Крестопоклонная неделя начнется с вечера субботы, когда в центр храма будет торжественно вынесен Животворящий Крест Господень.
19 марта 2023. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь. Господи помилуй. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Именем Господним, святейший владыко, благослови.
Псалом 53 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их.
Дар ктитора храма Юрия Сидоренко. Написана супругой ктитора Еленой Сидоренко. В воскресенье 19 марта, в 3-ю неделю Великого Поста, Крестопоклонную, в храме святого апостола Филиппа в Шардже была отслужена Литургия святителя Василия Великого. Богослужение возглавил настоятель храма архимандрит Александр Заркешев. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор. На середине храма был вынесен из алтаря и положен на аналое крест, украшенный живыми цветами.
Крест — символ страданий Спасителя. От него православные черпают жизненные силы в пост. Крест — напоминание о спасении Иисусом Христом человечества, о покаянии, обретении пути к спасению. Литургии на Крестопоклонной неделе проводят в среду и пятницу, а в субботу поминают усопших. Во время всенощного бдения при песнопении трижды кланяются Кресту. Как питаться в эту неделю? В понедельник, среду и пятницу необходимо придерживаться сухоядения, а во вторник и четверг разрешено употребление горячей пищи.
Вот о чём говорит сегодня Апостол Павел: мы имеем Первосвященника Господа, «Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» Послание к Евреям 4:15. Как легко и прекрасно следовать за Тем, Кто уже прошёл все возможные искушения, Кто знает все наши слабости, и потому готов показать нам единственно верный путь через болото жизни, путь, ведущий к Нему Самому! Вот почему сегодня, в третье воскресение Великого поста, в центре каждого Божиего храма находится святой Крест Господень, которому мы поклоняемся с любовью и трепетом. Крест призван не только поддержать в нас решимость продолжить подвиг поста, но и напомнить нам призыв Господа, который мы слышим в сегодняшнем Евангельском чтении. Как бы ни были тяжелы испытания, встречающие нас на жизненном пути, мы, доверяя Господу, должны быть уверены в том, что Он не даст нам искушений, которые были бы выше наших сил, но вместе с испытаниями пошлёт и утешение, чтобы нас ободрить, укрепить и вывести из трясины греха и духовной смерти. Когда мы «отвергнемся себя», то есть оставим греховные привычки и поставим Господа в самый центр нашей жизни, доверимся Его благой воле о нас, возьмём свой крест и последуем за Ним, мы увидим, что тяжесть креста почти незаметна, ведь вместе с нами его понесёт Сам Господь, единственный Источник всякого блага, бесконечной любви, милости и жизни вечной.
19 МАРТА 2023 ГОДА - КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
Неделя пятая Великаго поста, прп. Марии Египетской, глас 5. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. — Во время 40-дневного поста мы словно «распинаем» себя, на людях начинают сказываться усталость и уныние, — пояснили журналисту «Известий Мордовии» значение Крестопоклонной недели представители Саранской епархии. 19 марта 2023 года в Неделю третью Великого Поста Крестопоклонную в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских были совершены две Божественные литургии. В статье мы подробно рассмотрим, как проходит Крестопоклонная неделя Великого Поста в 2024 году.
НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ
При этом первое известное празднование — 27 сентября, его обретение, второе же — приходилось на Великий Пост : отмечался день, когда Древо, захваченное персами с 614 г. Было это во время Великого Поста. С тех пор было установлено поклонение Древу. Однако, так как чаще всего праздник приходился на будние дни строжайшего воздержания, а содержание празднования было все же радостным обретение утраченной святыни , его стали отмечать воскресным днем. Читайте также: Воздвижение Креста Господня в 2023 году Значение Крестопоклонной недели В Византии, помимо воспоминания о возвращении Древа, третье воскресенье Поста также было днем, когда с поклонения Распятию начиналась подготовка оглашенных ко Крещению.
Само Таинство совершалось на Пасху. Ныне такой практики нет, так что праздник считается, прежде всего: духовным укреплением христиан во время постного делания; тем, кто начинает изнемогать от воздержания, многих молитв, длинных служб, дается поддержка свыше, а еще — пример Распятого Господа, вынесшего скорби куда более суровые; кроме того, Древо — напоминание о будущем Воскресении, о приближении Пасхи, когда смерть была побеждена. Иконография Обычно это два типа изображения поклонения Кресту: большое, храмовое, хорошо известное постоянным прихожанам; такое Распятие, вырезано из дерева; зачастую на нем присутствуют не только Господь Распятый, но также предстоящие Ему Богородица и св. Иоанн Богослов; иногда встречаются также иконы с такими изображениями; по крайней мере с XIв.
Особенности богослужения Священник выносит крест из алтаря Они связаны с содержанием этого праздника: накануне, вечером субботы 18 апреля в 2023 году , во время всенощного бдения, на средину церкви выносится Крест; он обильно украшен цветами; древо полагается на аналой; оно будет доступно для поклонения все следующие дни до утра пятницы, когда пред началом литургии Преждеосвященных Даров его унесут в алтарь; Сам вынос креста из алтаря происходит в самом конце всенощного бдения, когда хор поет Великое Славословие. При начале этого пения священник выносит крест из алтаря, держа его «на главе», затем обходит с ним храм по кругу. Читайте также: Как правильно креститься в церкви Евангелие, которое читается накануне воскресного дня, посвящено не Воскресению Христову, а Богородице; к Ней же обращены песнопения, исполняемые по чтении — вместо великопостного «Покаяния отверзи ми двери…»; помазание елеем, к которому привыкли подходить воцерковленные христиане сразу после Евангелия, теперь будет совершено после выноса Креста и поклонения ему; Евангельское чтение литургии воскресенья от Марка говорит о несении верующим житейских скорбей, его следовании за Господом; начиная с воскресного дня, на седмице совершается четыре поклонения Распятию с земными поклонами, молитвами; первое происходит в сам воскресный день, второе, третье — в понедельник и среду, после чтения службы Первого часа, четвертое же, последнее, в пятницу— после чтения всех Часов, до начала литургии; за всеми богослужениями начиная с воскресного дня поются особые песнопения о Распятии Спасителя. Интересный факт В Византии существовала несколько иная, чем сейчас, практика поклонения: оно совершалось со вторника по пятницу, причем мужчины приходили к этой службе строго во вторник, среду, жены — следующие два дня.
Служба Недели Крестопоклонной имеет немало сходства со службой праздника Крестовоздвижения. С точки зрения исторической Литургики возникновение этого празднования имеет тот же мотив, что и память мученика Феодора Тирона в 1-ю субботу и памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской в 4-ю и 5-ю Недели поста и соответственно. Это — перенос праздников на субботние и воскресные дни. В константинопольском Месяцеслове существовал праздник перенесения частицы Древа Креста подножия из Апамеи в Константинополь, которое произошло в VI веке. По указанной выше причине этот праздник сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как праздники других Недель оформились позднее.
Хотя речь идет о поклонении Кресту, воспоминании о Распятии, особой строгости поста на этот день нет. К тому же Церковь не благословляет строгий пост по воскресным дням. Поэтому можно вкушать пищу с растительным маслом. Русские крестьяне считали седмицу, следующую за Неделей крестопоклонной, временем особенно строгого воздержания. Однако, Устав усиления его не предусматривает, замечая, впрочем, что во все дни седмицы отнюдь не благословляется вкушать по будним дням ни вино, ни елей. Однако, это обычный устав пощения. Видимо, замечание вызвано тем, что с древности некоторые христиане давали себе некоторые послабления последующие дни недели, так как открывающий ее воскресный день был праздником возвращения святыни. Высказывания святых отцов и современных проповедников о значении Крестопоклонной недели О Кресте как знамении помощи Божией говорит прп. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Иоанн Кронштадтский, обращаясь к своим современникам, писал, что праздник имеет целью пробудить души, погрязшие во грехе, открыть человек духовные очи. Тем паче его слова приложимы к нам: «Человек с непотемненными сердечными очами, видя такую бесконечную любовь великого, всемогущего Бога к грешному человеку, не может не плакать от чувства беспредельной любви Божьей и льет слезы любви и благодарности, не имея что принести больше своих слез Тому, Кому дороги наши слезы любви. Но чем же большая часть из нас отзывается на такую любовь Божью? Бесчувственностью, готовностью второй раз распинать Сына Божия всеми возможными пороками, угодливостью своей грешной плоти самою усиленною, так что большая часть из нас, как бы забыв о страданиях крестных Господа Иисуса Христа, живет вовсе не для неба и не для души своей, а для земли и для тела своего, и едва-едва, по установлению церкви, соглашается отказывать своей плоти в лишней пище и питье только несколько дней…» О Распятии как любви говорит митр.
Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более - то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены! Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество да не будет! Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: "тогда явится знамение Сына Человеческого на небе" Мф. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: "Иисуса ищите Назарянина, распятого" 1 Кор. Хотя много христов и иисусов, но один - Распятый. Он не сказал: "пронзенного копьем", но: "распятого". Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому. Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и , благословив своих сыновей переменными руками Быт. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами Втор. Исаия: "всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям" Ис. О, если бы мы, поклоняющиеся ему то есть Кресту , получили удел во Христе, Который был распят! Преподобный Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры кн. Кроме того, в данный период существует традиция выпекания «крестов», которые представляют собой печенья крестообразной формы. Для каждого числа Крестопоклонной недели в 2023 году существует определенный перечень продуктов, которые можно употреблять. Воскресенье, 19 марта — рацион может состоять из горячих блюд: каши и супы, при этом продукты могут заправляться постным маслом. Допускается употребление незначительного количества красного вина. Понедельник, 20 марта — разрешается приготовление овощных салатов, при этом они не должны содержать масла. Также в этот день можно включить в рацион маринованные овощи и постные хлебцы. Вторник, 21 марта — допускается прием горячей пищи: каши, не наваристые супы без мяса, запеченные в духовке овощи или фрукты. Среда, 22 марта — разрешается употреблять только сырые продукты: овощи и фрукты. При этом можно добавить в рацион орехи и бобы. Четверг, 23 марта — употребляются горячие блюда без использования масла. Пятница, 24 марта — период сухоядения, допускается употребление постных хлебцев, овощей и фруктов. Суббота, 25 марта — рекомендуется употребление горячих каш, супов или борща, при приготовлении можно использовать растительное масло. Также могут подаваться вареники с картошкой или капустой, при этом тесто готовится без использования яиц.
Неделя Крестопоклонная
Неделя третья Великого поста и четвертая седмица | | Подробнее о третьей недели Великого поста, рецептах и рационе читайте в материале РЕН ТВ. |
Третья неделя Великого Поста 2022: Крестопоклонная. | Слово священника Константина Корепанова.***САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: ты на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС. |
Мы в соц. сетях
- Крестопоклонная Неделя проповедь
- Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная
- 19 марта 2023 года. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
- О Крестопоклонной неделе
- Проповедь "НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ."
- Неделя Крестопоклонная Великого поста
Крестопоклонная Неделя Великого Поста
Воскресение Христа предваряет Его распятие и готовит нас к цели Великого поста — к встрече Пасхи? Все это поэтапные восхождения. Как нам приблизиться к Господу, стать совершеннее? Понятно, что надо к этому идти всю жизнь, а вот как к этому стремиться на протяжении недель, чтобы хотя бы на ступеньку, на шажочек приблизиться к Богу, чтобы мы были любвеобильнее, смиреннее, долготерпеливее? Здесь столько путей, столько способов, которые способствуют достижению этой цели! Хотелось бы в данном случае призвать наших слушателей, наших сомолитвенников, читать духовную литературу. По моему наблюдению и не только моему , сейчас есть такая тенденция, что люди очень стремятся к поездкам. Это все хорошо и необходимо, но все должно иметь свое место. Есть паломнические поездки. Люди думают, что они через это что-то такое серьезное делают. Много, сейчас читают литературы такой, как, к примеру не в обиду сказано «Несвятые святые» и др.
Да, книга прекрасная, но у каждого жанра есть свои задачи, которые в той или иной мере реализуются. Такая литература нужна прежде всего для того, чтобы нас вдохновить на духовную жизнь. Поездки — это, можно сказать, духовное путешествие. Наверное, мирским людям сложно постоянно пребывать в молитвенном напряжении, хочется какого-то разнообразия. Оно даже и полезно; Антоний Великий говорил, что нельзя тетиву постоянно натягивать, иначе она порвется. Но при этом надо ее и натягивать, читать настоящую духовную литературу, которая учит нас жизни с Богом. Как учебники. Допустим, идем мы по дороге. Можно пнуть камень, и через это мы много чего можем узнать — законы физики, плотность тела, массу тела, законы гравитации. Но ноге будет больно.
А можно прочитать учебник физики, и ты узнаешь законы, по которым живет физический мир, и избежишь травмы. Так же и духовная литература. Она, как и эти учебники, помогает нам организовать духовную жизнь. Мы перенимаем опыт, который, набивая те же самые шишки, святые отцы уже обрели. Часто слышишь от людей такое: «Я мало читаю молитвенное правило, больше своими словами к Богу обращаюсь». Молитвы, составленные святыми, точно так же являются для нас духовным учебником. Читая эти молитвы, мы перенимаем опыт, который эти святые уже обрели путем долгой, продолжительной духовной жизни. Мы к этому опыту прикасаемся и более безболезненно, более эффективно восходим на определенные ступени, поднимаемся на пути к Богу. Это один из аспектов того, что мы должны предпринять. Время поста как раз должно высвободить нам время для этого чтения.
Поменьше других хлопот, забот. К сожалению, не всегда это получается… Очень это печально я часто это подчеркиваю, говорю среди прихожан : никогда мы столько не говорим о еде, сколько во время поста. Вне поста едим и едим, а тут практически каждый на исповеди говорит: «Батюшка, а я вот молоко вкушаю, можно ли?.. Необходимо тебе по здоровью — ты можешь отступить, это твое личное, индивидуальное. Притом получается, что мы принимаем через это тоже волю Божию, потому что Господь и болезни дает. И силы, и здоровье — все от Него. Мы сообразуемся уже с той реальностью, в которую Господь нас ставит. Ну а лучше вместо того, чтобы говорить об этом, постараться собраться с мыслями, понять, что нам мешает быть с Богом, в чем у нас сложность, какое препятствие мешает быть ближе к Богу. Что в нашем сердечке занимает больше места, чем благодать Божия. Над этим нужно больше думать, работать.
А этому способствует духовная литература, воздержание от еды, от отвлекающих моментов. Большая часть наших мыслей должна быть сосредоточена на этих целях, на достижении Царствия Небесного. Но более конкретно крестоношение заключается в том, с чем мы приходим на таинство Исповеди. Это в полной мере отражает смысл крестоношения. Когда мы приходим на исповедь, мы очень часто перечисляем разные грехи. В принципе, это только лишь детализация. А по сути в чем смысл покаяния? Мы на себя берем крест, каемся и хотим исполнять волю Божию, хотим жить по воле Божией. Смысл в том и состоит, что мы понимаем, что живем по своей воле. В чем это проявляется?
Я захотел так, я захотел эдак… Вот это мы детализируем как раз. Но, по сути, я жил по своей воле, а теперь понял, что жить по своей воле я больше не хочу, хочу жить по воле Божией. Хочу, Господи, чтобы Твоя воля в моей жизни в полной мере проявлялась. Я буду служить Тебе и исполнять Твою волю. Хочу, чтобы моя воля, мои желания, мои устремления сообразовывались с Твоей волей. А это уже требует достаточно большого труда, отвержения эгоизма, преодоления гордыни. Крестоношение в этом, наверное, и состоит, потому что это сопряжено со многими сложностями. Здесь должен себя ограничить, здесь в ущерб себе сделал что-то, ближнему послужил, ради Господа что-то предпринял. Чтобы было наглядно понятно, что такое крестоношение. Нужно — так нужно, исполняешь.
А что касается нашей жизни… Можно сказать, в этой как бы повседневности проявляется как раз и наша сущность, направление нашей воли, наших мыслей. Когда ты видишь, что кто-то нуждается в помощи, но проходишь мимо. Даже такие примеры можно привести из приходской жизни, практики окружающих людей, прихожан. Бывает, человек хочет послужить Богу и что-то себе такое ищет, какие-то грандиозные подвиги. Один знакомый, например, очень хочет участвовать в боевых действиях на той же Украине. Я говорю: а самоотверженность эту здесь нельзя проявить? Сколько бабушек, даже наших прихожанок, нуждаются в помощи! Есть многодетные семьи — бери и служи самоотверженно. Наверное, отчасти и это крестоношение. Получается, с одной стороны, мы ищем чего-то великого, а это для нас мелкое, этого для нас недостаточно.
Здесь вспоминаются две духовные исторические личности, очень близкие к нам по времени. Это епископ Василий Родзянко и митрополит Антоний Сурожский, которые находились в духовном общении. Епископ Василий Родзянко уже был священником, потом у него умирает супруга, и его приглашают в Америку, чтобы постричь в монашество и возвести в сан епископа. Вот он приезжает к митрополиту Антонию и спрашивает: «Владыка, как мне это совместить? Меня сейчас вызывают в Америку, я знаю — для чего. Как епископ я должен повелевать, управлять, но как монах я должен быть послушным, нести послушание». Владыка Антоний советует ему: «А ты будь послушником у каждого человека, который тебе встретится». Епископ Тихон Шевкунов даже рассказывает, как однажды они с владыкой Василием оказались где-то и какая-то бабушка подошла к владыке Василию и попросила освятить у нее квартиру. Она его, может быть, видела по телевидению или еще как-то знакома — но в любом случае увидела священника, человека, несущего сан, и просит его.
Не забывайте включать в меню каши из злаков, богатые клетчаткой овощи и фрукты. Пейте больше воды. Как называется 3-я неделя Великого поста Третью седмицу называют Крестопоклонной неделей. С начала Великого поста прошло уже 14 дней, поэтому уже может сказываться сила привычки. Постящиеся без труда выдерживают ограничения в еде, в организме ощущается легкость. Путь к Пасхе пройден наполовину, осознание этого придает новых сил и укрепляет веру. Что можно делать на 3-й неделе Великого поста Каждый православный на время Святой Четыредесятницы добровольно возлагает на себя те или иные ограничения. Телесные и душевные тяготы дают почувствовать, что такое крест, который Спаситель заповедал нести всем верующим. Людям, которые прошли первую половину поста, 3-я неделя обычно кажется легкой. В это время священники советуют соблюдать ограничения в еде, читать Библию, молиться и находить время для посещения храмов. Больше внимания стоит уделять семье и установлению добрых отношений с домочадцами. Продолжить далее Что нельзя делать на 3-й неделе Великого поста Требования к еде на третьей неделе Великого поста не такие строгие, как в самом начале Великого поста. Однако верующим по-прежнему запрещены продукты животного происхождения. Нельзя есть блюда из мяса, молока и рыбы , сливочное масло , яйца, белый хлеб , сдобную выпечку и любые алкогольные напитки. Важно Готовимся к Пасхе: время духовного очищения — Великий пост В середине Великого поста, как и в течение других недель, по церковным канонам запрещено браниться, ссориться, обижаться на других людей и, тем более, родных и близких. Верующим не стоит звать в дом шумные компании гостей и устраивать веселые застолья.
Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста. Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения — о «готовящихся к просвещению» — как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.
В песнопениях 4-й седмицы звучит еще одна тема, которая позволяет говорить о том, что сама 4-я седмица и Неделя Крестопоклонная занимает исключительное положение в структуре Великого поста. Это — тема преполовения Четыредесятницы, середины длительного и многотрудного поприща, именуемого Великим постом. Вынос Креста в центр храма в середине поста имеет целью вдохнуть свежие силы в людей, уже достаточно утомленных постом. Вот как это смысл формулирует протопресвитер Александр Шмеман: «С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче».
Когда Крестопоклонная неделя в 2023 году
Главная страница Новости Крестопоклонная 3-я Неделя Великого поста. Третье воскресенье, 7 апреля, и следующая, четвертая, седмица Великого поста называются Крестопоклонными. «В субботу третьей недели Великого Поста у нас выпекаются «кресты»: подходит «Крестопоклонная». 19 марта 2023 года, в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил Литургию в Свято-Симеоновском кафедральном соборе.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
Обычно люди либо прыгают бездумно с кочки на кочку, либо ищут место посуше, поудобнее; но и тех и других эта «дорога» приводит к трясине, из которой нет выхода. Другие пытаются найти путь собственными силами. Они — кузнецы собственной жизни и счастья — самоуверенно ступают в болото и говорят: «Мы сами проложим дорогу к прекрасному будущему! Никто не даст нам избавленья! Кончают они тем, что вместе со своим человеческим стадом забираются в ту же трясину. Слабый и ограниченный человек никогда сам не найдет настоящего пути в жизни. Его самостоятельный путь всегда будет лишь путем к смерти. Остается одно: взять свой крест и следовать за проводником, за Господом. Правда, та дорога, которой Господь ведет человека по жизни, тяжела и опасна. Но и тогда, когда она кажется невыносимой, не следует выпускать руки Господней, ведущей и поддерживающей нас. Крест есть у всякого человека.
Но каждому дан крест точно по его мерке. Только наша нетерпеливость и непокорность делают его слишком тяжелым. Смысл совершающихся с нами событий обыкновенно сокрыт от нас. Только взглянув в наше прошлое, мы можем обнаружить пользу всего, что происходило с нами, если мы жили с Господом. Когда человек пытается жить по своей воле, это приносит ему множество разочарований.
Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста — до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение. Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира.
Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона. Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение.
С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «... Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» Мк 8:24. Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения.
В этот период в меню можно включать грибы, каши, соления, фасоль, чечевицу, горох, нут, сою, овощные салаты, морские водоросли, семечки, пресные лаваши и макаронные изделия, если в их составе нет яиц. Для приправы блюд подойдут соусы: кетчуп, соевый соус, аджика и уксус. Любителям сладкого разрешены мед, варенье, сухофрукты и горький шоколад. Календарь трапез выглядит следующим образом: 13 марта. Сухоядение — потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. Горячая пища без масла — допускается вареная растительная пища без масла каши, супы, тушеные овощи, грибы. Горячая пища без масла — дозволяется вареная растительная пища без масла каши, супы, тушеные овощи, грибы. Горячая пища с маслом — разрешается вареная растительная пища каши, супы, тушеные овощи, грибы с добавлением масла.
19 МАРТА 2023 ГОДА - КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
Неделя 3 Великого поста, Крестопоклонная. Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В статье мы подробно рассмотрим, как проходит Крестопоклонная неделя Великого Поста в 2024 году.
Историческое содержание
- Неделя Крестопоклонна | Православие в Татарстане | Портал Татарстанской митрополии
- Оренбургская епархия РПЦ
- Крестопоклонная неделя Великого поста: как её соблюдать и что нельзя делать
- Содержание