Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Прорыв блокады Ленинграда имел решающее значение для исхода битвы за Ленинград. 77 лет назад в этот день, 18 января 1943 года, в результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо, на долгие 872 дня сковавшее в своих оковах город на Неве.
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году
А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Указатель на перекрестке дорог. Январь 1943 года. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось.
Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н. Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны.
Перед войсками были поставлены боевые задачи: силами Ленинградского и Волховского фронтов перейти в наступление в районе Шлиссельбурга, Липки, Гайтолово, Московской Дубровки и снять осаду города. К концу января операцию предполагалось завершить.
В ноябре-декабре велась тщательная работа по её подготовке в условиях строжайшей секретности. Удалось создать значительное превосходство над противником в пехоте, авиации, артиллерии и танкам. Были изготовлены «кошки», багры, штурмовые лестницы для переправки бойцов через реку Неву. Особое внимание уделялось боевой учебе. Были проведены командно-штабные игры, оборудованы учебные укрепления, на которых подразделения учились штурмовать позиции противника. В городской черте на Неве бойцы отрабатывали преодоление участков льда, штурмовали берег. В ходе разведки были уточнены карты.
Прорыв - дело чести Бойцы Волховского фронта в наступлении во время прорыва блокады Ленинграда. Общий контроль операции от Ставки возлагался на Маршала Ворошилова и на тот момент еще генерала армии Жукова. Кстати, звание маршала он получил в разгар «Искры». За группой Волховского фронта закреплялся главный удар в направлении поселка Синявино с прорывом фашистской обороны и соединением с Ленинградской группой. Последняя, в свою очередь, должна была наступать навстречу, прорывая оборону по линии Дубровка — Шлиссельбург. Все действия обеспечивались авиационной поддержкой воздушных войск, а артиллерийской — со стороны Ладожской военной флотилии совместно с Балтийским флотом. Общее число участников операции «Искра» составляло более 300 тысяч человек живой силы, до 5 тысяч орудий, более полутысячи танков и 800 самолётов. Военно-автомобильный путь по озерному льду и перевалочные прибрежные базы прикрывались от вероятных ударов люфтваффе соединениями Ладожского ПВО. Особое внимание к подготовке в условиях повышенной секретности Схема операции «Искра». Все задействованные группировки были стопроцентно укомплектованы личным составом, необходимым количеством боевой техники, орудий и боеприпасов. Привлечённые инженерные войска возвели множество колонных путей и переправ, предназначавшихся для переброски подкреплений. В ходе подготовки особое внимание уделялось обучению военнослужащих. Активно велась воздушная разведка с фотосъёмкой, что позволяло составлять максимально точные карты. При этом работа шла в условиях повышенной секретности. Рокировка частей производилась лишь в ночное время суток либо в плохих погодных условиях, что обеспечивало безопасность от возможного обнаружения советских группировок вражеской авиацией.
Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К. Наступление поддерживали 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта, корабли, береговая артиллерия и авиация. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5-6 километров, а 14 января — до двух километров. Группировка врага несколько раз безуспешно пыталась прорваться на юг к своим главным силам. В этот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. К 18 января 1943 года в городе оставалось около 800 тысяч человек.
Три четверти века назад: попытки прорыва блокады Ленинграда
Его потери составили свыше 13 тыс. Около 19 тыс. От всего сердца желаем ветеранам и детям блокадного Ленинграда здоровья, счастья и мирного неба над головой! Память, честь и слава - защитникам Ленинграда!
Лееб доложил в Ставку, что без подкрепления взять Ленинград он не сможет. Но в ответ получил приказ фюрера немедленно перебросить часть войск к Москве. А без своей главной силы Лееб был вынужден перейти к позиционным боям и к концу сентября 1941 года фронт на подступах к Ленинграду надолго стабилизировался. Ключ к блокадному кольцу никак не могли подобрать Немецкие солдаты на захваченных позициях под Ленинградом Им стали захваченные немцами Синявинские высоты на востоке области, где войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяло всего 10-12 километров. Обладание этой местностью позволяло врагу мешать поставкам продовольствия и боеприпасов в Ленинград по Ладожскому озеру. Немцы прекрасно понимали стратегическое значение данного плацдарма, поэтому, как только его заняли, принялись укреплять окрестности, в частности, деревню Синявино.
С 10 сентября 1941 года здесь начались жесточайшие бои. В 1941-43 годах советское командование многократно пыталось отбить злополучную гряду. Танки здесь пройти не могли, и основную тяжесть боев вынесла на себе пехота, которая при этом не могла сделать шаг ни влево, ни вправо, чтобы не утонуть в болотах. Даже после того, как в январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, злополучная возвышенность все еще оставалась в руках у противника. Только в сентябре 1943 года войскам Ленинградского фронта с помощью бомбардировочной и штурмовой авиации в результате ожесточенных трехдневных боев удалось захватить более низкую 43-метровую высоту. Более высокая, 50-метровая, была оставлена противником без боя в январе 1944 года, после того как советские войска, учтя печальный опыт предыдущих сражений, начали наступление на других направлениях, угрожая немцам окружением. Финны активно помогали немцам Парад финских войск в захваченном Выборге Недавнее открытие памятной доски Густаву Маннергейму в Петербурге которая, правда, вскоре была демонтирована вызвала в обществе бурную дискуссию о личности финского маршала и его роли в Великой Отечественной войне. Сторонники установления доски утверждали, что финская армия под его руководством лишь отвоевала то, что СССР захватил в ходе Зимней войны 1939-40 годов, после чего, мол, благородно отказалась принимать участие в совместном с вермахтом штурме Ленинграда. На самом же деле руководство Финляндии не скрывало своих агрессивных планов.
Как проходила операция «Искра» Кольцо вражеской осады было разорвано в результате успеха операции «Искра» Красной армии. Она планировалась еще с 1942 года, а началась 12 января 1943-го, боевыми действиями руководили маршалы Георгий Жуков и Климент Ворошилов. Сухопутные войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке авиации Балтийского флота решительно атаковали немецкую армию на шлиссельбургско-синявинском выступе. Прорыв блокады Ленинграда: дата Долгожданное событие произошло 18 января 1943 года.
В течение первого дня при помощи приехавших с нами товарищей мы занимались приведением в ясность дел в отношении имеющихся здесь артиллерии и авиации, возможной помощи со стороны моряков, особенно по морской артиллерии, вопросам эвакуации, выселения 91 тыс. Также по теме «Моим оружием была музыка»: 75 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича 9 августа 1942 года в Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Музыка композитора транслировалась... По мнению историков, оснований обвинять Ворошилова в измене нет. В июле и первой половине августа 1941 года, будучи главнокомандующим войсками Северо-Западного направления, Ворошилов провёл несколько успешных контрударов, регулярно выезжал на фронт.
Причины, по которым один из первых маршалов СССР неожиданно потерял контроль над ситуацией, остаются до сих пор неясными, считают эксперты. Новым командующим стал Георгий Жуков. Плотное вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось 8 сентября 1941 года. Связь с Северной столицей можно было поддерживать только через Ладожское озеро и по воздуху. В первые дни ленинградцам о блокаде ничего не сообщали.
Более того, об осадном положении города местное командование решило не докладывать и в Ставку, надеясь в течение двух недель прорвать блокаду. Газета «Ленинградская правда» опубликовала 13 сентября сообщение руководителя Совинформбюро Лозовского: «Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом, является обычным для немецкого командования преувеличением». О блокаде ленинградцы узнали только в начале 1942 года, когда из города начали массово эвакуировать население по Дороге жизни. Наперекор врагу В осаждённом Ленинграде оказалось более 2,5 млн жителей, в том числе 400 тыс. Воспоминания о первом дне блокадного ада оставил в своих записях юный ленинградец Юра Рябинкин: «И тогда-то началось самое жуткое.
Дали тревогу. Я и внимания не обратил. Но затем слышу — на дворе поднялся шум. Я выглянул, посмотрел сперва вниз, затем вверх и увидел... Загремели разрывы бомб.
Один за другим оглушительные разрывы, но стёкла не дребезжали. Видно, бомбы падали далеко, но были чрезвычайно большой силы... Бомбили гавань, Кировский завод и вообще ту часть города. Настала ночь. В стороне Кировского завода виднелось море огня.
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта
Начало блокады Ленинграда. Финская блокада Ленинграда. Фотография сделана в период операции по окончательному снятию блокады Ленинграда (операция «Январский гром»). Прорыв блокады стал решающим фактором в битве за Ленинград. 18 января 1943 года в ходе операции советских войск под кодовым названием «Искра» в районе Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом был осуществлен прорыв блокады Ленинграда.
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта
В день прорыва блокады Ленинграда в Политехе традиционно проходят торжественно-траурные мероприятия. Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» (причем такое название предложил лично И. В. Сталин). 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда.
"Январский гром": Ленинград был освобожден от блокады 76 лет назад
Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами.
Утром части 67-й армии возобновили наступление, стремясь овладеть узлами обороны противника на флангах прорыва - в Шлиссельбурге. На отдельных направлениях советские части значительно улучшили свои позиции. С 14 по 17 января обе стороны вводили в сражение новые силы. На небольшом участке местности продолжались ожесточённые бои, основная тяжесть которых ввиду особых условий местности легла на плечи пехоты. Успех этих боёв во многом зависел от мужества, воинского мастерства и находчивости младших командиров, непосредственно руководивших своими отделениями. Утром 13 января 330-й стрелковый полк подполковника Г. Середина овладел железной дорогой и юго-западной окраиной Шлиссельбурга, а затем атаковал с юга и запада Преображенскую гору. К полудню гора, часть города и железнодорожная станция были заняты. В ночь на 18 января командир 26-го немецкого армейского корпуса решил вывести оставшиеся войска из Шлиссельбурга и отвести их к Синявино. К этому времени между войсками Ленинградского и Волховского 14 фронтов оставался узкий, около 2 км, коридор. Немецко-фашистское командование понимало, что до полного окружения его шлиссельбургской группы войск остались считанные часы. Считанные сотни метров оставались до встречи с волховховчанами. В ночь на 19 января 1943г радио Ленинграда передало, что блокада прорвана. В день завершения прорыва блокады, 18 января 1943г, Государственный Комитет Обороны принял решение о форсированном строительстве железнодорожной ветки, которая связала бы Ленинград со страной. В короткий срок, всего за 18 дней, под непрерывными бомбёжками и артиллерийским обстрелом строители проложили железнодорожную линию Шлиссельбург - Поляна протяжённостью 33 км и возвели свайно-железнодорожную переправу через Неву у Шлиссельбурга, представлявшую собой дугу в 1300м. Утром 7 февраля жители героического города восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший прямо с Большой земли.
Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров. Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь. На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги. И каждый раз на их ликвидацию под огнем врага выходили ремонтные бригады. Специально созданные подразделения ПВО за год в районе железной дороги сбили 102 немецких самолета. А контрбатарейный огонь советских артиллеристов вынуждал фашистов расстаться с мыслью о том, чтобы полностью остановить железную дорогу в Ленинград. Под обстрелом В тени Дороги Жизни С февраля 1943 года до 27 января 1944 года, когда была полностью снята блокада Ленинграда, по Дороге Победы и наведенным через Неву мостам прошло 4729 поездов, а за всё время работы — более 6000 составов. Временная железная дорога действовала до 10 марта 1944 года, пока не восстановилось обычное ж. А мосты в Шлиссельбурге разобрали уже после войны. Однако в послевоенные годы беспримерный подвиг тех, кто создавал, защищал железную дорогу вдоль берега Ладоги, водил по ней поезда, ежедневно рискуя жизнью, оказался незаслуженно задвинут в тень. Дорога Жизни стала символом стойкости и мужества ленинградцев и защитников города на Неве, но Дорога Победы имеет на это не меньшее право.
Теперь наша очередь С чего начинается… Войсковая операция любого уровня требует планирования, подготовки и снабжения — это азы, которые преподают в военном вузе. И ещё не началось контрнаступление под Сталинградом, а 18 ноября 1942 года командующий Ленинградским фронтом генерал Леонид Говоров представил Ставке доклад о проведении в начале января 1943 года операции по прорыву блокады Ленинграда. Расстановка сил перед началом операции и план наступления советских войск фото: Wiki Верховный Главнокомандующий проект наступления немного подкорректировал, одобрил и приказал выделить все необходимые ресурсы, которых требовалось немало. Части, задействованные в операции, были доукомплектованы, обеспечены необходимым снаряжением и прошли дополнительную подготовку. Стоит упомянуть, что в тылу были выстроены макеты типичных опорных пунктов противника, которые предполагалось штурмовать. Весь декабрь солдаты до седьмого пота преодолевали препятствия, маневрировали и готовились к бою. Отдельно создавались будущие прообразы ШИСБров — отряды, чьей первоочередной целью было ведение штурмовых действий и проделывание проходов в инженерных заграждениях для остальных частей. Разведчики Ленинградского фронта Авиационная и фронтовая разведка работали ежедневно, не покладая рук. Фактически, когда немцы только-только заканчивали возведение очередного опорного пункта обороны, в наших штабах его уже наносили на карту. Более того, до каждого командира роты, батареи или штурмового отряда, задействованного в предстоящей операции, доводились карты с указанием конкретного направления атаки, а также первичные и вторичные задачи наступления на конкретном участке. Проще сказать, подготовка была колоссальной, и это в условиях ограниченных ресурсов и одновременного проведения контрнаступления под Сталинградом. Но средств не жалели: было ясно, что только таким, одномоментным напряжением всех сил можно пробить оборону немцев на южном берегу Ладоги. Наконец-то нам дали приказ наступать, отбирать наши пяди и крохи… Вернемся в утро 12 января 1943-го.
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году
Поэтому прорвать блокаду не удалось, но славные воины Ленинградского фронта благодаря мужеству бойцов и бившей через Неву артиллерии сумели удержать за собой два небольших плацдарма. Немцы пытались перерезать дорогу жизни по Ладоге, но у острова Сухо были разбиты. Связь со страной по суше была восстановлена. Леонид Масловский В октябре 1941 года 7-я армия под командованием К. Немецкие войска остались под Ленинградом и только усиливались свежими немецкими дивизиями. По плану они должны были взять Ленинград и присоединиться к войскам, наступающим на Москву.
Не пропустили финнов с немцами и к Вологде со стороны Онежского озера. После этого железнодорожники проложили ветку железной дороги до самого Ладожского озера, и грузы из вагонов стали разгружаться прямо в кузова грузовых автомобилей, которые по 25 км пути по льду озера и дальше по автомобильным дорогам доставляли грузы в Ленинград, что также позволило значительно повысить нормы питания жителей города и бойцов Ленинградского фронта, а также улучшить снабжение войск оружием и боеприпасами. С этого момента, остановив немцев и финнов, наши войска пытались отбросить немцев от южного берега Ладожского озера и, таким образом, прорвать блокаду Ленинграда, то есть обеспечить связь города со страной не только через Ладожское озеро, но и по суше. Ленинград защищали Волховский и Ленинградский фронты. Ленинградский фронт находился в блокаде, Волховский фронт находился с внешней стороны кольца блокады и протянулся на 250 км по реке Волхов, перемалывая бросаемые на Ленинград гитлеровские войска и не давая им возможности соединиться с финляндскими войсками, остановленными севернее реки Свирь.
Всего 16 километров разделяло войска Волховского и Ленинградского фронтов. Чтобы прорвать блокаду, этим войскам надо было встретиться. Началась Синявинская военная операция, которая тоже проводилась с целью деблокирования Ленинграда. Наши войска были уверены в победе. Мерецков писал: «Предназначенные для наступления войска давали нам на избранном направлении более чем трёхкратное превосходство над противником в живой силе, четырёхкратное — в танках, двухкратное — в артиллерии и миномётах.
Так думали мы, не зная о прибытии с юга дивизий Манштейна». Прибыли эти дивизии Манштейна из-под Севастополя для штурма Ленинграда как имеющие опыт в штурме крупного приморского города в течение полугодовой битвы за Севастополь. Но штурмовать Ленинград им не пришлось. Наступление наших войск сорвало подготовленный новый немецкий штурм Ленинграда. Манштейн написал: «И вот вместо запланированного наступления на Ленинград развернулось сражение южнее Ладожского озера».
Излагая события Синявинской операции, большинство историков приводят её описание Манштейном. Но честно и ясно о ней рассказал не Э. Манштейн, а К. Мерецков, который написал об итогах операции следующее: «Основная масса войск закончила выход на восточный берег к рассвету 29 сентября. Остальные подразделения вышли в ночь на 30 сентября.
После этого активные боевые действия были прекращены. Наши войска, а также и войска противника возвратились примерно на старые позиции.
Наступление началось с мощной артиллерийской подготовки, она продолжалась около двух часов. Семь дней шли ожесточенные бои южнее Ладожского озера. Блокада Ленинграда была прорвана. В материалах экспозиции рассказывается о боевых действиях войск, участвовавших в прорыве блокады. Представлено трофейное оружие, предметы обмундирования германских войск, захваченные у противника во время операции «Искра». Симоняка за героизм, мужество и отвагу, проявленные в ходе операции «Искра», была преобразована в 63-ю гвардейскую, а ее командир удостоен звания Героя Советского Союза.
Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия. Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады.
Вперед, воины-освободители! В канун операции в войсках побывали руководители городской и районных партийных организаций и советских органов. Они выступили на митингах, беседовали с воинами. Горком ВКП б направил в части специальную группу лекторов. Для воинов были организованы передачи Ленинградского радио. Фронт получил десятки тысяч книг, брошюр, плакатов. Работу городской партийной организации по оказанию помощи войскам в подготовке к прорыву блокады возглавлял секретарь горкома партии А. Кузнецов, назначенный на время проведения операции членом Военного совета 2-й ударной армии Волховского фронта. Перед наступлением в частях и соединениях были зачитаны приказы военных советов фронтов, в которых звучал пламенный призыв к самоотверженному выполнению воинского долга. Советские воины дали клятву прорвать вражескую блокаду. Солдаты и офицеры Волховского фронта, в частности, писали: «Наступил долгожданный час. Мы идем к тебе, многострадальный Ленинград... Мы будем идти вперед, и только вперед. Среди нас не будет трусов и малодушных. Мы будем равняться по вашей доблести и мужеству, дорогие ленинградцы. Другого пути у нас нет. Смерть или победа! Мы клянемся тебе, Ленинград: только победа! Волховский и Ленинградский фронты одновременно начали наступление. Особую сложность представлял прорыв обороны в полосе 67-й армии. Здесь позиции противника проходили по обрывистому обледенелому левому берегу Невы, имевшему превышение над правым. Расположенные ярусами огневые средства врага прикрывали многослойным огнем подступы к берегу. При форсировании Невы по льду и штурме переднего края вражеской обороны от войск требовалось максимальное напряжение сил. Важнейшим условием успеха при этом являлось надежное подавление огневых средств противника, особенно на переднем крае, огнем артиллерии. В ночь перед наступлением авиация нанесла массированные удары по огневым позициям артиллерии, пунктам управления, аэродромам и узлам коммуникаций врага. В 9 часов 30 минут на обоих фронтах началась мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Во 2-й ударной армии она продолжалась 1 час 45 минут, а в 67-й — 2 часа 20 минут. Тонны металла обрушились на врага, уничтожая его живую силу и разрушая оборонительные сооружения. В 67-й армии огонь по переднему краю обороны противника и в глубину ее до 200 м вели только орудия, поставленные для стрельбы прямой наводкой. Благодаря этому удалось в основном сохранить в целости лед у левого берега. За 40 минут до начала атаки пехоты и танков штурмовая авиация фронтов группами по 6—8 самолетов нанесла удары по узлам связи, опорным пунктам, артиллерийским и минометным батареям противника. Как только окончилась артиллерийская подготовка, пехота, а за ней и легкие танки соединений 67-й армии устремились по льду к левому берегу Невы. Под прикрытием заградительного огня артиллерии первыми противоположного берега достигли штурмовые группы, бойцы которых самоотверженно действовали, проделывая проходы в заграждениях. Стрелковые и танковые подразделения преодолели ледяное поле реки и, следуя за огневым валом артиллерии, успешно атаковали врага. Упорное сопротивление противника, оборонявшегося между 2-м Городком и Шлиссельбургом, было сломлено. К исходу дня наступавшие в центре 136-я и 268-я стрелковые дивизии вклинились в неприятельскую оборону на глубину до 3 км. Эти опорные пункты находились на флангах прорыва, и гитлеровцы дрались за их удержание, даже находясь в окружении. К исходу дня соединениям армии удалось прорвать первую позицию вражеской обороны и продвинуться на 2—3 км. Противник, стремясь не допустить развития прорыва, начал вводить в сражение оперативные резервы. С утра 13 января наступление продолжалось. К исходу дня расстояние между наступавшими навстречу друг другу ударными группировками фронтов не превышало 5—6 км. Но на следующий день контратаки противника усилились и бои приняли затяжной характер: немецко-фашистское командование, стремясь не допустить выхода советских войск севернее Синявино, перебросило в этот район 61-ю пехотную дивизию и полк 69-й пехотной дивизии из-под Кириши. Значительно активизировалась вражеская авиация. С 15 по 18 января войска ударных группировок Волховского и Ленинградского фронтов продолжали настойчиво продвигаться навстречу друг другу, расширяя прорыв в стороны флангов. Противник, неся большие потери, терял одну позицию за другой. Кольцо вокруг его частей, действовавших в северной части синявинского выступа, постепенно сжималось. К концу дня южное побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненные группы ликвидированы. В этих боях войска Волховского фронта захватили немецкий тяжелый танк новой конструкции «Тигр», на который, как известно, большие надежды в 1943 г. В последующем войска 67-й и 2-й ударной армий пытались продолжить наступление на синявинско-мгинском направлении, однако дальнейшего развития оно не получило. В ходе операции авиационные соединения 13-й и 14-й воздушных армий и флота совершили более 9 тыс. Они наносили бомбовые и штурмовые удары по важнейшим узлам сопротивления, коммуникациям противника, не допуская переброску его резервов в район прорыва, надежно прикрывали войска от ударов с воздуха. Действенную помощь наступавшим войскам оказала артиллерия Краснознаменного Балтийского флота. Огонь орудий крупных калибров 301, 402 и 405-го артиллерийских дивизионов, эскадренных миноносцев «Свирепый» и «Сторожевой», канонерских лодок «Ока» и «Зея» разрушал оборонительные сооружения противника, надежно подавлял его батареи. За время наступления морская артиллерия израсходовала 15,5 тыс.
Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. 900 дней блокады Ленинграда стали жестоким испытанием для жителей города.
Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда: как проходила операция «Искра» в январе 1943-го - МК Санкт-Петербург | Советские солдаты в атаке во время операции по прорыву блокады Ленинграда, январь 1943-го. |
Блокада Ленинграда – краткая информация для подготовки доклада | По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. |