Можно ли пить пиво и вино во время Великого поста? Крупы во время поста тоже можно использовать практически без ограничений, чтобы готовить из них постные блюда.
Что нельзя есть в пост
Некоторые продукты, такие, как рыбу и растительное масло, можно есть только в те дни поста, которые считаются нестрогими, хотя растительное масло и не имеет животного происхождения. Можно ли курить в пост? Великий пост – это время воздержания от страстей, поэтому если у человека есть страсти, которые привязывают его к этому миру, нужно постепенно всеми силами от этого воздержаться. Можно ли держать пост, не отказываясь от привычной еды? Некоторые продукты, такие, как рыбу и растительное масло, можно есть только в те дни поста, которые считаются нестрогими, хотя растительное масло и не имеет животного происхождения. Что можно делать в Великий пост? В Великий пост нужно посещать церковь, исповедоваться и причащаться, читать Библию и рассказывать детям о Боге.
Великий пост в 2024 году
Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней особенно многодневных часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией». Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия». О, непонимание духа Христова, духа веры христианской!
Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь 1 Ин. Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель.
Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды.
Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести 1 Кор. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства; а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное. Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане.
Говоря об этом, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне». Опасность подобного поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих Мф. От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен. Итак, постясь телесно, постимся и духовно.
Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный. Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день. По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день кроме субботы на Страстной седмице. В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу накануне Вербного Воскресения разрешается есть рыбную икру.
А может быть, если бы они увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и соблюдали бы посты?
Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не поругают ли они невольно Церковь, которая на самом деле не виновата в том, что мы такие бестактные христиане? Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть непостное раз уж задался такой день , это уже страсть и лукавство. Зависят ли от мяса отношения с Богом? Фото с сайта radiovera. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного.
Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила. Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет».
Надо ли стремиться к тому, чтобы пища была невкусной? Протоиерей Александр Борисов: — Суть поста — не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы, хотя бы ненадолго и ненамного, даем себе шанс приглушить в себе животное начало, попридерживаем его и даем месту духу. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Мы не только от еды, мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, хорошей погоды, пения птиц. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Конечно, были и есть аскеты, святые древние и новые, которым было уже не важно, что они едят: например, свт. Иоанн Шанхайский, святой наших дней, суп смешивал со вторым блюдом, — чтобы значимость пищи как удовольствия свести к минимуму. Но ведь это не наша мера. Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы.
И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать. Поэтому в Церкви существует иной устав. В дни Великого поста вся неделя — вареная пища без масла. Среда и пятница — сухоядение пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка. Для монашествующих сухоядение предполагается еще и в понедельник. В субботу и воскресенье — вареная пища с вином и елеем маслом. Кстати, в среду и пятницу Великим постом мы постимся строже, чем в другие дни, хотя в Типиконе такого указания нет. Потому что по Типикону предполагается во все дни, когда совершается Литургия кроме суббот и воскресений, это именно среды и пятницы , причащаться Святых Христовых Таин, что является праздником. В праздник же ради утешения положено вкушать вино. Но мы в обычной жизни не причащаемся каждый день, и потому в эти дни пост у нас более строгий. А что плохого в том, чтобы готовить себе еду на растительном масле и в другие дни? Таков церковный устав. Каждый человек сам выбирает свою жизнь, сам решает, следовать ли церковному уставу или нет. Почему наш устав таков? Мысль проста: чем меньше мы будем думать о еде, ее приготовлении, тем больше будем думать о Боге. Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы. В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее. Это в нашу-то холодную зиму? Почему нельзя пить горячий чай? Там так и указано — «неподогретое питье» по понедельникам, средам и пятницам… — В Типиконе такого нет. И в календаре Патриархии такого нет. Эти придумки — благочестивая традиция русского народа. И я не советую верующим руководствоваться подобными календарями. Давайте не путать благочестивые традиции народа с церковным уставом. Если брать церковный устав, то там вообще полагается вкушать пищу лишь раз в день — вечером. И все! И лишь в субботу и воскресение едят два раза. А в праздники — три. Подчеркну еще раз: принимать «неподогретое питье» — это благочестивая традиция русского народа. И подобных традиций, не совпадающих с церковным уставом, у нас немало. Часто они возникают из-за путаницы, недопонимания церковных текстов. К примеру, сказано в уставе: на первой седмице «пиемши квас» и «едимши варение с укропом». И русский человек, видя слово «квас», наливает себе любимый русский напиток. Хотя на самом деле имеется в виду не именно напиток квас, а сквашенное питье. И «укроп» — это не трава, которую мы добавляем к картошке, а… кипяток, то есть «едим вареную пищу с кипятком». И когда на первой седмице предлагается «едимши хлеба с укропом», то, как вы теперь поняли, предлагается есть хлеб с кипятком, своего рода хлебную похлебку. А так, конечно, пост в разных странах учитывает особенности климата и национальных традиций. Приведу вам такую историю. Один греческий архимандрит сказал, что Великим постом можно пить пиво каждый день, вино в уставные дни, а водку нельзя совсем. Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву? От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе. Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас. И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо? Все остальное — по человеческим и финансовым возможностям. К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому? И только с разрешения духовника. В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба. Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают. Если бы мы с вами были святы, вопросы еды нас так не волновали бы. Вот вам еще одна история из патерика. Однажды святые старцы пришли в гости к местному царю, и царедворцы решили над ними подшутить — подали им на обед мясо. Святые старцы его съели, и царедворцы начали над ними насмехаться: «Как же так?
Постный постик
Источник: Комсомольская правда Самый длинный и строгий семинедельный Великий пост начинается у православных 18 марта и продлится до 4 мая. Православные верующие в Беларуси воздерживаются от мяса, рыбы, молока, яиц. Календарь питания по дням представил kp. Есть дни без еды вообще, дни без употребления масла, дни с теплой пищей, дни на сухой еде.
В будние едят один раз — вечером. В выходные — два раза, дням и вечером.
Сухоядение — это сухая пища, которую не подвергали тепловой обработке. То есть сырые овощи, сырые фрукты, орехи, сухофрукты и так далее.
В пятницу первой недели Великого поста в первый раз разрешается горячая растительная пища. Но без растительного масла. Это строгий пост. Еду уже можно готовить — допустим, варить крупы и овощи, но употребляются они без растительного масла.
В первую субботу и воскресенье поста уже можно есть горячую пищу с растительным маслом, а в воскресенье даже вино благословляется. Потому что это неделя торжества православия. Воскресный день — день, в который ничего не делают, — посвящен Богу. Таким образом, неделя торжества православия — это первое воскресенье поста, на трапезе благословляется немного употребить вина.
Если поститься по монастырскому уставу, то каждую неделю режим такой: понедельник, среда и пятница — сухоядение, вторник и четверг — горячая пища без масла. Суббота и воскресенье — всегда горячая пища с растительным маслом. Но, повторюсь, это строгий монастырский устав. Для мирян же пост менее строгий.
Это значит, что со второй по шестую неделю Великого поста каждый день позволительна горячая пища с растительным маслом.
Он добавил, что «по совести делать: принимать молочко как лекарство. Терпит желудок, постимся, чувствуем, что не терпит, тогда уже молоко добавлять в кашу. Важно соблюдать эту меру: чувствуем, что легко — меру поста добавить, ощущаем, что тяжело — ослабить. Нужно найти такую меру, чтобы мы не доедали, пост ощущали, было в некотором смысле тяжело, но в то же время мы не падали. Каждый человек сам должен по совести для себя посмотреть, что ему возможно понести». Задача в пост — не похудеть, а приблизится к Богу По его словам, когда люди находятся в больнице, армии, у них нет выбора, там они едят, что дают. А если человек находится дома, то должен стараться по-честному поститься, по-настоящему.
Чувствовать, что мы что-то для Бога делаем — от скоромной еды отказываемся. Поэтому к посту надо относиться серьезно, и в этом отношении попытаться правильно все скорректировать, чтобы не впадать в какие-то крайности и в то же время не ослаблять самого себя. Потому что некоторые говорят, что самая главная задача на это время — похудеть, а другие, напротив, так постятся, что в два раза еще потолстеют. Обе позиции неверные, не должно быть таких целей и такого настроя», - отмечает протоиерей Андрей Лебедев. К физическим вещам можно отнести также оздоровление организма с помощью физических упражнений. Священник предостерег, что не нужно заниматься йогой или другими околорелигиозными учениями. Нужно заниматься обычной физкультурой, пешком больше ходить, можно даже пешком прийти на службу сегодня в один храм, завтра в другой, и помолиться за службой. Мы должны быть благодарными за этот период, а ко всем людям стараться относиться добрее», - отмечает протоиерей Андрей Лебедев.
Остановился он и на том, как соблюдать Великий пост детям: «Пост в меру сил. В школе пусть едят все, что им на обеде предложено. Для детей самый главный пост — сладкое не есть, это касается и всех взрослых сладкоежек». Страсти — в сласти «Говорят, со сладкого начинаются все страсти: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие. Поэтому в пост нужно варенье и меда по минимуму, а конфеты совсем не есть. Это очень тяжело для многих», - считает священник. По его словам, специалисты, которые работают с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, выявили параллель, что механизмы в психике, отвечающие за зависимость от сладкого, алкогольную зависимость и прочие, аналогичны. Понятно, что совсем без сладкого детям тяжело, в этом случае надо постараться перенести потребление сладостей в сторону натуральных, что-то испечь, предложить минимум меда и местного варенья, цукаты, орехи, главное, отойти от химических конфет, вызывающих особое привыкание, - отмечает протоиерей Андрей Лебедев.
Вообще ближайшие полтора месяца — идеальное время для избавления от вредных привычек — и курения, и кофе, и алкоголя, это время для укрепления души». Оставьте соцсети ваши «Второе измерение поста касается души.
Дрожжевой хлеб есть можно, если в его составе нет скоромных продуктов. Например, яиц или маргарина, или молока. В тесте для хлеба в идеале должны присутствовать только ржаная мука, вода, соль, и дрожжи. Допускается содержание растительного масла, да и то оно чаще всего используется только для смазки формы. Дрожжи — это продукт не животного происхождения, а специальный вид грибков, поэтому употреблять в пищу изделия из дрожжевого теста можно.
Что и как лучше есть в пост
Безусловно, эти люди нуждаются в полноценном рационе, поэтому им даже не стоит сомневаться, можно ли есть рыбу в Великий пост. Пользователь софия мелконян задал вопрос в категории Прочее кулинарное и получил на него 5 ответов. самый строгий и важный из многодневных постов, он готовит человека к празднованию Светлой Пасхи. И когда в пост можно рыбу — подробный рассказ православного повара и универсальные постные рецепты. Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть.
О Великом посте
Келарь Свято-Троицкой Сергиевой лавры, иеромонах Архип рассказал постящимся о том, какие продукты можно и нельзя есть в пост, а кому поститься нежелательно. Сухоядение в пост: что можно есть и как правильно готовить блюда. Объяснили, чего нельзя есть в пост на примере каждого из четырех больших постов года. Рассказываем, что можно есть в пост вместо мяса, молочных продуктов, яиц, рыбы и подбираем вкусную и полезную альтернативу привычным блюдам.
Великий пост: зачем он нужен
- Можно ли в пост употреблять муку?
- Великий Пост: основные правила питания и запреты
- Почему в пост нельзя молочные продукты, и другие вопросы про пост -
- Что можно есть в пост – «Еда»
- Великий пост: что можно и нельзя в это время - МК Санкт-Петербург
- Начало и конец Великого поста в 2024 году
Великий пост: что можно есть постящимся
Он выпекается и, соответственно, относится к блюдам, которые готовятся на огне. Можно ли в пост есть дрожжевой хлеб? Объяснили, чего нельзя есть в пост на примере каждого из четырех больших постов года. Кстати, многие удивляются, можно ли в пост есть пироги?
Великий пост: что можно есть постящимся
Келарь Свято-Троицкой Сергиевой лавры, иеромонах Архип рассказал постящимся о том, какие продукты можно и нельзя есть в пост, а кому поститься нежелательно. Пользователь софия мелконян задал вопрос в категории Прочее кулинарное и получил на него 5 ответов. Что касается кофе, то его можно употреблять во время поста за исключением периода сухоядения. Можно ли пить пиво и вино во время Великого поста? Можно ли кушать сладкое во время поста?
Начало и конец Великого поста в 2024 году
- 12 рецептов: что можно есть в пост
- В чем суть Великого поста?
- Можно ли в пост употреблять муку?
- Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
- Почему в пост нельзя молочные продукты, и другие вопросы про пост -
- Прихожанин - В пост главное не еда
Великий Пост: основные правила питания и запреты
Но хлеб всё равно делали, даже без этих ингредиентов, ведь хлеб это всегда вкусная и полезная пища. Так и сейчас, мука это растительная пища, а значит, в пост она разрешена. Из муки в пост можно приготовить не только хлеб или выпечку, но и огромное количество других вкусных и полезных блюд. Кроме того, сейчас, кроме пшеничной муки сушествуют и другие виды муки, такие как рисовая, гречневая, ржаная, и прочие.
На вкус постные пироги с капустой практически такие же, как обычные: мягкие, ароматные, сытные. Пирог с капустой и грибами Этот вариант начинки более сытный и гастрономический изысканный. Немного шампиньонов в пироге дадут грибной аромат. Так вкусно, что хочется еще! Пирог с курагой Часто постные пироги в пост начиняют сухофруктами, к примеру, размоченной курагой. Богатая микро- и макроэлементами курага поддерживает организм во время скудного рациона.
Пирог с яблоком и вишней Начинка из яблок и вишни — это настоящее пиршество для сладкоежек! Приготовленные яблоки дают сладость, а вишня сбалансированную кислинку.
Разрешенный список продуктов позволяет насытить организм питательными элементами, привести в порядок фигуру. Постная пища стабилизирует работу организма, а ключевая польза заключается в следующем: улучшение пищеварения; чистка печени и налаживание ее работы; устранение лишнего веса; очищение организма от вредных веществ.
Прежде чем приступать к посту, надо очень хорошо продумать свой рацион питания. Питаться одними сухими корочками никто вас не заставляет, и, пожалуйста, давайте обойдемся без таких крайностей! Так, действительно недолго и гастрит заработать, и еще какие-нибудь нехорошие вещи, особенно если вера ваша еще не очень крепка, и вы не можете держаться на одной духовной пище, как это делали святые и подвижники. Будьте благоразумны, не надо истово «умерщвлять» свою плоть.
Лучше приучитесь жить со своим организмом в дружбе, внимательно прислушиваться к его сигналам, понимать, что ему действительно нужно. Что нельзя есть в пост? От чего же стоит отказаться в пост? Помните о том, что пост исключает любые злоупотребления — пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей.
Лучше отдать предпочтение вареным блюдам, а также приготовленным на пару или в гриле. Пусть ваша еда будет разнообразной, но простой. И вы, конечно, сумеете почувствовать и оценить эту радость и святость самой простой пищи. Конечно, на протяжении любого поста не разрешается употреблять мясо и любые мясопродукты, придется отказаться от птицы, яиц, молока и молочных продуктов — то есть сливочного масла, сметаны, творога, кефира, сыра, йогуртов и прочего.
Нельзя употреблять и блюда, куда эти продукты входят в качестве компонентов, например, майонез, в составе которого есть яичный желток. Рыба и рыбные продукты, как и растительное масло, разрешаются в нестрогие постные дни и запрещаются в строгие. Как же обойтись без растительного масла? Если у вас нет тефлоновой сковородки, придется в строгие постные дни отказаться от жареного.
Салаты же вместо растительного масла можно заправлять, к примеру, слабым маринадом или лимонным соком, а летом можно обойтись и без заправки — ведь в свежих овощах достаточно собственного сока.
А перед тем как отправиться проповедовать людям Новый завет, Христос ушел в пустыню, где постом освободил Свое тело от дебелости плоти, ее греховных ощущений. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» Лк. Поэтому и мы в подражание Спасителю постимся, чтобы приблизиться к Нему и вместе с Воскресшим Господом встретить Пасху.
Есть у поста и третий важный момент — дисциплинарный. Раз Церковь установила посты, мы, как ее верные чада, должны их соблюдать. Не имеет ли смысл сделать для мирян отдельный устав поста, дав им некое послабление? Вы считаете, миряне слабее духом или в вере, чем монашествующие?
В патериках приводится такая история. Один монах к сожалению, я запамятовал его имя жил строгой, аскетичной жизнью, соблюдал посты, много молился, но при этом в душе часто задавался вопросом, насколько он приблизился к Богу. И хотя окружающие называли его святым, сам он испытывал по этому поводу большие сомнения. И Господь в ответ на его вопрос послал ему ангела, который показал ему некоего ремесленника.
Тот жил в городе со своей семьей и занимался обычным ремесленным делом, то есть жил обычной мирской жизнью. При этом он много молился, воспитывал детей в христианской вере и всегда и во всем был готов помочь людям, нуждающимся в помощи. И ангел, указывая на этого мирянина, сказал монаху: «Вот человек, который приблизился к Богу более, чем ты». Так что не стоит думать, что миряне слабее духом, чем монахи, и им нужен какой-то особый постный устав с послаблениями.
Кроме того, где вы сейчас найдете монаха, который постится строго по Типикону. Возможно, в какой-нибудь заброшенной пещере в глухом лесу. Зайдите в любой монастырь с самым строгим уставом, и вы вряд ли найдете там монахов, которые так строго постятся. Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой.
Святые старцы уходили в пустыню, питались травами и пили родниковую воду. Они не пасли коров, не рубили дров, не пахали землю. А сегодня в любом монастыре у каждого монаха есть немало послушаний, порой, физически очень тяжелых. Монахам приходиться и землю копать, и дрова рубить, и трактор водить.
Ведь в наши дни каждый монастырь по сути своей является самоокупаемым хозяйством. Если монахи перестанут работать, они просто умрут с голоду, а их обитель придет в упадок. Другое дело, что в каждом монастыре есть свой устав, свои правила. К примеру, моя дочка живет в Якутии, и там монахи во всей епархии в пост едят рыбу.
Вы спросите, почему? Да потому что у них там нет ничего, кроме рыбы, мяса и молока. Сами видите, из чего им приходится выбирать. Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян.
Поскольку в реальной жизни и миряне, и монахи не постятся по Типикону и имеют разные послабления. Гораздо важнее, чтобы каждый человек — будь то монах или мирянин — понимал, какой именно пост ему по силам. И не брал бы на себя ни лишнего подвига, ни лишних послаблений. А для этого постящемуся человеку, во-первых, нужен духовник, который его направит и подскажет, в чем можно сделать себе послабление, а в чем — недопустимо.
И, во-вторых, важно понимать, что главное в пост не еда, а молитва. Он ходит в храм и за советом обращается к разным священникам. Один говорит ему о строгом посте, другой — о некотором послаблении… Как ему поступить? Есть такое понятие — «царский путь», когда человек выбирает себе среднюю дорогу.
Он не пытается, образно говоря, воспарить к святым угодникам, но и не позволяет себе каких-то сильных послаблений. Выбирая «царский путь», верующий может ограничить себя в еде, отказаться от мяса и молочного. А если по каким-либо причинам — из-за болезни или финансовых возможностей ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом — верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким… — Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону? К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, — а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик.
И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать. Поэтому в Церкви существует иной устав. В дни Великого поста вся неделя — вареная пища без масла.
Среда и пятница — сухоядение пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка. Для монашествующих сухоядение предполагается еще и в понедельник. В субботу и воскресенье — вареная пища с вином и елеем маслом. Кстати, в среду и пятницу Великим постом мы постимся строже, чем в другие дни, хотя в Типиконе такого указания нет.
Потому что по Типикону предполагается во все дни, когда совершается Литургия кроме суббот и воскресений, это именно среды и пятницы , причащаться Святых Христовых Таин, что является праздником. В праздник же ради утешения положено вкушать вино. Но мы в обычной жизни не причащаемся каждый день, и потому в эти дни пост у нас более строгий. А что плохого в том, чтобы готовить себе еду на растительном масле и в другие дни?
Таков церковный устав. Каждый человек сам выбирает свою жизнь, сам решает, следовать ли церковному уставу или нет. Почему наш устав таков?
Великий пост – 2023: главные правила и подробный календарь питания с 27 февраля по 15 апреля
Кулинарные заблуждения в пост. Как снизить риск нарушения поста при приеме пищи | Можно ли играть свадьбу В период поста молодожены могут планировать законное оформление отношений в государственных учреждениях (расписываться). |
Какой хлеб можно есть в Великий пост 2024 года. Можно ли есть хлеб в Великий пост в 2024 году | В этой статье мы поговорим о некоторых продуктах питания, которые можно спутать с допустимыми в пост. |