В современном Афганистане назвать кого-то «шурави» – все равно что вручить ему медаль за отвагу и храбрость. Чтобы помнили У «Правды шурави», без сомнений, будет еще немало подписчиков, новых рассказов и фактов, которые можно услышать от живых солдат той войны. Статья рассказывает о происхождении и значениях слова "шурави", которым в Афганистане называли советских солдат. Шурави — историческое название уроженцев СССР в Афганистане. Произошло от афганского названия советских гражданских и военных специалистов, в большом количес. так называли советских солдат, воюющих в Афганистане во время афганского конфликта в 1979-1989 гг. Слово.
Афганистан: шурави «слабого пола» в горах Гиндукуша покоряли ханов и полевых командиров
Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны. В культуре О шурави — советских солдатах, воевавших в Афганистане, — сняты фильмы, написаны песни, книги, патриотические клубы создают музеи. Юрий Шкитун, группа «Каскад» — «Виват, шурави! Артур Саянов — «Военный пилот Вертолётчик » Это здесь я зовусь генерал, за рекой звался я шурави….
Вскоре после штурма дворца и убийства Амина в Кабул в сопровождении советских танков въехал Бабрак Кармаль , лидер умеренных социалистов и новый глава афганского государства.
Одновременно входивший в страну так называемый «Ограниченный контингент советских войск в Афганистане» ОКСВА насчитывал по официальным данным до 108 тысяч солдат. Партизаны Аллаха Местные, измученные гражданской войной, поначалу встретили войска СССР радостно — кое-где их вышли приветствовать с цветами и флагами, — однако такое отношение продержалось совсем недолго. Первый бой афганцы дали уже в начале января — артиллерийский полк в кишлаке Нахрин поднял мятеж и убил советских военных советников. Восстание жестоко подавили — это стало первым, но отнюдь не последним эпизодом из тех, что толкали население на джихад.
Племена Афганистана воевали отнюдь не только с иностранными захватчиками — всю историю пуштуны и другие воинственные народности, живущие в этих выжженных солнцем горах, периодически устраивали кровавую резню между собой. Традиции кровной мести и стычек между племенами мешали афганцам как следует объединиться даже тогда, когда против их устоев пошло войной государство с радикальными социалистами у власти. Однако полноценное вторжение Советского Союза — враждебного не только идеологически, но и религиозно — заставило народные массы сплотиться под черным знаменем джихада, священной войны против неверных. В такой войне не было просто погибших — павшие объявлялись шахидами, умершими за веру.
При этом в идеологической концепции Советского Союза партизаны всегда выступали как благородные борцы за свободу, противостоящие империализму. В руководстве понимали, как обстоит дело. Еще до ввода войск Юрий Андропов подчеркивал: «пришлось бы воевать в значительной степени с народом … , бороться против народа, давить народ и стрелять народ». Народ воевал неподалеку от своих домов.
Моджахеды знали тайные тропы и удобные для засад ущелья, уходили из окружения, прятались в пещерах и черпали воду из родников — или даже спускались с гор и скрывались среди мирного населения. Нападая из засады или исподтишка, они часто заставали советских солдат врасплох. Те же старались отыгрываться за счет профессионализма, организованности и технического превосходства — в распоряжении 40-й армии, конечно, имелась как артиллерия, так и авиация. Но советские части были укомплектованы слишком большим количеством техники, не адаптированной под борьбу с рассеянными в горах отрядами, — и попросту не имели выработанной тактики контрпартизанской борьбы.
Методы работы приходилось вырабатывать прямо на месте, там же — модифицировать оружие и технику. Коварству противника сопутствовали условия, привычные для афганцев, но крайне тяжелые для неподготовленного человека: разреженный горный воздух, скачущее давление, песчаные бури, перепад температур от палящего полуденного зноя до ночного холода — местами разница доходила до 40 градусов. Солдатам угрожали ядовитые змеи и насекомые, малярия, дизентерия и гепатит отправляли тысячи советских военных на койки госпиталей. Усугублялась жестокость — душманы от слова «враг» на местных языках подвергали пленных интернационалистов страшным пыткам, оставляя их товарищам растерзанные тела для устрашения.
Советские солдаты в ответ озлоблялись и тоже позволяли себе отнюдь не дружественное отношение к местному населению. Братья по вере Зато афганцам сопереживали мусульмане из соседних регионов: как вспоминал в интервью 2014 года командир группировки Панджшерского ущелья Джалаладдин Мокаммаль, моджахеды регулярно получали данные о планах советских войск. Предатели находились не среди солдат, а в высших эшелонах командования и власти. Среди них был, к примеру, не кто иной, как Джохар Дудаев — будущий лидер чеченских сепаратистов тогда служил на авиабазе в Баграме.
Кроме того, по словам Мокаммаля, информацию предоставляли главы южных республик СССР — для них Афганистан был возможным прецедентом выхода восточной страны из-под советского влияния. Вдоль афгано-пакистанской границы были разбиты тренировочные лагеря, в которых готовили воинов джихада — как бежавших от преследования афганцев, планирующих вернуться, так и стремящихся на священную войну радикальных юношей со всех концов исламского мира. В 1985 году таких «интернационалистов» на территории страны насчитывалось от 16 до 20 тысяч. В числе иностранных бойцов был и будущий основатель «Аль-Каиды» международная террористическая группировка, запрещена в РФ Усама бен Ладен — в 1979 году он бросил университет в родной Саудовской Аравии и отправился в Пакистан участвовать в борьбе с неверными.
Кроме того, у Пакистана имелся не только религиозный, но и удачно совпадающий с ним политический интерес: помощь моджахедам была для них возможностью сблизиться с могучей сверхдержавой. Больше всего в эффективности афганских исламистов были заинтересованы Соединенные Штаты. Заокеанские помощники США начали поддерживать афганскую оппозицию еще в 60-х — в их интересах было не допустить, чтобы в стране укрепился просоветский режим. Если верить официальным документам, до ввода в Афганистан советских войск исламисты получали от американцев исключительно гуманитарную помощь — медикаменты, еду, обмундирование.
Но уже с начала 1980 года власти США запустили полноценную программу поддержки моджахедов — и в течение следующих месяцев те стали получать от Америки столько же, сколько от Саудовской Аравии. Первое время им не поставляли американское оружие — партнеры исламистов закупали советское вооружение у Египта и других стран. В числе поставщиков был и Китай, с которым у СССР к тому времени сложились весьма напряженные отношения. Основная часть помощи афганским группировкам шла через Пакистан.
Вследствие этого с него сняли санкции, наложенные в связи с ядерной программой, и уже в 1980-м договорились о финансовой помощи в размере более 100 миллионов долларов. Новый договор, заключенный в следующем году, предусматривал отправку в Пакистан более 3,2 миллиарда долларов в течение пяти лет. Вместе с оружием моджахеды получали камеры для съемок своих атак на советские войска — записи были гарантией того, что помощь продолжится.
Даже если в то время они были в числе их противников. Не только афганцы, но и таджики с узбеками до сих пор уверены, что русские им и сейчас должны и обязаны оказывать безвозмездную помощь и дорогие подарки дарить. Потому что Россия большая и богатая страна.
А все русские богатые, но... А они все бедные и постоянно во всём нуждающиеся. Им детей кормить надо... И каждой жене свой дом нужен и достаток... Это Восток. И дружбой с неверными можно торговать.
Между тем в 1980-х годах, во время боёв с предшественниками нынешних боевиков — моджахедами или, по-нашему, душманами — в рядах шурави служили женщины из СССР. С одной из них разговаривал корреспондент «МК в Саратове». Сватовство хана Прапорщик медицинской службы Ирина Алькова была в Афганистане с апреля 1987-го по август 1988 года. Оттуда лежали пути доставки грузов в Герат, Шиндант, Кандагар.
Молодая женщина из Союза пользовалась повышенным вниманием афганских мужчин. Они считались лояльными к тогдашней кабульской власти, и им подчинялись правительственные войска. Джелани вошёл ко мне с большим куском дорогой ткани. Оказалось, он приехал… делать мне официальное предложение!
Незадолго до его визита Ирина с особистом выезжала в кишлак, чтобы осмотреть «первую и любимую» жену известного муллы из Герата. У неё на руках был полуторагодовалый младенец, и мулла хотел ещё одного дитя. Требовалась медпомощь, оказывать её женщине в данном случае, по понятиям афганцев, могла только женщина. Видимо, тогда 24-летняя фельдшер-шурави попала в поле зрения тургундийских «авторитетов».
После этого в батальоне побывал в гостях у особиста Дастагир-хан, старший брат Джелани-хана. Тогда никто и не догадывался, что это были «смотрины». Вскоре появился и сам соискатель руки и сердца.
Шурави — настоящие воины, исповедующие принципы чести и достоинства, которые превратились в легенду
Слово имеет арабские и персидские корни. Получило распространение среди населения Афганистана в годы войны. Реклама Предыстория войны Весной 1978 года произошла афганская «апрельская революция», военный переворот, в результате которого авторитарное республиканское правительство было смещено оппозиционной Народной демократической партией Афганистана НДПА , ориентированной в своей политике на СССР. Мир продержался недолго. В конце лета 1979 года конфликт, вызванный расколом в межпартийных рядах, обострился настолько, что действующий глава правительства Н. Тараки был отстранен, исключен из членов партии и арестован.
Немного позже он «умер от волнений», как сообщили афганские СМИ. Следствием переворота стали масштабные чистки в среде действующей партии. Получивший власть Х. Вам будет интересно: Лысьва: история города, достопримечательности и фото Реклама 12 декабря 1979 года, прикрывшись ранее звучавшей от Х. Сам Х.
Амин погиб от взрыва гранаты во время штурма правительственного здания. Советские средства массовой информации, ранее положительно оценивавшие его деятельность, сменили курс и стали писать о нем как о «приспешнике ЦРУ», а его окружение называли «кровавой кликой». Реакция народа Афганистана Большинство местного населения не приняло ввод иностранных войск и начало активно оказывать вооруженное сопротивление.
Сам Х.
Амин погиб от взрыва гранаты во время штурма правительственного здания. Советские средства массовой информации, ранее положительно оценивавшие его деятельность, сменили курс и стали писать о нем как о «приспешнике ЦРУ», а его окружение называли «кровавой кликой». Реакция народа Афганистана Большинство местного населения не приняло ввод иностранных войск и начало активно оказывать вооруженное сопротивление. Что такое «шурави» для местного жителя?
Конечно же, прежде всего - враг. Против наших солдат сражались противники социализма и революционной борьбы, получившие название «душманы», то есть бандиты. Восставшим, контролировавшим большую часть Афганистана, оказывалась материальная помощь со стороны США. Разрозненным, объединенным лишь идеей священной войны джихада моджахедам защитникам веры через соседний Пакистан поставлялось оружие и боеприпасы, оказывалась материальная поддержка.
Ход войны Затянувшаяся война стала тяжелым испытанием для Советского Союза. Наши солдаты не имели абсолютно никакого опыта ведения боевых действий в горах. Вооруженные формирования моджахедов, напротив, отлично ориентировались на местности и активно поддерживались местным населением. Наиболее эффективным средством вооружения стали вертолеты, но вооруженные гранатометами моджахеды часто сбивали их в дневное время, поэтому летать приходилось ночью.
Пик военных действий пришелся на середину 80-х годов Что такое «шурави» для моджахеда?
Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно. Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы. Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное. У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз — «Марг бар шурави» или «Смерть Советам». Несмотря на такой негативный смысл, национальное прозвище вполне восприняли и солдаты советской армии, которым вменялось в обязанность поддерживать хорошие отношения с местными. Многие воины-интернационалисты продолжали так себя именовать и «на гражданке». Слово понравилось еще тем, что оно объединяло всех граждан страны: русских, украинцев, татар, казахов и др. Надо сказать, после распада СССР и забвения коммунистической идеологии, в Афганистане продолжили по старинке называть своих бывших врагов шурави. Правда теперь такое название закрепилось исключительно за гражданами РФ.
Ведь узбеки, таджики, туркмены и киргизы — это давние и хорошо знакомые соседи. Собственные имена у них имелись. Война 1979-1989 годов давно забыта, афганцы на русских за нее теперь и не думают обижаться. Поэтому и отрицательный смысл у прежней презрительной клички опять пропал. Шурави — это такие европейцы, которые ведут себя так же, как и азиаты. И они лучше, чем спесивые американцы и англичане, которые не считают другие народы равными себе. Что означают слова — Шурави, бача, дукан, кишмишевка Салам, шурави! Уверен, что многие не однократно слышали это приветствие или встречали на страницах интернета. Сегодня я хочу вспомнить и рассказать подробности, и как звучит перевод. Ведь не все правильно понимают смысл слов или знают почему именно так прив етствовали жители Афганистана Советских солдат.
Вот и получилось, что Советских воинов-интернационалистов стали звать « Шурави». В Пензенской области в селе Чемодановка названа улица Шурави. Название она получила по инициативе ветеранов служивших « за речкой».
А школ сколько, фабрик… Теперь ничего этого нет... Сегодня "шурави" называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. Об этом сняты фильмы и написаны книги, песни и даже названы улицы, как например, в с. Чемодановка Пензенской области.
Происхождение афганского шурави от тотема
Вот и получилось, что Советских воинов-интернационалистов стали звать "Шурави". Парадоксально, но факт: шурави были для миллионов афганцев одновременно противником и другом. 15 февраля 1989 года «шурави» (советские воины) покинули Афганистан в образцовом походном порядке с развернутыми боевыми знаменами. Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Первые контакты России и Афганистана относятся к концу XIX века, когда империя завоевала Среднюю Азию и напрямую вышла к территории этого государства. так называли советских солдат, воюющих в Афганистане во время афганского конфликта в 1979-1989 гг. Слово. Россия — уникальная страна, многонациональная и многоконфессиональная, и те, кто совершил теракт в «Крокус Сити Холле», преследуют одну цель — разделить российское общество, нарушить его единство, привести к хаосу и смуте.
15 февраля. Кто такие Шурави?
Несмотря на жестокое противостояние с «шурави», тех из них, кто соглашался стать мусульманином, они легко принимали в свои ряды. Главная» Новости» Шурави кто такие. Домен ваш? Срок регистрации вашего домена истек 09.04.2024. Для восстановления работы сайта необходимо продлить срок регистрации домена. Домен не ваш? Вы можете оформить предзаказ на регистрацию этого домена. В случае его освобождения будет произведена. На первой странице новости: «Русские требуют для талибов официального открытия представительства в Пакистане» и рядом «Русские предоставили талибам современное оружие и артиллерию». Главная» НОВОСТИ» Аналитика» Чеченские «шурави». Шурави всерьез обозлились на духов, терзающих колонны, и начали крупномасштабные операции вдоль всей дороги, ведущей в Союз.
“АФГАНСКИЙ” ЛЕКСИКОН: военный жаргон ветеранов афганской войны в 1979-1989 гг.
Но после появления на исторической арене Советского Союза связи усилились. СССР даже стал первой страной, которая признала Афганистан в качестве независимого государства. Он только что освободился от британского протектората и даже принял конституцию. Правда, в 1929 и 1930 годах Красная армия вторгалась на чужую территорию погонять среднеазиатских басмачей, но на отношения с центральным правительством страны это не шибко-то повлияло. Граждане Союза тогда стали частыми гостями на территории этого мусульманского королевства.
Возникла необходимость как-то их называть. Поскольку в СССР было заявлено о формировании нового, советского, народа и это же название употреблялось в официальной переписке , его представители получили у афганцев имя шурави — «советские», от персидского и арабского слова шура, то есть совет. Все время, пока отношения двух стран оставались дружественными, такое понятие в глазах афганцев имело положительный оттенок. Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно.
Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы. Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное. У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз — «Марг бар шурави» или «Смерть Советам». Несмотря на такой негативный смысл, национальное прозвище вполне восприняли и солдаты советской армии, которым вменялось в обязанность поддерживать хорошие отношения с местными.
Многие воины-интернационалисты продолжали так себя именовать и «на гражданке». Слово понравилось еще тем, что оно объединяло всех граждан страны: русских, украинцев, татар, казахов и др. Надо сказать, после распада СССР и забвения коммунистической идеологии, в Афганистане продолжили по старинке называть своих бывших врагов шурави. Правда теперь такое название закрепилось исключительно за гражданами РФ.
Ведь узбеки, таджики, туркмены и киргизы — это давние и хорошо знакомые соседи. Собственные имена у них имелись. Война 1979-1989 годов давно забыта, афганцы на русских за нее теперь и не думают обижаться. Поэтому и отрицательный смысл у прежней презрительной клички опять пропал.
Шурави — это такие европейцы, которые ведут себя так же, как и азиаты.
Отличное знание родной земли способствовало использованию ими всех преимуществ горной местности. Крупные военные лагери, развертываемые афганцами в начале войны и уязвимые с воздуха, вскоре сменились небольшими, прячущимися в скалах лагерями.
Большое количество добровольных помощников, снабжающих повстанцев информацией и продовольствием, глубокая религиозная убежденность в борьбе против «неверных», неприхотливость делали афганцев трудным противником. Слово «шурави» стало для них лозунгом освободительной борьбы. Среди солдат-срочников были те, кто свято верил, что действительно выполняет свой долг, осуществляя помощь жителям малограмотной, неразвитой страны.
Советские военнослужащие в Афганистане, воспитанные в социалистическом духе, понимали, что выполняют свой долг перед Отечеством, и делали это честно. Вместе с военными в страну приехали работать тысячи мирных специалистов: инженеры, строители, врачи. Что такое «шурави» для тех, кто прошел афганскую войну?
Вероятно - свой, такой же, как и они. Военные действия продолжались более девяти лет и унесли жизни почти миллиона афганцев. Правительство озвучило наши потери цифрой в 15 тысяч человек.
В середине лета 1987 года новое правительство Афганистана предложило бунтовщикам мирное решение затянувшегося военного конфликта. По результатам соглашения, подписанного СССР в Женеве, 15 мая 1988 года начался организованный вывод войск с территории Афганистана. Девятью месяцами позднее, 15 февраля 1989 года ее официально покинул последний советский бронетанковый взвод.
Солдат молчал, а старик, не дождавшись ответа, ушел. Потом, когда мы с Хайрулло начали прощаться, он спросил меня: «Неужели до конца моих дней мне будет сниться Афган, ведь тому старику до сих пор снится война с немцами?.. С пожилым швейцаром кабульской гостиницы «Интерконтиненталь» Мухаммадом мы познакомились осенью 2011 года. Он подошел ко мне в фойе гостиницы и спросил, не знаю ли я, когда вернутся в Афганистан «шурави». Такой вопрос ошеломил меня, я начал разъяснять ему, что «шурави» больше нет, и никто с того берега Амударьи не собирается вводить войска в Афганистан. Мухаммад выслушал меня, а потом начал свой длинный монолог. Он рассказал, что тогда воевал против «шурави», о чем сегодня сильно жалеет. Прошли годы и я понял, что меня обманули, ведь именно тогда в советских госпиталях мои соплеменники узнали, что в мире есть бесплатная медицинская помощь, а бедным раздают продукты питания бесплатно, и дети начали получать бесплатное образование», - говорил Мухаммад.
Да, поминаем!
Потому что СССР не вёл себя как оккупант. Ваши геологи разработали сотни газовых месторождений, ваши инженеры построили ГЭС в Пули-Хумри и Наглу, в Кабуле всё напоминает о советской помощи — школы, автопредприятия, нефтебазы, жилые кварталы. И американские генералы пытаются доказать афганцам: ничего этого не было, была лишь кровь и война. В Кабуле всюду кошмарные пробки — на каждом шагу блокпосты, здания министерств окружены бетонными стенами, защищаясь от террористов-смертников, полиция обыскивает машины в поисках взрывчатки. С 2001 г. Куда делись эти безумные деньги? Они подчистую разворованы афганскими чиновниками, полевыми командирами и наркомафией, строящей себе роскошные дворцы в Дубае. Даже «Талибан» платит своим боевикам больше, чем получают солдаты афганских войск. Моё такси останавливается рядом с кабульским хлебозаводом.
В периоде «советской власти» было много плохого, но хватало и хорошего. Афганцы продолжают это помнить — хотя их и пытаются заставить забыть. Подпишитесь на рассылку Одно письмо в день — подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста. Можно отписаться в любой момент.
«Дурак, зря воевал с русскими». Почему в Афганистане любят «шурави»?
Почему афганцы называли русских шурави? Ответы пользователей Отвечает Кира Лавров 12 мар. Они воспринимали русских исключительно как агрессоров и узурпаторов. И жители страны, и переселенцы признательны советским людям, «шурави», и хорошо отзываются о русских: «Они помогали нам». Отвечает Давид Медведев 9 мар. Американцы же практически не помогают...
Поначалу все складывалось благополучно. Без особых происшествий добрались до места расположения базы, устроили грандиозный «фейерверк» и без потерь стали отходить. Очнувшиеся от такой дерзкой вылазки «шурави» так назывались военнослужащие Советской Армии , моджахеды организовали преследование, регулярно вступая в боевой контакт с десантниками. Несмотря на свои потери, душманы продолжали упорно наседать. Для самостоятельного отхода к своим и рассеивания преследователей десантники решили рассредоточиться по пять человек.
Командиром отделения был назначен Имран. Его группа пробиралась по наиболее сложному горному маршруту. Вскоре появились первые раненые. Уходить стало еще труднее. В момент отчаяния Имран решил остаться, чтобы прикрыть отход товарищей.
В минуту передышки он сказал о своем решении. В наступившем молчании, которое, казалось, длилось вечность, а на самом деле какие-то секунды, раздался голос одного из бойцов. Его все звали Санькой, вероятно, за слишком уж мальчишеский вид. Это было его первое боевое крещение. Имран опешил от такой просьбы, как будто речь шла о чем-то обыденном.
Сказано, уходить всем! У вас у всех есть родители. А у меня нет никого, я детдомовец. Так что плакать по мне некому, — сказал он с грустной, какой-то извиняющейся улыбкой. Несмотря на приказание, а затем и уговоры, Санька остался там.
Навсегда девятнадцатилетним…Благодаря ему оставшиеся бойцы благополучно вышли в расположение своих войск. Я не знал этого парня, но запомнил его навсегда. Житель с. Гехи Руслан Саралиев в свои восемнадцать лет попал сразу в Афганистан, прослужив зенитчиком ровно два года срочной службы. Он вспоминает, как после тифа он оказался в госпитале, ему предложили комиссоваться.
При встрече со своими земляками он рассказал им об этом предложении. Вместе с ним в его части оказались шестеро чеченцев и четверо ингушей. Окончательное решение его было таким: «Я пришел сюда с вами и уйду, даст Аллах, домой вместе с вами». Там же, в госпитале, он познакомился с другим своим земляком, жителем с. Чишки Саид-Селимом Эскиевым.
Это была их первая и последняя встреча. Эскиев проходил службу на отдаленном посту возле населенного пункта Сураби вблизи афгано-пакистанской границы. Когда ему оставалось до конца срока службы два месяца, его отряд вышел на боевое задание. Когда у одного из впереди идущих под ногами раздался шелчок, Эскиев, не раздумывая, оттолкнул его и сам лег на мину, своей жизнью спасая товарищей… Билал Таташов вспоминает, как после его службы в Афганистане туда же, на срочную службу, был призван его младший брат Халил. Однажды во время сопровождения колонны он попал в ту часть, в которой служил Билал и встретил его сослуживца Юсуп-Хаджи из Гудермесского района.
Когда я передавал свой ремень Юсупу-Хаджи, на нем было уже пять имен.
Видимо, тогда 24-летняя фельдшер-шурави попала в поле зрения тургундийских «авторитетов». После этого в батальоне побывал в гостях у особиста Дастагир-хан, старший брат Джелани-хана.
Тогда никто и не догадывался, что это были «смотрины». Вскоре появился и сам соискатель руки и сердца. Правда, он истолковал это по-своему: решил, что мне ткань не понравилась.
Позвал в дукан — магазин — и предложил выбрать всё, что я хочу. Когда я снова отказалась от подарков, Джелани-хан понял, что сватовство не удалось. Потом наш особист со смехом рассказывал, что породистый афганец, прежде чем идти ко мне, попросил в батальонном магазине продать ему офицерские туфли — они там обычно в калошах ходили.
Роды в кишлаке Был случай, когда в батальон приехали афганцы из соседнего кишлака на трёх машинах марки «Тойота». У одного из них жена собралась рожать, им сказали, что у шурави есть женщина, умеющая принимать роды. Допустить на женскую половину дома мужчин-медиков они не могли.
К тому же афганский кишлак — настоящий лабиринт узеньких улиц, где два человека расходятся с большим трудом. Там легко заблудиться и потеряться. С собой я взяла на всякий случай кнопочный нож, спрятала его среди перевязочного материала.
Не столько для самообороны, вряд ли такое оружие мне помогло бы, сколько, чтобы не попасть живой в руки моджахедов.
Обращение "бача" для них значит намного больше, чем "брат", "друг", "родной". Это обращение — особый знак единства. По нему отличают своего от остальных.
15 февраля. Кто такие Шурави?
Среди моджахедов был популярен девиз "Марг бар шурави", что означает "смерть Советам". Россия — уникальная страна, многонациональная и многоконфессиональная, и те, кто совершил теракт в «Крокус Сити Холле», преследуют одну цель — разделить российское общество, нарушить его единство, привести к хаосу и смуте. Название произведения: Кто такие ШуравИ? Шурави,что такое Афган – 21 просмотр, продолжительность: 03:12 мин. Смотреть. Те афганцы, кто не ушел в горы с оружием, бежали из страны целыми кишлаками — за годы власти НДПА из Афганистана уехало около миллиона человек. Не ошибусь, если скажу, что «Шурави» вот уже четверть века является мощнейшим центром патриотической работы в Ржеве и Ржевском районе.
«Шурави». За что афганцы любили и уважали советских солдат?
Амина устранили. США и их союзники вложили гигантские средства на психологическую обработку, обучение и обеспечение оружием моджахедов, воевавших против действующей власти, поддерживаемой нашим правительством и Ограниченным контингентом наших войск — 40 армией. О шурави, о советских солдатах, воевавших в Афганистане, сняты фильмы «Шурави», написаны книги, патриотические клубы создают музеи. Моджахеды, которые воевали тогда против наших солдат, с уважением отзываются о своих бывших противниках и с нескрываемым презрением говорят об американцах, обманом и предательством Горбачёва оккупировавших их страну.
Бандитам так и не удалось взять в плен советского офицера: он подорвал себя и врагов оставшейся гранатой. Наших было семнадцать, а душманов — человек 400. Мой взвод находился недалеко, мы и вызвали подкрепление, чтобы забрать раненого и тела своих ребят.
Его отцу, который разыскал многих сослуживцев сына, пришлось одиннадцать лет биться, чтобы подвиг Сергея оценили хотя бы посмертно. Владимир готов говорить о бригаде, о заслугах других, но о том, за что он награждён медалью «За отвагу», сказал кратко. Я очень горжусь этой наградой, многим из нас пришлось проявить отвагу и храбрость, чтобы выполнить эту боевую задачу. Помню ли первого погибшего от своей пули? Нет, когда идёт бой, тут не до впечатлений. А один случай врезался в память.
Наблюдатель доложил, что на сопке над нами замечены духи. Мы схватили эрдэ Ред. А они уже метров на двести к нам подкрались. Перебежками идём в наступление, и тут мне кричат: «Вовка, дух сзади! Я оказался быстрее. Но шок испытал очень сильный.
В бою некогда бояться, страх приходит потом. Бригада, в которой служил Владимир Санаров, была мотострелковой, а рота десантников, приформированная к ней, усиливала её боевую мощь.
Гехи Руслан Саралиев в свои восемнадцать лет попал сразу в Афганистан, прослужив зенитчиком ровно два года срочной службы. Он вспоминает, как после тифа он оказался в госпитале, ему предложили комиссоваться. При встрече со своими земляками он рассказал им об этом предложении. Вместе с ним в его части оказались шестеро чеченцев и четверо ингушей.
Окончательное решение его было таким: «Я пришел сюда с вами и уйду, даст Аллах, домой вместе с вами». Там же, в госпитале, он познакомился с другим своим земляком, жителем с. Чишки Саид-Селимом Эскиевым. Это была их первая и последняя встреча. Эскиев проходил службу на отдаленном посту возле населенного пункта Сураби вблизи афгано-пакистанской границы. Когда ему оставалось до конца срока службы два месяца, его отряд вышел на боевое задание.
Когда у одного из впереди идущих под ногами раздался шелчок, Эскиев, не раздумывая, оттолкнул его и сам лег на мину, своей жизнью спасая товарищей… Билал Таташов вспоминает, как после его службы в Афганистане туда же, на срочную службу, был призван его младший брат Халил. Однажды во время сопровождения колонны он попал в ту часть, в которой служил Билал и встретил его сослуживца Юсуп-Хаджи из Гудермесского района. Когда я передавал свой ремень Юсупу-Хаджи, на нем было уже пять имен. После общения с моим братом Юсуп-Хаджи подарил ему тот самый ремень, в свое время подаренный ему мною», — вспоминает Билал Таташов. Необходимо отметить, что спустя всего пять лет, уже во время боевых действий в Чеченской Республике, боевое братство оказалось сильнее политических предрассудков. Известно, что часть чеченских «афганцев» в период боевых действий на территории ЧР входили в состав незаконных вооруженных формирований.
Однако это не мешало им поддерживать контакты с «афганцами» из регионов России, которые обращались с просьбами о поиске пропавших без вести солдат, а также военнослужащих, находившихся в плену. Боевое братство оказалось сильнее политических предрассудков. Так, например, ветераны войны в Афганистане с помощью своих боевых друзей-чеченцев оказали содействие в освобождении из плена майора Морозова и его группы из 50 человек. А вот как вспоминает майор Морозов, командир отряда 22-й обр спецназа ГРУ, плененный боевиками 8 января 1995 года в горах вблизи с. Комсомольское, о встрече с чеченскими «афганцами» в журнале «Братишка» за январь 2010 года: «В первые дни меня допрашивали начальник разведки и начальник контрразведки Шалинского района. Оба в прошлом военные, служили в Афгане.
Сидим в камере. Заходят: «Морозов, пошли». Ну, думаю, начинается. Выходим из здания департамента госбезопасности Шалинского района, раньше там милиция была. Они мне так, негромко: «Ты только веди себя спокойно, не дергайся». А выглядим мы почти одинаково.
Все в камуфляже и в черных вязаных шапочках. Я за несколько дней уже оброс. Выходим, пересекаем площадь и заходим в кафе. Садимся за стол. Они что-то сказали, и скоро на столе появились бутылка водки, соленые огурцы и еще что-то из закуски. Они наливают и говорят: «ну что, братан, давай за встречу».
Мол, братья-«афганцы» и т. Они и говорят: «Ты знаешь, мы пока не решили, что с вашим отрядом сделать.
Почему афганцы называли русских шурави? Ответы пользователей Отвечает Кира Лавров 12 мар. Они воспринимали русских исключительно как агрессоров и узурпаторов. И жители страны, и переселенцы признательны советским людям, «шурави», и хорошо отзываются о русских: «Они помогали нам».
Отвечает Давид Медведев 9 мар. Американцы же практически не помогают...