Лекция 2.3. «Последний путь Свидригайлова» | Курс: Петербургские перекрестки | Лектор: Вадим Пугач | Организаторы: Академия постдипломного педагогического об. Многие считают, что причиной его самоубийства стало чувство вины за свои поступки. Свидригайлов был свидетелем множества страданий женщин, которых он использовал и бросал. В чем причины самоубийства Свидригайлова. Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных героев романа.
2.3. «Последний путь Свидригайлова»
Как видно, новая обстановка «душный и тесный нумер», «срезанные накось» стены и потолок не только не прогоняет прежних раздумий, но еще более обостряет лихорадочное состояние будущего самоубийцы. Хороводом ходят воспоминания, воспаленный мозг цепляется за каждую мелочь. Здесь и деревья, шумящие за окном, и вода… Свидригайлов не любит воду, как не любит, верно, и всеотражающие зеркала; но вода, кроме того, ведь не только зеркало: вода — символ чистоты, может быть, прежней чистоты свидригайловского сердца, сильной души, которая превратилась затем в мутный петербургский поток, так манящий самоубийц… А Марфа Петровна не придет. Слишком уж это было бы закономерно в такой момент, слишком банально. Придут образы, которые он, Свидригайлов, не звал, и вереница их будет настолько неожиданна в этой душной комнате, что мы сами перепутаем бред и действительность, переплетем правду и ложь, напряженно следя за свидригайловской «полудремотой». Чувствуется, будто грызет его что-то: «Фу, да это чуть ли не мышь! В самом деле, «а что, если там пауки или что-нибудь еще в таком роде? Неужели эта «мечущаяся зигзагами» мышь пробралась сюда из той «тесной баньки», заплетенной по углам пауками? Да чем же, впрочем, отличается от свидригайловской модели вечности этот темный обшарканный нумер? Сам себя обрек на такую правду злой гений семьи Раскольниковых. Когда-то говорил с усмешкою: «Это и есть справедливо, и я бы непременно нарочно так сделал!
Дрожит и от воспоминаний о прошлом, от ослепительной белизны собственного бреда — белизны уже нездешней, уже загробной. Все оттенки этого цвета играют в уме Свидригайлова: белое платье и увитый белыми розами гроб, мраморное лицо, бледные губы юной утопленницы, девочки, ставшей в свои четырнадцать лет жертвой жертвы.
Служил два года в кавалерии. Потом, по его словам, «шлялся» в Петербурге.
Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены. В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже не испытывает сомнений.
Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости.
Свидригайлов сообщает Соне, что уезжает в Америку и оставляет ей три тысячи рублей, которые могут пригодиться, если Родиона сошлют на каторгу. Его посещение и уход оставляют в душе Сони непонятное и тяжелое подозрение. После этого он едет на квартиру своей невесты и дарит ей пятнадцать тысяч серебром. Прощаясь с ней, он говорит, что дела вынуждают его на некоторое время покинуть Петербург.
Сняв комнатушку в дешевой гостинице, Свидригайлов решает немного поспать. Во сне он видит девочку в гробу и понимает, что это жертва его насилия. От страха он пробуждается, но вскоре снова погружается в полудрему. Ему снова видится уже другая, плачущая девочка, которую он собирается утешить. Он переносит малышку на кровать и укрывает одеялом.
Внезапно она начинает смеяться, чем вызывает у него приступ ярости. Он заносит руку для удара и просыпается. Совершенно разбитый, Свидригайлов покидает гостиницу и направляется к пожарной части. Там он останавливается и стреляет себе в висок. Роль героя в произведении Роль данного героя в произведении заключается в том, что, благодаря его образу становится понятна теория главного героя романа Раскольникова о допустимости преступлений.
Несмотря на схожесть позиций, при близком знакомстве со Свидригайловым Родион обнаруживает у него полнейший дефицит нравственности, и это начинает его пугать. Душевная пустота, заведшая героя в тупик, а также скука становятся причинами его самоубийства. Перед тем как покончить с собой, он совершает ряд благородных поступков, но даже они не способствуют искуплению его вины. Его циничная и развратная сущность не видит иного способа для раскаяния, кроме суицида. Если Раскольников уже жалеет о содеянном и становится на путь искупления, то Свидригайлову, в душе которого не осталось ничего святого, это покаяние уже недоступно.
Оказавшись в замкнутом круге: нежелание так жить дальше и отсутствие способности к раскаянию, герой добровольно выбирает смерть. Известные цитаты героя Аркадий Иванович Свидригайлов. Часть 6. Глава 4.
Неспособность адаптироваться Самоубийство Свидригайлова, один из персонажей романа «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, связано с его неспособностью адаптироваться к жизни. Свидригайлов — человек, обладающий высокой интеллектуальной способностью и социальным статусом. Однако его личность оказывается неэквивалентной его жизненной ситуации. Свидригайлов решил покончить с собой, потому что не мог найти смысла в жизни и не мог найти себя в обществе. Он ощущал отчужденность и одиночество даже в окружении людей. Несмотря на свои попытки исправить свою жизнь, он ощущал себя неудовлетворенным и несчастным. Одним из решиающих факторов в его решении стало наказание, которое он заслуживал за свои преступления. Преступление, совершенное им в отношении Дуная, стало для него символом его непреодолимых преград и невозможности изменить свою жизнь. Таким образом, неспособность адаптироваться к обществу и невозможность найти себя в окружающей реальности стали причинами самоубийства Свидригайлова. Моральный душевный упадок Одним из ключевых факторов, приведших Свидригайлова к решению покончить с собой, был его моральный душевный упадок. В течение всего романа «Преступление и наказание» Достоевского мы наблюдаем, как Свидригайлов, бывший школьный товарищ Раскольникова, погружается в мир порока и аморальности. Свидригайлов, будучи успешным и влиятельным человеком, не находил удовлетворения в своем положении и развлечениях. Возможно, постепенно осознавая бесполезность и пустоту своей жизни, он порабощался своими желаниями и страстями, вроде сексуальных извращений и притеснения слабых. В какой-то момент Свидригайлов осознал, что его аморальное поведение принесло много страданий тем, кого он притеснял и унижал. Это чувство вины и неприятия себя проникло в его сознание и сводило его с ума. Он осознал, что не способен исправить свои поступки или вернуться в нормальное состояние. Со временем Свидригайлов все больше и больше терял связь с реальностью и решил, что самоубийство является единственным выходом из этой безвыходной ситуации. Отчаянно и опустошенный, он принял решение покончить с собой. В целом, моральный душевный упадок Свидригайлова в сочетании с осознанием своей бесполезности и отсутствия способности к изменению привело к его фатальному решению покончить с собой. Этот аспект романа великого русского писателя Федора Достоевского наглядно демонстрирует, как моральные аспекты человеческой природы могут влиять на его судьбу и выборы. Сожаление о преступлениях Решив покончить с собой, Свидригайлов ощущал глубокое сожаление о своих преступлениях. Он осознавал, что его наказание наступит не только в этом мире, но и в следующей жизни. Уже не в силах переносить тяжесть своей вины, он решил принять ее на себя и совершить самоубийство. Несмотря на всю свою жестокость и безжалостность, Свидригайлов не мог избавиться от странного ощущения ужаса перед тем, что он был сделан им. Этот человек, привыкший к преступлениям и безнаказанности, начал осознавать, что его поступки имели глубокие последствия и повлияли на множество людей. Внутри себя Свидригайлов носил бремя грехов и непоправимых деяний, которые все чаще проникали в его сознание, разъедали его душу. Он понимал, что никакое наказание не сравнится с той мукой, которую испытал бы он за свои преступления, и решил, что самоубийство станет его последним актом самореализации. Свидригайлов внимательно искал выход из этого тупика, пытаясь найти хоть какой-то способ искупления. Но его совесть, которая долгое время была затуманена беззаботностью и безнравственностью, оставалась непримиримой. Ему больше не хотелось продолжать жить с этим тяжелым бременем на своих плечах, и он решил, что только смерть может освободить его от грехов и преступлений. Таким образом, Свидригайлов, осознавая свое предательство и злодеяния, покончил с собой, и вместе с ним ушли все его сожаления и страдания. Ощущение собственной вины В своем преступлении, Свидригайлов нашел лишь временное облегчение, но не освободился от ощущения собственной вины. Он покончил с собой, чтобы избежать наказания, но тяжесть его поступка не позволила ему обрести покой. Свидригайлов чувствовал, что несет ответственность за свои действия и их последствия. Он сам признался в своих грехах и охватило его чувство вины и стыда.
В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Для него эта новость становится отличным способом для шантажа Авдотьи Романовны. Свидригайлов заявляется в каморку Раскольникова и предлагает ему передать Дуне десять тысяч рублей в качестве компенсации за моральный ущерб. Ему удается под предлогом важной новости о брате заманить девушку к себе, где он сообщает ей, что Родион убийца. Он пытается склонить Дуню к близости, обещая ей помощь в деле Раскольникова, но она сопротивляется, и в ход снова идет шантаж. Не выдержав напряжения, Дуня пытается застрелить Свидригайлова, но промахивается.
Поняв, что Дуня никогда его не полюбит, он, неожиданно для себя, отпускает ее. Крах теории Свидригайлова Достоевский в своем романе наделил своей собственной теорией не только Родиона Раскольникова, но и другого персонажа — Аркадия Свидригайлова. Обе теории схожи по своей сути, поэтому героев — их носителей, принято считать двойниками. Следуя своей теории, Свидригайлов уверенно заявляет, что зло, причиненное во благо, злом как бы и не является.
Практически то же самое исповедует и Раскольников. Перед тем, как в последний раз встретиться с Авдотьей Романовной, Свидригайлов совершает ряд поступков, которые совершенно не соответствуют его мироощущению. Так, он берет на себя расходы по организации похорон Катерины Ивановны Мармеладовой, выделяет крупную сумму на обустройство ее осиротевших детей, предлагает Раскольникову передать Дуне десять тысяч рублей, чтобы избавить ее от вынужденного брака с Лужиным и спасти семью Родиона от нужды. На первый взгляд эти поступки кажутся противоестественными для такой личности как Свидригайлов.
Но для него это единственный выход для духовного «перерождения». Он понимает, что вся его сущность вызывает у Дуни чувство глубокого отвращения, поэтому старается за короткое время превратиться в ее глазах в благородного рыцаря. К тому же, у него припасен на этот случай еще один козырь — он владеет страшной тайной Родиона, но не выдает его. Кадр из фильма «Преступление и наказание».
Отпустив девушку, он понимает, что никогда не добьется ее взаимности. Обратив внимание на брошенный ею пистолет, в котором оставалось два патрона, он кладет его в карман и выходит из дома. Несколько часов он блуждает по кабакам и трактирам, но не выпивает даже капли спиртного. Начавшийся ливень вынуждает его вернуться домой.
Взяв все свои деньги, он отправляется к Соне Мармеладовой. Свидригайлов сообщает Соне, что уезжает в Америку и оставляет ей три тысячи рублей, которые могут пригодиться, если Родиона сошлют на каторгу.
Ну, подумаешь, сладострастец. Мог бы не афишировать это, жить с пользой для общества и свои пороки удовлетворять. Благо желающие удовлетворять их добровольно имелись.
Неужели его пунктик насчёт Дуняши был настолько сильным, что он просто застрелился из каприза, как вредный ребёнок, который не получил любимую игрушку? Ведь если бы сестра Раскольникова ответила ему взаимностью, то она могла помочь его перерождению, как это сделала для Родиона Соня. И мне почему-то кажется, что перерождённый Свидригайлов был бы куда более интересной личностью, чем Раскольников. Неужели Достоевский убил своего персонажа лишь для того, чтобы провести довольно простую мораль и показать нам, что путь порока тупиковый, а Раскольникова оставил в живых, чтобы показать нам, что всякий человек имеет шанс на возрождение после совершённой ошибки? Мне хочется думать, что всё же какой-то более глубокий смысл заложил в Свидригайлова Фёдом Михайлович.
Лучше бы это я не дорос и потом всё пойму, чем думать, что в этом гениальном романе выведена такая простая мораль "в лоб". А вы как думате, почему Свидригайлов застрелился? Та же пустота в душе и неспособность принести покаяние. Его самоубийство не акт раскаянья, а бегство от своей совести. То же самое и с Свидригайловым.
Кто знает... Заграница — это миф о загробной жизни. Сжалось ли её чуткое сердце в то утро от предчувствия непоправимой потери, вспомнила ли она хоть раз о том, чья любовь стала главным поворотом и странной трагедией в её жизни, легла ли эта смерть грузом на её душу, и сдавит ли её сердце когда-нибудь этот груз? Или суждено Свидригайлову навечно скрыться в тёмной бане с пауками по стенам, тронув лишь одну струну в больном сознании Раскольникова и на шаг приблизив его к решению? Нет ответа. Нет ответа, но именно в это утро Раскольников остаётся один. Елена Погорелая,.
Свидригайлов среди действующих лиц романа Самую исчерпывающую отрицательную характеристику дает Свидригайлову Петр Петрович Лужин: «Это самый развращенный и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей», однако с некоторым оттенком неполной достоверности того, о... Каковы мотивы преступления Раскольникова? Какое место занимает детская тема в романе Ф. Детские образы — это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории.
Краткая характеристика произведения «Преступление и наказание» Достоевского Ф. М «Преступление и наказание» — идеологический, философский роман, роман-эксперимент. Проверяется теория, согласно которой «избранные» «право имеют» распоряжаться жизнями «тварей дрожащих». Знакомство Раскольникова со Свидригайловым Очень знаменательно, что сперва Раскольникову снится ужасный сон, а проснувшись, он видит в своей комнате мужчину, Аркадия Ивановича Свидригайлова. Роман «Преступление и наказание» был написан в период «трудного времени» конца...
Двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов по роману Преступление и наказание В романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» присутствуют черты философского, психологического и вместе с тем, криминального произведения, основой которого является преступление. Однако в этом романе автор серьезно затронул и... Система двойников в романе «Преступление и наказание» Система двойников в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Герои-двойники — своеобразный авторский прием, суть которого заключается в том, что автор предлагает читателю способ понимания главного героя через других... Двойники Раскольникова и их роль в романе «Преступление и наказание» Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое.
Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами... Достоевского «Преступление и наказание». Одну из основных разрывающих героя противоречий — это тяга к людям и отталкивание... Возможность сильной личности повелевать над судьбами Роман Ф. Достоевского » Преступление и наказание » был написан в очень тяжелый период для самого писателя — на каторге.
Там он и столкнулся с «сильными личностями», характеры которых... Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского «Преступление и наказание» Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Понятие главного и второстепенного персонажей. Главные герои несут на себе основную проблемно-идейную нагрузку, их характеры и жизненные позиции показаны... Духовные искания Раскольникова.
Истоки бунта В центpе pомана Ф. Достоевского «Пpестyпление и наказание» — хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю,... Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и его теория в романе Ф. Вступление Общая характеристика главного героя романа — Родиона Раскольникова.
Теория Раскольникова: А... Гордая и благородная девушка. Тpагедия Раскольникова В центpе pомана Ф. Достоевского «Пpестyпление и наказание» хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю...
Интерьеры в романе «Преступление и наказание» В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Примером тому может служить... Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта Страшен не грех, но бесстыдство после греха. Иоанн Златоуст Роман «Преступление и наказание» был написан Достоевским в 60-х годах XIX века, в период, когда обостряется социальная дифференциация, индивидуализм, становятся все...
Образы двойников главного героя в романе Ф.
Грозовой вечер и утро накануне самоубийства свидригайлова
отрицанию себя и своей жизни. Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Всё это ввергает Свидригайлова в глубокое депрессивное состояние, он раздаёт все свои деньги, ухходит из дома и стреляет себе в висок их револьвера Дуни. Многие считают, что причиной его самоубийства стало чувство вины за свои поступки. Свидригайлов был свидетелем множества страданий женщин, которых он использовал и бросал. Данная статья рассмотрит отношения Свидригайлова с его семьей и Дуней, поможет раскрыть причины самоубийства героя, а также поможет написать сочинение «Свидригайлов». Краткая биография. Я убежден, что он был причиной смерти Марфы Петровны.
Сочинение В чем причины самоубийства Свидригайлова
Самоубийство Свидригайлова Самоубийство Свидригайлова. 3.6 / 5. 7. В чем причины самоубийства Свидригайлова. Довольно пространный Иванович Свидригайлов — другой — и обчелся изо основных героев романа. Почему Свидригайлов покончил с собой: разбираем причины самоубийства в Преступлении и наказании Самоубийство Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» имеет несколько причин. Лекция 2.3. «Последний путь Свидригайлова» | Курс: Петербургские перекрестки | Лектор: Вадим Пугач | Организаторы: Академия постдипломного педагогического об. Лекция 2.3. «Последний путь Свидригайлова» | Курс: Петербургские перекрестки | Лектор: Вадим Пугач | Организаторы: Академия постдипломного педагогического об. Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек».
Почему свидригайлов застрелился. Свидригайлов. "Преступление и наказание". Образ героя
По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни. Самоубийство Свидригайлова Самоубийство Свидригайлова. 3.6 / 5. 7. В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Подумаем, что, кроме самоубийства Свидригайлова, подтолкнуло Раскольникова к признанию в убийстве. Признание Родиона Раскольникова в убийстве происходит по нескольким причинам: 1. Душевные терзания. Я убежден, что он был причиной смерти Марфы Петровны. По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни. В чем причины самоубийства Свидригайлова Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных героев романа. «Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно.
Почему свидригайлов застрелился: 10 причин и последствий
Ведь если бы сестра Раскольникова ответила ему взаимностью, то она могла помочь его перерождению, как это сделала для Родиона Соня. И мне почему-то кажется, что перерождённый Свидригайлов был бы куда более интересной личностью, чем Раскольников. Неужели Достоевский убил своего персонажа лишь для того, чтобы провести довольно простую мораль и показать нам, что путь порока тупиковый, а Раскольникова оставил в живых, чтобы показать нам, что всякий человек имеет шанс на возрождение после совершённой ошибки? Мне хочется думать, что всё же какой-то более глубокий смысл заложил в Свидригайлова Фёдом Михайлович. Лучше бы это я не дорос и потом всё пойму, чем думать, что в этом гениальном романе выведена такая простая мораль "в лоб". А вы как думате, почему Свидригайлов застрелился? Та же пустота в душе и неспособность принести покаяние. Его самоубийство не акт раскаянья, а бегство от своей совести. То же самое и с Свидригайловым. Жанна Яковлева Чтобы ответить на этот вопрос, надо перечитать книгу, читанную в 14 лет. Лада2000 У меня как-то этот вопрос не возник.
Кто знает, что в голове у тех, кто сводит счёты с жизнью. Я думаю, что Свидригайлов это сделал от пустоты в душе.
Ему остается только мировая скука и пошлость.
Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то.
Это и понятно. Свидригайлов — двойник Раскольникова, его оборотная сторона. К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев Достоевского, — ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов.
Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Он не видит здесь никакой трагедии. Беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением Раскольникова, он, так сказать, подбадривает, успокаивает, на «путь истинный» направляет.
И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли? Вопросы гражданина и человека?
А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек?
А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом.
Отсюда — тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно.
И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша? Остается один критерий — моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая.
Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, — это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать…» Раскольников бросился бежать — ничего иного не остается, ибо это — приговор.
Поступки Свидригайлова и Раскольникова не только ужасны; где-то в своей глубине они еще и смешны. Свидригайлову снится «кошмар во всю ночь»: он подбирает промокшего голодного ребенка, и ребенок этот засыпает у него в комнате. Однако сновидец уже не может совершать добрые поступки — даже во сне!
И сон демонстрирует ему эту невозможность с убийственной силой.
Дайте мне край вашего платья поцеловать, дайте! Я не могу слышать, как оно шумит. Скажите мне: сделай то, и я сделаю! Я все сделаю. Я невозможное сделаю. Чему вы веруете, тому и я буду веровать. Я все, все сделаю! Не смотрите, не смотрите на меня так!
Знаете ли, что вы меня убиваете… Он говорил, что поможет Раскольникову бежать за границу, что спасение брата зависит только от нее, признавался ей в любви, но тут Дуня вскочила и стала кричать, но в доме они были одни. Она отбежала в угол комнаты и стала обвинять Свидригайлова в насилии. Тот с насмешкой отвечал, что ни один здравомыслящий человек не поверит, будто молодая девушка просто так пришла на квартиру к одинокому мужчине. Тогда Дуня вынула из кармана револьвер и взвела курок. Свидригайлов медленно начал приближаться к ней, говоря, что она сама в свое время была к нему неравнодушна. Дуня выстрелила. Пуля скользнула по волосам Свидригайлова и ударилась в стену. Да где это вы револьвер достали? Дуня смотрела на него в каком-то оцепенении, потом снова взвела курок и выстрелила.
Он был уже в двух шагах от нее, и страстный взгляд его был полон решимости. Дуня поняла, что он скорее умрет, чем отпустит ее, приготовилась выстрелить еще раз и … вдруг отбросила револьвер. Свидригайлов подошел и обнял ее за талию. Девушка не сопротивлялась, только глядела умоляющими глазами и просила отпустить. Он спросил, сможет ли она когда -нибудь полюбить его, н, получив отрицательный ответ, вынул из кармана ключ, положил его на стол и велел ей уходить. В его глазах было что-то страшное, Дуня схватила ключ, открыла дверь и, как безумная, выбежала на улицу. Свидригайлов Взял револьвер — оставалась еще одна пуля — подумал, положил оружие в карман и вышел. Весь этот вечер Свидригайлов провел по разным трактирам и кабакам, переходя из одного в другой. Он не выпил ни капли вина, только где-то попросил стакан чаю, да и то больше для порядка.
Вечер был душный, к десяти часам надвинулись тучи И началась гроза. Лил дождь, сверкали молнии, гремел гром. Весь промокший. Свидригайлов вернулся домой, хотел переодеться, но передумал, засунул в карман все свои деньги, взял шляпу и зашел к Соне. Ей он сказал, что, вероятно, уедет в Америку и хочет проститься. Деньги ей понадобятся, особенно если Родиона Романовича осудят на каторгу и она пойдет за ним. На растерянное замечание Сони, как же это он в такой ливень уезжает, Свидригайлов усмехнулся и сказал, что тем, кто собирается в Америку, дождя бояться уже не следует. Затем он вышел, оставив Соню в изумлении, испуге и каком-то неясном тяжком подозрении. Часу в двенадцатом он сделал еще один визит: поехал на квартиру родителей своей невесты, сообщил им, что на время должен отбыть из Петербурга по важным обстоятельствам, и подарил пятнадцать тысяч серебром.
Невесте он сказал, что скоро приедет, потрепал ее по щечке, поцеловал и ушел. Свидригайлов отправился на Петербургскую сторону, снял номер в какой-то захудалой гостинице, спросил чаю и холодной телятины, зажег свечу и осмотрелся. Комнатушка была очень маленькая, с грязной постелью, обшарпанными обоями, на которых уже не видно было рисунка. Принесли заказанное.
Раскольников, создавший и проверивший свою теорию «сверхчеловека» — это смятенная душа, рвущаяся к идеалам и угнетаемая мраком, безысходностью окружающего мира. Петербург Раскольникова — страшное место: пыльные, желтые высокие дома с «дворами-колодцами», «слепыми окнами», выбитые стекла. Всюду царит грязь, пыль, разрушение. На протяжении всего повествования Раскольников сталкивается с разными людьми, которые в той или иной степени воздействуют на движения души главного героя. И в их числе Свидригайлов. Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных героев романа. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». По мнению Раскольникова, лицо Свидригайлова было похоже на маску. Собственно, это и есть маска — маска, которую носит прожженный циник, неудовлетворенный своей жизнью как во внешних, так и в духовных ее проявлениях. На совести Свидригайлова страшные преступления: по его вине закончили жизнь самоубийством слуга Филипп и четырнадцатилетняя девочка, оскорбленная им. Свидригайлов уже давно перешагнул черту, отделяющую добро и зло. На первый взгляд кажется, что он не испытывает сомнений — смирился со своим «злодейским» существованием и даже находит в нем прелести. Свидригайлов тревожит Раскольникова, последний чувствует над собой власть загадочного человека, свободного от нравственных законов. Казалось бы, такой неординарный герой не должен убивать себя. Но — Свидригайлов покончил с жизнью. В чем же причины такого поступка? Причин самоубийства Свидригайлова множество. Достоевский, мастер тонкого психологизма, не мог ограничиться одним тривиальным объяснением гибели своего героя. Одна из причин самоубийства Свидригайлова — это скука. Свобода от нравствен-ного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечение-к сестре Раскольни-кова Авдотье Романовне — не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота. Еще одну причину самоубийства Свидригайлова, на мой взгляд, помогают нам раскрыть исследования М. Автор, по словам исследователя, исследует не четко очерченный образ героя, а последний итог его сознания и самосознания, «последнее слово героя о себе самом и о своем мире». Исходя из этого утверждения, можно сказать, что Свидригайлов отрицает как себя, так и свой мир, приведший к возникновению и развитию столь циничного персонажа, для которого не существует ничего святого. Свидригайлов — циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он отрицает себя — и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме. Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование. Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла. Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа. Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так.
Сочинение В чем причины самоубийства Свидригайлова
В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Для того чтобы глубже показать характер главного героя романа «Преступление и наказание», объяснить причины возникновения его теории и ее последствий, Достоевский. Причины самоубийства Свидригайлова. Всё это ввергает Свидригайлова в глубокое депрессивное состояние, он раздаёт все свои деньги, ухходит из дома и стреляет себе в висок их револьвера Дуни. Причины самоубийства Свидригайлова в «Преступлении и наказании».
В чем причины самоубийства Свидригайлова - сочинение
Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Это и понятно. Свидригайлов — двойник Раскольникова, его оборотная сторона. К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев Достоевского, — ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова.
Он не видит здесь никакой трагедии. Беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением Раскольникова, он, так сказать, подбадривает, успокаивает, на «путь истинный» направляет. И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то?
В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелание продолжать такое существование и неспособность к раскаянию — стало самоубийство. По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни. Достоевский показал всю бессмысленность такого существования, заведомую гибельность жизненного пути, лишенного опоры на нравственный общечеловеческий закон. Этот персонаж и сопоставляется с Раскольниковым, и одновременно противопоставляется ему. Аркадий Иванович Свидригайлов — это циничный и безнравственный человек. Сначала мрачные петербургские... Характеристика героя Свидригайлов, Преступление и наказание, Достоевский Характеристика героя Свидригайлов Свидригайлов является одним из определяющих героев романа. В первую очередь, конечно, определяющим для Родиона Раскольникова, использующий фигуру Свидригайлова в качестве ориентира. Перед Раскольниковым Свидригайлов предстает человеком, который,... Система образов в » Преступлении и наказании » строится так, чтобы показать и доказать ущербность теории Раскольникова, чтобы привести его самого к осознанию ее ложности. Герою романа кажется,... Достоевского Раскольников имел теорию, по которой »люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда : на низший, то есть на материал, служащий единственно для зарождения... К какому типу принадлежит образ Свидригайлова Свидригайлов тоже из разочарованных. Ему стало тошно и в Петербурге, и в целой России, и за границей. Пе то чтоб,... Образ характер и характеристика Лужина и Свидригайлова по роману Преступление и наказание Для того чтобы подчеркнуть контрасты современной ему реальности, Достоевский противопоставляет в романе характеры различных героев: Лужина и Мармеладова, Разумихина и Раскольникова, Свидригайлова и Дунечки. С помощью этих образов автору удается... Социально-психологический роман Ф. Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? В романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается ряд общечеловеческих проблем: может ли человек во имя высокой идеи совершить преступление, как после этого жить и откуда ждать наказания? Что явилось причиной преступления Раскольникова? Злость на старуху-процентщицу б. Бедность в. Желание самоутверждения г. Жажда свободы Кто является кумиром Раскольникова? Робеспьер б. Наполеон в. Александр Македонский г. Самоубийство Катерины в «Грозе» — сила или слабость? Пьеса Н. Островского » Гроза » до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было... Анализ стихотворения Цветаевой «Самоубийство» В 1910 году на собственные средства Цветаева выпустила тиражом в пятьсот экземпляров свой дебютный сборник «Вечерний альбом». Книгу она посвятила Марии Башкирцевой — художнице, рано умершей от туберкулеза. Первые стихотворные... Самоубийство Катерины — сила, слабость или ошибка? Он рассматривает главную героиню исключительно как сопротивление, как человека, не желающего подчиниться власти Кабанихи.
И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. Отсюда — тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша?
Начав с одного, Свидригайлов вдруг обращается совсем к другому, в глубине его души скрывается нечто темное, он полон несчастных предчувствий, с которыми он не может совладать, он не может успокоиться, как будто бы за ним установлена постоянная слежка. Поэтому его речи — поток сознания, это — беспорядочный и хаотичный монолог. Но если этот монолог прервется, то ужасный преследователь Свидригайлова настигнет его и потащит в страшную и темную яму. Когда герой рассказывает, как покойная Марфа Петровна его «посещать изволит», являясь с того света, его глаза становятся необычайно серьезными. Или вот знаменитый эпизод, когда он, не слушая своего собеседника Раскольникова, говорит о том, что вечность для него «вроде деревенской бани, закоптелой, а по углам пауки». Свидригайлов в романе «Преступление и наказание» боится привидений и того света. Ему знакомо ощущение смертельного хлада, и оно страшит его. Достоевский страдал эпилепсией, и страх смерти постоянно преследовал его. То же можно сказать и о Свидригайлове, и это был не какой-то абстрактный, а совершенно живой страх. Как свидетельствует в своих дневниках супруга писателя Анна Григорьевна, при каждом припадке ее муж испытывал ужас. И каждый раз разум его мутился, тело холодело и становилось, будто мертвое. После окончания припадка страх смерти одолевал Достоевского, и он молил не оставлять его одного. Из-за эпилепсии Достоевского преследовал страх смерти даже в счастливые моменты бытия, и этот страх никогда не покидал его. Смерть была его постоянным спутником. Он всегда явственно ощущал возможность смерти и страшился ее. Наверное, и своим появлением на страницах романа Свидригайлов обязан тому, что через него Достоевский хотел передать свои страхи перед лицом смерти. В таком случае становится понятным, почему этот герой столько говорит о потустороннем мире, привидениях и своих ощущениях смертельного хлада. Отсюда и его нескончаемые разговоры, от которых остается ощущение того, что Свидригайлов со страхом ожидает неожиданного появления кого-то в черном. Не подлежит сомнению, что через этого «неуместного» персонажа Достоевский передавал свои непосредственные телесные ощущения, касающиеся так волновавшей его проблемы смерти. Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» не беспокоит моральная проблема — как лучше прожить свою жизнь в этом мире. Этому сластолюбцу безразличны проблемы добра и зла, справедливости и несправедливости, добродетельности и греха. Его — помимо его воли — волнует проблема исчезновения жизни и бессмертия. Существует ли бессмертие? Какое оно — светлое, теплое и радостное? Или же оно темное, холодное и горестное? Ему хочется, чтобы кто-нибудь дал твердый ответ на эти вопросы. Возможно, правильно было бы сказать, что эти вопросы адресованы врачу, а не философу или теологу. Страх смерти явлен у Достоевского повсюду, писатель в самых разных своих произведениях проделывает операцию по визуализации смерти. Вечернее «бледное небо» Вареньки из «Бедных людей», огромные пауки, которых видит во сне Ипполит из «Идиота», любимая картина Рогожина, изображающая мертвого Христа. В «Преступлении и наказании» Достоевский «передал» свои страхи Свидригайлову. И в этом отношении Свидригайлова можно назвать «двойником» Достоевского. Влияние личности Федора Михайловича на этот персонаж видно не только в отношении к смерти. Когда Свидригайлов уже замышляет самоубийство, и, побродив по петербургским улицам, останавливается на ночлег в дешевенькой гостинице, он видит сон: труп девочки-проститутки, бросившейся в реку. Ему кажется, что он знает ее. Ее предсмертный «последний крик отчаяния» стоит в его ушах, и он потрясает его до глубины души. Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» терзает чувство греховности и вины. В произведениях Достоевского можно видеть, что в его мире большое значение имеет не собственно преступление, а чувство вины, что является отражением комплекса самого писателя, который не совершал никакого преступления, но по неведомой причине ощущал чувство вины за это несовершенное преступление. Если учесть эти «привходящие» обстоятельства, становится понятнее, почему Свидригайлов совершает неожиданное самоубийство, которое никак не вытекает из логики повествования. Свидригайлов несет в себе комплексы самого Достоевского — страх перед смертью и чувство вины. Страхов писал: «Достоевский — субъективнейший из романистов, почти всегда создававший лица по образу и подобию своему». И смерть Свидригайлова является выражением этой субъективности. Что до Достоевского, то свое чувство греховности и вины он пытался трансформировать во вселенское сочувствие. Чувство вины у Федора Михайловича не имело практического измерения, оно было «головным», а потому не вело к обсуждению проблемы социальной ответственности. Перед своими персонажами Достоевский ставил такую задачу: избыть чувство вины и слиться в едином порыве с другими. Хоть ты и мучаешься от чувства собственной вины, но греховны все, и это дает основание для солидарности греховных. Отсюда — необходимость вселенского сочувствия. Путь из этой ментальности ведет к утверждению жизни и к радости совместного бытия. Таков ход мыслей Достоевского.