После Божественной литургии служат родительскую панихиду, на которой поминают усопших крещеных православных верующих. В само Светлое Христово Воскресенье и неделю после него поминать умерших родных и близких нельзя, так как Пасха — это праздник живых и время великой радости для верующих.
Поминовение усопших
Почему нужно есть кутью, блины и кисель Далеко не в каждой культуре поминальный обряд связан с едой, но в православии принято именно так. Не стоит думать, что поминки — обычная трапеза. Ее цель — отдать дань уважения умершему, вспомнить все хорошее, что было с ним связано и помолиться об упокоении его души. Меню поминальной трапезы достаточно специфичное: кутья, блины с медом и кисель.
Кутья — это каша из риса или цельных зерен пшеницы, заправленная изюмом и медом. Поскольку традиция восходит к раннему христианству, то зерна символизируют Воскресение, а мед и изюм — радостную жизнь праведников на небесах. Именно поэтому кутью обязан попробовать каждый, присутствующий на поминках.
Также зернами питаются птицы, и у древних славян считалось, что душа умершего сможет вернуться на землю в птичьем образе.
Обед завершается приемом последнего блюда и заупокойной чаши, а также принесением благодарения. Девятый день Отсчет 9 девяти суток ведут со дня смерти человека. По традиции в этот день помянуть покойного приходят только его родные и близкие. В узком семейном кругу православные вспоминают о лучших деяниях покойного, читают молитвы. А также посещают кладбище, облагораживают могилу, приносят новые цветы. Поминки на девятый день после похорон проводят в честь девяти ангельских чинов, служителей Бога, которые передают ему просьбы о помиловании умершего. Обряд поминок и молитвы о близком человеке помогают душе усопшего получить благословение Всевышнего и попасть в Рай. В этот день, согласно православным канонам, пышный поминальный обед устраивать не обязательно. Близкие люди могут просто собраться у могилы и помолиться за усопшего.
Если же решено накрыть стол, то посторонних на поминки не приглашают. А всю оставшуюся еду следует раздать нуждающимся и нищим. Сороковой день На сороковой день душа преставившегося вновь возвращается в его дом, чтобы затем через сутки навсегда покинуть его и предстать перед Господом, который примет окончательное решение о ее судьбе. Между 9 и 40 днем она находится в Аду, где наблюдает, как страдают грешники. Согласно поверьям, если душа не обрела покой, то она навечно остается в доме, так как путь на небо для нее закрыт. Чтобы помочь духу покойного успокоиться, облегчить его страдания, загладить его грехи в этот день, устраивают сороковины. Родные, друзья и знакомые вновь собираются, чтобы помянуть усопшего, поговорить о нем и его жизни, помолиться за него. Но помочь близкому и родному человеку, который ушел в иной мир, можно лишь четко придерживаясь установленных правил: В этот день необходимо обязательно заказать молебен, который принято служить по умершему на 40 дней — сорокоуст.
Когда я прихожу на отпевание, я сразу все зеркала развешиваю и убираю все рюмки. Потому что душа нигде не отражается и не оседает — это чистой воды язычество», — считает он. Он показался ему каким-то странным, жестким, но возмущаться он не стал и съел. Оказалось, что родственники усопшего пекут блин, кладут покойнику на лицо, он там три дня лежит, и батюшка должен его съесть. Иначе якобы душа покойника на тот свет не попадает», — рассказывает иерей Александр. А еще более жуткое — горький суп на поминках. Покойника моют и варят суп из этой воды, поделился он. Я, когда увидел, просто в шоке был. Причем многие ритуальщики это знают, многие сами подсказывают. Они выносят покойника, один придерживает руки и два мужика начинают опускать и поднимать гроб трижды, типа он поклонился. Я категорически против. Все эти погребальные вещи — это антимиссия», — считает отец Александр. У некоторых людей, уверен иерей Александр, после того как они побывали на таких поминках, портится мнение о православной религии. Увидев все эти возмутительные вещи, они начинают говорить, что такая религия им не подходит. Вот в деревне уже есть устоявшаяся традиция, и когда приходит батюшка туда служить, просит развесить зеркала, убрать рюмки, люди очень болезненно к этому относятся», — рассказывает отец Александр. Ничего плохого нет, если их приносят на кладбище. Но отец Александр утверждает, что всегда против искусственных цветов. Потому что у Бога все живы. Он просит не оставлять на могилах мертвые цветы. Даже самые устоявшиеся традиции, как выясняется, не имеют ничего общего с церковным уставом. Наверняка многие удивятся, узнав, что хоронить до 12 часов дня и именно на третий день — всего лишь правила, придуманные людьми, которые можно и нарушить. Потому что в церковных правилах об этом вообще не сказано. А вот традицию хоронить на третий день ввел Петр I, а Николай I ее утвердил. Толкование, что это потому, что Христос воскрес на третий день, не имеет никакой основы. К тому же Христос был погребен в пятничный день, в который и умер на кресте», — рассказывает отец Александр. По словам иерея Александра, в XIX веке люди повально увлекались оккультизмом. Они верили в летаргический сон, а в таком состоянии человека можно запросто принять за покойника и похоронить заживо. В указе Николая I даже имеется перечень наказаний для тех, кто вздумает хоронить человека раньше трех дней. Именно через это количество времени обычно появляются первые признаки разложения. В нем говорится о том, что есть три даты поклонения души Престолу Божьему. Это очень сложная тема, поэтому я предлагаю людям в нее не углубляться. Бог пребывает вне времени, и человек после смерти пребывает вне времени. Поэтому я призываю сильно не увлекаться. Я только отмечу, что все это из церковного предания», — объясняет священнослужитель. Например, что дом нельзя оставлять пустым в течение сорока дней, что нужно класть на порог нож.
Даже накрывать стол не обязательно; важно, чтобы была освященная в церкви кутья. В этот день правильно будет посетить кладбище, прибраться на могиле и помолиться за усопшего. Следует посетить могилу, освятить кутью и, по возможности, заказать в церкви службу. В годовщину смерти Следующими днями поминовения будут годовщина смерти , день рождения и именины. А вот родительская суббота для христиан — тот день, когда визит на кладбище считается долгом перед предками. В иных религиях обряд поминовения организован по-другому. Поминая усопшего, принято собираться за скромным и регламентированным столом, причем РПЦ не приемлет алкоголя на поминках. Одежда аккуратная, строгая, неброских цветов. Поведение должно соответствовать поводу: скромность, деликатность, умеренность во всем. Если же эти правила вам соблюсти тяжело, то можно приготовить хотя бы несколько традиционных православных поминальных блюд. Меню поминального стола Во-первых, это кутья — сладкая рассыпчатая крупяная каша из риса или пшена с изюмом, приправленная мёдом.
Что значит 9 дней после смерти и как правильно поминать усопших в эту дату
Крещеных умерших дома поминают так же, а в храме можно подать записку на литургию, заказать панихиду, сорокоуст. В православной церкви настаивают на своевременном поминанию усопших, а также говорят о том, что ни в коем случае нельзя долго горевать. В материале рассказываем, когда и как правильно поминать умершего человека. Есть поговорка: "когда водкой поминают душа покойного слезы проливает" " По традиции после погребения собирается поминальный стол. Православные христиане поминают усопших в день похорон, на девятый день после смерти и в сороковину — сороковой день после кончины.
Как правильно поминать умерших: вопросы и ответы
Остатки угощения традиционно принято разделять меж расходящимися гостями. Подробнее: Поминальная трапеза. Поминки в кафе В Москве, Санкт-Петербурге и в крупных региональных центрах есть кафе для поминок и службы заказа поминальных наборов на дом и в офис. Это помогает разгрузить семью от хлопот по организации поминок дома. Поминки в день похорон удобнее провести недалеко от кладбища или крематория. Доступные цены, продуманные варианты меню поминального стола и подходящая обстановка склоняют многие семьи к тому, чтобы провести поминки в кафе. Список удобных кафе для поминок.
Что говорить на поминках Первое слово на поминках традиционно получает глава семьи. К поминкам не применимы привычные нормы застолья. Многие чувствуют себя увереннее, когда заранее отрепетируют свою речь. Соболезнования, как и любое искреннее выражение чувств, некоторым даются нелегко.
Сны в этот день считаются вещими. Рассыпать сахар на Радоницу — хороший знак, будет сладкая жизнь. Если кошка ходит за вами по пятам, это приведет к карьерному росту или повышению зарплаты. Дождь и паводок — к добрым вестям.
Хороший знак в этот день — увидеть голубя. Заморозки в ночь на Радоницу приведут к плохому урожаю. История праздника Радоницы Радоницу отмечали на Руси задолго до принятия христианства. В языческом календаре это был праздник весны и умерших. Радуницами называли богов-покровителей усопших. Считалось, что после смерти душа человека восходит к богам, переходит в загробный мир и даже получает божественные способности. Люди верили, что, если почитать память предков, те помогут им в жизни. Оттого и пошла традиция поминать усопших яствами именно на кладбищах и оставлять часть угощений умершим близким.
На Радоницу готовили особые блюда: вареные яйца их обычно еще красили , кутью и блины. Еду приносили к могилам, поминали, а оставшиеся продукты зарывали в землю.
Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы — заупокойные всенощные бдения , а после литургии бывают вселенские панихиды. Разновидностью церковного поминовения усопшего является чин христианского погребения отпевание , совершаемый над всяким верным. Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в 3-й, 9-й и 40-й дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст — это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине. Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его. В памятные для усопшего дни кончины, именин, рождения он именуется приснопоминаемым или приснопамятным. Помимо участия в заупокойных богослужениях Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве.
Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник , совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать Псалтирь по усопшим. За кого молятся православные Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных католиков, протестантов, армян , иноверцев мусульман, иудеев, буддистов и пр. Те, кто не поминается Церковью за богослужением, могут поминаться нами в нашей келейной домашней молитве. Чем еще различаются церковная и келейная молитва об усопших Данное деление условно, поскольку «всякая молитва православных, православно исповедующих догмат искупления, где бы и при каких обстоятельствах ни была она возносима, по существу является непременно молитвой церковной, евхаристийной. Поэтому, кого можно поминать на домашней молитве, того можно поминать и в храме с некоторыми только ограничениями» свт. Филарет Московский. Однако в церковном богослужении существует евхаристическое поминовение усопших, которое не совершается вне Божественной литургии.
Можно ли совершать проскомидию, принимая записки и вынимая частицу за тех, кто был крещен, но впоследствии отпал от Церкви в ересь? В книге «Скрижаль», одобренной Московским собором 1656 г. Симеона Солунского : «…Не подобает нам приносить частицы за еретиков или поминать их. Здесь нет места неверным и еретикам. Поэтому иерей вообще не должен приносить просфору или частицу ни за инославного, ни за тех, кто явно и нераскаянно грешит. Потому что приношение служит им к осуждению, как [в осуждение служит] и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел» Скрижаль. Акты соборов 1654, 1655, 1656 годов. Как можно «вымолить» душу из ада, если, как будто, оттуда нет дороги на небеса Лк. Хотя сюжет притчи о богатом и Лазаре может быть отнесен ко временам Ветхого Завета, когда человек еще не был искуплен, нередко лоно Авраамово интерпретируется как Царство Небесное, то есть с акцентом на новозаветные времена.
И если под лоном Авраамовым понимать Царство Божие, открывшееся с Пришествием Спасителя и совершением Искупления, то, конечно, «переход» из ада в лоно Авраамово возможен — по молитвам Церкви. И Сам Спаситель сошел после смерти душой во ад, чтобы проповедовать там избавление, и вывел оттуда всех ветхозаветных праведников или всех уверовавших в Него 1Пет. Для чего молиться за тех умерших, кто покаялся пред смертью и, следовательно, получил от Господа прощение и разрешение своих грехов? Покаяние умирающих могло быть неполным, недостаточно глубоким и искренним. Также порой умирающие не успевают завершить процесс покаяния, принесением его достойных плодов, что как бы «восполняется» молитвами и милостынями живых. Кроме того, человек, покаявшись перед смертью, может успеть согрешить до того, как умрет например, в помыслах, желаниях , даже если смерть наступит вскоре после его покаяния. Получают ли помощь те усопшие, за которых некому помолиться на земле? В «Синаксаре в субботу мясопустную» сообщается, что общецерковное поминовение усопших установлено как раз в связи с тем, что не все умершие получили «установленного поминовения». Также все общецерковные и частные поминовения «всех усопших православных христиан» подразумевают и тех усопших православных, чьих имён мы не знаем.
Как согласовать предстательство Церкви и молитвы живых за умерших со словами о том, что Христос есть единственный ходатай Бога и человеков 1Тим. Церковь, как столп и утверждение истины 1Тим. И если она призывает верить и надеяться на возможность переселения усопших грешников в обители святых, то такая возможность действительно существует. Как согласовать учение о благотворном влиянии молитв на умерших со словами о том, что на Страшном суде Бог воздаст каждому по делам его Рим. Бесконечная благость и милосердие Господа к нам обнаруживаются, помимо прочего, и в том, что даже после смерти и частного суда , Он не окончательно предает всех грешников наказанию. То семя добра, которое присутствует в грешниках, при содействии благодати, по молитвам Церкви, может развиться, и, таким образом, их нравственное состояние изменится. В этом случае, по определению Страшного Суда , они могут быть избавлены от пребывания в аду. Слышат ли усопшие наши молитвы о них? Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует.
Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» Лук.
В особенности должно стараться совершать о нем безкровную жертву. Поэтому не только пользующиеся этой жертвой, то есть братия, скончавшаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные Божественные души святых обретают в них и за них новую величайшую радость; соединяясь и сообщаясь с Христом через эту Священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом, и чище и светлее и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за них.
Для того Христос и установил эту жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да вcu едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился. Поэтому святые присно молятся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную жертву в честь и память святых — и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его». Что надо знать о панихиде Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений.
Среди них первое место занимает последование панихиды. Панихида — заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои. Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.
Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие — и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.
Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных... Символическое значение кутии При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод.
Поэтому и Господь Иисус Христос — Воскресение наше — сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» Ин. Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии. Когда необходимо совершать память об усопшем Память новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день после кончины, а усопших — каждый год в день кончины эти дни называются поминальными. Святитель Симеон Солунский так объясняет этот обычай: «Тритины то есть поминовение в третий день по кончине усопшего совершаются потому, что Святая Троица даровала воспоминаемое бытие умершего, которое и после преставления явится в лучшем виде, изменившись в состояние лучшее того, каким было в начале.
Девятины поминовение в девятый день совершаются для того, чтобы дух умершего... Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в четыредесятый день после Воскресения — и с этой целью чтобы и он умерший , восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом. Потом память скончавшегося сродники совершают каждый год, показывая этим, что он живет с ними душой, что он безсмертен, что он обновится, когда возхощет Создатель и воздвигнет его тело... Поэтому во все эти дни необходимо совершать поминовение всем и со всяческим тщанием, в особенности же необходимо соединять эти поминовения с приношением Страшнейшей и Животворящей Жертвы, Которая для этого и дарована: потому что посредством совершаемых прошений, молитв, освященных жертв и благотворительности к убогим, не только согрешившим, но отшедшим в покаянии, даруется оставление грехов, ослаба и изменение муки, но и пожившим праведно и достигшим доброй и боголюбезной кончины, как думает Златоуст в толковании Деяний, подается большее очищение, высшие степени приближения к Богу, особенное дерзновение на Суде Христовом и преимущественно светлые области святых Божиих».
Радоваться за усопших, что в Царствие Небесное попадут. Радоница в 2024 году выпадает на 14 мая
родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Как поминать умерших атеистов? Как правильно провести поминки? ❤ ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ 🕊 Пожалуйста, в комментариях можно писать имена ваших усопших близких в православном. Наши предки не приглашали гостей, и каждый желающий мог помянуть умершего.
Поминки в иудаизме
Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны. Традиция поминать умерших спиртными напитками и оставлять на могилах наполненные рюмки – не православная. В само Светлое Христово Воскресенье и неделю после него поминать умерших родных и близких нельзя, так как Пасха — это праздник живых и время великой радости для верующих. В какие моменты Божественной литургии нужно поминать живых и усопших? Церковь поминает усопших на каждой литургии; особые заупокойные молитвы читаются по субботам; кроме того, установлено восемь дней для усиленной молитвы об умерших. Православные христиане поминают усопших в день похорон, на девятый день после смерти и в сороковину — сороковой день после кончины.
Родительские субботы в 2023 году: дни поминовения, традиции, что можно и нельзя делать
Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны. Церковь поминает усопших на каждой литургии; особые заупокойные молитвы читаются по субботам; кроме того, установлено восемь дней для усиленной молитвы об умерших. Поминки после похорон проводятся прежде всего для души умершего. При этом нужно отметить, что под датами поминок здесь подразумеваются именно поминальные богослужения и совместные молитвы за душу умершего: католицизм не предусматривает специальных дат для организации поминальных трапез. Поминки в иудаизме: Поминки в том широком смысле, как они проходят в православии, в иудаизме отсутствуют. В то же время поминание усопших, особенно родителей, в годовщины смерти, в религиозные праздники является обязательным обрядом, которому неукоснительно.
Поминание усопших после смерти
Православный мир отмечает это событие праздником Вознесения. ВИДЕО: Батюшка о поминальных датах и их значении Родительские поминальные дни: даты родительских суббот и Радоницы на 2024 год Важно поминать своих умерших близких, но в поминальной литургии и молитвах даже больше нуждаются те, кого помянуть некому. Кто-то нашел свою смерть и не был похоронен по христианскому обычаю, кого-то просто некому помянуть, а кто-то умер так давно, что имя его уже забыто и потерялось в веках. Календарь поминальных дней 2024 года подскажет дни, в которые стоит остановиться и вспомнить об умерших, членах своей семьи и всех остальных людях, которых уже нет в живых. Родительские поминальные дни — даты родительских суббот и Радоницы на 2024 год: Красным цветом в наших календарях обведены 2 вселенские родительские субботы — Мясопустная 09. В эти дни в церквях проходят особые богослужения, цель которых облегчить существование в загробном мире всех христиан со времен Адама и Евы. Мясопустная суббота получила свое название из-за того, что за ней следует мясопустное воскресенье — день когда православные христиане начинают готовиться к Великому посту и «отпускают» мясо. После этой родительской субботы наступает радостный праздник Масленицы, но Мясопустная суббота уже заставляет собраться, помолиться об умерших, осознать, что наш земной путь не вечен и подготовиться к Великому посту. Вторая вселенская родительская суббота — Троицкая приходится на субботу перед Троицей. Писание говорит, что в День Святой Троицы к Апостолам спустился Ангел, который даровал им силу проповедовать.
Этот день считается днем рождения Церкви. А накануне принято служить вселенскую панихиду, во время которой к небу возносятся молитвы о душах всех почивших православных христиан. Родительские поминальные дни: даты родительских суббот и Радоницы на 2024 год. Поминальные дни или родительские субботы в 2024 году Поминальные дни или родительские субботы в 2024 году в календаре Православные праздники в 2024 году В марте и апреле родительские субботы, которые приходятся на время Великого поста. В этот период мало дней, когда в церквях служится полная служба, и значит, есть возможность молится за умерших. Чтобы не лишать усопших молитв церковью были специально выделены дни, или родительские субботы, в которые совершается поминовение.
Чтобы сохранить телесное и духовное здравие, а также ограждаться от соблазна, выдерживать испытания. Для очищения души от грехов, чтобы она приблизилась к Господу, обрела себе место на небесах. Заказать услугу можно в любом храме, где ее предоставляют. Чтобы это сделать, можно лично прийти в храм, подавать записку. А можно сделать это онлайн. Поминать умерших монахи и священнослужители могут на панихиде или литии, на Божественной Литургии, в молебнах.
За умерших надо молиться. Для них церковная молитва — это настоящая пища, а не водка, налитая на кладбище, никому не нужная, кроме бесов и алкоголиков убиенный священник Даниил Сысоев. Как поминать умерших атеистов? На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении, — своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви — некрещеных, еретиков и т. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц. Можно молиться о них своими словами дома, ставить свечи там же, где свечи ставятся за людей крещёных. Можно использовать и молитву прп. Льва Оптинского. Кроме того, есть еще древний обычай, согласно которому в память об умерших, вне зависимости от их вероисповедания, творят милостыню в разных формах. Это тоже приносит пользу их душам. Наиболее действенной формой поминовения усопшего, жившего вне Церкви или отпавшего от неё, является воцерковление его ближних, усиление их духовной жизни. Если любовь к усопшему подвигнет его родственников к духовному преображению, то это благотворно отразится на его посмертной участи. Как правильно провести поминки? Поминки поминальная трапеза — это благочестивый обычай, целью которого является молитвенное поминовение усопшего. В соответствии с этой целью и нужно организовывать трапезу. Следует исключить дурной обычай «поминовения» усопшего алкоголем. За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы. Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, — это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов — постной, в мясоед — скоромной. Если памятная дата приходится на тот период церковного года, когда неуместно совершать поминальную трапезу например, на Светлой седмице или в период Святок , то можно перенести ее на другое подходящее время. Дата собрания никак не влияет на участь усопшего, а вот живым следует соблюдать нормы церковного Устава. Стоит также помнить, что поминки — это обычай, а не правило, поэтому он может соблюдаться или не соблюдаться в зависимости от обстоятельств и желания родственников. Цитаты о поминовении усопших «Очень часто люди интересуются, как можно узнать о судьбе умершего близкого человека? В медицине есть такое понятие — гипердиагноз. Когда я работал на Скорой помощи, то у нас было четкое правило: если у человека стенокардия, то терапия должна быть как при инфаркте миокарда. Если у человека острый живот, то надо предполагать самое худшее — перитонит или аппендицит, и не применять никакие средства, чтобы снять симптоматику. Надо было всё время подразумевать худшее, чтобы к этому худшему быть готовыми. Так надо относиться и к усопшим родным и близким — как будто у них всё плохо и требуется наша помощь, наша молитва, наше участие в их жизни. А не самоуспокоение: ну, наверное, у них всё хорошо, тогда я особо молиться не буду. Лучше перетрудиться в любви, лучше передать, чем недодать. Не надо из праздного любопытства вопрошать, как там мои усопшие родственники? Всё мы узнаем только тогда, когда увидим своими глазами, то бишь, когда сами перейдем в мир иной. Епископ Игнатий Брянчанинов предупреждает, что такого рода откровения могут быть как с левой стороны, так и с правой стороны, как от ангелов, так и от бесов. Поэтому не надо в потусторонний мир добровольно залезать, не надо предвосхищать откровения о том мире, если это не происходит вдруг каким-то чрезвычайным образом». Относительно же времени такового избавления — этого мы никак и никоим образом не знаем. Почему отвергаем мы и то, [когда говорят, будто известно], какими именно и сколькими Литургиями, молитвами, милостынями или отпущениями от того или иного архиерея или патриарха освобождается душа от содержащих ее скорбей. Что все это содействует избавлению тех, кто во аде, если совершается православными, мы исповедуем. Но что они имеют силу избавить в то или иное точное время — благородно отвергаем. Ибо одному Богу принадлежит распределение избавления, Церкви же принадлежит только просить об усопших». Действительно, ведь и в этом мире мы готовим себя перед тем, как пойти в неизвестные и отдалённые места, и вверяем себя молитвам братии, а, отправившись в путешествие, обильно льём слёзы, прося Господа поспособствовать нам со спокойными попутчиками. И если с такой заботой мы совершаем всё это среди известных вещей этого мира, пока союз тела и души сохраняется, то тем паче не следует ли нам так же поступать с большей заботой в момент нашего исхода, когда мы входим в такую область, где, разлучив тело с душой, подступаем к тем неведомым вещам, о которых здесь, будучи живы, не имеем ни малейшего представления, приветствует ли нас [при этом] после смерти блаженная жизнь или, покинув тело, мы ввергаемся в тартар? Ведь когда дьявол пытается связать конец нашей жизни своими силками, несомненно, если в момент оставления тела мы вооружимся святыми молитвами братии и непрестанным псалмопением, преследователь будет всегда далёк от нас и, когда услышит имя Господа, звучащее из уст поющих верующих, не осмелится войти в божественные станы, чтобы причинить вред. И, правда, мы читаем о некоторых, кто от дьявола, предстоящего и угрожающего им в час их перехода, освобождается посредством братских молитв и частоты псалмопения. Итак, не может быть сомнений, что, когда благочестивые верующие и истинные христиане уходят из сей жизни, если поддерживаются усердной и частой молитвой братии, то даже свирепая атака злобных духов не посмеет коснуться их».
Поминальный же обед может быть устроен в любой день, так как он является лишь земной данью памяти близкому человеку, ушедшему в мир иной. Что происходит с душой после смерти? После похорон отмечают частные поминальные дни: 3, 4, 9, 40, полгода и 1 год. Это означает, что близкие люди собираются, чтобы почтить память усопшего, вспомнить о нем, прочесть молитвы. На третий день после смерти душа путешествует по земле, посещает знакомые места, бывает рядом с живыми, но они не видят ее, ангелы сопровождают их и помогают принять факт смерти, что позволяет легко покинуть землю после похорон. На девятый день: 6 предыдущих дней нетленная оболочка обреталась в раю, где должна была узнать глубину блаженства, увидеть неземную красоту обители, после чего Господь повелевает проводить душу в ад, здесь ей предстоит пройти 20 мытарств, лицезреть величину страданий грешников. На сороковой день: третий раз душа предстает перед Господом, надеется на помилование, но решение во многом зависит от количества грехов, совершенных при жизни, а также от родственников — молились ли они за ближнего своего. Полгода после смерти церковь не отмечает, как важную дату. Однако люди часто собираются и в этот день. Еще раз родные собираются за одним столом на первую годовщину.
Когда поминают покойных?
- Поминки от А до Я: суть, правила и дни поминок, порядок проведения
- Дни особого поминовения усопшего /
- Правила поминальной трапезы
- Православные поминки
Поминки по христианским обычаям
- Please wait while your request is being verified...
- Когда поминают покойных?
- В какие дни проводятся поминки
- История традиции поминовения
- Православные родительские субботы 2024 — поминальные дни, даты
Поминки через полгода после смерти: что говорит церковь
- Поминальный обед поминки на полгода
- Как поминают усопшего в церкви
- В чем смысл родительских суббот
- Как поминают усопшего?
- Поминки мусульман, согласно шариату
- Зачем отмечают 1 год после кончины близкого? Что ВАЖНО СДЕЛАТЬ в этот день?
Поминки после похорон
На кухне готовят типовый обед. О блюдах, подаваемых на трапезу, особенностях ее проведения в разные дни, расскажем в этой статье отдельно. В православной вере запрещено устраивать поминовение усопших в праздники Рождества и Пасхи. Ограничения касаются поста, предшествующего Воскресению Христа.
Если девятины и сороковины выпадают на будни, их отмечают позже, в выходной. Сегодня принято помянуть близкого тремя рюмками водки. Поминки в одиночестве Трапеза согласно православным традициям — что подавать в обычные и в постные дни Мы выяснили, что кутью нужно готовить обязательно и подавать ее первой.
Каждый из пришедших съедает несколько ложек, желая душе новопреставленного обрести счастье в загробном мире. На столе кроме обрядовых блинов могут быть также мясные, рыбные, овощные блюда, отварной картофель, выпечка. Подают на стол горячее первое блюдо, призванное накормить большое число людей, участвовавших в похоронах копатели могилы, те, кто несли гроб, священнослужители.
Одинаково поминают усопших в год, через 6 месяцев после смерти или через 2-3 года. Если вы сомневаетесь, стоит ли устраивать поминки на полгода, полтора года, обратитесь за советом в церковь. Батюшка подскажет, надо ли следовать обычаям или прислушаться к своему настроению.
В число традиционных блюд в России входили кулебяки, селедка, нарезка, кисель. Из напитков в разных регионах распространены квас, морсы, сбитень. Верующие поминают в соответствие с канонами религии и никогда не употребляют спиртного.
Поминки дома Святым долгом христиане считают накормить или подать милостыню нищим, а по окончании обеда всем без исключения раздают печенье или пирожки. Такое меню составляет поминальный обед на полгода. Есть главное требование, о котором в последнее время, к сожалению, забывают.
Пища на поминки в полгода после смерти должна быть простой без изысканных блюд. Особенно это касается постных дней. Христиане не вкушают пищу на кладбище, а только по возвращении и очищении рук.
Как правильно провести ритуал Независимо от того, отмечается ли дата в ресторане или дома, люди рассаживаются по определенному правилу: сначала близкие, затем по степени родства или по старшинству, что относится к друзьям. Отдельное место отводится незримо присутствующему среди гостей усопшему.
Запрещено громко разговаривать, пришедшие не должны смеяться, шутить и вести себя вызывающе. По окончанию возносятся молитвы о душе покойного, соседям раздают еду с просьбой помянуть умершего. Трапезу по усопшему не организовывают на заемные средства или на деньги умершего. Поминальный стол, согласно шариату Основная черта мусульманской кухни заключается в полном отсутствии свинины и алкоголя. Обычно первым блюдом подают суп с домашней лапшой, а также национальные десерты. Основным напитком традиции является чай, который подают в небольших стаканах без ручек. На обеденный стол в мусульманской кухне чаще всего подают следующие блюда: суп на мясном бульоне с лапшой, долму, плов, турецкие лепешки пиде, салаты, халву, баклаву, изюм, а также тушеную рыбу или мясо. Блюда мусульманской кухни могут различаться в зависимости от страны, однако существуют универсальные блюда, которые можно найти везде.
В мусульманской культуре считается, что пар от бульона с домашней лапшой помогает душе покойного восходить на небеса, а национальные десерты сделают жизнь в раю еще более приятной. Традиционное блюдо - это плов, в некоторых странах с добавлением сухофруктов. Кроме того, в мусульманской кухне распространены каши, рыбные блюда и морепродукты. Поминальные чаепития В течение 40 дней после смерти устроены поминальные чаепития каждую неделю.
Нельзя стричь ногти, нельзя вступать в интимную связь, нельзя пить вино и готовить пищу. То есть, никакой поминальной трапезы быть не может. Но всё-таки эти дни не обходятся без специальных блюд, уместных именно в дни шивы. Эти блюда готовят посторонние люди и приносят в дом скорбящих. Называется поминальная еда «трапезой сочувствия». Она скромна и даже скудна, и каждый продукт является символом чего-либо.
Так, отварной картофель «в мундире» символизирует тяжесть горя, постигшего семью. Сваренные вкрутую яйца — символ вечности. Хлеб небольшие булочки, лепёшки означает торжество жизни. Обязательный чечевичный или фасолевый суп поддержит силы скорбящих. Все ингредиенты приносимой еды имеют округлую форму, а круг, не имеющий ни начала, ни конца — это символ бесконечности жизни, торжеству которой не помешает даже смерть. Поминальные дни годовщины в иудаизме В традициях у евреев поминание своих умерших в годовщины — йорцайт. Первая годовщина отмечается в дату похорон, а все следующие — в день смерти усопшего. Главное в поминальный день не трапеза, а ритуальные действия. Накануне дня поминания зажигают светильник, это может быть свеча или масляная лампа. Гореть она должна сутки, до появления первой звезды в следующую ночь.
Вспоминая добрыми словами усопшего, совершенные им добрые и благие деяния, присущие ему хорошие качества, люди тем самым уменьшают груз его греховности. Помощь душе умершего может находить различные выражения: молитвы, посещение церкви, заупокойные службы, благоустройство захоронения, а также совместная трапеза за единым столом. Чем больше людей придет помянуть усопшего, тем больше будет произнесено молитв и хороших слов об ушедшем навсегда человеке. А это повышает шансы преставившегося на то, что Господь смилуется над его душой. Каждый из дней поминовения имеет свои традиции и особенности Обряд поминовения в разные дни имеет свои правила и особенности. От того, насколько четко соблюдаются установленные каноны, и правильно ли организован поминальный обед, зависит, сможет ли душа умершего обрести покой и равновесие. Третий день Поминки после похорон на третий день традиционно связывают с чудесным воскрешением Иисуса Христа и образом Пресвятой Троицы. В течение первых двух дней после смерти душа находится на земле возле родных и посещает места, которые были ей дороги при жизни. И только на третий день происходит ее вознесение на небо, где она предстает перед Господом.
Родные в этот день накрывают поминальный стол. Это происходит сразу или спустя некоторое время после того, как закончится отпевание либо гражданская панихида и похороны. Трапеза проводится не спеша, каждый из пришедших может высказаться, рассказать что-то хорошее об усопшем, выразить свое горе. Местом проведения поминок может служить как дом умершего, так и кафе, ресторан, банкетный зал, специально снятые для этой церемонии. При этом существует несколько правил, которых следует придерживаться: Прийти на обед может любой человек, который хочет проводить усопшего в последний путь. Перед тем как приступить к трапезе, читают молитву «Отче наш». Если на обеде присутствует священнослужитель, то он проводит заупокойную литургию и благословляет пищу. Всех присутствующих рассаживают за столом на отдельные места.
13 апреля – родительская суббота. 5 советов: как помянуть усопших
Церковь поминает усопших на каждой литургии; особые заупокойные молитвы читаются по субботам; кроме того, установлено восемь дней для усиленной молитвы об умерших. В какие моменты Божественной литургии нужно поминать живых и усопших? многие нюансы нужно знать и помнить.