Статья «Гиссарская катастрофа» на научно-популярном портале «Вокруг Света» в рубрике: Статьи журнала "Вокруг света", 14 ноября 2008 года, 11:06 | VOKRUGSVETA. Отрарская катастрофа – это печально известное событие, произошедшее в июне 1988 года на Казахской железной дороге недалеко от города Отрар на территории.
Казахстанские археологи исследуют тайны родного города аль-Фараби
В Отрарском районе река Арысь выходит из берегов и уже залила проезжую часть автомобильной дороги Коксарай-Шаульдер, сообщили зрители и даже сняли шокирующее видео. Он предложил построить систему аварийного водоотведения, чтобы избежать катастрофы. Хроники Катастроф | История катастроф и катаклизмов!. Источник. #новости_катастроф #циклон. Хроники Катастроф. #отрар#отрарская_катастрофаМало кто знает о существовании города Отрар, а уж, тем более, о его храбрых защитниках, которые сумели ПОЛГОДА противостоять монго. До монгольского нашествия Отрар или Фараб был одним из крупнейших городов Средней Азии.
Почему войска Чингиз хана не могли захватить город Отрар в течение шести месяцев?
как началась Отрарская катастрофа? | городище отрар, аль-фараби, история, раскопки, археология, туркестанская область, шелковый путь. |
Что такое Отрарская Катастрофа ? | Отрарская катастрофа. |
jan 1, 1218 - Отрарская катастрофа | Он отметил, что Чернобыльская катастрофа стала грозным предупреждением человечеству об опасности неосторожного обращения с атомной энергией. |
Казахстанские археологи исследуют тайны родного города аль-Фараби | #отрар #отрарская_катастрофа Мало кто знает о существовании города Отрар, а уж, тем более, о его храбрых защитниках, которые сумели ПОЛГОДА противостоять монголо-татарам. |
Что такое Отрарская Катастрофа ?
Однако руководство ДЧС ЮКО оказалось в курсе сложившейся ситуации и поясняет, что для спуска воды в нескольких местах была искусственно прорыта дамба, в результате залило близлежащие пастбища. Показать больше.
Часть 3.
Отрарская катастрофа Среда, 10 Февраля 2021 г. Жестом ответной учтивости Чингисхан отправляет торговое посольство в Хорезм. Караван останавливают в городе Отрар.
Заподозрив неладное, местный правитель Инальчик Каир — хан убивает монгольских торговцев и забирает товары себе. Долю с награбленного получает и Хорезмшах Мухаммед. Когда от голода и жажды потемнело в глазах, купец выбрался на большую дорогу.
Будь что будет. Все лучше чем так.. Путника заметили.
Десяток всадников с гиканьем помчался на встречу. Едва разглядев лисьи треухи и овчинные малахаи, купец захохотал радостным смехом. Один из немногих, кому встреча с монгольским разъездом сулила благо… Золотая пайцза с соколом утаенная от хорезмийской охраны привела уцелевшего к Джучи.
Джучи хан воюет с детства Домчали за день. Купца спрятали в люльку меж двух коней и едва он раскрывал глаза, вливали горячего чая с заправкой из бараньего сала. Можно жить!
Выслушав рассказ, наследник Чингиза задумчиво покивал головой. Такие вести не поручить туаджи, да и жалко гонца.. Отряд в тысячу монгольских всадников погнал на Восток.
В юрте Чингисхана На солнце, золотой шатер Повелителя Восточных земель блестел за 10 тысяч шагов. Джэбе — нойон раздобыл его штурмуя Дунцзин и преподнес в подарок Единственному. Чингисхан был…доволен.
Бросив поводья кешиктену, Джучи подошел к порогу. Заколебавшись не хотелось первым сообщать это , старший сын завоевателя решительно одернул порог. Счастье человека в семейном кругу В юрте царила безмятежность.
Сердитый всегда Чагатай отвернулся, добродушно непроницаемый Угэдей улыбался.
Здесь обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана место, где распивали вино , мечети, лавки, магазины. Как и другие средневековые города, город Отрар состоит из трех частей: цитадели, шахристана и рабада. На протяжении шести месяцев жители города героически держали осаду и оборонялись, однако в результате предательства Отрар был захвачен врагом и сожжен. В XV веке город был отстроен заново, но после вновь разрушен уже джунгарами, а в начале XIX века был окончательно заброшен. Первое описание городища составил археолог Николай Веселовский.
Правда результаты этих исследований были опубликованы лишь два века спустя, поэтому считалось, что первыми раскопщиками Отрара были члены Туркестанского кружка любителей археологии Кларе и Черкасов, которые провели здесь раскопки в 1904 году. С 1947 года изучением Отрарских памятников занималась Южно-Казахстанская археологическая экспедиция под руководством Александра Бернштама, а уже в 1969 году Кемаль Акишев организовал Отрарскую археологическую экспедицию и начал систематическую работу по изучению Отрарских памятников. Фото: Turkistan Tourism Center Кроме того, в городище обнаружено немало археологических экспонатов — кухонной утвари, украшений, мебели, монет, и много другого. Все это хранится в Государственном заповедник-музее Отрара, расположенного на проспекте Жибек-Жолы села Шаульдер.
Кто-то едет в США, кто-то в Россию. Польские президенты, например, часто выбирают Ватикан, как резиденцию главного для большинства поляков человека — Папы Римского. Он отправился в Иорданию. Второй страной, которую он посетил, был Израиль. Тут можно, конечно, погрузиться в конспирологию и сочинить целый роман о том, как Дональда Трампа посвятили в «хранители Мечети». А потом — в «хранители Храма Соломона».
Ещё можно вспомнить рыцарей-тамплиеров, которые владели Храмовой горой в 11-м веке, здесь находился их «штаб». Наверняка кто-нибудь и напишет. Но дело обстоит гораздо прозаичнее. Президент США хотел заручиться поддержкой двух всемирных очень влиятельных групп управления. Кроме всего прочего, Иордания — традиционное место переговоров с лидерами арабского и мусульманского мира, которые проходят без привлечения внимания широкой публики. А король Иордании Абдалла, наверное, рекордное количество раз из всех мировых лидеров встречался с президентом России. Почти каждый год! Я его друг и друг России», — говорит король. Храм Соломона Около тридцати лет существует идея в израильском обществе: Храмовую гору надо отобрать у мусульман. На Храмовой горе должен стоять Храм Соломона.
Именно это обещают партии, которые входят в сегодняшнюю правящую коалицию Израиля. Институт существует уже 50 лет. Институт уже изготовил всё убранство будущего Храма. Алтарь, Корона Машиаха, всё есть, всё готово. Ритуальное вино разлито в мехи. Ритуальное масло заготовлено для зажжения менор. Заложен уже даже первый камень будущего Третьего храма. Но с этим, как мы понимаем, категорически не согласны мусульмане всего мира. И не только они. В православии тоже, мягко говоря, эту идею не поддерживают.
Антихрист Кто такой Машиах? Это Посланник, Помазанник Божий. Но для иудеев это не Иисус Христос. Конечно же, нет.
Что такое Отрарская Катастрофа?
Отрарская катастрофа представляет собой убийство монгольских купцов. Отрарская катастрофа, произошедшая в 1220 году, оказала огромное влияние на историю Золотой Орды и весь Восток. Премьер-министр Палестины Мухаммед Штайе заявил, что сектору Газа грозит гуманитарная катастрофа, необходимы безопасные коридоры для доставки продовольствия и. Оборона Отрара держалась исключительно на действиях войск хорезмшаха, часть отрарцев была на стороне Чингисхана. Поводом для вторжения монголов в Казахстан и Среднюю Азию стала «Отрарская катастрофа 1218 г.»: в Отраре по приказу правителя города.
Казахстанские археологи исследуют тайны родного города аль-Фараби
В то же время массовое уничтожение наиболее цивилизованной части человечества — жителей городов и сел Мавераннахра и Хорасана в XIII в. Исследования ученых Некоторые ученые разделяют мнение о том, что «вследствие опустошений, произведенных монголами в Хорезме и сопровождавшихся разрушением плотин, по крайней мере, часть вод Амударьи, направившись к юго-западу проложила себе путь к Каспийскому морю и что прежнее направление реки было восстановлено только в XVI в. О нескольких городах и селениях левого берега говорится, что они были затоплены водой; такой же участи подверглась столица области Гургандж». А теперь обратимся к сочинению персидского историка и географа XIV в. Так как это море не соединено с другими, вода затопила острова и часть материка для уравнения прихода и расхода». Заметим, что в другой книге этого же автора «Тарихе Гузида», написанной чуть раньше его географического сочинения, он рассказывает о бегстве Мухаммада Хорезмшаха в этот самый остров Абескун на Хазарском море. Через некоторое время Хорезмшах на этом острове скончается и там будет похоронен.
Через пару лет сын Хорезмшаха Джалаладдин вернувшись из Индии перезахоронит прах отца из острова Абескун в иранскую крепость Ардаган. Отсюда следует, что остров Абескун к моменту смерти Хорезмшаха, или к 1220 году еще не был затоплен водой, и на острове проживали люди. Изменение русла реки Аму Дарьи произошло после захвата города Ургенч и его затопления монголами в 1221 году. У Хафизи Абру свои названия крупнейших рек Средней Азии: реку Аму Дарья он называет рекой Балх и объясняет: эту реку среди арабов называют Джейхуном, в Хорасане - рекой Амуя, так как в селение Амуя тадж. В старых книгах написано: из Хорезма река течет в Хорезмское озеро: но теперь это озеро исчезло; вода проложила себе новый путь, так что изливается в Хазарское море в месте , которое называется Карлади; другое название этого места - Акрича Огурча.
Акишев прибег к интересному ходу, чтобы привлечь внимание: в заявке проекта он указал, что, согласно древним арабским источникам он не уточнил, каким именно , в Отраре прежде находилась большая библиотека рукописей, которая по своим размерам могла быть сравнима только с легендарной Александрийской библиотекой. Этому не существовало никаких доказательств, кроме упоминания в третьем издании истории Казахской ССР 1957 года ; вплоть до сегодняшнего дня, спустя более чем сорок лет раскопок, от этой «библиотеки» не найдено и следа. Стараясь найти больше аргументов для объяснения культурного значения Отрара для казахов, Акишев также утверждал, что Отрар в древности Фараб был родиной известного философа ал-Фараби 873—950 и даже «поэта» Ахмада Ясави. Хотя Отрар уже достаточно долго находился в центре внимания ученых, потребовалось целых три года подготовительной работы, прежде чем были начаты стационарные раскопки. Президиум Академии наук Казахской ССР официально утвердил создание Южно-Казахстанской археологической экспедиции ЮКАЭ , которая должна была заниматься изучением прошлого региона от каменного века до позднего средневековья. Археологи начали работать на обширной территории, также занимаясь раскопками больших населенных участков конца XVIII в. Большой объем этих работ сделал эту экспедицию крупнейшей во всем Советском Союзе. В своей заявке о продолжении финансирования экспедиции в 1971—1975 гг. Акишев вновь указал на политическую значимость проекта. Во-первых, артефакты, обнаруженные в Отраре, доказали существование местной культуры со времен античности, а также независимого развития сельского хозяйства и городской цивилизации в Казахстане. Акишев, таким образом, отделил Отрар от общего наследия Средней Азии и отверг предположение о совместном происхождении оседлой городской культуры. Во-вторых, Акишев утверждал, что Отрар является ключевым регионом для понимания казахского этногенеза; в частности, антропологические исследования в Отраре могли бы обеспечить базу для изучения формирования внешнего облика казахов. Этот тезис был основан на существующем убеждении в том, что вся Отрарская область была всегда населена предками казахов. В-третьих, исследования Отрара могли бы предоставить важные сведения для обнаружения и исследования древних ирригационных и водопроводных систем. И, наконец, новые материалы из Отрара могли бы опровергнуть расистские мифы буржуазной т. Это были веские политические доводы для археологических работ. На основе полученных археологических данных Акишев и его коллеги написали несколько монографий по древней истории Отрара. Отрарская экспедиция, наконец, позволила Акишеву и Байпакову говорить о непрерывности социального развития в регионе с эпохи каменного века. Открытие артефактов эпохи палеолита показало, что Казахстан был одним из первых мест на Земле, где жили люди. Все это имело целью доказать автохтонность казахского народа в границах КазССР. В то же время Акишев утверждал, что он против автохтонной теории происхождения народов в ее «вульгарной» форме, а вместо этого рассматривал формирование казахского народа как слияние коренного ираноязычного индоевропейского населения с пришлым тюркско-монгольским населением. Тем не менее, Акишев предполагал, что «в местной этнической среде уже был значительный пратюркский элемент». Исследование Отрара не прекращалось вплоть до 1980-х гг. Казахский фильм «Гибель Отрара» 1991 , разработанный в качестве художественного воплощения казахстанской концепции городской цивилизации и «Отрарской катастрофы» в казахской археологии, также символизировал конец целой эпохи. Абусеитова М. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Критический текст, пер. Осим М. Тарихий повесть.
Это и прямое заимствование значительных частей труда Джувайни, дословное и нередко без указания источника, и цитирование, и пересказ, и перевод и т. Так, например, одним из хронистов средневековья, заимствовавшим значительные отрывки из «Истории покорителя мира», был знаменитый Мирза Мухаммад Хайдар доглат, автор «Тарих-и Рашиди» «Рашидова история» , прямо указавший источник, из которого он заимствовал сведения [3]. Существует уже довольно длительная традиция изучения «Тарих-и джахаигушай» в западноевропейском, русском и советском востоковедении. Оригинальный текст «Тарих-и джахангушай» на персидском языке был издан Мирзой Мухаммадом Казвини в трех томах в 1912—1937 гг. Бойлем был сделан английский перевод, опубликованный в 1958 г. Естественно, перевод этого источника на английский язык имеет большую ценность, так как теперь специалистам, не владеющим персидским языком, стала доступной вся хроника Джувайни. Приходится, однако, констатировать, что издание Бойля — это скорее пересказ и толкование оригинального персидского текста, чем перевод, если оценивать проделанную Бойлем работу в соответствии с требованиями и современным уровнем востоковедной филологии. Тем не менее самоотверженный труд иранского и английского ориенталистов заложил, наконец, прочный фундамент подлинно научного освоения историографического наследия Джувайни. Количество работ, в которых труд Джувайни привлекался для решения каких-либо частных вопросов, не поддается учету. Приходится, однако, констатировать, что на русский язык «Тарих-и джахангушай» полностью не переводился. Публиковались только переводы отрывков по случаю, опубликовано также несколько специальных подборок извлечений на русском языке в таких изданиях, как «Материалы по истории туркмен и Туркмении» [6], «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды» [7] и др. Это издание, вероятно, будет иметь важное значение и для историков Казахстана. Публикация подборки известий о Казахстане не предпринималась. Таким образом, метод использования Джувайни отечественными историками пока еще не вышел за пределы того, который в нашем источниковедении квалифицируется как «потребительский». В свете всего изложенного задача полного перевода труда Джувайни на русский язык и освоения на основе этого перевода всего историографического наследия этого персидского хрониста приобретает актуальнейший характер, в том числе и в плане политико-патриотическом. Труд Джувайни содержит и главу об осаде и взятии монголами Отрара. Это объясняется тем, что трагедия Отрара потрясла Мусульманский Восток, резонанс этого события слышится и нашим современникам. В последнее время в Казахстане это вызвало интерес к истории древних городов республики вообще. Городище Отрара изучается археологами. Ближайшие годы принесут, по-видимому, много открытий, и прошлое этого форпоста среднеазиатской культуры в степях станет для нас более ясным. Необходимо, однако, комплексное изучение отрарской проблемы. Она может быть решена лишь при объединении усилий специалистов различных профилей. В частности, надлежит ввести в оборот все доступные известия письменных источников. Одним из таких источников и является сочинение Джувайни. Хотя известия Джувайни и используются уже давно историками, в том числе и известия об Отраре, тем не менее, как это ни странно, перевод главы об Отраре на русский язык отсутствует. Между тем, тщательное изучение письменных источников проливает яркий свет на «Отрарскую катастрофу» и монгольское завоевание Южного Казахстана и Средней Азии в целом.
Летом 1218 г. Чингизхан направляет в Отрар торговый караван из 450 чел. Правитель Отрара Каир-хан Иналчык, заподозрив купцов в шпионаже, приказал их убить и разграбил караван. В ответ на требование Чингизхана выдать Каир-хана хорезмшах Мухаммед убил монгольских послов. Это событие в истории получило название «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для вторжения Чингиз-хана на территорию Казахстана и Средней Азии. Завоевание монголами Южного Казахстана: В сентябре 1219 г. Чингиз-хан направил к Отрару несколько туменов во главе со своими сыновьями Чагатаем и Угедеем. Правитель Отрара Каирхан с 80 тыс. Лишь предательство одного из военачальников Хорезма Караджа-хаджиба привело к падению города, который с 10 тыс. Когда все защитники крепости полегли, Каир-хан был взят в плен и казнен. Отрар пал в феврале 1220 г. Для завоевания городов в нижнем течении Сырдарьи Чингиз-хан направил своего старшего сына Джучи. Города на Сырдарье оказали монголам упорное сопротивление — 7 дней оборонялсяг. Сыгнак, отказавшийся сдаться монголам. После взятия Сыгнака население и город было уничтожено. Монголы силой захватили также города —Ашнас, Жент, Узгенд, Барчынлыкент. Плано Карпини, проследовавший через Южный и Юго-восточный Казахстан в 1245-47 гг.
Аральское море: экологическая катастрофа из прошлого века
Этот случай стал серьезным уроком для аэрокосмической индустрии и подчеркивает важность строгого соблюдения всех процедур и норм безопасности при проведении испытаний. Последствия Отрарская катастрофа оказала серьезное влияние не только на окружающую среду, но и на здоровье людей, а также на социально-экономическое развитие региона. Ниже представлены основные последствия данного происшествия: Загрязнение атмосферы После взрыва и пожара в результате химического сгорания высокотоксичных веществ в атмосферу попала большая концентрация опасных химических веществ. Это привело к серьезному загрязнению воздуха, снижению его качества и угрозе для здоровья людей, населяющих регион.
Санитарные и экологические проблемы Повреждению подверглись земля, водные ресурсы, растительный и животный мир. Это привело к нарушению экосистемы, снижению биоразнообразия и потенциальному отравлению пресноводных и морских организмов, включая рыбу и других водных обитателей. Угроза здоровью населения Выпуск опасных химических веществ в атмосферу и окружающую среду вызвал серьезное отравление, что стало причиной множества заболеваний и проблем со здоровьем людей, населяющих близлежащие территории.
Возникли проблемы дыхательной системы, кожных заболеваний и другие заболевания, связанные с поступлением вредных веществ в организм человека. Экономические потери Отрарская катастрофа существенно повлияла на экономику региона. В результате происшествия многие предприятия были вынуждены приостановить свою деятельность, что привело к значительным экономическим потерям.
Большое количество людей осталось без работы, возникли проблемы с поставками товаров и услуг, а также сельскохозяйственного производства.
На требование Чингисхана никто не отреагировал. В дальнейшем монголы напали на Отрар в 1219 году в составе войска из 150 000 человек. Осада города продолжалась 7 месяцев, так что в городе начался голод, который продолжался более 2 месяцев, не было воды. В итоге, город сожгли, а всех жителей перебили и Гайир хану, который убил посла и офицеров залили в рот расплавленное серебро — это и есть Отрарская катастрофа.
Но одна из самых интересных находок была обнаружена в 1990-е годы. В ходе исследования были выявлены фрагменты позолоченных плиток — остатки декора здания. В одном из помещении обнаружена шахматная фигура из слоновой кости. Возможно, данную фигурку держал сам Тимур. Известно, что шахматы оставались излюбленным времяпровождением на протяжении всей жизни великого полководца, — отмечает доктор исторических наук Мухтар Кожа. Такая посуда изготовлялась только для использования китайским императором. Остаётся загадкой, как она попала в Отрар. Вывоз такой посуды был под запретом. Такая керамика отсутствует в богатых коллекциях китайской посуды Эрмитажа и дворца турецких султанов — Топкапы в Стамбуле». Памятник аль-Фараби в Алма-Ате. Фото: wikipedia. В этом году на средства Минкультуры Казахстана проводились лишь раскопки крепостных стен и других объектов позднесредневекового Отрара. Однако следует подчеркнуть, что на юге Казахстана подобралась авторитетная команда историков международного уровня.
Джувайни рисует очень сложную картину политической обстановки в Южном Казахстане. Он называет три основные силы, действовавшие в Казахстане перед монгольским нашествием: кипчаки в Центральном Казахстане, каракитаи в Южном Казахстане и государство хорезмшахов. Джувайни сообщает о значительном количестве городов, существовавших на территории Казахстана в домонгольское время. Таковы сведения о Дженде, Кайалыке, Баласагуне и т. В «Тарих-и джахангушай» подробно рассказывается о завоевании монголами Казахстана, [108] преимущественно Южного. Джувайни шаг за шагом прослеживает отдельные этапы завоевания Казахстана, описывает военные действия и приемы монгольской дипломатии. Джувайни рассказывает о выделении Чингиз-ханом своим сыновьям улусов в составе Монгольской империи и, в связи с этим, о разделе территории Казахстана между улусами трех его старших сыновей. Чем старше был сын, тем дальше от Монголии находился его улус. Старшему сыну Джучи достались земли от Иртыша до Каспийского и Аральского морей, второму сыну Чагатаю — земли Семиречья, Угэдэю — земли Тарбагатая, а младшему Тули — собственно Монголия. В сочинении имеется немало ценных известий по истории Казахстана в составе этих улусов уже после смерти Чингиз-хана. Сочинение Джувайни имеет также огромное значение и для изучения таких проблем, как социально-экономические отношения, идеология, этнический состав населения Казахстана. Сочинение Джувайни было использовано Рашид ад-Дином, Вассафом и через посредство последних или непосредственно почти всеми последующими историками средневековья — персидскими, арабскими историками и историками, писавшими на тюркских языках. Это и прямое заимствование значительных частей труда Джувайни, дословное и нередко без указания источника, и цитирование, и пересказ, и перевод и т. Так, например, одним из хронистов средневековья, заимствовавшим значительные отрывки из «Истории покорителя мира», был знаменитый Мирза Мухаммад Хайдар доглат, автор «Тарих-и Рашиди» «Рашидова история» , прямо указавший источник, из которого он заимствовал сведения [3]. Существует уже довольно длительная традиция изучения «Тарих-и джахаигушай» в западноевропейском, русском и советском востоковедении. Оригинальный текст «Тарих-и джахангушай» на персидском языке был издан Мирзой Мухаммадом Казвини в трех томах в 1912—1937 гг. Бойлем был сделан английский перевод, опубликованный в 1958 г. Естественно, перевод этого источника на английский язык имеет большую ценность, так как теперь специалистам, не владеющим персидским языком, стала доступной вся хроника Джувайни. Приходится, однако, констатировать, что издание Бойля — это скорее пересказ и толкование оригинального персидского текста, чем перевод, если оценивать проделанную Бойлем работу в соответствии с требованиями и современным уровнем востоковедной филологии. Тем не менее самоотверженный труд иранского и английского ориенталистов заложил, наконец, прочный фундамент подлинно научного освоения историографического наследия Джувайни. Количество работ, в которых труд Джувайни привлекался для решения каких-либо частных вопросов, не поддается учету. Приходится, однако, констатировать, что на русский язык «Тарих-и джахангушай» полностью не переводился. Публиковались только переводы отрывков по случаю, опубликовано также несколько специальных подборок извлечений на русском языке в таких изданиях, как «Материалы по истории туркмен и Туркмении» [6], «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды» [7] и др. Это издание, вероятно, будет иметь важное значение и для историков Казахстана. Публикация подборки известий о Казахстане не предпринималась. Таким образом, метод использования Джувайни отечественными историками пока еще не вышел за пределы того, который в нашем источниковедении квалифицируется как «потребительский».
НАШЕСТВИЕ ЧИНГИЗ-ХАНА
Шахматы и дракон. Как казахстанские археологи ищут следы аль-Фараби | Отрарская катастрофа имела серьезные последствия не только для местных жителей, но и для всего региона. |
Гиссарская катастрофа | Кроме того, отрарская катастрофа повлекла за собой положительные последствия в плане осознания опасности использования ядерного оружия. |
Что такое Аральское море: почему погибло, можно ли его возродить? | Вестник Кавказа | культурный центр средней Азии в средние века. |
Тайны древнего Отрара: почему стоит побывать в городище с многовековой историей | КАТАСТРОФА После болгарского удара в спину – разгрома акациров – положение гуннов стало безнадежным. |
Отрарская катастрофа: причины и последствия | КАТАСТРОФА После болгарского удара в спину – разгрома акациров – положение гуннов стало безнадежным. |
Монгольское нашествие
Город Отрар просуществовал почти 2 тысячи лет. В XIX веки из-за засухи люди покинули его, и город постепенно опустел и стал разрушаться. Руины города долго находились в забвении, пока в 1969 году здесь не начались археологические раскопки. Многие постройки были безвозвратно утеряны, но археологам удалось раскопать некоторые городские кварталы, мечети, дворец и баню. Сегодня в древнем городе проводятся работы по сохранению и консервации памятников. Кроме того, Отрар имеет культовое значение, так как недалеко от него находится мусульманская святыня — мавзолей Арыстан-баба. Сам мавзолей был разрушен в ходе землетрясения в XVIII веке, но по приказу правителя области его восстановили. Потом еще несколько раз мавзолей реставрировался, так что от первоначальной постройки XIV века остались лишь деревянные колонны террас. Отрар — это не просто древний город.
Сам воздух здесь пропитан историей. Археологи до сих пор продолжают вести раскопки, надеясь, что однажды смогут открыть все тайны, сокрытые песками в недрах земли. Esquire собрал сведения о гибели древнего города, занимавшего особое место в регионе, который ныне называется Южным Казахстаном. Давным-давно здесь была столица территории, которая называлась Фараб или Отрар. Это был торговый узел на пути с Запада на Восток. В 1218 году власти Отрара совершили роковой поступок, повлиявший не только на их судьбу, но и на ход истории. Историки до сих пор расходятся как в мотивах, так и в моральной оценке отрарского деяния. В глазах одних это было закономерно для нравов того времени, другие оправданий не находят.
Но насколько катастрофическим был разгром? Что предшествовало осаде? И как родилась легенда об Отрарской библиотеке? Добавим, что свои версии гибели Отрара также излагали средневековые историки Джувейни и Рашид ад-Дин. Сегодня нам известно, что в начале 13 века под рукой хорезмшаха Мухаммеда находился огромный конгломерат земель и народов. В подвластном ему городе Отраре столкнулись интересы двух империй — Хорезмской и Монгольской. Произошло это в 1218 году, когда Великий каган отправил ко двору Великого Хорезмшаха караван. Купцы передали Мухаммеду послание: по одной версииэто было предложение о союзе, по другой — обращение кагана к потенциальному вассалу.
В ответ посланцев Чингисхана обвинили, как теперь говорят, в шпионаже. И правитель Отрара Кайр-хан по настоянию шаха отдал приказ о казни. Фактически казнили послов. Шпионская версия сегодня самая популярная, но есть одна деталь — фамилии убитых караванщиков-послов указывают на их происхождение, они были из этих же или соседнихмест. Зачем им высматривать фортификационные сооружения? Купцы хорошо знали караванные пути и, вероятно, как устроены города и крепости в державе Хорезмшаха. Могли быть у отрарского военачальника другие причины, из-за которых он велел казнить посланцев соседнего государства? Британский историк искусства, специалист по исламской архитектуре Роберт Хилленбрэнд предположил, что большой караван вызвал в мусульманском правителе чувство жадности, и тот решил присвоить себе все богатства.
Другая теория основывается на том, что Кайр-хан приходился близким родственником матери Хорезмшаха. Это могло вскружить ему голову, внушило чувство безнаказанности, и он убедил своего императора бросить вызов кочевникам. Алишер Акишев развенчиваеттакже миф об Отрарской библиотеке, которую в прессе любят сравнивать с древней Александрийской библиотекой, при этом заявляя, что все книги в Отраре не то сгорели при пожаре, не то их куда-то спрятали еще до прихода завоевателей. Заметим, что вместе с Отраром монголы покарали и Бухару. Существование в этом городе библиотеки и книжного города зафиксировано в письменных источниках. А вот упоминания об Отрарском книгохранилище нигде нет. Так на чем же основывается миф? Эксперты считают, что город такого культурного уровня, как Отрар, центр пересечения торговых путей просто немыслим без соответствующей информационной базы.
Археологи бы и рады отыскать древние рукописи, но пока результаты раскопок не обнадеживают. По словам Акишева, миф об Отрарской библиотеке родился в 1970-х на волне интереса к раскопкам Южно-Казахстанской экспедиции, эту версию вбросил один журналист. Чингисхан создавал великую империю. На примере таких городов, как Отрар, всем стало ясно, на что амбициозный правитель готов идти ради исполнения воли Тенгри и обеспечения безопасности государства, в том числе торговых путей и своих дипломатических представителей. Много споров вызывает и фигура правителя Отрара. Аргументы в защиту или против Кайр-хана значимы в зависимости от того, чьи интересы в фокусе — империи Хорезмшахов или Чингисхана. Убив мирных, как бы то ни было, посланцев, он преступил законы человеческие и высшие. Конец его был ужасен — ему залили в глотку расплавленное серебро.
Хэсымаили-Исмаил [1.
Одно из таких мест — городище Отрар, расположенное на юге Казахстана. История Отрара Городище Отрар входит в список общенациональных сакральных мест Казахстана. Оно расположено в 57 км от города Туркестан. Неразрывно с городом связано имя всемирно известного Амира Темира, ведь именно по его приказу был воздвигнут мавзолей в честь великого наставника и учителя Ходжи Ахмеда Яссауи — Арыстан-Баба.
Когда-то Отрар был одним из крупнейших центров Великого Шелкового пути. Отрар - крупный земледельческий регион, расположенный у Сырдарьинского спуска Арыса был оплотом кочевников, так как находился в предгорьях Каратау. С давних времен город, занимавший территорию в 200 га на правом берегу реки Арыс, был одним из крупных центров науки и культуры, торгового производства, земледелия и животноводства. Отрар был знаменит собственным монетным двором, роскошными восточными банями с оригинальной системой отопления, огромной библиотекой, не уступающей самым известным библиотекам древности. Здесь обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры.
В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана место, где распивали вино , мечети, лавки, магазины.
Дом Султана Алтынбаева, бригадира колхоза имени Карла Маркса, одним из первых в Окули-Поен принял удар грязевого потока. Я встал не сразу, примерно четыре минуты выжидал, потому что тряхнуло несильно. Потом начал нарастать звук, подобный тому, какой издает большое падающее дерево или горящий шифер. Вышел посмотреть.
На юго-западе была луна. В противоположной стороне увидел что-то движущееся. Думал, что клубится пыль. Потом там упало дерево. Когда осталось 35 метров, я понял, что идет глина.
Первый вал был высотой 1 метр, и над ним слой белого пара высотой 50—60 сантиметров. А следом за первым валом метрах в 3—5 был виден другой, высотой 5 метров. Посмотрел в сторону Первомайской горы — там черно. Закричал своим, мол, бегите скорее. Все побежали в сторону от глины, она была горячей, это все скажут, иначе откуда взяться пару.
Люди между собой говорили, что произошло извержение грязевого вулкана». Такое утверждение Алтынбаева меня уже не удивляло. Накануне нечто подобное говорил и житель кишлака Хисор Мирзомурад Тагаев. Он с жаром доказывал, что произошло извержение грязевого вулкана. И так думали многие местные жители.
Об этом же говорил по телевидению и бывший учитель географии, житель Окули-Боро Зоир Джалилов. Его дочь Махбуба помнит, как в момент толчка, сопровождавшегося взрывом, все окрестности были освещены красноватым светом. После этого несколько минут слышался шум полыхающего сильного огня. На мой вопрос: что было раньше, взрыв или толчок — Махбуба ответила: «Сначала был звук, и в этот момент тряхнуло! По мнению специалистов, причина оползней — в обводнении лёссовидных суглинков, которое произошло в результате двадцатилетней инфильтрации воды из оросительной системы Института земледелия АН Таджикской ССР.
Случайное совпадение или закономерный результат непродуманного вмешательства человека в природные процессы? Гидрогеологам удалось выяснить, что в толще плато Уртабоз есть три горизонта переувлажненных суглинков на глубине от 2—3 до 42 метров. Два из них фактически — напорные. В одной из скважин уровень разжиженной грязи за ночь поднялся на восемь метров. Но ведь этот факт и доказывает, что источником переувлажнения лес сов послужили не поверхностные, а глубинные воды.
На плато Уртабоз От Душанбе до райцентра Гиссар полчаса езды на рейсовом автобусе. В мае эта земля особенно красива, все в зелени, в цвету — глаз не оторвешь! Гиссарская долина — это, по сути, один непрерывный кишлак, в котором пустынными островками стоят адыры — холмы, сложенные лёссовидными суглинками типа уртабозских. За 10 последних лет население Таджикистана возросло на треть. Такого прироста нет ни в одной другой республике Союза.
Через десяток лет население здесь должно увеличиться почти на два миллиона человек. Невольно возникает вопрос: где же строить жилье для людей? На хлопковых полях? И глаз тут же услужливо находит адыры. Застроить их девятиэтажками — и проблема решена.
С такими мыслями я и подъезжал к Шароре. Южная часть кишлака у подошвы крутого склона плато Уртабоз сегодня не что иное, как огромная братская могила почти километровой длины и шириной метров в двести. Она обнесена высоким глухим забором, в котором возле дороги сделан проем. Непрерывно подъезжают машины, мотоциклы. Выходят люди, присаживаются в проеме и молятся.
Я поднимаюсь на крутой обрывистый склон плато Уртабоз. Несомненно, это был оползень! Судя по развитию оползневых трещин, большой протяженности и глубины — здесь сполз блок плотных суглинков толщиной метров пятнадцать. Под ним-то и находились переувлажненные разжиженные суглинки, по которым, как по смазке, съехал верхний слой. Крайние дома кишлака залиты именно такой жидкой грязью.
Она заползала в комнаты через окна и двери, на месте это хорошо видно.
К 1992 году общая площадь двух частей озера сократилась до 33 тыс. Правительства Казахстана и Узбекистана попытались снизить использование воды из рек Амударья и Сырдарья, чтобы предотвратить экологическую катастрофу на Аральском море, тем не менее их усилий оказалось недостаточно для того, чтобы восстановить уровень воды. К концу XX века Аральское море иссохло до отдельных озер: из Большого моря образовались узкое и длинное западное озеро и восточное озеро побольше. Уровень воды упал до 36 метров над уровнем моря, а объем озера сократился на три четверти от того, что был в 1960-е годы.
В начале XXI века восточная часть Аральского моря пережила самое значительное падение воды, уменьшившись на четыре пятых от изначального объема за 2006-2009 годы. Чтобы спасти Большое море северную часть Аральского моря была построена Кокаральская плотина при финансировании Всемирного банка, однако при этом иссыхание Южного моря ускорилось. Экологическая катастрофа Аральского моря К концу 1980-х годов серьезное снижение уровня воды в Аральском море обернулась многочисленными экологическими проблемами для центральноазиатского региона. Концентрация соли и минеральных веществ значительно увеличилась, в результате чего погибли многочисленные популяции рыб, в том числе осетра и карпа. Рыбный промысел пришел в упадок.
С уменьшением Аральского моря климат в регионе стал более засушливым. Началась депопуляция районов вдоль береговой линии озера. Ветер, выдувающий дно иссохшего озера провоцирует пыльные бури в регионе. Поскольку на дне пересохшего Аральского моря находится огромное количество соли и пестицидов поступающих с водами с полей , все они со временем попадают в воздух, загрязняя его. Из-за этого жители близлежащих районов страдают от многочисленных заболеваний, в том числе рака горла, анемии и почечной недостаточности.
Остров Возражения в Аральском море Еще одна серьезная проблема в Аральском море - остров Возрождения, который в начале XXI века стал частью материка из-за обмеления озера.
Презентация, доклад по истории Казахстана на тему Отрарская катастрофа.
#отрар #отрарская_катастрофа Мало кто знает о существовании города Отрар, а уж, тем более, о его храбрых защитниках, которые сумели ПОЛГОДА противостоять монголо-татарам. До монгольского нашествия Отрар или Фараб был одним из крупнейших городов Средней Азии. Или, может быть, отрарская катастрофа н ужасы монгольского завоевания Средней Азии заслонили перед современниками гибель малоизвестных городов Семиречья? Отрарская катастрофа стала серьезным уроком для авиационной отрасли Казахстана и привела к усилению мер безопасности в авиаперевозках.