Я очень горжусь тем, что я мусульманка, и не нужно никогда забывать, что татарская нация очень сильна. Продолжаем рассказывать о том, как живут татары и татарские диаспоры за границей. А кто ещё угадает какая именно национальность у другой, то я подписываюсь#Башкирия #Татария #рекомендации #татарки.
Власти Татарии призвали указывать в переписи национальность «татарин»
В каче.
Аналогичной награды удостоилась и тренер Загитовой Этери Тутберидзе. Я очень горжусь тем, что я мусульманка, и не нужно никогда забывать, что татарская нация очень сильна. Хочу сказать огромное спасибо всем, кто за меня болел на Олимпийских играх и на протяжении всей моей карьеры.
Так какие же они, татарские девушки? Чем отличаются от других россиянок? Но разница не такая уж и глобальная и в наше время не очень сильно заметна. Например, горожанки достаточно эмансипированы и самостоятельны, особенно если учитывать, что они принадлежат к исламской религии.
Деревенские девушки немного более простодушны, зато хозяйственные и больше привержены семейным ценностям. На самом деле, «деревенская татарка» - это такой внутритатарский бренд. Многие люди, у которых ранее семейная лодка разбилась о быт, хотят найти себе сельскую красавицу, чтобы жить с ней спокойно и счастливо. Пусть в национальной республике живет только меньше половины от всех татар страны, я думаю, что такая ситуация за некоторыми изменениями характерна и для всей России.
Также важным является то, как, в большей степени, происходит в культуре регуляция отношений между полами: благодаря обряду или благодаря традиции. В татарской культуре, по сравнению с русской, межполовое поведение гораздо более четко нормировано именно благодаря обрядовым регуляторам.
Есть множество правил, предписывающих, как должны вести себя мужчины и женщины в конкретных типичных жизненных ситуациях, и два пола как правило, разделены в бытовом общении. Например, согласно старым традициям, жена должна накрыть на стол и уйти, мужчины и женщины часто по-отдельности собирались на праздники и обряды. Был обряд, который позволял на молодую болтливую невестку с несговорчивым, неуживчивым характером наложить "табу молчания", она не могла напрямую разговаривать со свекром, соответственно не могла ругаться и скандалить; и несколько лет, таким образом, можно было контролировать отношения в семье. Есть закономерность, которая определяет, что большая нагрузка на обрядовые средства регуляции отношений снижает необходимость воспитывать определенные качества личности, которые должны иметь мужчины и женщины. В русской культуре, как и на Западе, гендерные нормы взаимоотношений больше определялись традициями воспитания и были обращены к личности, к тому, каким надо быть, чтобы подтвердить свой статус "мужчины" или "женщины"», - допускает ученый. В гендерных исследованиях О.
Лопуховой было установлено, что различия в гендерных системах воспитания сохраняются в сознании современных людей. Они не всегда до конца поняты и осознанны, но они проявляются в поведении и понимании друг друга. Эти различия также могут обуславливать взаимонепонимание, неприятие поведения другого, даже конфликты. Это такие подводные камни, невидимая часть айсберга, на которые мы можем натолкнуться в наших взаимоотношениях на работе и дома, ведь в нашем обществе представители этих двух культур повседневно привычно общаются, очень много смешанных браков. Поэтому возможность лучше понять гендерные различия в традициях взаимоотношений русских и татар может быть полезна для современного человека. В русской культуре больше смотрят на человека.
Если сварливая, склочная девушка, то лучше не жениться на ней. В татарской культуре на характер и какие-то нелицеприятные черты характера не обращали внимания, зная, что есть определенные правила поведения, которые женщина будет соблюдать, где-то, возможно, наступая на горло своему характеру или желаниям. Женщинам в татарских семьях четко прописывают нормы, паттерны поведения. Она может быть дерзкой, вспыльчивой, агрессивной, но, соблюдая правила поведения, обычаи, будет четко следовать традиционным формам поведения. Все эти традиции закладывают представления о нормах человека как личности», - резюмирует О. В культуре каждого народа - свои архетипы мужского и женского, отметила доцент.
Как оказалось, в русском фольклоре женский персонаж очень активен.
Итоги переписи-2021: Татарстан растет, но татар в России стало меньше
Депутаты Актанышского района Татарстана проголосовали за увольнение заместителя районного главы Райхан Галимяновой, сообщает РИА Новости. Депутаты Актанышского района Татарстана проголосовали за увольнение заместителя районного главы Райхан Галимяновой, сообщает РИА Новости. Фаузия Байрамова, известная татарская националистка из Набережных Челнов, которая находится сейчас под судом за разжигание межнациональной вражды. Динара воспитывалась в мусульманской семье, по национальности — татарка. Происхождение татарской национальности.
Лекция: Татары сквозь века — Становление татарской нации в историческом сюжете (ВИДЕО)
В Ижевске выберут самую красивую девушку татарской национальности | Происхождение татарской национальности. |
Инзиля Юльякшина: что известно о жене Элвина Грея - 7 мая 2023 - УФА1.ру | Актанышский район называют самым татарским районом, здесь практически нет других национальностей, абсолютно все говорят на родном языке. |
Певица татарской эстрады Иркэ рассказала о жизни мобилизованного мужа | Почетный гость съезда — депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов — рассказал, какие сегодня задачи сегодня стоят перед конгрессом татар, и в чем состоит стратегия развития татарской. |
Компания АльянсПлюс | Мне кажется, вспыльчивость женщины зависит не от ее национальности, а от темперамента, который формируется в процессе воспитания девочки, а также ее становления как женщины. |
Поклонская заказала ДНК-тест для выявления национальности: «Вдруг выяснится, что я татарка?» | Татарская эстрадная певица Иркэ поделилась со своими подписчиками в соцсетях новостями о супруге Артуре, который был призван для прохождения службы в зоне проведения военной. |
Татарка FM
Маму зовут Нурзия — она трудится медсестрой в Актанышской больнице. Отец — Алмаз Габдуллин, плотник, строит дома. У нее есть старшая сестра Назлия — она учительница начальных классов, работает в Набережных Челнах. Актаныш находится в 400 км от Казани. Не каждые выходные получается ездить.
Максимум раз в месяц. Это мое место силы. Актанышский район называют самым татарским районом, здесь практически нет других национальностей, абсолютно все говорят на родном языке. Я смеюсь: а на каком языке они должны говорить?
В школьные годы успела попробовать себя в разных направлениях: окончила Школу искусств — отделение ИЗО и отделение по вокалу, занималась легкой атлетикой, была победительницей Республиканской олимпиады по татарской литературе, призером по другим олимпиадам. В этом году поступила в магистратуру. Девушка взялась за проблемные темы, много писала о деревне и ее жителях, любимой же темой, по ее признанию, стал спорт. На YouTube «Татар-информа» она ведет свой видеоблог про борьбу кореш, есть репортажи с соревнований, интервью с борцами, очерки, скоро выйдет портретный видеоблог.
Это все татарское, национальное, наше, поэтому, наверное, меня это все притягивает. Также я люблю деревню: фермеры, коровы, козы — это тоже все мое», — улыбается журналистка. Главный редактор татарской редакции «ТИ» Рамис Латыпов выделяет одно из главных качеств своей подопечной — смелость. Она, будучи школьницей, участвовала в журналистском конкурсе на телевидении и взяла у меня интервью — у нее было свое видение и смелые вопросы.
И когда она поступила на отделение журналистики КФУ, у нас проходила практику, в отличие от многих журналистов сразу же взялась на проблемные темы.
В татарской культуре, по сравнению с русской, межполовое поведение гораздо более четко нормировано именно благодаря обрядовым регуляторам. Есть множество правил, предписывающих, как должны вести себя мужчины и женщины в конкретных типичных жизненных ситуациях, и два пола как правило, разделены в бытовом общении.
Например, согласно старым традициям, жена должна накрыть на стол и уйти, мужчины и женщины часто по-отдельности собирались на праздники и обряды. Был обряд, который позволял на молодую болтливую невестку с несговорчивым, неуживчивым характером наложить "табу молчания", она не могла напрямую разговаривать со свекром, соответственно не могла ругаться и скандалить; и несколько лет, таким образом, можно было контролировать отношения в семье. Есть закономерность, которая определяет, что большая нагрузка на обрядовые средства регуляции отношений снижает необходимость воспитывать определенные качества личности, которые должны иметь мужчины и женщины.
В русской культуре, как и на Западе, гендерные нормы взаимоотношений больше определялись традициями воспитания и были обращены к личности, к тому, каким надо быть, чтобы подтвердить свой статус "мужчины" или "женщины"», - допускает ученый. В гендерных исследованиях О. Лопуховой было установлено, что различия в гендерных системах воспитания сохраняются в сознании современных людей.
Они не всегда до конца поняты и осознанны, но они проявляются в поведении и понимании друг друга. Эти различия также могут обуславливать взаимонепонимание, неприятие поведения другого, даже конфликты. Это такие подводные камни, невидимая часть айсберга, на которые мы можем натолкнуться в наших взаимоотношениях на работе и дома, ведь в нашем обществе представители этих двух культур повседневно привычно общаются, очень много смешанных браков.
Поэтому возможность лучше понять гендерные различия в традициях взаимоотношений русских и татар может быть полезна для современного человека. В русской культуре больше смотрят на человека. Если сварливая, склочная девушка, то лучше не жениться на ней.
В татарской культуре на характер и какие-то нелицеприятные черты характера не обращали внимания, зная, что есть определенные правила поведения, которые женщина будет соблюдать, где-то, возможно, наступая на горло своему характеру или желаниям. Женщинам в татарских семьях четко прописывают нормы, паттерны поведения. Она может быть дерзкой, вспыльчивой, агрессивной, но, соблюдая правила поведения, обычаи, будет четко следовать традиционным формам поведения.
Все эти традиции закладывают представления о нормах человека как личности», - резюмирует О. В культуре каждого народа - свои архетипы мужского и женского, отметила доцент. Как оказалось, в русском фольклоре женский персонаж очень активен.
Нет татарской сказки, где бы героиня была столь же активна, инициативна, как в русской сказке.
Актанышский район называют самым татарским районом, здесь практически нет других национальностей, абсолютно все говорят на родном языке. Я смеюсь: а на каком языке они должны говорить? В школьные годы успела попробовать себя в разных направлениях: окончила Школу искусств — отделение ИЗО и отделение по вокалу, занималась легкой атлетикой, была победительницей Республиканской олимпиады по татарской литературе, призером по другим олимпиадам. В этом году поступила в магистратуру. Девушка взялась за проблемные темы, много писала о деревне и ее жителях, любимой же темой, по ее признанию, стал спорт. На YouTube «Татар-информа» она ведет свой видеоблог про борьбу кореш, есть репортажи с соревнований, интервью с борцами, очерки, скоро выйдет портретный видеоблог. Это все татарское, национальное, наше, поэтому, наверное, меня это все притягивает. Также я люблю деревню: фермеры, коровы, козы — это тоже все мое», — улыбается журналистка. Главный редактор татарской редакции «ТИ» Рамис Латыпов выделяет одно из главных качеств своей подопечной — смелость.
Она, будучи школьницей, участвовала в журналистском конкурсе на телевидении и взяла у меня интервью — у нее было свое видение и смелые вопросы. И когда она поступила на отделение журналистики КФУ, у нас проходила практику, в отличие от многих журналистов сразу же взялась на проблемные темы. Я считаю, что смелость — одно из очень необходимых качеств для журналиста, его невозможно прививать: это данность. Она пишет очень грамотно, за это, конечно, большое спасибо ее учителям — педагогам Такталачукской школы Актанышского района. И, конечно, большое спасибо ее родителям за воспитание такой дочери», — подчеркивает он. Также у Энже есть материалы — расследования по поводу отсутствия дорог в районах. Было даже такое, что после выхода ее материала появилась новая дорога в Арском районе РТ. И, я считаю, хрупкая девушка многих положила на лопатки своими публикациями, поскольку Энже пишет о проблемных моментах во время спортивных состязаний. Очень удачные репортажи она писала про людей села — про комбайнеров, агрономов, это было не просто описание их работы, а скажу даже так — раскрытие философии этих людей.
В европейской части города на территории театра имени Алишера Навои когда-то стояла татарская соборная мечеть. В 1930-е годы она была разрушена, но в свое время здесь находились торговые лавки, доходы от которых шли на поддержание мечети. Здесь же была построена школа, работала татарская община. При мечети велись метрические книги, в которых записывались даты рождения детей, заключения браков и причины смерти жителей. Несколько лет назад я нашел эти книги в архиве, — делится историк. Таким образом, дети, внуки и правнуки со всего мира, которые знают, что их родственники жили на территории Туркестана, смогут найти информацию о своих предках. Из Крыма в Джизакскую область Элеонора Шакирова фамилия изменена рассказывает, что ее предки жили в городе Бахчисарае в Крыму. Семья бабушки состояла из пяти человек: отец, мать, двое ее младших братьев и она сама, — вспоминает Элеонора. Тогда на семью выдавали по кусочку хлеба, который приходилось делить поровну и растягивать на весь день. Моя прапрабабушка тоже скончалась по дороге. Депортировали их в город Галляарал Джизакской области. Приняли их хорошо, жили они в небольшом доме с несколькими семьями. Потом семья бабушки Элеоноры переехала в поселок Койташ. Местные жители им помогали, встретили гостеприимно. Первое время было сложно, бабушке приходилось ходить в горы и собирать дикий горох, чтобы сварить суп. В том же году ее отец вернулся с войны. Жизнь была тяжелая, но все привыкали. Она ходила в местную школу, а в 12 лет устроилась домработницей к врачу: смотрела за ребенком, убиралась в доме.. Потом бабушка вышла замуж и переехала в Самарканд — там жил мой дедушка, — говорит Элеонора. В Самарканде они прожили 13 лет. За это время ее родители, братья и сестры перебрались в совхоз в Янгиюльском районе Ташкентской области. Бабушка родила сына и двух дочерей. Одна из них моя мама. Их семье удалось адаптироваться в Узбекистане. Родной язык они знают все, так как бабушка Элеоноры часто говорит на татарском. Хотя сейчас крымских татар в Узбекистане осталось не так много, но традиции они стараются соблюдать. Из Казани в Ферганскую долину. Гавхар Мамуровой 67 лет. Ее предки по материнской линии — казанские татары. Бабушка ее родилась в богатой семье и была единственной дочерью. Покойный дедушка, Мустафа Садыков, был высоким, красивым, богатым мужчиной. Сам он был муллой и отстроил в поселке мечеть. Его жена умерла, он позже женился повторно, но детей больше не заводил. Со временем мачеха заболела и умерла. В 16 лет бабушка Гавхар вышла замуж в городе Асаке за молодого коммуниста Собырджона Рустамова. У них было две дочери.
Национальность татарка
Римма Никитина – певица татарской эстрады, сумевшая создать свой образ. Казанская татарка и Башкирская татарка. Получается, что около 20% татар не указали свою национальность? О необходимости представить татар всему миру заявил Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов на пленарном заседании Всероссийского форума учителей татарского языка.
Татарские девушки – какие они? За кого выходят замуж?
Продолжаем рассказывать о том, как живут татары и татарские диаспоры за границей. «Знаете, в Татарстане меня почти всегда принимают за татарку, но в других городах обычно очень удивляются, узнав мою национальность». Статья о народе татар: происхождение, места проживания, традиции, национальная одежда и традиционная кухня. Наша героиня — 31-летняя татарка Азалия, которая продолжила семейное дело, но решила круто изменить свою жизнь, когда родила дочку. |. По мнению большей части опрошенных татарской национальности, такие качества, как самостоятельность, отзывчивость, доброта, находчивость, свойственны обоим полам. Но последовала статья автора “Проблемы развития татарской нации”, которая представляет собой шедевр извращенной постановки правильного, актуального вопроса.
За 10 лет в России сократилась численность татар
Татарские девушки – какие они? За кого выходят замуж? | Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Более 413 тысяч жителей Татарстана приняли участие во Всероссийском. |
«Я не татарка, а татарстанка»: в республике запустят татарский мерч | история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешности мужчин и женщин, жизни и быта, праздников и ритуалов. |
Узнать свои корни
- Каждый второй татарин за пределами Татарстана не был переписан | Самарские татары
- С песнями и танцами. Как татарка из Петербурга приняла свою национальность
- Без попечения родителей осталась 9-летняя малышка
- Откровенно с Татаркой - YouTube
- «Этностатистика вызывает большой резонанс в обществе, поэтому надо быть осторожными»
Алина Загитова (фигуристка)
- «Неизвестно, в чьи руки попадают эти деньги»
- «Я не татарка, а татарстанка»: в республике запустят татарский мерч
- Родной язык – это аманат
- Татары | Крупнейшее национальное меньшинство
- Татарские девушки – какие они? За кого выходят замуж?
Биография Лилии Абрамовой (Татарка FM)
- Один комментарий
- За 10 лет в России сократилась численность татар
- СМИ: чиновницу из Татарстана уволили за высказывание о приезде русских
- Все мы родом из детства
- Кто такая и чем известна феминистка Маршенкулова, на которую завели дело за оправдание терроризма
- «Ассимиляционные процессы не настолько сильны»: почему татар стало меньше на 600 тысяч
Загитова: горжусь тем, что я мусульманка. Татарская нация очень сильна
Татарские девушки – какие они? За кого выходят замуж? | Статья о народе татар: происхождение, места проживания, традиции, национальная одежда и традиционная кухня. |
Минниханов: «Пусть о татарах знают во всём мире» | Я очень горжусь тем, что я мусульманка, и не нужно никогда забывать, что татарская нация очень сильна. |
Родной язык – это аманат | Подборка красивейших фотографий татарских звезд, моделей и спортсменок. |
Происхождение татар. | Пикабу | За десять лет численность представителей татарской нации уменьшилась на 596 980 человек. |
За 10 лет в России сократилась численность татар
Он требовал от Маршенкуловой публичные извинения и компенсацию за рекламу. Воронин отмечал, что такие рекламные кампании портят имидж всего рекламного направления в целом. Однако Кунцевский суд Москвы иск отклонил. Маршенкуловой также угрожали расправой.
По словам руководителя правозащитной организации «Агора» Павла Чикова, девушке поступали угрозы убийством, избиением, изнасилованием и обливанием кислотой. Цитаты феминистки «Я полукровка, по отцу кабардинка, по матери русская. Из-за моей деятельности мне приходят угрозы сломать ноги с обеих сторон.
Угрожают даже родственники. Бывает, что ты прочитала книгу и живешь по ней, — многие так делают. Это плохо заканчивается.
Это не должно вызывать в обществе желание меня порезать на куски. Большую часть жизни я работаю на руководящих должностях, слышала разные комментарии по этому поводу, но в глаза не говорили ничего. Но мне жаль девочек, которые растут в патриархальном аду» «Несчастные телки рано или поздно сатанеют и превращаются в феминисток.
Я была очень буйной»; «Когда женщина добивается успехов, она начинает думать, что она умная, а все остальные женщины — глупые. Это нормальный путь.
Татары в Башкирии, конечно, не сильно в этот раз пострадали, но в реальности еще в 2010 году часть татар были записаны башкирами и они не были переписаны обратно. Я считаю, что это примерно 200 тысяч человек. Я согласен, что в последней переписи не было учтено около 500 тысяч татар. Я бы еще добавил в эту цифру тех татар, которые остались в составе башкир. Если эти цифры сложить, то и получится, что часть татар исключены из татарской нации, — уверен Дамир Исхаков. Ученый также положительно оценил и работу Всемирного конгресса татар ВКТ во время переписи населения. Исхаков сказал, что конгресс сделал достаточно много, чтобы поддержать татарский дух и подготовить народ к переписи.
Но вот решить вопросы татар в Башкирии они так и не смогли. Местная власть старалась не пускать к себе представителей конгресса, и не только их, да и вообще татар в целом не пускали. И хоть и хвалили татар на похоронах первого президента Башкирии Муртазы Рахимова, им там работать вообще не давали. Все татарские организации либо распались, либо оказались в русле башкирской власти. Поэтому Всемирному конгрессу татар не на что было опираться, — подчеркнул этнограф.
Обосновавшись в столице, она поначалу посвятила себя семье, но когда малыш подрос, она устроилась в школу Натальи Крачковской. Там она преподавала дефиле, хореографию и актерское мастерство. Завела блог в 2015 году по совету сына В 45 лет Лилия неожиданно решила завести свой блог по совету сына Алана. Она проспорила, что полгода будет делать то, что прикажет сын. Он и уговорил маму начать снимать видео для инстаграма.
В итоге получившийся юмористический ролик, снятый в лесопарке Москвы с помощью друзей и сына. Все с одного дубля. Снимали то, что в голову пришло, — семейные приколы, стеб какой-то. Тогда я, разумеется, даже не подозревала, что наше творчество посмотрят сотни тысяч людей, а потом и миллионы, — говорила она в интервью. Лилия Абрамова с сыновьями Абрамова признается, что ее стали узнавать всего через две недели после того, как она выложила первый юмористический вайн. Потому что несколько моих видео просто завирусились, и меня узнавали совершенно разные люди: и люди из Средней Азии, и кавказцы, и совсем маленькие дети, и пожилые женщины, — призналась как-то Абрамова в YouTube-программе "Ходят слухи". Псевдоним Я наполовину русская, наполовину татарка, у меня папа — татарин. А FM — это радио. У нас домашний такой прикол: это FM, то FM, — рассказывала в одном из интервью блогер. Лилия Абрамова и Андрей Борисов К ее удивлению, всего за семь дней на страницу Tatarkafm подписалось около трех тысяч фолловеров, а ролики стали постить другие аккаунты-миллионники.
Полгода ушло на борьбу с фейковыми страницами, и лишь после их окончательной блокировки количество подписчиков резко перевалило за сто тысяч.
Как проходило обсуждение законопроекта о переименовании должности президента РТ и внесение поправок в Конституцию региона? Почему в итоге Татарстан согласился на переименование должности? Напомню, что 23 декабря 2022 года Госсовет РТ принял законопроект о поправках в Конституцию Татарстана. Согласно им, руководитель республики официально именовался бы «президентом» еще несколько лет, вплоть до следующих выборов 2025 года. Но затем случилось то, что свидетельствует о все возрастающей силе «Москвы».
Уже 26 января 2023 в Госсовете РТ заявили о неких «дополнительных консультациях» по вопросу наименования должности высшего лица Татарстана и приняли закон о переименовании без всякого «переходного периода», а Рустам Минниханов в тот же день его подписал, и уже с 6 февраля официально стал «раисом». То, что обтекаемо назвали «дополнительными консультациями», вполне вероятно было «разговором на повышенных тонах» с московскими коллегами, которые обрисовали «новую реальность» и место в ней Татарстана, а заседание Госсовета 26 января явилось полной политической капитуляцией и окончательным завершением проекта «суверенитет». Следует отметить «легкость» обращения с законодательными документами, когда вопросы с поправками в Конституцию обыгрываются с точностью до наоборот в течение нескольких недель — вряд ли это соответствует стандартам правового государства. Казалось бы, экономические интересы «регионалов» в этих политических играх не затрагиваются, речь идет только о формальном переименовании «главного» из них «первый секретарь обкома», «президент», «раис» — какая разница? Но я напоминаю об основном правиле «власти-собственности»: когда ты теряешь власть, то теряешь и собственность, и поэтому даже малейший намек на принижение властного статуса вызывает серьезное сопротивление, причем не столько самого «первого лица», сколько подчиненной ему властной вертикали вплоть до глав районов , эмоционально и инстинктивно чувствующей угрозу своему положению. Как изменение статуса Татарстана сказалось на его идеологии, в частности, трудах местных историков?
Прежде всего, это касается истории. Если в начале 2000-х Казань смогла отпраздновать «тысячелетие», а историки местной Академии наук публично защищали книги, в которых утверждалось, что «борьба за восстановление независимого государства продолжается и в наши дни» и официально предлагали внести в школьные федеральные учебники «вполне очевидный тезис о том, что вся история Российской империи — это череда бесконечных и нередко кровопролитных войн за расширение территории, захват новых земель и сырьевых ресурсов, обрекших государство на экстенсивный путь развития», то теперь позиция Института истории АН РТ развернулась на 180 градусов. В ноябре 2022 года директор института Радик Салихов выступил на организованной в Москве Федеральным агентством по делам национальностей конференции «Россия: единство и многообразие» с уже печально известным в научных кругах докладом «Участие народов Поволжья и Приуралья в развитии многонационального Российского государства: проблематика и перспективы исследований», в котором прежние положения публикаций сотрудников его института были названы «вызовами» науке и последствиями влияния «Запада», с которыми Институт истории нынче, оказывается, усердно борется. Были отвергнуты колониальный подход и негатив в отношении 1552 года захвата Казани Иваном Грозным , концепт «Великой Татарии» был назван мифом. Иными словами, татарстанские историки получили «новые инструкции», «перечеркивающие» прежнюю «генеральную линию» их работ, и сам факт обнародования этих указаний косвенно говорит о проблемах региональной номенклатуры. Об изменившемся статусе татарстанской политической элиты свидетельствует и относительно скромное празднование и небольшой резонанс «1100-летия со дня официального принятия ислама волжскими булгарами».
Масштабов «тысячелетия Казани» повторить не удалось. Сам юбилей принятия ислама в Болгаре является примером фальсификации истории — никаких источников о «всенародном» принятии ислама нет, ничего об этом и о самом Болгаре не говорится в «Записках…» Ахмеда ибн-Фадлана, и постоянные ссылки на них во время официальных мероприятий напоминали известную «сказку о голом короле». До политической актуализации вопроса многие казанские специалисты критиковали миф о принятии ислама в 922 году, но в изменившихся условиях они изменили и свою точку зрения, и, вообще, стремились лишний раз не связывать свое имя с «юбилеем», что может свидетельствовать о неуверенности местных историков в своих политических покровителях. О системных проблемах говорит и использование слова «раис» в качестве наименования высшего чиновника Татарстана. Думаю, не ошибусь, если предположу, что с просьбой придумать новое название должности для «главного лица» обратились именно в Институт истории АН РТ. Результат, на мой взгляд, оказался неудачным.
Во-первых, происхождение самого слова не татарское, а арабское. Логично, если бы должность главы Татарстана обозначалась термином татарского, хотя бы тюркского происхождения. Напомню, что к арабизмам в регионе раньше было настороженное отношение. Те же самые сотрудники Института истории писали о необходимости защиты татарской культуры от иностранного влияния, а бывший директор учреждения и нынешний его научный руководитель Рафаэль Хакимов «дописался» даже до того, что Коран якобы часть арабской культуры, и для татар «подходят» не все аяты и суры. Теперь об этом аккуратно забылось, и современный директор Института истории Радик Салихов, обосновывая использование слова «раис», доказывает, что «благодаря многовековому взаимодействию татарской и арабской культуры оно является естественной и неотъемлемой частью национального терминологического аппарата». Во-вторых, могут возникнуть проблемы международного характера.
Аналогии с Татарстаном, а также отношениями Израиля и Палестины не идут на пользу общефедеральной политике «укрепления вертикали власти». Как, например, будут звучать сообщения в СМИ об официальной встрече двух «раисов»?