Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья.
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
К годовщине памятной даты «Роскосмос» рассекретил документы, связанные с подготовкой советской лунной программы. Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников. Эксперты отмечают, что современная российская лунная программа отличается от советской и направлена на решение более трудных задач. Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР.
Советская лунная программа (аудиозапись)
Но из-за нескольких аварий ракеты-носителя эти проекты не осуществились, как и планы в 73-м году отправить на Луну наших космонавтов. В 77-м на Землю собирались доставить грунт с обратной стороны Луны; в 78-м — запустить новый луноход.
Данная регистрация предполагает бесплатное посещение мероприятия, включая входные билеты. Билеты предоставляются при наличии регистрации за 10 минут до начала мероприятия на стойке информации Центра «Космонавтика и авиация».
Заказывать в 1958 году нужное импортное оборудование, изделия и полуфабрикаты на сумму до 1 млн инвалютных рублей, - говорится в документе. В мае 1958 года Сергей Королёв утвердил исходные данные по основным параметрам третьей ступени Р-7 для «объекта «Е».
Предполагалось разработать два варианта ракеты-носителя с отличающимися двигателями третьей ступени: первый — «изделие 8К72» планировалось оснастить двигателем РО5-154 разработки главного конструктора С. Косберга, второй — «изделие 8К73» — двигателем 8Д711 разработки главного конструктора В. Советские конструкторы планировали, что аппараты, запущенные на Луну, измерят напряженность магнитного поля, интенсивность космического излучения и другие параметры.
В 77-м на Землю собирались доставить грунт с обратной стороны Луны; в 78-м — запустить новый луноход. Эти намерения тоже остались только на бумаге.
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
В издании напомнили, что фактически лунная программа СССР стартовала с трехлетней задержкой — США объявили о подготовке лунной миссии в мае 1961-го, а в Советском Союзе к подготовке полета к Луне приступили только в августе 1964 года. Эксперты журнала считают, что главной причиной провала советской лунной программы стала «хаотичная система управления» космических проектов в СССР из-за которой одной и той же задачей занимались разрозненные конструкторские бюро. Также в издании посчитали, что советские космические проекты имели недостаточное финансирование.
До сих пор полеты в рамках «Аполлона» являются единственными в истории человечества высадками людей на астрономических объектах. При том, что последний раз нога астронавта касалась лунного грунта в 1972 году. Объясняется это просто. Во второй половине XX столетия космическая гонка постепенно сошла на нет. Экономически было нецелесообразно тратить миллиарды долларов ради сомнительных и, говоря прямо, бесполезных достижений. Луну со временем и вовсе стали считать практически бесполезным куском камня, который «подождет» дальнейшего изучения. Более перспективными представители NASA и других космических агентств стали расценивать путешествия к Венере или Марсу.
А чуть позже запуск научно-исследовательских орбитальных станций — одномодульных «Салютов», SkyLab, «Космос-557», «Алмаз-1А», первого и второго «Тяньгунов», а также многомодульных «Мира», МКС и «Тяньгуна» с 2021 года — стал съедать большую часть бюджета программ по освоению внеземного пространства. Возвращаемые аппараты доставили на Землю 324 грамма реголита — остаточного грунта с поверхности естественного спутника. Цифра не идет ни в какое сравнение с теми немногими килограммами «грязи», что привезли домой «в своих карманах» американцы. Финальным аккордом в советской лунной программе стал запуск автоматической межпланетной станции в августе 1976 года. Затем 18 августа аппарат «Луна-24» совершил мягкую посадку на поверхность в юго-восточной части Моря Кризисов и при помощи грунтозаборочного устройства погрузился на 220 сантиметров для набора образцов. Спустя 23 часа АМС успешно вылетела на Землю. И доставила домой колонку грунта почти 160 сантиметров в длину и весом около 170 граммов. Пройдет 37 лет и несколько месяцев, прежде чем представители человечества вновь отправят управляемые автоматикой аппараты на спутник Земли. Ими станут китайцы с проектом «Чанъэ-3» в конце 2013-го.
А еще спустя семь лет они же привезут на Землю почти два килограмма реголита. Важность «Луны-24» для исследования космических тел сложно представить. Это первая автоматическая межпланетная станция, засвидетельствовашая наличие воды в грунте естественного спутника нашей планеты. Но только в девяностых данные о наличии H2O будут подтверждены другими, более прогрессивными, методами. Российская лунная программа 1994 год. Совместными усилиями NORAD — американских военных — и NASA на орбиту выведен космический аппарат «Клементина», который отправляет на Землю почти 1 800 000 качественных снимков поверхности естественного спутника планеты. Также он передает данные, согласно которым у полюсов небесного тела в твердом состоянии предположительно имеется вода, что косвенно подтверждает ранее полученную информацию с «Луны-24». Интерес к Луне возобновлен с новой силой. Он еще больше возрастает в конце девяностых, когда американский автоматический аппарат Lunar Prospector, имеющий на борту магнитометр, электронный рефлектометр, нейтронный спектрометр, гамма-спектрометр и альфа-спектрометр, подтвердит наличие водяного льда у полюсов.
К тому моменту сразу несколько стран, включая Россию, США, Японию, Китай и Индию вновь заинтересованы в исследовании ближайшего к нашей планете небесного тела. Начинается вторая космическая гонка. И в ней теперь участвуют не две сверхдержавы, а куда больше стран. С начала девяностых годов начинаются робкие попытки возобновления отечественной лунной программы.
Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела. Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца. По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму. По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта.
После этого 11 запусков оказались вновь неудачными. Первые испытания устройства проводились в 1968 году, и они оказались успешными. Уже в 1970 году советский «Луноход-1» оказался на поверхности спутника Земли. На связи с учёными он находился 301 день, всего проехал по спутнику - более 10 тысяч метров и отправил на Землю 25 тысяч снимков. Также роботу удалось изучить физические свойства поверхности Луны 537 раз и осуществить 25 химических анализов грунта. Следующий аппарат - «Луноход-2» - вышел из строя спустя четыре месяца нахождения на Луне в мае 1973 года. Это случилось из-за того, что устройство забуксовало, а после ошибки в управлении - перегрелось и перестало работать. А вот «Луноход-3» так и не отправили на поверхность Луны.
«Роскосмос» в очередной раз перенес запуск первого за 50 лет лунного аппарата
О советской лунной программе сегодня выпущено достаточно много литературы. Последним запуском по советской лунной программе была станция «Луна-24». Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов и две параллельно выполнявшиеся в СССР программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевшие своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Советская пилотируемая лунная программа, возможно, была обречена изначально — с самого старта в ней господствовала неразбериха.
«Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе
Стало известно, что старт Российской лунной программы перенесен с 2016 года на 2018. Ровно тридцать лет назад, 21 февраля 1969 года, с космодрома Байконур в свой п - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира. Также эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской. С формальной точки зрения и американская, и советская лунные программы состояли из двух этапов: сначала пилотируемый облет Луны, затем высадка. Но с развёртыванием американцами лунной программы для доставки человека на Луну её срочно переформатировали именно для советской лунной программы.
Тайна за семью печатями: почему СССР отказался от своей лунной программы
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы | Несколько лет назад в интервью Радио ООН космонавт Алексей Леонов рассказал о советской лунной программе. |
«Луна-16»: триумф после поражения | Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой. |
Предшественники «Луны-25»: самые известные лунные миссии СССР | Сильный удар по проекту советской лунной программы нанесла и смерть многих участников. |
Как в СССР разработали секретный план захвата Луны и Марса
Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов. Лунная программа России, утвержденная в 2018 году, включает в себя три этапа: «Вылазка», «Форпост» и «База». Советская лунная программа, несмотря на утрату приоритета в высадке человека на Луну, некоторое время активно продолжалась. 3 августа 1964 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была утверждена лунная пилотируемая программа и начались работы сразу по двум отдельным проектам: экспедиция на поверхность Луны и облет Луны, без выхода на ее орбиту. Советская пилотируемая лунная программа, возможно, была обречена изначально — с самого старта в ней господствовала неразбериха. Название «Луна-25» подчеркивает преемственность советской лунной программы.
С советской лунной программы снят гриф "секретно"
Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников. Эксперты отмечают, что современная российская лунная программа отличается от советской и направлена на решение более трудных задач. Считается, что советская лунная программа закончилась безрезультатно. 3 августа 1964 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была утверждена лунная пилотируемая программа и начались работы сразу по двум отдельным проектам: экспедиция на поверхность Луны и облет Луны, без выхода на ее орбиту. Советская пилотируемая лунная программа, возможно, была обречена изначально — с самого старта в ней господствовала неразбериха. Советская лунная программа, несмотря на утрату приоритета в высадке человека на Луну, некоторое время активно продолжалась.
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
Советская лунная программа Осенью 2021 года "Российские космические системы" рассекретили для "Известий" уникальный исторический документ о плане полета советского пилотируемого корабля на Луну. В нем описаны схема ракеты и система управления, которая должна была посадить корабль и вернуть его на Землю с тремя космонавтами. Однако проектирование кораблей Л1 и Л3 и ракетных блоков Н-1, а также разработка схем экспедиций начались еще до принятия программы — в 1963 году. Проекты одновременно разрабатывались разными конструкторскими бюро: разные варианты лунного корабля — в бюро Королева и Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну — в бюро Королева, Челомея и Янгеля. По словам экспертов, это приводило к ненужному распылению сил и средств. Для исследования лунной поверхности создавались АМС серии "Луна", а для обеспечения высадочных экспедиций были предназначены специальные варианты луноходов. Автономные и неавтономные средства должны были дублировать друг друга на протяжении всего полета. Принудительное продолжение полета не предусматривалось при неправильной работе автономных средств управления в экстренных ситуациях. Согласно проекту Л1, космонавты должны были выполнить облет Луны в специально разработанном корабле "Союз-7К-Л1".
В программе было заложено изготовление 15 таких кораблей и проведение трех беспилотных и двух пилотируемых полетов. В трех полетах "Зондов" были происшествия, которые, скорее всего, привели бы к гибели экипажа при пилотируемом полете, — в двух полетах вход в атмосферу проходил с 20-кратными перегрузками, а в другом произошли разгерметизация кабины и отказ парашютной системы. Еще пять кораблей Л1 и два корабля модификации Л1С не удалось вывести в космос вследствие аварий ракет-носителей "Протон" и Н-1 на этапе выведения. В декабре 1968 года США выиграли облетный этап "лунной гонки", после чего реализация программы Л1 затормозилась. В октябре 1970 года был совершен последний беспилотный полет корабля "Союз-7К-Л1", и программу окончательно закрыли.
И в ней теперь участвуют не две сверхдержавы, а куда больше стран. С начала девяностых годов начинаются робкие попытки возобновления отечественной лунной программы. С подтверждением наличия у полюсов залежей льда ученые вновь заговорили о необходимости полетов к спутнику. К тому же, на нем были обнаружены и другие полезные ресурсы. К примеру, присутствующий в лунных минералах гелий-3 потенциально является отличным топливом для современной энергетики. А на Луне по самым скромным подсчетам его запасы исчисляются сотнями тысяч тонн. Полноценный старт российской лунной программы тормозила только сложная экономическая ситуация в стране. В определенный момент проект даже полностью заморозили, отдав предпочтение исследованию Марса и его спутников. Но с путешествиями к четвертой по удаленности от Солнца планете тоже хватало проблем. После неудачного старта АМС «Марс-96» в ноябре 1996 года отказал разгонный блок, в результате чего ракета-носитель «Протон» была уничтожена в атмосфере спустя несколько часов после запуска прозвучали первые попытки возобновления лунных миссий. Однако в итоге предпочтение вновь отдали полетам к Марсу. В 1998-м был утвержден проект «Фобос-грунт», целью которого стало бы путешествие к спутнику четвертой планеты. Изначально запуск миссии планировался на 2004 год. А возвращение космического аппарата — на 2008-й. Затем запуск неоднократно откладывался. В итоге старт состоялся в ноябре 2011-го, но практически сразу связь с АМС была потеряна. Неудача и закрытие проекта «Фобос-грунт» позволила полностью сконцентрироваться на других целях. В частности, вернуться к реализации лунной программы. Еще с 1997 года велись работы по запуску российского аппарата на поверхность спутника Земли, которые то и дело приостанавливались по разным причинам. Иногда из-за нехватки финансирования, а порой ради развития марсианской и других программ. К концу нулевых в правительстве все больше обсуждают проект «Луна-Глоб». Он выглядит более перспективным, чем другие космические исследования. И в апреле 2013-го его переименуют в «Луну-25», как дань советскому наследию и легендарным миссиям прошлого столетия. И снова ряд проблем заставляет раз за разом откладывать старт автоматической станции. Изначально его планировали осуществить еще в 2000 году. Но состоится запуск «Луны-25» лишь почти четверть века спустя. Зато к тому моменту был сформирован четкий план по исследованию и освоению ближайшего к нам небесного тела. Российская лунная программа к началу двадцатых годов включала не только проектирование и запуск нескольких АМС, но и отправку ряда орбитальных спутников для создания системы связи, а затем и высадку на Луну человека. Согласно планам, к 2040 году на небесном теле должны быть построены обитаемые базы.
Согласно нему, необходимо создание «автоматической научной станции на Луне или в ее районе для проведения исследований на Луне и передачи данных наблюдений на Землю», а также «космических ракет для полета в район других планет, в первую очередь к Марсу и Венере с изучения их физических свойств и наличия на них жизни с передачей результатов исследований на Землю».
Лететь было не на чем, потому что пилотируемый корабль «Орёл» ещё не готов, а «Союзы», которые были спроектированы в 60-е годы, требуют модернизации. К 2018 году Совет РАН по космосу утвердил лунную программу до 2040 года. Но практические работы касались только «Луны-25». Вместе с этим российские учёные и другие сотрудники «Роскосмоса» продолжали гадать, что и как делать. Лишь спустя год был заключен госконтракт под кодовым названием «Пастораль» за 373,4 млн рублей на разработку трёх этапов программы: «Вылазка», «Форпост» и «База». Амбиции космических чиновников поутихли в 2020 году: тогда глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена ввязываться в гонку за освоение Луны. Тем временем с переменным успехом шла работа над «Луной-25», Институт космических исследований РАН заявил о создании прототипа тяжёлого «Лунохода-Геолога», а в сентябре 2021 года объявил конкурс на выполнение контракта по программе «Пастораль-2» — это исследования на тему пилотируемых полётов на Луну в срок до ноября 2025 года за 1,734 млрд рублей. Вряд ли всю программу закроют из-за этого. На 2027 год запланирован запуск «Луны-26». Это совсем другой космический аппарат, который будет исследовать Луну с орбиты — ему не надо прилуняться. Его задачей будет изучение Луны и обеспечение связи для будущих миссий. Вот такая логика у «Роскосмоса»: сначала, не имея опыта, пытаемся посадить аппарат в малоизученный район, а потом уже занимаемся дистанционными исследованиями и связью. Другие страны увеличивают сложность постепенно и предпочитают быть хорошо подготовленными к прилунению. Но концепция «своего пути» России дошла до космоса. Советская лунная программа Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. У отечественной космонавтики есть масса поводов для гордости, советские аппараты изучали Марс и Венеру в экстремальных условиях, но с Луной вот не везло. Даже запуск первого зонда «Луна-1» с научной аппаратурой и советскими вымпелами должен был столкнуться с поверхностью Луны и оставить там следы присутствия советской техники был признан частично успешным лишь с 4 попытки в 1958 году — зонд пролетел вблизи Луны. Только на период 1957—1960 годов было запланировано 10 различных исследовательских программ. Реализовать вовремя удалось только 4 из-за аварий и необходимости проведения повторных запусков. Всего до завершения лунной программы в 1976 году было совершено 45 попыток запуска автоматических станций. Фактически отработка и испытание новых технологий тогда проходило в режиме реальных запусков. И поскольку новыми были все составляющие от ракеты до самого лунного аппарата, а телеметрия — несовершенной, то работать инженерам приходилось методом проб и ошибок. Пилотируемая лунная программа была утверждена в 1964, но все попытки совершить облёт Луны и вернуть космический аппарат, на котором могли бы полететь люди на Землю, завершились неудачей. Благо, что испытания проходили в автоматическом режиме без экипажа. Но ни финансов, ни прочих ресурсов на две параллельные разработки не хватило. Самым громким успехом стали программы «Луна-9» первая мягкая посадка, свершённая в 1966 году и «Луноход-1». Это первый в мире планетоход, успешно отработавший на поверхности другого небесного тела. Она работал с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года и проехал 10,5 км. Фото: naked-science.
«Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе
И как только появилась техническая возможность, такой проект был реализован, причём реализован с первой попытки. Запущенная 4 октября 1959 года третья советская космическая ракета, или станция «Луна-3», чтобы не вносить излишнюю путаницу, была выведена на высокую эллиптическую орбиту. Её масса вместе с последней ступенью носителя составила 1553 килограмма, масса фотографического комплекса, научной и измерительной аппаратуры с источниками питания — 435 килограммов. Станция «Луна-9» на Луне Спустя три дня станция обогнула Луну и прошла на расстоянии 6200 километров от её поверхности. После того как плёнки были проявлены на борту станции, с помощью фототелевизионной системы изображения отправили на Землю. Публикация в газетах снимков обратной стороны Луны вызвала в мировой прессе настоящий фурор. Люди воочию увидели не только «тёмную сторону Луны», но и возможности советской космической техники. Этап Е-3 предполагал проведение детальной фотосъёмки лунной поверхности.
По схеме своей реализации он мало чем отличался от предыдущего этапа лунной программы, разве что планировалось получить более качественные снимки поверхности ночного светила. Но реализовать этот этап не удалось — два пуска, состоявшиеся в апреле 1960 года, были неудачными. Так как не качество снимков на тот момент являлось главной задачей конструкторов, то и продолжения третий этап не получил — новых станций типа Е-3 больше не запускали. Был ещё этап Е-4, предполагавший проведение на поверхности Луны ядерного взрыва. Тем самым планировалось продемонстрировать всему миру возможности советской ракетной техники, да и военную мощь державы. В короткие сроки был разработан технический проект аппарата, который должен был доставить ядерный заряд на Луну, проведены все необходимые расчёты, предварительно намечена точка лунной поверхности, где предполагалось провести ядерное испытание, началась адаптация ракеты под опасный груз. Особых проблем не возникло, тем более что атомщики гарантировали быстрое изготовление заряда.
В короткие сроки был разработан технический проект аппарата, который должен был доставить ядерный заряд на Луну, проведены все необходимые расчёты, была предварительно намечена точка лунной поверхности, где предполагалось провести ядерное испытание, началась адаптация ракеты под опасный груз. Особых проблем не возникло. Тем более что атомщики гарантировали быстрое изготовление заряда. Но до реализации этого этапа дело также не дошло — учёные достаточно быстро поняли, что в отсутствии атмосферы на Луне взрыв вряд ли будет виден на Земле, а технические сложности, связанные с реализацией этой идеи, едва ли будут сопоставимы с произведённым эффектом. Поэтому проект отодвинули в сторону, хотя макет ядерного заряда был изготовлен. Пуски в рамках этих программ проводились начиная с января 1963 года. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, потребовалось создать станцию нового типа — Е-6.
На ней размещались система астроориентации, система управления движением и бортовой радиоаппаратурой, системы электропитания и терморегулирования, научное оборудование и другие системы. Для тех аппаратов, которые предназначались для мягкой посадки, была установлена тормозная двигательная установка. Путь к мягкой посадке оказался чрезвычайно труден, как это было в начале освоения Луны с задачей попадания в диск ночного светила. Тогда это удалось сделать с шестой попытки. Мягкую же посадку смогла совершить только 12-я станция. Первые попытки потерпели неудачу на различных участках полёта. В одних случаях подвёл носитель, в других — система астроориентации, ещё в некоторых — тормозная двигательная установка.
Естественно, сдвинулись вправо и сроки реализации задуманного. Согласно первоначальным планам, выполнить мягкую посадку предполагалось в 1964 году, но удалось это сделать только 3 февраля 1966 года [2, 5]. На Землю был передан большой объём информации о нашей соседке. Впервые в мире передавалась телевизионная картинка непосредственно с поверхности другого небесного тела. В тот день спускаемый аппарат станции «Луна-9» прилунился в Океане Бурь. А спустя два месяца после первой мягкой посадки первый земной аппарат был выведен на селеноцентрическую орбиту. Первым искусственным спутником Луны в истории космонавтики стала станция «Луна-10».
На её борту была установлена разнообразная научная аппаратура: гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, прибор для изучения солнечной плазмы, приборы для регистрации инфракрасного излучения поверхности Луны, регистратор метеорных частиц. Естественно, размещалась и фотоаппаратура для съёмки лунной поверхности. На орбите вокруг Луны станция активно функционировала 56 суток. В 1966—1968 годах состоялось ещё несколько полётов станций типа «Луна». Три космических аппарата «Луна-11», «Луна-12», «Луна-14» были выведены на орбиту вокруг Луны, а одна станция «Луна-13» совершила мягкую посадку на лунную поверхность. Полёты советских автоматических станций к Луне заложили основу для возможной отправки на неё человека.
Чтобы воплотить в жизнь задуманное, потребовалось создать станцию нового типа — Е-6. На ней размещались система астроориентации, система управления движением и бортовой радиоаппаратурой, системы электропитания и терморегулирования, научное оборудование и другие системы. Для тех аппаратов, которые предназначались для мягкой посадки, была установлена тормозная двигательная установка. Путь к мягкой посадке оказался чрезвычайно труден, как это было в начале освоения Луны с задачей попадания в диск ночного светила. Тогда это удалось сделать с шестой попытки. Мягкую же посадку смогла совершить только 12-я станция. Первые попытки потерпели неудачу на различных участках полёта. В одних случаях подвёл носитель, в других — система астроориентации, ещё в некоторых — тормозная двигательная установка. Естественно, сдвинулись вправо и сроки реализации задуманного. Согласно первоначальным планам, выполнить мягкую посадку предполагалось в 1964 году, но удалось это сделать только 3 февраля 1966 года [2, 5]. На Землю был передан большой объём информации о нашей соседке. Впервые в мире передавалась телевизионная картинка непосредственно с поверхности другого небесного тела. В тот день спускаемый аппарат станции «Луна-9» прилунился в Океане Бурь. А спустя два месяца после первой мягкой посадки первый земной аппарат был выведен на селеноцентрическую орбиту. Первым искусственным спутником Луны в истории космонавтики стала станция «Луна-10». На её борту была установлена разнообразная научная аппаратура: гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, прибор для изучения солнечной плазмы, приборы для регистрации инфракрасного излучения поверхности Луны, регистратор метеорных частиц. Естественно, размещалась и фотоаппаратура для съёмки лунной поверхности. На орбите вокруг Луны станция активно функционировала 56 суток. В 1966—1968 годах состоялось ещё несколько полётов станций типа «Луна». Три космических аппарата «Луна-11», «Луна-12», «Луна-14» были выведены на орбиту вокруг Луны, а одна станция «Луна-13» совершила мягкую посадку на лунную поверхность. Полёты советских автоматических станций к Луне заложили основу для возможной отправки на неё человека. Это был необходимый и, можно считать, достаточный шаг по подготовке пилотируемой экспедиции. А такая подготовка в нашей стране активно велась, но до воплощения в жизнь в силу разнообразных причин дело не дошло, несмотря на то, что в рамках подготовки пилотируемого полёта к Луне состоялось более 10 полётов беспилотных космических средств. Все они проходили в период с 1967 по 1971 год, и аппараты запускались под обозначениями «Зонд» и «Космос». Так как в статье речь идёт только о станциях с обозначением «Луна», то эти полёты останутся за рамками рассмотрения. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. Новые космические аппараты создавались с использованием тех технических решений, которые применялись при разработке пилотируемых средств. Их полёты в какой-то степени скрасили горечь от наших нереализованных надежд по отправке человека на Луну. Разработкой самоходных лунных аппаратов советские конструкторы занялись ещё в начале 1960-х годов. Этим средствам передвижения по лунной поверхности, ставшим потом известными всему миру как луноходы, предназначалась роль «глаз Земли» ещё до того, как на лунную поверхность опустится человек. Они же должны были служить средством передвижения космонавтов по Луне. Лавочкина под руководством Г. Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года, а конструкторскую документацию подготовили спустя год. Размеры аппарата, так же, как и его масса, определялись возможностями ракеты-носителя «Протон», с помощью которой предполагалось организовать доставку. Станция «Луна-10» Луноход представлял собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек. Масса аппарата по исходному проекту — 900 килограммов, позже уменьшена до 756 килограммов. Диаметр по верхнему основанию корпуса — 2,15 метра, высота — 1,92 метра, длина шасси — 2,215 метра. Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 километра в час. К тому моменту, когда стало ясно, что с высадкой советского человека на Луну придётся повременить, уже были изготовлены несколько экземпляров «лунных тележек». Было решено всё же доставить их на Луну и использовать в автоматическом режиме. Впервые такую попытку предприняли 19 февраля 1969 года. Но неудача поджидала конструкторов уже в самом начале — подвела ракета «Протон», взорвавшаяся на участке выведения.
Он, конечно, очень ругался» В итоге на Земле удалось принять 17 фотографий. Фотографии были не очень четкими, однако с их помощью были открыты два моря на обратной стороне — Море Москвы и Море Мечты. Сегодня многие удивляются, почему России не удавалось 10 лет запустить станцию «Луна-25». Однако статистика запусков 1959 года показывает, что в тот год СССР запускал ракеты к Луне в среднем раз в месяц. Сам Королев до этого события не дожил — он умер за три недели до посадки аппарата. По характеру отраженного гамма-излучения ученые смогли определить химический состав и тип пород, залегающих на лунной поверхности. Аппарат передал данные о напряженности лунного магнитного поля и отсутствии радиационных поясов на ее орбите. В это время в США уже вовсю шла подготовка к анонсированной в начале десятилетия президентом Джоном Кеннеди высадке американских астронавтов на Луну, поэтому СССР старался не отставать и в пилотируемой программе изучения спутника Земли. Пилотируемые корабли планировалось доставлять на поверхность Луны с помощью крупнейшей советской ракеты Н-1. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс «Л-3М», который смог бы находиться на Луне до 20 суток. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека В состав первого лунного экипажа должен был войти советский космонавт Алексей Леонов, который участвовал в наземных тренировках лунной экспедиции. В общем, были готовы. Пожалуй, если бы не смерть Сергея Павловича Королева в январе 1966 г. Тем не менее из-за ряда проблем, в первую очередь технических, советским космонавтам на Луне побывать суждено не было. А ракета Н-1 всего четырежды стартовала с космодрома «Байконур», ни разу не выйдя даже на орбиту Земли.
Россия располагает «Союзом», «Протоном» и «Ангарой», но для лунных задач подходит только последняя, а ее испытания пока не завершены. Плюс потребуется сертификация для пилотируемых полетов. Грузоподъемности проверенного временем и давно допущенного к отправке людей в космос «Союза» 8,2-8,7 тонны с российских космодромов попросту не хватит ни на один элемент миссии к Луне. А многострадальный «Протон» не может запускать пилотируемые корабли опасное топливо и спорная надежность , морально устарел и, несмотря на успешные последние старты, все равно имеет репутацию далеко не самой безотказной ракеты в мире. Что касается «Ангары», то даже по завершении испытаний вариант А5 сможет выводить ненамного большие нагрузки, чем «Протон» — 24,5 тонны. Через какое-то время в строй встанет более мощная версия А5В, рассчитываемая на 38 тонн полезного груза на НОО. Получается, без сверхтяжелой ракеты российская лунная программа для высадки космонавтов потребует трех-четырех пусков даже самых мощных имеющихся носителей пока что в планах четыре старта. Решение нельзя назвать оптимальным, но иных пока не предвидится.
«Луна-16»: триумф после поражения
Станция впервые напрямую измерила величину солнечного ветра. Она достигла поверхности Луны 14. Собственная работа, общественное достояние 4 октября 1959 года была запущена АМС «Луна-3». Она была первой земной АМС, которая использовала для коррекции орбиты гравитационный маневр, в ходе которого станция увеличила скорость и изменила орбиту. Новая орбита была рассчитана так, что по возвращении станция вновь пролетела над северным полушарием. Съемки проводились на специальный фотоаппарат, а после возвращения к Земле результаты съемки были переданы в ЦУП при помощи фототелевизионного устройства, специально созданного для этого полета. Но совершить мягкую посадку на спутник Земли смогла только станция «Луна-9». Она была запущена 31 января 1966 года и 3 февраля совершила мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю сделанные изображения. С последующими АМС на Луну были доставлены самоходные аппараты «Луноход-1» и «Луноход-2», которые обследовали окрестности мест посадки и переслали на Землю множество фотографий тех участков планеты. Последним запуском по советской лунной программе была станция «Луна-24». Кроме программы «Луна», в СССР существовали еще программы исследования поверхности земного спутника — «Зонд» и программа «Н1-Л3», программа пилотируемых полетов на Луну.
К дате запуска «Луна-9», 31 января 1966 г. Ведущий экскурсовод центра Александр Яровитчук расскажет о попытках Советского Союза осуществить пилотируемый полет и высадку на Луну космонавтов, о первых животных, которым удалось облететь Луну и вернуться на Землю, об автоматических лунных станциях, благодаря которым мы больше узнали о естественном спутнике нашей планеты.
А чтобы ни то ни другое не угрожало здоровью людей, вся эта архитектура сверху посыпана метровым слоем грунта.
По "улице" едет тяжёлый космический внедорожник "Муравей". Над ним летит "Цикада" — лунолёт. Для транспорта предусмотрен гараж.
И, разумеется, было бы преступлением не воспользоваться шансом понаблюдать всегда идеально чистое и незасвеченное звёздное небо. Обсерватория на Луне — это всенепременно. Макет основного модуля долговременной лунной базы.
Но головным проектировщиком города было Конструкторское бюро общего машиностроения — то самое, которое было создано через неделю после начала Великой Отечественной войны для усовершенствования "Катюш". А поскольку предводителем там был академик Владимир Бармин, то для его команды будущий лунный город мог иметь только одно название — Барминград. В числе всех прочих проблем, которые надо было решить для его строительства, стояла проблема создать такую микроэлектронику, которая может работать на Луне или на Марсе желательно лет десять.
Именно об этом говорится в недавно опубликованном документе 1969 года. Это научно-технический отчёт, в котором сформулирована задача разработать максимально "живучую" бортовую технику для космоса, а потом расписано, для чего конкретно это было нужно в тот момент.
Емкость с несколькими крупинками лунного грунта получила в подарок Нина Королева, вторая жена академика Сергея Королева, в знак признания заслуг ее супруга в реализации космической программы. Ранее неопубликованные фотографии и изображения — в фотогалерее «Газеты.
Ru» close Картина А. Леонова и А.