Сретение Господне отмечают православные верующие 15 февраля. Рассказываем, какого числа Сретение Господне в 2024 году, как появился этот праздник и какие у него традиции.
Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи
Сретение Господне как двунадесятый праздник имеет особое значение в церковном календаре и отмечается масштабно. Во всех храмах в ночь на 15 февраля проходит всенощное бдение, а утром — божественная литургия. Сре́тение Госпо́дне, также Сретение Господа нашего Иисуса Христа (церк.-слав. срѣтеніе — «встреча»), Принесе́ние во Храм. На Руси Сретение было днем, когда можно сделать предложение даме. Сретение Господне как двунадесятый праздник имеет особое значение в церковном календаре и отмечается масштабно. Во всех храмах в ночь на 15 февраля проходит всенощное бдение, а утром — божественная литургия.
Без ссор и путешествий: главные традиции и приметы на Сретение Господне
И все же настал тот день, когда ветхий уже и немощный старец Симеон принял на свои руки Богомладенца Христа, возвестив о приходе в этот мир его Творца. Отныне уже человечество — в лице Симеона — ясно узнало и твердо исповедало, что после многих тысячелетий своего самовольного отлучения от Бога оно наконец-то встретило своего Создателя. Ведь Симеон держал на своих руках Того, Кто, по Своему таинственному изволению преступив пределы вечности и всемогущества, "умалился" до состояния беспомощного Младенца, держал — Самого Бога. История возникновения праздника Источники говорят о том, что праздник Сретения возник и существовал в Иерусалимской церкви с IV-V в. Именно поэтому в то время он и не рассматривался как отдельный, самостоятельный праздник. В конце V в. И на Востоке и на Западе дата праздника оказалась увязана с днем Рождества Христова: Сретение отмечалось на сороковой день после Рождества.
С середины VI века день празднования Рождества, а значит, и Сретения, на Западе и на Востоке уже практически повсеместно за исключением Армении совпадают. Распространению праздника Сретения, как и сугубому церковному почитанию этого события Священной истории, весьма способствовал своей активной деятельностью святой император Юстиниан. Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов Богослужебные тексты праздника составлены виднейшими древнецерковными песнотворцами. Уже с момента возникновения праздник Сретения, казалось бы, по всему своему характеру — явно Господский. Однако на Западе он обычно рассматривался скорее как Богородичный.
На Руси к XVII столетию значение Сретения оказалось несколько приуменьшено — в сравнении с более торжественной древней традицией его празднования. Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство. Праздник Сретения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. На второй день торжества 3 февраля ст. Церковь празднует память праведного Симеона и Анны пророчицы — святых, чей личный духовный подвиг, как известно, оказался непосредственно связан с событиями Сретения.
Ею приносятся два голубиных птенца — жертва, по закону допустимая лишь для бедняков. Вероятно, обычно после принесения такой жертвы священник принимал младенца из рук матери, и, обратившись к алтарю, высоко поднимал ребенка, как бы вручая его Богу. При этом он совершал над ним две молитвы: одну — на тему закона о принесении выкупа, другую — с благодарением за рождение первенца. Младенец Христос был встречен при входе в храм благочестивым и праведным старцем Симеоном по Преданию Церкви — одним из переводчиков Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык , которому некогда было обещано Духом Божиим, что он не умрет, пока не увидит своими глазами пришедшего на Землю Спасителя мира. Симеон был уже очень стар и превзошел все мыслимые пределы продолжительности человеческой жизни; но смерть не приходила к нему, ибо по Божественному обетованию он должен был увидеть родившегося Христа. И вот, наступил день, когда этот древний старец принял наконец в Иерусалимском храме на свои руки младенца Иисуса, произнеся те, замечательные по своей силе слова, что и сегодня звучат в христианских церквах за каждым вечерним богослужением. В переводе на русский язык они звучат так: "ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое т. Теперь, дожив до дня рождения Христа, иначе говоря, до встречи с Богом, Который соделался — по Своей любви к людям — истинным Человеком, старец Симеон мог уже спокойно умереть: "сретение", наконец, состоялось. Произносит он также и другие тоже очень важные — провидческие слова. Старец говорит здесь о том, что родившийся Христос принесет в мир разделение.
Здесь же в храме находилась и женщина, также достигшая глубокой старости, обладавшая пророческим даром, — Анна, которая вместе с праведным Симеоном стала прославлять Господа. После исполнения всех предписанных законом обрядов, Святое Семейство вернулось домой — в город Назарет см. Евангелие от Луки 2:22-39. Духовный смысл праздника Смысл праздника Сретения — в долгожданной и спасительной встрече всего человеческого рода — лицом к лицу — с изначальным Источником всякого добра и подлинного блага, истины и красоты: с живым Богом христианского Откровения. Именно здесь, по убеждению христиан, и проходит граница в истории всех верующих людей: в день Сретения встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым. Как правило, проповеди христианских богословов и экзегетов, посвященные Сретению, отличаются особой восторженностью и возвышенностью, будучи буквально преисполнены радости и ликования. Христолюбцы и Боголюбцы, во сретение Господа и Владыки, с радостию и в чистоте изыдем: не законным обрядом, но духовно: не чрева сладостями работая, но духом играя... Все ныне, и всегда празднственные возопием песни... По сути вся жизнь человечества до пришествия Спасителя — долгое и томительное ожидание радости этой встречи, Сретения Господня.
К ним принято относиться по — особенному, благоговейно. Первую свечу зажигают после возвращения домой из храма, остальные принято хранить в период всего года и зажигать только при молитве дома. Эта вода имеет лечебные свойства, помогает при болезнях. Запрещается выполнять любую работу, кроме той, что идет на благо людям. Алкоголь имеет свойство затуманивать разум, и делает зависимым. Считается, что алкоголь это вред от лукавого. Лучше посвятить время Господу. А уборкой и стиркой, лучше заняться в будние дни. Возможно, провести время с родными и друзьями. Мыться нужно накануне Сретения, чтобы встретить торжество чистым. Оно отвлекает от похода в храм и молитв. Вера в Бога противоречит магии и проведению ритуалов. Иконы, посвященные Сретению Икона для праздника Сретение Господне состоит из пяти фигур. В центре находится Богомладенец Иисус, рядом Богородица, а немного выше праведник Симеон. Мария передает свое Дитя старцу, отец Иосиф с парой голубок расположен по левую сторону, а Анна-пророчица держит свиток. В одной римской церкви, Санта Мария Маджоре, находится древнейший образ этого события. Образ расположен в триумфальной арке, в виде одной из мозаик, на которой изображена Богородица с малышом, идущая на встречу Симеону. Дата ее создания — первая половина 5 века. На Руси есть два древних изображения, которые посвящены празднику Сретения и датированы 12 веком: Одно находиться в г. Киев, Кирилловская церковь. На этом образе младенец сидит на руках Богородицы. Второе находиться в г. В грузинской иконографии на иконе отсутствует изображение алтаря, на его месте расположена горящая свеча, которая символизирует жертвенность. Также, к иконам праздника Сретения Господня можно отнести образ «Умягчение злых сердец», известный и под другим названием «Симеоново проречение». Он олицетворяет предсказание смиренного Симеона, произнесенное во время празднования Сретения. На иконе изображено семь мечей: три слева, три справа и один внизу, пронзившие сердце Богоматери, которая стоит на облаках. Мечи изображенные на картине, символизирует горе, печаль и боль — то, что она испытала при жизни на земле. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Кондак, глас 3-й Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче. Праздник Сретения Господня в католическом храме Праздник представления Иисуса в храме через сорок дней после его рождения, отмечаемый 2 февраля, имеет долгую историю в Восточной и Западной Церкви. Закон Моисея предписывал, чтобы каждый первенец в Израиле был посвящен Богу через сорок дней после рождения и выкуплен на сумму, хранящуюся в сокровищнице Храма. Это было в память о том, что перворожденные сыновья были спасены от смерти в ночь первой Пасхи во время исхода из Египта. Евангелие от св. Луки дает нам отчет о сретение Иисуса в храме: когда пришло время для их очищения по закону Моисея, они привели его в Иерусалим, чтобы представить его Господу.
А в особенности то, что нравится домочадцам. В противном случае, если справляется пост, кушать можно было только блюда растительного происхождения и рыбу. Еще одним традиционным блюдом, помимо блинов, считаются запеченные жаворонки. Но не настоящие, а состряпанные из теста. Внутрь птичек прятали монетки, колечки, фрукты, ягоды и многое другое. Такие необычные находки выполняли роль предсказания. Освещение свечей Сретенская свеча «Громница» считалась своего рода символом данного праздника. Существует поверье, что как она загорается, так и загорается огонёк веры человека, зажегшего её. Принесенные из храма свечи на праздник было принято хранить весь год и использовать их полагалось только во время молитвы. Считалось, что освященная сретенская свеча обладала особой силой и приводила желания молящегося в исполнение. Церковные свечи освящаются для посвящения Богу, и сгореть такая свеча должна строго по назначению и принестись в «жертву» Богу. Приметы Если праздничный день был морозный, а на небе можно было увидеть белые звезды, то весна будет холодной и снежной. Яркое солнце днем и яркий закат вечером в любую погоду — весна будет ранняя. Если на Сретение шёл снег, то считалось, что весной будут идти большие дожди, а летом будет мало урожая. Но если снег шел только утром, то весна будет ранняя. А если вечером, то весна будет поздняя. Если человек заболел в день праздника, то весь год его будут преследовать болезни. Если пламя зажжённой в доме свечи спокойное, то живущие в нем люди будут редко болеть. Если же пламя, наоборот, беспокойное, то ждать скорой хвори в том доме. Если дать деньги в долг — будут финансовые неудачи. Если долг вернули, то к богатству. Потеря денег в Сретение означало большую прибыль в будущем. Найти деньги на улице и подобрать их, значит подобрать негативную энергию и принести её в свой дом.
Сретение Господне
Для людей, которые занимаются сельским хозяйством, Громницы символизируют начало подготовки к полевым работам. В этот праздник хозяйки щедро кормят домашних животных, чтобы они дали хороший приплод. Существует традиция трясти в этот день в саду фруктовые деревья, чтобы получить богатый урожай. Круглая форма и золотистый цвет символизируют солнце и наступление тепла.
Нельзя ругаться, сквернословить. Запрещается скучать и грустить, чтобы счастье и любовь не обходили стороной. На радостную встречу необходимо отвечать взаимностью.
Нельзя класть на кухонный стол деньги, иначе благополучие и удача могут покинуть дом. Не рекомендуется отправляться в дальнюю дорогу — в пути могут ожидать неприятности. Нежелательно переезжать на новое место.
Приметы и поверья Если на Сретенье небо усыпано звездами, то весна наступит нескоро. Капель 15 февраля предвещает хороший урожай пшеницы. Если зажженная в праздник свеча горит ровно и спокойно, то все члены семьи будут здоровыми.
В храме обязательно берут освященные громничные свечи, которые, как считается, обладают огромной силой и способны исцелять. Возвращаясь домой, за праздничным столом собираются всей семьей. Блюда ставят постные.
Допускается рыба, овощи и небольшое количество красного вина. Кроме того, на праздник принято заботиться о домашних птицах. Сретение Господне, 15 февраля 2024, народные приметы Оттепель предвещает теплую весну.
В том случае, если идет снег, то весна окажется длинной, а также дождливой. Солнце, которое выглянуло перед закатом, говорит про окончание морозов. Если 15 февраля нет солнца, то морозов ждали 24 февраля.
Если ожидается оттепель, то жди теплую весну. Тихий и облачный день - будет хороший урожай плодов и хлебов. На Сретение небо звездное означает весну позднюю. А еще в этот день хозяйки усердно кормили кур, приговаривая: «Корми в Сретение кур овсом - весной и летом будешь с яйцом». Приметы на Сретенье. Но, как бы там ни было, а Сретение — это всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года. Волшебная сила громничной свечи и сретенской воды Волшебная сила громничной свечи и сретенской воды. По древнеславянскому обычаю 15 февраля еще называлось Громница, так как именно только в этот день среди зимы можно было услышать гром. Язычники также в этот день преклонялись стихии огня - Молнии, поэтому и жгли у дорог огромные костры.
Примечателен этот день был и обычаем изготовления громничной свечи из воска, который собирали с восьми-десяти крестьянских домов. А потом целый год передавали из двора во двор, и жгли по очереди, постоянно наращивая. Эта "волшебная" свеча, имеющая невероятную мощь, использовалась в самых особых случаях: ею освящали поля перед посевом и перед уборкой урожая, лечили больных и провожали умерших, защищали свои дома от нечисти. Волшебная сила громничной свечи и сретенской воды. По преданиям считалось, что в Сретенье вода во всех источниках обретала особую силу и приравнивалась к крещенской. По обычаю эту воду не носили святить в храм, а собирали по капле с тающих сосулек. Люди свято верили, что Божья Благодать нисходит к ним в этот день, и освящает воду. Ведь главное - это вера и каждому воздастся именно по ней. Празднование Рождества Христова - это великое событие в христианском мире. Таинство рождения Мессии на картинах старых западноевропейских мастеров можно увидеть в обзоре.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
Получив свое начало в лице Авраама, закон обрезания был подтверждаем на Синае Лев. Имя, принятое Божественным Младенцем при обрезании, означало, что рожденный есть Спаситель или Искупитель грешного рода человеческого, как изъяснил Ангел Мф. Какою силою облечено было это благодатное имя, видно как из обетований Самого Спасителя Мат. Сретение Господне Вторым событием из детства Иисуса Христа было принесение Его сорокодневного от рождения во храм Иерусалимский. В народе еврейском во времена ветхозаветные все перворожденные дети мужеского пола, по заповеди Божией, должны были посвящаться на служение Богу. Эта заповедь Божия дана была по случаю чудесного избавления от смерти первенцев Еврейских при выходе Евреев из Египта. В благодарность Богу за спасение своих первенцев, евреи и должны были отдавать их Богу на служение при скинии Исх.
В последствии вместо первенцев Господь избрал Себе одно колено Левиино, которое и служило Ему при скинии, а затем и храме. Здесь они искупались все, кроме младенцев из колена Левиина, от служения Богу особою платою, которая состояла из пяти сиклей серебра и поступала на содержание служащих при храме Числ. Кроме положенной платы за младенца, в сороковой день по рождении мать его должна была и за себя приносить в храм очистительную жертву. По истечении этого срока, она являлась в храм и приносила очистительную жертву Лев. Такая причина и цель закона о первенцах явно нисколько не касалась Великого Первенца Марии. Как Сын Божий, Он свободен был от законов человеческих. И хотя Пресвятая Дева, родивши Христа наитием Св. Пресвятая и Непорочная, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его, «яко нескверная, неблазная, нетленная и Пречистая Дева» 5. Преблагословенная Мария принесла Своего Первенца во храм Иерусалимский и, исполняя полностью закон еврейский, явилась с положенною жертвою за Себя, чтобы священник принес молитву Богу о Ея очищении. Принесла жертву Богу, но жертва Марии была не такова, какую приносили люди богатые.
Жертва Марии была жертвою убогих и состояла из двух птенцов Но недостаток внешнего вида жертвы восполнялся внутренним настроением Принесшей: то, чего недоставало для этой смиренной жертвы в ценности, с избытком было вознаграждено чувствами чистейшей души Богоматери. Ты родил Его прежде веков без матери; а Я, по Твоему благоволению, родила Его без мужа! Приими же Первенца Твоего, с которым Ты сотворил века и повелел, возсиять свету! Приими воплотившееся от меня Слово Твое, которым Ты утвердил небеса, поставил землю и собрал воды морей! Приими Сына Твоего, от земной матери Его! Устрой Его и Меня по воле Твоей Святой, и да искуплен будет Его плотию и кровию весь род человеческий» 7. Иосиф и Мария, повинуясь закону, пришли в Иерусалим с Младенцем Иисусом наряду с другими родителями, не богатыми, но бедными. Но не так совершилось на самом деле. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был в нем. Имя Симеон означает услышание Быт.
Подобно другим ветхозаветным праведникам Евр. Духа, глубоко понимающий Св. Еврейский первосвященник, исполняя доброе желание царя, отправил ему все книги на своем родном языке, а для перевода их на греческий язык послал туда — же семьдесят два переводчика или толковника по шести человек с каждого колена. Ему пришлось, между прочим, переводить книгу Исаии. Переводя эту книгу, он обратил внимание на то место в ней, где сказано: «се Дева во чреве приимет и родит Сына» Исаии 17: 14. Обещано видеть Господа, рожденным от Девы, но не сказано—как, когда и где? Девою во храме, то Симеон, будучи уже тогда 360 лет, как говорить предание, пришел во храм по внушению Св. Пришел Симеон по вдохновению в храм. Исчезли немощь и старость: Симеон в храме ждет Владыку... Входят Иосиф и Мария с Богомладенцем на руках.
Пресвятая Дева Мария, как и раньше мы уже сказали, остановилась пред дверьми храма, считая себя по закону нечистою. На эти убеждения книжники и фарисеи отвечали громким ропотом, но Захария не изменил своего намерения. Он держит в своих старческих руках Того, Кого ожидал и желал видеть не только он, но и весь мир, все люди. Долго я ждал Тебя, как бы так говорил старец, желая зреть Твое пришествие, и вот наступил тот блаженный час, о котором Ты предсказал мне, Владыка жизни и смерти! Теперь нет уже более причин держать меня на земле; ровно как и для меня нет уже отныне более целей жизни, ибо главнейшая мною уже достигнута: я увидел Тебя, и теперь могу успокоиться! Обрадованный, иду я благовествовать радость праотцам и отцам моим, яко видесте очи мои спасение Твое! Не блаженнее ли я всех их? А я в объятиях своих вижу не образ и не сень, а самое спасение Твое, еже еси уготовал пред лицом всех людей! О, если бы все люди познали, что это Тот, о котором Ты, Боже, говорил устами Св. Пророка Твоего: «дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» Исаи.
О, всеблагий Отец светов! Так Владыко Господи, я вижу теперь и осязаю жизнь и свет всего мира, славу Израиля и Утеху всех верующих. Отпусти же, Владыко, раба Твоего по глаголу Твоему с миром! Он видит в Младенце Иисусе Спасение или Спасителя людей не от внешнего рабства, но от, рабства дьяволу , — от грехов их. Он видит назначение сего спасения для всего мира; оно не ограничится одними Евреями, как думали сии последние; оно уготовано для всех людей.
Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать
На церковнославянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память о Встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова, описанной в Евангелии от Луки (Лк. По вышеозначенной причине основного духовного смысла праздника Сретения в этот день нельзя предаваться суетным и, тем более, греховным делам. На церковнославянском языке слово «сретение» означает «встреча». Праздник Сретения установлен в честь дня, когда младенца Христа впервые принесли в храм.
Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать
Сретение Господне — факты о празднике: суть и значение даты, история зарождения торжества, церковные обряды и народные традиции, приметы и поверья. В давние времена люди с нетерпением ожидали праздник Сретения, но относились они к нему не столько как к светлому церковному дню, а как к моменту, когда зима с весной встречаются. Кроме того, именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, то есть сороковым днем от Рождества (Богоявления), весьма однозначно указывает: первоначально анализируемый праздник не имел вполне самостоятельного значения. Сретение Господне, также известное как Сретение, является христианским праздником, который отмечается ежегодно 15 февраля (2 февраля по юлианскому календарю). На церковнославянском языке слово «сретение» означает «встреча». Сретение Господне — двунадесятый непереходящий (находящийся «в числе») праздник, отмечаемый в Церкви ежегодно 15 февраля, то есть 2 февраля по старому стилю.
Литература
- Сретение Господне
- История Сретения Господня
- Исторический контекст Сретения Господня
- 15 февраля — Сретение Господне: значение, приметы и традиции праздника | Мартыновский вестник
- Содержание
- Что можно и обязательно нужно сделать 15 февраля на Сретение
Народные приметы 15 февраля
Сретение Господне — двунадесятый непереходящий (находящийся «в числе») праздник, отмечаемый в Церкви ежегодно 15 февраля, то есть 2 февраля по старому стилю. В праздник Сретения Господня православные христиане вспоминают тот день, когда Богомладенец Иисус Христос был принесен в Иерусалимский храм — во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея (см. книгу Левит 12:1-8). Называется он Сретение. Слово Сретение означает – встреча.
Сретение Господне 2022: значение и история великого праздника
Особенности богослужения на Сретение Господне Сретение Господне как двунадесятый праздник имеет особое значение в церковном календаре и отмечается масштабно. Во всех храмах в ночь на 15 февраля проходит всенощное бдение, а утром — божественная литургия. При этом в праздновании отражается долгая история праздника. Изначально, в первые века, 15 февраля славили Богоматерь, а позднее стали прославлять Иисуса Христа. Поэтому священники могут быть по-разному одеты во время службы: или в голубые одежды, так как голубой цвет символизирует непорочность Девы Марии, или в белые — этот цвет символизирует божественный свет. Однако присутствуют и элементы Господского праздника: так, на литургии на малом входе произносится входный стих, а затем поются тропарь и кондак праздника. Также, если Сретение выпадает на определённые дни подготовительных недель Великого поста, построение богослужения будет отличаться: например, если Сретение приходится на канун Великого поста, у него не будет попразднства и отдания, а если оно приходится на понедельник первой седмицы Великого поста, то службу и вовсе переносят на Неделю сыропустную, то есть на последнее воскресенье перед Великим постом. Что нельзя делать на Сретение Господне Как и в любой церковный праздник, на Сретение Господне считается грехом сквернословить и ругаться — любое злое слово вернётся в тройном размере.
По этой же причине нужно воздерживаться от осуждения кого бы то ни было. В целом следует провести этот день в размышлениях о Боге и не поддаваться унынию и грусти. Кроме того, нельзя на Сретение работать, стирать и убираться — все силы нужно отдать молитве. Также запрещается мыться, хотя это скорее связано с тем, какую серьёзную подготовку требовалось провести перед этим процессом в старые времена: наколоть дрова, истопить баню, нанести воды — а работать в этот день нельзя. Считалось, что нельзя подметать пол и выбрасывать мусор после заката — так можно вымести из дома счастье. Не рекомендуется стричь волосы, чтобы не отрезать здоровье, и отправляться в дальнюю дорогу: по преданию, тот, кто уедет далеко 15 февраля, нескоро вернётся домой. И, конечно, нельзя отказывать в помощи ближнему и в целом следует быть щедрым и радушным.
Так, считается, что если на Сретение тепло, то весна придёт скоро, а если холодно — она будет прохладной. Звёздное небо говорит о поздней весне, а оттепель — о ранней.
В старину люди верили, что лиходейка-зима на Сретение встречается с весной-красной и желает ее заморозить, но «от собственного хотенья лишь потом умывается». Считалось, что после праздника морозов уже ждать не следует, а потому от передвижения на санях через реку отказывались. Садовники после утреннего богослужения возвращались домой и следовали народному обряду — трясли фруктовые деревья руками, чтобы лето не обделило хозяина щедрым урожаем. Что нельзя делать на Сретение? Тяжелый физический труд и дальние поездки лучше отложить.
Нельзя ругаться с близкими и отказывать нуждающимся и просящим. Алкогольные напитки в этот день употреблять нельзя. Бракосочетание тоже стоит отложить, потому что Сретение предшествует Великому посту, а все свадьбы следует справлять уже после Пасхи. На Сретение зима с весною встретились С православным праздником связано множество народных примет. Считается, что отправляться в далекое путешествие не следует, потому что обратный путь будет долгим. С праздником связаны поговорки: «На Сретение зима с весною встретились» или «В Сретение солнце на лето, зима на мороз».
На эти убеждения книжники и фарисеи отвечали громким ропотом, но Захария не изменил своего намерения. Он держит в своих старческих руках Того, Кого ожидал и желал видеть не только он, но и весь мир, все люди. Долго я ждал Тебя, как бы так говорил старец, желая зреть Твое пришествие, и вот наступил тот блаженный час, о котором Ты предсказал мне, Владыка жизни и смерти!
Теперь нет уже более причин держать меня на земле; ровно как и для меня нет уже отныне более целей жизни, ибо главнейшая мною уже достигнута: я увидел Тебя, и теперь могу успокоиться! Обрадованный, иду я благовествовать радость праотцам и отцам моим, яко видесте очи мои спасение Твое! Не блаженнее ли я всех их? А я в объятиях своих вижу не образ и не сень, а самое спасение Твое, еже еси уготовал пред лицом всех людей! О, если бы все люди познали, что это Тот, о котором Ты, Боже, говорил устами Св. Пророка Твоего: «дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» Исаи. О, всеблагий Отец светов! Так Владыко Господи, я вижу теперь и осязаю жизнь и свет всего мира, славу Израиля и Утеху всех верующих. Отпусти же, Владыко, раба Твоего по глаголу Твоему с миром!
Он видит в Младенце Иисусе Спасение или Спасителя людей не от внешнего рабства, но от, рабства дьяволу , — от грехов их. Он видит назначение сего спасения для всего мира; оно не ограничится одними Евреями, как думали сии последние; оно уготовано для всех людей. Предвидеть он и те блага, которые Мессия дарует людям. Он освободит их от заблуждений, суеверий и страстей, и просветит светом истинного Богопочтения. Но ни одно только радостное и утешительное из жизни Божественного Младенца возвестил праведный Симеон. Да, отвечает Св. Отец церкви, все будет в свое время. Не все воспользуются спасением, принесенным на землю Божественным Сыном Твоим: для тех, которые, уверуют и последуют за Ним, Он будет восстанием от падения; для тех же, которые, по упорству во зле, отвергнут Его, Он послужит к конечному падению и гибели их» 17. Краткими, но многознаменательными словами Симеон предвещал Богоматери всю будущую жизнь Ее Сына.
Он еще Младенец, а праведный Симеон называет Его Ветхим деньми; Он еще слаб, а уже имеет власть живота и смерти! Он еще в пеленах, а Ему кланяются, яко Богу! И она в то время, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме» Лк. От роду Анна имела 84 года и обладала даром пророчества. С мужем она прожила только семь лет, сохранив при этом для брака девство. Следовательно, в представлении евангелиста, образ Анны был еще возвышеннее от того, что она была чистою девою до брачного состояния. Старая, слабая, Анна с трудом могла ходить во храм и однако земным отечеством ее был дом Божий; отечество небесное, вечное, которого ожидала душа ее с святым нетерпением, было еще впереди. Теперь она ждала величайшего, мирового события — явления во плоти своего Господа, Утехи Израилевой; она знала, что когда, наконец, придет Сын Божий во плоти, тогда Его узрят и обрящут в доме Божием, во храме. Посещая храм, куда стремилось сердце ее днем и ночью, она надеялась, хотя и на закате дней своих, встретит в нем Господа славы.
Надежды ее оправдались. Сердце старицы еще раз сделалось юным, ее глаза заблистали, но руки дрогнули, по чему она и не берет в свои объятия Избавителя. Постигнув духом, кого видит пред собою, она славит Бога за исполнение древних обетований в слух Св. В церковных песнопениях Св. В этом то незначительном, но живописном городке и воспитывался Иисус Христос до тридцатилетнего возраста, преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков Лк. Торжественная и чудная встреча Богомладенца Иисуса праведными Симеоном и Анною во храме Иерусалимском не могли не подействовать на помыслы, слышавших и видевших это евреев. Не могли не удивляться произошедшему также и все присутствовавшие во храме. Все встрепенулось во Израиле, все впадают в тревогу от этого известия. А это изгнание Богомладенца в чужую землю, вместе с Матерью, эта вражда против Ее Сына от колыбели до гроба от сильных мира сего, это поругание Его первосвященниками — Анною и Каиафою, царем Иродом Иоан.
После события Сретения Господня св. Симеон вскоре скончался, имея от роду более 360 лет. По народному верованию св. Симеону Богоприимцу молятся о здоровье младенцев. Из рассмотрения события Сретения Господня нельзя не видеть чудного примера смирения и послушания закону Божию, уставам и предписаниям закона со стороны Богомладенца. Сам законодатель, Сам Ветхий деньми, давший древле на Синаи закон Моисею, «днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится». Тот, которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен, положенным законом выкупом. По примеру Спасителя нашего, принесенного в сороковой день во храм Иерусалимский, и каждый из нас сорокадневным от рождения приносился в храм, и этот священный обряд называется воцерковлением. Чрез воцерковление новорожденный представляется св.
Церкви и вводится в нее, как новый ее член. Для этого, после положенных молитв, священник, взяв на руки принесенного матерью младенца подобию Симеону, три раза изображает им крест: входя во храм, среди храма и пред Царскими дверьми, каждый раз произнося: «Воцерковляется раб божий или раба Божия во имя Отца и Сына и Святого Духа» и пр. Нужно заметить, что младенцы мужского пола вносятся священником в алтарь, а затем уже как те, так и другие возвращаются матерям, при чтении молитвы Симеона Богоприимца: ныне отпущаеши раба Твоего... История праздника В воспоминание встречи Господа Иисуса Симеоном и Анною по храме Иерусалимском в сороковой день по рождении Его Православною Церковью установлен, дванадесятый праздник Сретения Господня.
Фото: телеканал "Толк" Богослужение Сретения У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре: 15 февраля 2 февраля по старому стилю. Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля. Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения.
В тропаре праздника и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место. Народные традиции Сретения В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские.
Что нужно делать в Сретение Господне, чтобы защитить свой дом от всего плохого
Сретение Господне — история и значение Праздника | В давние времена люди с нетерпением ожидали праздник Сретения, но относились они к нему не столько как к светлому церковному дню, а как к моменту, когда зима с весной встречаются. |
Сретение Господне: кому помолиться, что нужно сделать и от чего отказаться в христианский праздник | Слово «сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова — «радость». |
Сретение Господне - история и значение Праздника | Православиум | один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православии, он является непереходящим и отмечается 15 февраля (2 февраля по ст. |
15 февраля – Сретение Господне: история, смысл, молитвы. Видео. Иконы. | Сретение Господне 2023 — история праздника. Сретение отмечается через 40 дней после Рождества, так как именно на 40-й день Богородица принесла ребенка в храм, чтобы посвятить его Господу. |
История и смысл праздника Сретение Господне, что означает и когда празднуется
Уборку верующие проводят заранее, чтобы встретить великий день с чистыми помыслами и в чистом помещении. Безусловно, церковь не запрещает убираться, если в этом есть острая необходимость, однако в день празднования не стоит забывать о духовном развитии и пропускать время молитв. Исключить стоит и иную работу, связанную с тяжелым трудом: ремонт, переезд, перестановка мебели, строительство. На Сретение верующие постятся, но не строго, а лишь исключают из рациона мясные продукты.
Воздержание и усмирение плоти также ведет к духовному росту и помогает укреплять силу воли. В день церковного празднования воспрещается гадать и ворожить, проводить обряды и даже косвенно участвовать в них. Не стоит в день праздника активно веселиться, забывая о молитвах, направленных на спасение душ.
Это касается не только посещения увеселительных мероприятий, но и длительного просмотра телевизионных передач, а также компьютерных игр. Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать Фото: pixabay. Во время праздничного богослужения верующие просят у небес защиты и покровительства, а также причащаются.
После торжественной службы верующие приносят домой освященные свечи, названные громницами.
Ее совершали обыкновенно из базилики святого Адриана до церкви Санта Мария Маджоре. Обряд освящения свечей, сопровождаемый антифоном «Свет во откровение»и «Ныне отпущаеши»,упоминается в романо-германской понтификальной традиции XII столетия. Следовательно, можно говорить о том, что сретенская процессия со свечами имеет римское происхождение, и она в значительной степени повлияла — как на Западе, так и на Востоке — на изначально христологический характер праздника Сретения Господня. Кроме того, западные богослужебные тексты процессии, особенно ее антифоны, носят ясно выраженный мариологический характер.
В римском Миссале 1570 года и его последующих переизданиях торжественная процессия становится составной частью праздничной литургии 2 февраля. Как элемент приходской сретенской литургии рассматривает ее и Миссал 1970 года. В нем, среди прочих, кодифицируется принципиальное для латинской богослужебной практики и богословия изменение названия праздника на Представление во храм Господа. Обязательно надо упомянуть и о том, что литургический статус Сретения в Католической Церкви имеет диахронную тенденцию к повышению эортологической значимости. Если в Миссале 1570 года оно находилось в разряде праздников второго класса, то в новом Миссале 1970 года после упразднения старой градацииСретение квалифицируется как простой праздник.
Этим продиктована и замена эортонимов: Рrаеsепtatio Dотini вместо прежнего Рurificatio Маriае. Таким образом, подчеркивается несомненный христологический аспект и литургический характер Господского праздника, каковым он и является по своему происхождению и специфике чинопоследования. Иконография праздника Иконография Сретения сложилась на основе повествования евангелиста Луки. На иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Преблагословенной изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух реже — трех голубей, а за спиной праведного Симеона — пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме. Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что, конечно, отражается в иконографии: Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево.
Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его покровенными руками как Великую Святыню. Праведная Анна представляется со свитком в руке. Младенец же обычно облачен в короткую белую рубашечку, не закрывающую ножки. Древнейший образ Сретения запечатлен в одной из мозаик триумфальной арки, обрамляющей алтарное пространство церкви Санта Мария Маджоре в Риме 432—440-е гг. Многофигурная сцена Сретения трактуется здесь как шествие Богоматери с Младенцем на руках в сопровождении ангелов навстречу святому Симеону.
Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода — святого Луки в Фокиде, Неа Мони на острове Хиос, церкви Успения в Дафни. Интересной особенностью в изображении Кирилловского храма является то, что Младенец не сидит на руках Богородицы, а представлен на них лежащим. Пресвятая Дева несет Его на двух вытянутых и покрытых платом руках. Нужно отметить следующее: евангельский цикл Нередицы начинается на лицевых сторонах восточных столпов композицией Благовещения. Напротив, на западной стене храма, в третьем регистре росписи хор, была помещена сцена Рождества Христова, на северной стене, в пятом регистре, находилось Сретение, а на противоположной, южной, стене — Крещение.
При этом сцена Сретения была расположена рядом с композицией Введения во храм Богородицы. Основу для сопоставления схем дала 7-я глава Протоевангелия, запечатлевшая обращенные к Марии слова ветхозаветного первосвященника: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо чрез Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупление». И в Сретении, и в Введении во храм Марии повторяется мотив пророчества: как первосвященник узнает в Марии будущую Богоматерь, так и Симеон видит в Младенце Спасителя. Уникальный вариант иконографии Сретения зафиксирован в средневековом грузинском искусстве: в композициях Сретения отсутствует алтарь, обычно изображаемый в центре. Вместо него присутствует горящая свеча в нескольких случаях — две свечи как символ жертвы Богу.
Рассматривая не только расположение Младенца, но и общую композиционную схему изображений, возможно также выделить два других варианта иконографии праздника: Сретение, показанное в храме на фоне престола, являющегося центром композиции, и Сретение, происходящее на пороге храма, где святое семейство встречает старец Симеон [13]. Примечательно, что в обоих вариантах часты изображения Евангелия на престоле. Эта иконографическая деталь, не соответствующая исторической действительности и ветхозаветному богослужению, подчеркивает наступление новозаветной эры, ознаменовавшейся явлением в мир Искупителя. Начиная с XVII века, древнерусская иконография Сретения интенсивно дополняется новыми сценами и становится более детализированной: изображения новозаветной Троицы; взывающих ко Христу из адской пасти ветхозаветных праведников; благовестия ангела Симеону, переводящему книгу пророка Исаии, и многое другое. Георгий Битбунов 14 февраля 2010 г.
Письма паломницы iv века. Кроме того, пространные отрывки из древних сочинений, в которых описывается эортологическая динамика Сретения, можно найти в книге: Рубан Ю. Сретение Господне Опыт историко-литургического исследования. Сретение Господне. Таинства и обряды.
Размышления о двунадесятых праздниках. От Рождества Богородицы до Сретения Господня. Литургия Церкви.
Во-вторых, что было гораздо хуже, начался страшный мор, вначале коего умирало по пять тысяч, а затем и по десять тысяч человек в день. Смертность была такой ужасающей, что даже некому было хоронить мертвых, не только бедных, но и богатых! Тогда-то некому благочестивому христианину было откровение, что, если будет установлено торжественное празднование Сретения, бедствия прекратятся.
Так и было сделано: и уже 15 февраля сие евангельское событие было отпраздновано как двунадесятый Господский и Богородичный праздник о чем будет сказано несколько ниже. И действительно, все эти страшные бедствия, особенно мор, прекратились! Духовный смысл праздника Сретение — это встреча. Так и мы, каждый из нас, православных христиан нуждается во встрече с Господом. Однако, многие, помышляя и мечтая о ней, ошибочно думают, что Сам Господь, Божия Матерь, ангелы или кто-то из святых должен явиться им. На самом деле сия встреча — это дело Божие.
И как Господу будет угодно, так она и состоится. Если, конечно, мы будем к ней готовы. Так и праведный Симеон сподобился сей встречи тогда, когда не ожидал; и таким образом, о коем не мог предугадать. И мы о себе должны подобно сему думать, предоставляя сие благодатное дело Господу. В этом, думаю, и состоит основной духовный смысл сего праздника! Что нельзя делать в этот день По вышеозначенной причине основного духовного смысла праздника Сретения в этот день нельзя предаваться суетным и, тем более, греховным делам.
Ибо этим мы оттолкнем от себя Спасителя, и желанная встреча с Ним не состоится. Вместо работы и суетных развлечений в сей день, лучше пойти в православный храм на литургию, и, если мы готовы, исповедаться и причаститься. Затем остальное время провести в молитве, чтении Священного Писания, творений святых отцов. Особенности богослужения Он является двунадесятым Богородичным праздником, но имеет признаки и Господского двунадесятого. Это, в частности, само название — Сретение Господне. На литургии во время малого хода возглашается входной стих.
Всенощное бдение и литургия заканчиваются особым отпустом. А до литургии, а иногда и после нее обычно совершается малое освящение воды и освящение свечей. Сретенские свечи Они освящаются особым чином и только раз в году на Сретение, отсюда и их название. Любая церковная свеча — это жертва Богу. Раньше иудеи приносили Ему во всесожжение животных, но мы, христиане, приносим не такую кровавую жертву, а бескровную. Впрочем, также состоящую из воска — вещества животного происхождения.
Символически это означает, что наша душа должна быть такой же мягкой и податливой под действием благодати Божией, как и воск под действием солнца. Преподобный Серафим Саровский говорил, что возжжение церковных свечей угодно Богу, поэтому в его келье они горели постоянно. Сретенская же отличается от других, также освящаемых церковных свечей, большей благодатной силой в силу особого чина освящения. Подобно тому, как Крещенская святая вода сильнее святой воды малого освящения. Свечи, освященные в Сретенье Господне, в народе называли «громичными». Такое название пошло от того, что их зажигали на защиту во время грозы.
Сретенские свечи помогали защитить дом от беды. Такую свечу также было принято зажигать, когда на улице буйствовала непогода. Кроме того, Сретенская свеча была незаменимой в трудных родах, при пожаре в селе, других катаклизмах. В давние времена ее ставили, когда человек умирал от «черной болезни» так называли эпилепсию. Освященная свеча помогала душе перейти в иной мир. В чем помогает молитва с возженной сретенской свечой перед иконой праздника При возжжении такой свечи в храме или дома поэтому следует помолиться Богу, в частности, можно молитвенно произнести свои прошения.
Особенно хорошо, зажегши сретенскую свечу у иконы праздника, просить Господа о вышеуказанной встрече с Ним.
Ему выпал перевод пророка Исайи. Удивившись написанному как это Дева может принять во чреве и родить без мужа? Перевод 70-ти толковников, названный Септуагинтой был уточнен святым Иеронимом Стридонским. Поэтому и оберегаема Мария была Иосифом, который не прикасался к ней.
Святой Симеон Богоприимец. Икона из собрания МДА Старца, который со смирением и послушанием воспринимал слова ангела все эти годы, стяжал открытый Богом дар пророчества. Он не только узнал принесенного в Храм Богомладенца, но и предрек Ему и Пречистой Богородице грядущие события Лк 2:30-35. Старец Симеон делает акцент на том, что спасение уготовляется не только для Израиля, но и вообще для всех людей. Это будет для них «светом в откровение», поскольку ранее они пребывали во тьме.
Для него, ждавшего 300 лет совершения этих слов, это стало значительным событием. Сказав эту знаменитую фразу, которая используется в наше время на вечерней службе собственно, на Вечерне и служителями алтаря, он добавляет еще пару слов там же, стихи 34, 35 , обратившись к Богородице. Вероятно, делает он это не только от особенного избрания Богом Пречистой Девы, но еще и потому, что Иосиф был стар и уже не увидит того, что случится. Симеон говорит: «Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» примерный перевод. Действительно, Христос приходит в мир, став при этом спасением для одних людей и юродством для других «слово о кресте для погибающих — юродство есть, а для нас, спасаемых — сила Божия есть», «а мы проповедуем Христа распятого — иудеям же соблазн, эллинам же безумие».
Что такое Сретение и как его празднуют. Простыми словами
15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл | Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». |
Сретение что это за праздник , как его отмечают (+ молитвы) | Пожертвовать и попросить помолиться:Пожертвование на просветительские проекты или иные нужды:карта Сбербанка: 5469 5500 2810 6794карта ВТБ: 5368 2901 6029 07. |
Праздник Сретения Господня - И.И. Туркин - читать, скачать | Само наименование праздника «сретение» на старославянском языке как раз и означает «встреча». |
Сретение Господне 2024: что нужно и что запрещено делать в двунадесятый праздник | ОТР | День празднования Армянской апостольской церкви отличается от других. |