Добрый человек из Сезуана, покупка билетов онлайн или по телефону, дата проведения 17 мая 2024. Но «Доброго человека из Сезуана» поставил Бутусов, и это уже было как минимум интересно. Посмотрел спектакль в Театре имени Пушкина «Добрый человек из Сезуана». Брехтовский «Добрый человек из Сезуана», когда-то ознаменовавший рождение любимовской Таганки, теперь принес обновление в Театр им. Пушкина.
ИЧП из Сезуана
Начало в 19:00. Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут с антрактом. Билеты можно приобрести на сайте театра. Спектакль идет на Основной сцене. Адрес: Тверской бульвар, дом 23.
Это культовое для отечественного театра произведение. Пушкина на Тверском бульваре прошел пресс-показ спектакля «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта. Режиссер постановки — Юрий Бутусов.
В 1964 году он был поставлен Юрием Любимовым в Московском театре драмы и комедии на Таганке.
Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д.
Почта: mosmed m24.
В этой истории вы побываете в суде, но это не детектив. Какой именно будет брехтовская история в нашем спектакле, знают сейчас, пожалуй, только два человека — художник-постановщик Владимир Павлюк Санкт-Петербург и режиссер-постановщик Игорь Меркулов Москва. О своем замысле режиссер говорит пока кратко: «Я пытаюсь представить, о чем бы написал свою пьесу Брехт сегодня, живи он среди нас, и делаю это на сцене». Репетиция спектакля "Добрый человвек из Сезуана" Репетиции идут ежедневно. По эскизам Владимира Павлюка цеха театра уже приступили к созданию на сцене красочного мира, пронизанного китайской эстетикой. Декорации и костюмы — яркие, изящные, экзотичные для европейского глаза, достойны и сами по себе стать объектом отдельного внимания публики.
Очень важная тема — музыка спектакля.
Билеты на спектакль «Добрый человек из Сезуана»
Постановку я посмотрел в конце 2013 года, когда с ней московский театр Пушкина приезжал на Международный Рождественский фестиваль искусств, и увидеть его мне буквально повезло — билеты стоимостью выше средней были разобраны, но подруга–журналистка была причастна к. В Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина прошел пресс-показ спектакля «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова. продажа билетов, с выбором мест и цен. Эмоциональная, страстная история об эксплуатации человека человеком играется под чудесную музыку Пауля Дессау в живом исполнении.
Добрый человек из Сезуана. Театр им.Пушкина.23.11.2015.
Премьера «Доброго человека из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова | Впервые постановка «Добрый человек из Сезуана» появилась на сцене театра 01 февраля 2013 года. |
"Добрый человек из Сезуана" (Театр им. Пушкина): noch_ka — LiveJournal | Впервые постановка «Добрый человек из Сезуана» появилась на сцене театра 01 февраля 2013 года. |
«Добрый человек из Сезуана» - из Москвы в Казань | единственный праведник в городе грехов. |
«Кабаре Брехт» в театре имени Пушкина | Пьеса Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана», давно ставшая культовой для театрального мира и заново переведенная специально для Театра им. А.С. Пушкина Егором Перегудовым. |
"Добрый человек из Сезуана", Театр им. А.С. Пушкина, реж. Юрий Бутусов | Пьеса Бертольта Брехта Добрый человек из Сезуана, давно ставшая культовой для театрального мира и заново переведенная для театра Егором Перегудовым, вновь обрела острое актуальное звучание. |
Московский театр им.Пушкина впервые покажет в Казани спектакль «Добрый человек из Сезуана»
Пушкина Егором Перегудовым, вновь обрела острое актуальное звучание в постановке одного из самых ярких современных режиссеров Юрия Бутусова. Это история о проститутке Шен Те, неожиданно обласканной богами. Но, чем больше добра делала Шен Те, тем больше бед сыпалось на ее голову.
Бутусова к Брехту совершенно обоснован: кто как не он может во всей красе раскрыть тот самый «эпический театр» Брехта? Получилось нечто традиционно эпатажное, очень яркое, но при этом очень глубокое с точки зрения содержания. В отличие от постановки Ю. Любимова комедии здесь практически нет, есть много драйва — интерес зрителя постоянно прикован к сцене. Но, что важнее, происходящее даёт много поводов думать.
Что есть добро? Ведь иногда «добрые намерения подводят к краю пропасти, а добрые дела сбрасывают вниз». Проститутка Шен Те, которой улыбнулись боги, несёт это тяжёлое бремя добродетели, которое для неё очень быстро становится неподъёмным. Благословение богов приносит горе, а не счастье. Главная героиня переживает личную трагедию и муки выбора, но через эти испытания обретает новый смысл существования, снова учится жить и любить, верить людям, но не доверять им бескомпромиссно. Ведь нельзя просто «любовь заменить привязанностью, а справедливость — снисходительностью». Зато можно жить по совести...
Этот спектакль ещё долго не отпускает, к нему хочется возвращаться, размышлять, искать своё, а ещё хочется жить и дорожить моментом. Роман 16 апреля 2018 Мне сложно судить о театре Пушкина, потому что я привередливый зритель. Все должно быть лаконично в театре, от вешалки, все же помнят присказку, с чего начинается театр, до происходящего на сцене. В этом плане театр Пушкина, извините, совок. И на сцене тоже ощущение советском и происходящего не оставляет от спектакля к спектаклю, какими бы передовыми не были режиссер, декорации и материал. Никого не хочу обидеть, но правда так считаю. Тем сильнее мне хотелось посмотреть известный спектакль, по сути, партию одной звезды, Александры Урсуляк.
Знаете, бывает, в спектакле занято много актеров, и все они равноценны, неважно, минуту они на сцене или весь спектакль. Как в Фоменко, например. Здесь не так. Все было фоном Александры Ладно, отмечу нищего Ванга, сильная, удачная роль, отлично оттенял Урсуляк, за работу с речью отдельное уважение. Человек горит на сцене как бенгальские огни. Ни одной фальшивой ноты.
Впрочем, как выясняется, боги как раз этот уголок не забыли: однажды они, вернее она трёх брехтовских богов играет одна хрупкая Анастасия Лебедева спускается с небес и ищет помощи у смертных. Единственная, кто соглашается приютить её — нелепая безалаберная проститутка Шен Те Александра Урсуляк. Божественная благодарность оборачивается неожиданными испытаниями для девушки, проявившей доброту. В финале спектакля мы увидим совсем иную героиню, не похожую на ту наивную и отзывчивую Шен Те. Под оригинальную музыку брехтовского соавтора Пауля Дессау, которую практически без остановок на сцене вживую исполняет ансамбль, актёры даже не играют, а вытанцовывают и пропевают зонги и целые фрагменты текста звучат на немецком в стиле кабаре грустную историю о том, что невозможно остаться в нашем мире безукоризненно-добрым человеком. Перепробовав всё, даже превратившись в жестокого «кузена» Шуй Та, чтобы защитить себя, Шен Те будет яростно требовать от богов, чтобы они уничтожили всех злых людей и помогли добрым. Но это так не работает — добро и зло, как инь и ян, сливаются в каждом из нас: да и Шен Те к концу пути превращается в жутковатый микс из придуманного ей злобного «кузена» и прежней, доброй себя.
Простодушием девушки готовы пользоваться все кому не лень. Даже ее возлюбленному, безработному летчику Янг Суну, от нее нужны только деньги. Она все видит, но не может никому отказать. И тогда Шен Те приходит в голову идея переодеться в мужчину и представляться собственным двоюродным братом. Ее субличность, братец Шуи Та, — человек жесткий и решительный. Прикрывшись такой маской, Шен Те в один счет поправляет свои финансовые дела. Действие, как в большинстве пьес Брехта, переплетено с остроумными, мгновенно запоминающимися песнями-зонгами. Среди них был и «Бараний марш», написанный Брехтом через два года после завершения пьесы, в 1943 году, как пародия на нацистский марш. Шагают бараны в ряд,Бьют барабаны. Кожу для них даютСами бараны. Приступая к репетициям в 1963 году, Любимов понимал, что без скандала, возможно, не обойдется: в происходящем на сцене угадывалась рефлексия на тему советской действительности. Но режиссер не изменил ни строчки — ни в диалогах, ни в песнях. Закрыть «Доброго человека» не смогли — этому помешали другие поклонники спектакля из самых высокопоставленных кругов. Музыку к постановке написали Борис Хмельницкий и Анатолий Васильев. Васильев, кстати, был одним из первых исполнителей роли Янг Суна. На тот момент ему было всего 17 лет. Впрочем, все остальные артисты были не сильно старше. После того как легендарный Константин Симонов опубликовал комплементарную рецензию на спектакль в «Правде», стало ясно: во-первых, это не просто подающая надежды молодежь, а во-вторых, спектакль будет жить. Вскоре Любимов убедил администрацию Щукинского училища позволить засчитать ребятам спектакль в качестве дипломного — обычно это происходило только на четвертом курсе.
Притча о добром человеке в интерпретации Юрия Бутусова
Первые гастроли Московского драматического театра имени Пушкина в Лондоне завершились в субботу, 9 февраля. Театр Пушкина стал моим любимым театром. В 2019 году у нас были большие гастроли в Лондоне: в центре «Барбикан» играли четыре спектакля — «Добрый человек из Сезуана», «Вишневый сад», «Материнское поле» и постановку о Камерном театре. Легендарным спектаклем «Добрый человек из Сезуана», сыгранным на сцене Театра оперетты, в Киеве открылись большие гастроли московского Театра на Таганке. Цена билета на спектакль «Добрый человек из Сезуана» в Театре Пушкина в Москве: от 400 до 6000 рублей.
Добрый человек из Сезуана
Добрый человек из Сезуана, покупка билетов онлайн или по телефону, дата проведения 17 мая 2024. от 2000 рублей. Стартуют гастроли 5 апреля спектаклем «Добрый человек из Сезуана» по известной пьесе-параболе немецкого драматурга Бертольта Брехта в постановке одного из самых ярких современных режиссеров – Юрия Бутусова. Пьеса Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана», давно ставшая культовой для театрального мира и заново переведенная для нашего театра Егором Перегудовым. Но «Доброго человека из Сезуана» поставил Бутусов, и это уже было как минимум интересно.
Фестиваль «Золотая маска» завершит постановка «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова
Не хочу использовать слово педагогика или методология. Я влюблен в этого шамана, это кумир мой, человеческий и творческий ориентир. Юрий Николаевич честен перед самим собой, и я не понимаю, откуда он черпает ресурсы, чтобы сохранить свою позицию. Мне кажется, зрители идут в театр именно на эту честность и настоящесть. Газета «Республика Татарстан» «Юрий Бутусов приближает пьесу к джазовому ритму, благодаря чему удаётся содержание перенести в плоскость изысканной, но едкой сатиры.
Действие, начинавшееся с почти комической ситуации, переросло в такую драму с неожиданно концовкой... Сначала, первые минут 15, показалось скучновато, когда героини ворчливо переговаривались. Но потом, когда начали появляться другие действующие лица и пошло развитие событий, было захватывающе, смешно. Все играли замечательно. Спектакль весьма символичен, все в спектакле чт0-то символизирует: декорации, смена платья главной героини, проекции на заднем фоне сцены. Также спектакль будет интересен людям, знающим немецкий язык, так как во время спектакля звучат песни на немецком и даются субтитры на русском языке. Поднимается извечная проблема добра и зла, несправедливости жизни и чрезмерной требовательности богов к простому человеку. Я в восторге! Спектакль лёгкий, смешной, весёлый! Все актёры хороши! А Сергей Лазарев в роли дамы просто шикарен! Имея хорошую мужскую фигуру великолепен в женском платье! Особенно в первом акте! Рекомендую покупать билеты, которые поближе к сцене, дабы насладиться мимикой актёров и Сергея в частности! Пошли на спектакль посмотреть именно на Бочкина. И не пожалели. Как всегда-он потрясающий,его энергетика зашкаливает. Спектакль понравился. Но думаю,что все-таки он расчитан на публику более старшего возраста. В постановке хороший юмор,прекрасная игра всех актеров. Содержание соответствует известной книге. И даже герои спектакля несколько напоминали персонажей известного детского фильма, чем вызвали желание пересмотреть кино. Актеры просто молодцы! Мне кажется это очень сближает спектакль с маленькими зрителями. Зал был полный! Была с ребёнком 5 лет-смотрел внимательно, не устал. Много было детей школьного возраста. Но все как заворожённые смотрели на сцену и сопереживали героям. Замечательный спектакль, дети в восторге. Очень понравились декорации и музыка. Спасибо всем огромное. Евгений был а 01 октября на Любовь. В нем нет пробелов, скучных пауз. Актеры музыкальны, пластичны. И поёт хорошо, и играет неплохо. Драматизма, ему, правда, не хватает. Но в этом спектакле таких моментов очень мало. Посмеялись от души, отдохнули. Рекомендую, однозначно!!! Но, могу с уверенностью сказать, что это лучшее, что я смотрела за последнее время. Спектакль не оставляет вопросов, он дает исчерпывающие ответы. Внимательный зритель поймет все, все переживания, все детали!!! Это просто невероятное зрелище, всем советую, это станет интересным опытом! Очень понравилось, прекрасные актёры , постановка немного не хватило музыки в первом отделении. В целом получила удовольствие , спасибо большое p. В этот день был юбилей Шекспира -400 лет, но почему-то об этом событии никто не упомянул со сцены. Были на спектакле вместе с мужем. Прекрасный спектакль. Великолепная игра актеров. Всем рекомендую посмотреть. Посмеялась от души, и даже несмотря на то, что к концу первого - началу второго действия "как быстро все переменилось" и стало трагично, все равно по итогу это комедия, и я второй день пребываю в отличном настроении. Порадовало, что в спектакле играли именно те, кого ждала - Виктория Исакова и Таисия Вилкова если верить инстаграму Таисии - это был ее первый выход в роли Геро. Виктория бесподобна! А еще парочка приставов-полицейских Сергей Миллер и Игорь Теплов здорово создавали настроение! Хотя знала, на что иду, поначалу не могла отделаться от мысли "А что бы сказал Шекспир? Даже не ложка - капли дегтя. Сначала слегка шокировала сцена близости Борачио и Маргарэт, а потом еще смущал изрядно раздетый Бенедикт. В общем для меня оказалось слишком много беспортошных мужчин! И да, театр небольшой, и в партере такой маленький угол наклона, что даже я, будучи высокой, и сидя в восьмом ряду, извертелась, чтобы лучше видеть! В антракте сходили в разведку - решили, что тут теперь только бельэтаж, а то и балкон! Но это незначительные детали. Спектакль замечательный - еще раз огромное спасибо и браво! Символизм, пластика, эротичность, неожиданная, казалось бы, для этой пьесы, но в этом спектакле органичная. Даже Гаев у Мирзоева интересен, в отличие от всех многочисленных постановок, которые я видел. Задумался о многих вещах в этой пьесе, которых раньше не замечал. Актеры великолепны все, музыка - отдельный персонаж. Очень сильное впечатление. Несмотря на дорогие билеты, через некоторое время обязательно пойду еще раз. Мирзоев - театральный гений нашего времени. Могу высказать все в двух словах - полный восторг! Игра артистов великолепна! Понравилось абсолютно все! Игра, постановка, сценарий, декарации и находки режиссера. Совершенная беспощаность к действительности. Очень понравилось всем, и детям и взрослым. Хорошие костюмы, декорации, музыка, актеры играют отлично, без скидки на дневной детский спектакль. Джон Сильвер был особенно хорош, по мнению всей семьи. Также импонирует то, что в театре не продается никаких китайских игрушек, в буфете можно купить сок и бутерброд если вы стараетесь не покупать чипсов и газировку. Остались очень приятные впечатления. Актеры поработали на славу, смотрелось легко! Этот спектакль для тех кто хочет весело провести время, посмеяться и уйти с хорошим настроением!!! Артисты играют замечательно! Спасибо театру за такую прекрасную комедию!!! Я не являюсь офисным работником, но персонажи пьесы универсальны - современные люди в ситуации стресса, умеющие льстить, когда необходимо, грубить, выкручиваться, способные подсидеть коллегу и ненавидеть, улыбаясь в лицо. Спасибо за прекрасный вечер. Актёрам браво!!! Просто восторг. Такая отдача актеров, что невозможно оторваться от происходящего на сцене. Два часа пролетели незаметно, Дети и мы в полном восторге. Очень советую посетить данный спектакль. Замечательные декорации- простые, но какие функциональные. Большое спасибо за такой великолепный спектакль. Артисты со своей задачей удачно справились. Было смешно. Впечатления от просмотра хорошие. Вечер провели с удовольствием. И если представится возможность, посмотрю еще раз. Изящно, красиво, прекрасная игра актеров. Очень понравилось все! Живой звук на высоте!!! Смотрели на одном дыхании. Обязательно схожу на спектакль ещё и с мужем, он должен это увидеть!
Пьеса Бертольта Брехта, давно ставшая культовой для театрального мира, вновь обрела актуальное звучание в постановке одного из самых ярких современных режиссеров — Юрия Бутусова. Начало в 19:00. Программа Спектакль «Добрый человек из Сезуана» — это история о проститутке Шен Те, неожиданно обласканной богами.
Сценический мирок спектакля «Добрый человек из Сезуана», созданный Бутусовым, кажется бессмысленным и беспощадным. Мрачноватые, детализированные декорации, эпические зонги Брехта, которые вплетаются в музыкальный строй постановки и транслируются на экране за сценой бегущей строкой, оказываются не более чем «абырвалгом» — кажется, человеку остаётся лишь покориться этому всепоглощающему абсурду. Но Шен Те, которую сыграла Александра Урсуляк, упорно противостоит реальности — чтобы спасти если не целый мир, то хотя бы себя саму.
Мероприятие
Добрый человек из Сезуана / Театр на Таганке | "Космос", "Человек и Джентльмен", а также на сцене Филиала - "Последний аттракцион". |
Добрый человек из Сезуана. Театр им.Пушкина.23.11.2015. | На гастролях в Рязани «Доброго человека» зрители не приняли и уходили во время представления. |
Премьера «Доброго человека из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова | Сюжет Валерии Чернышевой о спектакле "Добрый человек из Сезуана"Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, который был показан в Новосибирске 14 и 15 декабря 2013 г. в рамках X Международн. |
Добрый человек из «Маяковки» | В этом списке у «Доброго человека из Сезуана» особое место. |
Гастроли московского театра в Лондоне прошли с аншлагом и овациями | просмотрите отзывы путешественников (109 шт.), реальные фотографии (125 шт.) и лучшие специальные предложения для Москва, Россия на сайте Tripadvisor. |
ДРУГИЕ СПЕКТАКЛИ
- Новости партнеров
- Театр Пушкина покажет «Добрый человек из Сезуана»
- Ощущение осени: День святого Никогда в Театре Пушкина –
- Спектакль «Добрый человек из Сезуана» в Театре имени А. С. Пушкина
- Старые зонги о главном - Анна ЧУЖКОВА
- Добрый человек из Сезуана
Интересные факты о спектакле «Добрый человек из Сезуана»
Добрый человек из Сезуана (Театр имени Пушкина) — Википедия | Шен Те, добрый человек из Сезуана, в исполнении Александры Урсуляк. |
10 причин посетить спектакли Московского театра имени Пушкина в ТБДТ | Первые гастроли Московского драматического театра имени Пушкина в Лондоне завершились в субботу, 9 февраля. |
Спектакль «Добрый человек из Сезуана» в Театре имени А. С. Пушкина
Эмоциональное повествование о том, как один человек использует другого, обрамляется чудесными мелодиями, созданными Паулем Дессау, исполняемыми оркестром во время постановки. В 2014 году постановка награждена премией «Золотая Маска» в номинации «Лучшая женская роль», которая была исполнена актрисой Александрой Урсуляк. Прекрасность репетиций Бутусова — в том, что в этом варятся все. Мы все проходили это: все попробовали, все побыли смешными и беспомощными. Сначала, конечно же, страшно безумно, но потом ты уже не боишься ничего.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И.
Впрочем, новизна постановки Юрия Бутусова — отнюдь не в «апдейте» текста, а в оригинальной трактовке истории проститутки Шан-Те, разочаровавшейся в своем стремлении облагодетельствовать всех и вся. Сценический мирок, созданный Бутусовым, кажется бессмысленным и беспощадным.
Мрачноватые, детализированные декорации, эпические зонги Брехта, которые вплетаются в музыкальный строй постановки и транслируются на экране за сценой бегущей строкой, оказываются не более чем «абырвалгом» — кажется, человеку остается лишь покориться этому всепоглощающему абсурду.
Пока вдруг не появляется её двоюродный брат Шуй Та, который отлично умеет говорить «нет». С одним антрактом. В состав исполнителей могут быть внесены изменения без дополнительного уведомления.
Спектакль «Добрый человек из Сезуана» в Театре Пушкина
При всем обилии актерских работ, спектакль очень графичный, в нем выверена каждая деталь. Важен голос каждого персонажа, который в определенный момент сам начинает солировать. Приезд такого театра в Казань, да еще с подобным спектаклем — настоящее событие, — поделился мнением Нияз Игламов. Он добавил, что немного билетов еще осталось — так всегда бывает, сначала, как только люди узнают о столь значимых гастролях, основная масса билетов сметается театралами. После они докупаются понемногу, как случилось и в этот раз. Сначала я, конечно, испугалась, но доверие такого режиссера придало мне сил. Все актеры играют в спектакле на немецком, по их признанию, впервые. Не отвлекает ли это зрителя от действия на сцене? Артисты недоуменно ответили, что не знают — они-то видят все со сцены, а не и из зала. К слову, он хорошо высказался и в ответ на вопрос, не страшно ли им играть в дни, когда эпидемия еще не отступила: — После 90-х уже ничего не страшно.
В те годы, когда после представления в зале зажигался свет, мы видели, что зрителей меньше, чем актеров на сцене. И все участники встречи были уверены — аншлаг в театре ожидается и при 70-процентной разрешенной заполняемости.
Здесь есть выразительные и причудливые инсталляции, а изображения представляют собой секретные послания, которые зрители должны раскрыть. Сценография вторит основному мотиву постановки — мрачное пространство, чрезвычайно детализированное и при этом кажущееся бесконечным, захлестнет его обитателей. Эпичные песни Брехта, исполненные на немецком языке и сопровождаемые субтитрам, транслируемыми бегущей строкой на экране позади сцены, лишь подчеркивают отчужденность мира.
Пьеса-парабола, которая в переводе звучит как «Добрый человек из Сычуани», написана в злободневном 1941 году. История о трагической судьбе единственного доброго человека на земле, стала ярким воплощением теории эпического театра, которая редко получает удачное воплощение. Юрий Бутусов выводит на сцену театра им. Пушкина музыкантов, которые аккомпанируют актёрам во время исполнения зонгов.
Песни звучат на немецком языке, а перевод транслируется на видео-полосе. Музыка неоклассика Пауля Дессау добавляет в постановочную канву особенного лирического драматизма. Хотя спектакль больше тяготеет к гротескной трагедии, где за яркими вспышками скрывается тягостное признание режиссера в обреченности доброты. При этом Юрию Бутусову удаётся переместить действие в условный рисунок кабаре, не утратив масштабности повествования. Распахивая внутренность сцены с колосниками, крутыми лестницами, проёмами и чёрными кулисами, режиссер перемещает зрителя в фантастический мир, где всё иррационально. Источник фото: сайт театра На таком фоне будут разыгрываться картинки из биографии проститутки Шен Те, обласканной богами за свою неиссякаемую доброту. Пытаясь хоть как-то обезопасить себя от людей, Шен Те перевоплощается в своего выдуманного двоюродного брата. Но даже его жёсткость не спасает несчастную от гибели.
Ну и Любимов с нами согласился и включил ещё русских поэтов.
А потом мы ходили к Андропову. Китайская тема как-то предопределила ваше позитивное восприятие любимовского театра? Китайская тема здесь ни причём. Ведь спектакль был по существу посвящён советской теме. Просто понравился сам спектакль «Добрый человек…», который Любимов ещё до появления Театра на Таганке как такового ставил на сцене Дома литераторов. И когда Васильев предложил привести к нам художественного руководителя этого театра, нам стало просто интересно и захотелось встретиться. Неужели Любимов не мог сам догадаться, что надо сделать список имён, так сказать, более интернациональным? Все руководители нашего государства и партии были настроены против евреев. Мы старались объяснить это Любимову и хоть этим ему помочь.
И тогда же мы устроили ему встречу с Андроповым. Андропов его принял хорошо, потому что хорошо относился к Любимову. Дело в том, что сын и дочь Андропова хотели поступить в Театр на Таганке. А их туда не брали. И Андропов был за это благодарен. И Любимов их так никогда и не взял к себе на работу. Андропов тогда был моим непосредственным начальником. Я был его консультантом по Китаю. КГБ и ошибки Минкульта — А как была организована эта встреча?
У нас в отделе между референтами, консультантами и руководством сложились откровенные отношения. Мы открыто обсуждали все проблемы и темы. Андропов боялся только одного: чтобы всё, о чём мы говорим внутри отдела, не выносилось нами наружу. Такой страх у него был. И мы, конечно, о наших разговорах с Андроповым нигде не рассказывали. Вроде, вы и так Любимову всё объяснили, про евреев рассказали. В чём мог помочь секретарь ЦК? А другой раз я помогал Любимову со спектаклем «Высоцкий», который Юрий Петрович поставил после смерти поэта, в его день рождения. И его запретило Министерство культуры.
Любимов не мог найти общего языка с Сусловым. А это ему советовали его друзья по театру. А я знал Суслова хорошо, потому что не раз ездил с ним в разные командировки. И я сказал, что к Суслову обращаться бесполезно, так как он стопроцентный сталинист. И что надо обращаться опять же к Андропову, который к тому времени был уже председателем КГБ. И те глупости, которые делал Демичев, министр культуры, приходилось расхлёбывать именно КГБ. И я предложил ему свою помощь. Мы поехали к Капице. Пётр Леонидович дал нам вертушку.
Любимов позвонил по вертушке Андропову, но того не было на месте. Но сказали, что он через полчаса будет. Через полчаса Любимов позвонил ему ещё раз. Андропов разговаривал с ним очень подробно. Это была пятница. И сказал, мол, приходите завтра в Министерство культуры и там всё решат в вашу пользу. А они будут на работе? А у Андропова, как оказалось, во время этого разговора сидел Филипп Денисович Бобков. Бобков на следующий день всех собрал в Министерстве культуры.
Туда же приехал Петр Нилович Демичев. И там было решено спектакль дать. К тому же в те дни в Москве находилась Марина Влади. И нам было бы очень невыгодно, если бы случился международный скандал, или хотя бы скандал между КПСС и французской компартией, к которой она была относительно близка, являясь к тому же членом президентского совета Общества «Франция-СССР». Решили дать спектакль один раз. Потом уже больше не разрешали. Только в январе 1982 года. И лично ему было всё равно. Был такой случай, когда Любимов жил уже на Западе, лишённый гражданства.
И у него произошла встреча с Губенко, когда тот приезжал в Мадрид. И тогда была такая проблема. Центральный Комитет был за то, чтобы разрешить ему приехать. Хотя бы дней на десять. С Александром Яковлевым, руководившим тогда уже отделом пропаганды ЦК, был об этом договор. Но Яковлев тоже говорил, что всё зависит от того, как к этому отнесётся КГБ. Я отправился к Бобкову. Тот меня спрашивает: «Как Любимов относится к Андропову? Считает Юрия Владимировича хорошим человеком».
И КГБ не стало возражать против приезда Любимова на десять дней. И он приехал. Жил всё это время у меня, уже здесь, в этой квартире на Красной Пресне. Мне тогда даже пришлось взять отпуск на работе, тоже на десять дней. Это была какая-то оппозиция, внутрипартийная группа? Или это была просто группа прогрессивно мыслящих цэковцев? Дело в том, что в том «андроповском» отделе собралась достаточно разнообразная публика. Но большинство её прошло через незадолго до того созданную в Праге редакцию журнала «Проблемы мира и социализма». У меня в отношении Любимова была своя позиция.
Схожая с позицией Бовина, с которым мы были очень дружны. С Арбатовым мы познакомились, когда я ещё работал в «Правде», а он - в журнале «Вопросы философии». Обе редакции находились в здании комбината «Правда» на одноимённой улице, и поэтому мы виделись часто. Арбатов тоже принимал деятельное участие в помощи Таганке. Ведь, если не ошибаюсь, вы работали ещё в первом составе редакции журнала «Проблемы мира и социализма» с 1958 по 1959 год, когда редактором был Румянцев? Я поехал на три месяца. А потом Румянцев меня уговорил остаться ещё. И Виталий Корионов тоже уговаривал. Корионов ко мне очень хорошо относился и не хотел отпускать даже по прошествии этого года моего пребывания в Чехословакии.
Без экзаменов. Человек двадцать. В дальнейшем бывало и больше. На каком языке общались? Русский учили по мере возможности. Сам главный редактор Румянцев не знал ни одного иностранного. Виталий Корионов знал французский. Многие знали русский. Хорошо знал француз Канапа.
Впоследствии его избрали в секретарит ЦК компартии Франции. Когда он работал в Праге, его женой была наша же сотрудница по фамилии Зайцева. Она работала в редакции машинисткой. Потом они развелись. Интеллигентные марксисты — А кто еще работал рядом с вами, в одни и те же годы? Но хотелось бы остановиться на Румянцеве. О нем осталось очень много добрых воспоминаний. А странно. Ведь он прошел трудную школу и, по идее, должен был стать, как говорится, «несгибаемым».
С 1953 по 1955 год был заведующим отделом науки и культуры ЦК. С 1955 года до командировки в Прагу в 1958 году был главным редактором журнала «Коммунист». А по возвращении из Чехословакии стал главным редактором «Правды». Там он проработал недолго. Его уволили после публикации статьи «Интеллигенция и партия». Потом стал вице-президентом Академии наук СССР и директором института социологии, из которого вышли известные ученые, в том числе Юрий Левада. Он был очень прогрессивным человеком. Его мировоззрение совершенно не было консервативным. И такое часто случалось.
Вот, например, у меня был приятель Лю Бинь-янь. Известный китайский коммунист. В свое время он был заклеймён как «правый элемент буржуазии». В годы китайской культурной революции его обвиняли как контрреволюционера. Уже при Дэн Сяопине его фактически выслали из Китая. Он поехал в Америку по приглашению, а обратно его уже не пускали. Только недавно его прах разрешили перевезти на родину. Так вот он до самой смерти оставался марксистом. Что это за взгляды?