Рембрандт начал работу над Данаей в 1636-ом, через два года после женитьбы на горячо им любимой Саскии ван Эйленбрюх. Перед тем, как облить «Данаю» Рембрандта, он два раза ударил картину ножом. "Даная" Рембрандта вновь появилась перед посетителями Эрмитажа 14 октября 1997 г. На выставке, которая продлилась около года, были также представлены документы.
В 1985 году "Данаю" Рембрандта могли взорвать - следствие
Спасти "Данаю" Рембрандта помог интерес посетителей Эрмитажа. картина голландского художника Рембрандта ван Рейна. Впервые она была завершена в 1636 году, но Рембрандт значительно переработал ее не позднее 1643 года.[1]. «Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. . Почти что ровно двадцать лет назад 14 октября 1997 после двенадцатилетней реставрации в Эрмитаже снова была выставлена знаменитая картина Рембрандта Даная.
Характеристики:
- Картина «Даная» Рембрандта Ван Рейна
- Telegram: Contact @golosmordora
- Легендарная картина Рембрандта "Даная". Эрмитаж (01.06.2023)
- Сюжет картины
- «Даная» - почему ценители творчества Рембрандта называют картину «мёртвой»?
Невеселая судьба «Данаи» Рембрандта
Новости прошедшего "Времени". 221 видео. «Даная» Рембрандта не стала исключением, эту картину художник писал не для продажи. В одном разговоре мне довелось услышать, что пострадавшая в середине 1980-х эрмитажная картина Рембрандта «Даная» полностью восстановлена реставраторами. знаменитую коллекцию Пьера Кроза, а в ней среди шедевров - две Данаи: Рембрандта и Тициана. "Даная" перенесла покушение вандала в 1985.
Оригинал, копия, подделка...
Впрочем, семейное счастье влюбленных было недолгим. Слабое здоровье не позволило Саксии обзавестись здоровым потомством. Все дети умирали в младенчестве, выжить удалось только одному — Титусу. После его рождения Саксия прожила девять месяцев, а затем умерла. Оплакав потерю жены, Рембрандт нашёл новую любовь в лице Гертье Диркс, которая после смерти Саксии стала няней Титуса. Обретя утешение в лице Гертье, в 1642 году Рембрандт возвращается к картине и переписывает её. Именно этот исправленный вариант и дошел до наших дней. Как показала рентгенография, художник изменил черты лица Данаи, и она больше стала напоминать Гертье Диркс, нежели покойную жену живописца.
Кроме того, изначально Даная смотрела не в сторону света, а на золотой дождь, льющийся сверху. В первой редакции картины рука обращена ладонью вниз, символизируя прощание, а во второй призывно поднята вверх. В лице золотого Купидона над постелью женщины тоже произошли изменения. Если в первой версии он был весел, то во второй выглядел страдающим, словно оплакивал счастье, ушедшее со смертью Саксии. Ещё один важный нюанс, который определил рентген, связан с отсутствием во второй версии картины покрывала, прикрывающего бедра Данаи. С его помощью Рембрандт как будто оберегал сокровенность своей жены, но с Диркс этого ему уже делать не хотелось. Изначально Рембрандт не планировал продавать «Данаю», она была дорога ему как память о потерянной любви.
Однако после смерти жены финансовая ситуация резко ухудшилась. Заказов становилось всё меньше, а долги только росли. В 1656 году художник объявил о банкротстве. Всё имущество, включая дом, было распродано, а «Даная» на сто лет исчезла из виду.
Царь Аргоса Акрисий стремился избежать исполнения пророчества, согласно которому его должен был убить собственный внук. Свою единственную дочь Данаю правитель заточил в «медной башне». Но что могло остановить Зевса, который хотел овладеть какой-либо женщиной. Это у других богов бывали неудачи. Громовержец же всегда достигал цели. Он проник в темницу, а потом и в деву в облике золотого дождя. Отца рассказы Данаи о том, что она забеременела от золотого ливня, не убедили. Несчастную с ребенком заключили в большой ларец и отдали на волю волн, но такой способ казни в мифах никогда не был успешным. Приговорённые к смерти выжили. И пророчество сбылось. Якобы случайно, но всё же. Сына Данаи и Зевса назвали Персеем. Однажды юный герой упражнялся в метании диска. Порыв ветра изменил траекторию полета снаряда. Диск влетел в голову Акрисия. Персей недаром был героем. Броски у него были сильные. Шансов у деда не было. Вообще, к этому мифу обращались многие мастера эпохи Возрождения. Корреджо, Тициан, Тинторетто по-разному изображали золотой дождь, в образе которого предстал перед Данаей Зевс. Этому способствовало и то, что золото стало ассоциироваться с продажными женщинами. Поэтому на картинах художников фигурировали модели в эротичных позах и большое количество золотых монет. Но Рембрандт не собирался делать тонких намёков на проституцию. В этой картине нет ни продажной любви, ни самого золотого дождя.
Так «Даная» оказалась в «Эрмитаже». Вандалом оказался 48-летний литовский безработный Бронюс Майгис. Говорят, что перед этим он выкрикнул «Свободу Литве! Преступника признали душевнобольным и освободили от уголовной ответственности. Центральная часть картины пострадала больше всего: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху картины темные краски. Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Широков, А. Рахман и Е. Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта Работа над восстановлением шедевра Реставрация «Данаи» длилась долгих 12 лет. Поскольку работы предстояло очень много, и она неизбежно приводила к изменениям первоначального варианта, многие предлагали оставить все как есть — мол, в противном случае от Рембрандта там вообще ничего не останется.
Спасение «Данаи» проходило в суматохе и мгновенно. Работники музея бросились промывать картину водой, но центральная ее часть таяла на глазах. Полные бедра Данаи были сожжены кислотой. Лишь к вечеру химическую реакцию удалось остановить, но треть полотна была безнадежно мертва. Лучшие реставраторы трудились над картиной целых 12 лет, вот фото их работы: Однако все попытки вернуть полотну прежний вид оборачивались неудачей, потому что повторить стиль и мастерство автора было нереально. Одно время подумывали даже оставить затею реставрации, чтобы окончательно не потерять «Данаю» руки Рембрандта. Путем кропотливых нечеловеческих усилий реставраторы сумели укрепить красочный грунт, а также убрать потеки темной краски. Лишь в 1997 году знаменитое полотно вернулось в родные стены «Эрмитажа», но теперь его защищало бронированное стекло. Ценители Рембрандта, обладающие тонким вкусом, говорят, что в 1985 году «Даная» умерла. Впрочем, для непрофессионалов разница практически незаметна.
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
почему Даная и служанка смотрят в сторону, а не вверх, откуда, согласно мифа, сошел Зевс в образе золотого дождя? «„Даная“ Рембрандта не пассивная патрицианка Тициана и не шаловливая жеманница Корреджо, а здоровая женщина, которая вся замлела от восторга, увидав своего супруга. Спустя годы Рембрандт создаст «Данаю» – полотно, которое станет одним их самых значительных его произведений на мифологические сюжеты.
Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр?
Она еще не думает о том, что счастье уходит безвозвратно. Но об этом напоминает видимый и на рентгеновском снимке плачущий амур со скованными руками. Примечательно, что он изображен просто как позолоченное украшение кровати - закреплен в этом положении навечно. Таким образом, Рембрандт подчеркивает, что счастье этой заживо погребенной женщины мимолетно, ее земные радости ушли в прошлое. Иначе говоря, и в первом варианте главным в картине было не торжество счастья, а скорбь о том, что оно преходяще и быстротечно. В этом очень важное отличие уже первого варианта картины Рембрандта от работ на данную тему его предшественников и современников.
Последующие годы принесли много потерь. Умерли трое детей, мать и сестра Рембрандта. В 1642 году не стало Саскии. Под впечатлением своих несчастий Рембрандт создает новый вариант картины, проникнутый трагическим осознанием кратковременности светлого и радостного в жизни. На картине запечатлен совсем иной момент в жизни Данаи.
Она ждет Зевса - так внезапно и таинственно появившегося когда-то отца ее будущего ребенка. В соответствии с этим замыслом Рембрандт переделал картину, тщательно продумав каждую деталь нового варианта. При переработке своего произведения художник переместил служанку с левого края картины в центр. В первом варианте она следовала за золотым дождем. Сейчас у нее в руке большой пустой кошелек - она по-своему подготовилась к новому появлению Зевса.
Она, как и ее хозяйка, постоянно настороже. Появился яркий солнечный луч, предшествовавший в прошлый раз золотому дождю, и она энергичным движением левой руки отодвигает драпировку, закрывающую кровать. О недавнем счастье Данаи символически напоминает и ряд других деталей. С внешней стороны кровати прикреплены в несколько рядов ниспадающие золотые блестки. В первой картине это были золотые дождинки, стекающие с кровати.
Теперь они превращены в застывшие украшения. Многие исследователи, и в том числе Ю.
Отчего же, как вы думаете, люди так охотно верят в плохое и не верят в хорошее? Речь шла о проверке российской школы реставрации, которая отличается от многих европейских школ. Нам часто говорили: у вас слишком темные картины. Действительно, реставраторы Эрмитажа не стараются придать старым полотнам блеск репродукций.
Мы боимся повредить мазок художника, мы все делаем, чтобы только не вторгнуться в авторскую живопись. Наши принципы прошли испытания в работе с «Данаей». Возможно, представители некоторых других реставраторских школ сделали бы «красивше». Но нам было важно не совершить ни одного лишнего шага. И, кстати, сейчас, в конце XX века, нашими традициями восхищаются. Наши реставраторы работали только при дневном свете.
Важно было ни в коем случае не дописать ничего за художника. Что можно восстановить — восстановлено, что нельзя — того нет. Это видно простым глазом. Ноги Данаи были покрыты прозрачным покрывалом. Сейчас покрывала в ногах Данаи нет, никто его не дописывал. Многие черты лица и тела, которые больше всего пострадали, не восстановлены.
Создается новое впечатление от картины, когда все ее боковые части, весь фон вдруг стал по-новому виден. Но надо помнить: секрет для обывателя не является секретом для специалистов. Мы об этом постоянно говорим. То же можно повторить и в связи с трофейным искусством. Есть журналисты, которые гордятся тем, что они якобы раскрыли этот секрет Полишинеля. Кому надо, тот знал.
То же самое могу сказать и по поводу «Данаи». Все мировые специалисты по Рембрандту у нас побывали, со всеми мы советовались в ходе реставрации. Во всяком случае последние 5 лет, когда я был директором, все происходило на виду у специалистов. Да и прессы было много. Хотя до сих пор почему-то встречается мнение, что все происходило под завесой секретности. И это рождает обывательские слухи.
Посмотри внимательно на меня? Разве ты видишь во мне хоть один изъян? Ни слова ни говоря, он снял картину со стены и отнес ее в кладовую, чтобы Гертье больше не цеплялась. И потом — таких женщин, как Гертье, у него будет, возможно, много, а вот шедевров, подобных «Данае», возможно, вообще не будет. А вскоре сожительница потребовала слишком настойчиво, чтобы Рембрандт женился на ней. Решила привлечь к этому делу власти — Рембрандта вызвали в «Камеру семейных ссор», где судьи распорядились, чтобы художник выплачивал Гертье щедрые отступные. Впрочем, недолго музыка играла — уже через год она оказалась в тюрьме… 12 лет каторжных работ Но вернемся в последние годы бурного ХХ века.
Спасать шедевр взялись мгновенно, промывая полотно водой. Но очень пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Драпировка, прикрывавшая ноги Данаи, растворилась полностью. Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Компьютерный анализ показал, что чуть менее 30 процентов авторского письма утрачено навсегда… Над восстановлением картины реставраторы бились долгих 12 лет. Уже до конца 1985 года им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, был подведен новый дублировочный холст. Еще два года боролись с натеками, появившимися 15 июня 1985 года, когда перемешанные с кислотой и водой частички краски, стекавшие с верхней, темной части полотна, облепили тело Данаи, проникли в поры.
Хотя до сих пор в среде реставраторов нет единства, некоторые из них призывали не «измываться» над картиной, а оставить все, как есть… В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. На этот раз под бронированным стеклом… И никаких угрызений совести… Суд над Бронюсом Майгисом проходил в Ленинграде. Он закончился 26 августа 1985 года вынесением приговора: признать вину Майгиса и освободить его от уголовной ответственности как душевнобольного вялотекущая шизофрения. Некоторое время он лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, потом был отправлен в Литву, где его выпустили из клиники ввиду того, что Литва стала независимым государством. Однажды журналистам одной из республиканских газет удалось разыскать вандала. Он жил в одном из пансионатов и очень любил играть на аккордеоне.
Говорят, что перед этим он выкрикнул «Свободу Литве! Преступника признали душевнобольным и освободили от уголовной ответственности. Центральная часть картины пострадала больше всего: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху картины темные краски. Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Широков, А. Рахман и Е. Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта Работа над восстановлением шедевра Реставрация «Данаи» длилась долгих 12 лет. Поскольку работы предстояло очень много, и она неизбежно приводила к изменениям первоначального варианта, многие предлагали оставить все как есть — мол, в противном случае от Рембрандта там вообще ничего не останется. Но реставраторы все же продолжили работу. Им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, убрать натеки. Реставраторы трудятся над восстановлением шедевра В 1997 г.