Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в семье торговца и почтенного горожанина Джона Шекспира.
Был или не был? Вот в чем вопрос
Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в Стратфорде-на-Эйвоне, в графстве Уорикшир в Англии. Шекспир родился и вырос в Стратфорде-на-Эйвоне, Уорикшире. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины.
Уильям Шекспир: краткая биография и произведения
На ранние пьесы Шекспира повлияли работы других драматургов елизаветинской эпохи, особенно Томаса Кида и Кристофера Марло , традиции средневековой драмы и пьесы Сенеки [75] [76] [77]. В середине 1590-х годов произошёл переход Шекспира от насмешливых и фарсовых по своему стилю комедий к романтическим произведениям [81]. В следующей, также романтической, комедии Шекспира « Венецианский купец » содержится портрет мстительного ростовщика-еврея Шейлока , в котором отразились расовые предрассудки англичан елизаветинской эпохи [83] [84]. Остроумная пьеса « Много шума из ничего » [85] , прекрасно изображающая жизнь в провинции « Как вам это понравится » и оживлённая весельем « Двенадцатая ночь » дополняют ряд комедий Шекспира [86]. После лирического « Ричарда II », практически полностью написанного стихами, Шекспир ввёл прозаическую комедию в свои хроники « Генрих IV, части 1 » и 2 , и « Генрих V ». Его персонажи становятся более сложными и нежными, он очень ловко переключается между комическими и серьёзными сценами, прозой и поэзией, так что его зрелые работы достигают повествовательного разнообразия [87] [88] [89]. Этот период начали и закончили трагедии: « Ромео и Джульетта », знаменитая история любви и смерти девушки и юноши [90] [91] , и « Юлий Цезарь », основанный на « Сравнительных жизнеописаниях » Плутарха [92] [93]. В начале XVII века Шекспир написал несколько так называемых « проблемных пьес »: « Мера за меру », « Троил и Крессида » и « Всё хорошо, что хорошо кончается », а также ряд наиболее известных трагедий [94] [95]. Многие критики полагают, что трагедии этого периода представляют собой пик творчества Шекспира.
Гамлет, заглавный герой одной из самых знаменитых трагедий Шекспира, является, возможно, самым исследуемым персонажем этого драматурга; особенно это касается знаменитого солилоквия , начинающегося « Быть или не быть, вот в чём вопрос » [96]. В отличие от интроверта Гамлета, колеблющегося героя, герои последующих трагедий, король Лир и Отелло, страдают от слишком поспешно принимаемых решений [97]. Нередко трагедия Шекспира строится на недостатках или фатальных поступках героев, уничтожающих его и его любимых [98]. В « Отелло » злодей Яго доводит ревность заглавного героя до точки, и тот убивает свою невинную жену [99] [100]. В « Короле Лире » старый король совершает роковую ошибку, отказавшись от своих прав на власть, что приводит к ужасающим событиям, таким как убийство младшей дочери Лира Корделии. В « Макбет », самой короткой и сжатой трагедии Шекспира [101] , неконтролируемые амбиции подвигают Макбета и его жену, Леди Макбет , к убийству законного короля и узурпации трона, а в конечном счёте их же разрушает осознание своей вины [102]. В этой пьесе Шекспир добавляет к трагической структуре элемент сверхъестественного. Его последние крупные трагедии, « Антоний и Клеопатра » и « Кориолан », по мнению некоторых критиков, содержат одни из самых прекрасных его стихов [103] [104].
В финальном периоде своего творчества Шекспир обратился к жанру романтической трагикомедии и дописал три крупных пьесы: « Цимбелин », « Зимняя сказка » и « Буря », а также, совместно с другим драматургом, пьесу « Перикл ». Произведения этого периода менее мрачны, чем предшествующие им трагедии, однако более серьёзны, чем комедии 1590-х годов, но заканчиваются они примирением и избавлением от бед [105]. Некоторые исследователи полагают, что эти изменения произошли от изменения взглядов на жизнь Шекспира, ставших более спокойными, но, возможно, в пьесах просто отразилась театральная мода того времени [106] [107] [108].
В Британии и по всему миру вы никогда ранее не могли увидеть столько постановок Шекспира", - отмечает крупнейший британский специалист по творчеству драматурга, профессор Оксфордского университета Джонатан Бэйт. Трагедии английского гения - "Гамлет", "Король Лир", "Ромео и Джульетта" - не сходят со сцены мировых театров, повествуя о вечных конфликтах человеческого бытия.
В последние годы на театральных площадках британской столицы появляются все новые версии пьес Шекспира с участием звезд первой величины. А в 2015 году зрители смогут увидеть Бенедикта Камбербэтча в образе Гамлета на сцене культурного центра "Барбикан". Труппа лондонского театра "Глобус", воссозданного в его историческом облике на берегу Темзы, в среду впервые представит публике свою постановку "Гамлета". С этим спектаклем британские актеры отправятся в мировое турне.
Его познания затрагивали музыку и живопись, он досконально изучил целый пласт ботаники. Предположительно большинство работ Шекспира написаны в период с 1589 по 1613 год. В основном его ранние пьесы относятся к комедиям и хроникам. Затем в творчестве настал период трагедий, включающих произведения "Гамлет", "Король Лир", "Отелло" и "Макбет". В конце своего творчества Шекспир написал несколько трагикомедий, а также сотрудничал с другими писателями. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий.
Также несколько раз занимал солидные официальные должности: то констебля, то члена муниципального совета, то городского главы. При этом много денег мужчина отдавал в виде штрафа за отказ посещать богослужения. В те годы Великобритания уже была протестантской страной. Религия играла большую роль в жизни общества и каждого отдельного человека. Как считают исследователи, он тайно сочувствовал католикам и, скорее всего, исповедовал ту же ветвь христианства, что было серьезным проступком. Мать будущего драматурга, Мэри Арден, отличалась родовитым происхождением, была из крупной саксонской семьи. Шекспир родился третьим. Помимо него у супругов было еще 7 детей, многие из которых появились на свет позже драматурга.
Мэри Арден мать Шекспира В ранние годы когда точно — сказать сложно литератор учился в грамматической школе. На тот момент — солидном заведении. Здесь молодой человек усердно осваивал языки. Ближе к выпуску Шекспир освоил латынь и греческий, свободно изъяснялся на мертвых наречиях. По сведениям некоторых исследователей через какое-то время литератор посещал еще и королевскую школу Эдуарда VI, где осваивал азы словесности и искусства. Творил как поэт и писатель. Однако документальных свидетельств так и не нашлось. Сказать что-то наверняка пока невозможно.
Чем занимался Шекспир после выпуска из школы, историки не знают. Известно, что в 18 лет, в 1582 году он женился, и у него родились дети. О его творческих опытах также ничего не известно. В 1585 году биография литератора внезапно обрывается, оставляя после себя множество вопросов. Чем драматург занимался вплоть до 1592, никто не может сказать. Этот период, почти 7 лет, биографы и исследователи называют «потерянными». Из-за отсутствия документальных свидетельств установить факты и события из жизни Шекспира тех времен невозможно. Сандерсовский портрет.
Шекспир изображен в возрасте 39 лет Историки строят предположения и высказывают разные мнения: Одни говорят, что литератор промышлял браконьерством. Якобы он незаконно охотился на территориях сквайра помещика-землевладельца по имени Томас Люси. Чтобы избежать его гнева, Шекспиру пришлось спешно уехать из города и какое-то время скрываться, занимаясь низкооплачиваемым трудом. Другие утверждают, что литератор делал первые шаги в искусстве. В особенности его привлекал театр, но чтобы пробиться наверх, требовался удачный случай или хорошие знакомства. Опять же, это всего лишь предположение, не подкрепленное фактами. Третье говорят, что Уильям Шекспир работал школьным учителем. Но где именно — не указывают.
Есть и те, кто утверждал, что литератор трудился гувернером, частным преподавателем в доме одного крупного землевладельца. Учил его сына. Версий на самом деле намного больше. Это лишь малая часть: записывали литератора и в суфлеры, и в актеры, и даже в коневоды. Но пока что остается только гадать. Лондон и театральная карьера Не меньше вопросов вызывает момент дебюта литератора. По мнению исследователей, творческая биография Уильяма Шекспира началась еще на закате 80-х годов. Уже в 1592 источники упоминали драматурга в контексте его работ.
Сегодня 23 апреля 1564 года родился Шекспир. ( и умер он в этот же день)
Ведь Бэкон великолепно разбирался в шифрах, и действительно во множестве оставил их в своих собственных произведениях. Именно на этой логике основана необычная книга известного норвежского писателя Эрленда Лу «Органист»: ее герой рассматривает под лупой первое «Фолио» Шекспира и, складывая буковки, чуть-чуть выбивающиеся из строчки, находит все, что хочет найти. Но еще в 1881 году некая Эшвуд Уиндл объявила, что сумела найти в каждой пьесе Шекспира тщательно разработанные «джинглы» - зацепки, позволяющие отождествить реального автора с Бэконом, а чуть позднее Айзек Халл Платт подметил, что кошмарное латинское слово honorificabilitudinitatibus из «Бесплодных усилий любви» можно считать анаграммой к «Hi ludi F. Baconis nati tuiti orbi», то есть «Эти пьесы, отпрыски Ф. Бэкона, сохраняются для мира».
Кроме того, уверяют сторонники этой теории, в пьесах Шекспира-драматурга явно видно влияние идей Бэкона-философа. Но не проще ли предположить, что молодой и охочий до всего нового поэт был знаком с сочинениями модного философа? Но проблема «бэконианской» версии в другом: хотя Уильям Шекспир и уступает Фрэнсису Бэкону в научных познаниях, он все же значительно превосходит его в художественном творчестве. Как бы ни был богат язык и образный ряд сочинений Бэкона, он по всем показателям уступал богатейшему словарному запасу и образности Шекспира.
Бэкон тоже пробовал себя на поприще поэта, но это были упражнения ученого и юриста, а не пробы пера будущего гения - и не заметить это просто невозможно. Многие сторонники «бэконианства» со временем поумерили свой пыл, тем более, что на горизонте появилась новая, еще более интригующая кандидатура на роль великого мастера слова. Шекспир - это Эдуард де Вер 12 апреля 1550 — 24 июня 1604 Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфордский является одним из самых популярных кандидатов на роль истинного автора произведений, приписываемых перу Уильяма Шекспира. Потомок знатного древнего рода, лорд-камергер в 1562—1604 годах при дворе королевы Елизаветы I, путешествовавший по Италии, Германии и Франции, знавший несколько языков и все тонкости дворцового этикета, Эдуард де Вер, с традиционной точки зрения, как никто другой подходил под роль «истинного» Шекспира.
Широкую известность в массовой культуре он получил благодаря версии, выдвинутой в 1920 году английским педагогом и церковным деятелем Джоном Томасом Луни в книге «Шекспир опознан», согласно которой именно руке 17-го графа Оксфорда и принадлежат все великие шекспировские произведения.
Мать — Мэри Шекспир в девичестве Арден , представительница одного из старейших саксонских родов. Вышла замуж за Джона и родила ему восьмерых детей. Уильям стал третьим.
Детство будущего драматурга прошло в состоятельной многодетной семье. Образование Грамматическая школа Принято считать, что начальное образование Шекспир получил в Стратфордской грамматической школе. Там делали уклон на изучение латыни, учитель даже писал стихи по латыни. Есть версия, что продолжил учебу Вильям в школе короля Эдуарда Шестого.
К сожалению, школьные журналы этой школы не сохранились, поэтому нельзя это утверждать. Юношеская пора Шекспир обзаводится собственной семьей в довольно юном возрасте — в 18 лет. Его избранницей стала Энн Хатауэй, дочь землевладельца. Девушка была старше Уильяма на 8 лет.
В 1582 году состоялась их женитьба. На момент регистрации брака Энн уже ждала ребенка.
Пожалованный титул давал Шекспиру право подписываться «Уильям Шекспир, джентльмен».
Шекспир приобретает большой дом с садом в Стратфорде. Он перестраивает его, а потом перевозит туда жену и детей. В 1597—1598 гг.
В 1598 разобрали старый «Театр» и из его бревен соорудили театр «Глобус» на южном берегу Темзы, в Саутуорке. Шекспир стал одним из акционеров нового театра. В 1603 король Яков взял труппу Шекспира под прямое покровительство — она стала называться «Слуги его величества короля», и актеры считалась такими же придворными, как камердинеры.
Рост доходов позволил ему широко вкладывать деньги в откупа и недвижимость и в Лондоне, и в Стратфорде. С уверенностью можно сказать, что Шекспир вел деятельную и трудовую жизнь, сочиняя в среднем от одной до двух пьес в год и усиленно пополняя своё образование. К знанию древних языков он вскоре добавил знакомство с французским и итальянским.
В 1603 году после коронования Якова I труппу назвали « Слуги короля », она стала процветать, выступая при дворе в 4 раза чаще, чем раньше. Что написал Шекспир? В его авторское наследие входит 38 пьес, 4 поэмы, 154 сонета. По общепризнанной периодизации в творчестве Шекспира выделяется несколько периодов: В ранний период 1590—1594 годы были написаны хроники, ренессансные комедии. Во время эпидемии чумы, уезжая из Лондона, Шекспир написал три эротические поэмы. В 1594—1600 годах была создана первая зрелая трагедия «Ромео и Джульетта», античная трагедия «Юлий Цезарь», сонеты.
К этому же периоду относят комедии и романтические произведения «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего». Пик творчества пришелся на 1601—1608 годы. Самая знаменитая из них, как пишет Biography , трагедия «Гамлет» о предательстве, возмездии, моральном падении. Такие проблемы были частыми в шекспировских сюжетах. В чем особенность творчества Шекспира? В его произведениях — разнообразие эпох, народов, типов.
Многое взято из античности, итальянских новелл, но преобладают традиции английской народной драматургии с ее живостью, красочностью, непринужденностью, смешением трагического и комического. Богатство фантазии и сила страстей уравновешены чувством меры. Отмечается огромный словарный запас автора — от 17,5 до 29 тыс. Около 200 лет назад был поднят так называемый шекспировский вопрос. Предположили, что исторические трагедии с обширным словарным запасом не мог создать человек с таким уровнем образования. Сложилось мнение, что под псевдонимом Шекспир творили другие авторы или группа лиц.
Доктор филологических наук Ирина Галинская упоминает, что существовало около 60 кандидатов на авторство его работ. Но большинство шекспироведов академического сообщества не сомневаются, что именно Уильям Шекспир — подлинный автор пьес. Через полгода в семье родилась первая дочь — Сьюзен, в 1585 — двойня — сын Хэмнет и дочь Джудит.
Уильям Шекспир - биография, новости, личная жизнь
В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины. Родился Уильям Шекспир» на научно-популярном портале «Вокруг Света» в рубрике: История, 20 октября 2019 года, 04:01 | VOKRUGSVETA. Самый известный в мире драматург Уильям Шекспир родился в Англии 23 апреля 1564 и умер 23 апреля 1616, прожив ровно 51 год. Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в городе Стратфорд-он-Эйвон, Англия.
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Шекспире
Уильям Шекспир родился в городе Стратфорд-апон-Эйвон (графство Уорикшир) в 1564 году, крещён 26 апреля, точная дата рождения неизвестна. Шекспир стал символом мировой культуры. Загадка Шекспира Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в городе Стратфорд-он-Эйвон, скончался 23 апреля 1616 года. 7. Уильям Шекспир родился 23 апреля и умер он тоже 23 апреля.
Шекспир, Уильям
Здесь на каждого местного жителя приходится четыре туриста, которые ежегодно приносят в городскую казну сотни миллионов фунтов. Шекспир в Великобритании давно перестал восприниматься, как настоящий человек, превратившись в раскрученный бренд. Впрочем, дискуссия об авторстве шекспировских пьес не касается их содержания. Никто не спорит, что «Гамлет», «Король Лир» или «Ромео и Джульетта» — бессмертны, кем бы они ни были написаны. Дженнифер Ригби, актриса: «Мы неправильно воспринимаем Шекспира.
Мы пытаемся его читать, а его сначала нужно смотреть. Потому что только на сцене видны эмоции, которые так важны в шекспировских пьесах. Шекспир писал для простых людей, поэтому и язык у него площадной, который в театре понятен всем даже без перевода». Шекспир в Англии, как Пушкин в России — «наше все».
Автограф Шекспира на его завещании Спустя три дня тело Шекспира было захоронено в стратфордской церкви св. На его надгробии написана эпитафия : Good friend for Jesus sake forbear, To dig the dust enclosed here. Blest be the man that spares thes stones, And curst be he that moves my bones. Друг, ради Господа, не рой Останков, взятых сей землёй; И проклят — тронувший мой прах. Перевод А. Величанского [5] В церкви воздвигнут также раскрашенный бюст Шекспира, рядом с которым ещё две эпитафии — на латыни и на английском. Латинская эпитафия сравнивает Шекспира с мудрым пилосским царём Нестором , Сократом и Вергилием.
Шекспира пережила вдова, Энн ум. Три сына Джудит Шекспир в замужестве Куини умерли молодыми, не оставив потомства. Творчество Основная статья: Список работ Уильяма Шекспира Литературное наследие Шекспира распадается на две неравные части: стихотворную поэмы и сонеты и драматическую. Белинский писал, что «слишком было бы смело и странно отдать Шекспиру решительное преимущество пред всеми поэтами человечества, как собственно поэту, но как драматург он и теперь остаётся без соперника, имя которого можно б было поставить подле его имени» [11]. Драматургия Основные статьи: Трагедии Уильяма Шекспира , Комедии Уильяма Шекспира, Хроники Уильяма Шекспира Английская драма и театр времён Уильяма Шекспира В начале правления Елизаветы Elizabeth I of England, 1533—1603 , которая взошла на престол в 1558 году, ещё не было специальных строений для показа спектаклей, хотя тогда уже существовало достаточно много работающих актёрских трупп. Для этих целей использовались постоялые дворы или залы учебных заведений и частные дома. Оно было возведено за городом, на окраине Шордич Shoreditch.
Когда в 1597 году Джеймс Бёрбедж умер, истёк срок аренды земельного участка, на котором располагался The Theatre. Пока решался вопрос о новом помещении, представления труппы проходили в расположенном неподалёку театре «Куртина» The Curtain, 1577—1627 , основанном Генри Лэнмэном Henry Lanman. Тем временем, The Thearte был демонтирован и по частям перевезён на другой берег реки. В начале 1599 года строительство было завершено, и открылся новый театр, который назвали «Глобус» The Globe. Сыновья Бёрбеджа Катберт и Ричард Cuthbert Burbage and Richard Burbage, 1567—1619 , стали владельцами половины здания, остальную часть его стоимости они предложили разделить между несколькими пайщиками из состава труппы. Так Шекспир стал одним из совладельцев «Глобуса». В 1613 году во время представления «Генриха VIII» вспыхнула соломенная кровля театра, и он сгорел до основания.
Через год на том же месте построили «второй Глобус» The second Globe , c черепичной крышей. В то время в английской театральной среде создание новых пьес часто происходило на основе использования уже существующих текстов, которые переделывались и дополнялись. В своём творчестве Уильям Шекспир также пользовался этим методом, совершенствуя материалы, найдённые в разных источниках. В период с 1595 по 1601 годы происходит активное развитие его писательской карьеры. Мастерство Шекспира приносит славу его произведениям и труппе [12]. Английские драматурги-предшественники и современники Уильяма Шекспира Основная статья: Елизаветинская драма В эпоху Шекспира наряду с успешным в то время театром «Глобус» в Лондоне существовало ещё несколько заметных театров, которые соперничали между собой. Театр «Лебедь» The Swan, 1595—1632 , который построил ювелир и торговец Фрэнсис Лэнгли Francis Langley, 1548—1602 , Театр «Фортуна», строительство которого началось в 1600 году, и другие.
Одним из самых знаменитых драматургов-предшественников Шекспира был талантливый поэт Кристофер Марло Christopher Marlowe, 1564—1593 , под влияние которого, несомненно, попал Шекспир в самом начале своего творчества, и все пьесы которого ставились тогда в театре «Роза». Наряду с ними трудились и другие, не имевшие университетского образования, литераторы, сочинения которых в той или иной мере оказали влияние на творчество Шекспира. Театральная техника в эпоху Уильяма Шекспира Основная статья: Театральная техника в эпоху Шекспира Театральная техника в эпоху Шекспира — шекспировскому театру несомненно соответствует система спектакля, первоначально устраивавшегося группами бродячих комедиантов на постоялых и гостиничных дворах; эти гостиничные дворы обычно представляли собой здание, обнесенное по второму этажу открытым ярусом-балконом, по которому располагались комнаты и входы в них. Бродячая труппа, въехав в такой двор, у одного из прямоугольников стен его устраивала сцену; во дворе и на балконе располагались зрители. Сцена устраивалась в виде дощатого помоста на козлах, часть которого выходила на открытый двор, а другая, задняя, оставалась под балконом. С балкона опускалась завеса. Таким образом сразу образовались три площадки: передняя — впереди балкона, задняя — под балконом за завесой и верхняя — самый балкон над сценой.
Первый публичный стационарный театр был сооружен в Лондоне вернее за Лондоном, вне городской черты, так как в черте города устройство театров не разрешалось в 1576 актёрской семьей Бэрбеджей. В 1599 году был создан театр «Глобус», с которым связана большая часть творчества Шекспира. Шекспировский театр не знает ещё зрительного зала, а знает зрительный двор yard , как реминисценцию гостиничных дворов. Такой открытый, не имеющий крыши зрительный двор, обносился галереей или двумя галереями. Сцена покрывалась крышей и представляла собой те же три площадки гостиничного двора. Передняя часть сцены вклинялась почти на треть в зрительный двор — стоячий партер осуществлявший таким образом буквально свое название «par terre» — на земле. Наполнявшая партер демократическая часть публики густым кольцом окружала и подмостки сцены.
Более привилегированная, аристократическая часть публики располагалась, — лежа и на табуретках, — на самой сценической площадке по краям её. История театра этого времени отмечает постоянную вражду и перебранку, иногда переходившую даже в драку, этих двух групп зрителей. Классовая вражда ремесленного и рабочего партера к аристократии сказывалась здесь довольно шумно. Вообще, той тишины, какую знает наш зрительный зал, в театре Шекспира не было. Задняя часть сцены отделялась раздвижным занавесом. Там обычно исполнялись интимные сцены например, в спальне Дездемоны , там же играли, когда нужно было сразу быстро перенести действие в другое место и показать действующее лицо в новом положении например, в драме Марло «Тамерлан» есть ремарка: «занавес отдернут, и Зенократа лежит в постели, Тамерлан, сидящий возле неё», или в «Зимней сказке» Шекспира: «Полина отдергивает занавес и открывает Гермиону, стоящую в виде статуи». Передняя площадка была главной сценой, ей же пользовались для излюбленных тогда в театре шествий, процессий, для показа чрезвычайно популярного тогда фехтования сцена в последнем акте «Гамлета».
Здесь же выступали клоуны, жонглеры, акробаты, развлекавшие публику между сценами основной пьесы антрактов в шекспировском театре не было. Впоследствии при позднейшей литературной обработке шекспировских драм часть этих клоунад-интермедий и шутовских реплик была включена в печатный текст. Каждый спектакль заканчивался обязательно «джигой» — особого рода песенкой с пляской, исполняемой клоуном; сцена могильщиков в «Гамлете» во времена Шекспира была клоунадой, патетикой её наполнили потом. В шекспировском театре ещё нет резкой разницы между драматическим актёром и акробатом, шутом. Правда, эта разница уже вырабатывается, ощущается, она в становлении. Но грани ещё не стерты. Связь, соединяющая шекспировского актёра с скоморохом, гистрионом, жонглёром, шутовским «чёртом» средневековой мистерии, с фарсовым буффоном, ещё не порвана.
Вполне понятно, почему котельщик из «Укрощения строптивой» при слове «комедия» прежде всего вспоминает фокусы жонглера. Верхняя сцена употреблялась, когда действие должно было изображаться логикой событий наверху, например, на стенах крепости «Кориолан» , на балконе Джульетты «Ромео и Джульетта». В таких случаях в сценарии имеется ремарка «наверху». Практиковалась, например, такая планировка — верх изображал крепостную стену, а отдернутый внизу занавес задней площадки означал одновременно городские ворота, открываемые перед победителем. Такой системой театра объясняется и структура шекспировских драм, не знающих ещё ни деления на акты деление это было проделано уже после смерти Шекспира, в изд. Столь характерный для елизаветинских драматургов параллелизм фабул в одной и той же пьесе объясняется в последнее время своеобразным устройством сцены, открытой для зрителей с трёх сторон. На этой сцене господствует так называемый закон «временной непрерывности».
Этот период творчества писателя завершил блестящий цикл комедий: «Много шума из ничего», «Виндзорские проказницы», «Двенадцатая ночь». Творческий путь драматурга завершили трагикомедии: «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря». В конце жизни Шекспир вернулся на родину, в город Стратфорд-на-Эйвоне, где и умер. Его творчество — высочайшая вершина мирового искусства, оно оказало огромное влияние на развитие мирового театра и всей культуры человечества.
Со страниц книги встает образ человека, живущего в ногу со своим временем, его тревогами, радостями и надеждами. Богатый иллюстративный материал зримо воссоздает яркие черты эпохи. В книге Ю. Кагарлицкого «Шекспир и Вольтер» рассказывается о том, как крупнейший классицист XVIII столетия Вольтер сначала познакомил публику с Шекспиром, а потом, когда влияние английского драматурга стало укрепляться, выступил яростным его противником. Автор раскрывает сложность и противоречивость отношения Вольтера к творчеству Шекспира.
Режиссер Г. Козинцев, поставивший фильм «Гамлет» в 1962 году, в своей книге «Наш современник Вильям Шекспир», рассказывает о своей работе над фильмом, а также о постановках и фильмах, которые ему удалось повидать за рубежом. Также на выставке представлены книги, которые будут полезны и интересны учащимся. Например, в книге З. Лемб в своей книге «Шекспир, рассказанный детям» в простой и доходчивой форме изложили наиболее известные произведения В.
Уильям Шекспир (William Shakespeare)
Значительная часть драматургов елизаветинской эпохи была прикреплена к определенному театру и брала на себя обязательство доставлять этому театру репертуар. Конкуренция трупп требовала огромного количества пьес. За период с 1558 по 1643 количество их исчисляют в Англии цифрой свыше 2 000 названий. Очень часто одну и ту же пьесу пользует ряд трупп, переделывая каждую на свой лад, приспособляя её к труппе.
Анонимное авторство исключало литературный плагиат, и речь могла идти только о «пиратских» способах конкуренции, когда пьесу крадут на слух, по приблизительной записи и т. И в шекспировском творчестве мы знаем ряд пьес, являвшихся использованием сюжетов ранее существовавших драм. Таковы, например, «Гамлет», «Король Лир» и другие.
Публика имени автора пьесы и не требовала. Это в свою очередь вело к тому, что написанная пьеса являлась только «основой» для спектакля, авторский текст во время репетиций переделывался как угодно. Выступления шутов авторы часто обозначают ремаркой «говорит шут», предоставляя содержание шутовской сцены театру или импровизации самого шута.
Автор продавал свою рукопись театру и в дальнейшем уже никаких авторских претензий и прав на неё не заявлял. Весьма распространена была совместная и тем самым очень быстрая работа нескольких авторов над одной пьесой, например, одни разрабатывали драматическую интригу, другие — комическую часть, выходки шутов, третьи изображали всякого рода «страшные» эффекты, которые были тогда очень в ходу, и т. К концу эпохи, в начале XVII века, уже начинает пробиваться на сцену литературная драма.
Отчужденность между «учёными» авторами, светскими «дилетантами» и профессиональными драматургами становится все меньше. Литературные авторы например, Бен Джонсон начинают работать для театра, театральные драматурги в свою очередь все чаще начинают печататься. Вопрос периодизации Исследователи творчества Шекспира датский литературовед Г.
Брандес , издатель русского полного собрания сочинений Шекспира С. Однако в последние годы появилось мнение, что заключение о личности автора по его произведениям есть ошибка [13]. В 1930 году шекспировед Э.
Чемберс предложил хронологию творчества Шекспира по жанровым признакам, позднее она была откорректирована Дж. Выделялись четыре периода: первый 1590—1594 гг. Некоторые из шекспироведов, в том числе и А.
Смирнов , объединяли первый и второй периоды в один ранний [14]. Первый период 1590—1594 Первый период приблизительно приходится на 1590—1594 годы. По литературным приёмам его можно назвать периодом подражательности: Шекспир ещё весь во власти своих предшественников.
По настроению этот период сторонники биографического подхода к исследованию творчества Шекспира определяли как период идеалистической веры в лучшие стороны жизни: «С увлечением наказывает молодой Шекспир порок в своих исторических трагедиях и с восторгом воспевает высокие и поэтические чувства — дружбу, самопожертвование и в особенности любовь» Венгеров. В трагедии «Тит Андроник » Шекспир в полной мере отдал дань традиции современных ему драматургов удерживать внимание зрителей нагнетанием страстей, жестокостью и натурализмом. Ужасы «Тита Андроника» — прямое и непосредственное отражение ужасов пьес Кида и Марло.
Вероятно, первыми пьесами Шекспира были три части «Генриха VI». Источником для этой и последующих исторических хроник служили «Хроники» Холиншеда. Тема, объединяющая все шекспировские хроники, — смена череды слабых и неспособных правителей, приведших страну к междоусобицам и гражданской войне и восстановление порядка с воцарением династии Тюдоров.
Подобно Марло в «Эдуарде II» Шекспир не просто описывает исторические события, а исследует мотивы, скрывающиеся за поступками героев. По обычаю того времени, переделка пьесы современного английского автора, источником для которой стала комедия Плавта «Менехмы», описывающая приключения братьев-близнецов. Действие происходит в Эфесе, мало похожем на древнегреческий город: автор переносит приметы современной ему Англии в античную обстановку.
Шекспир добавляет сюжетную линию двойников-слуг, тем самым запутывая действие ещё больше. Характерно, что уже в этом произведении присутствует обыкновенное для Шекспира смешение комического и трагического: старику Эгеону, невольно нарушившему эфесский закон, грозит казнь, и только через цепь невероятных совпадений, нелепых ошибок, в финале к нему приходит спасение. Перебивка трагического сюжета комической сценой даже в самых мрачных произведениях Шекспира — это уходящее корнями в средневековую традицию напоминание о близости смерти и, в то же время, непрекращающемся течении жизни и постоянном её обновлении.
На грубоватых комических приёмах построена пьеса «Укрощение строптивой» , созданная в традициях фарсовой комедии. Это вариация популярного в лондонских театрах в 1590-х годах сюжета об усмирении жены мужем. В увлекательном поединке сходятся две незаурядные личности и женщина терпит поражение.
Автор провозглашает незыблемость установленного порядка, где главой семьи является мужчина. В последующих пьесах Шекспир отходит от внешних комедийных приёмов. При довольно простой фабуле пьеса представляет собой непрерывный турнир, состязание персонажей в остроумных диалогах, сложной словесной игре, сочинении стихов и сонетов к этому времени Шекспир уже владел непростой стихотворной формой.
Язык «Бесплодных усилий любви» — вычурный, цветистый, так называемый эвфуизм , — это язык английской аристократической верхушки того времени, ставший популярным после выхода в свет романа Лили «Эвфуэс, или Анатомия остроумия». Второй период 1594—1600 Ромео и Джульетта. Картина Ф.
Дикси 1884 Около 1595 года Шекспир создаёт одну из самых известных своих трагедий — « Ромео и Джульетту », — историю развития человеческой личности в борьбе с внешними обстоятельствами за право на любовь. The tragicall Historye of Romeus and Juliet, 1562 [15]. Он усилил лиризм и драматизм действия, переосмыслил и обогатил характеры персонажей, создал поэтические монологи , раскрывающие внутренние переживания главных героев, таким образом преобразив ординарное произведение в ренессансную поэму о любви.
Это трагедия особого типа, лирическая, оптимистичная, несмотря на гибель главных героев в финале. Их имена стали нарицательным обозначением высшей поэзии страсти. Приблизительно 1596 годом датируется ещё одно из знаменитейших произведений Шекспира — «Венецианский купец».
Шейлок так же, как и ещё один знаменитый еврей елизаветинской драмы — Варавва «Мальтийский еврей» Марло , жаждет отмщения. Но, в отличие от Вараввы, Шейлок, остающийся отрицательным персонажем, гораздо сложнее. С одной стороны это жадный, хитрый, даже жестокий ростовщик, с другой — оскорблённый человек, обида которого вызывает сочувствие.
Знаменитый монолог Шейлока о тождестве еврея и любого другого человека «Да разве у жида нет глаз?.. В пьесе противопоставляются власть денег над человеком и культ дружбы — неотъемлемой составляющей жизненной гармонии. Несмотря на «проблемность» пьесы и драматизм сюжетной линии Антонио и Шейлока, по своей атмосфере «Венецианский купец» приближён к пьесам-сказкам, подобным «Сну в летнюю ночь» 1596.
Волшебная пьеса была написана вероятно для торжеств по случаю свадьбы одного из елизаветинских вельмож. Впервые в литературе Шекспир наделяет фантастические существа людскими слабостями и противоречиями, создавая характеры. Как всегда, он переслаивает драматические сцены комическими: афинские мастеровые, весьма похожие на английских рабочих, старательно и неумело готовят к свадьбе Тезея и Ипполиты пьесу «Пирам и Фисба», представляющую собой историю несчастной любви, рассказанную в пародийной форме.
Исследователей удивлял выбор сюжета для «свадебной» пьесы: её внешняя фабула — недоразумения между двумя парами влюблённых, разрешаемые лишь благодаря доброй воле Оберона и волшебству, насмешка над женскими причудами внезапная страсть Титании к Основе , — выражает крайне скептический взгляд на любовь. Однако это «одно из самых поэтичных произведений» имеет серьёзный подтекст — возвеличивание искреннего чувства, имеющего под собой нравственную основу [16].
В 1582 году в 18 лет Уильям Шекспир женился на Энн Хэтеуэй, которая была старше его на восемь лет. В браке у супругов родились дочь Сьюзен и через год двойняшки — сын Хемнет, умерший в 11 лет от инфекции, и дочь Джудит. Период до отъезда Шекспира в столицу изучен плохо, есть разные сведения о том, чем он был занят в то время. Приблизительно в 1590 году Уильям переехал в Лондон, без семьи.
Время от времени он посещал их, помогал им материально. В 1592 году появляется первый отклик о творчестве Вильяма Шекспира, авторства поэта Роберта Грина. Отзыв был отнюдь не лестный, поскольку поэт видел в Шекспире опасного конкурента, к тому же не благородного по происхождению, малообразованного, в отличие от аристократа Грина. В 1594 году Шекспир присоединился к крупному театральному сообществу «Слуги лорда-камергера», вскоре он стал соучредителем Royal Shakespeare Company. Постановки сообщества были очень успешными и принесли большие деньги. За пять лет был построен знаменитый театр «Глобус».
К 1608 году удалось приобрести закрытое помещение для театра — «Блэкфрайерс». Английская королева Елизавета I и её наследник Яков I оказывали поддержку театральному коллективу, в 1603 году труппа была названа «Слуги Короля». Шекспир писал пьесы, а также принимал участие в постановках в качестве актёра-исполнителя главных ролей и режиссёра. В спектаклях были задействованы только мужчины или мальчики. Постановки шли в Лондоне, Ньюкасле и в родном городе Шекспира Стратфорд-на-Эйвоне, продавалось более 400 тысяч билетов в год, на премьерах ежегодно бывало порядка 50 тысяч человек. Помимо театрального дела, Шекспир успешно зарабатывал и другими способами, имел собственность в родном городе, был серьёзным бизнесменом.
В 1597 году он приобрёл солидный особняк в родном городе. Более всего нас интересует собственно литературное творчество Уильяма Шекспира. Известны, по меньшей мере, 37 пьес комедии, трагедии, исторические хроники и романтические драмы , 154 сонета и ряд других стихотворений, поэм авторства Шекспира. Также можно предположить, что некоторые пьесы были утеряны, есть свидетельства того, что он сотрудничал с другими драматургами. Например, точно доказано, что автор двух пьес, «История Карденио» и «Бесплодные усилия любви» — У. Шекспир, но они не сохранились.
Ранние пьесы Шекспира написаны в самых популярных жанрах для своего времени. Представляли собой довольно громоздкие сюжетные конструкции с большим количеством персонажей и тяжёлым слогом. Позднее, во второй половине 90-х годов XVI века, пьесы Шекспира становятся более совершенными по форме и новыми по содержанию, оставаясь в рамках комедии и трагедии Возрождения. Созданы трагедия «Ромео и Джульетта», комедии «Сон в летнюю ночь» и «Венецианский купец». Прекрасный слог, оригинальный запоминающийся сюжет. Эти пьесы обретают большую популярность у широкой публики.
И доказано, что произведения английского автора выбирают для театральных постановок чаще, чем работы других драматургов. Годы жизни и место рождения драматурга Дата рождения Шекспира — 26 апреля 1564 года. Дата смерти — 23 апреля 1616. Родился поэт в состоятельной семье. Его родители были уважаемыми людьми.
Мать драматурга принадлежала к одной из старых саксонских семей. Отец был ремесленником, но при этом видным общественным деятелем. Он неоднократно занимал серьезные общественные должности — был членом муниципального собрания, главой городского совета. Интересный факт из биографии отца — он отказывался посещать церковь, за что ему приходилось платить немалые штрафы. Семья и детские годы Семья у Шекспира была большая.
Кроме Уильяма, было еще 7 детей. Но, благодаря тому, что торговые предприятия отца приносили неплохую прибыль, у будущего поэта была возможность посещать местную школу и получить базовое образование. Основным предметом в школе была латынь, но также ученикам преподавали основы риторики и грамматики. В учебную программу входило изучение великих философов и поэтов. И это наложило отпечаток на творчество Шекспира.
Работать Вильям Шекспир начал рано. К тому времени, когда ему исполнилось 16 лет, дела отца шли уже не так блестяще, как ранее. Поэтому ему пришлось начать работать, чтобы помогать семье. Кем работал будущий поэт, достоверно неизвестно. По разным источникам он мог быть учителем в деревенской школе или подмастерьем в небольшой лавке.
Так, на титульной странице издания «Тита Андроника» 1594 года указано, что пьеса ставилась тремя различными группами [109]. После чумы 1592—1593 года пьесы Шекспира уже ставились его собственной компанией в « Театре англ. Там была поставлена первая часть «Генриха IV». После ссоры со своим хозяином компания покинула «Театр» и построила на южной стороне Темзы, в Саутуарке , театр « Глобус », первый театр, построенный актёрами для актёров [111] [112]. Большинство наиболее известных пьес Шекспира, написанных после 1599 года, создавались для «Глобуса», включая «Гамлета», «Отелло» и «Короля Лира» [111] [113] [114]. Труппа Шекспира «Слуги лорда-камергера» состояла в особых отношениях с королём Яковом I , особенно после её переименования в 1603 году в « Слуги короля ». Хотя записи о постановках разрознены, можно говорить о 7 постановках пьес Шекспира при дворе между 1 ноября 1604 года и 31 октября 1605 года, включая две постановки «Венецианского купца» [115]. После 1608 года они начали выступать зимой в крытом театре « Блэкфрайерс », а в «Глобусе» работать летом [116].
Хорошее помещение в сочетании с королевским покровительством позволило Шекспиру ввести в реквизит своих пьес более сложные устройства. Например, в «Цимбелине» Юпитер спускается «с громом и молниями, сидя на орле: Он мечет молнии. Привидения падают на колени» [117]. Популярный комический актёр Уильям Кемп, среди других персонажей, играл Пьетро в «Ромео и Джульетте» и Кизила в «Много шума из ничего» [119]. Этот факт позволяет с хорошей точностью установить время написания пьесы [121]. Первые публикации Как считается, половина 18 пьес Шекспира была опубликована тем или иным образом при жизни драматурга. Главнейшей публикацией шекспировского наследия по праву считается фолио 1623 года так называемое «Первое фолио» , изданное Эдуардом Блаунтом и Уильямом Джаггардом; печатники Уоррал и Кол. В это издание вошли 36 пьес Шекспира — все, кроме « Перикла » и « Двух знатных родичей ».
Именно это издание лежит в основе всех исследований в области шекспироведения. Осуществление этого проекта стало возможным благодаря усилиям Джона Хеминга и Генри Конделла, друзей и коллег Шекспира. Книгу предваряет послание к читателям от имени Хеминга и Конделла, а также поэтическое посвящение Шекспиру со стороны драматурга Бена Джонсона, также поспособствовавшего изданию Первого Фолио. Поэмы В 1593 и 1594 годах, когда театры были закрыты из-за эпидемии чумы , Шекспир создал две эротических поэмы, « Венера и Адонис » и « Обесчещенная Лукреция ».
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА
Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в городе Стратфорд-он-Эйвон, Англия. Согласно официальной, но неподтвержденной информации, великий английский драматург и поэт Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне 23 апреля 1564 года. Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в городе Стратфорд-он-Эйвон, Англия. Однако, поскольку Шекспир родился по юлианскому летоисчеслению, то по григорианскому календарю датой его рождения является 3 мая.
Великобритания празднует: 450 лет назад родился Уильям Шекспир
Годы жизни: Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года, умер 23 апреля 1616 года. Однако, поскольку Шекспир родился по юлианскому летоисчеслению, то по григорианскому календарю датой его рождения является 3 мая. Главная» Новости» Юбилей шекспира в 2024. 23 апреля 2019-го исполняется 455 лет со дня рождения классика на все времена, автора «Ромео и Джульетты» — Уильяма Шекспира. Уильям Шекспир родился 26 апреля 1564 года в многодетной состоятельной семье, где был третьим ребенком среди семи братьев и сестер. Кроме Уильяма в семье Шекспиров родилось еще 7 детей.