Новости дорога победы в блокадном ленинграде

Ленинградская «Дорога победы»: как первый поезд с большой земли пришел в блокадный город. А паровоз серии СУ после полного снятия блокады Ленинграда привел из Москвы в освобождённый город первый экспресс «Красная Стрела» в 1944 году.

Оборона Ленинграда

Вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады и вопрос обеспечения города продовольствием, топливом и энергией стал важнейшим. Проект, посвященный 80-летию легендарной Дороги Победы, выполнен при поддержке Фонда «История Отечества». Строить ее поручили метростроевцам, на помощь которым из Ленинграда прибыло две тысячи истощенных, измученных блокадой женщин. Главная дорога блокадного Ленинграда | Военно-исторический портал По официальным данным в Ленинграде во время блокады погибло 642 тысячи жителей. Временная выставка «Артерии Победы», посвящённая 80-летию прорыва блокады Ленинграда и открытия движения по «Дороге Победы».

Выставка «Ленинград. Дорога жизни» открылась в Музее Победы

Мы со слезами на глазах и с гордостью в сердце чтим память о подвиге освободителей Ленинграда. Операция, носившая название «Искра», была стратегической победой Г. Жукова на северном фронте, заменившей зависящую от погодных условий «дорогу жизни», опасной, но более стабильной «дорогой победы». В сентябре 1941 года немецкие войска, захватив Шлиссельбург, отрезали сухопутные подступы кЛенинграду, что на многие месяцы определило жизнь города. Ожесточённые бои шли буквально в 50 километрах от него, а на юге военные действия проходили совсем близко от городской черты. И за время блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено около 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб, чтобы стереть город с лица земли. Оккупированная часть Ленинградской области подверглась разорению: деревни, города, сёла — целые районы сжигали, а население уводили в рабство. Бесчинствовали не только немцы, но и иностранные вооружённые формирования СС. Ужас «нового немецкого порядка», который несли с собой фашисты, зафиксирован на страницах исторических документов, вот только некоторые из сотен свидетельских показаний о совершенных военных преступлениях: Свидетельские показания жителей никольского сельсовета гатчинского района в государственную комиссию по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории 1944 г. Кащенко начали производить умерщвление больных и свозить во рвы д. Первый день было фашистами умерщвлено 900 человек, в последующие дни до 600 человек».

Всё село явилось свидетелем этого мерзкого преступления…» Акт о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков и их сообщников в Демянском и Лычковском районах Ленинградской области. Непросто приходилось и жителям территории Ленинградской области, которая осталась вне зоны оккупации. Однако немалый вклад и они внесли в победу над фашистами на северном направлении. Большинство мужчин, конечно же, ушли на фронт, а женщины, старики и дети спешно овладевали новыми профессиями, чтобы трудиться в колхозах и на заводах.

Флот располагал внушительными силами авиации и противовоздушной обороны.

Начало войны июнь-сентябрь 1941 года Германский план «Барбаросса», разработанный для войны с Советским Союзом, прямо указывал на Ленинград в качестве одного из трех главных направлений ударов. На этом направлении должна была действовать группа армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала В. В ее составе с начала войны значились 16-я и 18-я армии, 4-я танковая группа, а в качестве поддержки этим силам отряжался 1-й воздушный флот. По итогам приграничного сражения группе армий «Север» удалось рассечь надвое советский Северо-Западный фронт и уже 9 июля взять Псков. Советское руководство, осознав непосредственную угрозу Ленинграду, еще с начала июля направило силы на возведение укрепленных линий на рубежах вокруг города, общая протяженность которых составила около 900 километров.

Возведение Лужского оборонительного рубежа Красная Армия, опираясь на Лужский оборонительный рубеж, смогла задержать немецкое наступление почти на месяц. Этому в немалой степени способствовал удачный контрудар в районе город Сольцы, где удалось нанести чувствительные потери мотомеханизированным ударным силам вермахта. Выигранное время дало возможность сформировать резервы в виде двух новых армий 42-й и 55-й для защиты подступов к Ленинграду. Кроме того, был запущен процесс эвакуации части предприятий и населения, охвативший почти полмиллиона ленинградцев. Но после паузы на восполнение потерь немцы смогли прорвать советскую оборону и к концу августа выйти к окрестностям Ленинграда.

После бомбардировки 25 июня советской авиацией городов и военных баз в Финляндии эта страна объявила войну Советскому Союзу. Активные наступательные действия на Карельском перешейке финская армия начала с 31 июля и за месяц смогла добиться успеха, остановившись на рубеже старого советского Карельского укрепрайона. Начало блокады сентябрь-декабрь 1941 года Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву.

В музее Кобоны, например, практически никогда не бывает людно. Эта небольшая деревушка стоит на самом берегу Ладожского озера, через нее проходят некогда судоходные Староладожский и Новоладожский каналы. Во время блокады Ленинграда Кобона стала одним из основных остановочных пунктов Дороги жизни. Через деревню и порт прошло более миллиона эвакуируемых ленинградцев и сотни тысяч тонн грузов для блокадного города.

В 1980 году в здании деревенской школы открыли музей, который 30 лет принимал редких посетителей, но в 2010-м школу подожгли. К счастью, часть экспонатов удалось спасти. И на их основе создали новую экспозицию, открывшуюся в восстановленном здании в 2015 году. Согласно архивным документам, каменную Никольскую церковь в Кобоне построили в 1817—1821 годах. В храме устроили два боковых придела Святых апостолов Петра и Павла и Великомученицы Параскевы Пятницы, упраздненные в 1861 году, когда церковь перестраивалась по проекту архитектора Щурупова. В 1938-м храм закрыли. А в годы войны о добротной постройке старых мастеров вспомнили и устроили в ней эвакуационный пункт. В качестве эвакопункта храм выбрали неслучайно.

Во-первых, это было каменное теплое и вместительное здание. В церковном зале стояли многоярусные деревянные нары. И — оглушающая тишина. У прибывших сюда не оставалось сил даже на стоны. Не знаем, учитывалась ли советским руководством «намоленность» и святость места, выбранного под эвакопункт, но почему-то хочется верить, что да. Во-вторых, здание не атаковал противник, высокий храм с колоколенкой был нужен фашистам в качестве ориентира для авиации. Нужен храм-маяк был и советским кораблям и полуторкам. Он помогал подойти с озера точно в порт.

Как рассказали местные жители, на шпиле колокольни еще в позапрошлом столетии установили крест со стеклянными пластинами с фацетами — скосами на лицевой поверхности. Крест стоял на стеклянном шаре, и когда солнечный свет попадал на него, начинал переливаться и подавал «солнечных зайчиков». А ночью на окно под шпилем ставили зажженные лампады. Такова традиция. Никола Чудотворец, покровитель всех путешествующих, слыл самым почитаемым в этих местах святым, особенно у моряков и рыбаков. Те, уходя на путину в Ладогу, знали — если совсем худо придется, одна надежда останется — на Николу. Выведет к берегу. И в годы войны об этом не забыли.

Крест пережил суровую годину и сохранялся до середины 1990-х годов. Но время его, увы, не пощадило.

Но на самом деле перебои с маслом ленинградцы переживали едва ли не хуже. Люди месяцами не получали необходимые для существования организма жиры, многие даже ели олифу. Именно поэтому в город в первую очередь отправился эшелон со сливочным маслом. Груз развезли по госпиталям, заводам, столовым. За год, который проработала Дорога победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но машинистов ничто не останавливало — они выполняли свой долг, вновь и вновь отправлялись в опасный путь, доставляя в Ленинград продовольствие и топливо и вывозя из города людей и военную продукцию. По Шлиссельбургской трассе пошли поезда.

Каждый рейс машинисты и бригада поезда рисковали жизнью. Дорогу бомбили. За год с небольшим существования трассы она пережила более 1200 бомбежек. Чинили дорогу железнодорожники. Целью врага было не только вывести из строя инфраструктуру, но и подорвать поезд. Машинисты шли на хитрость. Ирина Паршакова говорит, что немецкие артиллеристы прежде всего ориентировались на звук паровоза и дым и пар, которые он выпускал. Поэтому в лесистых участках машинисты заранее разгонялись, а при выходе на открытые локации все форсунки закрывались и поезд катился по инерции до следующего участка. Сама дорога, естественно, никак не освещалась.

Более того, в полной темноте была и станция Петрокрепость. И все же, несмотря на колоссальные усилия, в первые недели пропускная способность дороги, на которую было сделано столько ставок, была невысока — пять-шесть поездов в сутки. Тогда начальник Октябрьской железной дороги Борис Саламбеков отдал приказ о формировании особой 48-й паровозной колонны. Здесь все было по-военному. Всего в колонне было 30 паровозов. Помимо товарных вагонов, к каждому составу цеплялся турный вагон. В нем бригады железнодорожников спали. Смены длились неделями. Также на однопутной дороге стали использовать караванный метод.

Его суть в том, что в одну ночь поезда шли в одном направлении, на следующую — в обратном. За сутки теперь могли проходить до 25 составов. За год с небольшим по Дороге Победы прошло порядка 6000 составов.

Как Дорога победы спасла ленинградцев

Его проект предусматривал в том числе разводные пролеты, которые впоследствии должны были пропускать большие суда. Они водили составы и даже работали кочегарами. Сам Борис Константинович неоднократно преодолевал путь вместе с ними, заменяя машинистов за регулятором паровоза. Необходимо было также регулировать движение, контролировать расстояние между поездами и избегать столкновений. В нормальных условиях это обеспечивалось с помощью семафоров, но при строительстве Дороги победы возможности установить сигнальные приборы не было. Поэтому на путях организовали «живую блокировку». Через каждые два километра установили посты с землянками и телефонной связью. На них работали такие же молодые женщины — вчерашние девчонки. Во время движения поездов они зажигали ручные фонари и, закрывая огонек от вражеских наблюдателей своим телом, давали сигналы машинистам.

Люди рисковали собой, чтобы провести поезд, доставить жизненно важные грузы в Ленинград. Сегодняшними понятиями этот подвиг не объяснить. Совершить его позволила исключительно сила духа. Эти 17-летние девочки хотели помочь хоть чем-то. Их ставили кочегарами на холоде под прямым обстрелом, и никто не отказывался, не просился перевестись на более безопасную работу. Они погибали от фашистских пуль и попадания артиллерийских снарядов. Часто после попадания паровозы и вагоны падали. Из турного вагона выходила сменная бригада.

Они ставили состав на рельсы, брали с собой погибших и раненых и продолжали движение. Поезда шли без остановки», — рассказывает Ирина Паршакова.

Это был 520 день блокады. Для двух миллионов жителей осаждённого Ленинграда паровозный гудок стал символом спасения. Один эшелон мог перевезти столько же, сколько тысяча легендарных полуторок.

Составы с топливом, продовольствием и оружием вереницей шли по Шлиссельбургской дороге. Сегодня строительство этой железнодорожной ветки называют величайшей военно-инженерной операцией — 33 километра за 17 дней!

Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны.

Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве.

Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена — кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать. Когда салют кончился, мы прокричали "Ура! К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из почти трех миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады.

От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысячи до одного миллиона ленинградцев. Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей. Всего в 1941—1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуированы 1,7 миллиона человек.

Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе.

В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда. Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда. Героизм альпинистов.

У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м.

При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40. Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей. В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной.

На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам.

Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном.

Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни.

Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд.

Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая.

В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое.

Открытие театра.

Влияние оказывала также отраженная от берега волна и волны, создававшиеся соседними машинами. Ученые не рекомендовали также вести машины колоннами и предостерегали от обгонов на льду. При движении по параллельным трассам расстояние между грузовиками должно было быть не менее 70—80 м. Помощь науки позволила сократить потери, и трассу эксплуатировали до 24 апреля 1942 года. Последние машины прошли по Ладоге при толщине льда всего 10 см. Грузоподъемность льда определяли заново несколько раз в месяц, каждые десять дней составляли гидрологические бюллетени с прогнозами о толщине льда: только за первую блокадную зиму она измерялась более 3640 раз.

От коней до автобусов Грузооборот трассы мыс Осиновец — острова Зеленцы с разветвлением на Кобону и Лаврово определялся в 4000 тонн в сутки. С 22 ноября по дороге открывалось пешеходное и гужевое движение, с 25-го — автомобильное. Вечером того же дня из Ленинграда через Ладогу по льду отправилась специально сформированная разведывательная колонна из десяти порожних полуторок! Так начала свою работу ледовая трасса Дороги жизни. Каждая из машин-полуторок была нагружена всего пятью-шестью мешками с мукой — боялись, что больше лед просто не выдержит, он гнулся под колесами от тяжести". Ледовая трасса находилась всего в 12—15 км от немецких позиций, поэтому постоянно существовала угроза авианалета или обстрела. Снаряды, бомбы оставляли полыньи, которые на таком морозе буквально сразу затягивались льдом, снег их маскировал, и порой обнаружить их было абсолютно невозможно.

Провалившиеся машины старались вытаскивать, но не всегда это было возможно. Спасали не только машины, но и груз: муку везли на ленинградские пивоваренные заводы, там высушивали и затем использовали для выпечки хлеба.

Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение

Как отмечают историки, Дорога Победы сыграла важную роль в срыве планов гитлеровского командования по уничтожению Ленинграда. В блокадном Ленинграде Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича была исполнена в 1942 году 9 августа и именно в этой Филармонии. Дорога Победы стала яркой страницей истории битвы за Ленинград и примером мужества и самоотверженности ее строителей и работавших на ней тружеников стальных магистралей. Главная дорога блокадного Ленинграда | Военно-исторический портал Временная выставка «Артерии Победы», посвящённая 80-летию прорыва блокады Ленинграда и открытия движения по «Дороге Победы». «Дорога победы» — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года и служившая как более.

Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта

5 февраля 1943 года вступила в строй проложенная по болотам железная дорога, напрямую связавшая блокадный Ленинград с остальной страной. Неоднократные попытки прорвать блокаду страдающего от голода Ленинграда терпели крах, пока наконец в начале 1943 года Красной армии не улыбнулась удача. Позже те, кто выжил благодаря этой магистрали и встретил день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, назовут ее Дорогой Победы. Строить ее поручили метростроевцам, на помощь которым из Ленинграда прибыло две тысячи истощенных, измученных блокадой женщин. Дорога победы — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена Дороги жизни для доставки грузов в блокированный Ленинград.

Дорога жизни

  • «Дорогой Победы» в осаждённый Ленинград: к 80-летию прорыва блокады — КПРФ Москва
  • «Дорога победы»
  • Кто сумел построить ж/д дорогу за 17 дней
  • «Коридор смерти»: почему так назвали дорогу в блокадный Ленинград

Герои Дороги жизни: кто создал шедевр логистики на льду Ладожского озера в 1941 году

По итогам военного конфликта с Финляндией в 1939-1940 гг. Нехватка транспорта, задействованного для обеспечения боевых действий, перебои с топливом и продовольственным снабжением имели место, но оказались преодолены и дали нужный опыт многим городским руководителям. А даже частичные военно-мобилизационные мероприятия светомаскировка, передача части школ под военные госпитали сделали ленинградцев более подготовленными к грядущей большой войне. В составе Ленинградского военного округа после советско-финляндской войны оставались штабы трех армий 7-й, 14-й и 23-й. Но их численный состав и ударную мощь, основанную на современной военной технике, к тому времени уже существенно сократили в пользу западных приграничных округов. Флот располагал внушительными силами авиации и противовоздушной обороны. Начало войны июнь-сентябрь 1941 года Германский план «Барбаросса», разработанный для войны с Советским Союзом, прямо указывал на Ленинград в качестве одного из трех главных направлений ударов. На этом направлении должна была действовать группа армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала В. В ее составе с начала войны значились 16-я и 18-я армии, 4-я танковая группа, а в качестве поддержки этим силам отряжался 1-й воздушный флот. По итогам приграничного сражения группе армий «Север» удалось рассечь надвое советский Северо-Западный фронт и уже 9 июля взять Псков.

Советское руководство, осознав непосредственную угрозу Ленинграду, еще с начала июля направило силы на возведение укрепленных линий на рубежах вокруг города, общая протяженность которых составила около 900 километров. Возведение Лужского оборонительного рубежа Красная Армия, опираясь на Лужский оборонительный рубеж, смогла задержать немецкое наступление почти на месяц. Этому в немалой степени способствовал удачный контрудар в районе город Сольцы, где удалось нанести чувствительные потери мотомеханизированным ударным силам вермахта. Выигранное время дало возможность сформировать резервы в виде двух новых армий 42-й и 55-й для защиты подступов к Ленинграду. Кроме того, был запущен процесс эвакуации части предприятий и населения, охвативший почти полмиллиона ленинградцев.

Зубков , куда входили две железнодорожные бригады и специальные восстановительные организации Наркомата путей сообщения. Срок окончания работ был назначен 8 февраля 1943 года. За это время надо было построить линию протяжённостью 33 км, три железнодорожные станции с общим путевым развитием 6 км, мост через реку Неву длиной 1300 м, два средних моста через реку Назия и реку Чёрная, двадцать малых мостов и труб, линию связи, водоснабжение. Начальником работ по постройке моста через реку Неву и первых 10 км главного пути был назначен командир 9-й бригады генерал-майор В. Начальником остальной части строительства назначили меня».

Уже 7 февраля по построенной дороге прошёл первый поезд. Его встречали на Финляндском вокзале представители Военного совета Ленинградского фронта, Ленгорисполкома и жители города. Эту трассу ленинградцы назвали «Дорогой победы». Трасса была проложена по кромке Синявинских болот всего в 3-5 км от позиций противника, поэтому дорога нередко подвергалась артиллерийско-миномётному обстрелу. Отдельной проблемой стали неразорвавшиеся снаряды и мины. Только на пути трассы воины-железнодорожники обнаружили 1730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. При этом из-за обстрелов дорогу называли ещё и «коридором смерти», а грузы старались перевозить под прикрытием бронепоездов. Помню налёт, в котором участвовало до 40 немецких бомбардировщиков и до 10 истребителей. Только на наш бронепоезд было сброшено 200 бомб. Тогда мы сбили 3 вражеских самолёта».

Поезда двигались только ночью один за другим на расстоянии видимости хвостовых сигналов. Для увеличения пропускной способности линии, и чтобы избежать столкновений в первую ночь в Ленинград прибыло 24 поезда , 7 мая 1943 года была введена «живая блокировка» - вдоль всей трассы были расставлены специальные сигнальные посты. Обычно эту нелёгкую службу несли девушки. Большинство из тех, кто обеспечивал движение поездов по «Дороге победы», были вчерашними школьниками. Мне доверили должность старшего кондуктора паровоза Эм 741-48, - вспоминала Мария Яблонцева. Сейчас если где-то яму разроют, то месяц проходит, пока её закопают. Нам давали 40 минут на ликвидацию, иначе задерживался проход поезда». В 1943 году в Ленинград по «Дороге победы» было доставлено 4,4 млн тонн различных грузов, в 2,5 раза больше, чем по «Дороге жизни». После полного снятия блокады Ленинграда, 10 марта 1944 года, и по этой магистрали движение прекратилось - отпала необходимость... До Победы оставался ещё год.

Гости музея увидят подлинные вещи блокадников, одежду и военную амуницию, фотографии, газеты, брошюры и почтовые открытки с видами осажденного города, более 20 живописных работ, в том числе созданных очевидцами событий. Среди реликвий — картины и личные дневники заместителя начальника ледового участка пути Семена Гельберга, в которых он фиксировал все происходящее на дороге. Раритеты впервые будут демонстрироваться в Москве.

По воспоминаниям очевидцев, архивным материалам и литературным источникам в экспозиции воссоздан интерьер жилого помещения эвакопункта, а в одном из залов — «зона погружения», в которой дети смогут взять с книжной полки и полистать художественные произведения, написанные блокадниками. На выставке также приведены статистические сведения об организации, подготовке, функционировании ледовой трассы — сколько дней она работала, сколько автомашин прошло, сколько грузов было перевезено и т. Среди документов — многочисленные графики, схемы, карты, расчеты толщины льда и др.

Они сигнализировали поездам о том, где разбомбили пути, где охотится вражеский бронепоезд. Это было важное оповещение, ведь телефонной связи практически не было. Вчерашние школьницы работали кондукторами в поездах: проверяли не билеты, а сцепку, сигнальные фонари под постоянным обстрелом фашистов. Позже способ движения поездов изменили: одной ночью они шли в сторону Ленинграда, второй — в направлении из города.

Таким образом ежесуточно получалось отправлять до 25 поездов с едой и боеприпасами, что не могло не сказаться на нормах пайков голодающих ленинградцев. Так, рабочим и инженерам стратегически важного производства уже с 22 февраля начали выдавать вместо прежних 500 грамм — 700 граммов хлеба. Другие категории граждан с этого же момента стали получать: рабочие, не задействованные в горячих цехах и оборонной промышленности — 600 г; служащие — 500 г; иждивенцы и дети — 400 г. Кроме хлеба, появилась возможность отоваривать карточки на крупу, мясо и масло.

Также были значительно увеличены «снарядные пайки» — продовольственные нормы, которые выдавались бойцам Ленинградского фронта. Обратным рейсом из города вывозилась продукция военных заводов и эвакуируемые — раненые, больные, дети и старики. К концу лета 1943 года начались и пассажирские перевозки: сначала вагоны с людьми включали в товарные составы, а немного погодя появился поезд, в котором были исключительно пассажирские вагоны. Как поездам удавалось прорываться сквозь артобстрелы Машинистов разыскивали на фронте и самолётами доставляли в осаждённый город.

Но без сомнения их количество очень велико, если учесть, что за год существования «Дороги Победы» было подбито 1,5 тысячи поездов и более тысячи раз немцы уничтожали участки трассы.

Выставка «Стальной путь блокадного Ленинграда» в ЦМЖТ РФ

Он имел длину 1300 метров. Его возвели за 12 дней. Уже 2 февраля эстакаду впервые испытали. Первые эшелоны пошли по ней с 6 февраля. А уже 7 числа блокадники встретили первый поезд с провизией. Поезд с Большой земли привел старший машинист депо Волховстрой И. Мост через Неву и первые 10 километров пути строили члены двух отдельных железнодорожных бригад и Народного комиссариата путей сообщения СССР. Участвовало и местное население. Например, на строительстве моста через Неву работала тысяча человек. Но не сроки строительства и сложные природные условия стали основной проблемой рабочих, а неразорвавшиеся снаряды и мины.

Пока возводили Дорогу победы, было найдено 1730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. И это при том, что строительство велось под непрерывным артиллерийским и даже минометным огнем противника! Обстрелы не только мешали строить, но и разрушали уже возведенные конструкции. Все усугубляли сильные морозы и бураны. Однако работы велись круглосуточно.

Положение города на Неве стало критическим. И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли. Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру.

Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор. Организация обороны Уже 1 июля 1941 года в Ленинграде была создана Комиссия по обороне, которую возглавил партийный деятель А. К моменту окружения города эвакуация населения проводилась недостаточными темпами. Около двух с половиной миллионов горожан, к числу которых надо прибавить беженцев из Прибалтики, Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта, оказались в блокаде. Ежедневно враг обстреливал город из артиллерийских орудий, в результате бомбёжек сгорели продовольственные склады, в том числе крупнейшие — Бадаевские. Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г. Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов. В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось.

Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны. Уже в начале сентября 1941 года были понижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам по 600, 400 и 300 граммов соответственно. В середине сентября эту норму вновь уменьшили. Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день. Берггольц Голод стал соратником врага. Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались.

Программа «Дороги Победы» подвела итоги 2023 года Фото: Ольга Мурашова В избранное Поделиться Завершился очередной сезон Всероссийской патриотической программы «Дороги Победы», реализуемой в Петербурге Институтом культурных программ при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Российского военно-исторического общества. В 2023 году более 18 000 петербургских школьников побывали на 625 экскурсионных поездках. Ребята посетили: Крейсер «Аврору», Особняк Румянцева, Музей театрального и музыкального искусства, инсталляцию «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме, Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Подводную лодку Д-2 «Народоволец», Монумент героическим защитникам Ленинграда, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Исторический парк «Россия — Моя история», Военно-медицинский музей, Музей истории Кронштадта, Центральный музей железнодорожного транспорта России, Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, Музей «Аптека доктора Пеля», Пискаревское мемориальное кладбище, Молодежный патриотический комплекс «Сестрорецкий рубеж».

На площади более 700 кв. Выставка к очень значимой ленинградской дате — 80-летию легендарной Дороги жизни — не первый наш совместный проект. И всегда наше сотрудничество получается плодотворным и взаимовыгодным, ведь в совместных проектах рождаются интересные и социально значимые музейные события. Мы очень хотим, чтобы москвичи знали как можно больше о ленинградской блокаде, о том, кто и как спасал наш город, поэтому представили на выставку очень дорогой для нас и совершенно уникальный материал — блокадный архив замечательного человека, художника-солдата Симона Гельберга, с первого до последнего дня находившегося на Дороге жизни. Приятно знать, что столичные музеи тоже располагают обширным материалом о ленинградской блокаде, и история нашего города также им дорога, как и нам. Мы надеемся, что выставка пройдет успешно, а наше сотрудничество будет продолжено», — отметил заведующий Музеем-заповедником «Прорыв блокады Ленинграда» Денис Пылев.

Оборона Ленинграда

Выставка "Ленинград. Дорога жизни" открылась в Музее Победы - Пресса в образовании «Дорога победы» сыграла немаловажную стратегическую роль в защите Ленинграда, также как и в полном снятии блокады.
Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение Главным результатом прорыва блокады Ленинграда стала "Дорога Победы", строительство которой началось на следующий день.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти» У стенда «Блокада Ленинграда – боль и смерть» рассказывали, как мужественно сражался осажденный врагом город Ленинград, о стойкости его жителей, ладожской «Дороге жизни».
Дорога Победы 7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград по Дороге победы пришел первый спасительный поезд с большой земли.
Как Дорога победы спасла ленинградцев Утром 7 февраля в Ленинград на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием, им управлял машинист Иван Пироженко.

Дорога сквозь смерть. Как спасали блокадный Ленинград

И вот в этот налет, когда мы сбили три вражеских самолета, участвовали в налете более 37 бомбардировщиков и девять истребителей. И при этом сброшено было 200 бомб только на этот наш бронепоезд». Составы пускали ночью, один за другим. Избежать столкновений помогали сигнальные посты, оборудованные красно-зелеными В музее «Дорога Победы» можно увидеть, как выглядели те землянки, которые с интервалом в два-три километра были устроены на протяжении всей трассы.

В подобных укрытиях девушки-дежурные , работавшие живыми светофорами могли передохнуть и погреться, и наконец выпустить из рук фонари с красными и зелеными стеклами. Правда, когда движение было по-настоящему отлажено, такие перерывы случались совсем не часто. За одну ночь только в одну сторону удавалось провести до 25 поездов.

А за год с небольшим этим путем прошло шесть тысяч составов. Для современников шлиссельбургская трасса была «коридором смерти» и символом Победы. Для нас сегодняшних важней сохранить о ней память как о Дороге бессмертия.

Картина дня.

И, если Дорога жизни по Ладоге у всех на слуху, то о "Дороге Победы" говорят меньше. Между тем только за год до полного освобождения города по ней прошло около 5 тысяч поездов, и если подсчитать, сколько грузов было привезено в Ленинград за этот период различными способами и навигацией по Ладоге, и по Дороге жизни по льду, и по железной дороге , то выяснится: "Дорога Победы" перевезла три четверти от всего груза. Председатель дорожного совета ветеранов Павел Марков, ребе нком переживший ужасы войны, рассказал собравшимся о том, что ему уже в мирное время довелось работать с железнодорожниками той поры, в том числе с Владимиром Аверкиевым, который во время войны был начальником Ленинград-Финляндского паровозного депо, а с 1965 года - начальником Ленинградского метрополитена. Он подчеркнул: да, на "Дороге Победы" погибло много: 287 человек.

Но эти жертвы были во имя спасения жизней десятков тысяч ленинградцев. Налаженная железнодорожная связь с Большой землей позволила доставлять в город самые разные продукты. На первом поезде, кстати, было доставлено 80 тонн сливочного масла. О строительстве "Дороги Победы" можно будет узнать и в тематическом поезде "Ласточка". Поезд имеет пять вагонов, в которых развернут просветительский проект, посвященный жизни города и его защитников в те страшные 872 блокадных дня.

В фотографиях и сопровождающих текстах к ним отражены быт ленинградцев, труд на производствах, медицина, культура и искусство, Дорога жизни и многое другое. Один из разделов посвящен блокадному хлебу, тем самым 125-ти блокадным граммам.

Когда поезд уходил с одноколейки, красное стекло менялось на зеленое, и шел сигнал, что дорога свободна. Вячеслав Мосунов, к. Это был их пост, по сути боевой пост. Сотрудники НКПС были приравнены к военнослужащим не только по снабжению, но и по своим обязанностям».

В коридоре бессмертия В 1944 году были освобождены Мга, Чудово и Любань. Временная ветка больше была не нужна, поезда стали ходить по путям Октябрьской железной дороги. Последний поезд отправился по «Дороге Победы» 10 марта 1944 года. Долгие годы о «Дороге Победы» мало кто знал. О ней не писали, чтобы враг не бросил все силы на уничтожение железнодорожной артерии. Тем не менее, в какой-то момент 75 процентов всех грузов в осажденный Ленинград начали доставляться именно железной дорогой.

С осени 1943 года, когда интенсивность обстрелов спала, по этой ветке стали вывозить людей в эвакуацию. Каждый поезд защищали. Когда поезда шли по мосту через Неву, пускалась дымовая завеса. А сами поезда сопровождали взводы солдат с пулеметами. Всего в Ленинград по временной ветке было доставлено 3,5 миллиона тонны грузов. Сейчас в память о дороге и самоотверженном труде железнодорожников на станции Петрокрепость открыт музей.

Есть экспозиция и в Музее железных дорог России.

В ноябре 1941 года положение горожан резко ухудшилось. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения. Смертность от голода стала массовой. Собственных запасов продовольствия у населения не было. Запасы продовольствия доставлялись в город, как по воздуху, так и через Ладожское озеро. Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Кроме оборонных остановилась работа практически на всех фабриках и заводах.

Несмотря на голод, холод, постоянные обстрелы ленинградцы мужественно защищали свой город. В городе не было паники, проводилась эвакуация населения, была организована и работала коммунальная служба. Практически всё население, включая стариков и детей, работало, в основном на оборонных заводах, выпуская танки, орудия, бронемашины, бронепоезда, снаряды мины и патроны. В эти суровые дни Ленинград помогал ещё и фронту. Были сформированы и отправлены на фронт дивизии народного ополчения. Ленинград превратился в крепость, были созданы укреплённые рубежи и позиции, как по окраинам, так и в самом городе. Были взяты под охрану все важные оборонные объекты, государственные учреждения и учреждения культурного наследия.

75 лет Дороге жизни: как советская наука спасала блокадный Ленинград

Ленинградская "Дорога победы": история героизма и находчивости узкая полоса земли, отбитая войсками Ленинградского и Волховского фронтов, - стала транспортной артерией, которая питала защитников города такими дефицитными боеприпасами и продовольствием.
Дорога Победы А в блокадном Ленинграде люди умирали от голода. До наладки ж/д путей ситуация с продовольствием была крайне тяжёлой.
Как «Коридор смерти» спас блокадный Ленинград от голода - Узнай Россию 7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий