Новости кто такой челкаш

Несмотря на досадную новость, разговор со сторожем развеселил вора.

«Челкаш» М.Горький

Челкаш — образ и характеристика героя рассказа М. Горького «Челкаш» Читать полностью». Детальный анализ произведения Максима Горького «Челкаш», описание главных действующих лиц, проблематика, конфликт, история создания и жанр. Книги из ролика и любые другие на ЛитРес со скидкой 20% по промокоду YOUTUBE: % на первую покупку на десятки тысяч топовых книг п.

Челкаш. Краткое содержание

Челкаш также вызывает у почитателей таро и предсказаний интерес и восхищение своими удивительными способностями в обмане и манипуляции. Челкаш — городской жулик и обманщик Мистика окружает эту фигуру — Челкаш умело играет на струнах человеческого эгоизма и слабости. Он предлагает свои услуги шулерского характера, предсказывая будущее с помощью колоды карт или таро. При этом, его предсказания всегда переплетаются с обманом и обманом. Челкаш — настоящий мастер манипуляций и маскировки своих истинных намерений.

Чаще всего, Челкаш использует свои навыки для развода людей на деньги, уверяя их в том, что с помощью магических карт он может раскрыть все тайны их будущего. К сожалению, многие жители попадаются на его удочку и верят в его способности предсказывать судьбу. Челкаш также известен своими ловкими пальцами и умением незаметно совершать кражи, пользуясь своими обманными и трюковыми навыками. Он легко маскирует свои преступные действия под искусство или развлечение.

Таким образом, челка Челкаша — символ его мастерства в обмане. Он всегда находит способ убедить своих жертв в том, что он действительно обладает магическими способностями и может изменить их судьбу. Но на самом же деле он только обманывает их и выигрывает на этом свою выгоду. Что означает слово «челкаш»?

Он признаётся, что ему по душе то, как свободно живётся бродягам. Поразмыслив, контрабандист предлагает парню стать напарником в одном деле. Поначалу тот колеблется, но соглашается. Мужчины идут в трактир. Парень представляется Челкашу Гаврилой. Вор понимает, что юноша, словно наивное дитя, угодил в его ловушку. Ему жаль Гаврилу, но он ему нужен прежде всего для дела. Во второй части с наступлением ночи Челкаш и Гаврила выходят на лодке в открытое море. Парень спрашивает, где снасти, но в ответ Челкаш прикрикивает на него, не желая откровенно лгать о своих планах.

Внезапно вдалеке слышатся крики охранников. Перепуганный до смерти Гаврила умоляет Челкаша отпустить его, но продолжает грести, несмотря на рыдания. После дела вор возвращается с добычей. Они отправляются тем же путем обратно. Парень гребёт что есть мочи, чтобы быстрее отделаться от Челкаша. По пути контрабандист говорит Гавриле, что за украденное можно получить хорошие деньги. Парень вспоминает свое убогое деревенское хозяйство. Челкаш вспоминает свою прошлую жизнь, в которой были деревня, родители, жена и служба. Гаврила даже на время забывает, что перед ним не крестьянин, а бездомный преступник.

Возможно, он намеревался отдать все деньги Гавриле. Но на берегу случилось неожиданное: Гаврила схватил его за ноги, дернул и начал умолять упавшего Челкаша отдать ему все деньги. При этом он назвал его «пропащим», которому всё равно «нет пути». Это сильно задело Челкаша, он швырнул ему деньги со словами: «На, жри! Но далее Гаврила, уже не помня себя от охватившего его восторга обладания такими деньгами, начал зачем-то говорить о том, что он хотел убить напарника из-за этих денег. Тут уж Челкаш не выдержал: повалил его, отобрал деньги и пошёл прочь.

Гаврила кинул вслед ему крупный камень, который разбил Челкашу голову. Он упал лицом в песок, а Гаврила бросился бежать, но вскоре вернулся и начал просить прощения. Из пачки денег Челкаш только сотню положил себе, а остальную сумму отдал Гавриле со словами: «Бери, не бойсь! Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Ещё спасибо скажут, как узнают».

В этом повествовании смешаны два литературных направления: реализм с его правдивым описанием обыденной жизни и романтизм, явивший читателям героя-одиночку, бунтаря и индивидуалиста. Его герой живёт по своим собственным правилам, он устремлён к свободе и не признаёт общественных стереотипов. В русской литературе уже были такие люди-«сверхчеловеки»: Родион Раскольников, Иван Карамазов у Достоевского, Печорин у Лермонтова и другие, для которых свобода, дающая «полноту жизни», важнее традиционной морали — «рабской», по их мнению. Вера в Бога для них — также фактор ограничения их свободы. Челкаш, вор и пьяница, олицетворяет у Горького «свободного человека». Для Гаврилы же понятие «свобода» ассоциируется с деньгами, что и делает его в глазах Челкаша «жадным рабом».

У Горького главный герой обычно "но голову выше людей, его окружающих, их общество ему чуждо". Сближение героя с обществом бесперспективно: общество отвергает героя в силу его героя исключительности. Вот так и Челкаш - ворует не ради денег, а из-за самого процесса: украсть из-под носа охраны, да так, что бы пропажу обнаружили ещё не скоро. Для него воровать - это искусство, а не ремесло. Для Челкаша - это протест против общества и он от общества не зависит. В Гавриле Челкаш увидел близкого себе по духу человека, но ошибся. На всё "счастье" Гавриле нужны деньги.

Ради них он готов даже убить. Челкаш угрожал Гавриле, но он ни за что бы не убил его. Гаврила сам признаётся: "... Всё Гаврилино "счастье" строилось на деньгах, а если счастье зависит от чего-то материального, то это не настоящее счастье, это лишь то, что принято называть счастьем.

Челкаш — кто это и что означает это слово

Что заставило его бросить былое благополучие и стать босяком, автор не уточняет, но упоминает о том, что его герой «разочаровался в радостях крестьянской жизни». Таким образом, становится понятным, что Челкаш относится к горьковским «сильным личностям», которые, по Ницше, приходят в этот мир, «чтобы не соглашаться». Он живёт в одном из южных приморских городов и занимается контрабандой, а также пьянствует. Будучи босяком и жуликом, он мог получить много денег за одну воровскую вылазку, но деньги у него, по всей видимости, не задерживались, и выглядел он оборванцем. Внешность Челкаш был высоким, сутулым и костлявым мужчиной. Его чёрные с проседью волосы указывали на то, что он далеко не молод, но ещё достаточно силён: автор отмечает его жилистые кулаки, а также крепкую хватку рук — сторож не смог вырвать свою руку из руки Челкаша.

Горбатый хищный нос подчёркивал сходство со степным ястребом. Походка его тоже была ястребиной: он всё время как будто к чему-то прицеливался, зорко поглядывая вокруг — так ястреб подкарауливает свою добычу. Горький сравнивает его и с другими хищными животными: с волком «Челкаш молчал и по-волчьи скалил зубы» и кошкой «он походил на кошку, готовую прыгнуть». Большую часть года он ходил босиком, без шапки, носил старые вытертые плисовые штаны. Его ситцевая рубаха была с разорванным воротом.

Характер Челкаш отличался весёлым, но едким нравом, часто отпускал колкие шутки и насмешничал. В порту его все знали и, видимо, уважали. Во всяком случае, доверяли: в трактире он обедает в долг, что воспринимается трактирщиком спокойно. Он отличается тонкой нервной организацией, впечатлительностью. Очень любит море и не устаёт наблюдать за ним ночью, очищаясь так от житейской скверны.

Рядом с морем он видел себя лучшим, часто его душевное состояние зависело от моря. Встреча с Гаврилой Эта встреча произошла случайно, когда Челкаш искал в порту своего напарника, с которым он ходил на «дело».

Сущность Гаврилы Челкаш оценивает с первого взгляда по его виду. По выражению лица — простоват; судя по косе, бережно обмотанной, крепким рукам, загоревшему лицу и лаптям - крестьянин, работавший на сенокосе. Гаврилу Гришка называет теленком, мякишем, тюленем, что определяет его характер. Гавриле недоступно эстетическое наслаждение, он не замечает красоты окружающего мира. Он приземленный «жадный раб». Поведение в минуту опасности выдает его трусость.

Ему страшно в трактире одному без сильного хозяина, в море от страха прячется в лодке, прижимаясь к днищу. Ради денег готов унижаться, валяться в ногах, даже решиться на убийство. Получив деньги, Гаврила свободно и легко уходит. Его будущее определено, он получит свою землю и будет на ней работать до конца своих дней. Образ Челкаша автор создал более привлекательным, чем образ Гаврилы. Смысл названия "Челкаш" В названии именем Челкаша определен главный герой повествования — босяк, деклассированная личность, не утратившая человеческого достоинства, благородства, духовности. Он противопоставлен обществу, в котором нивелировались духовные и нравственные ценности. Жанр и направление По жанру это произведение - рассказ.

Поскольку ранним реалистическим рассказам Горького присущи черты романтизма, направление можно определить, как романтический реализм. Конфликт За внешним конфликтом героев проявляется более глубокий конфликт мировоззрений, проявляющийся в противоречивом отношении к деньгам, к образу жизни, свободе. Темы произведения М. Горького Какой теме посвящен рассказ «Челкаш»? Особое место в композиции рассказа отведено экспозиции, в которой определена основная тема. В описании портового пейзажа люди противопоставлены тому, что создано их умом и руками. Достижения технического прогресса порабощают человека, обезличивают, лишают духовности. На этом фоне звучит тема драматизма судеб Челкаша и Гаврилы, героев со своими представлениями о свободе.

У каждого своя правда, свои ценности. Гавриле для свободы нужны только материальные ценности, а Челкашу для того, чтобы быть свободным, не нужны блага цивилизации. Проблематика Основная проблема - выбор личной свободы и причины, делающие человека рабом. Внешняя причина — экономическая, просто нет денег, но есть еще и внутренняя — трусость.

Гаврила униженно благодарит, вздрагивает, прячет деньги за пазуху. Челкаш чувствует, «что он, вор, гуляка, оторванный ото всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя». Гаврила бормочет, что думал убить Челкаша, потому что никто не станет допытываться, куда тот пропал. Челкаш хватает парня за горло, отбирает деньги, затем с презрением поворачивается и уходит. На берегу Гаврила набрасывается на Челкаша, просит отдать ему все деньги.

Слайд 8 Описание слайда: Гаврила хватает тяжёлый камень, бросает его в голову Челкашу, тот падает. Гаврила бежит прочь, но потом возвращается и просит простить его и снять грех с души. Челкаш с презрением прогоняет его: «Гнус!.. И блудить-то не умеешь!.. Гаврила говорит, что возьмёт, только если Челкаш простит его. Начинается дождь, Челкаш поворачивается и уходит, оставив деньги лежащими на песке. У него подгибаются ноги, а повязка на голове все больше пропитывается кровью. Гаврила сгребает деньги, прячет их и широкими, твёрдыми шагами уходит в противоположную сторону. Дождь и брызги волн смывают пятно крови и следы на песке.

Гаврила хватает тяжёлый камень, бросает его в голову Челкашу, тот падает. Слайд 9 Описание слайда: Фильм. Режиссёр - Фёдор Филиппов В надежде поправить свои дела деревенский парнишка Гаврила, недавно появившийся на заработках в южном городе, соглашается стать гребцом на одну ночь. Когда лодка бывалого вора Челкаша с тюками мануфактуры оказывается далеко в море, Гаврила начинает понимать, что он — соучастник преступления. Но отступать некуда… На берегу Челкаш щедро расплачивается с помощником.

Присутствуют все композиционные элементы: экспозиция — море, гавань, порт; это фон, на котором происходит действие; три части, внутри которых завязка — встреча Челкаша и Гаврилы; развитие действия — подготовка к ночному воровскому рейду и делёж денег; кульминация — удар Гаврилы в спину Челкашу; развязка — Челкаш отдаёт деньги Гавриле; эпилог — морские волны, смывающие следы Челкаша и Гаврилы, уходящих в разные стороны. Сюжетная линия, как и во многих рассказах писателя, не осложнена. Вор Челкаш случайно встречает бедного крестьянского парня Гаврилу, главная мечта которою состоит в том, чтобы не столько разбогатеть, сколько добыть денег на сносное крестьянское житьё. Челкаш вовлекает Гаврилу в свой ночной воровской промысел, за который, по представлениям Гаврилы, получает баснословные деньги — пятьсот сорок рублей. Его «доход» превосходит все ожидания: Челкаш отдаёт почти всё, оставляя себе лишь небольшие деньги, и в порыве благодарности мужик кается вору, что хотел из-за денег убить его. В гневе Челкаш избивает Гаврилу и отбирает деньги, но затем, смягчившись, отдаёт вновь. Вот, собственно, и всё. Кто такой Челкаш? Вор, уверенный в своей безнаказанности и вседозволенности? Портрет героя не вызывает к нему симпатии — слишком похож на хищника. Пройдёт совсем немного времени, и это неприязненное отношение к Челкашу будет уже не столь категоричным. Причина смягчения в том, что встреченный им мужик Гаврила начнёт пробуждать в Григории почти ушедшие, забытые, полуистлевшие воспоминания о прежнем его крестьянском житье-бытье. В рассказ вкрапливается повествование о добосяцкой жизни Челкаша, и нет в его истории оснований для ухода Григория в другую жизнь.

Челкаш из рассказа «Челкаш»

Характеристика Челкаша в рассказе Горького "Челкаш", образ, описание. “Челкаш почувствовал это раздражающее жжение в груди, являвшееся всегда, чуть только его самолюбие — самолюбие бесшабашного удальца — бывало задето кем-либо, и особенно тем, кто не имел цены в его глазах.”. Термин «челкаш» может быть использован для обозначения кого-либо, кто не владеет определенными навыками или знаниями в определенной области. В Челкаше вспыхнула злоба — его «самолюбие бесшабашного удальца» было задето тем, кто не имел в его глазах никакой цены. Рассказ о том, как опытный контрабандист, преступник и пьяница Челкаш идет «на дело» с молодым крестьянином Гаврилой.

Кто такие люди дна? "Челкаш"

Видеть Гаврилу таким Челкашу еще не доводилось, однако вы-вод для себя он опять сделал такой, какой легко вписывался в уже сложившиеся представления о ‘парне’. I. Совершенно бесплатно и без регистрации! Главная» Новости» Кто такой челкаш. Свобода и смысл жизни, противопоставление бродяжничества крестьянству, проблема выбора и поиск своего пути — все эти темы емко раскрыты в рассказе «Челкаш».

Литература

Один сторож сказал, что другу отдавило ногу и он попла в больницу. В сутолоке порта Челкаш, чувствуя себя уверенно, собирается на новое дело, и очень расстроен, что Мишки не будет рядом.

Созданное ими поработило и обезличило их. Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка. Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, — машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, — в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии. Шум — подавлял, пыль, раздражая ноздри, — слепила глаза, зной — пек тело и изнурял его, и все кругом казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится тишина, а этот пыльный шум, оглушительный, раздражающий, доводящий до тоскливого бешенства, исчезнет, и тогда в городе, на море, в небе станет тихо, ясно, славно… Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише. Через минуту еще она превратилась в глухой недовольный ропот.

Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней. Это — наступило время обеда. I Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, — появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор.

По отношению к Гавриле, Челкаш часто проявляет разное отношение: сочувствие, жалость, доброту, жестокость, неприязнь.

Эти противоречия подчёркивают непостоянный нрав Григория и недоверие к новому подельнику. Они слишком разные: свободолюбивый, смелый, независимый, уверенный в себе, познавший жизнь Челкаш и приземлённый, молодой, трусоватый, покорный Гаврила. Столкновение двух этих людей и, последовавшая следом, драма лишь подчёркивают подозрения Челкаша и говорят о его благородстве, презрении к подлости и предательству. В возникшей ситуации вор и пропойца поступил благороднее, чем простой крестьянский парень.

Добыча не сделала из него убийцу и злодея, он выдержал испытание деньгами, оказался духовно выше Гаврилы. Однако, развязка произведения вызывает чувство тревоги за дальнейшую жизнь главного героя, показывает его ненужность обществу. Заключение Образ Челкаша в одноимённом рассказе М. Горького, неоднозначный и противоречивый, вызывает уважение и симпатию.

Жизненные неурядицы, потеря близких, пьянство и подозрительный род занятий, не убили в Григории главных человеческих качеств. Челкаш остался благородным и честным. Вам также будет интересно почитать:.

Челкаш перешел через дорогу и сел на тумбочку против дверей кабака. Из ворот гавани с грохотом выезжала вереница нагруженных телег. Навстречу им неслись порожние телеги с извозчиками, подпрыгивавшими на них. Гавань изрыгала воющий гром и едкую пыль... В этой бешеной сутолоке Челкаш чувствовал себя прекрасно.

Впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости. Он был уверен, что ловкости хватит у него, и, щуря глаза, мечтал о том, как загуляет завтра поутру, когда в его кармане явятся кредитные бумажки... Челкаш про себя обругался, думая, что одному, без Мишки, пожалуй, и не справиться с делом. Какова-то будет ночь?.. Он посмотрел на небо и вдоль по улице. Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.

Челкаш оскалил зубы, высунул язык и, сделав страшную рожу, уставился на него вытаращенными глазами. Парень, сначала недоумевая, смигнул, но потом вдруг расхохотался, крикнул сквозь смех; «Ах, чудак! Ему сразу понравился этот здоровый, добродушный парень с ребячьими светлыми глазами. Плохи дела-то! Шесть гривен в Кубани платили. А раньше-то, говорят, три целковых цена, четыре, пять!.. Раньше-то за одно погляденье на русского человека там трёшну платили. Я вот годов десять тому назад этим самым и промышлял.

Да напоят, накормят. И живи сколько хочешь! Парень, слушая Челкаша, сначала широко открыл рот, выражая на круглой физиономии недоумевающее восхищение, но потом, поняв, что оборванец врет, шлепнул губами и захохотал. Челкаш сохранял серьезную мину, скрывая улыбку в своих усах. Нет, ей-богу, раньше там... Ведь и я говорю, что, мол, там раньше... Али портной?.. Ишь ты!

Что же, ловишь рыбу?.. Здешние рыбаки не одну рыбу ловят. Удочки такие есть для этого... Из тех, может, рыбаков, которые про себя поют: Мы закидываем сети Да по амбарам, по клетям!.. Как же!.. Ничего ребята, вольные, свободные... Ты разве любишь свободу? Еще бы!

Гуляй знай, как хошь, бога только помни... Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня. А как? Пойду я в зятья в хороший дом. Кабы выделили дочь-то!.. Ну, и буду я ломать на него... Вишь, какие дела-то! Хошь выделить Марфу?

Читать книгу: «Челкаш»

Страх моря. Хочет много денег, чтобы обрести свободу. Выдает себя за честного, доброго человека, жертву, готов ради денег идти по головам. Деньги затуманили разум Гаврилы. На фоне трусливого и слабого Гаврилы с мощью вырисовывается фигура Челкаш. Первая часть. Автор описывает место действия, здесь писатель представляет читателю главных героев. В этой главе раскрывается характеристика главного героя. Челкаш знаменитый вор, несмотря на это Гришу уважают портовые рабочие.

По ходу развития сюжета, Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает добычу. Такие занятия и образ жизни устраивают этого героя. Происходит встреча Челкаша, и Гаврилы где и происходит завязка об общем уговоре. Во второй части раскрывается нутро главных героев и личный душевный мир. Отправляясь вместе в море писатель описывает в Грише добрые качества которые заложены в герое, а в Гавриле трусливость и предательство так как мужчина готов бросить напарника в трудную минуту. Третья часть. Включает в себя завязку и кульминацию. Автор открывает характеры героев.

Челкаш делиться деньгами с Гаврилом, у мелочного подлого Гаврилы пробуждается желание завладеть украденными деньгами, главный герой разочаровывается в напарнике и швыряет в него деньги. Рассказ заканчивается картиной моря смывающего следы конфликта.

Не могу я этого!.. Не бывал я в таких делах… Первый раз… Господи! Пропаду ведь я! Как ты это, брат, обошел меня? Грешно тебе!.. Душу ведь губишь!.. Ну, дела-а… — Какие дела? Ну, какие дела?

Его забавлял страх парня, и он наслаждался и страхом Гаврилы, и тем, что вот какой он, Челкаш, грозный человек. Что я тебе?.. Милый… — Ну, молчи! Не нужен был бы, так я тебя не брал бы. Но Гаврила теперь уже не мог удержаться и, тихо всхлипывая, плакал, сморкался, ерзал по лавке, но греб сильно, отчаянно. Лодка мчалась стрелой. Снова на дороге встали темные корпуса судов, и лодка потерялась в них, волчком вертясь в узких полосах воды между бортами. Буде спросит кто о чем — молчи, коли жив быть хочешь! Гаврила от этого шепота потерял способность соображать что-либо и помертвел, охваченный холодным предчувствием беды. Он машинально опускал весла в воду, откидывался назад, вынимал их, бросал снова и все время упорно смотрел на свои лапти.

Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен. Вот гавань… За ее гранитной стеной слышались людские голоса, плеск воды, песня и тонкие свистки. Упирайся руками в стену! Тише, черт!.. Гаврила, цепляясь руками за скользкий камень, повел лодку вдоль стены. Лодка двигалась без шороха, скользя бортом по наросшей на камне слизи. Дай весла! Дай сюда! А паспорт у тебя где? В котомке?

Дай котомку! Ну, давай скорей! Это, мил друг, для того, чтобы ты не удрал… Теперь не удерешь. Без весел-то ты бы кое-как мог удрать, а без паспорта побоишься. Да смотри, коли ты пикнешь — на дне моря найду!.. И вдруг, уцепившись за что-то руками, Челкаш поднялся на воздух и исчез на стене. Гаврила вздрогнул… Это вышло так быстро. Он почувствовал, как с него сваливается, сползает та проклятая тяжесть и страх, который он чувствовал при этом усатом, худом воре… Бежать теперь!.. И он, свободно вздохнув, оглянулся кругом. Слева возвышался черный корпус без мачт, — какой-то огромный гроб, безлюдный и пустой… Каждый удар волны в его бока родил в нем глухое, гулкое эхо, похожее на тяжелый вздох.

Справа над водой тянулась сырая каменная стена мола, как холодная, тяжелая змея. Сзади виднелись тоже какие-то черные остовы, а спереди, в отверстие между стеной и бортом этого гроба, видно было море, молчаливое, пустынное, с черными над ним тучами. Они медленно двигались, огромные, тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека тяжестью своей. Все было холодно, черно, зловеще. Гавриле стало страшно. Этот страх был хуже страха, навеянного на него Челкашем; он охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки… А кругом все молчало. Ни звука, кроме вздохов моря. Тучи ползли по небу так же медленно и скучно, как и раньше, но их все больше вздымалось из моря, и можно было, глядя на небо, думать, что и оно тоже море, только море взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным и гладким. Тучи походили на волны, ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами, и на пропасти, из которых вырваны эти волны ветром, и на зарождавшиеся валы, еще не покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева. Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и чувствовал, что он хочет видеть скорее хозяина.

А если он там останется?.. Время шло медленно, медленнее, чем ползли тучи по небу… И тишина, от времени, становилась все зловещей… Но вот за стеной мола послышался плеск, шорох и что-то похожее на шепот. Гавриле показалось, что он сейчас умрет… — Эй! Со стены спускалось что-то кубическое и тяжелое. Гаврила принял это в лодку. Спустилось еще одно такое же. Затем поперек стены вытянулась длинная фигура Челкаша, откуда-то явились весла, к ногам Гаврилы упала его котомка, и тяжело дышавший Челкаш уселся на корме. Гаврила радостно и робко улыбался, глядя на него. Ну-ка, гребни добре! Дуй во всю силу!..

Хорошо ты, брат, заработал! Полдела сделали. Теперь только у чертей между глаз проплыть, а там — получай денежки и ступай к своей Машке. Машка-то есть у тебя? Эй, дитятко? Вода под лодкой рокотала, и голубая полоса за кормой теперь была шире. Гаврила весь облился потом, но продолжал грести во всю силу. Пережив дважды в эту ночь такой страх, он теперь боялся пережить его в третий раз и желал одного: скорей кончить эту проклятую работу, сойти на землю и бежать от этого человека, пока он в самом деле не убил или не завел его в тюрьму. Он решил не говорить с ним ни о чем, не противоречить ему, делать все, что велит, и, если удастся благополучно развязаться с ним, завтра же отслужить молебен Николаю Чудотворцу. Из его груди готова была вылиться страстная молитва.

Но он сдерживался, пыхтел, как паровик, и молчал, исподлобья кидая взгляды на Челкаша. А тот, сухой, длинный, нагнувшийся вперед и похожий на птицу, готовую лететь куда-то, смотрел во тьму вперед лодки ястребиными очами и, поводя хищным, горбатым носом, одной рукой цепко держал ручку руля, а другой теребил ус, вздрагивавший от улыбок, которые кривили его тонкие губы. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, так сильно запуганным им и превратившимся в его раба. Он смотрел, как старался Гаврила, и ему стало жалко, захотелось ободрить его. Теперь шабаш. Вот еще только одно бы место пройти… Отдохни-ка… Гаврила послушно приостановился, вытер рукавом рубахи пот с лица и снова опустил весла в воду. Воротца одни надо миновать. Тише, тише… А то, брат, тут народы серьезные… Как раз из ружья пошалить могут. Такую шишку на лбу набьют, что и не охнешь. Лодка теперь кралась по воде почти совершенно беззвучно.

Только с весел капали голубые капли, и когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. Ночь становилась все темнее и молчаливей. Теперь небо уже не походило на взволнованное море — тучи расплылись по нем и покрыли его ровным тяжелым пологом, низко опустившимся над водой и неподвижным. А море стало еще спокойней, черней, сильнее пахло теплым, соленым запахом и уж не казалось таким широким, как раньше. Слева и справа от лодки из черной воды поднялись какие-то здания — баржи, неподвижные, мрачные и тоже черные. На одной из них двигался огонь, кто-то ходил с фонарем. Море, гладя их бока, звучало просительно и глухо, а они отвечали ему эхом, гулким и холодным, точно спорили, не желая уступить ему в чем-то. С момента, когда он велел Гавриле грести тише, Гаврилу снова охватило острое выжидательное напряжение. Он весь подался вперед, во тьму, и ему казалось, что он растет, — кости и жилы вытягивались в нем с тупой болью, голова, заполненная одной мыслью, болела, кожа на спине вздрагивала, а в ноги вонзались маленькие, острые и холодные иглы. Глаза ломило от напряженного рассматриванья тьмы, из которой — он ждал — вот-вот встанет нечто и гаркнет на них: «Стой, воры!..

Он лег, и в полосу его сияния из мрака выплыли невидимые до той поры суда, черные, молчаливые, обвешанные пышной ночной мглой. Казалось, они долго были на дне моря, увлеченные туда могучей силой бури, и вот теперь поднялись оттуда по велению огненного меча, рожденного морем, — поднялись, чтобы посмотреть на небо и на все, что поверх воды… Их такелаж обнимал собой мачты и казался цепкими водорослями, поднявшимися со дна вместе с этими черными гигантами, опутанными их сетью. И он опять поднялся кверху из глубин моря, этот страшный голубой меч, поднялся, сверкая, снова рассек ночь и снова лег уже в другом направлении. И там, где он лег, снова всплыли остовы судов, невидимых до его появления. Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде, как бы недоумевая. Гаврила лежал на дне, закрыв лицо руками, а Челкаш толкал его ногой и шипел бешено, но тихо: — Дурак, это крейсер таможенный… Это фонарь электрический!.. Вставай, дубина! Ведь на нас свет бросят сейчас!.. Погубишь, черт, и себя и меня! И, наконец, когда один из ударов каблуком сапога сильнее других опустился на спину Гаврилы, он вскочил, все еще боясь открыть глаза, сел на лавку и, ощупью схватив весла, двинул лодку.

Убью ведь! Ну, тише!.. Эка дурак, черт тебя возьми!.. Чего ты испугался? Фонарь — только и всего. Тише веслами!.. Кислый черт!.. За контрабандой это следят. Нас не заденут — далеко отплыли они. Не бойся, не заденут.

Теперь мы… — Челкаш торжествующе оглянулся кругом. Н-ну, счастлив ты, дубина стоеросовая!.. Гаврила молчал, греб и, тяжело дыша, искоса смотрел туда, где все еще поднимался и опускался этот огненный меч. Он никак не мог поверить Челкашу, что это только фонарь. Холодное голубое сияние, разрубавшее тьму, заставляя море светиться серебряным блеском, имело в себе нечто необъяснимое, и Гаврила опять впал в гипноз тоскливого страха. Он греб, как машина, и все сжимался, точно ожидал удара сверху, и ничего, никакого желания не было уже в нем — он был пуст и бездушен. Волнения этой ночи выглодали наконец из него все человеческое. А Челкаш торжествовал. Его привычные к потрясениям нервы уже успокоились. У него сладострастно вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.

Он чувствовал себя великолепно, посвистывал сквозь зубы, глубоко вдыхал влажный воздух моря, оглядывался кругом и добродушно улыбался, когда его глаза останавливались на Гавриле. Ветер пронесся и разбудил море, вдруг заигравшее частой зыбью. Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней, но все небо было обложено ими. Несмотря на то, что ветер, хотя еще легкий, свободно носился над морем, тучи были неподвижны и точно думали какую-то серую, скучную Думу. Ишь тебя как — точно из кожи-то твоей весь дух выдавили, один мешок костей остался! Конец уж всему. Гавриле все-таки было приятно слышать человеческий голос, хоть это и говорил Челкаш. Мякиш… Ну-ка, садись на руль, а я — на весла, устал, поди! Гаврила машинально переменил место. Когда Челкаш, меняясь с ним местами, взглянул ему в лицо и заметил, что он шатается на дрожащих ногах, ему стало еще больше жаль парня.

Он хлопнул его по плечу. Заработал зато хорошо. Я те, брат, награжу богато. Четвертной билет хочешь получить? Только на берег бы… Челкаш махнул рукой, плюнул и принялся грести, далеко назад забрасывая весла своими длинными руками. Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. Пена, тая, шипела и вздыхала, — и все кругом было заполнено музыкальным шумом и плеском. Тьма как бы стала живее. Много в этом смаку?

Кое-где ветер прорывал тучи, и из разрывов смотрели голубые кусочки неба с одной-двумя звездочками на них. Отраженные играющим морем, эти звездочки прыгали по волнам, то исчезая, то вновь блестя. Работка важная! Вот видишь как?.. Ночь одна — и полтысячи я тяпнул! Все-то, коли по цене продать, так и за тысячу хватит. Ну, я не дорожусь… Ловко? Его охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз, к речке, скрытой в роще берез, ветел, рябин, черемухи… — Эх, важно бы!.. Я думаю, ты бы сейчас по чугунке домой… Уж и полюбили бы тебя девки дома, а-ах как!.. Любую бери!

Дом бы себе сгрохал — ну, для дома денег, положим, маловато… — Это верно… для дому нехватка. У нас дорог лес-то. Старый бы поправил. Лошадь как? Она и есть, да больно стара, черт. Ха-арошую лошадь!

Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась…На море в нем всегда поднималась широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской сквер-ны. Он ценит это и любит видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук влива-ется в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могу-чие мечты…». Мне кажется, что даже неопытный читатель видит насколько гармоничны морской пейзаж и душевное состояние Челкаша. Они медленно двигались…» Здесь нет гармонии, но нет и Челкаша. Гаврила чужой этому миру, ему нет здесь места. Создается буквально ощущение скорой его гибели. И если под ду-ховным понимать небесное, а под телесным — земное, то не понятно, чему суждено уме-реть: телу Гаврилы или душе? А море стало ещё спокойней, черней, сильнее пахло тёплым, солёным запахом и уже не казалось таким широким, как раньше». Важно Эта зарисовка, на мой взгляд, как бы «упрочивает» материальность Гаврилы и скрывает от него возможность увидеть небо. Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней, но всё небо было об-ложено ими. Несмотря на то, что ветер, хотя еще легкий, свободно носился над морем, тучи были неподвижны и точно думали какую — то серую, скучную думу». Которая как бы отражает тоску в душе героя, вялое передвижение его «испуганных мыслей» по замкнутому кругу. Жизнь как бы идет не здесь, она отделена от происходящего. Ей нет дела до тех, кто не занят работой, — И после того, как Гаврила ранит Челкаша, стр. Пена шипела, и брызги воды летали по воздуху». Одухо-творенная природа у Горького протестует против происходящего. Сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупный, лившийся с неба тонкими струйками. Они сплетали целую сеть из ниток воды — сеть, сразу закрыв-шую собой даль степи и даль моря». Она природа как бы защищается от происходящего между этими людьми сетью дождя. Дождь ретиво сек воду и землю… ветер ревел…Все кругом наполнялось воем, рёвом, гулом…За дождем не видно было ни моря, ни неба». Мне кажется, что это не только реакция природы на злодеяние, это и протест авто-ра, который очень любил людей и хотел, чтобы они стали лучше, чище, совершеннее. Какое произведение вы вспомнили, почему? По крайней мере, 8 достаточно полных пейзажных зарисовок, не считая отдельных упо-минаний о море, небе и т. И я считаю, что вполне можно сказать, что море, небо, тучи, ветер, дождь — это особые действующие лица у Горького «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о буревестнике»…. Совет Мастерство писателя выражается не в одном лишь открытии поразительных переливов света и цвета: не менее разнообразна реакция на них и героев, и читателей. Подведем итоги о роли пейзажа в рассказе. Что дает для понимания героев пейзаж? Прежде всего, пейзаж у Горького одухотворен — все живет своей особенной жизнью. Но пейзаж также является средством выражения авторской оценки происходящего голоса автора мы напрямую не слышим , наверное, уместнее воспринимать его не только как «горизонтальное» измерение художественного пространства, но и как своеобразную «вертикаль» мировоззрения, вечности. Ведь не зря же так переживает за непрощение своей души Гаврила?! Также мы не можем не сказать сегодня о том, что Горький в качестве синтаксического средства выразительности на протяжении всего рассказа использует фигуру умолчания. С какой целью мастер слова использует намеренный обрыв высказывания, предполагая, что читатель догадается о недосказанном? Вашему вниманию мы хотим представить мини-инсценировку той части рассказа, где практически после каждой фразы героев «читается» фигура умолчания инсценировка. Попробуйте объяснить, почему ребята сыграли именно так? Подведение итогов урока. Итак, перед нами 2 персонажа. Как вы думаете, почему тема нашего урока сформулирова-на следующим образом: «две правды»? Да, мы чувствуем, что симпатия автора на стороне босяка Челкаша, но можем ли мы проиллюстрировать и мнение А. Блока: « Сердце Горь-кого тревожится и любит, не обожествляя, требовательно и сурово». И как вы сей-час понимаете эпиграф урока? Изменилось ли ваше восприятие этих слов? Да, вы совершенно правы. В рассказе Горького воплощена мечта о красоте, которая за-давлена прозой жизни, ее суетой, мелочностью душ. Но автор верит в человека, в его воз-можность к самосовершенствованию. Он верит в нас, читателей, которым необходимо «взглянуть в свой внутренний мир, задуматься — еще раз — о цели и смысле бытия». Как вы думаете, какие слова-лейтмотивы сопровождают героев? Докажите свою точку зре-ния. Для Челкаша — это слово «хищный», он вор, босяк — хищник. Обратите внимание Для Гаврилы — это слово «хозяин», так как не может он пока, во всяком случае, жить са-мостоятельно, — раб. И еще одна интересная смысловая параллель: очень часто «хищник» Челкаш называет Гаврилу «теленком».

О зловещей силе Челкаша говорят разные легенды и предания. Говорят, что он способен управлять временем и проникать в сны людей, чтобы совершить кражу или нанести вред. В связи с этим, существовали разные суеверия и обычаи, связанные с Челкашем. Одним из таких суеверий было появление по закону Челкаша в доме, если кто-то приводил его имя по ошибке. Верили, что Челкаш может материализоваться и нанести вред семье, если его имя было названо без нужды. Для отвода недоброго глаза, говорили «Ни Челкаш, ни пожар, ни эпидемия», чтобы снять возможное проклятие. Считалось, что Челкашу нравятся грубая еда и спиртное. Поэтому, чтобы предотвратить его появление, хозяйки русских домов старались убирать столовые приборы и выпивку, чтобы избежать неприятностей и не подвергать себя его нападкам. Несмотря на отрицательный образ Челкаша, некоторые испытывали к нему символическое уважение. Его неразрешимость для преследования сделала его своего рода героем. В некоторых песнях и народных сказках Челкаш фигурирует как самобытный и хитрый персонаж, который, несмотря на свои негативные стороны, способен помогать человеку в сложной ситуации. Таким образом, Челкаш оказывается гранью между добром и злом, играя важную роль в народной культуре. Челкаш в современной культуре Персонаж Челкаш из комедии А. Островского «Жестокий мир» стал настоящей легендой в русской литературе. Благодаря своей уникальной манере общения и поведения, Челкаш стал символом определенных черт характера и отношений в обществе. В современной культуре Челкаш часто упоминается в контексте описания тех, кто беззаботен и безответственен.

Анализ произведения «Челкаш» М. Горького

В рассказе «Челкаш» Максим Горький рассуждает о том, что делает человека таким, какой он есть. В ранних рассказах М. Горького преобладают герои, которых можно назвать «сильными личностями». Главные герои произведения: вор, гуляка Челкаш и крестьянин Гаврила. это имя криминального элемента из рассказа Горького, в котором пропагандируется тема свободы и босячества.

Челкаш и гаврила кто достоин уважения почему. Анализ произведения «Челкаш» М

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Челкаша в рассказе «Челкаш» Горького: описание внешности и характера героя. челкаш это кто такой Писатель Максим Горький. челкаш это кто такой Писатель Максим Горький.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий