Придворная дама была назначена на свою должность благодаря родственным связям, политическим соображениям, способностям или доверию монарха.
Придворная дама
Смотрите видео на тему «придворная дама» в TikTok (тикток). Простите за пропажуДорамка: Придворная дама #. это высокопоставленная женщина, которая служила при дворе монарха или высокоуровневых аристократов. это привилегированная дама во времена монархии, которая служила при дворе и принимала участие в общественных мероприятиях королевской. Общая ответственность за отпрыска короля возлагалась сразу на нескольких придворных дам, присягнувших монарху на верность и обладавших безупречной репутацией.
При дворе средневекового короля. Как жили придворные
Обязанности камер-фрейлин и статс-дам. Некоторые фрейлины так и не выходили замуж, оставаясь рядом со своими госпожами. Поскольку производственная группа «Придворной дамы» придала большое значение демонстрации подлинной культуры династии Тан, было разработано более 3000 костюмов с вниманием к деталям и использованием традиционных техник. Придворная дама была назначена на свою должность благодаря родственным связям, политическим соображениям, способностям или доверию монарха. Некоторые из придворных дам королевы служат у нее уже несколько десятилетий. Интересные исторические факты о фрейлинах: что входило в их обязанности, как императрица выбирала придворных дам и что было недопустимым. В образе Придворной Дамы 08.04.2012 Внимательные глаза, понимающий взгляд, поддерживающая улыбка все это днем.
Прибывшая женщина
царица наук», то Светлана Николаевна – верная придворная дама, которая сорок три года отдала служению этому предмету. Статс-дамы составляли вторую по численности группу придворных дам. В 1881 г. из 203 дам, имевших придворные звания, 189 являлись фрейлинами. Придворная фрейлина. Придворная дама. Придворные дамы средневековья. Платье фрейлин при Петре 1. Фрейлины российского Императорского двора.
Что значит придворная дама
Конкуренция на замещение вакантных должностей с жалованьем была очень жесткой, поэтому на предполагаемые вакантные места существовала негласная «очередь». Всего при Императорском дворе существовало пять уровней штатных женских должностей. Во-первых, должность звание обер-гофмейстрины. Это звание считалось вершиной женской аристократической карьеры при Императорском дворе, поскольку обер-гофмейстрина являлась старшей по званию придворной дамой. В петровской «Табели о рангах» подчеркивалось, что обер-гофмейстрина имеет «ранг над всеми дамами». Обычно это звание получали придворные дамы, занимавшие одноименные должности, заведовавшие придворным женским штатом и Канцелярией императриц или великих княгинь. Во-вторых, должность звание гофмейстрины.
Это звание вводится в придворную иерархию чинов с 1748 г. Как правило, в гофмейстрины выходили после нескольких лет работы в звании статс-дам. Звание считалось весьма почетным. Кроме «почетности» гофмейстрина «по должности» должна была ежедневно решать множество текущих проблем на женской половине императорских резиденций. Одной из ее обязанностей было представление императрице дам, явившихся на аудиенцию. Как правило, для приобретения этого звания необходимо было не только принадлежать к сливкам российской аристократии, но требовалась и многолетняя близость с монархами, и работа при Императорском дворе.
Например, гофмейстрина графиня Юлия Федоровна Баранова была не только подругой детских игр Николая I, но и многолетней воспитательницей его детей и внуков. В качестве эпизода можно упомянуть о том, что мать декабриста Волконского после подавления восстания 14 декабря 1825 г. Практика назначений на должности обер-гофмейстрины и гофмейстрины прекращается в период царствования Александра III. Надо заметить, что император крайне скупо давал любые придворные должности. Поэтому с 1880-х гг. В-третьих, должность статс-дамы.
Статс-дамы составляли вторую по численности группу придворных дам. Как правило, звание статс-дамы получали супруги крупных гражданских, военных и придворных чинов. Большинство их принадлежало к родовитым фамилиям, и многие из них являлись кавалерственными дамами, то есть имели дамский орден Св. Екатерины — портрет императрицы с короной, украшенный бриллиантами. Портрет императрицы с короной в бриллиантовой оправе был самым заметным атрибутом статс-дам. При назначении на должность статс-дамы, как правило, орден даровался, для ношения на груди.
Еще одно зримое свидетельство высокого статуса статс-дам — при крещении царских детей именно они несли царственных младенцев на специальных подушечках. Всего за имперский период, то есть за 200 лет, звание статс-дамы было пожаловано более чем 170 женщинам. При этом в списке часто встречаются одни и те же фамилии: 18 статс-дам были представительницами рода князей Голицыных, 11 — Нарышкиных, 8 — князей Долгоруковых, 6 — князей Трубецких и т. В отдельных случаях это высокое придворное звание жаловалось матерям крупных сановников, лиц, занимавших исключительное положение при Дворе. Следует подчеркнуть, что далеко не все «портретные» статс-дамы получали жалованье «по званию». Большинство из них числилось в отпуску и появлялись при Дворе только в торжественных случаях.
Также следует иметь в виду что звания обер-гофмейстрины, гофмейстрины и статс-дамы могли получить только замужние или вдовствующие дамы. В-четвертых, должность камер-фрейлины. Это была старшая придворная должность для девиц. Должность звание появляется в придворной иерархии с 1730 г. Примечательно, что в придворном штате 1796 г. В законоположениях по Придворному ведомству они вновь упоминаются лишь в 1834 г.
Как правило, камер-фрейлинами становились «засидевшиеся» во фрейлинах девицы, так и не вышедшие замуж. Но при этом камер-фрейлинами назначались, как правило, самые доверенные и опытные фрейлины, занимавшиеся обслуживанием разнообразных личных потребностей императриц. Их число было не постоянным, но обычно не превышало 4 человек. В придворной иерархии они приравнивались к статс-дамам. Еще одним вариантом получения штатной должности камер-фрейлины была практика «сопровождения невест». Немецкая невеста, приезжавшая в Россию, привозила с собой очень ограниченный женский штат особо доверенных лиц, которые жили буквально до смерти «при своих девочках» — императрицах.
Дочь Николая I упоминает, что «особенно убита была Мама смертью своей камер-фрау Клюгель; последняя была дана ей вместе с приданым из Берлина; в нашем доме вообще было традицией почитать старых слуг, но к ней Мама относилась особенно сердечно». Поскольку из фрейлин отчисляли только из-за замужества или по прошению, некоторые из незамужних фрейлин достигали весьма преклонного, по дворцовым меркам, возраста. Возраст и заслуги некоторых из камер-фрейлин вполне позволяли приравнять их к статс-дамам.
Образ Офелии стал одним из самых узнаваемых и символичных образов придворных дам в искусстве. Также придворные дамы были частой темой портретов и живописных работ. Многие художники изображали их с красивыми платьями, изысканными прическами и роскошными украшениями.
Они представляли собой символы красоты, утонченности и благородства, и в своей работе художники стремились передать все это великолепие и привлекательность. Образ придворной дамы имеет свое место не только в культуре и искусстве прошлого, но и в современном обществе. Он продолжает привлекать внимание и вдохновлять художников, писателей и драматургов своей многогранностью и загадочностью. Эволюция роли придворных дам в современном обществе Роль придворных дам в современном обществе претерпела значительные изменения по сравнению с ее историческими корнями. В прошлом придворные дамы были высокопоставленными женщинами, состоявшими на службе у королевы или других членов королевской семьи. Их задачи включали ради украшения, развлечения и поддержания образа роскоши королевского двора.
Они занимались организацией приемов, участвовали в торжественных мероприятиях и делились своими советами и мудростью с женскими членами семьи правителя. Быть придворной дамой был престижным и почетным статусом. Однако в современном обществе роль придворных дам изменилась. С течением времени монархии потеряли свою власть и значимость, а традиции королевских дворцов ослабли. Вместе с этим изменениями, роль придворных дам стала менее формальной и ограниченной, их обязанности и влияние стали меньше. В настоящее время придворные дамы могут быть представительницами королевских семей, но и частные лица, которые по своему желанию выполняют роль сопровождающих, консультантов-стилистов или помощников женщин, занимающих высокие позиции в обществе.
Они могут оказывать помощь в организации мероприятий, советовать по вопросам стиля и моды, а также выполнять другие задачи, связанные с управлением социальной жизнью и образом жизни высокопоставленных личностей. Несмотря на индивидуальную природу работы придворных дам в современном обществе, они могут все еще вносить свой вклад в поддержание традиций и культуры роскошного образа жизни. Их навыки в общении, этикете и моде могут быть ценными в любой социальной ситуации, где требуется особое внимание к деталям и элегантности. Таким образом, роль придворной дамы в современном обществе представляет собой комбинацию старинных традиций и новых задач. Они по-прежнему играют важную роль в обществе, хотя и с измененными обязанностями. Быть придворной дамой сегодня означает быть не только символом изящества и красоты, но и быть индивидуальностью, способной приспосабливаться к изменяющимся требованиям и организовывать свою деятельность в соответствии с современными ценностями и нормами.
Как стать придворной дамой: советы для желающих Образование и манеры. Придворная дама должна обладать широким кругозором и прекрасными манерами. Уделите время на образование, читайте классическую литературу и изучайте историю искусства. Также следует посетить курсы по этикету и протоколу, чтобы быть уверенной в любых общественных ситуациях. Непрерывное самосовершенствование. Придворная дама всегда стремится к совершенству.
Воспитывайте в себе исключительные качества, такие как доброжелательность, тактичность и дипломатичность. Развивайтесь как личность, участвуйте в общественной жизни и приобретайте новые навыки. Одежда и стиль. Придворная дама должна быть безукоризненна в своем внешнем виде.
Словом, это те женские фигуры, в которых без труда можно увидеть будущих держательниц салонов. Маргарита вывела некоторых из них в качестве рассказчиц своих новелл. Но до сих пор ещё не разгаданы те личности, которые рассказываются под вымышленными именами дам Гептамерона. Преобразования при дворе начались с изменения статуса женщин. Культ женщин стал основным мотивом жизни двора: с Анны Бретонской женщины начинают жить при дворе, имея оплачиваемые должности. Дом королевы Франции или же двор королевы как составная часть большого королевского двора организационно существовал во все времена французской монархии, однако выделился в самостоятельное образование только в конце XV в. Именно тогда был создан список служащих при королеве знатных дам, которые получали жалование за свою службу. Постепенно штат дома королевы стал состоять из больших и малых служб, где были заняты лица благородного и неблагородного происхождения в зависимости от выполняемых функций , которые обеспечивали поддержание ее частной и публичной жизни. Во многом именно они создали придворный этикет и церемонии; они обучали мужчин искусству галантного обращения и разговора. Они изменили моду, превратив одежду в род искусства. Женщины влияли, как на литературу и искусство, так и на политику и дипломатию. Однако, отношение мужчины к росту придворной активности женщин было настороженным и ревнивым. Дворяне-мужчины не упускали случая напомнить о своем первостепенном месте в королевской свите. Тем не менее, женщины вышли на политическую и культурную арену и стали впервые в европейской истории самостоятельными действующими лицами. Подводя итог, можно сказать, что эпоха Ренессанса способствует стремительному культурному и творческому развитию не только Франции, но и всей Западной Европы. Политические и творческие идеи того времени, становятся определяющими в развитии европейской культуры и общественной мысли на долгие годы вперед. Поскольку стремление к искусству, философии, путешествиям и открытиям становятся массовыми, многие люди не только из знатных родов, но и простолюдины отправляются в дальние путешествия с целью изучить окружающую действительность во всех её проявлениях, совершая при этом великие географические и научные открытия. И главной, отличительной чертой данной эпохи является распространение массового интереса к античной культуре. Двор европейского монарха играл исключительную роль в культурном, художественном и идеологическом развитии нации. Королевский двор был грандиозным и ослепительным театром королевской власти, в котором разыгрывались спектакли ее представления. Наиболее яркие из них - коронации, помазания, рождение наследников и смерть членов королевской семьи, грандиозные празднества - привлекали внимание всего государства, и гостями на них бывало множество народа. Французский двор не только не являлся исключением, но и диктовал порядок процедур и церемоний всем европейским монархиям. Культура Франции эпохи Ренессанса создавалась под покровительством двора, а сам двор являлся творением совершенно новой для страны культуры. Двор Франции воспринимали как самый блестящий в Европе, он служил эталоном, объектом подражания для других стран. Несмотря на упреки современников в расточительстве двора и разговоры о скандальности его нравов, нельзя не оценить вклад придворной культуры: будучи символом Франции, королевский двор являлся воплощением культа радости и красоты жизни, триумфом и непреходящей ценностью культуры. Эпоха Возрождения во Франции обрела яркую, своеобразную национальную форму. Культурная жизнь при Королевском дворе получила мощный импульс. При дворе нашли приют и покровительство художники и писатели, архитекторы, музыканты и актеры французского Ренессанса.
Естественно, фрейлины по должности должны были принимать участие практически во всех дворцовых церемониях. Это правило распространялось как на штатных, так и на почетных фрейлин. Примечательно, что многие статс-дамы и почетные фрейлины часто манкировали своими должностными обязанностями, причем делалось это даже при грозном Николае Павловиче. Барон М. Корф упоминал, что в 1843 г. Государь сильно на это разгневался и тотчас после обедни послал спросить у каждой о причине неявки». А поскольку многие из дам отговаривались нездоровьем, то император распорядился, чтобы к ним ежедневно стали наведываться придворные ездовые, справляясь о здоровье: к фрейлинам — по одному разу, а к статс-дамам — по два раза в день. В результате «эти бедные дамочки поневоле принуждены были засесть дома»390. Штатные фрейлины участвовали и в коронационных торжествах, для них было определено место в кортеже. Так, во время коронации 1826 г.
Как жила фрейлина русской императрицы, и почему мало кто захотел бы ей стать
Во время дежурства фрейлина не должна была отлучаться, чтобы в любую минуту явиться по вызову императрицы. Она обязана была присутствовать при утреннем приеме, быть с государыней во время прогулок и поездок. Фрейлина отвечала на письма и поздравительные телеграммы по указанию или под диктовку императрицы, развлекала гостей светской беседой, читала императрице. Вырубова писала: «Можно подумать, что все это было просто — и работа была легкой, но в действительности это было совсем не так. Надо было быть полностью в курсе дел двора. Надо было знать дни рождения важных особ, дни именин, титулы, ранги и т.
Естественно, фрейлины по должности должны были принимать участие практически во всех дворцовых церемониях. Это правило распространялось как на штатных, так и на почетных фрейлин. Примечательно, что многие статс-дамы и почетные фрейлины часто манкировали своими должностными обязанностями, причем делалось это даже при грозном Николае Павловиче. Барон М.
Завышенная линия талии.
Рукава короткие и пышные, «фонариком», покрыты жёлтым тюлем и лентами из атласа. Юбка сильно расширяется книзу и завершается шлейфом. Форму юбки внизу поддерживают три валика. Подол обшит оборкой из кружева блонды и тюля. Но когда свадьба с принцем Людвигом была на носу, на прелестную девушку пал выбор русской императрицы Екатерины II: она решила, что её рано овдовевшему сыну Павлу именно такая вторая жена и нужна.
Помолвку с Людвигом расторгли, а Павла отправили в Берлин знакомиться с невестой. По свидетельствам современников, юная София, получившая в России имя Мария Фёдоровна, целыми днями ходила в пышных нарядах: «То, что утомляет других женщин, ей нипочём, — писал церемониймейстер двора Павла I граф Фёдор Головкин. Мария Фёдоровна пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья. Во время европейского Гран-тура, который великокняжеская чета совершила в 1781-1782 годах, российская принцесса ни в чём не уступала в пышности нарядов принимавшей их королеве Франции Марии-Антуанетте. Версальский двор надолго запомнил небольшую птичку из драгоценных камней, прикреплённую пружинкой к причёске Марии Фёдоровны, — во время ходьбы она раскачивалась и хлопала крыльями по бутону розы.
Платье кавалерственной дамы ордена Святой Екатерины Большого креста, 1790-е годы Единственное из сохранившихся в российских музеях орденских женских платьев. Хотя когда-то их было много: каждый год 24 ноября все кавалериссы Ордена собирались в Зимнем дворце именно в таких нарядах — начальницу Ордена отличала лишь зелёная мантия с горностаями. Корсаж из серебряного глазета на двенадцати пластинках китового уса со шнуровкой на спине. Отделка из зелёного бархата с вышивкой блёстками по краям. Вырез и рукава обшиты кружевными воланами.
Юбка из серебряного глазета с отделкой зелёным бархатом, как и бархатный шлейф, украшена вышитым орнаментом из золочёной нити, канителью и блёстками. Подлинное кружево не сохранилось: так оно было очень дорогим, его постоянно перешивали с одного платья на другое. При реставрации его заменила имитация, выполненная в начале XX века. Наряды великая княгиня заказывала у лучших модельеров Европы. Например, во Франции она сшила несколько платьев у Роз Бертен, личной модистки королевы, а по возвращении в Россию продолжала пользоваться её услугами.
Императрица прожила в России 50 лет, так что сегодня по её гардеробу можно проследить, как менялась мода от рококо до классицизма, ампира и романтизма. Свои лучшие платья она завещала женским учебным заведениям, которые патронировала, — в первую очередь Екатерининскому и Смольнинскому институтам, и после 1917 года они оказались в музеях.
Было высказано предположение, что куннё было 90 в общей сложности. Каждый из резиденций имели от двадцати до двадцати семи Наин, а в других местах от пятнадцати до двадцати. Во время правления короля Сончжона 1469-1494 было 105 куннё в общей сложности, которые служили во дворце: 29 для матери предыдущего царя, 27 за первый квартал Королевы вдовы и 49 за первый квартал Короля. Во время правления короля Кочжона 1863-1907 общее количество куннё достигло до 480 человек: 100 для короля, 100 для Вдовствующей королевы, 100 для королевы, 60 для наследного принца, 40 для супруги наследника, 50 для принца-наследника и 30 для жены принца-наследника. Срок службы и оплата Все куннё не были в основном связаны с дворцом на всю жизнь. Как только они вошли во дворец, им было запрещено выходить из него, за исключением особых случаев. Помимо короля и непосредственно его семьи, никто, даже его наложницы, не могли умереть при Дворце, поэтому, когда куннё становились старыми или больными, они должны были покинуть Дворец.
Для каждого важного случая приобретались платья и украшения. Однако не приходилось тратить деньги на проживание и пропитание. Каждая фрейлина получала жилье и питалась с царской кухни. Императрица внимательно относилась к своим подчиненным, хотя и не имела возможности завести среди них близких подруг. В случае болезни фрейлина получала должный уход и могла отдохнуть ровно столько, сколько ей было необходимо, чтобы оправиться. Кроме того, лечение оплачивалось императрицей. Фрейлинам не запрещалось выходить замуж. Так как они состояли при дворе, то могли надеяться на лучшие партии и прекрасное приданое. Нередко императрицы были гостями на свадьбе своих воспитанниц. Однако фрейлина — это незамужняя девушка. Потому в большинстве случаев те, кто решил выйти замуж, вынуждены были оставить свою должность. Обязанности камер-фрейлин и статс-дам Некоторые фрейлины так и не выходили замуж, оставаясь рядом со своими госпожами. Длительная служба и отличное выполнение своих обязанностей обеспечивали продвижение. Они становились камер-фрейлинами. Штат их был невелик: всего 5-6 человек. Статс-дамы были женами влиятельных чиновников и приближенных к императору людей. Камер-фрейлины и статс-дамы не выполняли никаких обязанностей при дворе и были лишь украшением праздников и важных мероприятий. Однако и те и другие очень часто безнаказанно пренебрегали своими обязанностями. Как становились фрейлинами Для того чтобы получить такое положение при дворе, нужно было иметь хорошее образование. Претендентки знали этикет при дворе и умели вести себя в присутствии императора и его семьи. Конечно, каждая из них умела танцевать и изящно двигаться. Но не только этому обучались девушки. Фрейлинам предстояло поддерживать разговоры на самые разные темы , потому нужно было получить знания в области истории, литературы, искусства, богословия и многих других. Но фрейлина двора могла быть не только дочерью прославленного аристократического семейства. Повезти могло и девочке из семьи попроще. Но только при условии, что у её родителей хватало денег, чтобы дать образование. Юная претендентка должна была закончить Как правило, Смольный. Если выпускные экзамены были сданы достойно, институтка получала возможность стать фрейлиной. Из всех претенденток выбирали немногих. И они получали шифры. Это означало, что теперь они могут приступать к своим обязанностям. Уход со службы Служба при дворе не была обязанностью на всю жизнь. Фрейлина — это кто всегда присутствовал при императрице или же её дочерях. Потому она могла получить возможность удачно выйти замуж и оставить службу. Но порой фрейлины были вынуждены выйти замуж против своего желания. Такое случалось, когда в молодую красавицу влюблялся цесаревич или даже сам император. Конечно, будущий правитель не мог взять в жены фрейлину из свиты своей матери или сестер. И потому, чтобы оборвать эту связь, императрица спешно выбирала для подчиненной достойную партию и отправляла красавицу от двора. Но службу можно было оставить и по собственному желанию. Однако мало кто решался на такой шаг. Как правило, это случалось лишь по состоянию здоровья. Фрейлина — это ближайшее к правительнице лицо, её прислуга и хранительница многих тайн. Однако такая жизнь не была простой и подчас приносила лишь несчастья. Анна Танеева была прапраправнучкой великого русского полководца Кутузова. Её отец, Александр Сергеевич, на протяжении 20 лет занимал важный государственный пост статс-секретаря и главноуправляющего Собственной Его Императорского Величества Канцелярии — должность, практически передававшаяся в семье Танеевых по наследству. В январе 1904 года юная Анна Танеева была «пожалована шифром», то есть получила придворное назначение на должность фрейлины императрицы Александры Федоровны. Фрейлинский шифр с вензелем представлял собой брошь в виде монограммы императрицы или же двух сплетенных инициалов императрицы действующей и вдовствующей. Живописная композиция увенчивалась стилизованной императорской короной. Получение фрейлинского шифра для многих молодых аристократок было воплощением их мечты о придворной службе. Заметим, что традиция вручения фрейлинского шифра собственноручно правящими и вдовствующими императрицами строго соблюдалась вплоть до начала XX века — Александра Федоровна отказалась от этого права, что глубоко оскорбило русскую аристократию и окончательно подорвало ее репутацию при дворе. Кстати, вдовствующая императрица Мария Федоровна вплоть до начала 1917 года добросовестно выполняла эту обязанность, от которой так легкомысленно отказалась её невестка. В качестве супруга выбор пал на морского офицера Александра Вырубова. За неделю до свадьбы императрица просит подругу, черногорскую княжну Милицу, жену великого князя Петра Николаевича внука Николая I , познакомить свою фрейлину с набирающем тогда популярность врачевателем и провидцем Григорием Распутиным. Вместе с сестрой Анастасией, с которой черногорская подруга была неразлучна, Милица хотела использовать «старца» как инструмент влияния на Николая II для исполнения личных желаний и помощи родной стране. Первое знакомство с Распутиным производит на девушку очень сильное впечатление, которое впоследствии перерастет в настоящее поклонение: «Худой, с бледным, изможденным лицом; глаза его, необыкновенно проницательные, сразу меня поразили». Императрица называла Вырубову «большой бейби» Свадьбу фрейлины Танеевой играют в Царском Селе, а на венчание приходит вся царская семья. Семейная жизнь юной четы сразу не задается: быть может, потому, что по слухам, в первую брачную ночь жених сильно напился, а невеста так перепугалась, что попыталась любыми средствами избежать близости. По воспоминаниям Вырубовой, свой отпечаток на неудачное замужество наложили переживания мужа после катастрофы в Цусиме. Вскоре вероятно, не без помощи Александры Федоровны муж уезжает лечиться в Швейцарию, а через год Вырубова просит у него развода. Так, 23-летняя фрейлина становится ближайшей подругой 36-летней императрицы, ее верным советчиком. Теперь именно она станет источником знакомства Александры Федоровны со всеми городскими слухами и сплетнями: императрица побаивалась выходить в свет и предпочитала вести уединенный образ жизни в Царском Селе, где поселится и одинокая Вырубова. С началом Первой мировой войны Вырубова вместе с императорской семьей начинает работать сестрой милосердия в устроенном в Царском Селе лазарете. Раненых в этом госпитале оперирует Вера Гедройц, самая известная в России женщина-врач. Находясь в добровольной изоляции, Александра Федоровна практически все новости из столицы получает от своей верной подруги, которая зачастую дает ей не самые удачные советы. Офицеры — пациенты госпиталя привыкли к постоянным визитам императрицы, а потому якобы более не проявляют должного отношения к ней — Вырубова советует пореже бывать в лазарете, чтобы проучить непочтительных подданных. В 18 лет Вырубова переболела тифом, но спаслась 2 января 1915 года Вырубова отправляется на поезде из Царского Села в Петроград, однако, не доехав всего 6 верст до столицы, состав попадает в аварию. Советницу императрицы обнаруживают под обломками практически без шансов на выживание. В своих воспоминаниях Вырубова тщательно описывает все подробности приключившейся с ней страшной катастрофы : 4 часа она лежит одна без помощи. Прибывший врач говорит: «Она умирает, не стоит ее трогать». Потом приезжает Вера Гедройц и подтверждает фатальный диагноз. Однако, после того, как личность и статус пострадавшей становится общеизвестным, ее срочно вывозят в Царское Село, где на перроне уже ждут императрица с дочерьми. Несмотря на все уверения врачей, что несчастной уже ничего не поможет, срочно прибывший по просьбе императрицы Распутин провидчески объявляет, что Вырубова «жить будет, но останется калекой». После отречения императорская семья живет под арестом в Царском Селе, Вырубова остается с ними. Однако, 21 марта их навещает министр юстиции Временного правительства Александр Керенский, который арестовывает подругу императрицы по подозрению в антиправительственном заговоре, несмотря на все уговоры и жалобы. Солдаты охраны весьма удивляются тому, что знаменитая Вырубова — совсем не развратная светская дива, а инвалид на костылях, выглядящая значительно старше своих 32 лет. Следствие опровергало слухи о ее связи с Распутиным Проведя несколько дней в камере предварительного заключения, Вырубова оказывается в самой страшной тюрьме для политических преступников — в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, куда помимо подруги императрицы попадают и другие враги новой власти , с именами которых ассоциировались все самые страшные преступления прежнего режима: лидер правой партии «Союз русского народа» Александр Дубровин, бывший военный министр Владимир Сухомлинов, премьер-министры Борис Штюрмер и Иван Горемыкин, глава МВД Александр Протопопов. Царских чиновников содержат в ужасающих условиях. Когда Вырубову приводят в камеру, солдаты забирают соломенный мешок и подушку с кровати, с нее срывают золотую цепочку , на которой висит крест, отнимают образки и украшения: «Крест и несколько образков упали мне на колени. От боли я вскрикнула; тогда один из солдат ударил меня кулаком, и, плюнув мне в лицо, они ушли, захлопнув за собой железную дверь». Из воспоминаний Вырубовой становится ясным, насколько бесчеловечным было отношение к заключенным: от сырости и постоянного холода у нее начинается плеврит, поднимается температура, она оказывается практически без сил. На полу в середине ее камеры — огромная лужа, иногда она в бреду падает туда с койки и просыпается насквозь мокрая. Тюремный доктор, по воспоминаниям Вырубовой, издевается над арестантами: «Я буквально голодала. Два раза в день приносили полмиски какой-то бурды, вроде супа, в который солдаты часто плевали, клали стекло. Часто от него воняло тухлой рыбой, так что я затыкала нос, проглатывая немного, чтобы только не умереть от голода; остальное же выливала».