Новости ссср луноход

О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС.

Советская Луна

ИВАК» Космонавтика» А.Л. Кемурджиан – основатель научной школы космического транспортного машиностроения (к 50-летию «Лунохода-1»). Так Советский Союз остался позади в «лунной гонке» — ведь высадка человека является самым грандиозным её свершением. Рассмотрим историю первого лунохода, разработанного и запущенного в Советском Союзе. читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом!

Неизвестные факты о советских луноходах

Так что советский робот — первый робот на Луне. Пятитонная «Луна-16» разработана в НПО им. Документы советских лунных проектов полувековой давности опубликовала недавно корпорация « Роскосмос ». Flickr Схема полета аппарата. Королева и В. Глушко , а в 1974 г. Тогда же прекратили работу над проектированием обитаемой лунной колонии «Звезда» её планировали создать в 1980-е. Всё это требовало огромных денег и сил, и тратить их на второе место руководству страны и космической программы не хотелось. Средства направили на проектирование орбитальных станций и автоматизированных аппаратов.

Изучение Луны, таким образом, полностью предоставили технике.

Пожалуй, если бы не смерть Сергея Павловича Королева в январе 1966 г. Тем не менее из-за ряда проблем, в первую очередь технических, советским космонавтам на Луне побывать суждено не было. А ракета Н-1 всего четырежды стартовала с космодрома «Байконур», ни разу не выйдя даже на орбиту Земли. Четвёртый пуск комплекса Н1-Л3 был проведён 23 ноября 1972 г. Первая ступень работала практически без замечаний до 106,93 с, когда произошло разрушение насоса окислителя двигателя N4, приведшее к накоплению смеси. К пятому пуску комплекса Н1-Л3 были разработаны и прошли все виды наземных испытаний многоресурсные двигатели, однако пуск не состоялся, так как в декабре 1972 г. США завершили свою лунную программу полётом корабля «Аполлон-17» и политический интерес к лунной программе пропал. К тому времени в ходе шести посадочных миссий на поверхности Луны побывали 12 американских астронавтов, на Землю было доставлено свыше 300 кг лунных образцов. При этом несомненным успехом были эксперименты по доставке на лунную поверхность двух советских луноходов, второй из которых, запущенный в январе 1973 года, прошел рекордные 39 километров и передал на Землю 89 тыс.

Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24» доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Шесть американских экспедиций на Луну плюс наши автоматы привезли столько данных с Луны, что они до сих пор не обработаны. До сих пор появляются новые статьи, исследуется тот грунт, который привезли. И когда какая-то группа ученых говорит — а давайте слетаем на Луну, им говорят обратитесь к американцам, они вам все бесплатно сделают, дадут грунт, дадут свои данные, все это в открытом доступе существует», — считает эксперт. По его мнению, нынешний интерес к лунным экспедициям больше связан с отработкой технических вопросов, нежели решением научных задач. Потому что уже не ставятся научные задачи, ставятся задачи технические в перспективе на экспансию, освоение Луны.

Благодаря им, на борту второго лунохода производилось до 1 кВт мощности. Кроме того, атомное топливо, имевшееся на борту "Лунохода-2" использовалось для обогрева аппарата во время длительной лунной ночи, составляющей, бе малого 14 дней, что очень долго, а значит, сложная аппаратура могла бы за это время, попросту, замерзнуть. Ну и теперь, вернемся с Луны на Землю. Тут имеется ввиду то, что "Луноходом-2", как и "Луноходом-1" управлял целый экипаж, находящийся на Земле.

Численность экипажа составляла 5 человек. Взято из открытых источников Управление аппаратом осуществлялось через специальное оборудование, имевшее большое количество кнопок. Наблюдение за ходом аппарата и окружающей обстановкой, шло с помощью трех телекамер, одна из которых была установлена на специальной выносной башне, примерно так же, как это сделано на американских марсоходах в наше время. Данные установленные телекамеры были высоко разрешения и могли передавать изображения с разной скоростью: один кадр за 3,2, 5,7, 10,9 или 21,1 секунду. Также, для полного комплекта, так сказать, на "Луноходе-2" были установлены четыре фотокамеры, которые позволяли экипажу аппарата делать фотоснимки поверхности Луны. Единственным минусом, по мнению автора данного материала, было то, что установленные фотокамеры могли производить фотографии только в черно-белом формате. Панорама лунной поверхности, сделанная "Луноходом-2". Взято из открытых источников Если Вам понравилась статья - поставьте лайк.

Дистанционно управляемый самоходный аппарат-планетоход «Луноход-1» разрабатывался в НПО имени Лавочкина в рамках советской космической программы.

После успеха «Спутника» и знаменитого гагаринского «Поехали! В Крыму под Симферополем был создан полигон, на котором будущие обитатели лунной базы тренировались управлять специальными аппаратами для передвижения по лунному грунту, а инженеры-испытатели учились контролировать передвижения «беспилотных» луноходов — машин класса «Луноход-1». В общей сложности было построено четыре таких машины. Одна из них должна была стать первым земным объектом, достигшим поверхности спутника. Однако на 52-й секунде полета ракета взорвалась из-за аварийного отключения двигателей первой ступени. Организовать новый старт сразу же было невозможно, и в итоге американцы, которые не менее напряженно работали над программой пилотируемых полетов, успели первыми. Запуск космического корабля «Аполлон-11», на борту которого находились Нил Армстронг, Базз Олдрин и Майкл Коллинз, состоялся 16 июля того же года. Читайте также: 10 странных аномалий и загадок Луны 10 фото Вторую попытку запустить «Луноход-1» советские инженеры предприняли 10 ноября 1970 года. На этот раз полет прошел штатно: 15 числа автоматическая межпланетная станция «Луна-17» вышла на орбиту земного спутника, а 17 числа совершила посадку в Море Дождей — заполненном высохшей лавой гигантском кратере.

Научная программа лунохода была весьма обширной — аппарат должен был изучать физические и механические свойства лунного грунта, фотографировать окружающий пейзаж и его отдельные детали и передавать все данные на Землю. Похожее на каравай «тело» лунохода располагалось на платформе, снабженной восемью колесами. Аппарат был более чем полноприводным — операторы могли независимо регулировать направление и скорость вращения каждого из колес, изменяя направление движения ровера практически как угодно. Правда, управлять луноходом было весьма непросто — из-за почти пятисекундной задержки сигнала от Земли до Луны и обратно сигнал идет чуть больше двух секунд операторы не могли ориентироваться по сиюминутной обстановке и должны были предугадывать местоположение аппарата. Несмотря на эти сложности «Луноход-1» проехал свыше 10,5 километра, а его миссия длилась втрое дольше, чем рассчитывали исследователи. Специалисты полагают, что аппаратура не выдержала лунной ночи с ее морозом в минус 150 градусов Цельсия. Причина неожиданного остывания лунохода проста: у него кончился запас радиоактивного изотопа полония-210. Именно распад этого элемента обогревал приборы ровера в то время, когда он находился в тени. Днем «Луноход-1» работал от солнечных батарей.

Нашли Точное местоположение лунохода было неизвестно ученым — в 70-е годы навигационная техника была развита хуже, чем сейчас, и кроме того, сам по себе лунный рельеф во многом оставался terra incognita. А найти аппарат, размер которого сравним с «Окой», на расстоянии в 384 тысячи километров — задача посложнее, чем отыскать пресловутую иголку в стоге сена. Надежды на обнаружение лунохода связывали с орбитальными лунными зондами, обращающимися вокруг земного спутника. Однако до недавнего времени разрешения их камер никак не хватало для того, чтобы разглядеть «Луноход-1». Все изменилось в 2009 году, когда американцы запустили аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter LRO , оснащенный камерой LROC, специально предназначенной для фотографирования объектов размером до нескольких метров. Специалисты, курирующие работу LROC, заметили на одном из переданных зондом снимков подозрительный светлый объект. Определить, что пятнышко, которое запечатлела камера, — это автоматическая станция «Луна-17», помогли уходящие от объекта колеи. Их мог оставить только «Луноход-1», и, проследив, куда ведут колеи, ученые обнаружили аппарат. Точнее сказать, они обнаружили пятно, которое с высокой вероятностью было не чем иным, как застывшим луноходом.

Как позже рассказал ее руководитель Том Мерфи Tom Murphy , ученые в течение нескольких лет пытались отыскать аппарат в районе, находящемся на много километров в стороне от истинного места остановки лунохода. Совсем недавно в прессе появилась новость о том, что ученые при помощи зонда LRO обнаружили на Луне и второй советский «Луноход-2». Вскоре после появления этих сообщений ученые, принимавшие участие в разработке советской лунной программы, заявили, что они никогда не теряли аппарат. Сведения, рассказанные Мерфи и его командой об их экспериментах, могут служить подтверждением слов отечественных специалистов, а данные, переданные LRO, позволили воочию увидеть второй луноход. Читайте также: Сколько раз люди высаживались на Луну?

Первый луноход

Розенцвейг испытания пар трения на роликовом стенде ; В. Тарасов пары трения для работы в вакууме , В. Токарев уплотнения высоковакуумных камер , Ю. Хаханов стенды симулирования гравитации.

Кемурджиан в 50-х годах прошлого века [12] Рис. У борта вертолёта на Камчатке, слева направо: А. Беляков, Е.

Хрунов, А. Учёная степень «доктор технических наук» была присуждена А. Кемурджиану в 1971 году.

Кемурджиан придавал большое значение патентной чистоте технических решений. Самоходное шасси «Лунохода-1», его колёса, подвеска, механизм разблокировки колёс и некоторые другие компоненты, а также отдельные стенды, конструкционные и смазочные материалы защищены авторскими свидетельствами А. Всего за период с 1963 по 1991 гг.

Кемурджиан, 1981 г. Из архива М. Маленкова Рис.

Кемурджиан, 1991 г. Кемурджиан, 2001 г. Маленкова В 1971 году Главный конструктор самоходного шасси «Лунохода-1» был награждён орденом Ленина.

В 1973 г. Кемурджиан стал лауреатом Ленинской премии. В этом же году лауреатами Государственных премий стали его ближайшие соратники П.

Комиссаров и, несколько позже, В. Розенцвейг и В. Подтверждением приоритетной роли учёных и специалистов ВНИИТрансмаш в становлении нового направления техники — космического транспортного машиностроения явилось издание ряда монографий, статей и публикация докладов на международных конференциях.

Первенцем в этом процессе стала книга «Передвижная лаборатория на Луне — «Луноход-1» М. Виноградова в 1971 году. В 1978 году под редакцией члена-корреспондента В.

Барсукова в том же формате и тем же издательством был издан 2-й том этой книги. В числе авторов статей этих книг — 14 сотрудников засекреченного института, которые опубликовали под псевдонимами материалы о создании САШ «Лунохода-1» и выполненных с его помощью исследованиях на Луне. При работе над докладом [13] его автор установил псевдонимы этих сотрудников.

Однако статья с материалами доклада на международной конференции была опубликована только на английском [14]. Статьи книги, написанные сотрудниками ВНИИ-100 в соавторстве с сотрудниками ОКБ-301 или имеющими самостоятельный характер, перечислены в том порядке, который принят в соответствующем томе монографии. Том 1: «Общее устройство и компоновка станции «Луна-17», «Управление и результаты выполнения программы», «Определение геометрических размеров и распределение кратеров, преодолённых «Луноходом-1» на поверхности Луны», «Исследования механических свойств лунного грунта на самоходном аппарате «Луноход-1»; том 2: «Самоходное шасси «Лунохода-1» как инструмент для исследования лунной поверхности», «Исследование подвижности «Лунохода-1» при дистанционном управлении», «Исследование работоспособности самоходного шасси на Луне».

Слева-направо: П. Сологуб 1928-2019 , А. Соловьёв 1931-?

Комиссаров 1934-2009 , В. Громов 1940-2006 [2] Фамилии и псевдонимы авторов из числа сотрудников ВНИИ-100 приведены в порядке очерёдности статей и в соответствии с порядком указания авторов в каждой из этих статей. Александров, А.

Леонович; — Павел Степанович Сологуб — П. Семёнов, П. Павлов; — Феликс Павлович Шпак — Ф.

Павлов, Ф. Яковлев; — Анатолий Фёдорович Соловьёв — А. Грачев; — Виктор Иванович Комиссаров — В.

Комаров, В. Комаров; — Георгий Николаевич Корепанов — Г. Шестернев; — Вячеслав Константинович Мишкинюк — В.

Мишкин; — Анатолий Владимирович Мицкевич — А. Рыбаков; — Раиса Лазаревна Быховская — Р. Быкова; — Михаил Иванович Маленков — М.

Большов, М. Исаков; — Михаил Борисович Шварцбург — М. Колесов; — Пётр Наумович Бродский — П.

Наумов; — Юрий Петрович Китляш — Ю. Котлов; — Лев Николаевич Поляков — Л. Поленов; — Игорь Сергеевич Болховитинов — Б.

Гарин, И. Гарин; — Виктор Георгиевич Бабенко — В. Георгиев; — Валерий Николаевич Петрига — В.

Петров, В. Петров; — Виктор Никифорович Плохих — В. Теплов; — Евгений Викторович Авотин — Е.

Авотиньш; — Борис Васильевич Гладких — Б. Бородачёв; — Леонид Оскарович Вайсфельд — Л. Вайсберг; — Владимир Павлович Величко — В.

Великанов; — Михаил Николаевич Плигин — М. Владимиров; — Вячеслав Ефимович Папирный — В. Папирян; — Израиль Исидорович Розенцвейг — И.

Розов; — Семён Алексеевич Шепель — С. Швецов; — Анатолий Фёдорович Кудрявцев — А. Кулешов; — Олег Владимирович Минин — О.

Володин; — Юрий Иванович Васильев — Ю. Что касается сотрудников ОКБ-301, то среди авторов перечисленных статей хорошо читаются следующие псевдонимы: Георгий Николаевич Бабакин — Г. Николаев, Олег Генрихович Ивановский — О.

Статьи 1-го тома, в котором рассматриваются, конечно, не только самоходное шасси, но и все другие системы «Лунохода-1», его научные приборы, а также результаты фундаментальных и прикладных исследований по трассе движения, первыми читали американские коллеги — разработчики LRV. В частности, статья об исследовании механических свойств лунного грунта, наряду с другими статьями российских авторов, включая А. Кемурджиана, имеется в списке литературы итогового отчёта о мобильных характеристиках LRV по результатам наземных испытаний и исследованиях на Луне в ходе работы экспедиции Apollo-15, изданного в 1972 году [15].

Совсем недавно пик интереса к материалам монографии был характерен для китайских специалистов.

Отчасти ему на руку сыграло то, что в 1966 году автоматическая межпланетная станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Селену, и советские учёные наконец-то получили точные представления о поверхности естественного спутника Земли. После этого внесли коррективы в проект лунохода, изменили ходовую часть, да и весь внешний вид претерпел существенные изменения.

Луноход Бабакина встретил восторженные отзывы всего мира — как среди учёных, так и среди простых людей. Едва ли какое-нибудь средство массовой информации в мире обошло вниманием это гениальное изобретение. Кажется, что и сейчас — фотографией из советского журнала — перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн.

А всё-таки, какой он? По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Колёс у лунохода восемь, причём у каждого из них свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества.

Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке в «кастрюле» размещалась аппаратура бортовых систем. Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью.

Она обеспечивала подзарядку всех систем. Кстати, 1 лунные сутки равняются 24 земным. Луноход предназначался для изучения химического состава и свойств лунного грунта, а также радиоактивного и рентгеновского космического излучения.

Аппарат был снабжён двумя телекамерами одна резервная , четырьмя телефотометрами, рентгеновскими и радиационными измерительными приборами, остронаправленной антенной о ней речь впереди и прочей хитрой техникой. Доставила его туда автоматическая станция, то есть людей там не было, и управлять лунной машиной предстояло с Земли.

Текст содержит детальный анализ неполадок первого лунохода. Опыт его создания и эксплуатации позволил существенно продвинуться в развитии систем дистанционного управления самоходными станциями для исследования других планет. Гендиректор ЦНИИ РТК Александр Лопота — о перспективных проектах в сфере космической робототехники Победы и ошибки Подготовленный в 1972 году советскими инженерами документ содержит подробную информацию о работе бортовых передатчиков, антенных и телеметрических комплексов, фотоаппаратуры, а также системы малокадрового телевидения лунохода. Именно она была «глазами» инженеров, управлявших аппаратом с Земли. Фото: ТАСС Автоматическая межпланетная станция «Луна-17» Отчет о работе радиотехнического комплекса «Лунохода-1» и станции «Луна-17» и содержит подробный разбор подготовки, натурных испытаний на Земле и работы радиотехнических систем в лунных условиях.

Кроме того, разработчикам приборов для «Лунохода-1» пришлось столкнуться с еще одной проблемой: «Необходимо отметить, что коэффициент отражения лунной поверхности в зоне посадки «Луны-17» оказался значительно ниже определенного астрономическими способами с Земли, что уменьшало световую модуляцию видеосигнала и контраст изображения». Всего система малокадрового телевидения проработала на Луне 120 часов в течение 11 лунных дней. С учетом работы в ходе испытаний она наработала более 200 часов при ресурсе по техническому заданию — 150 часов в течение трех лунных дней. На Землю с Луны было передано свыше 20 тысяч кадров. Фототелевизионная система, которая передавала на Землю знаменитые панорамы Луны, в целом также отработала хорошо. Небольшие проблемы возникли лишь с нарушением синхронизации одной из камер, а также вызванным низким коэффициентом усиления антенны ОНА длительным периодом передачи каждая круговая панорама передавалась как минимум 25 минут. Несмотря на это с «Лунохода-1» было получено 218 панорам. Панорама, снятая «Луноходом-1» Интересно, что фототелевизионная система использовалась для движения лунохода, когда радиолиния уже не могла передавать данные малокадрового телевидения: «С помощью фототелевизионных панорам производилась оценка труднопроходимых участков маршрута лунохода. Такой анализ проводился во время первого, второго, третьего и шестого лунных дней. Максимальное расстояние, на которое можно было безопасно перемещать самоходный аппарат, составляло 15 метров». Несколько замечаний также получил и наземный комплекс управления. Такая подробная «история болезни» первого лунохода и внимательно проделанная работа над ошибками позволили провести вторую лунную миссию на очень высоком уровне и существенно продвинуться в развитии систем дистанционного управления самоходными автоматическими станциями для исследования других планет.

Одиночество потерявшегося на Луне: что произошло с первым советским луноходом

50 лет назад, 17 ноября 1970 года в 9 часов 28 минут Советский самоходный аппарат Луноход-1 оставил первый след на Лунной поверхности. 17 ноября 1970 года на Луну был доставлен советский Луноход. Рассмотрим историю первого лунохода, разработанного и запущенного в Советском Союзе. Подготовленный более 60 лет назад советскими инженерами документ содержит подробную информацию о работе бортовых передатчиков, антенных систем, систем телеметрии. После запуска лунохода ни СССР ни Россия не может повторить это достижение, что однозначно говорит о том, что вся эпопея с высадкой лунохода мистификация.

Советская Луна

17 ноября 1970 года советский космический аппарат «Луна-17» доставил на Луну автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли. Подготовленный более 60 лет назад советскими инженерами документ содержит подробную информацию о работе бортовых передатчиков, антенных систем, систем телеметрии. Рассекречены данные о миссии СССР на Луну ynews, СССР, луна, луноход, новости, рассекреченное. Китайский луноход уже несколько месяцев успешно передвигается по обратной стороне Луны, которой мы — до сих пор — гордимся, [в том смысле], что сняли первые.

Догнать и перегнать Америку — на Луне

  • «Луна-17»: «Наш любимый лунный трактор…»
  • Первая – вперед!
  • Успехи 1970-го года: в космосе – луноход, на земле – универсам
  • История «Лунохода-1» и работа над ошибками: РКС публикует документ 1972 года с анализом миссии
  • Как прошел старт и последующие этапы программы

Рассекречен отчет о деятельности «Лунохода-2» на Луне

Рис. 2. Места работы «Луноходов-1 и -2» на изображении видимого полушария Луны («Природа» №2, 2021). Наиболее же известными являются два советских лунохода, которые так и названы: "Луноход-1" и "Луноход-2". Советская детская игрушка «Луноход» с дистанционным управлением 10 ноября 1970 года в СССР был произведён запуск космической станции «Луна-17». На луноходе и посадочной ступени были установлены Государственный флаг СССР, вымпелы с барельефом В. И. Ленина, изображением Государственного герба СССР и надписью «50 лет. ИВАК» Космонавтика» А.Л. Кемурджиан – основатель научной школы космического транспортного машиностроения (к 50-летию «Лунохода-1»). Советский планетоход "Луноход-1" в павильоне №32 "Космос" на ВДНХ в 1971 году.

Аппарат Луноход-1 отправился в путешествие по поверхности Луны.

Китайский луноход уже несколько месяцев успешно передвигается по обратной стороне Луны, которой мы — до сих пор — гордимся, [в том смысле], что сняли первые. 17 ноября 1970 года советской автоматической станцией Луна-17 на поверхность Луны был доставлен первый в мире планетоход советский лунный самоходный аппарат Луноход-1. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий («Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24») доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Как ни странно, но «Луноход-1» это не первый луноход, стартовавший с поверхности Земли. Так Советский Союз остался позади в «лунной гонке» — ведь высадка человека является самым грандиозным её свершением. Спустя всего три года советские ученые отправили на Луну еще один аппарат, брата-близнеца "Лунохода-1".

Материалы рубрики

  • «Луноход-0»
  • Запуск «Лунохода-1»
  • В СССР запущена космическая станция Луна-17
  • Содержание

День в истории. Луноход

При этом атомное топливо использовалось для обогрева устройства во время лунной ночи, которая длилась 14 дней. Исследовательской станцией управляла команда, состоящая из пяти человек. Они находились на Земле, наблюдали за движением робота с помощью трех телекамер, в том числе, установленной на выносной башне. При этом устройства передавали изображения высокого разрешения с разной скоростью: один кадр за 3,2, 5,7, 10,9 или 21,1 секунду. Кроме того, четыре фотокамеры позволяли делать снимки поверхности Луны. За время работы миссии «Луноход-2» сделал 93 панорамных изображения лунной поверхности и около 89 тыс. Кроме того, аппарат отправил на Землю стереоскопические данные, которые позволили изучить особенности рельефа кратера Лемонье и строение лунного реголита почвы. Результаты впервые показали, что горные породы в «морских» на дне гигантских кратеров и «материковых» частях Луны существенно отличаются.

Научное оборудование миссии включало магнитометр. С его помощью «Луноход-2» провел первую съемку изменений магнитного поля Луны в разных участках маршрута и обнаружил его неоднородность. При этом в кратерах размером более 50 м наблюдались аномалии поля. Еще одно исследование было связано с астрономическими наблюдениями и яркостью неба над Луной.

Для поддержки миссии на поверхности должен был работать автоматический аппарат Е8. После выполнения необходимых задач космонавт должен был вернуться на Землю.

Полное время экспедиции — 12 суток. Всего комплекс "Л-3" вмещал двух космонавтов, но только один из них должен был оказаться на поверхности, в то время как американская миссия предусматривала вывод на орбиту комплекса с тремя астронавтами и высадку на поверхность двух из них. Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете.

В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека.

Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение.

В итоге один из них действительно был доставлен на Луну в память о достижении. Сколько раз в СССР пытались высадиться на Луну Советская программа лунных пилотируемых полетов была запущена в 1959 году и представляла собой серию проектов, включающих два параллельно реализуемых направления: лунно-облетную и лунно-посадочную. При этом из-за конкуренции между различными конструкторскими бюро проекты с аналогичными целями разрабатывались одновременно в двух или даже трех из них. Например, различные варианты лунного корабля пытались создать в КБ имени С. Королева и КБ имени В. Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну создавался в Конструкторских бюро Королева, Челомея и М. Эффективности общим целям это не добавляло — напротив, приводило к перерасходу сил и ресурсов. Запуски советских автоматических межпланетных станций серии «Луна» проводились с 1958 по 1976 годы с космодрома «Байконур» в Казахстане.

Всего было 33 старта, из которых 16 прошли успешно, а 17 были неудачными. Однако в 1977 году программу «Луна» свернули. Последний, 34-й запуск с «Луноходом-3» на борту, был отменен. Решение было принято по ряду причин, включая финансовые и технические сложности. Тем не менее серия «Луна» оставила свой след в истории космических исследований.

Однако впоследствии Котин, оценив масштаб предстоящих работ, отказался от дальнейшего участия. Но в 1963-м это учреждение тоже попросило снять с него данную задачу. А поскольку как раз в ту пору началось оснащение танков ракетным оружием, Королев наладил тесное сотрудничество с танкостроителями. Старовойтов взял на себя смелость ответить согласием — и назначил непосредственным руководителем работ Александра Леоновича Кемурджиана. Королев лично прибыл в Ленинград, чтобы выслушать доклад Кемурджиана — какие у него появились идеи по проекту? Именно по итогам той беседы Королев принял окончательное решение: луноход будем делать — и будем делать именно здесь, в ленинградском Горелово! Правда, вскоре конструкторы ВНИИ-100 пришли к выводу, что в техзадании ОКБ-1 содержатся заведомо неисполнимые характеристики: скорость — не менее 20 километров в час, запас хода — 10 тысяч километров. Кемурджиан сказал, что эти требования подходят под земные, но никак не под лунные условия. Королев выслушал Александра Леоновича и высказался в том духе, что, мол, делаем мы это впервые, за скоростью гнаться не надо. Важно, чтобы луноход вообще поехал! Благодаря авторитету Королева ВНИИ-100 быстро договорилось с соседним предприятием — там согласились выделить один из своих цехов под «лунодром». Однако возникла проблема — отсутствие физической модели лунного грунта. Ученые, занимавшиеся изучением спутника Земли, не рисковали брать на себя такую ответственность — исчерпывающе описать характеристики лунной поверхности. Ведь фактических данных в наличии было еще маловато... Было две противоположных точки зрения. Одни исследователи предполагали, что Луна покрыта толстенным слоем пыли, в которой любое транспортное средство попросту утонет.

«Королёвский» луноход

  • Материалы рубрики
  • Транспорт для спутника: как в СССР создавали и испытывали луноходы | Вокруг Света
  • Советская Луна
  • Навигация по записям
  • ВЗГЛЯД / Как «Луноход-1» стал советским ответом Америке :: Общество
  • «Луноход-0»

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий