В связи с утверждением Святейшим Патриархом решений церковного суда Чистопольской епархии о лишении сана протоиереев Владимира и Анастасия Головиных, им были направлены соответствующие указы. Молитва по соглашению и протоиерей Владимир Головин. Лично мне батюшка приятен. Владимир Головин — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Отец Владимир Головин: последние новости на сегодня и отстранение от сана пошагово.
Отец Владимир Головин: последние новости на сегодня и отстранение от сана
Протоиерея епархии Татарстана Владимира Головина лишили возможности служить в церкви в течение трех месяцев. @vladimir_golovin_bolgar. Также священного сана лишен сын священника – протоиерей Анастасий Головин, который, согласно установлению епархиального суда, «принял идеологическую сторону протоиерея Владимира Головина», а также нарушил ряд канонических правил. Все, кто против протоиерея Владимира Головина лягут штабельками (Пармен, Феофан, Игнатий)!
Владимир Головин — последние новости
Тегисвященник головин владимир почему запрещен, головин священник почему запретили, головин проповеди слушать онлайн, головин владимир священник последнее видео, как получить сан священника через интернет. глава Чистопольской епархии. значит, так и есть. глава Чистопольской епархии. глава Чистопольской епархии. Биография Владимира Головина: фото, личная жизнь, последние новости 2019, проповеди, скандалы, лишен сана.
Владимир Головин. Болгар.
Значит, брал туалетную бумагу, мягкую… Ну, её тогда просто не было. Но её тогда не было! Как, ну а как все люди? Нет… А то, может, такое у кого-то есть, он тоже заслуживает внимания… Крапиву… - … Было время… - А как, как у них было? Вот мне… Я и спрашиваю, как… - Подмывались… - Подмывались, да?
Хорошо… Для пустыни это прекрасно. Я знаю, там некоторые песочком протираются. Так… Ну, и тем не менее, а вот как вы думаете, каким образом? Очень интересный момент!
Где Он её брал? Специально покупал и рвал на кусочки, и подтирался. Когда Он по малой нужде... Но неже...
Вообще, Он мочился, нет, как вы думаете? Он идет с апостолами. То есть, одного пола все — мужчины. Его нужда...
Он отворачивался от других или не отворачивался? Значит, вы считаете, что Он страдал, вот, желая, чтобы видели, так сказать… Ну, если есть чего [невнятно] конечно, ну, вообще, в принципе… Кто это сказал — мужчина? Мужского пола?
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина 05. В феврале епархиальный суд Чистопольской епархии принял решение об извержении священников из сана. Этому предшествовал запрет в служении, который продлевался несколько раз с призывом раскаяться и прекратить деятельность, вносящую соблазн в жизнь Церкви.
Об этом сообщается на сайте Русской православной церкви. В 2019 году Головин был лишен священного сана за деятельность, "не соответствующую Священному преданию", в том числе за эпатажные проповеди и финансовые махинации. То же решение епархиальный суд Чистопольской епархии принял и в отношении сына Головина , протоиерея Анастасия Головина.
Данный сайт не является личным сайтом о. Владимира Головина, его создала и администрирует группа верующих православных мирян, которые стараются распространять православную проповедь в этом мире и хотят, чтобы как можно больше людей услышали, а потом и убедились на своём опыте, что Бог - Он ЖИВОЙ, что Он гораздо ближе к нам, чем мы думаем, и что Он любит нас так сильно, как мы не можем себе и представить. Чтобы пройти на официальный ресурс, нажмите pravoslavniy-bolgar.
протоиерей Владимир Головин
Раздел «Борьба со злоупотреблениями в сети Интернет» открылся на сайте Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. В разделе размещена информация о лицах, которые выдают себя в интернете за священнослужителей и тем самым вводят верующих в заблуждение. Авторы инициативы отмечают, что список будет всегда обновляться. Так, в разделе сказано, что Владимир Головин был лишен сана ещё в 2019 году, но вопреки запрету Священноначалия он продолжает заниматься проповедью в интернете.
Покровительство Анастасия было причиной, почему высказывания и действия Головина ранее не выходили из узкого круга его почитателей. Огласку деятельность Головина получила после того, как в 2015 году Анастасий был переведен из Татарстана в Ульяновскую область, а сама Казанская митрополия разделена на несколько епископств. Новый митрополит Казанский и Татарстанский Феофан Ашурков лишил митрополию «регионального суверенитета»: при Анастасии все священноначалие состояло из местных кадров. С 1990-х годов, когда власти Татарстана объявили об «особом статусе» региона в составе России, всех руководителей крупных приходов в епархии согласовывали с администрацией президента Татарстана, рассказал «НГР» председатель Общества русской культуры города Казани Михаил Щеглов. После появления указа о своем запрещении в служении Головин предостерег: без него в городе останутся одни мечети. Итоги этого — или квазисектантские движения внутри церкви, или разочарование в вере». Чаплин предположил, что инцидент с нападением на епископа в храме мало повредит репутации Головина.
Среди нападавших его не было, а епископ Пармен накануне видел «целителя» в храме без рясы и наперсного креста — как и положено запрещенному в служении священнику. В своих видеообращениях к верующим Головин умело опроверг совершение им большей части тех церковных нарушений, которые послужили причиной его запрета в служении. Он скорректировал свои, мягко говоря, неоднозначные высказывания», — отметил Чаплин. Это значит, что об изобретательном «старце» Владимире Головине мы еще наверняка услышим. Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
При этом, подчеркнула Любовь Селиванова, каждый паломник «попадает в поле любви, когда отец Владимир занят только им». Селиванова также рассказала, что «когда о. Владимира лишили сана, его сын Анастасий в знак поддержки отца также сложил с себя сан и сейчас он стал концертным директором известных артистов Антона и Виктории Макарских».
На «неофициальном интернет-ресурсе» Головина можно найти видеозаписи бесед с Антоном Макарским, — прим. Каждый паломник «попадает в поле любви, когда отец Владимир занят только им», говорит Селиванова. Фото православный-болгар. В начале 2018 года на Рождественских чтениях в Москве настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского отец Александр Новопашин выступил с докладом «Коммерческо-религиозный проект протоиерея Владимира Головина», в котором раскритиковал деятельность болгарского батюшки, создавшего и раскрутившего в интернете практику «соборных молитв по соглашению». Особенно возмутили клириков вольные до бестактности рассуждения Головина, направленные, по словам российского историка и богослова Александра Дворкина, на то, «чтобы подчеркнуть человечество Христа» и «финансовая сторона деятельности болгарской группировки, через которую, как можно подозревать даже при беглом взгляде, проходят такие сумасшедшие деньги, что пресловутый «бог Кузя» отдыхает». Церковное руководство применило к автору неканонических духовных практик все меры — от увещевания до прямых запретов проповедовать в интернете и читать акафисты по соглашению по твердой таксе, а потом — и совершать обряды в храме. А когда все это не подействовало, была применена крайняя мера — «извержение из сана». Головин сана лишился, но деятельность продолжил — уже вне юрисдикции Русской православной церкви.
Он ее продолжает, но так называемый «скит» — на самом деле не скит, а просто частная территория. Под скитом подразумевается монастырь, а тут на частной территории просто собирают людей и ведут с ними беседы. Причем наставления, которые там даются — это наставления для маловерующих, для не понимающих [истинного смысла православия]. Головину не раз объясняли, чем должен заниматься священник — это в первую очередь богослужения.
ПАСМИ попыталось разобраться в перипетиях внутрицерковного конфликта. Не лезь к попу в карман Чистопольская епархия издала указ о запрещении в служении протоиерея Владимира Головина несколько дней назад. Формальным поводом для запрета стали провокационные высказывания священника. Сам Головин заявил о сговоре митрополии с руководством Татарстана и в свою очередь обвинил митрополита Казанского Феофана Ашуркова в стремлении к власти. Кроме того, протоиерей, который известен тем, что легально зарабатывает сотни миллионов рублей, обнародовал отчётность своего фонда за прошлый год и призвал епископов сделать то же самое. Доходы епископов — это тайна за семью печатями. В отличие от государственных чиновников, они не обязаны официально публиковать декларации. Поэтому коррупционные преступления в церкви — обыденность. Взятка епископу за право стать настоятелем богатого храма называется на церковном языке «симонией» — греховным, но вполне легальным даянием. Зачастую епископы выбивают деньги с духовенства при помощи угроз, что прямо подпадает под статьи УК. Если священник по каким-либо причинам не устраивает своего епископа, его обычно запрещают в служении, как это и произошло с Головиным. Трудовое право в таких случаях не работает. Корни правового церковного беспредела уходят глубоко в советское время: семьдесят пять лет назад Иосифом Сталиным была создана Русская православная церковь в её нынешнем виде. Когда товарищ Сталин ставил полковника госбезопасности Георгия Карпова на место председателя Совета по делам церкви, он строго ему заповедовал: «Только не лезь попу в карман». С епископа взятки гладки Завет Сталина церковные иерархи относят только к своим доходам.
В список сетевых лжесвященников попал протоиерей из Татарстана Владимир Головин
По мнению епархии, есть основания полагать, что продвижение "молитвы по соглашению" является сложной финансовой инициативой, замкнутой на членов семьи священника и его ближайших последователей. Кроме того, Головин ввел у себя в храме, где является настоятелем, неканонический чин некоего "духовного лечения" при помощи наложения рук. Также, по мнению епархии, в публичных выступлениях Головина имеются высказывания, "граничащие с кощунством и глумлением над Христом". Так, в одной из бесед священник "настойчиво предлагал своим слушателям, в том числе девушкам, подробно представить, как мужчина совершает физиологические отправления".
Дело в том, что наши чувства, ощущения, душевные переживания не имеют от начала названий. Грубо говоря, человек не рождается с встроенной программой понимания того, что такое истинная религиозность, правильная молитва, верный нравственный настрой. Точнее сказать так: религиозность есть антропологический факт и она религиозность присуща в той или иной степени всем людям как интуитивное ощущение сверхъестественного , однако правильная вера, истинная молитва — это то, что личность постигает посредством воспитания. Поэтому, как некоему человеку его родители, учителя, наставники, старшие друзья назовут некое его внутреннее переживание от начала имеющее место быть или инспирированное некоей религиозной или психической практикой , так он и будет считать, быть может, всю жизнь. Так, человечек, родившийся в семье неопятидесятников и, разумеется, с детства таскаемый родителями на соответствующие «молитвенные собрания», со временем усвоит, что молитва есть тот самый иррациональный экстаз, который «внешними» для секты людьми воспринимается, как массовый психоз. Ребенок, родившийся в семье реинкарниста, с детства под влиянием окружающей среды начинает вспоминать свои «прошлые жизни», хотя таковые являются лишь его детскими фантазиями, мечтами, которые имеются у всех прочих детей, однако родители и их многочисленные друзья из медиумического клуба «карма-кола» учат свое чадо воспринимать оные как «воспоминания прошлых жизней». И для него это «религиозная жизнь», он видит в этом «спасение».
В случае с «Православным Болгаром» происходит некая подобная ситуации. Человек, приходящий к вере, узнает, что самой древней и совершенной формой молитвы является некая «молитва по соглашению» и, что только такая молитва имеет особую силу и особую духовную ценность. И сила и ценность в данном случае определяется количеством молящихся, но никак не умением человека молиться, никак не чистотой его сердца, не праведностью его жизни. Эти Евангельские слова Головин вырывает из контекста общего Евангельского повествования и придает им принципиально иной смысл. Более того, никто из святых отцов в том числе Великих учителей Церкви никогда не давал подобного толкования этого Евангельского отрывка, даже близкого к этому у святых мы не найдем! А значит, тот молитвенный опыт, который предлагает протоиерей Владимир своей многочисленной пастве, есть чистой воды новодел. Но справедливости ради, следует отметить, что новое — не значит плохое, новое — не значит неправославное. Христианская традиция не мыслит саму Церковь в качестве некоего законсервированного продукта и не воспитывает в своих носителях воинствующего отторжения всего нового. Но, тем не менее, некоторая разумная осторожность к некоему нововведению всегда присутствует в сознании православного христианина. И она разумная осторожность , в свою очередь, не позволяет ему с какой-то, по-детски агрессивной, требовательностью настаивать на том, что «эта молитва самая лучшая».
Тем более, элементарная порядочность не позволит этому человеку назвать сей эксперимент «древней практикой Церкви», учитывая тот факт, что церковная история не знает подобных прецедентов «молитвы по соглашению» в той форме, в какой ее проповедует протоиерей Владимир Головин. Более того, сила молитвы никогда не «измерялась» в традиции Церкви количеством ее участников. И хотя в истории Церкви известны случаи именно общей коллективной молитвы не в той форме и не с тем содержанием, как это преподносит Головин , но все же, личная праведность совершителя молитвы всегда имела большее значение, нежели количество ее совершителей. Другими словами, здесь качество имеет больший приоритет, нежели количество. Через все сочинения святых отцов красной нитью проходит мысль о том, что молитва — не есть формальное произнесение определенного порядка слов, не «выжимание» из себя каких-то чувств. Оказывается и молитве нужно учиться, правильной молитве, благодатной. Известен такой случай… Однажды к прп. Серафиму Романцову пришёл некий монах и сказал, что имеет внутри себя непрестанную молитву, на что прп. Серафим ему ответил: «Нет у тебя никакой молитвы, ты просто привык к словам молитвы, как иные привыкают к ругани». Оказывается, можно вместо молитвы бездумно, бездушно постоянно повторять слова молитвы как слова привязавшейся песенки , обманывая самого себя!
Оказывается и молитва может быть неправильная, пустая, ложная и даже бесовская. Молитва — это один из самых сложных вопросов духовной жизни и святые отцы подробно и многократно говорят обо всех нюансах и опасностях этого необходимого и наиважнейшего христианского делания. А говорят ли об этом в «общине» Головина? Увы, нет. И вообще не может не удивить чисто материалистический, плоский и даже пошлый «арсенал» молитвенных прошений в этом религиозном движении. Святоотеческая традиция учит просить в первую очередь а строго говоря — и только о духовном, ведь все остальное «приложится вам» Мф. А в головинской «молитвенной» практике чувствуется влияние вполне пошлого советского популизма в духе: «Догнать и перегнать Америку!!! Однако человек, приходящий в общину Головина, учится именно такой альтернативной «молитве», усвояет чисто магическое, а не православное мировоззрение, равно как и принимает иные, весьма и весьма спорные взгляды протоиерея Головина в качестве «учения Церкви». На целый ряд догматических ошибок, искажающих саму суть христианской веры в выступлениях Головина, указал профессор Александр Леонидович Дворкин. Я же, просматривая проповеди протоиерея Владимира, заметил одну существенную особенность: он вроде бы и хочет сказать какую-то правильную вещь видимо где-то он слышал, может на лекциях во время обучения , но катастрофичная путаница в терминологии, несуразная, а подчас неуместная и неприличная, отталкивающая составляющая аллегорий и, наконец, откровенная грубость и хамство сводят все «благие» порывы на нет.
Так, скажем, протоиерей хочет раскрыть содержание христианского догмата о богочеловечестве Иисуса Христа и говорит о том, что «во Христе две природы в одном естестве», хотя правильно сказать «в одной Ипостаси» или «в одной Личности», ибо философский термин «существо» не синонимичен с понятием «личность» по-греч. Но это — тонкости богословия, и подобная ошибка или оговорка имеет значение именно в контексте неких догматических вероучительных утверждений. Однако в рамках обычной приходской беседы она вполне простительна, разумеется, если плохой ученик публично исправит оную.
Решения епархиального суда по таким делам с соответствующей предварительной резолюцией главы епархии и материалами дела направляются последним в течение пяти рабочих дней со дня вынесения им резолюции на утверждение Патриарху Московскому и всея Руси или Священному Синоду. В тоже время, согласно статье 48 «Положения», дело может быть возвращено епархиальным архиереем в епархиальный суд на новое рассмотрение, в том числе, в случае подачи ему мотивированного письменного ходатайства обвиняемой стороны о пересмотре дела. Такое ходатайство подается в епархиальное управление на имя епархиального архиерея в течение пяти рабочих дней со дня принятия епархиальным судом соответствующего решения. Кроме того, решения епархиального суда, содержащие резолюцию епархиального архиерея, в ряде случаев могут быть обжалованы сторонами в Общецерковном суде второй инстанции.
Так, в разделе сказано, что Владимир Головин был лишен сана ещё в 2019 году, но вопреки запрету Священноначалия он продолжает заниматься проповедью в интернете. Напомним, патриарх Кирилл согласился с решением церковного суда о лишении священника храма Мученика Авраамия Болгарского протоиерея Владимира Головина священного сана.
Указ епископа Чистопольского от 1 апреля 2019 года, утвержденный главой РПЦ, опубликован на сайте епархии. Протоиерей Владимир Головин ввел практику, названную им «соборная молитва по соглашению», которая совершается за определенную плату, причем за дополнительную вознаграждение обещается «усиление молитвы» в известных храмах и монастырях.
протоиерей Владимир Головин
На сегодня о последних новостях отец Владимир Головин рассказал в интервью с Алексеем Шахматовым, человеком невоцерковлённым, но верующим. Биография Владимира Головина: фото, личная жизнь, последние новости 2019, проповеди, скандалы, лишен сана. Батюшке на протяжении трёх месяцев будет запрещено ношение креста и рясы. Владимир Головин. Новости 20 ноября 2020. РПЦ создала перечень лжесвященников, проповедующих в интернете.
Как относиться к Владимиру Головину?
Трудами молодого священника Владимира Головина в 1988 году здесь начинается строительство церкви, освящаемой в честь святого мученика Авраамия Болгарского, и созидание духовной общины. Официального церковного сана отец Владимир Головин лишился после почти полуторагодового скандала. Проповеди отца Владимира должны услышать как можно больше людей!
Нетрадиционное богословие прот. Владимира Головина
Хотя, слушая его лекции, иногда замечаю некие противоречия. Причем порой он противоречит сам себе. Но есть одна вещь в его речах, которая лично мне очень по душе. А именно, его совет меньше слушать современных пастырей, а больше читать святых отцов. Я не знаю, причислял ли он к современным пастырям себя, но совет дал не просто верный, а жизненно необходимый.
С рассуждением нужно ко всему относиться. Особенно в нашем веке, когда поток противоречивой информации настолько велик, что психика многих не выдерживает. Опору нужно искать только там, где она действительно есть. В Боге.
Но не в человеке.
Все, что он говорит сейчас, является лишь его частным мнением и не может восприниматься как учение Церкви. Канонического права совершать богослужения и проповедовать как православный священнослужитель, Владимир Головин не имеет. Категорически нет! От его проповедей страдают много людей. Некоторые люди после его проповедей ведут себя как сектанты. Обратите внимание на то, как лжесвященник нетрадиционно проповедует. Некоторые из его проповедей являются заблуждением, ересью, и даже кощунством. Вот к примеру почему по его мнению может согрешить естество, природа, хотя по православному учению пороки может совершать только личность? Вот кстати проповедь о.
Владимира: «- …. Мне кажется это очень важным. В своё время, когда я ответ на этот вопрос нашел, я не смог быть тем, каким был до того. Может, кто-то из вас, если серьёзно сейчас раздуматься, о чем я сейчас скажу, может, кто-то это… сможет уже быть другим. А вопрос вот какой: как вы думаете, Христос Спаситель, когда большую нужду справлял, он гигиену каким образом наводил? Чего вы молчите-то? Значит, брал туалетную бумагу, мягкую… Ну, её тогда просто не было. Но её тогда не было! Как, ну а как все люди? Нет… А то, может, такое у кого-то есть, он тоже заслуживает внимания… Крапиву… - … Было время… - А как, как у них было?
Вот мне… Я и спрашиваю, как… - Подмывались… - Подмывались, да?
Очень интересный момент! Где Он её брал? Специально покупал и рвал на кусочки, и подтирался. Когда Он по малой нужде... Но неже... Вообще, Он мочился, нет, как вы думаете?
Он идет с апостолами. То есть, одного пола все — мужчины. Его нужда... Он отворачивался от других или не отворачивался? Значит, вы считаете, что Он страдал, вот, желая, чтобы видели, так сказать… Ну, если есть чего [невнятно] конечно, ну, вообще, в принципе… Кто это сказал — мужчина? Мужского пола? Мужского пола сказал… Ага… Ага, ага… - …В мужской компании… [Смех]… Посмотреть… - Нет, нет, ну, я помню детство, я скажу перефразом, так… с п-п-п… как мы говорили, так… перефразом.
Надо в одном море, чтоб не было горя. И тем не менее, и тем не менее… А вот я по серьёзному: как вы думаете, отворачивался, нет? Сказали, нет. Стыд — это естественная реакция на грех должна быть. Греха нет — то стыдиться нечего?!... Тут не стыд… Не то, что стыд, а есть некие правила приличия… Ну, всё-таки же не животные, которые друг перед другом всё это делаем… [невнятно] - Ну, а что такое «правила приличия»? Вот, слова моей бабушки, я говорю вслух.
Специальная комиссия изучила служение протоиерея и пришла к выводу, что его проповеди содержат явно противоречащие православному учению утверждения, а ряд изречений нарушает вероучительные догматы, утвержденные на Вселенских Соборах. Комиссия также отметила, что священнослужитель ввел неканонический чин некоего «духовного лечения». Члены комиссии пришли к выводу, что в «соборной молитве по соглашению» есть все признаки магической практики.
Язычество, прикрытое Православием, или Куда идут последователи протоиерея Владимира Головина?
О лишении сана священника Владимира Головина сообщается на сайте епархии. Молитва по соглашению и протоиерей Владимир Головин. Лично мне батюшка приятен. Как православный протоиерей Владимир Головин даже чисто умозрительно может представить себе согрешающую Ипостась Предвечного Сына Божия?
РПЦ: экс-протоиерея Головина из Болгара включили в список сетевых лжесвященников
Он отворачивался от других или не отворачивался? Значит, вы считаете, что Он страдал, вот, желая, чтобы видели, так сказать… Ну, если есть чего [невнятно] конечно, ну, вообще, в принципе… Кто это сказал — мужчина? Мужского пола? Мужского пола сказал… Ага… Ага, ага… - …В мужской компании… [Смех]… Посмотреть… - Нет, нет, ну, я помню детство, я скажу перефразом, так… с п-п-п… как мы говорили, так… перефразом. Надо в одном море, чтоб не было горя.
И тем не менее, и тем не менее… А вот я по серьёзному: как вы думаете, отворачивался, нет? Сказали, нет. Стыд — это естественная реакция на грех должна быть. Греха нет — то стыдиться нечего?!...
Тут не стыд… Не то, что стыд, а есть некие правила приличия… Ну, всё-таки же не животные, которые друг перед другом всё это делаем… [невнятно] - Ну, а что такое «правила приличия»? Вот, слова моей бабушки, я говорю вслух. Говорит, тяжелая была жизнь после войны. Голодали, работали до упаду.
Бывало, говорит, на постоянке... Кто не знает, что это такое — у неё был постоянок, — это курятник. Который постоянно… Курицам каждый день есть надо, чистить… Она каждый день ходит… Выходных, ни проходных, — ничего не было. Бывало, говорит, на постоянке, там, минутка свободная, будет время, говорит, мы, бывало, говорит, ищемся и поём… Ищемся… Термин «ищемся» - знаете, что это такое?
Ну, вшей друг у друга давят по очереди. Так жили, это была реальность жизни! Это мы сейчас плохо живем, тогда жили хорошо — вшей было больше!
Однако, мама виновата, скажете Вы. Может и да, но не всегда. Сколько людей намеренно причиняют зло другим, из зависти, из ненависти, из-за уязвленного самолюбия, из-за страха конкуренции, мирно жить люди многие не хотят.
Да, виновата система, сажете Вы. Каждый выживает как может. Вот эти личности и питают эту систему.
Опору нужно искать только там, где она действительно есть. В Боге. Но не в человеке. Об этом, насколько я понимаю, постоянно говорит Головин.
Соборная молитва, им предлагаемая, есть один из способов приобщения к истине. Но не более. Что же делают люди? Боготворят батюшку, невольно вводя его в прелесть. Я уж не знаю, как он с этим борется, но почти наверняка, бороться с подобным искушением ему приходится. Головин говорит о любви, но при малейших обвинениях в сектантстве его последователи проявляют небывалую агрессию.
Много сложных и окончательно неразрешенных богословских вопросов в сфере биоэтики, понимания физической смерти, аспектов личностного и биологического бытия. Это же касается и мира современной медиаактивности, медиаагрессии и т. Православная Церковь, в отличие от тоталитарной секты, не препятствует своим последователям иметь несколько различные частные мнения касательно разного рода второстепенных, недогматических вопросов.
В христианстве присутствуют основополагающие догматические истины духовного порядка, которые незыблемы, точно так же как законы арифметики в математике. Но, одновременно с этим, в практической жизни христиан возникает целый ряд вопросов, по которым церковных определений никогда не было и на которые, даже на основании богатого опыта Церкви, трудно бывает ответить однозначно. Поэтому Церковь в этих случаях допускает для своих чад иметь несколько различные мнения касательно данных вопросов, если таковые не нарушают основные принципы христианской веры и убеждений. Из одних и тех же фактов можно построить множество гипотез, касающихся не самих оснований веры, но некоторых частных следствий. Основания догматы, принципиальные положения христианской веры незыблемы, однако осмысление следствий, исходящих из этих оснований, может носить различный характер. И в этом Церковь предоставляет человеческой мысли свободу. Но даже вопросы первостепенные догматические истины сопровождаются чрезвычайно солидной аргументационной базой. Для этого, собственно, и собирались Вселенские Соборы, на которых вытачивались умопостигаемые, философски корректные формулировки Божественной Истины, насколько ее возможно было донести до человеческого разума, который обусловлен фактором ограниченности познания в пределах грубого мира. Зачем я все это говорю?
Для того, чтобы обозначить, что мир христианской мысли чрезвычайно богат, разнообразен и глубок. Современный человек, приходящий в Церковь, читающий Новый Завет, конечно же, проходит через лекции проф. Осипова, через книги покойного иерея Даниила Сысоева, через проповеди протоиерея Димитрия Смирнова, протоиерея Алексия Уминского, протоиерея Артемия Владимирова, протоиерея Андрея Ткачева и т. И в этой палитре мнений кому-то может показаться, что богословский прогрессивизм А. Осипова излишен и уважаемый профессор слишком широко трактует высказывания святых отцов. Другому, напротив, нравится академизм Осипова, но кажутся грубыми и неуместными шутки протоиерея Димитрия Смирнова. Третьему более по душе внимательный о. Артемий Владимиров, но кажутся развязными выступления о. Андрея Ткачева.
Наконец, человек слушает проповеди тех священников, которые служат в том храме, прихожанином которого он является. И чрезвычайно замечательно, если этот человек начинает знакомиться с творениями святых отцов, т. Но даже здесь он может найти несколько различные мнения касательно некоторых вопросов. Так XIX век ознаменовался спором свт. Игнатия Брянчанинова и свт. Феофана Затворника о природе ангелов. Главное же то, что грамотно воцерковляющийся человек сталкивается с внушительной палитрой различных мнений касательно многих аспектов современной жизни и возможных отношений к ней со стороны христианского сообщества. Однако человек отнюдь не тонет в этом «море» многоголосий, но, напротив, он учится думать, анализировать, сверять нечто услышанное или преподанное ему, в формате лекции или проповеди, с Преданием Церкви, с Евангелием и традицией понимания этой Книги святыми отцами. В ситуации же с «болгарской общиной» мною наблюдается чрезвычайно печальная картина.
Люди знакомятся с христианством исключительно по проповедям протоиерея Владимира Головина надо отметить, проповедям весьма сомнительного содержания, как с богословской, так и с этической точек зрения. Эти люди, по сути совсем еще неофиты, удивительным образом минуют ту «центральную Церковь», тот мейнстрим современной церковной жизни и аккуратно оказываются в некоей духовной «резервации» где-то на «окраине» церковного мира. Таким образом, они «благополучно» минуют Осипова, Смирнова, Уминского, Сысоева, Ткачева и уж совсем маловероятно, что знакомятся с творениями святых отцов. И находясь на этой достаточно многочисленной, но все же «окраине», они позволяют себе достаточно дерзкое и агрессивное поведение по отношению к «центру», буквально не выносят никакой критики в адрес их духовного наставника, его мягко говоря неудачных проповедей, маловразумительных ответов. Здесь необходимо отметить еще одну важную деталь. Дело в том, что наши чувства, ощущения, душевные переживания не имеют от начала названий. Грубо говоря, человек не рождается с встроенной программой понимания того, что такое истинная религиозность, правильная молитва, верный нравственный настрой. Точнее сказать так: религиозность есть антропологический факт и она религиозность присуща в той или иной степени всем людям как интуитивное ощущение сверхъестественного , однако правильная вера, истинная молитва — это то, что личность постигает посредством воспитания. Поэтому, как некоему человеку его родители, учителя, наставники, старшие друзья назовут некое его внутреннее переживание от начала имеющее место быть или инспирированное некоей религиозной или психической практикой , так он и будет считать, быть может, всю жизнь.
Так, человечек, родившийся в семье неопятидесятников и, разумеется, с детства таскаемый родителями на соответствующие «молитвенные собрания», со временем усвоит, что молитва есть тот самый иррациональный экстаз, который «внешними» для секты людьми воспринимается, как массовый психоз.