Иммерсивный мультемедийный проект основан на объемных 3D картинах Джузеппе Арчимбольдо. Король Саксонии Август поручил работу Арчимбольдо, увидев его картины в 1570-х годах.
Выставка "Фантасмагория Арчимбольдо"
Слава Арчимбольдо, к концу жизни вернувшегося в Милан, но писавшего по заказам Габсбургов, держалась на авторитете покровителей: после смерти художника забыли на века и заново открыли в ХХ веке сюрреалисты. Однако, главная причина актуальности работ Джузеппе Арчимбольдо кроется в том, что, привлекая к себе внимание, его портреты выступают в роли своеобразного смыслового посыла, донося до зрителя идею автора. Арчимбольдо, Джузеппе – итальянский художник, живописец и декоратор XVI века. Слава Арчимбольдо, к концу жизни вернувшегося в Милан, но писавшего по заказам Габсбургов, держалась на авторитете покровителей: после смерти художника забыли на века и заново открыли в ХХ веке сюрреалисты. Произведение итальянского маньериста XVI века Джузеппе Арчимбольдо «Мужская голова» / «Корзина фруктов» из частного собрания впервые выставлено в ГМИИ им. Пушкина. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo; 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
В Пушкинском музее в Москве пройдёт выставка картин Джузеппе Арчимбольдо
Описание: Монтаж картины «Мужская голова / Корзина фруктов» художника Джузеппе Арчимбольдо в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Все портреты Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo), художника-мага, который создавал лица из фруктов и овощей. Джузеппе Арчимбольди, известный как Арчимбольдо (1526 или 1527 — 1593), получил первое художественное образование в мастерской своего отца Бьяджо в Милане.
Гениальные портреты из фруктов и овощей: картины Джузеппе Арчимбольдо
Произведение итальянского маньериста XVI века Джузеппе Арчимбольдо «Мужская голова» / «Корзина фруктов» из частного собрания впервые выставлено в ГМИИ им. Пушкина. В рубрике «АртВинегрет» – Джузеппе Арчимбольдо – он же Мастер Празнеств и Джузеппе Великолепный, первый в истории сюрреалист. Исследователь творчества Арчимбольдо Бенно Гейгер[de] охарактеризовал картину «Библиотекарь» как «триумф абстрактного искусства в XVI веке»[7][11]. Арчимбольдо Джузеппе (Arcimboldo Giuseppe) (1526-1593), итальянский живописец периода маньеризма.
Арчимбольдо, Джузеппе. Картины с названиями. Годы жизни (1526-1593)
Возможно, по причине недопонимания гротескных намеков и неприятия «шутовства» его аллегорий-визуализаций, в том числе, так называемых «оптических палиндромов Арчимбольдо», когда перевернутое изображение приобретает другое значение. Неоднозначность его работ долгое время смущала и путала историков-искусствоведов. Многие считали их курьезом. Например, Аби Варбург — основатель Культурологической библиотеки при Гамбургском университете, работавший при жизни над теорией символов, иронизировал по поводу творчества Арчимбольдо: «Репутация миланского художника Джузеппе Арчимбольдо полностью основана на дюжине причудливых картин, на которых изображены портреты, составленные из животных, растений или неодушевленных предметов… В эпоху великих художников он был не более, чем компетентным подмастерьем. Его рисунки скучны, а «изобретения» для турниров и конкурсов ничем не отличаются от изобретений других импресарио придворных фестивалей по всей Европе» Хотя молодой Арчимбольдо и освоил технический репертуар мастера-декоратора, но его ранние работы — проекты гобеленов, фресок и витражей для церквей в его родном Милане — в значительной степени считаются ничем не примечательными. По мнению другого въедливого эксперта, «ахиллесовой пятой» Арчимбольдо является якобы то, что идею гротескного дизайна он позаимствовал у керамиста Франческо Урбини, который в 16-ом веке специализировался на изготовлении майолики — керамических изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью. Наряду с женскими фигурами, мифологическими сценами и сакральными образами, которые использовались в дизайне посуды, сохранилось сатирическое изображение, сделанное Урбини на фаянсовом блюде. Композиция представляет собой пародию на устоявшийся тогда жанр майолики в виде именных блюд с надписями и портретными головами девушек.
Их обычно заказывали богатые молодые люди в качестве подарка для объектов своей влюбленности. Ироничная надпись, которую мы видим на лицевой стороне блюда, означает примерно тоже, что современное выражение «думать не головой, а членом». Что собственно визуализирует бюст, собранный из мужских «достоинств». Подобные сексуальные шутки во времена Ренессанса были нормой.
Просто на ленте, обвивающей голову, надпись нанесена справа налево, как на иврите. Если мне получилось правильно перевести, то там написано: "Мужчины смотрят на меня, как если бы я была головой из членов". Тарелка изготовлена из глазированого фаянса, диаметр 23,3 см. Дата создания 1536 гг.
Роспись тарелки — пародия на распространенные тогда сувениры в стиле "белла донна", которые дарили девушки поклонникам — со своим портретом. Наверное, автор полагал, что ответный подарок воздыхателя девушке должен быть примерно таким:. Портрет действительно довольно реалистичен.
С 1562 года работал придворным живописцем в Вене у римского императора Максимилиана второго, а затем у его наследника Рудольфа второго в Праге. Живопись, не единственная работа, которой был занят у императора Джузеппе. Он также организовывал увеселительные мероприятия, которые декорировал, занимался покупкой предметов искусства и был инженером. В это время он открывает собственный стиль. Пишет необычный портрет императора Рудольфа второго в образе Вертумна. В итальянской мифологии Вертумн изображался в виде садовника с плодами и ножницами. У Арчимбольдо божество выглядит иначе.
Благодаря своим талантам он был приглашен ко двору Максимилиана II, бывшего императором Священной Римской империи. Это была высокая честь для мастера. Впоследствии из Вены он переехал в Прагу , где служил придворным живописцем при преемнике императора, Рудольфе II, известном как безумный король-алхимик и германский Гермес Трисмегист. При его дворе состояли такие известные люди, как астрономы Тихо Браге и Иоганн Кеплер, алхимики и астрологи Джон Ди и Эдвард Келли и другие знаменитые личности. Именно при дворе Рудольфа художник написал картину, которая и позволила говорить о нем как о мастере с уникальным, сюрреалистичным видением. Неудивительно, что сам император был в восторге от экспериментов и уникального видения Арчимбольдо, отметив его достижения дворянством, а затем и титулом пфальцграфа. Эта картина называется «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна», написана она была около 1590 года и изображает императора в виде древнеиталийского бога времен года и плодов — даров земли Вертумна.
Арчимбольдо
Впоследствии из Вены он переехал в Прагу , где служил придворным живописцем при преемнике императора, Рудольфе II, известном как безумный король-алхимик и германский Гермес Трисмегист. При его дворе состояли такие известные люди, как астрономы Тихо Браге и Иоганн Кеплер, алхимики и астрологи Джон Ди и Эдвард Келли и другие знаменитые личности. Именно при дворе Рудольфа художник написал картину, которая и позволила говорить о нем как о мастере с уникальным, сюрреалистичным видением. Неудивительно, что сам император был в восторге от экспериментов и уникального видения Арчимбольдо, отметив его достижения дворянством, а затем и титулом пфальцграфа. Эта картина называется «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна», написана она была около 1590 года и изображает императора в виде древнеиталийского бога времен года и плодов — даров земли Вертумна. Поскольку он был божеством изобилия и природного превращения одного предмета семени в другой плод , этот образ чрезвычайно импонировал Рудольфу, всю жизнь увлекавшегося алхимией. Его образ словно составлен из мозаики, отдельные компоненты которой представляют собой овощи, фрукты, ягоды и цветы.
После его смерти в 1593 году в течение многих столетий работы художника-маньериста оставались практически незамеченными. В последние годы творчество Арчимбольдо вызывает повышенный интерес. Ранее серия его работ отправилась на выставку в Национальную галерею искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, в настоящее время портреты мастера представлены в Художественно-историческом музее в Австрии.
Такая натурфилософская идея, находит развитие в цикле "Стихии". В этом цикле раскрываются все особенности гения Джузеппе Арчимбольдо. Во всей Европе, а также при дворе Рудольфа II была очень популярна магическая теория Агриппы Неттесгеймского 1456 - 1535 гг.
Построена она была на мысли, что как высшее влияет на низшее, так и наоборот - все низшее влияет на все высшее, но в меньшей степени. Дальше, все стоящее на одной ступени влияет одно на другое взаимно, на основании действия закона, в котором говорится, что всякий предмет притягивает подобное себе и обратно - своим всем существом притягивает к себе силы его. В своей работе "О тайной философии" 1510 г. Агриппа пишет: "Есть всего четыре элемента или стихии, т. Это суть земля, воздух, огонь и вода. Из них все образуется, но образуется не путем смешения, а путем соединения и преобразования, и обратно, все, что пришло к концу, разлагается на четыре элемента.
Каждый элемент имеет два особых свойства, из которых одно принадлежит этому элементу, а другое - переход к следующему элементу. Огонь горяч и сух, земля - суха и холодна, вода - холодна и влажна, воздух - влажен и горяч. Так элементы противостоят друг другу по своим противоположным свойствам: земля - воздуху, огонь — воде". Наиболее ярко отразилась эта идея в картине Арчимбольдо "Огонь" 1566 год; Вена , которая входит в цикл "Стихии". В ней мы видим четыре вида пламени, о которых писал Агриппа. Продукты первого типа пламени можно отнести к неорганической природе, второго типа - к растительной сфере, третьего - к животной сфере, четвертого - к человеческому миру.
Художник интересно решил третий и четвертый типы. Для третьего он выбрал изображение барана из ордена Золотого Руна, для четвертого - аркебузу и пушки. Решена картина "Вода" в розовато-холодной, жемчужно-серой гамме, настолько соответствующей изображенным скользким, влажным обитателям водной стихии, которые переданы "сверхточно" и "сверхосязательно". Однако это далеко не натюрморт, глаза рыб и морских животных открыты, они полны жизни. В 1588 году в Милане была написана одна из поздних картин Джузеппе Арчимбольдо "Флора". Творец отослал картину в Прагу, позже ее оттуда вывезли в Швецию.
Последнее что о ней было известно, это что она в частной коллекции в Лондоне. В этой картине Джузеппе Арчимбольдо предвосхищает идею Новалиса 1772 - 1801 гг. Это все равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень". Согласно Новалису, поэт обуздывает первобытные хаотические стихийные силы. Лишь поэт, художник может выразить "дух природы", ее "внутренний разум".
Человек и природа объединяются воедино.
После его смерти в 1593 году в течение многих столетий работы художника-маньериста оставались практически незамеченными. В последние годы творчество Арчимбольдо вызывает повышенный интерес. Ранее серия его работ отправилась на выставку в Национальную галерею искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, в настоящее время портреты мастера представлены в Художественно-историческом музее в Австрии.