Александр Пономарев – современный художник, моряк и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. детище известного российского художника, в прошлом моряка и инженера. Именно поиск как процесс в искусстве Александра Пономарёва обретает категорию абсолюта и непрерывного действа, выходящего за рамки индивидуального творчества в область широкого взаимодействия и непрерывного диалога. Александр Пономарёв – художник проекта.
Музей Москвы
В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Выставка «Без берегов» пройдет в Музее Москвы в год 65-летия художника. Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. Работы и проекты Пономарева часто связаны с морем, а главные средства его художественного самовыражения — это стихии воды, воздуха, земли и энергии пространства. Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах.
Кажется, именно норд-норд-вест заставляет двигаться центральное произведение выставки художника в Третьяковской галерее — это 15-метровая инсталляция — стеклянный корабль, созданный специально для этого проекта. Хрупкий и мощный одновременно, разбивая стеклянные волны, он продолжает свое путешествие в мистическом океане искусства. Многие работы Александра Пономарёва связаны с морем. Девять лет прослужив на флоте, с 1980-х он полностью посвятил себя искусству. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. Художник, которому подвластны все виды и формы современного искусства, доверяет свои замыслы бумаге.
Это же был гарантированный путь к загранкомандировкам. Люди плакали у дверей приемной комиссии. Я, впрочем, нигде не плакал, просто взял и поступил. Это было как раз начало перестройки. В аспирантуре я занимался очень интересными вещами. Числами Фибоначчи, например. Это, если не знаете, такой числовой ряд, который отражает реальный след золотого сечения, то есть гармонии в нашем мире. И мой научный руководитель пытался построить на этих принципах такой специальный миникомпьютер, который помогал бы создавать идеальные логистические схемы транспортировки грузов и их визуализировать, что и мне с моими артистическими пристрастиями было близко. В то время я уже начал понемногу участвовать в выставках художников флота, делать какие-то офорты, посвященные романтическим воспоминаниям о моих плаваниях. Панамский канал, Сен-Мало, корабли на рейде и так далее, и так далее… Я не примыкал ни к каким сообществам, не входил ни в какие тусовки, меня носило как щепку. И внезапно я понял, что для того, чтобы в конечном итоге остаться моряком, я должен стать художником и бросить науку. Не могу сказать, что это был моментальный разрыв. Все происходило параллельно. Но в конце 80-х годов я уже был известным художником, участвовал в больших выставках в Центре современного искусства, который открыл тогда Леонид Бажанов. Помню, еще не было официального помещения, но выставки уже были. Александр Пономарев у перископа. Фото из архива Александра Пономарева Мне часто задают вопрос, почему я, человек, получивший классическое художественное образование, в конечном итоге начал заниматься современным искусством. Спрашивают, когда в моем творчестве наступил перелом. Я считаю такую постановку вопроса совершенно некорректной. Это только у нас в России почему-то все ищут разрывы и разломы в искусстве. Вот я, например, очень много работал во Франции. Там абсолютно нет деления на старое и новое искусство. Есть одно единственное искусство, просто оно развивается разными путями. Я очень люблю классику, Тициана, Веласкеса, русский авангард. Вот, Татлин, он же тоже был моряком. И может, если бы он не знал хорошо теорию устройства корабля и не умел рисовать рангоут, и конструктивизма вовсе не было бы.
Мы стараемся сделать некое пространство, которое формировало бы определенным образом поведение и мысли. Нам нужна такая корабельно-путешественническая история, чтобы было ощущение приключения, как у Жюля Верна — А вот в концепции американцев, с которой они выиграли конкурс, вообще была пещера? А мы с Алексеем Козырем придумали ее драматургию, архитектуру и пространство в таком метафорическом, художественном плане. Ну и, конечно, как это сделать технологически. Я делал подобные объекты в Лиссабоне на всемирной выставке. Это были шестиметровые столбы, которые замораживались. В Зарядье, правда, наша задача гораздо сложнее. Здесь инсталляция представляет собой пластическую структуру — Теплообменник, где нет ни одной одинаково изогнутой трубы, они все гнулись вручную. Конструкция генерирует и удерживает Лед! А мы должны и безо льда эту конструкцию делаем как скульптуру, саму по себе выразительную. Мы используем 16 километров нержавеющей трубы. Каждый изгиб пещеры нарисован 3 раза. Сначала нарисован как форма, потом как сечение, а потом как элемент теплообменника Сначала мы сделали макет и заморозили. Над технической стороной с нами работает Борис Алексеевич Кузнецов, выдающийся специалист по льду.
Художник Александр Пономарев преобразил фасад ГМИИ им. Пушкина
Я же не только в Венецию приплыл — и в Париж, и Москву, и на Север. В общем-то, все мои проекты — одно сплошное авантюристическое плавание. Но я всегда действовал исходя из абсолютной любви к флоту, к морю и вообще к бесконечному океану. И спасать нас некому. Откуда такое апокалиптическое ощущение? В это же время сбежал и президент Украины.
Все бегут... А ведь для морской касты самое страшное преступление — оставить гибнущий корабль с людьми. Такого быть не может. Капитан не имеет права уйти, пока все не будут спасены. Самый известный случай — «Титаник», где последним ко дну ушел командир судна.
История с «Коста Конкордия» говорит о том, что даже в таких особых профессиональных сообществах происходят странные изменения. К тому же все это пересеклось с моим пребыванием на грани жизни и смерти. Так что, с одной стороны, я призывал всех капитанов возвратиться на борт, с другой — сам вернулся на борт жизни после швейцарской больницы. Для меня вообще тема спасения — одна из самых важных. Как и пафос плавания, движения.
Мои путешествия в Антарктику или в Арктику с этим и связаны — с поисками земли, где нет устоявшейся социальности, еще нет правил, где культура только начинает зарождаться. Там не существует суверенитета — кстати, Договор об Антарктиде, подписанный в 1959 году и ратифицированный в 1961-м, ни разу не нарушался. Хотя сколько войн после этого было, и, кажется, не выполнялась ни одна международная договоренность. Вас, наверное, считали сумасшедшим. Идеи у меня появились в научных экспедициях, куда я ходил благодаря своим друзьям — ученым-океанологам.
Потом надо было убедить людей, найти деньги — я хотел, чтобы проект стал наднациональным, как и сама Антарктида, и финансы были не только русские, но и американские, французские, китайские… В этом смысле тоже нелегко пришлось, но все равно получилось. Меня интересовало, как сделать так, чтобы искусство в Антарктиде было экологичным, но при этом не петь каждый день про экологию. А то ведь как бывает — вот у нас все поют без конца, а хороших туалетов и мусоросжигательных заводов мы за 30 лет так и не построили. Вообще проблема экологии сейчас связана не столько с взаимодействием человека с природой, а прежде всего с отношением людей друг к другу. И искусство здесь играет не последнюю роль.
Во-первых, в Антарктиде это, слава Богу, запрещено. Там нет ни добычи полезных ископаемых, ни геологических разработок, только научная и гуманитарная деятельность. А во-вторых, формы современного искусства позволяют многие вещи делать мобильными, представлять их по-другому.
Что зашифровано в вашей работе?
Мне это близко, ведь я моряк, поэтому и решил что-то сделать на тему «солнечной ладьи». Бог солнца Ра со своими соратниками вращает нашу бесконечность, и мы живем в этой бесконечности. Египтяне понимали, что мы живем в некой бесконечности, за которой хаос, космос и вся наша жизнь. Символом этого разделения является змей.
Уроборос — змей, свернутый в знак бесконечности и кусающий себя за хвост. Я сделал объект, где две лодки соединены в одну петлю — в кольцо. Зрители, вращая огромное колесо сбоку, могут менять направление движение. Это символизирует движение этих лодок по небу и под землей — в царстве мертвых и в царстве живых.
А между ними две стеклянные пирамиды, в пропорции великих пирамид, с песком из пустыни с плато, они отсчитывают время. То есть работают как песочные часы. Каждый человек, соприкасаясь с моей работой, может менять и отсчитывать время. А в основании объекта находится панно, где использованы тексты людей, живших в Древнем Египте, они описывают их желания и образ мыслей.
Важно подчеркнуть, что все эти тексты добыты русской археологической экспедицией за 10 лет, которая там работает. Это серьезная научная работа. Я взял некоторые из этих текстов и нанес на панно, а в его центре нарисовал змею Уроборос. Это не только символизирует, но и демонизирует эти связи — человеческие и временные.
Время ведь нельзя ухватить, а я пытаюсь — с помощью искусства. Они переведены на знакомые туристам языки? Перевод можно прочитать в книжках. Один из текстов, например, это наставление отца сыну, где говорится, что все мы уйдем в бесконечное плавание, и поэтому родитель советует отпрыску быть хорошим, соблюдать дисциплину, работать.
Есть тексты, которые характеризуют конкретных людей. В Египте, когда человек умирал, он оставляет послание о том, какие дары ему нести в загробный мир. Эти описания есть на панно.
Кроме того к ладьям прикреплены ложкообразные «весла» — вероятно, с их помощью, или просто от сильного ветра в пустыне на плато Гиза, конструкция способна крутиться сама. Песок пересыпается примерно 30 минут. Пока основная часть песка остается в верхней половине часов, он образует перевернутую «обратную» пирамиду; затем внизу возникает другая пирамида — «прямая». Обе перекликаются с силуэтами настоящих пирамид на фоне. По словам команды проекта, пока неизвестно, останется ли инсталляция на месте, что сложно или почти невозможно, но уничтожать ее не планируют, возможно, она найдет место в одном из музеев или будет впоследствии «путешествовать» по выставкам.
Автор собирает их с капитанских мостиков во время своих океанских рейсов и использует как основу для графических произведений. Выставка будет проходить с 28 сентября 2023г.
Всех ждем!
Художник Александр Пономарев — о новом проекте нижегородского Арсенала «Artist talk»
Вчера, 22 марта, архитектор, руководитель персональной творческой мастерской Алексей Козырь и художник, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Пономарёв встретились со студентами новгородского университета. "Я безумен только в норд-норд-вест" – название выставки Александра Пономарева, которая открывается в Третьяковской галерее. В этой работе Александр Пономарев также стремится подчеркнуть хрупкость Договора об Антарктике 1959 года.
Картины художника Александр Пономарёв
детище известного российского художника, в прошлом моряка и инженера. Художник Александр Пономарёв рассказал о своём проекте «Уроборос» для биеннале современного искусства Forever is Now в Египте. Выставка известного российского художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее открылась разбиванием бутылки шампанского об один из объектов экспозиции.
Культ цикличности
Так, студентам был показан проект музея, отражающий разные состояния воды. Эта работа была вдохновлена съёмкой миражей во время экспедиции в Антарктиду. Как возникают миражи? За счёт того, что в полярных зонах, в пустынях слои воздуха нагреваются по-разному, возникает разная плотность в атмосфере, — объяснил Александр Пономарёв.
Пафос этой архитектуры заключается в том, что форма музеев всё время меняется. Эти музеи должны в летнее время двигаться в Антарктиду, в полярные зоны, и разные путешественники будут ходить и смотреть искусство.
Карпова отметила, что в собрании выставки имеется девять работ Александра Пономарева. Выставка представляет собой ретроспективу творчества художника.
Вокруг центральной инсталляции собраны различные графические работы мастера, которые он создавал на протяжении последних 20 лет.
Спирали винтов и турбин имеют общую ось и соединены валом, поэтому визуально сливаются. Между ними вращаются рычаги с ударными элементами, которые периодически извлекают различные звуки, сталкиваясь с лопастями винтов, уподобленным в данном случаи камертонам или корабельным рындам колоколам! Вся конструкция на скале представляет собой перкуссионный музыкальный инструмент, напоминающий карильон — механический ударный инструмент, распространенный в XVI—XVII веках во Фландрии и Голландии во времена интенсивного строительства там морского флота, ставшего для Петра I образцом и стимулом превращения России в великую морскую державу.
Экскурсию по выставке в рамках пресс-тура проводил сам автор. Он рассказал о смысле её названия и о представленных в экспозиции макетах, каждый из которых знакомит с проектами, созданными Александром Пономарёвым в разных частях света, такими как «Уроборос» в Египте, «Голос в пустыне» в Марокко, «Подводное небо» в Японии и многих других. Также Александр детально представил историю создания центрального объекта выставки — стеклянного корабля под названием «Хрупкость плывущего мира».
«Честно рисовал перестроечную вакханалию»: в Казани открылась выставка Наркиса Пономарева
Армада «пьяных кораблей» появляется на художественных ярмарках и биеннале , демонстрируя силу искусства в самых различных и неожиданных местах от Баренцова моря до Арктики. В 2002 году Пономарев с помощью четырех военных судов и дымовых шашек заставил исчезнуть остров Седловатый в Баренцевом море с глаз и карт на полчаса. В 2004-м году художник изготовил инсталляцию «Летучий Голландец» — поднял со дна реки Клязьмы огромный ржавый корабль, подвесил его в воздухе и прикрепил к нему крылья с размахом 9 метров и сконструировал специальное устройство, посредством которого можно управлять этим «воздушным судном». Но художнику показалось мало изобретенных и сделанных по собственным чертежам разнообразных морских приборов, перископов: он решил, на этот раз, быть максимально близко к морской стихии, вдруг что-то упустит. Поэтому во время плавания по морям Арктики на борту исследовательского судна, художник пересек море Баффина привязанным к носу корабля, какое-то время провисел на носу корабля, несомненно, принося ему удачу — как современный вариант гальюнной фигуры. Left Название, 2000 описание проекта описание проекта описание проекта описание проекта В 2007 году Пономареву выпала честь представлять Россию на 52 Венецианской биеннале. Три его работы «Волна», «Дворники» и «Душ» заняли целый этаж Русского павильона, после чего он стал вынашивать идею собственной биеннале. Так как он человек непростой, то и биеннале должна была быть непростая.
В экспозиции представлены 16 макетов арт-объектов. Зрители могут увидеть работы Пономарева «Голос в пустыне», «Уроборос», «Подводное небо», «Память воды». На выставке также представлены 40 рисунков художника, некоторые из них выполнены на старых навигационных картах. Александр Пономарев представлял Россию на 52-й Биеннале современного искусства в Венеции в 2007 году.
Москва, 1-й Красносельский переулок, д. Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Выставка «Без берегов» пройдет в Музее Москвы в год 65-летия художника. Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. Работы и проекты Пономарева часто связаны с морем, а главные средства его художественного самовыражения — это стихии воды, воздуха, земли и энергии пространства.
Выставка художника продлится до 14 января 2024 года. Программа «Современный дизайн» подойдет тем, кто хочет создавать визуальный ландшафт современности. Факультет дизайна и медиакоммуникаций входит в структуру Института общественных наук РАНХиГС и имеет два отделения: дизайна Школа дизайна и медиакоммуникаций. На факультете креативно подходят к обучению: реализуют междисциплинарные проекты и используют передовые цифровые подходы.
Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии
Во второй беседе художник Александр Пономарев подробно рассказывает о своих художественных поисках и многочисленных творческих проектах. Смотрите видео онлайн «Моряк и художник Александр Пономарев — об экспедиции в море Лаптевых 6+» на канале «Интересные Факты и Загадки» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 июля 2023 года в 15:36, длительностью 00:07:07, на видеохостинге RUTUBE. В этой работе Александр Пономарев также стремится подчеркнуть хрупкость Договора об Антарктике 1959 года. Александр Евгеньевич Пономарёв (род. 21 мая 1957[1], Днепропетровск) — российский художник, член-корреспондент РАХ (2010), кавалер французского ордена «За заслуги в литературе и искусстве». Отметим, что Александр Пономарев является художником, который 30 лет деятельности осуществил более ста художественных проектов, выставок и акций. Картины художника Александр Пономарёв.
Монологи. Александр Пономарев
Монологи. Александр Пономарев | Интервью с современным российским художником Александром Пономаревым. |
Александр Пономарёв «Дорожная карта» — Krokin gallery | Александр Пономарев моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. |