Куда можно выливать старую святую воду. Куда деть старую святую воду с прошлого года, куда ее можно вылить.
Рекомендации, что можно делать со старой святой водой
Святую воду верующие используют для умывания, окропления жилища и помазания больных мест. Священник Василий Листовой поделился своим мнением о возможности выливать испорченную святую воду. Святая вода не теряет благодатной силы долгое время, и избавляться от нее нет никаких оснований.
Святая вода на Крещение: когда набирать в 2024 году? Как использовать воду
Куда девать прошлогоднюю крещенскую воду? Куда деть не использованную в этом годк воду, когда набенру новую? Можно ли разбавлять святую воду? В первый день Крещения, наверное, можно, но все-таки тоже нежелательно. Иван: Отвечая на вопрос, куда девать святую воду, скажу, что если ее осталось много, то святую воду можно вылить туда, откуда она была взята, то есть в землю, в ее источник.
*ВОПРОС СВЯЩЕННИКАМ* Куда девать старую святую воду?
Сколько воды надо набирать, сказать нельзя: все прихожане набирают святую воду по потребности: «чтобы не оставалось много и чтобы воду эту можно было набрать в следующем году», продолжает собеседник VN. Отец Иоанн поделился с нами собственным опытом и рассказал, сколько святой воды каждый год набирает их семья.
Если набрать ее впрок, то это считается «заточением святыни». При получении и передаче крещенской воды нельзя ссориться и сквернословить.
Как пить и хранить святую воду Хранить дома воду нужно в специально отведенном месте, желательно рядом с иконами. Емкость со святой водой стоит подписать, чтобы случайно не вылить и не использовать ее не по назначению. В дни Крещения использовать освященную воду можно без ограничений.
В последующие дни употреблять ее следует натощак и помолившись, попросив у Всевышнего духовного и физического здоровья. Святой водой можно: умываться — протирать небольшим количеством воды лицо, не допуская попадания жидкости в сточные воды; окроплять жилище, постель и пищу болящего человека; поливать комнатные растения; окроплять дом и рабочее место, личные вещи или автомобиль, сопровождая чтением молитвы; окроплять домашних животных, защищая молитвами от болезней; совершать помазание водой перед принятием важного решения. Распитие алкоголя вместе с агиасмой священники осуждают, как и добавление святой воды в обычную еду.
Также порицается, если святую воду дают животным. Что делать с прошлогодней агиасмой Вода, набранная в Крещение, может стоять несколько лет подряд и не портиться, но священники считают, что хранить прошлогодние остатки не стоит.
Выделяется несколько качеств, по которым можно определить, что прошлогодняя крещенская вода всё же пришла в негодность. К таковым относятся: изменение цвета воды; появление на дне ёмкости, в которой хранится жидкость, осадка или крупных хлопьев; появление неприятного запаха из ёмкости; потеря прозрачности крещенской воды.
Основных правил хранения крещенской воды несколько: святая вода должна находиться исключительно в том месте, в который не попадает прямой солнечный свет. В противном случае она может изменить цвет на зелёный оттенок; ёмкости, в которой хранится святая вода, люди не должны касаться губами, зубами, а также языком. Из-за попадания в неё микроорганизмов изо рта человека жидкость может начать портиться, из-за чего потом будет плохо пахнуть; крещенскую воду необходимо хранить в стеклянных ёмкостях. Если она на протяжении долгого времени будет находиться в сосудах другого состава, святыня может начать портиться.
На святую воду может также повлиять неблагоприятная обстановка в доме. Так, если семья часто ссорится, крещенская вода довольно быстро придёт в негодность. Куда можно деть крещенскую воду, оставшуюся с прошлого года Отмечается, что крещенскую воду, которая из-за неправильного хранения испортилась, необходимо утилизировать. Однако данному процессу церковные правила также уделяют определённое внимание.
На них христианские верующие должны опираться даже в том случае, при котором крещенская вода не испортилась, но её всё равно необходимо по той или иной причине вылить. Согласно правилам православной церкви, прошлогоднюю крещенскую воду нельзя выливать в раковину. Запрещено допускать того, чтобы святыня контактировала с обычной, не освящённой трубопроводной жидкостью. Это будет считаться осквернением крещенской воды.
Так, в случае, при котором она пришла в негодность, а также в некоторых других ситуациях, с жидкостью необходимо поступить определённым образом: вылить воду в открытый водоём. Подойти может ручей, река, или же другое место, в котором есть течение; колодец. В подобное место можно выливать воду исключительно по рекомендациям священнослужителя; неиспользуемый участок земли. Вылить воду можно в место, по которому не ходят ни люди, ни животные.
Церковные правила также гласят, что при утилизации прошлогодней крещенской воды православные верующие должны поблагодарить святыню за те блага, которые ею были осуществлены. После этого некоторые священнослужители также рекомендуют помолиться, а сосуд, в которой хранилась вода, вымыть и использовать в следующем году с теми же целями. Источник Что делать, если крещенская вода испортилась? Во-первых, не переживать.
Часто православный христианин прозаичные и бытовые вещи принимает как дурные или хорошие знаки. Например, выронил батюшка случайно обручальное колечко на венчании — жить не будут молодые. Или: когда молился Пресвятой Богородице, чтобы что-то исполнилось, увидел, как солнечный лучик упал на лик и образ будто бы улыбнулся, значит желаемое осуществится; испортилась крещенская водичка — благодать Божия отошла от дома, жди беды. Это, конечно, суеверия, то есть суетная вера.
Святые отцы однозначно говорят: знаков не искать, суевериям не предаваться и не разжигаться ни позитивными, ни негативными мыслительно-эмоциональными установками на этот счет. Все должно принимать равнодушно, как будто бы этого и не было. На все воля Божья. Ей и доверяться, основываясь в первую очередь на заповедях Господних и советах святых отцов.
Нужно, как говорится, не заполошничать и не впадать в панику, но четко и трезво осознавать, что наше спасение зависит от воли Божией и от того, насколько ревностно мы работаем над собой для искоренения греха и очищения-освящения своего внутреннего человека. Утилизировать же святую воду, которая испортилась, можно очень просто. Вылить ее куда-то под кустик или дерево, на травку или землю в чистое место, где нет мусора. Если это квартира, то вылейте ее в вазон с цветами, но не в канализацию, чтобы не мешалась святыня с нечистотами.
Если святая вода хранилась в бутылке пластиковой, то ее лучше в чистом месте сжечь, а если в стеклянной таре — ее можно хорошо несколько раз прополоскать и также вылить в чистое место. Святую воду лучше хранить не на окне и не в таком месте, где на нее попадают прямые солнечные лучи.
Что следует делать с остатками прошлогодней святой воды Церковнослужители считают, что со временем святая вода не теряет своих целебных свойств. Именно поэтому, даже спустя 1 год не следует от неё избавляться без видимых на то причин. Её можно вылить лишь в том случае, если вода стала иметь дурной запах или помутнела.
Во всех остальных случаях следует принимать с чистой душой и благодарностью. Некоторые люди всё же опасаются пить воду, которая так долго стояла в открытом помещении. Тогда её можно применить в следующих моментах: умываться по утрам. Небольшого количества воды для этой процедуры будет достаточно. При этом можно прочитать про себя молитву; принимать ванну со святой водой.
Следует во время купания добавить небольшое количество этой жидкости. Желательно, окунуться под воду с головой. Тогда душа и тело станут чистыми; омывать тело при молитве. Такое сочетание способно усилить эффект; поливать комнатные цветы. Растениям это пойдёт только на пользу; очистить дом.
Священник рассказал, как правильно поступить со старой святой водой
Иерей Александр Туховский сайт «Елицы» призывает верующих по возможности наливать святую воду в одну и ту же емкость. Однако если по какой-то причине возникла необходимость утилизации посуды, то, по словам священника, прежде всего ее нужно тщательно высушить, а после закопать в том месте, где не ходят люди. Иерей Даниил Волосников сайт храма-часовни Невского соглашается с тем, что бутылку из-под святой воды следует просушить. Священник утверждает, что сухую емкость можно просто выбросить. Однако если на стекле имеется освященное изображение, то его следует все-таки сжечь. Если же по тем или иным поводам человек сомневается в правильности выбранного им способа утилизации, то в этом случае лучше всего обратиться за помощью к батюшке.
Если так вышло и драгоценная жидкость пролилась, то лучше всего аккуратно растереть ее по поверхности, например, стола, чтобы она постепенно испарилась. Нежелательно вымакивать святую воду губкой или тряпкой, так как на них могут быть незаметные глазу крошки, соринки, пыль и грязь. Ведь «святость» зависит от вращения Солнца. Владимир Козлов.
Она обладает удивительным свойством не портиться. Так крещенскую святую воду верующие обычно хранят целый год, до следующего Крещения. Известны случаи, когда святая вода оставалась по-прежнему свежей в течение нескольких лет. Как действовать, чтобы излишек не оставалось? Не рекомендуется набирать святую воду канистрами, которые будут стоять на полке. Лучше взять меньше, но вода всегда будет в действии.
На самом деле они очень глубокие. Долгое время на Руси христианство развивалось вместе с язычеством. Для верующих в Единого Бога важнее всего именно душевные изменения. С язычеством ситуация иная. Там основной акцент ставится на соблюдение различных внешних ритуалов. Из-за такого взаимодействия и произошло некоторое искажение понимания сути многих вещей. В итоге и сформировалась масса различных предубеждений. К сожалению, они укоренились очень сильно. Сейчас избавиться от представленных стереотипов мышления практически невозможно. Важно понять лишь то, что в христианстве основной упор делается на внутреннем мире человека. Различные языческие культуры больше внимания придают внешним атрибутам.
Как хранить и использовать крещенскую освящённую воду
Если же, что иногда случается, она испортилась, просто отправить в раковину нельзя, так как прямой путь оттуда — в канализацию. По словам священника храма Спасителя Петра, Митрополита Московского в Петербурге Николай Савченко, хранить дальше прошлогодние остатки тоже не стоит. Это можно приравнять к забвению святыни. Лучше употребить или слить в протекающую реку, озеро.
Говорит: «У нас ссора, муж не церковный, и он запрещает мне в храм ходить. Наверное, я с ним разведусь». Я прошу: «Подождите, поподробнее… С чего все началось?
Это очень хорошо. Человек старался проникнуться духом монашеской жизни. Но ей какая-то матушка сказала, что Страшный Суд может наступить в любой момент, а ты должна предстать перед Богом одетой. И ты тоже должна спать в халате и платочке, потому что должна предстать перед Богом, как в храме стоишь». Представьте реакцию мужчины, мало воцерковленного, у которого вдруг жена приехала из монастыря. Они люди молодые, и он ждет, что она наденет какую-нибудь кружевную рубашечку, которая ему нравится.
А она вместо этого напяливает халат махровый, повязывает платок и ложится в таком виде. Сказать, что я был в шоке, — это не сказать ничего, хотя я много чего слышал. Давайте определимся: со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Семья есть малая церковь. Это тоже определенная социальная ячейка. Вы тот устав сюда не несите.
Принято у них так в монастыре — пожалуйста, там можете спать как угодно. Но то, как муж и жена одеваются в своей семье, что они делают в своей спальне, — это не касается никого. И не надо сюда подводить никаких религиозных мотиваций, потому что на кону стояла семья этой женщины, она трещала по швам. А женщина была недавно воцерковленная и все воспринимала как откровения небесные. Я сказал: «Не беспокойтесь, Господь нас видел голенькими, когда мы рождались. Он нас сотворил».
Говорят, что после Причастия нельзя плеваться. Соответственно, нельзя чистить зубы, есть семечки и рыбу, чтобы тоже потом не плюнуть. Они, в общем-то, вполне понятны. То есть человек принял святыню — и, конечно, чтобы не выплюнуть частички Причастия, лучше какое-то время от подобных вещей воздержаться. С другой стороны, человек же Причастие запивает. Запивка — как раз для того, чтобы ополоснуть уста и чтобы никакие крошки не остались.
Я своим прихожанам советую, что три часа после Причастия лучше все-таки не выплевывать. Но если у человека какие-то болезни, если ему приходится сплюнуть, тут я рекомендую лучше взять с собой бутылочку воды и хорошенько прополоскать рот сразу после Причащения. Но, извините, после Причастия до вечера проходит много часов. И перед сном надо почистить зубы. В общем-то, я чищу. Первые два-три часа все-таки в полости рта что-то может быть в промежутке между зубами.
Это чисто практические вещи. Опять же, вот человек пообедал, съел первое, второе, к этому моменту, думаю, он уже все частички поглотил. Если вдруг ему надо есть рыбу и попалась косточка, то надо сплюнуть все и спокойно к этому относиться. Есть другой момент. Я лично думаю, что лучше на день Причастия не планировать визит к стоматологу. Это имеет под собой какие-то основания?
Если человек на следующий день собирается причащаться, он исповедовался накануне, то лучше ему вечером не идти в компанию, где будут пересуды, ненужные разговоры и сплетни — чтобы сохранить вот эту сосредоточенность. Но это не означает, что он не должен ни с кем общаться. Например, если его пригласили в гости, он может пойти к своим друзьям, к родным, поздравить близких людей. Например, очень яркая ситуация — первое января. Время от времени каждому священнику приходится служить первого января, даже если он не служит ночную. А его родные пригласили праздновать Новый год.
Он что, должен сказать: «Вы знаете, у меня служба и вообще пост, и вы все тут безбожники, а я такой благочестивый, я к вам не пойду»? Да нет, сходи, поздравь близких, покушай там чего-то постненького. Конечно, если я приду в эти гости и буду там отплясывать, петь песни, участвовать в каких-то обсуждениях, что вот вокруг все плохие, мы одни хорошие, это будет неправильно. Надо смотреть, что за гости, что за люди меня приглашают. Тут уже здравый смысл и личная ответственность христианина. Только он ответственен за свою духовную жизнь — не батюшка, не кто-то там, не книжка, которую ты прочитал, а ты сам, взрослый человек.
Чего только не встретишь. Нельзя слишком кланяться, потому что преломляешь крест. И наоборот: надо кланяться на совесть. Надо часто. Надо редко. И пусть меньше, да лучше.
Количество не всегда здесь переходит в качество. Я знаю людей, которые во время чтения молитв начинают беспрерывно креститься часто или медленно — и это уже идет как невроз. То есть человек не может без креста читать молитву. Лучше перекреститься благоговейно — не торопясь, полностью, а после поклониться. И сделать это один раз. Можно перекреститься и поклониться два, три, пять раз за всю службу, не обязательно это делать на каждом прошении ектеньи, на каждый возглас или каждый раз, когда хор поет «Аминь».
Здесь это вообще не регламентировано. Если это помогает нам молиться, хорошо. Если оно мешает, не надо этого делать — например, некоторых людей отвлекает, они начинают думать: «Ой, надо перекреститься! Не засчитается? Я не знаю, что это такое вообще. Нет, я-то считаю, что лучше крестное знамение все-таки совершить полностью.
А если, например, человек не знает, но крестится благоговейно? Что, Господь не примет его молитву? Или у человека, может быть, какая-то болезнь, плечо болит: перекрестился, и у него рука не доходит.
И в самих по себе ритуалах вроде бы нет ничего плохого.
Скажем, молодой человек девушке дарит цветок — это ведь тоже ритуал. Проблема в чем? Когда внешняя оболочка наполнена внутренним содержанием — это одно. Когда за внешним не стоит ничего, тогда этот ритуал теряет свой смысл.
Муж и жена в напряженных отношениях, он весь год ее унижает, а на 8 Марта покупает дежурный букет. Мы чувствуем, что за этим мало что стоит. Ужасно, когда эта фальшь начинается в духовной жизни. И здесь можно найти много разных причин.
Одна из них — психологическая. У человека в принципе может быть много внутренних проблем, и его повышенная тревожность нуждается в компенсации. Человек эту компенсацию находит в неких внешних действиях. И вот он выполняет иногда не совсем понятные ему действия в надежде, что тревога уйдет.
Но в духовной жизни так не работает. У большинства людей понятие о благодати Божией как об электричестве. Ты включаешь вилку в розетку — если контакт нигде не нарушен, лампочка загорелась. Главное — выполнить правильную последовательность определенных ритуалов, и тогда обязательно будет благодать.
Поэтому так и распространены сборники, где нужно прочитать сорок раз такую-то молитву, сделать определенное количество поклонов, съездить подать поминания по семи монастырям или даже по сорока, и тогда обязательно должен быть какой-то результат. В сорок монастырей — это чтобы ее ведрами можно было носить? И если ты выполнил все правильно, но твоя душа не чиста, Господь не то что не услышит твою молитву, Он может ее не исполнить. Как в Евангелии сказано: «…если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим».
То же самое происходит в любой другой сфере духовной жизни. Мы надеемся на правильное совершение тех или иных действий, забывая о внутреннем преображении, о работе над собой. И это свойственно не только малоцерковным людям, это очень часто встречается и среди прихожан с большим стажем. Люди едут поклониться мощам, набирают этих бутонов, камешков, мешочков с землей с могил старцев, поясков и прочее.
В чем принципиальное отличие таких «святынек» и амулетиков от частиц мощей? Например, мы почитаем такого-то святого, да? От него осталась одежда, остались вещи, которыми он пользовался. Они святы для нас как память об этом человеке, мы ощущаем близость этого святого, когда молимся рядом.
Например, епитрахиль праведного Иоанна Кронштадтского. Когда я стоял в двух шагах от нее, я ощутимо себе представил, что сам отец Иоанн надевал эту епитрахиль, молился за людей. И у меня было желание обратиться к нему с молитвой. Но можем ли мы считать, что сама по себе эта епитрахиль по умолчанию раздает благодать?
Является ли она тем самым проводом, по которому электричество оттуда с неба придет на землю, чтобы загорелась лампочка? Все зависит от человека, от его веры. Для человека верующего, который осознает, что это святыня, она может быть подспорьем в обращении к святому в молитве, но опять же не самодостаточной вещью, которая автоматически совершает чудеса. Я знаю людей, которые собирают дома целые коллекции камешков, песочка из монастырей, из разных памятных мест, водичку от разных молебнов разным святым: эта вода от Пантелеимона, эта от Неупиваемой Чаши, эта от того, эта от сего.
Извините, самая высокая святыня — Евхаристия. Сам Господь в этой Чаше. Мы молимся о том, чтобы Господь вошел и был посреди нас на литургии. Как память — это понятно.
Человек привозит домой камешки, я в свое время тоже привозил до определенного момента, ну как-то интересно было. Плохо, когда люди начинают приписывать этим вещам какие-то чудотворные свойства. Я лично это не приветствую. В церковной лавке должны быть иконы, Священное Писание, духовная литература в первую очередь.
Когда человек обставляется огромным количеством вот этого всего, на мой взгляд, нарушается заповедь: «Не произноси имени Господа Бога твоего всуе». Когда у человека дома две-три иконы, перед которыми он молится, он относится к ним с благоговением. Когда у него тысяча и одна иконка — ламинированные, маленькие и большие, и такие, и сякие, которые он отовсюду привез, — они пылятся. Я считаю, что в этом есть определенное небрежение.
То же самое, например, когда люди набирают бесконечное количество святой воды, потому что она «будет стоять дома, меня оберегать». При этом человек ее не пьет, не молится, не ходит в храм. Зачем тогда она у него стоит? На соборование его приносят банками, потом хранят.
Естественно, масло портится, банки приносят назад на следующий год. Какой в нем сакральный смысл? Я, наверно, сейчас как-то сложновато выразился… Например, священник кладет епитрахиль, читает разрешительную молитву, крестит человека. Является ли возложение епитрахили само по себе гарантией прощения грехов?
Это внешнее действие, которое сопутствует. Апостолы не возлагали епитрахиль, в то время не было еще облачений. То есть здесь присутствуют покаяние и молитва человека, облеченного даром священства, чтобы прощать грехи. То же самое, например, в соборовании.
Не масло само по себе исцеляет или дает человеку благодать, а та молитва, которая совершается при этом, чтение семи отрывков из Апостола, Евангелия. Если человек неверующий? Ему принесли это масло, не сказали, что оно освященное, и он будет им помазываться или пить его, в пищу употреблять… — В глаза капать! Исцеляет же, говорят.
Это я уже не говорю, что иногда на соборование добавляют и ароматическое масло. Оно же щиплет, его лучше в глаза-то не капать. По поводу того, что люди набирают и оно потом портится… У нас была семейная традиция. Мы каждый вечер молимся с семьей, с детьми — ну для детей кратенько, потом сами уже с супругой молимся отдельно.
И каждый вечер у детей было такое послушание: один достает иконы, каждому дает поцеловать, кто-то другой достает баночку с освященным маслом и кисточку, и мы всех помазываем. То есть если человек с верой взял это масло, помазывает им — это внешний знак. Когда дети выросли — сейчас им шестнадцать, тринадцать и девять, — то старшая дочь сказала: «Знаешь, папа, я молюсь, но помазываться каждый вечер я не хочу, я не вижу в этом смысла».
Можно ли хабаровчанам разбавлять крещенскую воду?
Разбавлять можно, свойства от этого не теряются. Не обязательно в Крещение набирать большие емкости. Можно принести небольшую бутылку, а дома смешать жидкость с обычной водой. Делать это надо всегда с молитвой.
Даже несколько капель освятят обычную воду. Но, отказываясь от возможности прийти в церковь, помолиться вместе с другими верующими, с благоговением взять агиасму как великий дар, человек сам лишает себя гораздо большего, чем просто бутылка святой воды», - объясняют священнослужители. Можно ли окропить квартиру агиасмой? Агиасму можно не только пить, ей можно окроплять разные важные для хабаровчан вещи.
Но надо понимать, что это не то же самое, что чин благословения жилища, который совершает священник. Не обязательно в Крещение набирать большие емкости Фото: Ольга Григорьева Что делать с крещенской водой, которую держали с прошлого года? Крещенскую воду, приобретенную в прошлом году, также пьют. Есть свидетельства, когда святыня хранилась десятилетиями и сохраняла былую свежесть.
Если же хабаровчан смущает ее качество, то можно вылить старую воду в горшок с домашними растениями. Когда можно пить крещенскую воду? Пить нужно на голодный желудок с верой и молитвами. Можно ли купаться в святой воде?
Конечно, можно, но крайне важно - с какой мыслью и каким настроем это делаем. Понятно, что если взять святыню и осквернять ее, будет нехорошо.
Что делать с предметами, освященными в церкви, если они пришли в негодность
Рекомендации, что можно делать со старой святой водой Из-за неправильного хранения вода может испортиться. Можно ли разбавлять святую воду? В первый день Крещения, наверное, можно, но все-таки тоже нежелательно. Можно использовать старую воду, чтобы еще раз окропить ею свое жилище, добавить в пищу, а вот мыться или окатывать себя ею как из душа не стоит". Дома стоит бутылка Святой воды, набранной более года назад.
Что делать с прошлогодней крещенской водой по советам священнослужителей
Куда деть остатки святой воды и заплесневевшую просфору? Куда можно деть прошлогоднюю крещенскую воду, а также как её можно использовать. Лучше не выливать святую воду в канализацию, где она смешается с нечистотами. Святую воду верующие используют для умывания, окропления жилища и помазания больных мест.