А 28 января (8 февраля) 1724 г. был опубликован сенатский указ об учреждении Санкт-Петербургской Академии наук. А вот богатую историю Академии наук и художеств, а сегодня Российской академии наук, рассказала главный библиотекарь отдела комплектования и библиотечной обработки документов Анна Хромцова.
Рождение академической науки в России
Стала быстро расти сеть научных учреждений Академии и Академии наук союзных республик.К концу 1950-х годов в Академию наук входило 12 филиалов. Мы продолжаем наш февральский марафон публикаций, посвященных 300-летию Российской академии наук, которое будет отмечаться в следующем году. После постройки Академии наук и курьезных художеств получает статус "Академии" 24-го июля (4 августа) 1747 года. году подписал указ о создании Петербургской академии наук. По проекту это было учреждение, которое совмещало в себе и научные, и образовательные функции.
История создания Российской академии наук
Юридический факультет. При оном академик третьего класа, который науки практики, яко политику, этику и право натуры, учит быть может, аще же еще похощется славного, правам искусного человека притом определить, оное бы толь наилутче было. Медицынский факультет совершенно из второго класа, сиречь анатомика, химика и ботаника, сочинен быть может. Факультет филозофской не может в совершенстве больше сего быть, ибо академик матезеос сублимиорис может професором логики и метафизики и математики генеральной быть и притом же физику генеральную и экспериментальную учить, а протчие собственные части математики можно протчим академикам первого класа, яко астроному и механику, розделить. Гуманиора, яко элоквенцию, студиум антиквитатис и гисторию, обучать могут к тому определенные члены третьего класа. Помянутые и в некоторые класы розделенные академики обязаны будут в своей науки ежедневно один час публичные лекции иметь, как в протчих универзитетах. Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено. Однакожде не надобно ему токмо ради корысти вельми много коллегиев держать и тем протчим своим наукам и розмышлениям вред чинить. А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторое малое искуство филозофии и математики имеют. Того ради весьма нуждно, дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованием снабдены, которые со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют. И понеже помянутые младые люди, под дирекциею академиков, без своих убытков наукам обучатся и притом ежели себя хорошо ведут и некоторые пробы искуства своего объявят надежду имеют произойти и учителям своим наследовать; и тако подобает, чтоб оне за такую добродетель благодарствовали.
Того ради имеют оные тех, которые учиться начинают, первым фундаментам наук обучать, дабы и те со временем учениями академическими пользоваться могли. И таким образом можно б, без великих убытков, намерение нижней школы изполнить. Надлежит по два человека еще прибавить, которые из словенского народа, дабы могли удобнее русских учить, а каких наук написать именно. Аще же его императорское величество ныне или со временем сему собранию такую привилегию пожаловать соизволит, чтоб они тем, которые в науках произошли, градусы академиков давать могли, сие бы вельми к возращению ее служило. Но чтоб сие здание непременно и полезно было, то имеет оное токмо под ведением императора, яко протектора своего, быть и само себя править, еже учиняется, когда из оных или непременный президент или попеременно один по другому каждый год или полгода выбирается. Ученые люди, которые о произведении наук стараются, обычайно мало думают на собственное свое содержание, того ради потребно есть, чтоб Академии кураторы непременные определены были, которые бы на оную смотрели, о благосостоятельстве их и надобном приуготовлении старались, нужду их императору при всех оказиях предлагали и доходы в своем ведении имели. Надлежит учинить директора и двух товарыщей и одного камисара над деньгами. Но надлежит, чтоб сии доходы достаточны, верны и неспоримы были, дабы оные люди непринуждены больше о своем и фамилии своей содержании старатися, нежели о возращении наук, наипаче понеже все такие люди суть, которым жалованием своим жить надобно, ибо трудно поверить, чтоб кто охоту имел в службе чюжого государя то прожить, что он в своем отечестве имеет. Давать деньги с верхних зачиная. И тако хотя бы как поступать, то однакожде все тое без 20000 рублев зачать невозможно.
А между тем с ним и с кругом лиц, с ним связанных, как раз столкнулся в Германии Пётр, так как Лейбниц и его круг глубоко интересовались Россией, энергично искали возможности с ней столкнуться. К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания. Изобретатели, видные исследователи математики и естествознания, которые работали в областях, близких к жизни, стояли в это время в целом в стороне от университетов.
Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики. Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли. Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в.
В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться. Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в. Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра.
Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей. Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению. Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г.
Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром. Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г. Вероятно, Петру не раз приходилось с этим сталкиваться. Татищев пишет: В 1724 году, как я отправлялся во Швецию, случилось мне быть у его величества в летнем доме; тогда лейбмедикус Блюментрост, яко президент Академии наук, говорит мне, чтоб в Швеции искать учёных людей и призывать во учреждающуюся академию в профессоры.
На что я, рассмеялся, ему сказав: Ты хочешь сделать архимедову машину, очень сильную, да подымать нечего и где поставить места нет. Его величество изволил спросить, что я сказал, и я донёс, что ищет учителей, а учить некого, ибо без нижних школ академия оная с великим расходом будет бесполезна. На сие его величество изволил сказать: Я имею жать скирды великие, токмо мельницы нет, да и построить водяную и воды довольно в близости нет, а есть воды довольно во отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть для того, что долгота жизни, нашея ненадёжна; и для того зачал перво мельницу строить, а канал велел токмо зачать, которое наследников моих лучше понудит к построенной мельнице воду привести.
Академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями. Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для Академии, университета и гимназий. Перспективные молодые учёные направлялись на учёбу и стажировку в европейские университеты и академии. Прежде всего, это В.
Татищев , а также узкие, но высококвалифицированные специалисты, такие, как геодезист и астроном Ф. Соймонов , адъюнкт по астрономии А. Одним из первых российских учёных начал работать в академии Михайло Ломоносов , который вернулся в 1742 году из заграничной командировки в Германию и впоследствии прославивший российскую науку. В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии. Новый Устав Академии появился при императрице Елизавете Петровне в 1747 г.
Оконешников Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих ни какого попечения не имеют». Далее отмечалось, что в других государствах эти научные учреждения существовали раздельно, независимо друг от друга, не были связаны между собой. В «Проекте... При этом каждый из них состоял из ряда кафедр.
Математический класс включал четыре кафедры - математики, астрономии, географии и навигации, механики. В физический класс входило также четыре кафедры - физики теоретической и экспериментальной, анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс ограничивался тремя кафедрами - красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики.
Российская академия наук празднует 300-летие
Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться. Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в. Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей. Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению.
Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г. Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром. Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г. Вероятно, Петру не раз приходилось с этим сталкиваться. Татищев пишет: В 1724 году, как я отправлялся во Швецию, случилось мне быть у его величества в летнем доме; тогда лейбмедикус Блюментрост, яко президент Академии наук, говорит мне, чтоб в Швеции искать учёных людей и призывать во учреждающуюся академию в профессоры. На что я, рассмеялся, ему сказав: Ты хочешь сделать архимедову машину, очень сильную, да подымать нечего и где поставить места нет. Его величество изволил спросить, что я сказал, и я донёс, что ищет учителей, а учить некого, ибо без нижних школ академия оная с великим расходом будет бесполезна. На сие его величество изволил сказать: Я имею жать скирды великие, токмо мельницы нет, да и построить водяную и воды довольно в близости нет, а есть воды довольно во отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть для того, что долгота жизни, нашея ненадёжна; и для того зачал перво мельницу строить, а канал велел токмо зачать, которое наследников моих лучше понудит к построенной мельнице воду привести.
Академия была создана уже после смерти Петра - при Екатерине I. Мелкие люди, стоявшие у власти, не могли понять планов Петра. При самом её зарождении отлетел от неё тот дух, который мог придать ей силу и значение в государственной жизни того времени. Даже люди, наиболее для неё сделавшие, которые яснее могли понимать её значение при самом её зарождении, считали, что надо образовать не Академию, а университет. Так думал Вольф. И все же в первые годы, когда в неё вошли люди, приглашённые Петром или им намеченные, Академия наук явилась в культурной жизни человечества новой и большой силой.
Бутлеров, Я.
Захаров, Н. Бекетов; биологи К. Бэр, А. Ковалевский, И. Научные исследования и работы академиков и сотрудников академических институтов текущего столетия вошли в золотой фонд мировых достижений. Только список сделанных ими и внесенных в Государственный реестр открытий занимает в справочниках свыше десяти страниц. Выдающиеся заслуги в области физики и химии академиков Н.
Семенова, П. Капицы, Л. Ландау, П. Черенкова, И. Тамма, И. Франка, Н. Басова, А.
Прохорова отмечены Нобелевскими премиями.
В его деятельности поразительно слились торговые, технические, политические и научные интересы. Политическая деятельность Лейбница Лейбниц, как политический деятель, ставил перед собой две основные задачи: борьбу за политическое объединение Германии и защиту международных интересов против Франции и Людовика XIV. В тесной связи с этим стоят проекты Лейбница по объединению церквей. Начало политической деятельности Лейбница совпадает с деятельностью епископа Спинолы. Спиноле принадлежал проект организации немецко-испанской компании по торговле с Индией, для борьбы с торговым преобладанием Голландии. Немецкие государи, поддержав компанию, по мысли Спинолы, должны были заключить союз с Испанией и получить деньги, необходимые для осуществления единства Германии [12]. В 1662 г.
Около того же времени Бранденбургский курфюрст дал членам компании полномочия на переговоры о церковном объединении, которое, очевидно, считалось необходимым условием для процветания торговли и установления политического единства. И для Лейбница, соратника Спинолы, все эти вопросы были тесно связаны. В 60-х гг. Лейбниц уже занят мыслью о создании сильной и единой Германии и о борьбе с Турцией. Раздел Турции откроет путь в Индию и сокрушит господство Голландии над последней. Францию для отвлечения от европейских завоеваний надо втянуть в эту борьбу, прельстив ее завоеванием Египта, о чем в 1672 году Лейбниц подал записку Людовику XIV. Центральная мысль проекта — борьба с торговым преобладанием Голландии, вполне соответствовавшая эпохе английского Навигационного акта, почему Лейбниц рассчитывал и на поддержку Англии. Интересно, что и далекая Московия уже тогда привлекала внимание Лейбница: ей в этом разделе Турции предоставлялся Крым.
Широкий, универсальный характер этого проекта, его связь с развитием мировой торговли — совершенно несомненна. Но планы Лейбница не могли осуществиться. Людовика XIV трудно было прельстить завоеванием Египта: франко-турецкая дружба к этому времени уже обеспечивала французским купцам привилегированное положение в торговле Леванта. Подчинение себе испанского рынка и дальнейшее усиление за счет Германии французская торговая буржуазия рассматривала как свою ближайшую задачу. Англию эти планы Франции гораздо более беспокоили, чем судьба Оттоманской империи. А феодальная Германия не могла увлечься перспективами испано-индийской торговли и идеей политического и церковного единства. Поскольку же известная часть немецкой буржуазии готова была поддержать торговое объединение с Испанией, постольку и для нее очередной задачей была борьба с французскими притязаниями. И Лейбниц был настоящим международным связующим звеном между Академиями и учеными различных стран.
В 1673 году он посетил Лондон и был избран членом королевского общества. В 1700 году он стал членом французской Академии наук. Проект общества наук в Берлине Уже с 1697 года он начал работать для создания такой Академии в Берлине, правильно учитывая значение этого нового государства для будущей истории Германии. И он сразу же указал, что организация такого общества может дать, помимо теоретического изучения астрономии, истории, филологии и т. По словам Лейбница немцы не только изобрели книгопечатание и порох, не только были создателями химии, механики и всех точных наук, но и могут считаться основоположниками европейской промышленности, торговли и навигации. Учреждение королевского общества наук 19 марта 1700 г. Таким образом прусская Академия в отличие от английской и французской с самого начала включала в себя и гуманитарные науки и даже ставила перед собой религиозные, миссионерские задачи. Вряд ли, однако, может быть сомнение в том, что все эти задачи имели под собой почву в стремлении передовых представителей немецкой буржуазии к экономическому и политическому обновлению и усилению Германии.
Опубликованная одновременно с указом об учреждении генеральная инструкция провозглашала короля прожектором над обществом, учреждала совет для управления им и разделяла общество на три отделения: физико-математическое, отделение немецкого языка и литературное, включавшее в себя и историю, священную и светскую. Члены общества разделялись на почетных сотрудников и корреспондентов [17]. Лейбниц был назначен президентом. Кроме него, по происхождению ганноверца, в совет входили придворный проповедник Яблонский, поляк, профессор литературы Куно, француз, и пруссак Рабенер. Руководство было таким образом интернациональным, но цели его оставались национальными. Первые задачи и средства общества Первыми задачами, поставленными перед обществом, были сооружение обсерватории и введение нового календаря. Последнее стояло в связи с тем, что только с 1700 года протестантская Германия перешла к григорианскому календарю. Но средства общества были ограничены.
Это были пошлины с заграничных подорожных, руководство книжным делом и книжной торговлей, право монопольной продажи календаря, устройство лотерей, пошлина с винокурения, и наконец монополия обработки шелка. Ходатайствуя о последней, он указывал на необходимость привлечь к этому делу бежавших из Франции протестантов и выражал уверенность, что развитие этого дела вытеснит с немецкого рынка иностранный шелк [19]. Но это не умаляет значения того факта, что Академия не только выражала тенденции грядущего капитализма, но и сама была капиталистическим предприятием. Деятельность общества и его члены Успехи общества были незначительны. Обсерватория была отстроена только в 1710 году. Общество стало главным образом центром протестантской апологетики. Наиболее видными его членами были: Виньоль, теолог и математик, изучавший хронологию библии; Лакроз, лингвист и ориенталист, горячий протестант, изучавший апокрифы и легенды; Куно — историк литературы; Яблонский, заместитель президента, теолог; его брат, юрист и грамматик, секретарь общества; Кирх — астроном и первый директор обсерватории, которой после его смерти управлял его сын; Фриш — врач и филолог. Лейбниц старался установить связь с миссионерами в Китае и немцами, жившими в Москве, мечтал о химической лаборатории и кабинете редкостей.
Но сам сознавал, что военные обстоятельства и отсутствие средств всему этому мешали [20]. Реорганизация общества в 1710 году С другой стороны, Лейбниц вызывал неудовольствие в Берлине тем, что совмещал свою работу в обществе с должностью библиотекаря и историографа в Ганновере. И реорганизация общества в 1710 году была проведена без его ведома и участия. Новый устав предусматривал разделение общества на 4 класса: 1 физико-медико-химический, 2 математический включая астрономию и механику , 3 немецкого языка включая церковную и политическую историю Германии , 4 литературный включая изучение священного писания. Каждый класс имел своего директора. Директора составляли консилиум. Упадок общества Тем не менее деятельность общества скоро пришла в полный упадок. Капиталистические тенденции были еще очень слабо развиты в Пруссии.
Король Фридрих Вильгельм I, вступивший на престол в 1713 году, все силы тратил на военное дело. Наука с его точки зрения была пустым делом или даже опасным, и общество наук при нем было только терпимо. Его отношение к ученым характеризуется, например, высылкой философа Вольфа, заподозренного в еретичестве. Лейбниц и Петр I Лейбниц не переставал думать об академиях, составляя проекты и для Дрездена, и для Вены, неустанно заботясь о процветании немецкой науки. Но мы видели выше, что в политических проектах Лейбница очень рано стала фигурировать Московия как соучастник общей борьбы против турок. Ее следует вовлечь в общеевропейскую политику. Живо заинтересовывают Лейбница вопросы о происхождении русского языка и его связи с языками других славянских народов, и о населяющих Россию инородцах черкесах, черемисах, калмыках, сибиряках. Заграничное путешествие Петра 1697—1698 гг.
И уже в 1697 году в записке Лефорту-старшему Лейбниц обращается к вопросу о просвещении России. Это: 1 образование специального учреждения для наук и искусств; 2 привлечение иностранцев; 3 ввоз из-за границы книг, редкостей, изящных вещей и т. Изучение языков и обычаев этих народов, в особенности языческих, Лейбниц связывал с задачами христианского миссионерства и проникновения в Китай, настаивал на необходимости для протестантов отнять у католиков эту их исключительную привилегию [23]. Проекты Лейбница относительно турок не имели шансов на успех. Готовясь к борьбе с Францией, европейские государства не думали о турках, а Австрия определенно стремилась обезопасить себя с этой стороны. Петру в ответ на его разговоры об антитурецкой коалиции отвечали советом обратить свои силы против союзника Франции — Швеции. Русско-польско-датский союз против этой державы не вызвал восторга со стороны Лейбница. По мере развития военных действий, он не переставал выражать желаний скорейшего заключения мира, явно не желая расширения русской территории на Западе и продолжал настаивать на том, что задача России — нанести удар туркам.
Через посредство Лефорта, Гюйссена и других лиц и Петр уже знал о Лейбнице, и в декабре 1708 года последний уже по предложению царя составил для него записку о введении в Россию наук. Повторяя здесь в основном свои предложения Лефорту, Лейбниц резче подчеркнул утилитарный, практический характер знаний. В особенности же много он распространяется о пользе технических знаний. Наконец, отбросив разговоры о религиозных миссиях, Лейбниц уже прямо указывает на желательность торгового проникновения Европы в Китай через Россию [24]. Здесь в беседе великий ученый развил перед царем свой план. В первую очередь произвести исследование природы и географических условий страны, ассигновав на это 10000 талеров и поручив руководство этим одному опытному лицу. Затем организация коллегии, которой должно быть поручено руководство школами, науками и искусствами, книжным и бумажным делом, лечебным делом, солеварнями и рудниками, изобретениями и мануфактурами, введение культуры новых растений, новых фабрик, расширение торговли. Средства коллегии должны составляться из пошлин от торговли китайской, балтийской и каспийской, а также от разных привилегий вроде устройства лагерей, открытия ломбардов, банков и мастерских.
Президент коллегии должен быть членом верховных учреждений государства, члены иметь права секретарей царя. Ко всему этому присоединялись проекты заданий для коллегии: улучшения внутренней навигации, судоходства по Днепру, изготовки измерительных приборов для инженеров [25]. Эта грандиозная программа сочетания научной работы с проблемами промышленного и торгового развития в одном учреждении, в которой мы встречаем и многие из проектов Лейбница о берлинском обществе науки, не могла не произвести впечатления на Петра. Программа открывала перед иностранцами широкие возможности использования отсталой страны. Грандиозность проекта делала его осуществление сомнительным. И возможно, что под влиянием возражений и сомнений Петра, Лейбниц стал высказываться за постепенность в деле осуществления. После нового их свидания Лейбниц уже прямо писал о создании Академии наук и рекомендовал для начала озаботиться организацией библиотеки и кабинета редкостей [26]. Царь, окончательно плененный Лейбницем, дал ему чин тайного юстиц-советника и пенсию в 2000 гульденов, рассчитывая и в дальнейшем пользоваться его советами.
В то же время Лейбниц, уже предвидевший примирение Англии с Францией, настаивал в Германии на союзе немецких держав с царем для противодействия Франции. Развитие европейской торговли, повсеместная борьба за торговые пути не могла не отразиться на этом государстве, давно уже связанном торговыми сношениями с Западом, но ограниченном в своих сообщениях Архангельском и Белым морем. Борьба за Черное и Азовское море, недоконченная и оставленная, длительная и увенчавшаяся успехом борьба за Балтийское море, связанная с этим необходимость реформы военного дела, создание флота, появление крупной мануфактуры и металлургических заводов — все это как будто выдвигало на переднюю линию торговую буржуазию. Выдвижение худородных, создание буржуазной администрации, борьба против знати вызвали соответствующую оценку петровской политики у историка-купца. Но вся реформа, включая и развитие промышленности, проводилась не только на старой социальной, в основе крепостной, базе, но и с дальнейшим закрепощением масс. А перед этим сословием даже легшие на него тяготы — в частности повинность военной службы — открыли новые возможности.
Научные поиски первых членов академии привели к тому, что в России начали открываться исследовательские лаборатории и музеи, университеты и обсерватории. Страна уверено взяла курс на науку и образование. Первопроходцами в академии тогда стали выдающийся математик и механик Леонард Эйлер, астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль, физик Даниил Бернаулли. Все они передавали свои знания дальше. Среди выпускников, получивших блестящее образование, был химик Василий Михайлович Севергин, математик Семён Кириллович Котельников, зоолог, ботаник Иван Иванович Лепёхин. Труды этих и других академиков стали основой отечественной науки и образования.
Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет (1724 год)
300 лет назад, 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года, был опубликован указ Правительствующего Сената, согласно которому по распоряжению императора Петра Великого в Санкт-Петербурге учреждалась Академия наук и художеств. 8 февраля 1724 года была основана Петербургская Академия наук. Учреждение Академии наук в России стало закономерным результатом проведения реформ. Внимание проблеме просвещения уделялось русским царем уже на первых этапах внедрения преобразований.
Пётр I – создатель Российской академии наук
Так, 8 февраля 1724 года по велению императора была образована Академия наук и художеств, учиться в которой, по указанию Петра, дозволено было отрокам не только дворянского происхождения, но и других сословий. А 28 января (8 февраля) 1724 г. был опубликован сенатский указ об учреждении Санкт-Петербургской Академии наук. 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге, как она называлась до середины XVIII века, была основана указом Петра Великого 8 февраля (28 января) 1724 года. Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. 28 января (8 февраля) 1724 г. указом Правительствующего Сената был введён в действие именной указ императора Петра I от 22 января (2 февраля) 1724 г. об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук.
Зарождение и становление главного научного учреждения страны
- Другие статьи раздела
- Российская академия наук
- Молодежные сайты Кубани
- История создания Петербургской академии наук
- Пётр I – создатель Российской академии наук
Пётр Первый - создатель Российской академии наук
На сие его величество изволил сказать: Я имею жать скирды великие, токмо мельницы нет, да и построить водяную и воды довольно в близости нет, а есть воды довольно во отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть для того, что долгота жизни, нашея ненадёжна; и для того зачал перво мельницу строить, а канал велел токмо зачать, которое наследников моих лучше понудит к построенной мельнице воду привести. Академия была создана уже после смерти Петра - при Екатерине I. Мелкие люди, стоявшие у власти, не могли понять планов Петра. При самом её зарождении отлетел от неё тот дух, который мог придать ей силу и значение в государственной жизни того времени. Даже люди, наиболее для неё сделавшие, которые яснее могли понимать её значение при самом её зарождении, считали, что надо образовать не Академию, а университет. Так думал Вольф. И все же в первые годы, когда в неё вошли люди, приглашённые Петром или им намеченные, Академия наук явилась в культурной жизни человечества новой и большой силой. Среди разрухи русской государственной жизни в первые десятилетия после Петра высокий уровень работы Академии не удержался. Условия жизни были тяжелы.
Лучшие учёные ушли, новые назначения были неудачны. Долгие годы Академия переживала эпоху упадка - она с трудом, как и другие реформы Петра, приспособлялась к новым условиям русской жизни. При начале царствования Елизаветы была даже опасность самого её сохранения. Но Академия пережила безвременье и пережила тем, что никогда в ней не прекращалась научная работа и научная жизнь, она всегда оставалась самым сильным научным творческим, центром в русской жизни. История Академии наук выходит за пределы моих лекции. Я хочу остановиться здесь только на тех сторонах её деятельности, которые имеют отношение к развитию точного и описательного естествознания, и на научной творческой работе в этих областях знания в нашей стране. Эта работа - помимо общих государственных и общественных условий - тесно связана 1 с теми людьми, которые ведут научную работу данного государства и 2 с теми научными учреждениями, которые дают возможность её вести. Остановимся на этих сторонах деятельности Академия наук вплоть до начала царствования императрицы Елизаветы Петровны , до 1740-х годов.
Не будет преувеличением считать, что вся научная жизнь страны и вашего общества в это время сосредоточивалась или так или иначе была связана с императорской Академией наук. Набрасывая её историю, мы набрасываем историю научного творчества России или в России. Прав вообще один из историков Академии наук, который с гордостью говорил в XIX в. Скажу даже более: нет ни одной Академии, которую в этом отношении можно было бы даже сравнивать с нашею. Значение Академии наук сказалось немедленно после её основания. И, несомненно, в первой половине XVIII столетия само её основание являлось могучим орудием научной работы.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Инновации и технологические разработки Российской академии наук Обзор инновационных проектов и технологических разработок, проводимых Российской академией наук, их влияние на развитие науки и экономики.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Проблемы и вызовы перед Российской академией наук Анализ основных проблем, с которыми сталкивается Российская академия наук в современных условиях, вызовы для научных исследований и развития. Контент доступен только автору оплаченного проекта Образовательные программы Российской академии наук Описание образовательных программ, проводимых Российской академией наук, их цели, направления и влияние на подготовку научных кадров. Контент доступен только автору оплаченного проекта Экспертные оценки деятельности Российской академии наук Анализ экспертных оценок и рейтингов деятельности Российской академии наук, оценка эффективности научных исследований и их влияния на общество. Контент доступен только автору оплаченного проекта Будущее Российской академии наук Прогноз развития Российской академии наук, перспективы научных исследований, влияние на общество и науку в будущем. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов.
Сто лет назад, 14 апреля 1923 года, в Петрограде было основано Издательство Российской академии наук сегодня ФГБУ «Издательство «Наука» , ставшее одной из авторитетнейших издательских организаций страны и мира. Первым руководителем издательства был академик Александр Ферсман, а первым изданием, выпущенным в свет издательством, стал вышедший в конце 1924 года очередной том «Известий Российской академии наук». Выпуск научных трудов и журналов стал одним из важнейших направлений деятельности Академии по популяризации и внедрению результатов научных работ, а следовательно, и фундаментальной науки в СССР.
Пётр позволил обучаться в Академии всем желающим и способным, независимо от знатности происхождения их рода. Российская Академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Но уже с XIX века Петербургская академия наук начала полагаться на национальные кадры. Первым учёным мирового масштаба, имевшим российское происхождение, стал академик Михаил Ломоносов, обогативший науку фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии и внёсший вклад в языкознание.
История в лицах
В 1726 году он в Петербурге. Учится в Академической гимназии. А вскоре, в 1727 году, В. Адодуров уже студент Академического университета. Именно здесь он обратил на себя внимание известного швейцарского физика и математика Даниила Бернулли. Этот талантливый ученый, один из создателей кинетической теории газов, разглядел в русском пареньке выдающиеся математические способности. С 1731 года В.
Адодуров активно работает как переводчик при Академии наук. Благодаря его плодотворной работе на русский язык были переведены труды немецкого ученого Г. Байера, научные работы Крафта и Эйлера. В этом же году Василий Евдокимович принимает самое активное участие в составлении немецко-латино-русского словаря и пишет в рамках этой работы «Краткий очерк русской грамматики на немецком языке». При этом он не забывает заниматься математикой, где его наставником является великий ученый с мировым именем Леонард Эйлер. До него русских фамилий в списке действительных членов Академии наук не было.
В 1736 году Адодуров впервые встретился с М. Василий Евдокимович осуществлял надзор за учениками, которые приехали из Москвы для учебы в Академическом университете. Среди этих студентов находился и Михаил Ломоносов. Под руководством Адодурова юноши изучали немецкий язык, историю, географию, латынь и, конечно, математику. Михаил Васильевич в этих науках прилежания особого не показал, зато вполне преуспел в физике, химии и минералогии. В 1739 году Адодуров чуть было не попал в лапы Тайной канцелярии.
В то время он был назначен для перевода бумаг к А. Артемий Петрович Волынский исполнял должность кабинет-министра при императрице Анне Иоанновне и в результате интриг Э.
Учреждение Академии наук было одним из важнейших элементов глубокого обновления страны, начатого реформами Петра I. Необходимость развития науки и образования диктовалась потребностями роста промышленности, транспорта, торговли, повышения культуры народа, задачами укрепления Российского государства, его внешнеполитических позиций. Решение этих прежде всего экономических проблем было невозможно без изучения и освоения природных богатств страны.
Поэтому в XYIII - начале ХХ века Российской академией наук организуются экспедиции с целью изучения территории, хозяйства, природных богатств, населения, исторических памятников Российской империи. На изучение Южного Урала в 1768-1774 годах были направлены экспедиции академика Петра Симона Палласа, немецкого ученого, который в 1767 году по приглашению правительства прибывает в Россию и возглавляет академическую экспедицию по исследованию юго-восточных окраин России.
Беллинсгаузен и М.
Лазарев открыли Антарктиду. В течение 1-й пол. Академики М.
Остроградский и В. Буняковский сделали ряд крупных открытий в математической физике и в области интегральных исчислений, В. Петров, Э.
Ленц и Б. Якоби - в учении об электричестве, К. Бэр - в области эмбриологии.
Археографическая экспедиция АН 1828-1834 провела огромную работу по собиранию, изучению и изданию важнейших исторических письменных памятников. Трудами К. Калайдовича , П.
Строева , А. Востокова в 1834 г. С 1887 г.
АН существенно расширила связи с российскими и зарубежными научными учреждениями и ун-тами. В академики и члены-корреспонденты были избраны видные профессора российских ун-тов, а в почетные члены - многие зарубежные ученые А. Ампер, Ж.
Гей-Люссак, А. Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж.
Кювье, Ю. Либих, Т. Мальтус , И.
Гёте , Ж. Фурье и др. В 1835 г.
В 1839 г. Струве, к-рый стал ее первым директором. В 1841 г.
По имп. Этим же указом учреждался Пушкинский фонд, к-рому ежегодно выделялось из казны 15 тыс. В 1900 г.
Толстой , В. Короленко, А. Чехов , А.
Кони, Вл. Соловьёв , В. Стасов, позже - И.
Бунин и К. С февр. Он закрепил ведущую роль АН среди научных учреждений страны.
Согласно уставу, руководящими органами АН СССР стали ежегодно созываемое Общее собрание академии, состоявшее из всех академиков, обладавших правом решающего голоса, и членов-корреспондентов, обладавших правом совещательного голоса, и постоянно действующий, избираемый Общим собранием Президиум АН СССР, возглавляемый президентом. Последовавшие 23 мая 1930 г. В 1934 г.
Президиум и основные учреждения АН были переведены в Москву. В 1938 г. По направлениям научной деятельности АН была разделена на отраслевые отд-ния.
Возросла численность академических научно-исследовательских ин-тов: в 1928 г. В 30-х гг. В 1933 г.
В 1991 г. Кроме того, существовали 14 самостоятельных АН в 14 союзных республиках. Изданный 23 марта 1959 г.
За 1917-1975 гг. Идеологические установки советской власти пагубно сказались на развитии ряда направлений академической науки, тысячи ученых были подвергнуты репрессиям. Многие погибли в тюрьмах, среди них выдающиеся ученые с мировым именем - Н.
Вавилов и К.
Блюментрост получил хорошее домашнее образование, закончил московскую гимназию Иоганна Эрнста Глюка, учился в нескольких европейских университетах и в 1713 году в Лейдене защитил диссертацию, став доктором медицины. Российский император поручил ему подготовку «Проекта положения об учреждении Академии наук», который был разработан к началу 1724 года, представлен Петру I и одобрен на заседании Правительствующего Сената. В первом составе РАН были одни иностранцы. В 1725 году в Петербург начали прибывать из-за границы первые академики: математики Я. Герман и Х. Гольдбах, физик Г. Бильфингер, физиолог Д.
Бернулли, медик И. Дювернуа; в 1726 г. Делиль, историк Г.
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
Государственная грамота. Указы Петра I. Указ об учреждении Академии наук | завоевание средневековых немецких университетов научным движением. |
К 300-летию РАН. Первые десятилетия существования Академии. Часть первая | К организации своего контроля над Академией наук Сталин приступил не позже 1925 года, уже в феврале 1926-го оформив это документально: на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) утвердили специальную «Комиссию по взаимодействию с Академией наук СССР». |
Пионер российской науки | Академия создавалась не напрасно и в первые же годы своего существования взялась за работу, создала первый Толковый Словарь Русского Языка (около 43 000 слов). |
Учреждение Академии наук при Петре I - предыстория создания и история развития Академии наук | 22 января 1724 года Петр I представил на обсуждение в Сенате "Проект положения об учреждении Академии наук и художествЭ, подготовленный придворным врачом Л.Л. Блюментростом, подписал "Определение об Академии". |
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
Российская академия наук. Досье - ТАСС | Учреждение Академии наук в России стало закономерным результатом проведения реформ. Внимание проблеме просвещения уделялось русским царем уже на первых этапах внедрения преобразований. |
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал | 8 февраля 1724 года Правительствующий Сенат опубликовал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук». |
Российская академия наук празднует 300-летие | По его указанию Л. Л. Блюментростом был разработан «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств». |
Пионер российской науки
Государственная грамота. Указы Петра I. Указ об учреждении Академии наук | Положения об учреждении академии наук и художеств, 1724. |
Российская академия наук празднует 300-летие | В текущем году расходы на финансирование Академии наук за счёт федерального бюджета по сравнению с прошлым годом выросли практически на треть – до почти шести миллиардов рублей. |
В Российскую Академию наук принимали независимо от знатности происхождения - Парламентская газета | По вашему мнению, создание Академии медицинских наук 70 лет назад продвинуло вперед медицинскую науку и клиническую медицину? |