Василий Григорьевич Перов – русский художник XIX век, жанровая, портретная и историческая живопись которого является прекрасным наглядным пособием для изучения жизни русского народа и понимания характеров героев картин. Василий Перов был охотником, и цикл его охотничьих картин сравнивали с «Записками охотника» Ивана Тургенева. Но, анализируя всё творчество художника можно сказать, что этой картиной Перов спел своё «Верую». Поскольку Перов относится к числу известных художников, к продаже его картины стоит как следует подготовиться.
Василий Перов
Перов картины Перов Василий Григорьевич – великий русский художник, живописец. Мало кто знает, что Перов — это не фамилия известного художника, а его псевдоним. Василий Григорьевич Перов – выдающийся русский живописец 19 века, один из основателей Товарищества передвижников, талантливый портретист и опытный. Василий Григорьевич Перов — не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. Перов В. Г. Портрет Н.Г. Криденера, брата художника.
Василий Перов: об униженных и оскорблённых
А псевдоним Перов подарил будущему художнику местный дьячок, обучавший мальчика. Он так называл Василия за усердие и прилежность в учебе. Спустя несколько лет после рождения сына, Григорий Криденер был уволен с должности и переехал вначале в Архангельск, затем в родовое поместье возле Дерпта нынешний город Тарту в Эстонии. Причиной увольнений и частых переездов были сатирические стихи Криденера, в которых он карикатурно изображал местную администрацию. В 1842 году семья вновь отправилась в путь, когда отец получил должность управляющего в поместье.
Осели они в Нижегородской губернии, в селе Саблуково, возле Арзамаса. В этот период Василий Перов переболел оспой. Болезнь протекала тяжело и даже повлияла на зрение мальчика. Оно так никогда полностью не восстановилось, что, впрочем, не помешало ему заинтересоваться работой художника, когда он увидел мастера, приглашенного отцом в поместье.
Начало карьеры художника Становление Василия Перова, как мастера изобразительного искусства, тесно связано с его обучением. Благодаря родителям он смог полностью сконцентрироваться на своем любимом деле. Жил он отдельно от родителей у своего учителя Фаворского. Свободное время Перов посвящал рисованию.
Но планы вновь изменились из-за переезда. Отца перевели в село Пиявочное. Поэтому Перов остался в Арзамасе и поступил местную художественную школу А. Он сохранил свою тягу к знаниям и усердность, благодаря чему первым среди учеников получил возможность рисовать маслом.
Но доучиться Василий Перов не смог из-за конфликта с одним из учеников. Портрет Василия Перова в юности Еще в школе Перов успешно делал копии известных картин. После возвращения к родителям в 1849 году, юный художник продолжил набивать руку, повторяя за мастерами. Также он начал работу над своими уникальными картинами.
Первой среди них стала ныне утерянная композиция «Распятие». Благодаря совету знакомого семьи, 19-летний парень попытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его работы оценивал руководитель заведения, архитектор Рамазанов, который отметил талант Перова. Благодаря этому появились первые знаменитые картины: «Портрет брата художника, Николя Крюгенера», написанный в 1856 году.
За него художник получил свою первую награду — серебрянную медаль от Императорской академии художеств. Первую золотую медаль от академии, вместе с титулом сатирического художника, Перов получил за «Первый чин.
На ней изображена гнетущая и полная безысходности картина привычной на тот момент крестьянской жизни, когда детям приходилось работать наравне со взрослыми. Но при этом у них не было даже теплой одежды в суровую зиму. Чаепитие в Мытищах, 1862 Работа, заказанная местной администрацией для рекламы, которая так и не была вывешена в самих Мытищах. В то время местные источники вкусной воды стали очень популярны, из-за чего жители Москвы часто съезжались на чаепития. На картине противопоставляется карикатурный образ попа, который чаевничает, в то время, когда от его стола прогоняют нищего оборванного мальчика и слепого калеку-солдата, просящего милостыню.
Охотники на привале, 1871 Сам Перов позиционировал картину, как анекдот. Он любил охоту, поэтому на полотне намеренно изобразил множество несуразностей. Художник хотел, чтобы знающий человек мог посмеяться над изображенным сюжетом, как над байкой, которую один из охотников рассказывает на полотне. Утопленница, 1867 Картина со сложной историей. Изначально идея работы была заложена романом «Преступление и наказание» Достоевского. Ради правдоподобного изображения на полотне Перов обратился в морг. Там служащий предложил художнику на выбор несколько трупов в качестве модели.
Одно из мертвых тел принадлежало проститутке Фанни. Она была знакома Перову, так как ее ранее приглашал в качестве натурщицы его учитель. Но когда Фанни узнала, что она будет прообразом Богоматери, то сразу отказалась от участия, считая себя недостойной. Совпадение настолько поразило художника, что он изобразил в «Утопленнице» непройденный путь Фанни, обессмертив ее образ. Проводы покойника, 1865 Работа была задумана еще в Париже, как часть серии картин о горестях простого русского народа. Картина создает ощущение диссонанса между изображением двигающейся повозки с телом и неподвижных человеческих фигур, от которых веет безысходным спокойствием и смирением от потери кормильца. Рыболов, 1871 Картина построена на контрасте.
На переднем плане явно зажиточный господин, который отправился на рыбалку, чтобы отдохнуть и живо интересуется процессом. Вокруг разложено множество инструментов для ловли рыбы. Но он совершенно не замечает бедняка за взгорком, у которого ничего нет. Второй рыбак отправился ранним утром за уловом не ради развлечения. Он пытается найти пропитание. Охота на медведя зимой, 1879 Самая дорогая картина Василия Перова. Она была изначально заказана для журнала «Природа и охота».
Как страстный охотник, Перов сразу согласился, изобразив метод охоты северных народов.
Более или менее пытается слушать проповедь небольшая группа крестьян, которые стоят рядом, пока богачи сидят. Но, судя по их нищенскому облачению, вера им в мирской жизни не особо помогает.
А на заднем плане люди смотрят не на проповедника, а на человека с бумагой в руках. Она для них актуальнее. Многие считают, что это манифест об отмене крепостного права.
Композицию можно разделить на две части. На первом плане мы видим богатый стол, где сидят монастырские «насяльники». Они явно предаются чревоугодию.
Один подгоняет официанта, чтобы тот быстрее откупоривал очередную бутылку вина. Другой самый близкий к зрителю уже объелся. Но от жадности он то, что не смог впихнуть в себя сразу, пытается прихватить с собой, завернув в платок.
А тем временем к их столу несут на блюде осетра. Возможно, осетр изображен в качестве просто дорогого блюда. Но может, это и еще один намек.
Изображение рыбы было долгое время одним из символов христианства. То есть то, что прежде для христиан было символом веры, для современных «духовных лидеров» превратилось в то, чем они с большим аппетитом кормятся. Рядом с богатым столом лицемерно распластался еще один монах, уронив при этом свой крест на пол.
За этот стол его пока не позвали, но он уже выбрал, к чему стремиться. Другой монах пытается зазвать к столу богатую пару и не обращает внимание на нищенку с ребенком. Мы видим хорошо одетую барыню, а рядом с ней пожилого господина.
Его высокое положение подчеркивает орден. По форме и цвету 8-конечная звезда с голубоватой серединой похоже, что это орден Андрея Первозванного, высшая государственная награда Российской империи. При этом судя по лицу барыни, ей и самой не хочется лезть в их серпентарий.
Их стать и осанка дают основание полагать, что это — лишь вынужденные участники шествия, отдающие дань традиции, но не одобряющие ее. Чаепитие в Мытищах. Однако Перова это не смутило, и он продолжил писать произведения на социальные сюжеты. Через год было создано очередное обличительное полотно, посвященное духовенству — «Чаепитие в Мытищах» — и противопоставляющее тучного монаха-чревоугодника и инвалида войны с нищим мальчиком. Сострадание к меньшим и слабым Несмотря на противоречивое восприятие творчества Василия Перова, он получил золотую медаль, дающую право на заграничную поездку за казенный счет. Художник отправился в Париж, в котором, как выяснилось позже, ему было совершенного нечего делать. Он впал в тоску и там, на чужбине, пришел к более ясному осознанию того, насколько близка ему Россия, насколько он чувствителен к происходящему на родной земле и насколько бесполезен за ее границами.
Он написал в Академию письмо с прошением возвратиться раньше положенного срока и вскоре покинул Францию. Дома художник с большим энтузиазмом принялся за работу. Еще одной серьезной темой в творчестве мастера стало сострадание: в работах «Тройка» и «Проводы покойника» Перов проявляет себя не только как великий художник, но и как тонкий психолог. Воздействуя на сознание зрителя, встревожив его и задев за живое, картины мастера остаются в памяти человека навсегда. Перов «Тройка», 1866 Источник: Государственная Третьяковская Галерея «Тройка» рассказывает о нищих детях, которые, чтобы заработать свою копейку, вынуждены тяжело работать. На салазках они тащат по гололеду огромную бочку с водой. Художник описывает историю в деталях, позволяя рассмотреть изможденные лица героев, их гнилые зубы, одежду, состоящую из лохмотьев или обносков не по размеру, и почувствовать всю тяжесть детского труда.
На улице страшный холод и ветер — бочка обледенела, а на заднем плане виднеется мужчина, не удержавшийся на ногах. Ребята, словно лебедь, рак и щука, изо всех сил стараются сдвинуть груз с места. Еще один герой картины — небезразличный прохожий мужчина, пожалевший ребят и помогающий им подтолкнуть бочку; видно, как непросто это дается даже ему, взрослому человеку. На переднем плане изображена бегущая собака — как преданный друг, она старается хотя бы таким участием поддержать бедных тружеников. Произведение исполнено в мрачной серой гамме. Детально выписаны только главные герои картины, второстепенные же изображены словно в дымке. Таким образом художник расставляет акценты в произведении.
Остросоциальное творчество Перова
Живопись этого художника — это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. Несмотря на то, что прошло много лет, многие до сих пор могут провести аналогию между жизнью нашего прошлого и настоящего. Многие его картины очень переживательные, например Тройка, про которую можно написать отдельную книгу — история про бедного мальчика. Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине в середине и через некоторое время мальчик умер.
Он пуст, единственная утварь — простая миска и одна простая кружка. За столом — тоже братия, но совсем другая. Простые монахи, не имеющие никакого отношения к пирующим. Связующее звено между двумя столами — два монаха, с укоризной смотрящие от заднего стола на то, что происходит на переднем плане. А вот сейчас давайте попробуем взглянуть иначе на композицию, на планы. Он явно неуместен в общей, храмовой обстановке. Он со всех сторон окружен чуждыми ему элементами. Они сами по себе. Да, они находятся в церкви.
Но они — не церковь. А что же тогда, кто же тогда церковь? Приглядимся к тому, что происходит за задним столом. Вот здесь и находится истинное монашество. Здесь — простота, чтение Евангелия, общение с народом видите людей, слушающих чтение? И здесь, вдруг, невидимо ни для кого, кроме читающего — некая птичка, словно осеняющая этот стол своим полетом. Да, это не величественный белый голубь, это не глас с небес, слышимый для всех. Это — небольшой знак Его присутствия, видимый тем, кто готов видеть. Читающий Евангелие и стоящий лицом к распятию, лицом к страдающему Христу.
Художник нам уже показал часть истинной церкви, но он показывает и больше. Церковь — это не только несколько верных. На этом же плане, параллельно заднему столу, мы видим еще два цветовых и световых пятна. Это распятие и иконостас. И таким образом, задний план простирается шире, чем передний, почти обнимает собою все остальное. Но не слишком ли много мы вчитали в картину? Действительно ли художник все это подразумевал? Если и есть какие-то сомнения, то Перов на заднем плане неожиданно четко прописывает слова на стене это особенно видно на оригинале в Русском музее, и к сожалению, теряется в электронных копиях. Если смотреть на картину, то становится ясно, что четко прописанные слова предназначены для зрителя, ведь остальной фон — роспись той же самой стены с цветами и пейзажами — нарисован расплывчато, приблизительно.
Итак, мы подходим к самому главному. Перов, умело разбросав разные подсказки по всей картине, заставил всмотреться, вчитаться. Теперь хочется рассмотреть и прочитать и словесное послание. Это — четыре отрывка из Евангелий, четыре разных высказывания Христа. Перов дает нам подборку, которая вряд ли появилась бы именно в этой последовательности, а уж на стене монастырской трапезной — тем более. Первый отрывок, к сожалению, прочесть довольно сложно из-за освещения в музее и бликов , можно только гадать. Эти слова написаны выше всех персонажей картины, представляя словно бы надпись или некий девиз. Они явно обращены к зрителю, к аудитории. Никто из персонажей картины их не видит.
Это слова из истории о воскрешении Лазаря. В евангелиях представлено несколько историй о том, как Христос воскрешал из мертвых. Здесь речь идет о воскрешении того, про кого все бы сказали, что и воскрешать уже нечего. Пошли необратимые процессы гниения. Но для Христа нет ничего невозможного.
На этой, "громадной" для Перова картине, "сошлось всё": и униженные и оскорблённые, и несчастные нищие дети, и сострадание к ним, и обличение несправедливого уклада жизни, и беспросветность российской зимней дороги. Злободневный сюжет "из жизни нищих" для Третьякова был много ценнее "иллюстрации пьесы Островского из купеческой жизни". Что, однако, не помешало ему в следующем году купить у своего "старого доброго" московского приятеля Николая Неврева «Воспитанницу», написанную "по лекалам" картины Перова «Приезд гувернантки». В 1866 году 33-летний художник за свои картины, в том числе и «Тройку», получил звание академика ИАХ.
В следующем году Василий Перов представил публике написанную им утопленницу: «Утопленница». Эту картину Третьяков вновь у Перова не купил, она была продана художником другому покупателю. И нужно тут отметить, что в отличие от своих покупателей-купцов, у Василия Григорьевича совсем не было "предпринимательской жилки", торговаться он не умел, и работы свои продавал недорого. А покупатели у него были разные - и те, кто, глядя на утопленницу задумывался о нищете, несчастьях, падших женщинах и отчаявшихся самоубийцах, и те, кто считал справедливым в отказе таким в месте на православном кладбище. Важно ещё отметить позицию как Академии художеств, так и императора Александра II, так как без его разрешения в России тогда не могло совершаться ни одно "международное дело": на Всемирную выставку 1867 года в Париже среди картин других русских художников "от Перова" было представлено пять, включая «Проводы покойника» и «Тройку». Ну а Перов тогда "удивил всех", написав картину в "виде алтарного образа". О причинах такого поступка Василия Григорьевича можно только догадываться. Возможно, на это повлияла болезнь жены. По возвращении из Франции в Москву, семья художника жила в доме Ф.
Резанова, родственника жены. И вот в 1868 году Перов "неожиданно" пишет несколько портретов. Почему художник не закончил тогда портрет жены, я не знаю. Может быть, из-за её болезни? Этот портрет я видел только на репродукциях: Портрет Елены Эдмундовны Шейнс не окончен. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Портрет Елены Эдмундовны Шейнс не окончен. Среди портретов родственников жены и покупателя своих картин купца Г. Хлудова, Василий Перов напишет и один весьма необычный портрет: «Фомушка-сыч».
Вот как описать выражение этого лица? А на "литературном небосклоне" России стала разгораться новая звезда - печатавшийся с 1865 года в журнале «Русский вестник» отдельными частями роман Льва Толстого «Война и мир», в 1868 году вышел отдельным изданием. В том 1868 году Некрасов возглавил журнал «Отечественные записки», в котором, кроме общего руководства, отвечал за отдел поэзии, а отделом беллетристики руководил Салтыков-Щедрин. Привлекли к участию в журнале и А. Островского, и теперь практически все его пьесы стали появляться именно в нём, начиная с комедии «На всякого мудреца довольно простоты», опубликованной в 11-м номере за 1868 год. Ну а в журнале «Русский вестник» начали в том году печатать роман Достоевского «Идиот». А вот Василий Перов, на мой взгляд, как и в своё время Павел Федотов, просто устал от обличений. И он пишет, по сути, свою последнюю значимую жанровую картину. Для она меня буквально пронизана тоской и безысходностью: «Последний кабак у заставы».
Тускло-красноватые окна кабака «Разставанье» на окраине города. Безучастное ожидание возвращения пьяных ездоков. Дорога не как стремление куда-то, а как невозможность вырваться из тоскливого однообразия. Показывая "свинцовые мерзости жизни", не добиться её "исправления". В 1869 году у Василия Перова умерла жена, а потом - двое старших детей. В живых остался только младший сын Владимир. В тот тягостный для художника год он пишет только портреты, как своего приятеля по охоте - врача В. Безсонова, так и покупателя картин А. Борисовского и просто купца Н.
Ланина, скорее всего, чтобы просто "прокормиться". Свои работы, как и прежде, он представляет на выставки МОЛХ. И если раньше награды этого общества "доставались" его жанровым картинам, то теперь первой премии был удостоен портрет В. И вот именно в тот год Павлу Третьякову пришла в голову мысль создать портретную галерею известных российских писателей, учёных и общественных деятелей. И первый свой заказ он делает именно Василию Перову - написать портрет писателя и драматурга А. В том же году Третьяков знакомится с Иваном Крамским , уже известным в ту пору портретистом и будущим лидером передвижников. Вот Перов и Крамской и создадут для Третьякова портретную галерею по его заказам. А в тот год портрет Писемского у Перова получился вот как: Портрет А. Портрет А.
В положении ее тела чувствовалось изящество. Сложена она была хорошо. В этот период он писал полотна со сценками из жизни русской провинции — «Птицелов», «Охотники на привале», «Ботаник» — и портреты. Его работы получались простыми и реалистичными, со строгой композицией и сдержанным колоритом. Ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в угол комнаты. Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности — картину оживляют лишь красные крапинки на черном галстуке писателя. Он планировал написать три полотна о Пугачевском восстании, но успел лишь завершить несколько этюдов для последней части трилогии — «Суд Пугачева». Остальные полотна остались на стадии набросков. Последней работой мастера стало масштабное полотно 1881 года со множеством персонажей — «Никита Пустосвят». Василий Перов умер от чахотки в 1882 году, ему на тот момент было 48 лет.
Его похоронили в Даниловом монастыре, а позже перезахоронили на кладбище Донского монастыря. На могиле художника установлен памятник работы скульптора Алексея Елецкого.
Могут также помочь узнать данные о своих предках ряд следующих ресурсов:
- «Скорбный певец Руси» – народная и личная трагедии Василия Перова
- Художник Перов — биография и картины с названиями
- Что на самом деле изображено на картинах Перова?
- Художник Перов Василий Григорьевич: биография, картины с названиями
- фото картин с названиями, биография художника
"Сельский Крестный ход на Пасхе"
- Список картин Василия Григорьевича Перова — Википедия
- Василий Перов - картины с названиями и описанием по алфавиту
- перов художник картины самые известные
- Василий Перов, или 4 привала охотника
Русская живопись: Василий Перов (86 работ)
Всем известна картина Перова «Сельский крестный ход на Пасху», написанная в 1861 году. Здесь представлены самые значительные картины Перова Василия Григорьевича. Картины Василия Перова с названиями. Картины Перова обычно относят к жанровой живописи.
Картины для меня. Василий Перо́в.
Картины Василия Григорьевича Перова данного периода особенно интересны и критичны. Ряд изменений претерпело творчество художника Василия Перова в конце 1860-х годов. Перов Василий. Портрет художника И.М. Прянишникова.