Новости татары шииты или сунниты

Кто такие сунниты и шииты Поволжские татары сунниты или шииты. Сунниты и шииты должны объединяться, а не искать различия между собой, – считают многие представители исламской религий. Проблема была настолько острой, что татарский богослов Шигабутдин Марджани (1818 -1889) издал специальную фетву, разрешающую браки между шиитами и суннитами. Добавлю, что шиитов и суннитов нельзя сравнивать по параметру радикализма.

Ясно-понятно. Что такое ханафитский мазхаб и почему его придерживаются татарстанские мусульмане?

Мазхабы выделяются примерно во втором веке после смерти Пророка Мухаммада, когда начинается процесс систематизации исламского вероучения. Имам Абу Ханифа, старший из четырех основателей мазхабов, родился в 80 году по хиджре, то есть в 699 году по григорианскому календарю. Пророк был для верующих взрывом, откровением, подобным удару молнии, и после него приходят богословы, которые пытаются этот взрыв упорядочить в законченную, внутренне согласованную систему знаний. На самом деле толков было больше, чем четыре, просто не все сумели закрепиться на исторической арене. Сразу после смерти Пророка в исламе обозначилось два лагеря: асхаб аль-хадис, то есть люди, ориентированные на беспрекословное соблюдение буквы религиозного закона, и асхаб ар-рай, то есть люди личного умозрения, ориентированные на вдумчивое понимание духа закона. Абу Ханифа относился ко второму: он не просто бездумно применял положения Корана, но пытался понять их внутреннюю логику и исходя из нее формулировал, как то или иное предписание должно использоваться в быстро меняющихся исторических реалиях. Более того, он призывал своих учеников к тому, чтобы они не просто запоминали изречения учителя, но понимали его логику, прослеживали источники его решений. Приведу пример.

Ислам всегда поддерживал благотворительность, и помимо закята — обязательного религиозного налога — мусульманину рекомендуется давать садака.

Хрущева, Г. Маленкова, К. Ворошилова направлялись коллективные и личные напр. Богданова и Х. Камалетдинова обращения.

В 1956 г. Соборная мечеть была возвращена верующим. Этому событию способствовали налаживавшиеся дружеские связи СССР с мусульманскими странами. Просьба президента Индонезии Ахмеда Сукарно включить ленинградскую мечеть в программу визита способствовала открытию мусульманского храма в январе 1956 г. Прихожане сами освобождали и ремонтировали здание, грузили складированное в нем имущество Ленгорздрава в присланные грузовики, выносили мусор, передавали в дар мечети ковры. Имам-хатыбом Соборной мечети с момента ее открытия был утвержден А.

Исаев, который, помимо собственно религиозных функций, выполнял и представительские, принимая прибывающие в Ленинград иностранные делегации. Первой из них была делегация из Индонезии: Сукарно посетил мечеть в августе 1956 г. В ходе своего визита в город на Неве 10 мая 1958 г. Посещение этой мечети стало важным элементом культурной программы визитов в Ленинград делегаций из различных стран Азии и Африки - Ирака, Йемена, Ирана, Нигерии и т. Постоянными прихожанами Соборной мечети, кроме проживающих в городе мусульман, были студенты-мусульмане из развивающихся стран и приезжавшие в качестве туристов татары из Финляндии. Численность верующих на праздничных богослужениях особенно возрастала в том случае, если праздник совпадал с общевыходным днем.

Совет по делам религии отмечал слабость атеистической пропаганды среди ленинградских мусульман. Разрушение купола Соборной мечети и протечки продолжались, что привело к необходимости начала реставрационных работ. Большие суммы передавались прихожанами, мусульмане зарубежных стран также оказывали помощь в восстановлении мечети. Ремонт затянулся на десятилетия; в ходе него майоликовое убранство купола было заменено техническим фарфором. С января 1972 г.

И обязательно присутствие на этих конференциях ученых и суннитского, и шиитского мира.

И сегодня в исламской республике Иран есть специальная организация — ассоциация исламских ученых по сближению мазхабов. Ученые, муфтии, имамы внимательно изучают эту тему. И пытаются найти схожесть наших общих понятий. Почему мы слышим большое проявление конфликтности сегодня? Это, в первую очередь, из-за того, что политические силы влезают и пытаются искусственным путем войти. Джума: Именно про суннитов.

Не совсем понятно… В той же Казани был недавно. Замечательный город. И они сунниты. И Исламское Государство так называемое тоже провозгласило себя суннитами. Но между ними ведь пропасть! Аббясов: Как только появилась данная террористическая организация, наглым образом себя назвала Исламским Государством, мы четко заявили, что эта террористическая структура не представляет ислам.

Тем более, мусульман. И не является никаким государством. Об этом заявляет все международное сообщество. Ученые всех мазхабов заявили о том, что эта структура не имеет права себя называть именно так. То, что они запугивают весь мир, эта террористическая организация, никакого отношения к исламу не имеет. Мы предлагаем называть, как называет все международное сообщество: ДАЕШ.

Это аббревиатура на арабском, но при этом она носит некий унизительный характер этой структуры. Джума: Перевод такой же? Аббясов: Да. Но так же слово «даеш» - это унижение. С арабского переводится как не очень хорошее слово. И мы уже услышали, что это не понравилось бандитам.

И они пригрозили всем тем, кто будет их так называть отрезать язык. У нас никаких сомнений и двойных стандартов нет. Мы очень четко говорим, что это не имеет никакого отношения к ислам, к суннитам в целом и исламскому миру. Джума: Я, наверное, передернул, сравнивая наших татарских мусульман с Иблисским государством. Давайте перефразирую. Нельзя сравнивать тех мусульман, которые в Казани с теми, кто в Саудовской Аравии , например, где руки рубят за… Кто из них более правильный?

Наверное, в Саудовской Аравии? Она ближе к шариату, получается? Аббясов: Если мы обратимся к каноническому тексту, то Всевышний говорит: все вы равны передо мной. Араб, не араб. И не зависит, какой статус социальный, положение в обществе и так далее. Отличаетесь вы только в богобоязненности.

В начале 90-х была такая иллюзия о том, что если кто-то приедет из арабских стран, то это уже святой.

Суфиями же называют всех, кто верит в непосредственное общение с богом и делает все для достижения этого. В суфийской терминологии «Суфий - это влюбленный в Истину, тот, кто посредством Любви и Преданности движется к Истине и Совершенству».

Толкование термина в суфийской традиции Рядом со Священной мечетью Пророка некоторые беднейшие «асхабы» последователи жили на суфе помосте. Поэтому их называли «ахли суффа» «люди суффы» или «асхабы суффы». Это историческое определение.

Традиционно суфии носили одежду из шерсти. Это явное определение. По причине того, что суфии очищают свои сердца «зикром» вспоминовением Аллаха, постоянно заняты «зикром», то есть «Сафо ул-калб» чистые сердцем , их называют суфиями.

Это скрытое определение. За то, что они распространяли среди людей священные «суннаты» предписания Пророка, всегда выполняли их на практике, асхабов, твёрдо придерживающихся суфы, рубища и чистоты сердца их прозвали суфиями. Это практическое определение.

Суфии и ислам Суфизм - это путь очищения души нафс от скверных качеств и привития похвальных качеств духу рух. Этот путь мюрид «ищущий», «жаждущий» проходит под руководством муршида «духовного наставника» , уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение иджаза на наставничество. Такой муршид суфийский шейх, устаз является частью цепочки шейхов, которая восходит к Пророку.

Тот, у которого нет иджаза от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму тассаввуфу, тарикату. Учение тасаввуфа суфизм осталось в наследие от пророков. Каждый великий пророк, очищая своё сердце «зикром» вспоминовением Аллаха, неукоснительно выполнял Его повеления и, трудясь своими руками, ел свою чистую предназначенную ему долю.

К примеру, Адам занимался земледелием, Идрис - портняжным ремеслом, Давид - кузнечным делом, Моисей и Мухаммад были пастухами. Позднее Мухаммад стал заниматься торговлей. Существующие со средних веков суфийские братства - ордена различались выбором своего пути мистического познания, пути движения к истине.

В этих суфийских братствах новичок, ученик мюрид , должен был пройти весь путь к истине под руководством наставника мюршида. Мюриды буквально ежедневно исповедовались в своих грехах перед мюршидами и совершали всевозможные духовные упражнения - «зикр» например, многократное повторение фразы - «Нет Бога, кроме Аллаха» - «Ла Иллах ил Аллах» для полного самоотречения. Для достижения мистического экстаза суфии собираются на сема - собрания, на которых в сопровождении ритмической музыки слушают певца или чтеца которые поют или читают гимны, газели суфийского или любовного содержания, совершают определенные повторяющиеся движения или танцуют.

Иногда для достижения экстаза употреблялись напитки. Вполне возможно, что сохранившиеся до конца XIX века азербайджанские застольные фразы «Аллахверди» «Бог дал» и ответное «Йахши йол» «Счастливого пути» были взяты из суфийской практики. Выпив, суфий отправлялся на встречу с богом, и ему желают счастливого пути.

Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама - главы самой крупной и известной общины исмаилитов - Ага-хан - передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага Хан IV.

Исмаилитов всех направлений сейчас более 15 миллионов. Возникновение исмаилитов связывают с расколом в шиитском движении, произошедшем в 765 году. В 760 году Джафар ас-Садык, шестой шиитский имам, лишил своего старшего сына Исмаила права законного наследования имамата.

Формальной причиной этого решения стало чрезмерное увлечение старшего сына алкоголем, запрещенным законами шариата. Однако ряд специалистов полагает, что истинная причина, по которой право наследования имамата было передано младшему сыну, заключалось в том, что Исмаил занимал крайне агрессивную позицию в отношении суннитских халифов, что могло нарушить сложившееся равновесие между двумя направлениями ислама, выгодное как шиитам, так и суннитам. К тому же, вокруг Исмаила стало сплачиваться антифеодальное движение, развернувшееся на фоне резкого ухудшения положения простых шиитов.

Низшие и средние слои населения связывали с приходом к власти Исмаила надежды на существенные перемены в социально-политической жизни шиитских общин. Количество приверженцев Исмаила увеличивалось, что вызывало тревогу и у шиитской феодальной знати, и у самого Джафара ас-Садыка. Вскоре Исмаил умер.

Имелись основания полагать, что смерть Исмаила стала следствием организованного против него заговора правящих кругов шиитов. Джафар ас-Садык широко обнародовал факт смерти сына и, якобы, даже распорядился выставить труп Исмаила на обозрение в одной из мечетей. Тем не менее, смерть Исмаила не остановила развернувшееся движение его приверженцев.

Первоначально они утверждали, что Исмаил не убит, а скрывается от врагов, а после определенного периода объявили Исмаила седьмым «скрытым имамом», который в нужный момент объявится как мессия-махди и, по сути, после него не стоит ожидать появления новых имамов. Исмаилиты, как стали именовать приверженцев нового учения, утверждали, что Исмаил не умер, а по воле Аллаха перешел в невидимое, скрытое от простых смертных состояние «гайба» "гаиб" - "отсутствие". Некоторые приверженцы Исмаила считали, что Исмаил и на самом деле умер, поэтому седьмым имамом следует объявить его сына Мухаммеда.

Со временем исмаилитское движение настолько укрепилось и разрослось, что у него появились признаки самостоятельного религиозного течения. Исмаилиты развернули на территориях Ливана, Сирии, Ирака, Персии,Северной Африки и Средней Азии хорошо законспирированную разветвленную сеть проповедников нового учения. На этом первоначальном этапе развития движение исмаилитов отвечало всем требованиям мощной средневековой организации, имеющей четкую иерархическую модель внутреннего построения, свою весьма сложную философско-теологическую догматику с элементами, напоминающими гностические учения зорастризм,иудаизм, христианство и мелкие культы, распространенные на территориях средневекового исламско-христианского мира.

Постепенно, исмаилиты набирали силу и влияние. В X веке в Северной Африке ими был основан Фатимидский халифат. Именно к периоду фатимидов относится распространение исмаилитского влияния на земли Северной Африки, Египта, Палестины, Сирии, Йемена и священных для мусульман городов Мекки и Медины.

Однако в остальном исламском мире, включая ортодоксальных шиитов, исмаилитов считали крайними сектантами, и часто жестоко преследовали. В X веке из среды воинствующих исмаилитов выделилось движение низаритов, считавших, что «скрытым имамом» является сын халифа Мустансира Низар. Структура и идеология Организация исмаилитов неоднократно менялась в ходе развития.

На наиболее известном этапе в ней было девять степеней посвящения, каждая из которых давала посвященному определенный доступ к информации и ее пониманию. Переход в следующую степень посвящения сопровождался мистическими ритуалами. Продвижение по иерархической лестнице исмаилитов было, прежде всего, связано со степенью посвящения.

С очередным периодом посвящения перед исмаилитом открывались новые «истины», которые с каждой ступенью были все более далеки от изначальных догм Корана. В частности, на 5 ступени посвященному объясняли, что текст Корана стоит понимать не в прямом, а в аллегоричном смысле. Следующая ступень посвящения раскрывала обрядовую суть исламской религии, которая также сводилась к довольно аллегоричному пониманию обрядов.

На последней степени посвящения фактически отвергались все исламские догмы, затрагивалось даже учение о божественном пришествии и т. Хорошая организованность, жесткая иерархическая дисциплина позволяли лидерам исмаилитской секты управлять огромной по тем временам организацией. Одна из философско-теологических догм, которой придерживались исмаилиты, гласила о том, что Аллах время от времени вселял свою божественную сущность в плоть ниспосланных им пророков-«натиков» букв.

Исмаилиты утверждали, что Аллах ниспослал в наш мир седьмого пророка-натика - Мухаммеда, сына Исмаила. Каждого из ниспосланных пророков-натиков всегда сопровождал так называемый «самит» букв. Самит никогда не говорит от себя, его суть сводится к толкованию проповеди пророка-натика.

С каждым появлением пророка-натика Аллах раскрывает пред людьми тайны вселенского разума и божественной истины. Согласно учению исмаилитов, в мир должно прийти семь пророков-натиков. Между их появлениями миром последовательно правят семь имамов, через которых Аллах дает объяснение учений пророков.

Возвращение последнего, седьмого пророка-натика - Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после которого в мире должен воцариться божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам Исмаилиты вкладывали особый смысл в образ имама, который в силу божественной природы своей власти обладает знанием сокровенных сторон религии, которое пророк передал своему двоюродному брату Али. Для них имам был первичным источником внутреннего и универсального смысла, скрытого во внешнем, очевидном смысле Корана или хадисов. Община исмаилитов представляла собой пример секретной организации, где рядовой член знал только своего непосредственного руководителя.

Сложная иерархическая система предполагала цепь ступеней, каждой из которых соответствовала своя задача. Все члены были обязаны слепо повиноваться имаму высшая ступень , который обладал эзотерическим сокровенным знанием. Современные исмаилиты, живущие в районе Горного Бадахшана северный Афганистан, Таджикистан , частично в Сирии, Омане и Иране, утратили свой воинственный пыл.

Ныне главой исмаилитской общины 49-й имам является Ага-хан Карим р. Название «ваххабизм» употребляется только оппонентами этого течения как правило его сторонники называют себя салафитами. Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими 1703-1792 , являющегося последователем Ибн Таймийа 1263-1328.

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда «Аль-Саляф Ас-Салих» , и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью.

Сунниты и шииты: разница. Расхождение течений в исламе

Краткая характеристика разницы между шиитами и суннитами Сунниты Передача власти халифа Сунниты допускают передачу власти халифа в результате всенародного голосования и признают законность правления первых трёх праведных халифов Шииты считают, что власть в Халифате должна передаваться только среди потомков праведного халифа Али и дочери пророка Мухаммеда - Фатимы. Шииты не признают законность правления первых трёх праведных халифов Праздники Сунниты как и шииты отмечают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. В день Ашура 10 мухаррама сунниты соблюдают желательный пост по случаю избавления народа Израиля от фараона. Траурные мероприятия включают в себя поминальные вечера и шествия, читаются хутбы о событиях Ашуры. В этот день шииты одеваются в чёрное и бьют себя в грудь, исполняя траурные песнопения. В некоторых регионах Пакистан, Ирак среди шиитов получила распространение практика нанесения себе кровоточащих ран мечом или цепями, однако эт практика вызывает критику как со стороны суннитов, так и самих шиитов. Сборники хадисов Сунниты признают авторитетными шесть сборников хадисов Сахих-Сита , к которым относятся: 1. Сахих аль-Бухари ум.

Его особенность в том, что знак могут носить исключительно приверженцы ислама. Ношение полумесяца со звездой последователям других религий может привести к тому, что талисман вместо защиты, будем только притягивать негатив. Чаще всего встречается изделие изготовленное из золота и бронзы.

На данный момент практически все мечети, а также мусульманские кладбища украшает именно символика полумесяца со звездой. Одной из предположительных причин появления такой символики является приверженность мусульман лунному календарю. Намазлык или саджжаду Молитвенный коврик для прочтения намаза. Чаще всего на намазлыке изображается чаща с остриём. Острие во время намаза направляют в сторону киблы направление в сторону заповедной мечети в Мекке. Намазлык прежде всего это средство защиты от нечистот. Шариат практически не ограничивает мусульманина в выборе места прочтения молитвы, однако одним из главных условий является чистота. Так мусульмани, используя намазлык, защищаются от всевозможных нечистот при общении со Всевышним через молитву. О нас.

Подобное разграничение условно, так как в исламе не существует четких критериев для обозначения истинного правоверия. Позднее богословы неоднократно обращались к толкованию смысла «правоверие» в вероучении. Однако существующие внутри ислама религиозно-правовые школы мазхаб, мазахиб — мн. Периодически правители пытались вообще запретить все богословские диспуты. В частности, в 1017 аббасидский халиф аль-Кадир издал указ, под угрозой наказания запрещающий вести какие-либо споры относительно правоверия.

Это был первый документ, в котором была сделана попытка объяснить, кто соответствует понятию «правоверный». Суннитский ислам так и не создал единой общепризнанной в суннитском мире богословской школы и общей суннитской религиозно-исторической литературы доксографии. Следует отметить, что как и все остальные мусульманские общины, суннитские группы не свободны от этнических особенностей. Особенности суннизма Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне поступкам и высказываниям пророка Мухаммеда, на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа. Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи ; Принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому ; признание законности Правления первых четырех «праведных» халифов - Абу Бакра, Омара, Усмана и Али.

Суннизм неизвестно точно когда оформился этот термин, но до сих пор этот термин имеет гораздо большее четкое содержание, чем термин «шиизм», который образовался из-за группы людей, которые призывали Али быть Халифом. Шииты - - общий термин, в широком смысле означающий последователей ряда течений ислама - шииты-двунадесятники, алавиты, друзы, исмаилиты и др, признающих исключительное право потомков пророка Мухаммада, возглавлять мусульманскую общину - умму, быть имамом. В узком смысле понятие, как правило означает шиитов-двунадесятников «шииты-12» , второго по числу приверженцев после суннитов направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммада, только Али ибн Абу Талиба и его потомков по главной линии. В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна.

К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана. Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению принадлежит небольшая часть лезгин и даргинцев в Дагестане, кундровские татары в городах Нижнего Поволжья и большая часть проживающих в нашей стране азербайджанцев в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 70 процентов населения. Шиизм как религиозная доктрина складывался постепенно. Считается, что он сформировался в период между смертью Хусейна внука Мухаммада, сына Али и Фатимы в 680 и утверждением династии Аббасидов в качестве халифов в 749—750.

Но даже в Иране до конца 15 в. Однако именно шиизм, в котором воплотилась идея непогрешимости имама в противовес выборному лидеру мусульманской общины , с приходом которого должно установиться царство справедливости, стал знаменем народных преимущественно крестьянских движений в большинстве провинций. Среди них восстание жителей Куфы против омейадского халифа Хишама 739—740 , Абу Муслима 747—750 , зейдитские восстания в Хиджазе в 762—763 и 786, а также в 9—10 вв. Внутри шиизма существуют различные течения, возникшие на базе разногласий по поводу того, кто из Алидов достоин имамата. Основные ветви шиизма: кайсаниты исчезли в 11 в.

Эти течения обычно относят к «умеренным», в отличие от исма"илитов которых считают «крайними». Внутри этих подразделений возникали новые течения, исчезали или видоизменялись старые. Различие между «крайними» и «умеренными» появилось уже в первые столетия ислама. Имамиты обосновывают право Алидов на власть в халифате высказыванием Мухаммада относящемуся к 628 : «Кто признает меня своим господином маула , тот должен и Али признать своим господином». Шииты-имамиты признают 12 имамов, первым из которых был Али и его сыновья Хасан и Хусейн от Фатимы, дочери пророка Мухаммада.

Далее линия имамов была продолжена потомками Хусейна, которые в условиях господства Аббасидов не претендовали на власть, вели пассивную и мирную жизнь. Но, опасаясь, что Алиды могут стать знаменем борьбы против них, халифы окружили их шпионами, постоянно подвергали репрессиям, из-за чего смерть каждого из Алидов считалась результатом происков правящих кругов. Это способствовало утверждению культа мученичества. Последний 12-й имам исчез в возрасте 6 или 9 лет не позднее 878. Возникла легенда, по которой, он не умер, а находится под покровительством Аллаха, и должен вернуться.

Народные массы связывали с возвращением «скрытого имама» надежду на социальный переворот в религиозной форме. Имам в шиизме в отличие от суннизма играет роль посредника между Богом и людьми. Он является носителем «божественной субстанции». Учение об имамате является краеугольным камнем шиитской догматики. Имам непогрешим, обладает сверхчеловеческими качествами, в то время как для суннитов имам-халиф исключая Мухаммада не может претендовать на сверхъестественные качества.

Кроме того, в шиитском исламе существует иерархия религиозных деятелей, которые подчиняются аятолле. В частности, муджтахиды религиозные авторитеты имеют право на высказывание мнения иджтихад по спорным проблемам. Коран, а также другие религиозные источники Ахбар Али — иначе хадисы предания об Али, антитеза сунне Мухаммада трактуются с эзотерических позиций, с учетом наличия захир — видимого и батин — скрытого смысла. Сам имам является обладателем тайного знания, которое включает в себя оккультные науки и все знания о мироздании. Шиитские предания об Али включающие также предания о Мухаммаде и о потомках Али основаны на информации, носителями которой являются имамы.

Однако есть ахбар, содержание которых идентично содержанию хадисов, принимаемых суннитами. Сюда же следует отнести исмаилитов, часть которых признает своим главой Ага-хана, а также 15 млн. Общая численность шиитов в мире составляет 110 млн. Друзы - арабоязычная этноконфессиональная группа, являющаяся одним из ответвлений исмаилизма, последователи одной из крайних шиитских сект. Секта возникла в результате первого крупного раскола в исмаилизме в XI-XII веках, когда из состава египетских исмаилитов выделилась группа фатимидского сторонников взглядов исчезнувшего по всей видимости, убитого халифа аль-Хакима и, по сведениям противников друзов, даже признавшая его воплощением Бога.

Получили своё название от основателя секты политического деятеля и проповедника Мухаммеда ибн Исмаила Наштакина ад-Дарази. Точными сведениями о религии друзов современная наука не располагает, но распространено мнение, что Друзы верят, что Бог раскрывает себя в последовательных инкарнациях. Первым его проявлением был Универсальный Разум, который воплотился в Хамзе Ибн Али, современнике Ад-Дарази и одном из систематизаторов друзского учения. Относясь с почтением к Новому Завету и Корану, друзы, вероятно, имеют собственные священные книги, хранящиеся в домах для собраний хальва , которые читают вечером по четвергам. Доступ к этим книгам закрты для недрузов и друзов, не прошедших специальную подготовку.

Алавиты Алавиты празднуют фестиваль в Сирии. Алавиты - название ряда шиитских сект, отколовшихся от шиитов в XII веке, но имеющих в своем учении некоторые элементы, свойственные исмаилитам, по некоторым не совсем достоверным сведениям, включающая элементы древневосточных астральных культов и христианства. Название «Алавиты» получили от имени халифа Али. Другое название - нусайриты - от имени Ибн Нусайра, считающегося основателем одного из направлений алавизма. По мнению некоторых источников, алавиты почитают халифа Али, как воплощенного бога, Солнце, Луну, веруют в переселение душ, отмечают некоторые христианские праздники.

Распространены в Сирии и Турции. Некоторые мусульмане ненавидели алавитов и до сих пор относятся к ним с определенным предубеждением, аргументируя свое отношение тем, что их учение является извращением истинной веры. В настоящее время общая численность алавитов - более двух миллионов человек. Большинство проживает в Сирии, Израиле, Ливане и Турции. Хариджизм Хариджизм от араб.

Хариджизм возник в результате выхода против правителя Усмана который был подстроен иудеем Абдуллой ибн Саба. В 656 году произошла так называемое Верблюжье сражение между Али и Муавией, за то чтобы первый немедленно выдал убийц Османа. Али согласился на третейский суд, однако часть сражавшихся, не признавая суда людей, заявила, что судить вправе только Бог, и 12 тысяч наиболее благочестивых его сторонников удалилась в деревню Харура в окрестностях города Куфы поэтому вначале их называли харуритами. В религиозном отношении хариджиты выступают за полную чистоту ислама и строгое следование традициям и обрядам. Они признают только двух халифов - Абу Бакра и Омара.

Не признавая третейского суда, хариджиты единственным путем решения конфликтов считают вооруженную борьбу. Они осуждали всякую роскошь, запрещали музыку, игры, табак, алкогольные напитки; отступники, совершившие смертный грех, должны быть уничтожены. Хариджиты выступили с учением о верховенстве мусульманской общины. Согласно их учению, халиф получал власть от общины путём выборов. Хариджиты проявляли фанатическую нетерпимость ко всем инакомыслящим, в том числе прибегали к террору, насилию и убийствам.

От рук хариджитов в 661 году был убит имам Али и совершенно неудачное покушение на Муавию. До X века они подняли десятки восстаний против Халифата и образовали в Северной Африке государство с династией Рустамидов. В настоящее время хариджизм представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам. Ибадиты Ибадиты абадиты - одна из исламских сект, образовавшихся в результате распада секты Хариджитов. Секта выделилась в 685 г.

Основана Джабиром ибн Зайдом. Название секты исходит от имени одного из ее первых лидеров - Абдаллы ибн Ибада. Занимали сравнительно мирные и умеренные позиции, отказавшись от вооруженной борьбы и восстаний, что позволило им занимать видное место в политической системе халифата. Создали в Северной Африке ряд государств - имаматов. Азракиты Азракиты - одна из исламских сект, образовавшихся в результате распада секты Хариджитов.

Возникла в 80-е годы VII в. Считали своим религиозным долгом постоянную вооруженную борьбу не только с неверными, но и с мусульманами, не разделявшими хариджитских взглядов. Суфриты Суфриты - одна из исламских сект, образовавшихся в результате распада секты Хариджитов. Секта выделилась во второй половине VII в. Основатель секты - Зийяд ибн аль-Асфар.

Занимали среднюю позицию между ибадитами и азракитами. Они считали допустимым временное прекращение священной войны, осуждали убийство детей неверных Ахмадия Ахмадия - секта, большинство сторонников которой находится в Пакистане, Индии, Бангладеш и Индонезии. Отличий от суннизма очень мало, но два из них существенны: во-первых, сторонники Ахмадии не признают необходимость священной войны против верующих других религий, толкуя джихад в очень узком смысле. Во-вторых, они считают, что Аллах может посылать пророков расуль и после Мухаммада. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с богом.

Суфии называют это познанием истины. Истина - это когда суфий, освободившись от мирских желаний, в состоянии экстаза опьянение божественной любовью способен на интимное общение с божеством. Суфиями же называют всех, кто верит в непосредственное общение с богом и делает все для достижения этого. В суфийской терминологии «Суфий - это влюбленный в Истину, тот, кто посредством Любви и Преданности движется к Истине и Совершенству». Толкование термина в суфийской традиции Рядом со Священной мечетью Пророка некоторые беднейшие «асхабы» последователи жили на суфе помосте.

Поэтому их называли «ахли суффа» «люди суффы» или «асхабы суффы». Это историческое определение. Традиционно суфии носили одежду из шерсти. Это явное определение.

Они остаются слабыми по арабскому языку до того, как поступят в магистратуру. На самом деле исламское образование в Татарстане в очень хорошей форме. Есть медресе «Мухаммадия», в котором я параллельно преподавал, работая в Болгарской академии. Также у меня был опыт в преподавание в медресе Набережных Челнов.

Исламское образование улучшается в Татарстане. Татар» «Во время работы мы обнаружили, что террористы — это проект Израиля» — В 1990-е в России был всплеск радикальных настроение среди мусульман. Погасить ситуацию удалось за счёт мусульманского духовенства или это заслуга российской власти? Исламские учёные читают проповеди, ведут идеологическую работу и объясняют людям законы ислама. Государство принимает окончательное решение на основе законодательства и сложившейся ситуации. Тут невозможно сказать, какая сторона повлияла больше, чтобы решить эти проблемы. Исламские учёные должны разъяснять правительству, что привело к росту радикальных настроений, и пытаться ему помочь. Государство должно прислушиваться к советам во время принятия окончательного решения.

Как это происходило? Мы вели идеологическую работу, издавали фетвы, консультировали государственные органы. Террористы — это люди, которые не находятся в исламе. Ислам — эта религия милости, а у этих людей милости нет. Во время работы мы обнаружили, что террористы — это проект Израиля. Эти проекты позволяют им проникать под прикрытием в чужие государства и вести там свою деятельность. У террористов нет никакой милости.

Сунниты и шииты

Сегодня две трети азербайджанских мусульман — шииты, а треть — сунниты. К суннитам-ханафитам относятся татары, башкиры, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и некоторые другие народы – всего около 65 процентов российских мусульман. Да, шииты и «сунниты» верят в одного Бога, принимают одного и того же пророка (С), один и тот же Коран.

Татары - сунниты или шииты?

Более того, у шиитов накоплен достаточно большой опыт идеологического противостояния с ваххабитами: критика последних ведется с позиций общеисламской догматики и трудов классических исламских богословов, авторитетных и для суннитов. Рамблер/новости. Сунниты и шииты должны объединяться, а не искать различия между собой, – считают многие представители исламской религий.

Татары - религия или национальность?

Это связано прежде всего с усмирением протестов кавказских горцев и масштабного оттока суннитов в Османскую империю [10]. По информации из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, который издавался в конце 19 — начале 20 веков, шииты составляли большинство в Бакинской губернии. Также известно, что на территории Закавказья в первой четверти 19 века сунниты являлись большинством, согласно информации на 1830 год, Закавказье населяло 177 736 мусульман-суннитов и 120 674 мусульман-шиитов [17]. В статье Баринова И. Известно, что в 1913 году в южном Дагестане функционировало 35 шиитских мечетей [6, С. Теперь следует исследовать более подробно, что представляло из себя юридическое оформление мусульман-шиитов на территории Российской империи.

Первым нормативно-правовым актом, регулирующим координацию духовных дел шиитов на территории империи, является именной указ императора Александра 1 «О правилах для Магометанского Духовенства Елисаветпольской округи», датированный 30 июня 1805 года и адресованный князю П. Цицианову, который был на тот момент командующим российскими вооружёнными силами на Кавказе. В соответствии с данным указом, главой шиитского духовенства Закавказья ставили так называемого ахунда, которого зачисляли в штат с годовым окладом в 500 рублей [20, p. Теперь шииты могли беспрепятственно молиться под руководством 8 мулл во главе с ахундом. Заключительное нормативно-правовое утверждение духовных дел шиитов в империи произошло в 1872 году с введением особого управления в отношении Закавказских территорий России по причине проживания там огромного количества шиитов.

Уже к концу 19 века в Уставе духовных дел иностранных исповеданий было тщательно усовершенствовано управление закавказским шиитским духовенством. Официальное учреждение при участии императорской администрации и представителей шиитской общины в Тифлисе Закавказских мусульманских духовных правлений шиитского учения произошло в начале января 1873 года. В «Положении» об управлении Закавказского мусульманского духовенства шиитского учения по большому счёту был предложен логично выстроенный комплекс правления духовными делами шиитов. Были указаны состав и структура управления, определены требования вхождения исламских священнослужителей в должности. На начальной ступени управления на местах находились штатные указные муллы и кадии судьи.

В должностные обязанности мулл входило: руководство мечетями и мечетскими школами мектебами , ведение метрических книг, списков мусульман, сообщение кадиям данных по мечетям, школам, новорожденным, бракосочетаниям и тому подобное. Кадии контролировали мечетских священнослужителей, оформляли браки, рассматривали семейные дела [7, c. На высшей степени управления у шиитского духовенства находился шейх-уль-ислам. Целью у российской администрации в проведении процесса институционализация и юридического оформления религиозной жизни мусульман присоединённых земель Закавказья была следующей — как можно быстрее и максимально полностью ослабить воздействие исламских центров Османской империи и Ирана на Азербайджан. В период существования СССР в открытых источниках очень мало информации по шиитским общинам, известно лишь то, что: в Советском Союзе шиизм олицетворяли такие народности как лезгины, азербайджанцы и таты, число которых было небольшим.

Конкретное число шиитов отсутствует в связи с тем, что в советских публичных данных не упоминалась религиозная принадлежность граждан. Однако, если отталкиваться от официальной переписи населения в 1989 году, на территории СССР проживало 6 770 тысяч азербайджанцев и 466 тысячи лезгинов — большая вероятность того, что среди них были те, кто считал себя шиитом. Говоря о современном состоянии шиитской общины уже в Российской Федерации, следует выделить следующие тенденции: на данный момент азербайджанцы являются лидерами по количеству приверженцев шиизма в России [12]. Согласно всероссийской переписи населения в 2010 году, азербайджанцев в России проживает 603 070 человек, большинство из которых, невзирая на незначительную степень религиозности в своих рядах, считают себя шиитами. В совокупности российская шиитская община насчитывает порядка около 3 миллионов человек [14].

Теперь рассмотрим российские шиитские общины по территориальному признаку — в республиках Дагестан и Татарстан.

Выводы И напоследок давайте подытожим основные аспекты, которыми существенно отличаются сунниты и шииты - разница представлена в следующих пунктах: Сунниты - более многочисленная община. Шиитов в несколько раз меньше. Сунниты наделяют духовной властью любого достойного представителя рода человеческого. Шииты - исключительно кровных потомков Мухаммеда. Сунниты не верят в пришествие Мессии. Шииты - свято ждут Спасителя. Сунниты почитают предание о Пророке - сунну.

Шииты - абхар, что является вестью о Мухаммеде. Эти принципиально разные взгляды существенно влияют на государственные законы мусульманских стран, особенно на те положения, которые регулируют жизнь семьи и общества. Отношения между общинами часто напряжённые. Противостояние началось ещё в 680 году, когда сунниты убили Хусейна - сына Али. С тех пор конфликты вспыхивают регулярно. Но, к счастью, не приводят к кровопролитной войне. И те, и другие - мусульмане, братья по крови и религии. Поэтому просто обязаны жить в мире и согласии.

Это программа, в которой доступным языком говорят о сложных процессах и явлениях на Ближнем Востоке и не только. Хочу представить своего гостя. Сегодня в студии заместитель председателя совета муфтиев России Рушан Хазрат Аббясов. Рушан Рафикович, добрый день! Добрый день! Джума: Сегодня речь у нас пойдет о шиитах и суннитах. Многие о них слышали, многие слышали еще и о том, что между шиитами и суннитами существуют фундаментальные противоречия. Зачастую и вражда, к сожалению.

Но мало кто знает причины. И, как показывает мой опыт, даже не все арабы об этом знают. Аббясов: Сегодня, к сожалению, есть такая проблема. Она всегда стояла и очень часто принцип, которым пользуются англо-саксоны «Разделяй и властвуй», он сегодня очень активно пропагандируется. В том числе, и в религиозной среде. Позвольте мне сделать некоторые исторические замечания, чтобы было понятно, откуда произошло вот это разделение. И два этих основных течения в исламе. В первую очередь, когда нашему досточтимому пророку Мухаммаду Всевышний дал первое откровение и когда он начал призывать людей к единобожию, это длилось около 23 лет.

Конечно, там не было никаких течений, потому что по любым вопросам люди обращались к пророку. И пророк им всегда отвечал. Вопросы были совершенно разного характера. То, что мы видим сегодня из оставшихся для нас сунн, что мы называем путь нашего пророка. Люди приходили с совершенно разными вопросами. И он был основным первоисточником ответов на все вопросы жителей Мекки и Медины. Было все едино. Люди жили, верили в Творца, поклонялись ему, совершали молитвы.

Если что-то было не так, то сам пророк исправлял, указывал на какие-то замечания, ошибки.

Аналогично это относится и к таджикам перепись указывает их численность в 200 тыс. Также учету не подаются те азербайджанцы и таджики-исмаилиты, кто в России находятся в качестве мигрантов. Имеются также хазарейцы из Афганистана, хотя и немного. Наконец, надо понимать, что далеко не все, кто по происхождению шиит, является активно верующими. Многие могут вести светский образ жизни и не позиционировать себя в качестве мусульманина-шиита.

Поэтому назвать даже приблизительные цифры численности шиитов в России крайне затруднительно. Есть ли однозначный духовный лидер у российских шиитов или несколько таких лидеров? В основном, шиитские общины в разных городах контактируют между собой на низовом уровне. Несмотря на то, что в 1990 году в Иране была создана Всемирная ассамблея «Ахль-аль-Бейт» для координации шиитских общин за пределами Ирана, сказать, что она однозначно управляет российскими шиитскими общинами, сложно, хотя влияние оказывает. В 1996 году было зарегистрировано в Москве общество мусульман-шиитов «Ахль-аль-Бейт» председатель — Муса Курбанов. Аналогичное общество «Ахли-Бейт» было создано в 2006 году в Екатеринбурге председатель — Эльхан Самедов.

В Московской области, в Одинцовском районе, с 2018 года существует община «Ахль-аль-Бейт» председатель — Алмардан Курбанов. Аналогичные шиитские общины есть в Тюмени, Хабаровске, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, городе Мыски Кемеровской области, Чапаевске Самарской области, Астрахани, Дагестане, где они имеют либо мечеть, либо молельное помещение хусайния. Но при этом все шиитские общины существуют автономно, нет какой-то объединяющей их религиозной организации по типу духовного управления мусульман. Важно также подчеркнуть, что все перечисленные выше шиитские общины представлены преимущественно азербайджанцами, которые являются шиитами-имамитами. А есть еще шииты-исмаилиты в России из числа таджиков Горного Бадахшана, которые существуют параллельно шиитам-имамитам со своими общинами. Что же касается единого духовного лидера у российских шиитов, то такого объективно не существует.

Института муфтиев, распространенного у мусульман-суннитов в России, у шиитов нет. У последних есть институт Марджа ат-таклид тот, кому подражают , т. Такие духовные авторитеты находятся за пределами России: это рахбар Али Хаменеи род. Из русскоязычных духовных лидеров я бы назвал Амина Рамина, который активно ведет лекции, аудио- и видеозаписи, которых размещает в интернете, переводит и пишет свои собственные книги. Кстати, его даже сунниты порой слушают, поскольку он объясняет доходчивым и понятным языком. Причем его случай уникальный: он сам русский по национальности, стал шиитом, учился в Иране, хорошо знает арабский и персидский языки, переводит богословские тексты и комментирует их.

Такие есть в Дербенте их там семь, которые выступают подразделениями Джума-мечети: мечеть им. Имама Махди и мечеть им. Ситуация в российской столице имеет свою особенность: здесь имеется шиитская мечеть на территории посольства Ирана в России, куда так просто с улицы любой желающий не сможет попасть, до 2016 года в качестве шиитской использовалась мечеть «Инам» в Отрадном, которая входила в Духовно-просветительский комплекс Москвы вместе с православной церковью, часовней, суннитской мечетью «Ярдам», синагогой и буддистским храмом. Однако в 2016 году владелец комплекса бизнесмен Ряшит Баязитов резко поднял арендную плату за ее пользование, которую не смогла осилить азербайджанская община. В итоге он закрыл мечеть «Инам» и не пустил туда шиитов. Также до 2016 года шииты посещали Московскую соборную мечеть, однако им муфтий ДУМ РФ Равиль Гайнутдин, в чью юрисдикцию входит эта мечеть, также запретил там молиться.

Помимо этих мечетей, шииты молятся в Московском исламском центре на Алтуфьевском шоссе и, по данным исследований московского этнолога из Института этнологии и антропологии РАН Эрика Сеитова, имеют несколько молельных помещений хусайния в российской столице. Например, шиитские мечети Дагестана — в юрисдикции муфтията Дагестана? С муфтиятом Дагестана у местных шиитов отношения нейтральные, но во внутреннюю жизнь шиитских мечетей муфтий Дагестана не вмешивается: например, он не может своим указом снять ахунда шиитской мечети в Махачкале или Дербенте. Наиболее устойчивыми и организационно оформленными являются исмаилитские общины Москвы «Нур» с 1999 года, председатель — Алимамад Баймамадов и Екатеринбурга «Дидор» с 2017 года, председатель — Мастбегим Ошурбекова. В обоих общинах председатели — люди с высшим образованием. Как я уже сказал, есть шииты-имамиты и исмаилиты.

Причем обе религиозные группы ориентируются на разных религиозных лидеров, и исмаилиты не ходят молиться в мечети шиитов-имамитов. Очевидно, что шиитские общины, где доминируют азербайджанцы среди прихожан, ориентируются больше на Иран, это тенденция последних 15 лет четко прослеживается. Но, например, там, где в общине доминируют хазарейцы из Афганистана, они на Иран не ориентируются. Но при этом есть общины, которые ориентируются на шиитов Ирака, для которых марджа Али Систани выступает в роли духовного авторитета, который в 2001 году в Москву направил своего представителя Мохаммад-Али Мосули, который до этого в 1996—2001 годах был его официальным представителем в Азербайджане. Ливанские шииты слишком далеки от России, чтобы выступать в качестве духовных авторитетов для российских шиитов. В социальных сетях в различных шиитских группах, естественно, публикуются фотографии Хасана Насраллы, но его труды, насколько я могу судить, на русский язык не переводились.

Такие же диски потом продавались в Казани в мусульманских магазинах. В марте 2009 года Генеральное консульство Ирана в Казани выступило с нотой протеста, диски, к счастью, были изъяты из продажи. Этому предшествовали два события в Дагестане: 29 апреля 2012 года в Соборной мечети Махачкалы состоялось так называемое «примирение» суфиев и ваххабитов Дагестана, а затем в мусульманской газете «Ас-Салам», официальном печатном органе Муфтията Дагестана, вышла в двух номерах за июль и август статья «Шииты и вся правда о них», являющаяся оскорбительной по отношению к шиитам. И вот потом произошла трагедия в Хасавюрте. Были и менее резонансные конфликты в Дербенте. Правда, все конфликты перешли потом в интернет.

Теймур Даими: — Да, на самом деле исламизация идет. Динамика очевидна, если сравнить ситуацию с тем, что было, например, еще пять лет назад. Мы видим увеличение количества религиозных людей. Особенно это видно по женщинам с покрытыми головами.

Статистических данных у меня нет, кто-то, наверное, отслеживает. Но тенденция налицо. Азербайджан — это страна с преобладающим шиитским населением. Так сложилось исторически.

При этом в исламском мире сейчас доминируют салафизм, ваххабизм. К сожалению, эти течения сейчас проникают в Азербайджан в довольно агрессивной форме. Салафизм и ваххабизм — радикальные направления. Если какие-то направления шиизма предполагают созерцательность, философскую толерантность, то салафия — наступательна, склонна к активному призыву и агрессивному распространению.

Кстати, согласно салафизму, шииты — это вообще не мусульмане. И они еще большие враги для них чем, скажем, американцы или прочие «западные люди». Шииты, с точки зрения салафитов, извратили изначальный ислам. Так что толерантность, безусловно, присутствует.

Но есть фактор салафизма. А ваххабит, салафит, в отличие от «умеренных суннитов», никогда не будет молиться вместе с шиитами. К счастью, «умеренных суннитов» больше. Но число радикальных суннитов, увы, увеличивается, и они будут настаивать на искоренении любого шиитского влияния.

Татары — сунниты или шииты?

Наиболее известные мусульманские праздники — Ураза-байрам окончание Рамадана и Курбан-байрам. Ночь Рагаиб — с 18 на 19 января Ночь Рагаиб, или Рагаиб кич, — это день бракосочетания родителей пророка Мухаммеда. Праздник отмечается в первую пятничную ночь месяца Раджаб. Мусульмане проводят ночь в молитвах и покаянии, на следующий день держат пост. В исламе считается, что этот месяц наиболее благосклонен к верующим.

Второе название праздника — это «Ночь Даров». Принято давать милостыню малоимущим и тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Детей балуют подарками, а они радуют своих родителей знанием Корана. В мечетях проводят конкурсы по чтению священной книги.

В связи с этим праздник имеет два именования — аль-Исра и аль-Мирадж. Первое чудо произошло во время путешествия пророка из Мекки в Иерусалим. Другое название праздника связано с чудом вознесения Мухаммеда. Сразу после молитвы к пророку спустился ангел и предложил на выбор вино или молоко.

Мухаммед предпочел испить молока, за это ангел вознес его на небеса. Именно Ночь Мирадж считается зарождением многих исламских традиций. Мусульмане проводят праздник в молитвах. Важно забыть прошлые обиды и научиться прощать.

Тем не менее основная часть татар — мусульмане. Они строго чтят Коран и придерживаются пяти основных столпов ислама: Шахада — свидетельство о вере в Единого Бога. Намаз — каноническая пятиразовая молитва.

Ураз — пост, которой придерживаются мусульмане в период священного месяца Рамадана. Закят — пожертвования. Хадж — паломничество по святым местам.

Наиболее часто среди татар встречаются именно мусульмане — сунниты. Это наиболее популярное течение ислама, приверженцы которого признают священную книгу Коран и наравне с ней Сунну Мухаммеда. Атрибуты ислама Коран Священная книга всех мусульман.

Согласно поверью священная книга была передана Аллахом мусульманам всего мира через посланника - пророка Мухаммеда. Коран - это выражение Божьего слова, истины, в котором каждый мусульманин может найти ответы на интересующие вопросы и узнать верный путь. Брать Коран можно только чистыми руками.

В доме, как правило, Коран хранится на самой высокой полке в специальном сундуке.

Основная статья: Шииты-двунадесятники Шииты-двунадесятники, иснаашариты или имамиты являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённым в Иране , Азербайджане , Бахрейне , Ираке и Ливане , а также представленным и в других странах. Придерживаются в основном джафаритского мазхаба. Основная статья: Исмаилизм В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов , и карматов , считавших, что имамов должно быть семь. После смерти в 1094 году фатимидского халифа аль-Мустансира исмаилиты раскололись на низаритов восточных исмаилитов , поддерживающих приход к власти старшего сына аль-Мустансира — Низара , и на мусталитов , признающих имамом фатимидского халифа аль-Мустали. Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины. К ответвлениям исмаилитов относят друзов и карматов.

Основная статья: Зейдиты Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённое на северо-западе Йемена ; также одна из ветвей — нуктавиты , распространены в Иране. Зейдиты по своим идеологическим воззрениям являются наиболее близкой группой к суннитам [10]. Основная статья: Гулат Гулат араб. Алевиты — верят, что Али был представителем бога, а не Мухаммад. Гурабиты от араб. Дамийты — верят, что Али был богом, а Мухаммад его посланником. Базигиты — верили, что Шестой имам Джафар ас-Садык был богом, а все предшествующие имамы были его посланниками.

Кайсаниты — верили в имамат, который после смерти Хусайна ибн Али перешёл на Абуль-Касима Мухаммада ибн аль-Ханафию ; после его смерти распались на несколько мелких групп. Ахл-е Хакк — крайнее шиитское эзотерическое учение, коренящееся в месопотамских течениях гулата и распространённое на западе Ирана и востоке Ирака преимущественно среди курдов. Основная статья: Хариджизм Хариджизм от араб. Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин. Часть воинов Али, недовольных результатом третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и Муавии , и начали против них активные диверсионные и военные действия.

Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах , когда ему не здоровилось. Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка с. По их мнению, выросший в доме Пророка с. Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али - шиитами.

Как известно, преемником Посланника Господа с. Термин происходит от арабского «сунна», обозначающего жизнеописание Пророка Мухаммада с. То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна. В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга. В тех или иных вопросах между мазхабами имеются некоторые незначительные разногласия, которые связаны со спецификой каждой правовой школы. В частности, данные разногласия можно рассмотреть на примере дозволенности употребления в пищу мяса тех или иных животных с точки зрения различных суннитских правовых школ. Например, употребление в пищу конины, согласно ханафитскому мазхабу, относится к категории нежелательных действий макрух , согласно маликитскому мазхабу - запретных деяний харам , а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам данное мясо является дозволенным халяль. Особенности шиизма Шиизм - исламское течение, в котором вместе с потомками признаются в качестве единственных законных преемников Посланника Аллаха Мухаммада с.

Эта группа мусульман считает себя последователями имама Али р. Шиитские общины действуют в большинстве государств, а в ряде из них составляют абсолютное большинство. К таким странам относятся: Иран, Азербайджан, Бахрейн. Кроме того, довольно-таки крупные шиитские общины проживают на территории Ирака, Йемена, Кувейта, Ливана, Саудовской Аравии и Афганистана. В рамках шиизма на сегодняшний день существует немало направлений, крупнейшими из которых являются: джафаризм, исмаилизм, алавизм и зейдизм. Отношения между их представителями не всегда можно назвать близкими, так как по некоторым вопросам они занимают противоположные позиции. Основным пунктом разногласий между шиитскими течениями является вопрос о признании тех или иных потомков Али ибн Абу Талиба р. В частности, джафариты шииты-двунадесятники признают 12 праведных имамов, заключительный среди которых - имам Мухаммад аль-Махди, согласно джафаритскому учению, в детстве ушел в «сокрытие». В будущем имам Махди должен будет выполнить роль Мессии.

Российские мусульмане — это сунниты или шииты?

Шииты и сунниты на карте ближнего Востока. В отличие от суннитов, шииты считают, что деяния духовного лидера мусульман (имама) непогрешимы, поскольку имам – святая личность. названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят. Да, шииты и «сунниты» верят в одного Бога, принимают одного и того же пророка (С), один и тот же Коран.

Смотрите также

  • Президент Ирана назвал шиитско-суннитское единство национальной стратегией | ИА Красная Весна
  • Российские мусульмане — это сунниты или шииты?
  • Академия джихада
  • Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий