Важно знать, что такие строгие правила питания в пост обязательны только для монахов. На первую неделю Великого поста приходятся самые строгие ограничения, поскольку Церковь хочет провести верующих к Богу через молитвы. Пост – это воздержание от употребления пищи животного происхождения, излишеств и аморального поведения; период искреннего раскаяния и трезвости.
Православный пост
Что можно кушать в пост, а чего есть нельзя | О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. |
Великий пост. История и особенности - Новости | 15 декабря: вновь верующие соблюдают строгий день поста, не употребляя горячей пищи. |
Какие дни и недели Великого поста будут самыми строгими | Более строгими являются Великий и Успенский посты, в кои рыба не вкушается (за исключением нескольких дней, о коих будет сказано ниже). |
Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням | Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё, отмечаются 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза. |
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно
Что можно кушать в пост, какие продукты разрешены, а какие нет | В канун Великого поста заголовки российских СМИ пестрят темами, связанными с тем, как правильно провести пост. |
Пост в религиях мира | Пост – это воздержание от употребления пищи животного происхождения, излишеств и аморального поведения; период искреннего раскаяния и трезвости. |
Что такое пост
Строгий пост Великий и строгий пост, который мы совершаем перед Пасхой, очень полезен во всех отношениях. Сейчас мы разберем пользу поста для верующего человека, что можно и что нельзя делать в Великий Пост. И зачем он вообще нужен этот пресловутый пост, без которого и так «нормально» живется? Вспомним святого Апостола Павла, который пишет «Воздержание на все полезно». То есть, воздерживаться от пресыщения полезно человеку во всех отношениях. Это подтверждает, например, медицина и здравый смысл.
В наше время рынок переполнен. Все доступно — и продукты питания и предметы быта и информация. Современный человек живет в полном достатке и полагает, что это нормально. Но на самом деле — вредно. Давайте немного поразмышляем на эту тему!
Нормальное состояние человека, это когда он безусловно выполняет свою земную миссию, возложенную на него Господом Богом от рождения, занимает свое место в жизни, трудится «в поте лица» как сказано в Ветхом Завете, планомерно и разумно себя загружает таким образом, чтобы быть максимально производительным и одновременно довольным жизнью. В случае потери трудоспособности из-за чрезмерного ослабления наступает апатия и уныние. А это уже грех. А саму трудоспособность надо поддерживать — пищей, сном, разумным отдыхом, чистотой и теплом. Никто не говорит, что нужно ограничивать себя в пост беспредельно.
Человек должен быть здоров и работоспособен. Поэтому — забота о теле, как носителе души человеческой, никогда не перестанет быть актуальной. Но забота о теле в пост — это забота и о его тела очищении и своего рода — перестроении тела на нормальный жизненный лад. Пища в пост Тот, кто ни в чем себе не отказывает — обязательно разленится. Девиз — брать от жизни все, пока можно — заведомо обречен на фиаско.
Пресыщение в пище, например, ведет к ожирению, болезням сердца, диабету.
Всем рассказывая о строгости своей жизни, она думает, что уже при Боге, когда вместо этого, обделена и в малых духовных плодах. Конечно, со временем, она бросит непосильный пост, но он уже отрицательно повлиял на телесное и душевное состояние. Дело в том, что все аскетические меры писались в то время, когда экология планеты отличалась от современной. При приготовлении хлеба не использовали химию, рыба не отравлялась радиацией из разрушенной японской атомной электростанции, молоко брали от здоровых коров, в творог не добавляли пальмовое масло, да и каши готовились из цельного зерна, а не заливались кипятком из чайника. Люди в древности ели здоровую пищу, и обладали куда лучшим здоровьем, чем мы сейчас. Вспомним, как постился Христос в пустыне. Он не только не ел вареного, а совсем отказался от пищи на сорок дней. Его организм имел полноту человеческого здоровья, как и у многих в то время. Тогда люди могли и через три дня есть, и пост пройти на горсте чечевицы и кружке воды.
Времена изменились.
Великий пост — период подготовки к Пасхе празднику Воскресения Христова , во время которого верующие придерживаются особенного образа жизни с ограничениями. Это самый продолжительный и важный для Русской православной церкви и практически всех христианских конфессий пост. Когда его соблюдают? Великий пост длится 48 дней, начинается ровно за семь недель до Пасхи. Поскольку день Воскресения Христова празднуется в переходящую дату первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего после весеннего равноденствия , то и пост тоже начинается в разное время. В 2023 году Великий пост начнётся 27 февраля и завершится 15 апреля. В чём христианский смысл поста? Великий пост для христиан — семь недель напряжённого духовного труда.
Каждая из них заканчивается воскресным днём, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни церкви или святого человека. Названия недель — символы, за которыми стоит духовная реальность. Первая неделя — Торжество православия. В эту неделю чтят победу в иконоборчестве.
Нужно стать более человечным во имя Иисуса Христа. В божественной литургии есть отрывок: «Зря постятся напоказ лицемеры и фарисеи. Вы получаете свою славу здесь, на земле, вы купаетесь в похвале и наслаждаетесь славой». Ты хочешь поститься — постись так, чтобы никто этого не замечал. Если ты постишься, не осуждай того, кто не постится. Как шутят семинаристы, одиннадцатая заповедь Моисея звучала бы так: «Смотри в свою тарелку». Когда ты еще сам не постиг всего бремени поста, а уже поучаешь ближнего, ты превращаешься в зудящую муху. Это время, когда ты приходишь к Богу с покаянием. В это время нужно также суметь простить тех, кто тебя обидел: «И остави мне долги мои, ибо я оставляю должников своих». Господь говорит: «Прощай, и я прощу тебя. Оставляй, милуй, и я помилую тебя». Не можешь простить легко, попытайся понять причины, почему человек так поступил. Поставь себя на его место. В этот период есть возможность исповедоваться более тихо, спокойно. Службы весьма продолжительные в будние дни поста, очень интересные и содержательные, дают возможность настроиться на Великий пост и исповедь. В эти 40 дней они искупают свои грехи, поэтому должны во всем себя ограничить. Это и будет твое искупление. Ограничить себя во всем и ждать прощения — это выдуманный сценарий. А спросил ли ты у Господа, согласен он в нем участвовать? Вы призываете свое сердце, которое ожесточилось и обленилось, сказать: «Господи, я согрешил». Заставить осознать, что некоторые мои поступки нарушают духовные законы и приносят злобу и неудобство моим ближним. Вторая сторона — когда человек просит: «Покаяния отверзи мне двери», то есть просит Господа: «Помоги мне своей властью, своей силой, твоей святостью и любовью превозмочь мое сердце». Как вы думаете, это способствует изменению или становится привычкой со временем? Например, у спортсменов-атлетов прекрасное телосложение, пока они занимаются спортом систематически, но стоит им оставить это занятие, и они теряют форму. Как только мы перестаем концентрировать внимание на своих поступках, мы где-то промахиваемся или позволяем себе лишнего.
Что такое строгий пост в православии?
Василий Великий учит: «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей: потому что истинный пост есть устранение от злых дел». И этот образ поста, заключающийся в том, чтобы, по словам Иоанна Златоуста , «удаляться от всякого зла», гораздо выше поста телесного, заключающегося лишь в воздержании от пищи. Тот же Отец в другом своем слове усиленно подчеркивает, что ценность поста заключается не в его «телесной» составляющей, но в воздержании от греха: «Ибо честь поста заключается не в воздержании от пищи, а в удалении от грехов, так что именно тот-то и бесчестит пост, кто ограничивает его одним воздержанием от яств». Это значение, которое наши Отцы придают духовному посту, не означает того, что они принижают пост телесный; во-первых, этим Отцы выстраивают правильное соподчинение двух сторон истинного поста, а, во-вторых, пытаются оградить верующих от опасности превратить пост, ограниченный лишь воздержанием от пищи, в бесполезное соблюдение внешних форм и правил. То же учение — но уже в поэтической форме — развивают и церковные песнопения, в особенности Великой Четыредесятницы — главного периода воздержания и духовного поста на протяжении церковного года: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия, безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость». Постясь, братья, телесно, будем поститься и духовно: разрушим всякие оковы несправедливости, расторгнем узы насильственных сделок, разорвем всякую несправедливую расписку, дадим голодным хлеб и введем в дома нищих и бездомных, чтобы получить от Христа Бога великую милость.
Другая стихира говорит нам об опасности деградации телесного поста, не сопровождаемого постом духовным: «От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, ни-колиже ядущим. Да не убо, согрешающи, пост непотребен сотворити; но непоколебима к стремлением безместным пребывай... Греша, не сделай свой пост бесполезным; но оставайся непоколебима неуместными влечениями... Духовный пост, как мы уже заметили выше, заключается не только в отказе от чего-то, в «удалении от зол», но и в старании верующего отозваться на волю Господню и соблюсти Его животворные заповеди. Христианин отказывается от наслаждения материальной пищей и наслаждается духовными добродетелями.
Он воздерживается от различной пищи, но питается словом Божиим и Его спасительными заповедями. Таким образом, — постясь и совершая дела человеколюбия, — постились и первые христиане согласно Апологии Аристида, древнему христианскому памятнику, относящемуся к началу II века: «А если среди них [христиан] есть кто нуждающийся или бедный, а у них нет возможности содержать его, они постятся два или три дня, чтобы подать нуждающимся необходимую пищу». Но и в Постной Триоди, ярко и подробно раскрывающей богословие поста, встречаются чудесные выражения, разъясняющие эту сторону духовного поста: «Сытость греха, душе моя, возненавиждь всегубительную, насладися сытостию поста прилежно, спасительныя заповеди снедь сотвори, наслаждение исходатайствующия вечных благ верою». Возненавидь, душа моя, всепагубное насыщение греха; старательно наслаждайся насыщением поста, сделай пищей спасительные заповеди, которые через веру ходатайствуют наслаждение вечными благами. Подвизающиеся христиане «питаются Божественною благодатию» и с помощью «краснейшего» поста, «матери добродетелей», укрепляются к делам богоугодной жизни и взращивают спелый колос добродетелей.
Пост в нашей христианской жизни сегодня и завтра 1. Конечно, никто не может привести серьезных аргументов против того факта, что пост занимает значительное место в церковном учении и благочестии. Но вместе с тем нельзя и закрывать глаза на то положение, в котором сейчас находится это установление, на место, которое сегодня пост занимает в жизни верующих, и на возникающие в связи с ним проблемы, как среди пастырей и богословов, так и среди многих простых христиан. Все то, что мы сказали в главе «За и против», позволяет нам заметить, что трудности, на которые ссылаются многие верующие, и богословские дискуссии о посте касаются целесообразности и прежде всего возможности соблюдения поста в наше время — по крайней мере, в том виде и в тех временных рамках, которые он принял во многовековом христианском предании. В настоящей главе мы пытаемся описать и разобрать, как можно более просто и понятно, встающие в наши дни перед многими членами Церкви проблемы.
Если сегодня пост является предметом пререканий и многочисленных дискуссий, то это, на наш взгляд, происходит от неведения и от извращенного восприятия сущности поста у многих людей. Прежде всего, пост как духовное явление и как часть церковной практики не есть нечто самодостаточное. Его можно рассматривать только в контексте всей церковной жизни. И он имеет смысл только тогда, когда он связан со всеми прочими проявлениями христианской жизни, которую старается проводить христианин. Если по какой бы то ни было причине пост теряет свою связь с церковной жизнью и перестает являть тот глубочайший смысл, который придает ему Евангелие и церковное Предание, то он превращается в пустую формальность; формальность, которую сегодня многие христиане не могут понять, ценность которой они не могут уразуметь и потому не пытаются эту формальность исполнить.
Отрыв многих современных христиан от своих церковных корней, обмирщение образа мыслей и жизни и индивидуалистический а потому эгоистический подход даже к вопросам веры представляют собой значительные препятствия на пути к правильному пониманию духа Церкви и значения ее различных установлений. Когда-то люди жили в Церкви; Церковь вдохновляла и формировала их образ жизни. Сегодня многие живут вне Церкви. Их вдохновляет другой дух, чуждый по отношению к Церкви, и их образ жизни формируется вне какой бы то ни было христианской перспективы. Все это создает большие трудности для того, чтобы пост занял подобающее место в нашей теперешней христианской жизни.
Что же можно с этим сделать? Само собой разумеется, что вопрос о посте также можно рассматривать в общем контексте современной пастырской проблематики, касающейся оживления жизни во Христе и воцерковления современного человека. Но что касается поста, то здесь требуется особое усилие от пастырей Церкви — в области проповеди и катехизации — чтобы помочь церковному народу понять глубочайший смысл, ценность и правильный образ поста. Такие усилия сегодня невероятно облегчаются подчеркнутым интересом к своему здоровью и к правильному питанию, равно как и выводами, к которым пришла современная диетология. В этом направлении должны работать и те живые члены Церкви, которые стараются соблюдать правила поста.
И они также должны вдохновляться истинным восприятием поста. Неверно лишать пост его глубочайшего духовного содержания. И недостаточно просто соблюдать те или иные уставные предписания, касающиеся воздержания в пище. Если Бог осуждает пост израильтян, ставший формой без содержания см. Вопрос поста является предметом обсуждений и богословского интереса и для пастырей Церкви.
Самым ярким выражением этих обсуждений явилось предложение о «приведении церковных правил о посте в соответствие с требованиями современной эпохи». Первоначально это предложение было высказано на I Всеправославном совещании о. Родос, 1961 г. Вслед за этим данный вопрос обсуждался особой Межправославной комиссией, занимавшейся подготовкой тем для рассмотрения на Великом Соборе. Предлагавшиеся в ходе обсуждения различные нововведения изначально вдохновлялись снисхождением к современным христианам по причине сегодняшних жизненных условий и трудностей, как объясняли члены комиссии, и состояли в основном в уменьшении продолжительности постов и в смягчении их строгости путем разрешения рыбы и растительного масла в большую часть постных дней.
Эта маленькая книжечка обращена ко многим: к простым членам Церкви, а не только к богословам. Поэтому здесь не место подробному разбору предложений, разработанных Межправославной комиссией. Однако, поскольку кое-что должен знать весь церковный народ, мы выскажем несколько простых и немногословных замечаний. Никто не станет оспаривать значимость такого установления, как пост. Это древнейшее установление.
Оно глубоко укоренено в Писании и в церковном Предании. Пост выражает глубочайший дух Евангелия и является проявлением подвижнического характера христианского образа жизни. Без поста нет подвига. А без подвига не достичь спасения. Следовательно, не может быть веских аргументов против необходимости поста в нашей христианской жизни.
Это само собой разумеется. Вопрос, и раньше заботивший Церковь , и сегодня вызывающий споры, касается продолжительности и образа поста. Время от времени Церковь принимала определенные решения и упорядочивала те или иные стороны вопроса о постах. Тем не менее верно, что в церковной практике восторжествовала свобода, а не единообразие. А в таком вопросе, который непосредственно связан с личными возможностями, ревностью, духовной зрелостью и состоянием здоровья верующих, гораздо лучше подходит свобода, чем непререкаемое единоообразие.
Именно это премудро подтверждает и святой Кассиан Римлянин : «Касательно образа воздержания в пище, или постничества, не может быть постановлено одинаковое для всех правило, потому что не у всех тел одинакова крепость, добродетель же эта соблюдается не одною силою души, но должна соразмеряться и с силою тела». Итак, пусть нас не страшит наблюдаемое в церковной жизни многообразие. И давайте не будем пытаться подогнать все под непререкаемые правила возможно более полного единообразия. Что мы имеем в виду? Мы имеем в виду, что почти все посты, за исключением поста среды и пятницы и Великой Четыредесятницы, были установлены не в апостольскую или послеапостольскую эпоху, но в гораздо более позднее время, и были приняты постепенно и молчаливо.
То есть в то время как касательно поста среды и пятницы, равно как и Великой Четыредесятницы, высказывались Вселенские и Поместные церковные Соборы, ни один Собор не упоминает о прочих постах. Однако также имеющиеся в трудах Отцов и учителей Церкви сведения, данные различных монастырских Уставов и церковная практика отличаются большим разнообразием в том, что касается временной продолжительности и образа этих постов. Вот почему и раньше, и сегодня в недрах Церкви возникали дискуссии; дискуссии и споры, которые порой доходят даже до попыток оспорить церковную каноничность этих постов. Мы полагаем, что правильный подход к данному вопросу находится в ответе, данном Патриаршим Собором, собравшимся в Константинополе в начале 2 половины XII века «пред державным и святым Царем» — императором Мануилом Комниным 1143—1180 — и под председательством Патриарха Луки Хрисоверга 1156—1169. Это единственное «официальное» церковное решение, бывшее ответом на вопрос, нужно ли соблюдать Успенский пост «аще подобает иже в августе пост совершати» и в то же время касающееся вопроса каноничности постов, о которых молчит изначальное церковное предание.
В этом «ответе» Патриарх и участвовавшие в Соборе архиереи «изрекоша неотъемлему быти посту августа месяца». Однако поскольку некоторые продолжали сомневаться, «за еже не обретатися нигдеже определенну количеству дней сего поста», Патриарх Лука решил, что если письменное предание не определяет продолжительности этого Успенского поста «и совершаемаго поста пред праздником Рождества Христова», «понуждаемся последовати неписаному церковному преданию», постясь с 1 августа и с 14 ноября [по старому стилю — прим. Этот «ответ» Патриарха Луки дает нам основной критерий, с помощью которого мы можем верно разрешать различные вопросы церковной жизни и, конечно же, связанные с постом: там, где письменное предание молчит, мы следуем неписаному церковному преданию, выражающему многовековую церковную практику и богатство жизни во Христе церковного тела, вдохновляемого и руководимого присутствием Святого Духа. Выражение, которое использует Межправославная комиссия — «соответствие требованиям современной эпохи» — говоря о предлагаемых нововведениях, как уже было отмечено, очень двусмысленно. Церковь , упорядочившая ряд, скажем так, «второстепенных» сторон поста, может и изменить их.
Но какие бы то ни было изменения, вносимые ею, были направлены к духовной пользе и возрастанию верных. Однако разве обоснованы с церковной точки зрения те аргументы, которые приводятся сегодня в пользу переработки постных правил? Не производят ли они впечатления противоречия Преданию и облегчения обмирщения Церкви? На наш скромный взгляд, здесь надо быть особенно осторожными: допускать какую бы то ни было переработку церковных установлений о постах нельзя просто потому, что в современном обществе большинство верующих не соблюдают всех постных правил, так как этим мы оправдаем и узаконим нарушение церковных правил. И совсем не кажется, что предлагаемые изменения лучше служат духовному возрастанию верных; скорее, они выражают приспособление Церкви к духу мира сего.
И надо как следует исследовать причины, приведшие к такому положению дел — уже с первого взгляда видно, что они весьма глубоки и существенны. Однако разве можно согласиться с тем, что выйти из этого положения — то есть недооценки поста и попрания связанных с ним правил — можно через пересмотр постных правил в сторону большей снисходительности? Лично мы весьма сомневаемся в этом. К тому же мы полагаем, что свобода, всегда царствующая в Церкви касательно вопросов поста, позволяет поместным Церквам регулировать решениями своих иерархий «на человеколюбивейшие» эти вопросы, принимая во внимание новые условия жизни или различные климатические условия тех мест, куда сейчас пришло Православие. Однако необходимо беречь как зеницу ока и ни при каких обстоятельствах не изменять дух жизни во Христе и подвижнический характер православного образа жизни, которые выражает постный подвиг, как стремление христианина очиститься от страстей и освободиться во Христе от ига греха.
А Церковь , перелагая эти слова Писания на стихи, воспевает в хвалитном славнике 5-го воскресенья Великого поста, проясняя свой освященный опыт: «Несть Царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостию... Аналогичную функцию в том, что касается применения «икономии» к продолжительности и образу поста для тех христиан, у которых есть к тому особые причины, прежде всего медицинского характера, может исполнить и духовник. Богобоязненный, рассудительный и человеколюбивый духовник, может и должен быть в курсе всего духовного состояния его духовного чада и с человеколюбием определять и срок, и образ пощения для этого христианина. Таким образом, не только принимается во внимание человеческая немощь христианина, но, кроме того, мера поста, который он будет соблюдать, определяется в контексте всей его духовной жизни, которую он ведет под руководством своего духовного отца. И, конечно, это имеет особое значение как для сохранения духовного характера поста, так и для возрастания верующего во Христе.
Размышляя о месте поста в современную эпоху, мы не можем обойти вниманием еще некоторые реалии современной жизни, которые ставят церковное установление о посте в центр нашего интереса с другой стороны. Сегодня многие говорят об опасности истощения ресурсов планеты по причине неразумного расходования благ природы и полезных ископаемых. Все мы знаем о широком и вызывающем беспокойство загрязнении окружающей среды и явной угрозе разрушения экосистемы, в которой мы живем. Главнейшая причина, создавшая и продолжающая создавать эти опасности, — охватившая нас мания потребления, наше увлечение безумным использованием природных ресурсов. Мы можем предотвратить эти опасности, только вспомнив о духе умеренности и простоте в пользовании материальными благами, заповедуемом в Евангелии Иисуса Христа, и положить его в основу нашего образа жизни.
Но также и различные опасности, угрожающие сегодня нашему здоровью сердечно-сосудистые заболевания, инфаркты, инсульты, рак, сахарный диабет, гипертония, атеросклероз и т. Они показывают нам, как премудро наши Отцы рассудили о питании в постные и скоромные периоды и дни. Они являют, как полезен благословенный пост — не только для нашей христианской жизни, но и для сохранения здоровья. Когда и как мы постимся? Пост среды и пятницы 1.
Среда и в особенности пятница уже с апостольских времен рассматривались как особо значительные дни недели, поскольку они связны со святыми Страстями Господа нашего. Они носят скорбный характер и христиане изначально выделили их как дни поста и молитвы. Пост среды и пятницы на протяжении всего года — а не только во время Великой Четыредесятницы — является древнейшим из всех ныне существующих постов. Ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же [христиане] поститесь в среду и пятницу».
Почему мы постимся в эти два дня? В пятницу мы постимся потому, что в этот день Господь был распят. С древнейших времен сохранилось множество исторических свидетельств о посте этих двух дней. Так, Апостольские постановления указывают: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся в понедельник и четверг. Вы же поститесь или пять дней, или в среду и пятницу, ибо в среду произнесен суд на Господа, когда Иуда за деньги нанялся предать Его, а в пятницу потому, что в этот день претерпел Господь крестную смерть при Понтии Пилате».
Подобно вышеприведенному и свидетельство 15 Правила святого Петра, епископа Александрийского, пострадавшего в 311 г. В среду — по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу потому, что Он пострадал за нас». Из сказанного следует, что пост этих двух дней был обязателен для всех верующих.
Названия недель — символы, за которыми стоит духовная реальность. Первая неделя — Торжество православия. В эту неделю чтят победу в иконоборчестве.
Дань памяти высказывается императрице Феодоре Константинопольской, благодаря которой было восстановлено почитание икон в церкви после запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Именно он объяснил связь между миром и Богом. Церковь почитает этого святого за учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами крест.
Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста. Четвёртая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой служит для христиан примером постнической и духовной жизни.
Консультация диетолога В последнее время мы все чаще слышим слово «пост». В ресторанах, кафе и даже в столовой на работе подают постное меню, все больше и больше знакомых постятся перед Пасхой, а верующие друзья в пост не приходят на день рождения.
Большинство знает, что в это время нельзя есть мясо. Гораздо меньшее количество людей знает, что нельзя пить, курить и заниматься сексом. А что еще нельзя кушать и зачем нужно поститься знают только истинно верующие люди. Какие бывают посты? Вообще постов очень много, они бывают многодневные и однодневные.
Длительных многодневных постов существует четыре. Самый крупный и самый известный — это Великий Пост перед Пасхой. Во время этого поста нельзя кушать мясо, рыбу, яйца, молочные продукты, постное масло, употреблять алкоголь. Длится Великий Пост ровно сорок восемь дней. Это еще и самый строгий пост, особенно в первую полное воздержание от пищи и последнюю неделю в пятницу и субботу полное воздержание от пищи перед Светлым Христовым Воскресеньем.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. Далее по значимости — Рождественский Пост. Длится он с 28 ноября до 7 января и заканчивается праздником Рождества.
И можно ли поститься лишь на Страстную седмицу, как делают многие? По словам протоиерея Игоря Подоситникова, даже несколько дней, проведённые в посте и молитве, будут полезными для человека, а возможно, и станут прологом для более серьёзных духовных подвигов в будущем.
Если у человека есть намерение — уже хорошо. Сегодня он попостился три дня. В следующем году, может, неделю выдержит. А когда-нибудь и весь пост. Тенденция к росту числа постящихся есть. Другое меня беспокоит — что не всегда люди правильно это понимают и относятся к посту как к диете.
А надо всё-таки к посту приложить ещё молитву храмовую. Тогда легче будет поститься и пользы будет намного больше», — уверен отец Игорь. Молятся, собирают травы и ждут гостей: как живёт ставропольский монастырь у святого источника По мнению священника, практически любой человек может сделать для себя ограничения на время поста. Это потребует усилий, но не чрезмерных. Например, курильщики могут сократить количество сигарет, кофеманы — количество выпитых чашек любимого напитка, а любители поговорить по телефону — уменьшить время такого общения. И это тоже будет небольшим подвигом.
Открыть Библию — почитать, открыть творения святых отцов — почитать. Быть может, даже с того же телефона», — советует священник. Простые рецепты блюд к Великому посту Полезным будет и чтение произведений классиков: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Чехова, раннего Толстого. Кроме того, в жизни всегда есть место добрым делам. Всегда можно найти, чем заняться полезным», — говорит священник. Но нередко бывает и так, что постится только муж или только жена.
В этом случае пост не должен быть поводом для раздоров, убеждён отец Игорь. Тут любовь и понимание должны быть с обеих сторон. Есть возможность у супруги приготовить два-три блюда разных — Господь её возблагодарит за это здоровьем и благополучием. Если у неё нет такой возможности — работа, занята, не успела — муж должен это понять, не сердиться, не ворчать.
Что означает пост в христианстве
- Читайте также
- Что такое Пост и зачем он нужен? (Протоиерей Александр Торик) — По ком звонит колокол
- Какие бывают посты?
- Великий пост: что можно есть постящимся
- Что можно кушать в пост, а чего есть нельзя
Что можно кушать в пост, а чего есть нельзя
Великий пост самый строгий, самый насыщенный, в нем есть период уникальных богослужений. Несмотря на строгий пост, для некоторых мусульман в Рамадан действуют исключения и послабления. Есть гипотеза о том, что Великий Пост потому такой строгий, что он перед Пасхой. Самый длинный и строгий пост, из всех, установленных православной церковью – Великий. Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан.
КАЖДАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА НЕСЕТ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ СМЫСЛ:
- Описание поста и что это такое – зачем нужен, как его держать, что можно и нельзя
- Православный пост /
- Пост и пищеварение. Полезны или вредны семь недель ограничений?
- Как Великий пост влияет на здоровье человека
- Что такое сухоядение в пост – это когда православные монахи и миряне даже чай не пьют?
Строгий пост в наше время. О пользе и вреде
Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Великий пост – самый важный и строгий по канонам православной церкви. Великий пост — главный многодневный пост, установленный в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Великий пост самый строгий, самый насыщенный, в нем есть период уникальных богослужений.
Что такое строгий пост
- Что такое пост
- Что такое Пост и зачем он нужен?
- СТРОГИЙ ПОСТ - Древо
- Как правильно поститься в Великий Пост?
- Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год
- «Поели — и слава Богу»
Пост: 5 степеней строгости
Когда его соблюдают? Великий пост длится 48 дней, начинается ровно за семь недель до Пасхи. Поскольку день Воскресения Христова празднуется в переходящую дату первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего после весеннего равноденствия , то и пост тоже начинается в разное время. В 2023 году Великий пост начнётся 27 февраля и завершится 15 апреля. В чём христианский смысл поста? Великий пост для христиан — семь недель напряжённого духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днём, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни церкви или святого человека. Названия недель — символы, за которыми стоит духовная реальность. Первая неделя — Торжество православия. В эту неделю чтят победу в иконоборчестве.
Дань памяти высказывается императрице Феодоре Константинопольской, благодаря которой было восстановлено почитание икон в церкви после запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы.
Еду уже можно готовить — допустим, варить крупы и овощи, но употребляются они без растительного масла. В первую субботу и воскресенье поста уже можно есть горячую пищу с растительным маслом, а в воскресенье даже вино благословляется.
Потому что это неделя торжества православия. Воскресный день — день, в который ничего не делают, — посвящен Богу. Таким образом, неделя торжества православия — это первое воскресенье поста, на трапезе благословляется немного употребить вина. Если поститься по монастырскому уставу, то каждую неделю режим такой: понедельник, среда и пятница — сухоядение, вторник и четверг — горячая пища без масла.
Суббота и воскресенье — всегда горячая пища с растительным маслом. Но, повторюсь, это строгий монастырский устав. Для мирян же пост менее строгий. Это значит, что со второй по шестую неделю Великого поста каждый день позволительна горячая пища с растительным маслом.
Так проходят шесть недель поста. Как поститься в Страстную седмицу? Есть еще седьмая неделя, но она по уставу уже считается не Великим постом, а отдельным, особо строгим постом. Это Страстная седмица.
На ней вспоминается страсти Христовы, которые предшествовали его крестной смерти и последующему воскресению.
На протяжение Успенского поста верующие могут питаться чёрным хлебом, овощами и фруктами, бобовыми, мёдом, орехами, кашами, зерном и сухофруктами. Нельзя есть мясо и рыбу, всё молочное и яйца. Рождественский пост — начинается за 40 суток до Рождества Иисуса Христа — с 28 ноября по 6 января. Разрешено употребление овощей, фруктов, бобовых, любых вариантов каш, орехов, семян, чёрного хлеба. А с 6 декабря до 2 января можно разнообразить постное меню рыбой. С 2 по 6 января возвращаемся к более жёсткому посту. В чём состоит духовный смысл поста? Некоторые люди уверены, что во время поста важно просто придерживаться определённых пищевых ограничений. В действительности такой подход нельзя считать правильным: пост также предполагает воздержание христианина от мирского общения, развлечений.
Нельзя делать основной акцент только на постное меню, ведь кроме питания очень важно выполнять в пост следующие действия: регулярно молиться Богу; очищать свою душу от греха; избавляться от таких негативных человеческих качества как злость, агрессия, жадность, сквернословие, зависть и прочих подобных; отказываться от плотских утех; искренне каяться в тех проступках, которые вы совершили; активно заниматься благотворительностью: жертвовать чем-то деньгами, временем, знаниями для блага других людей; читать духовную литературу. И только если верующий будет соблюдать все из обозначенных рекомендаций, то сможет добиться полноценного очищения на телесном и духовном уровнях. Плюс, укрепится в своей вере. По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение "Православный календарь" для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 доступно на Android Строгий и нестрогий пост: основные различия Многие люди задаются вопросом: «В строгий пост, что можно есть и чем он отличается от нестрогого поста? Различия между ними и вправду есть, состоят они в списке допустимой продукции питания. Строгий пост — предполагает отказ не просто от мяса, рыбы, но и ото всей пищи, имеющей животное происхождение: яиц, молока, творога, сметаны, сыра и всех блюд, приготовленных на их основе. Ещё это отказ от сладостей, выпечки, спиртных напитков. Также нельзя в строгий пост есть много жареного и жирного.
Разрешено: употребление любых каш, овощных супов, запечённых или приготовленных на пару овощей. Нестрогий пост — можно делать свой рацион питания чуть более обширным, дополняя его любыми морепродуктами, растительными маслами, полезными сладостями, грибными бульонами, ухой, выпечкой в которой нет яиц , салатами, заправленными постным майонезом.
Как правило, Великий пост подразумевает прием растительной пищи. Постящемуся нельзя есть мясо, творог, йогурты.
Важно понимать не то, что именно делает человек, а зачем он это делает, какой в этом смысл. Пост — это сугубо индивидуальное дело каждого, его личная тайна. Длительность Таинства составляет 40 дней, после чего наступает Пасха — праздник Светлого Воскресения Христа. К сожалению, люди подвержены влиянию новых тенденций, согласно которым сегодня очень модно быть верующим.
Время забвения христианства прошло, хотя истинные верующие молились и преклонялись перед Господом даже в годы советской власти. В период Великой Отечественной войны солдаты молились иконе, глубоко запрятанной под шинель, и никто их веру поколебать не мог. В этом и состоит истинное верование — это то, что живет в человеке с самого начала его существования, а не привносится ветром общественного мнения. Строгий православный пост: правила и законы Человек, осознанно пришедший к вере и регулярно соблюдающий посты, вряд ли сойдет с этого пути, если этот путь пройден им искренне и осознанно, безо лжи самому себе.
Если человек находится еще в самом начале своего пути к вере, ему следует знать основные постулаты, без соблюдения которых пост лишается смысла. Во-первых, Великий пост не является частью программы похудения для женщин, это не мера антицеллюлитной борьбы, что даже звучит как-то кощунственно. Священники считают, что чистая душа такого помысла не допустит никогда. Во-вторых, никто не должен и не обязан знать о том, что человек держит пост.
Это не пустая бравада, не предмет хвастовства, а сугубо индивидуальное Таинство каждого человека. В-третьих, когда решено начать пост, не надо себе давать какие-то пищевые установки, говорить о том, что с завтрашнего дня я не ем мясо, а по средам и пятницам вообще кушать не буду. Начало любого постного воздержания знаменуется примирением с близкими, родными и с самим собой, ликвидацией всех недомолвок, непониманий и конфликтных ситуаций. Во время поста недопустимо заниматься «поеданием» близких и самого себя, а также следует помнить о воздержании в пище.
В-четвертых, самый строгий пост — это не отказ от супружеских обязанностей, а вот акты прелюбодеяния на стороне запрещены, поскольку церковью осуждаются любые связи кроме тех, которые случаются между мужем и женой. Наоборот, нельзя доводить себя до такой степени воздержания, чтобы потом в буквальном смысле бросаться на первого встречного. В-пятых, алкоголь можно употреблять только в выходные дни, желательно вино, разбавленное водой, и не более одного бокала. В-шестых, повторяя сказанное выше, нельзя забывать, что Великий пост — это не диета, и смысл его заключается не в том, чтобы скинуть пару килограммов, а в духовном очищении, в обретении умения контролировать себя, сдерживать порывы тела.
Существует масса добавок к пище, вкусовых топпингов, чтобы помочь вынести строгий пост. Что можно кушать, дабы он не казался столь тяжелым, особенно для новичка? Как превратить ограничения в новые возможности? Следует помнить на протяжении всего времени, что Великий пост - строгий, и на это время необходимо забыть о любой животной пище.
Мясные продукты, молоко, яйца и еда, содержащая животные жиры, должны быть исключены полностью. Зато можно себя баловать всеми видами фруктов и овощей в сыром, вареном, запеченном и сушеном виде, а также злаками, зеленью, медом и вареньем. Растительное масло можно добавлять в еду в выходные дни и по праздникам. В строгие дни поста рекомендуется пить больше чистой воды и переключаться с мыслей о еде на молитвы и посещения церкви.
Все православные посты
Более строгими являются Великий и Успенский посты, в кои рыба не вкушается (за исключением нескольких дней, о коих будет сказано ниже). Он считается самым строгим многодневным постом года и продолжится вплоть до Пасхи (5 мая). Строго говоря, пост продолжается сорок дней. Несмотря на строгие ограничения, питание в Великий пост может быть разнообразным. Он хоть и короткий, но очень строгий. О том, в чем особенности этого поста, кому и насколько обязательно следовать всем его предписаниям, — в материале РИА молодой из постовУспенский пост предваряет большой церковный праздник.
«Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать
«Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать | Инокам положен более строгий пост: монахи вообще никогда не вкушают мяса, а к общим постным дням у них присовокуплен еще и понедельник. |
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно | Это строгий, но в то же время самый короткий пост, который длится всего две недели. |
Православные посты | Многие люди задаются вопросом: «В строгий пост, что можно есть и чем он отличается от нестрогого поста?». |
Пост строгий. Меню Великого поста | Инокам положен более строгий пост: монахи вообще никогда не вкушают мяса, а к общим постным дням у них присовокуплен еще и понедельник. |
Что такое пост | Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - |
Все православные посты
Таким образом можно приучить свой организм к отсутствию животного белка. В такие «подготовительные» дни рекомендовано пить больше воды, она позволит нормализовать обменные процессы организма. Как выходить из поста Когда кончается Великий пост, строгий режим, к которому привык человек, сразу нарушать нельзя. Организм не усвоит мясо в больших количествах после долгих дней воздержания. Употребление большого количества пищи животного происхождения лишь приведет к нарушению работы желудка, а возможно, и к отравлению.
Необходимо начать с еды, которая легко усваивается, и желательно, чтобы плавный выход из постного режима длился столько же, сколько длился пост. Меню постное, соленое и острое Рецепты строгого поста могут отличаться наличием в них большого количества специй, добавок, пряностей. Можно использовать петрушку, укроп, сахар, соль, корицу, и тогда никто не сможет сказать, что салаты и закуски, первые и вторые блюда, которые приготовлены из овощей и круп, невозможно есть из-за их пресного вкуса. А некоторые рецепты могут стать любимым блюдом на все случаи жизни.
Необходимо следить, чтобы специи и приправы не содержали в себе следов животного происхождения. Хозяйка постного стола, особенно та, которая работает и приходит домой только вечером, не понаслышке знает, что ломать голову насчет предстоящего ужина намного проще, чем приготовить этот ужин. Надо ухитриться сделать что-то постное, некалорийное, но чтобы все были сыты. При этом количество ингредиентов весьма ограничено.
Самой настоящей палочкой-выручалочкой для практичной хозяйки во время поста послужит овощной бульон. Он может стать основой любого блюда — и первого, и второго. Бульон прекрасен и ароматен в свежем виде, а если хранить его в морозилке порционно, он обязательно придется кстати для срочного приготовления вкусного супа, рагу из овощей или айнтопфа. Овощи для его варки берутся любые, какие есть в наличии, и которые любят домочадцы.
Для особого вкуса в бульон из овощей можно добавить грибы, тимьян, розмарин и другие любимые специи и травы. Вначале порезанные овощи с грибами пассеруют на масле, а затем заливают водой, доводят до кипения, закладывают травы и перец и варят около часа на медленном огне. Для постных блюд, как ни для каких других, важен внешний вид. Яркие цвета вызывают аппетит и отвлекают от состава самого блюда, в котором часто судорожно хочется найти мясо.
Ощущение насыщения обычно вызывает тепло, поэтому постные блюда лучше подавать подогретыми, а перец чили или имбирь помогут создать эффект горячего кушанья. Разноцветные овощи и фрукты в пост — баклажаны, болгарский перец, яблоки, сливы просто незаменимы при составлении постного меню, поскольку яркие краски очень поднимают настроение. Наконец, не стоит забывать о различных способах соления, мочения, квашения и маринования овощей и фруктов! Квашеная капуста с вареной картошкой — вкусней не придумать!
Великий пост. Строгий режим питания как повод для полета фантазии Постящиеся люди не должны чувствовать себя обделенными вкусной и красивой едой. Существует столько чудесных, ароматных и сытных постных блюд, что любой пост станет гастрономической радостью для всех! Если есть в наличии чечевица, хозяйка может приготовить очень полезный, вкусный и красивый суп с маслинами, лимоном и зеленью.
Коронное блюдо постного меню — жареный картофель с грибами, в него можно добавить любые овощи, а для создания разнообразия цветовой картинки оптимальным вариантом будет болгарский перец.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы в 2024 году Седмица — неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять: Святки — с 7 по 18 января, Мытаря и фарисея — за 2 недели до Великого поста Сырная масленица — неделя перед Великим постом без мяса Пасхальная Светлая — неделя после Пасхи Троицкая — неделя после Троицы. Пост в среду и пятницу Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, — рыба. Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.
Однодневные посты Крещенский сочельник — 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения. Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах. Однодневные посты — дни строгого поста кроме среды и пятницы. Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.
В светлые часы супруги должны воздержаться от близости, иначе их пост нарушается и следует суровое наказание.
В качестве искупления каффата мужу предстоит поститься два месяца подряд, на жену такой запрет не накладывают. При этом днем разрешается целоваться и обниматься, купаться и соблюдать гигиенические процедуры. Поцелуи во время поста позволял себе и пророк Мухаммед, говорится в Хадисе его жены Умм Салямы. Имамы призывают не курить ни табак в любом виде, ни кальян. Что касается алкоголя, то Коран запрещает не только спиртное, но даже и перебродивший сок плодов в любой день года. Лауреат Госпремии Иван Стилиди — о 30-летних исследованиях, которые спасли миллионы жизней Исключения: что можно в Рамадан Несмотря на строгий пост, для некоторых мусульман в Рамадан действуют исключения и послабления. Например, освобождается от поста путешественник, если он находится в долгой поездке или приехал на новое место менее 15 дней назад. Освобождаются от поста и люди, занимающиеся тяжким физическим трудом. Разрешено не поститься по состоянию здоровья, чтобы не ухудшить свое состояние.
Запеченная белая рыба с пряными травами, уха или котлеты на пару помогут восполнить запас необходимых микроэлементов.
Допускается пища без термической обработки: мед, фрукты и овощи. Верующие должны помнить о том, что такое строгое меню могут соблюдать только физически здоровые люди. В эти дни меню может быть разнообразным: постные котлеты, солянка, щи из свежей или квашеной капусты, картофель с соленьями. Печеная, паровая или отварная рыба будут как нельзя кстати к столу. Верующие не употребляют обработанную термическим путем пищу, заменяя ее свежими овощами и фруктами. В этот день можно пить травяные настои и компоты с добавлением меда. Дополнит рацион салат из овощей с каплей оливкового масла, а на обед можно приготовить постный суп с чечевицей, а на ужин - гречневую кашу с грибами. Однако послабление сделать можно, так как самая строгая степень поста - для священнослужителей, поэтому можно приготовить запеченный картофель. Разнообразить меню можно свекольным салатом, тыквенным супом и гарниром с добавлением грибов, солений или маринованной капусты. Карп с овощами в духовке, салат из морепродуктов с рисом и иные рыбные блюда будут ценным источником витаминов.
Уха из нежирных сортов рыбы также станет приятным дополнением к рациону.
Что можно есть в пост
Обсудить Редактировать статью Существует версия о том, что корни понятия Великого поста лежат у истоков зарождения христианской веры. Ее проповедники доказывали язычникам, что только истинное верование в Спасителя Иисуса Христа может помочь преодолеть любые испытания, даже такие серьезные, как пост. Духовный смысл Великого поста Несмотря на то что Великий пост строгий и непростой, для истинного верующего он вовсе не означает тяготу испытаний, а несет в себе радость возможности причастия, а также счастье освобождения души от всего плохого, черного и греховного, накопившегося у человека за весь год. Есть такое понятие в Библии, как церковная десятина — часть доходов, которые получает человек, он должен отдавать церкви. Если посчитать точно, то Великий пост в своем строгом варианте без учета выходных, когда допускается небольшое отклонение, длится примерно 36,5 дней. Это составляет десятую часть от 365 дней всего года. Значит, согласно библейским канонам, истинный христианин эти 36,5 дней должен отдать церкви, Богу, вспомнить мучения Спасителя и принять в них участие воздержанием и молитвой.
На чем основывается строгий пост? Что можно кушать христианину в эти дни? Как правило, Великий пост подразумевает прием растительной пищи. Постящемуся нельзя есть мясо, творог, йогурты. Важно понимать не то, что именно делает человек, а зачем он это делает, какой в этом смысл. Пост — это сугубо индивидуальное дело каждого, его личная тайна.
Длительность Таинства составляет 40 дней, после чего наступает Пасха — праздник Светлого Воскресения Христа. К сожалению, люди подвержены влиянию новых тенденций, согласно которым сегодня очень модно быть верующим. Время забвения христианства прошло, хотя истинные верующие молились и преклонялись перед Господом даже в годы советской власти. В период Великой Отечественной войны солдаты молились иконе, глубоко запрятанной под шинель, и никто их веру поколебать не мог. В этом и состоит истинное верование — это то, что живет в человеке с самого начала его существования, а не привносится ветром общественного мнения. Строгий православный пост: правила и законы Человек, осознанно пришедший к вере и регулярно соблюдающий посты, вряд ли сойдет с этого пути, если этот путь пройден им искренне и осознанно, безо лжи самому себе.
Если человек находится еще в самом начале своего пути к вере, ему следует знать основные постулаты, без соблюдения которых пост лишается смысла. Во-первых, Великий пост не является частью программы похудения для женщин, это не мера антицеллюлитной борьбы, что даже звучит как-то кощунственно. Священники считают, что чистая душа такого помысла не допустит никогда. Во-вторых, никто не должен и не обязан знать о том, что человек держит пост. Это не пустая бравада, не предмет хвастовства, а сугубо индивидуальное Таинство каждого человека. В-третьих, когда решено начать пост, не надо себе давать какие-то пищевые установки, говорить о том, что с завтрашнего дня я не ем мясо, а по средам и пятницам вообще кушать не буду.
Начало любого постного воздержания знаменуется примирением с близкими, родными и с самим собой, ликвидацией всех недомолвок, непониманий и конфликтных ситуаций. Во время поста недопустимо заниматься «поеданием» близких и самого себя, а также следует помнить о воздержании в пище. В-четвертых, самый строгий пост — это не отказ от супружеских обязанностей, а вот акты прелюбодеяния на стороне запрещены, поскольку церковью осуждаются любые связи кроме тех, которые случаются между мужем и женой. Наоборот, нельзя доводить себя до такой степени воздержания, чтобы потом в буквальном смысле бросаться на первого встречного. В-пятых, алкоголь можно употреблять только в выходные дни, желательно вино, разбавленное водой, и не более одного бокала.
Наши предки показывали готовность к самопожертвованию и духовному возрождению. Так он готовился к своему земному предназначению, объяснила Наталия Фоминых. В течение 40 дней, подвергаясь искушениям диавола и воздерживаясь от пищи, Спаситель оставался непоколебим. По истечении этого времени, испытывая голод, он столкнулся с тремя коварными соблазнами, которыми злой змей стремился склонить Сына Божьего к греху. Несмотря на эти испытания, Иисус остался верен своим идеям и Господу. Именно им было запрещено вкушать от древа познания добра и зла запретный плот. Отсюда пошла христианская традиция», — объяснила собеседница «360». Это время для духовного очищения, ухода от привычек и мыслей, которые не служат росту и развитию. В течение 40 дней верующим стоит усиленно молиться, исповедоваться и приходить на службы. Важно понимать, что без искреннего раскаяния и обращения мыслями к Богу пост теряет свою суть, превратившись в обычное воздержание от вредной пищи. Священнослужители все чаще советуют избегать переизбытка информации, ограничив бездумное времяпровождение в социальных сетях. Православным лучше сосредоточиться на внутреннем самосовершенствовании и духовном обновлении. Богослов и архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий писал: «Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла». Великий пост делится на два основных этапа: Святую четыредесятницу и Страстную седмицу или Страстную неделю. В течение Святой четыредесятницы верующие стремятся к духовному очищению и приближению к Богу через пост, молитву и исповедь грехов. Это время подготовки к встрече с воскресшим Христом.
В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье — пища с маслом. В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы в 2024 году Седмица — неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять: Святки — с 7 по 18 января, Мытаря и фарисея — за 2 недели до Великого поста Сырная масленица — неделя перед Великим постом без мяса Пасхальная Светлая — неделя после Пасхи Троицкая — неделя после Троицы. Пост в среду и пятницу Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, — рыба. Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается. Однодневные посты Крещенский сочельник — 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения. Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах. Однодневные посты — дни строгого поста кроме среды и пятницы.
Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим 1, 15 ». Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести 1 Кор 10, 27 — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства, а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное. Когда он был еще молодым послушником, наместник лавры отец Леонид Кавелин каждый год отпускал его к родителям. И вот, «проезжая однажды через Москву на родину, — рассказывает преподобномученик Кронид, — я остановился у своего дяди. Жизнь, которую вел дядя, была светской. Он ни в среду, ни в пятницу поста не соблюдал. Садясь у них за стол и зная, что нынче среда или пятница, я все же вкушал молоко или яйца. В сознании моем тогда обычно пролетала мысль: «Что я за человек такой, чтобы мне специально приготовляли пищу? За год до своего пострижения в монашество я вижу как-то раз сон, будто бы стою я в каком-то храме. Сзади правого клироса вижу икону больших размеров с изображением Богоматери и Предвечного Младенца на руках Ее. Божия Матерь изображена величиной в рост человека и в короне… Видя чудный лик Богоматери и поражаясь его красоте, я преклонил свои грешные колена пред святым образом и стал просить милости и предстательства Ее пред Господом. К ужасу своему, я вижу: Матерь Божия отвращает от меня Свой лик. Тогда я в страхе и трепете воскликнул: «Матерь Божия! Чем я оскорбил Тебя, что Ты отвращаешь Свой божественный лик от меня, недостойного? Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Сына Моего. Этим оскорбляешь Его и Меня». На этом видение закончилось. Но оно было уроком для моей души на всю мою последующую жизнь». Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне». Говоря о тщеславном прохождении дней поста, можно привести следующий случай из «Древнего Патерика». Когда путешествующие иноки пришли в один монастырь и сели за общую трапезу, там по случаю гостей приготовили вареные овощи. И один из них сказал: «Вы знаете, мы не вкушаем вареное, мы постимся».