30.12.2023. Culinary Brilliance: A Glimpse into Chef Björn Frantzén's Three Michelin Star Masterpiece. Бьёрн, ресторан северной кухни: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать.
Björn — ресторан, в котором думают об экологии
Сверху блюдо украшает стружка из «кокоса», а на самом деле, из пастернака и шрота кедровых орехов. Компанию блюду составит моктейль из яблока, абрикоса, таволги и корня хрена. Два дополнительных штриха: айва конфи и моктейль из сливы, винограда, таежного чая и листа шалфея. Саму утку томят, а затем окуривают «апельсиновым» дымом и дополняют «мандариновым» гелем из запеченной моркови, сваренной в морковном же фреше с добавлением персиков. К ней наилучшим образом подходит моктейль из брусники, грибного отвара и чая из жженого кедра. Освежить рецепторы Никита предлагает при помощи предесерта «Мангостин» — маринованного в ягодном уксусе винограда, который подадут на подушке заварного крема из шиповника. Следующие два курса, «Ваниль» и «Банан», подают вместе. За вкус банана у Никиты отвечают козлобородник, пастернак и пшеничная мука с медом, а за аромат — сублимированный сок овса и экстракт зубровки.
Зимой количество мясных продуктов больше, но уклон идёт в сторону дичи. В том, что касается грибов и ягод, то одних только белых грибов в месяц мы используем столько же, сколько и оленины. А общий объем используемых ягод в год составляет около 3. Тем не менее, мы абсолютно точно не вегетарианский ресторан. Мы очень плотно наблюдаем за природой и её циклами, стараемся быть гармоничными и созвучными с ней. Мы хотим оставаться гостеприимным местом, где каждый сможет найти что-то для себя. Маргарита: Мы себя не позиционируем как вегетарианский или веганский ресторан, потому что хотим транслировать философию экологичности всем людям — и тем, которые едят мясо, и тем, кто его не употребляет. При этом используем мясо диких животных — оленей, кабанов. Углеродный след все равно есть, но в дикой природе он ниже. Была идея хотя бы частично отказаться от мяса, сделать Meatless Monday — день без мяса. Но всё это решается командой на собрании, и оставить мясо в меню — общее решение. У нас северная кухня, и она имеет уклон в сторону мяса, потому что в северных регионах элементарно доступно меньше овощей и фруктов. Сезонность и локальность, максимальное использование исходного продукта, минимальное количество отходов и правильная их утилизация — основные принципы работы ресторана. И это не только кухни касается, но и интерьера. Вы даже гальку для сервировки приборов сами собираете и инсталляции на стенах тоже делались вами, правильно? Никита: Инсталляция — это плавник, то есть древесина из моря, ее целый год собирали на берегах двух морей — Белого и Чёрного. Если говорить о ресторане в плане экологичности, то стоит описать его путь развития. В начале было восхищение собственника скандинавскими ресторанами, их разумным, экологичным подходом. Но на тот момент — более 6 лет назад — воплотить все эти идеи в Москве не получалось никак. Приходилось идти на компромиссы, от чего-то временно отказываться. Но основные идеи, такие, как природные образы в интерьере, природные материалы, энергосбережение, — все эти технические элементы были включены с самого начала. Из того, что получилось сразу внедрить, назову обращение к food waste. Работа над сокращением пищевых остатков шла с момента открытия ресторана. Наконец, примерно три года назад у нас сформировалось то, что можно назвать разумным потреблением, ответственным подходом: раздельно собирается мусор, вернее говоря, вторсырьё, отдельно сдаётся органика на компостирование или переработку. Никита Подерягин. Фото: Роман Шмидт, «Экосфера» Э: Рита, наверное, дизайном и экопрограммой ресторана больше занимаетесь вы? Маргарита: Что касается природных элементов дизайна, то всё здесь собрано нашими руками. Наша экопрограмма состоит из zero waste на кухне, zero waste в баре и всего остального. За первые два пункта отвечают шеф-повар Никита Подерягин и шеф-бармен Игорь Демкин, а я могу их при необходимости проконсультировать. Например, речь идет о дополнительной точке сбора органики в баре. Я показываю и рассказываю, как это будет работать, заказываю бак, и первое время контролирую новый процесс. Конечно, большинство решений обговариваем с управляющим: мы должны не только быть экологичными, но и зарабатывать. Поэтому мы лавируем, ищем оптимальные решения. Никита: Отрицание, гнев, принятие смеется. Маргарита — это человек, который решает огромное количество вопросов. Она поддерживает дух проекта. Всегда есть момент, когда ты устаёшь и думаешь: «Ну ладно, это можно не делать, это не работает». И здесь нужен человек, который тебя контролирует. Маргарита — такой человек. Э: А что насчет экокалендаря, который есть у вашего ресторана, кто его составляет? Маргарита: Тоже все вместе. Мы находим интересные идеи, обсуждаем, можем ли мы ту или иную экодату преподнести гостям. Например, когда мы в первый раз отмечали день водных ресурсов , то дарили людям многоразовые бутылочки и рассказывали, что сегодня, пожалуйста, не покупайте бутилированную воду, пользуйтесь фильтром, наливайте воду в свою тару. В день экодолга всем гостям, кто доел заказанную еду, дарили карандаш, который со временем прорастет. В день энергосбережения мы открывали QR-код, который вел на страничку советов, как экономить электроэнергию. Люди в зале участвовали в небольшой викторине, и разыгрывался бесплатный ужин в ресторане. Э: Есть такие программы, как refill, вы в них участвуете? Маргарита: Да, мы присоединились к ней более двух лет назад.
Никита: Мы организуем выездные ужины, а рядом с выбранными нами красивыми местами бывают помойки. Значит, надо прибраться, и мы попросили в соцсетях, и поехало много людей. Так было один раз, потом ещё раз, — возникла традиция. Это вопрос воспитания: ты приехал с тремя пакетами еды, почему нельзя уехать с одним пакетом мусора? Э: Наверное, от этого сообщества есть какой-то фидбэк. Гости рефлексируют по поводу того, насколько экологичен ваш подход, что-то советуют? Никита: Да, советуют во время живого общения. Например, насчёт одноразовой и многоразовой посуды очень много споров. В своё время, мы подсчитали, что многоразовые пластиковые боксы ломались быстрее, чем выходил их ресурс, — через 2-3 месяца. Если использовать одноразовый пластик, даже весом выходило меньше. Учитывая, что всё равно это сдается на переработку, то какая разница? Сейчас ситуация изменилась: появились боксы качеством получше. Плюс, возможно, скоро начнут делать многоразовый пластик по нашим чертежам. Э: Во время пандемии очень остро встал вопрос о доставке. А доставка — это огромное количество пластика. Как у вас это устроено? Никита: Мы не занимаемся доставкой, и в пандемию тоже не занимались. Небольшое количество боксов у нас есть, чтобы гости могли унести что-то с собой, если захотят. Маргарита: Работа на доставку и упаковка блюд навынос — это огромная проблема для любого заведения, стремящегося быть экологичным. Наиболее подходящим типом пластика принято считать полипропилен, но его переработка сейчас не настолько развита, чтобы такая упаковка была действительно экологичной. К сожалению, на наших мусоросортировочных станциях полипропилен не отбирают из массы отходов. То есть, он может поступить на переработку только если человек будет его сам собирать, мыть и сдавать в специализированные экоцентры. Пока у подавляющего большинства наших соотечественников сознательность не настолько высока, и любая подобная упаковка выступает в качестве одноразового предмета с коротким сроком жизни, и у нее практически нет шансов быть в дальнейшем переработанной во что-то новое и полезное. Пока что самым правильным выбором выглядит оборотная тара, но в случае с ней встаёт вопрос её возврата и способов мотивации наших гостей к этому. Э: Расскажите подробнее про дикие ужины. Для них вы отдельно продумываете логистику и рассчитываете углеродный след? Никита: Это очень сложное мероприятие. Во-первых, оно происходит в диком месте, во-вторых, это полноценный сет-ужин для 20 человек, в-третьих, всё готовится на костре, в-четвертых, у нас всегда сезонное и локальное меню. Например, однажды мы готовили ужин в Тульской области, и все продукты были произведены в пределах 16 км от места. Дикий ужин — это всегда тяжёлая подготовка и сложная логистика. Ведь нужно найти место, где вы никому не помешаете и куда можно удобно подъехать. В день ужина все проще: к 6 часам утра мы приезжаем на место, подготавливаем всё, к 12-13 часам приезжают гости, и у нас есть обед на 3-5 часов, а потом посиделки вокруг костра. После всего этого гости уезжают, а мы как следует убираемся. Примятая трава — это всё, что остаётся после ужина. Никита: Меньше бюрократии — больше сервиса. Я считаю, что вполне возможны штрафы за неправильную сортировку, но при этом сначала нужно предоставить сервис, а потом уже контролировать его исполнение. А у нас обычно наоборот. Полагаю, законы для ресторанов должны писать сами рестораны, под контролем Роспотребнадзора и санитарного надзора. Город должен быть открыт к диалогу, а диалог должен быть не только на бумаге. Э: И последний вопрос. Никита, можно три простых совета: с чего начать переход к zero waste на кухне? Никита: Во-первых, не выкидывать в бак органику. Если вы выбрасываете что-то органическое в бак, то это привозят на полигон, там просто укатывают бульдозером, оно лежит, гниет и не перерабатывается в гумус, а заражает грунт и выделяет метан. Дома избавиться от органики просто: пробили блендером, вылили в унитаз, а если есть возможность, поставили диспоузер. Второй момент — это РСО. Чистый мусор может храниться довольно долго: мытая банка из-под сметаны может лежать у вас годами. Вы собираете и выбрасываете одним разом в синий бак. Кстати, пакеты нужно использовать, — это барьерная защита.
Перед вами сет-меню из восьми блюд, где мы готовим «привычную экзотику» из обычных продуктов. Я уверен, что вполне возможно «разложить» аромат экзотических плодов на отдельные тона и собрать их воедино из продуктов другого региона,» — шеф-повар Никита Подерягин. Гастрономический сет «Привычная экзотика» Стартует сет с «Киви» — севиче из молодого рассольного сыра, который дополняет «киви» из зеленого яблока, неспелого крыжовника и семян базилика. К нему подадут моктейль из сыворотки, груши и чая из водорослей. Следом принесут «Кокос» — северную raw-креветку, маринованную в перечном вине, которая подаётся на пюре из пастернака с маслом вербены. Сверху блюдо украшает стружка из «кокоса», а на самом деле, из пастернака и шрота кедровых орехов. Компанию блюду составит моктейль из яблока, абрикоса, таволги и корня хрена. Два дополнительных штриха: айва конфи и моктейль из сливы, винограда, таежного чая и листа шалфея.
Björn ресторан
Хорошо это тем, что можно переработать всю свою органику и не заморачиваться с вывозом. К тому же некоторые станции работают на добыче природного газа из органики, которая поступает из канализаций. Но все же спорных моментов больше. Например, это создает связующий реагент для бытовой химии, которую человечество использует в огромных объемах. Также смывается немалое количество пресной питьевой воды в канализацию без нее диспоузер просто не будет работать.
Иначе говоря, если нет вариантов, то диспоузер это хорошо, но лучше заморочиться и поискать другие способы. Тут есть другие варианты. Первая система — это компостирование. Оно бывает вермикомпостированием и обычным.
Обычное — это те компании, которые готовы брать на себя вывоз органики, но начинается вывоз от полутора тонн за раз. И это стоит денег. Нужно понимать, что даже для ресторана, который не играет по правилам food waste, собрать сто кило биоорганики очень сложно. А хранить ее нельзя.
Так что ты либо вывозишь самостоятельно, а это дорого, либо вывозит компания, что очень дорого. Другое вариант переработки это вермикомпостирование. К сожалению, вермикомпостирование в России плохо представлено. Раньше мы работали как пилотный проект по переработке органики при помощи Черной львинки.
Справились отлично, качество сырья было высоким. Сейчас проект просчитывается и меняется. Так как рестораны все же предоставляют больше белковый след, чем клетчатку и жиры. Вторая система — это вейстшеринг.
Отдавать остатки в мелкие фермерства, питомники. Это довольно трудозатратно, приходится все сортировать, а это не всем удобно. Зато здесь подойдут маленькие объемы отходов, да и забирают их довольно быстро — сами вывозят, утилизируют. Так что на начальных этапах этот вариант подойдет практически всем.
Конечно, есть еще дегидраторы, которые измельчают, высушивают отходы на высоких температурах, и на выходе получается порошок. Это позволяет работать внутри помещения, но одна такая установка стоит пару миллионов, естественно, что маленькие рестораны и кафе просто финансово не потянут установку и обслуживание. А дорого быть экологичным рестораном в Москве? С опытом и отладкой системы пришли к тому, что не тратим на это дополнительных средств, и это отлично.
Начиналось все, конечно трудо- и финансовозатратно. Все это требовало постоянных вложений, но сам владелец ресторана — человек экологии, так что у него была личная мотивация. В экологии, как и в любой другой отрасли, многое решает энтузиазм и финансирование. Здесь было и то, и другое: на начальном этапе были решены вопросы водо-, энерго-, теплосбережения.
Но потом ресторан отработал три года, прежде чем получилось заговорить о развитии экологичности дальше. Появились какие-то вспомогательные сервисы, стабильная команда, были отработаны технические моменты — все это и сейчас продолжает развиваться. Никита Подерягин, шеф-повар ресторана Bjorn Что за чек-лист? Это перечень задач для ресторатора и для шеф-повара.
Там даже есть список посредников, которые занимаются различными вопросами в сфере экологии: переработка органики, энергосбережение и прочее. Записаны различные приемы, которые помогают сберегать воду, тепло, сокращать свой food waste и быть ответственнее. Ого, это очень щедро — делиться всем этим! А нас и не любят за это!
Информационная сфера вокруг zero waste настолько пресыщена мифами, что если не будет четкой информации, то все движение не будет иметь смысла. Поэтому нужно максимально открыто рассказывать, как построить систему, помогающую готовить блюда бережно и экологично. Zero waste — это вне конкуренции. А как давно вы выложили сам чек-лист?
В открытом доступе он с октября, до него был просто частичный обмен опытом с такими же энтузиастами. Вот по количеству запросов и возникло понимание, что чек-лист необходим. Мы хотели поделиться опытом, а не превращать это в коммерческий проект. Какой-то фидбэк поступает?
Самый большой фидбэк мы получили во время презентации чек-листа. Много пишут из регионов, спрашивают «ух ты, а как вы это сделали», «а что это обозначает». Так начинается живое общение. Ресторанам «старичкам» реально перестроиться на новую экологичную схему?
Перестроиться могут абсолютно все. Просто нужно четко определить, какие действия и в какой очередности необходимы. На самом первом этапе достаточно заняться двумя вещами: работа с фудвейстом работа со своим пищевым остатком и раздельным сбором отходов.
За первые два пункта отвечают шеф-повар Никита Подерягин и шеф-бармен Игорь Демкин, а я могу их при необходимости проконсультировать. Например, речь идет о дополнительной точке сбора органики в баре. Я показываю и рассказываю, как это будет работать, заказываю бак, и первое время контролирую новый процесс. Конечно, большинство решений обговариваем с управляющим: мы должны не только быть экологичными, но и зарабатывать. Поэтому мы лавируем, ищем оптимальные решения.
Никита: Отрицание, гнев, принятие смеется. Маргарита — это человек, который решает огромное количество вопросов. Она поддерживает дух проекта. Всегда есть момент, когда ты устаёшь и думаешь: «Ну ладно, это можно не делать, это не работает». И здесь нужен человек, который тебя контролирует. Маргарита — такой человек. Э: А что насчет экокалендаря, который есть у вашего ресторана, кто его составляет? Маргарита: Тоже все вместе.
Мы находим интересные идеи, обсуждаем, можем ли мы ту или иную экодату преподнести гостям. Например, когда мы в первый раз отмечали день водных ресурсов , то дарили людям многоразовые бутылочки и рассказывали, что сегодня, пожалуйста, не покупайте бутилированную воду, пользуйтесь фильтром, наливайте воду в свою тару. В день экодолга всем гостям, кто доел заказанную еду, дарили карандаш, который со временем прорастет. В день энергосбережения мы открывали QR-код, который вел на страничку советов, как экономить электроэнергию. Люди в зале участвовали в небольшой викторине, и разыгрывался бесплатный ужин в ресторане. Э: Есть такие программы, как refill, вы в них участвуете? Маргарита: Да, мы присоединились к ней более двух лет назад. С недавних пор она изменила название на «Твоя вода» , сейчас она набирает всё большую популярность, количество участвующих в ней заведений стремительно увеличивается.
У программы «Твоя вода» есть собственная карта участников, где подробно расписаны все опции: в этом заведении можно попросить бармена наполнить водой свою бутылочку, здесь можно налить самому, а вот здесь можно ещё и кофейной гущи для себя раздобыть — кстати, у нас тоже можно. Маргарита Миславская. Фото: Роман Шмидт, «Экосфера» Э: Вы сказали, что у собственника изначально была идея организовать ресторан на основе принципа разумного потребления и гармоничного взаимодействия с природой. Сразу ли было понятно, как это сделать в московских реалиях? Никита: Желание работать по принципу zero waste было с самого начала, а дальше началась кропотливая работа, потому что те решения, которые есть в Европе, в Москве не работают. Начну с примера. Возьмем Финляндию, Хельсинки: ты открываешь ресторан, заключаешь договор, и у тебя забирают весь твой мусор по фракциям бесплатно. А мы еще три года назад платили за то, чтобы отдельно сдавать пластик, стекло, бумагу, а это более 5,5 тонн вторсырья.
При этом мы не имели права отказаться от платного бака для бытовых отходов. С локальным продуктом тоже бывают проблемы: в Москве иногда кончается отечественный картофель, его просто нет. Есть Израиль, есть Египет, а нашего разнообразия сортов нет. Потому что импортный продукт приезжает с гораздо более крутой логистикой. На этих граблях мы отбивали себе всё, что можно. То есть желание работать по принципу zero waste было с самого начала, а дальше началась кропотливая работа, потому те решения, которые есть в Европе, в Москве не работают. Года два назад нас сильно бомбило, даже когда мы начинали сравнивать сервисы в Москве и в Питере — там это гораздо более удобно устроено. И мы ходили и злились: почему в Москве больше ресторанов, больше жителей и больше денег, но никто не заморачивается этими вопросами?
Сортировка мусора в Bjorn. Фото: Роман Шмидт, «Экосфера» Э: Правда ли, что еще год назад рестораны должны были платить огромные налоги для того, чтобы отдельно выбрасывать food waste, остатки еды? Никита: Для начала стоит пояснить, что такое food waste. Это отходы с меняющимся статусом, и их нужно регламентировать. Что касается переработки пищевых отходов, мы были пилотным проектом компании Hermetia , которая работает с личинкой чёрной львинкой тропическая муха — ред. Им было интересно сотрудничать с ресторанами, а мы выступали «подопытным кроликом». Оказалось, им сложно работать с ресторанами, потому что у ресторана нет такого большого объёма отходов, нужно подключать сразу несколько мест, либо забирать раз в пару дней, а этого не позволяет наше законодательство. Значит, надо устанавливать морозильные камеры и замораживать органику, но и тут вмешивается законодательство, потому что всё это необходимо сертифицировать.
Э: Вы пробовали договориться с другими ресторанами о вывозе органики? Никита: Людям это интересно, но ведь за утилизацию органики нужно доплачивать примерно 60000 рублей. Крупному ресторану или сети этим заниматься можно, но интереса нет, а для маленьких ресторанов это довольно дорого.
Ресторан получил «мишленовскую» звезду и премию «Мишлен Грин Стар». Принадлежности для рисования Bjorn на Пятницкой — оплот new nordic cuisine и заодно самый стильный скандинавский ресторан столицы. Интерьер «Бьорна» — журнальная картинка в монохроме: грязно-белый кирпич на стенах, серая минималистичная мебель, будто отсыревший дощатый потолок, коряги на подоконниках и камни на столах.
Все очень просто: нарастающий запрос. Понимаете, когда гость открывает наше меню, а оно у нас на одной странице помещается, то у него возникает вопрос: почему меню такое маленькое? Начинаешь объяснять, но не всегда находишь понимание. И это порождает в свою очередь еще больше вопросов.
Мы все-таки хотим, чтобы у нас появлялась целевая аудитория, которой не нужно объяснять простые вещи. Конечно, у нас есть какое-то свое гостевое сообщество — те, кто чутко следит за всеми нашими постами и новостями в инстаграме с самого первого дня открытия, ездит на наши «дикие выезды». Задают какие-то узкопрофильные вопросы, задумываются над информацией и выходят на свои экологичные рельсы. Но вот часто слышим вопрос о том, почему у нас такие маленькие порции.
А они не маленькие, они разумные. А что за «дикие выезды»? Мы централизованно вывозим гостей в лес — и готовим все на костре. Все украшаем, наводим красоту, всех кормим вкусно.
Когда уезжаем, то все убираем, ничего не оставляем — никакого следа. Третий год мы их организуем. А куда выезжаете? Недалеко от Москвы, пару раз были в Тульской области.
У нас есть три-четыре площадки, но само место каждый раз меняется. Непросто найти такое место, чтобы и красиво было, и чисто, и доступно. Красивые места обычно находятся глубоко в лесу, но оставлять машину у дороги — плохая затея, так как тащить все на себе довольно тяжело. Да и гостям вряд ли понравится около часа пешком по лесу добираться, чтобы поесть.
Идеально — это пять-десять минут ходьбы, чтобы кругом ни души — только наши гости и сотрудники. У нас всегда полный sold out. Когда мы публикуем в инстаграме анонс, то за полчаса все бронируют. А только один раз в год такой выезд?
Нет, обычно каждый месяц, но из-за карантина сейчас сложно. А так в мае начинаем, заканчиваем в сентябре. Если осень теплая, то раза два можем провести. В этом году нам повезло.
Как происходит подготовка? Обычно, это две-три недели подготовки. Допустим, в понедельник на рынке смотрим продукты, но ничего не покупаем, общаемся с поставщиками. Потом на самой площадке смотрим, что там есть, какие декорации.
Набираемся идей. И уже после этого начинаем собирать заготовки — в голове или на кухне. Например, классно что-то запечь в земле: вырыть огромную яму, разогреть камней. И так далее.
Так что к концу первой недели у нас есть куча эскизов, но пока ни одного готового блюда. На второй неделе начинается проработка готовых блюд: собирается общая концепция, идея. Короче говоря, за две недели собирается ужин — это каждый раз новое меню, за три года мы еще ни разу не повторялись. Это все, если говорить про центральные площадки.
Что касается экспедиций за Полярный круг и на полуостров Крым, то там все то же самое, только в безумном угаре готовим всего за одну неделю. Гостей всех вместе вывозите из ресторана? Сами мы выезжаем очень рано — часов в шесть утра собираемся и начинаем готовить. Что-то запекается, что-то коптится, и все на открытом огне.
Отвозим заготовки — такие, которые требуют много времени, но не требуют термической обработки. Гости же собираются в ресторане в двенадцать или час дня, их там немного кормят и поят. И затем отправляют на трансфере на площадку. Ко времени их прибытия уже все готово.
Вы вместе с гостями едите? Со всеми этими приготовлениями время присесть появляется только совсем вечером, когда мы собираемся у костра, пьем чай, кофе и травим байки. И напоследок, скажите, что вы сами понимаете под zero waste? Zero waste — это как счастье, как истина, это что-то недостижимое, к сожалению.
К этому можно идти бесконечно, но остаться совсем без следа невозможно. Все, что мы можем сделать, это стремиться оставаться эко-нейтральным, то есть, максимально сократить след, а все, что остается, компенсировать какими-то другими полезными поступками. Это даже ближе к религии, чем к здоровому образу жизни. Вот примерно этим мы и занимаемся.
Ресторан северной кухни BJÖRN
Bjorn — уникальный для Москвы ресторан авторской северной кухни с четкой концепцией, от которой за годы существования его создатели не отклонились ни на шаг. ресторан северной кухни". For us now to be bringing the creativity and culinary innovation of Björn Frantzén's to our guests is hugely exciting.". Субботник от ресторана Björn.
Ресторан Björn приглашает на летний ужин в лесу
Бескомпромиссная New Noridc кухня в самом гармоничном ресторане Bjorn, в переводе медведь. В ресторане периодически проводятся события, на которых гостям рассказывают об экологии, а команда Björn периодически выезжает на совместные субботники. Дизайн ресторана Bjorn на Пятницкой отсылает к сдержанным и самобытным скандинавским мотивам. В Москве открылся прекрасный ресторан скандинавской кухни Bjorn! Именно он и является главным героем традиционного фестиваля Björn Birch Days, который на этой неделе проводит ресторан северной кухни Björn на Пятницкой улице. Электронная карта всегда будет в вашем телефоне и дает привилегии не только в @rant, но и других наших проектах: ресторане «Бор» и кафе «Бардак».
Ресторан дня: северный Bjorn
Этот ресторан, специализирующийся на северной кухне, недавно получил сразу 3 награды Мишлен, среди которых премия в категории "Лучший молодой шеф". Björn — это не просто ресторан, это сообщество единомышленников, амбассадоров природы. Ресторан Bjorn Björn Ресторан северной кухни в самом центре Москвы Пер?
В Москве можно попробовать первый гастрономический сет, созданный нейросетями
Берите тартар из оленя с моченой клюквой и ягелем, ливерпустай датский паштет с сушеной клюквой и сеном из лука порея, гравлакс из лосося, а на десерт — прошлогоднее яблоко с соленой карамелью. Команде Bjorn близок скандинавский дизайн, жизненная философия, отношение к природе. В дизайне ресторана воссоздана атмосфера Скандинавии и использовано все натуральное — дерево, камень и мох. Получилось по-северному сдержанное и монохромное пространство.
Сам он, конечно, не догадался принести. По поводу еды. Подача хорошая. Принесли все быстро, блюда красиво оформлены. Тар-тар никакой.
Ничего выдающегося вообще. Пытался улучшить его солью, не помогло. Сливочный суп откровенно разочаровал. Просто сливки соленые и все. Сельдереем тами не пахнет, про треску я вообще забыл, так как ее там не было. В конце почувствовал резкую боль. Оказывается кость, которая была в супе вместо трески, спилась мне в десну. Не шучу, в супе кроме кости не было больше никаких следов рыбы.
Ни запаха, ни вкуса. Треска в сливочном соусе хорошая, но непонятная подача в миске. Есть неудобно, блюдо очень маленькое. Что мы имеем в итоге? Какой-то пафосный ресторан с заявкой на успех открывается напротив Кремля. Обслуживание, как в сетевой помойке Шоколадница. Кухня обычная.
Но так мебель смотрится даже более интересно и не перегружает и без того брутальное пространство. Больше всего посетителям полюбились изображения животных на стене, собранные из палок.
Их постоянно фотографируют и делают селфи, замечают авторы. Для изготовления лося и оленя высотой больше двух с половиной метра использовались так называемые drift wood палки. Палки собрали в реке Мзымта в Сочи и затем в огромном контейнере привезли в Москву. А валуны и мох для декорирования подоконников привезли с берегов Ладожского озера. Фишка ресторана — сервировка и декор столов. Каменные подсвечники и салфетницы ручной работы, настоящие шишки и композиции с сезонными растениями на столах — всё продумано до мелочей. Вот так с лёгкой руки двух девушек родился настоящий мужской интерьер. Поделитесь с друзьями.
Выглядит это сдержанно, холодно и удивительно эстетично. Северная философия выдержана и в меню. На кухне ресторана «Бьорн» активно используют рыбу, дичь, корнеплоды, дикоросы и стремятся к чистоте вкусов.
Как завоевать благодарность гостей и… природы
Именно он и является главным героем традиционного фестиваля Björn Birch Days, который на этой неделе проводит ресторан северной кухни Björn на Пятницкой улице. Проект Hills&Rocks совместно с рестораном Bjorn проводит «Дикий ужин» на крымском винограднике под Севастополем. Датчанин Каспер Гаард предлагает попробовать ее на зубок в ресторане Bjorn. Э: Björn позиционирует себя не только как zero waste, но еще и как углеродно-нейтральный ресторан. Для каждого выездного ужина команда ресторана Bjorn выбирает новые неожиданные места, где на один вечер возникает настоящий pop up ресторан. Скандинавия от пола до потолка — так кратко можно описать интерьерную концепцию ресторана «Бьёрн» в Москве.
Интерьер в скандинавском стиле: уютный ресторан с нордическим характером
В результате, за период действия предложения с 15 мая по 15 октября было продано более 1700 сетов — в три раза больше, чем продажи других гастрономических сетов, когда-либо действовавших в ресторане. Более 130 публикаций вышло в digital СМИ и телеграм-каналах.
Каждое блюдо раскрывает суть неповторимой скандинавской кухни, которую характеризуют простота, свежесть и глубокое уважение к природе. Перевести идеи искусственного разума в жизнь оказалось совсем непросто, но невероятно интересно. Это был уникальный опыт — и мы очень надеемся, что результат придется по вкусу нашим гостям! Стоимость сета — 5 000 р.
Согревает он знатно, доложу я вам!
Вкус ягодный, с каким-то черносливовым послевкусием и мягким спиртовым выдохом. Я даже засомневался, не вино ли там, переспросил - всё-таки каноничный ром. Правда, мне непонятен выбор посуды без ручки для такого напитка - её горячо держать. На тминово-ржаном куске хлеба, напоминающем "Бородинский", в сельдереевое масло посажены завитки муксуна, внутри которых прячутся источники сладкого вкуса. Муксун практически свежий, соли я не уловил, и как ни странно, на первый план чаще всего вылезали тмин и сельдерей.
Доказательная база подобрана очень старательно и очень эффектно. Есть фото, есть видео.
Вот какая-то маленькая закусочка лежит на кактусе в Испании, а вот в России. Вот птифуры в виде помады там, а вот здесь. Этот розовый шарик, привязанный к тарелке, украшает портрет загорелого иностранного мачо, а этот — радует российскую блондинку. Неизбежно возникают мысли: «А король-то голый». Вариация: «Царь ненастоящий». Причем царь в данном случае будет без всякого преувеличения. Потому что Birch с момента своего появления каким-то магическим образом превратился в предмет настоящего культа.
Второго такого заведения в России нет. Обычно считается, что срок жизни ресторана три года. Так вот Birch уже шестой год, и сюда по-прежнему лучше бронировать места за месяц заранее. Иначе можно не попасть. Ничего не помогает: из-за большого количество желающих здесь ограничили время пребывания гостей, убрали меню а-ля карт, оставив только сеты, и, наконец, совершенно невиданное для нашей страны дело — ввели плату за бронирование. Если гость все-таки обнаружил на сайте ресторана свободное окошко, то он видит сообщение: «Бронирование происходит на основе предоплаты 3 000 рублей на одну персону.