше косноязычие выразительнее в смысле всяких интонационных пауз — законных, незаконных: это одна из попыток противостояния парадной риторике. Язык с большим трудом преодолевает привычку ко лжи. Причем сегодня это по-прежнему актуально. Мы при эксперименте часто натыкаемся на бессвязность фрагментов речи, каждый из которых обладает отдельным смыслом — что-то вроде лозунга или слогана. И вот они в разговорной речи следуют один за другим, а между собой связны плохо. Это особенно заметно в телевизионных ток-шоу: побеждают те люди, которые говорят бессвязно, а связанная, последовательная речь, интеллигентная проигрывает, потому что она звучит слишком... И лексический запас, которым мы располагаем сегодня, не так уж мал: 300 слов в день — это все-таки не 30-40 слов Эллочки Людоедки. Повторяю, нас больше удручает бессвязность слов. Люди часто не понимают друг друга. Но опять же это происходит не от недостатка слов, а от неправильной связи слов. Говорят, а понять ничего нельзя.
Полученные сочетания были расшифрованы учеными как "Крак-у" - опасность вообще, а "хок-у" - все остальное, от присутствия неподалеку конкурирующей стаи до любого пернатого хищника, за исключением упомянутого орла. Второе исследование, проведенное теми же учеными, касалось повторяемости указанных выше "слов". Так, если "бум" произносится много раз, это означает, что стае пора сниматься с места. Если после пары "бумов" несколько раз идет "крак-у" - впереди упавшее дерево.