Сегодня петербуржцы традиционно вспоминают величайшего русского писателя Федора Михайловича Достоевского, который 142 года назад, 9 февраля 1881 года, тихо умер в своей. Главной причиной расследования стал роман Достоевского "Идиот", вернее само название произведения. 19 ноября смертный приговор Достоевскому был отменён по заключению генерал-аудиториата «ввиду несоответствия его вине осужденного» с осуждением к восьмилетнему сроку каторги. Это говорит о том, что Достоевский верил в религиозный исход смерти и возрождение души человеческой в вечной жизни. Утром во всех газетах появилась информация о смерти Достоевского, в дом которого устремилось множество людей, чтобы присутствовать на панихиде и похоронах.
142 года со дня смерти классика: в Петербурге вспоминали Фёдора Достоевского
В ночь с 25 на 26 января, работая в своем кабинете, Достоевский начал кашлять кровью. Не просто ведь итальянец Тонино Гуэрра после каждого разлада со своей русской женой вспоминал имя Достоевского. После смерти мужа она написала книгу воспоминаний, публиковала произведения Достоевского и стала известной филателисткой. К дате отреставрировали нагробный памятник 9 февраля в Некрополе мастеров искусств прошло возложение цветов к месту захоронения Федора Михайловича Достоевского. Особенно, относительно подлинных обстоятельств смерти Федора Достоевского, последних дней и часов его земной жизни. Особенно, относительно подлинных обстоятельств смерти Федора Достоевского, последних дней и часов его земной жизни.
Достоевский Фёдор Михайлович
Речь идет о произведении «Солдатская беседа», которое позднее Достоевский признал бездарным. В нем были не просто издевательства над верой и властью, а конкретные призывы к перевороту. Следователи настаивали на том, что Петрашевский и его товарищи прониклись этими идеями и были готовы к активным действиям. Возможно, в этом была доля правды, так как среди кружковцев царили радикальные настроения. Спустя годы, переосмыслив многое, Достоевский опишет своих товарищей в романе «Бесы».
Каторжники Кстати, сам автор «Солдатской беседы» Григорьев тоже пострадал. Ему присудили целых 15 лет каторги. Достоевский же после помилования отправился с товарищами по этапу в Сибирь. Проезжая Тобольск, они встретились с женами декабристов.
Свой экземпляр Федор Михайлович хранил всю жизнь как реликвию. После 4 лет каторги его отправили служить простым солдатом в забытый Богом Семипалатинск. Вернуться в Петербург писателю разрешили только в 1857 году. А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Январь — август. Резкие выражения, в которых Достоевский сформулировал эту идею, смущают исследователей, и споры о его отношении к евреям до сих пор продолжаются. Евреи и еврейский вопрос в произведениях Ф. Начало творческого пути Льва Выготского. Из воспоминаний Семена Добкина. Ранние статьи Л. Lewiston, 2000..
А в Российской империи это было негласной нормой. Впрочем, Достоевский не любил и другие народы, например поляков. Однозначно Достоевский относился с любовью только к «русскому народу-богоносцу» Мысль о русском народе-богоносце принадлежит Ивану Шатову, герою романа Достоевского «Бесы». Аналогичные мысли о специфической цивилизационной роли русского народа озвучивал и князь Мышкин в «Идиоте».. Как возникли фразы «Тварь ли я дрожащая или право имею», «Красота спасет мир» и другие выражения писателя Легенда 9. Достоевский был приговорен к смертной казни, но его помиловали на эшафоте Вердикт: это правда. Обряд казни на Семеновском плацу. Рисунок Бориса Покровского.
Главу этого объединения Михаила Буташевича-Петрашевского обвинили в «замысле на ниспровержение государственного устройства» В кружке были люди разных политических взглядов, но многие были социалистами-утопистами. Сборник материалов. Доклад генерал-аудиториата. Осужденных привезли на площадь, где их должны были расстрелять. Власти решили разыграть маленький спектакль и как будто действительно провести расстрел. Достоевский после вспоминал, что был в списке шестым. В сериале Владимира Хотиненко «Достоевский» допущена неточность: писателя вместе с Буташевичем-Петрашевским и еще одним членом кружка первыми выводят на расстрел и надевают мешок на голову, будто они главные преступники и заговорщики. А в реальности Достоевский наблюдал за казнью со стороны, просто зная, что он следующий.
Другие осужденные вспоминали, что в этот день он вел себя очень восторженно — впечатлений от ожидания казни ему хватило на всю жизнь. А вот Николай Григорьев, который на самом деле был в первой тройке и ждал выстрелов с мешком на голове, сошел с ума. Легенда 10. Достоевского ненавидели другие писатели Вердикт: это полуправда. Карикатура Николая Степанова. Это был вымысел, но он казался правдоподобным. У всех насмешек был общий сюжет: Достоевский считает себя лучше остальных писателей и требует к себе особого отношения. Зародившаяся тогда вражда с Тургеневым сохранилась на долгие годы, хотя их экономическим отношениям это как будто не мешало: Тургенев печатался у Достоевского в журнале в 1860-е годы, а Достоевский позже брал у него деньги в долг.
Это экспериментальный труд, не биография, которая предполагает последовательное изложение событий, а описание некоторых случаев, повлиявших на Достоевского, потому что, как считает Волгин, «его жизнь — это не только непреходящая национальная драма, но и мировая драма», потому что ни у какого писателя в мире больше не было такой драматичной судьбы. В книге, по уверению автора, проанализированы основные моменты жизни Федора Михайловича, которые до этого либо вообще были неизвестны, либо были мало изучены, поскольку считались второстепенными. То есть даже те, кто уже и так хорошо знаком с биографией Достоевского, смогут найти для себя много нового. Мне пришлось, конечно, немного поплутать, Экспоцентр в этом плане довольно лабиринтообразный, но все же я нашла зал 5. Борис Евсеев, памятуя о наставлении самого Искандера — «молодые писатели должны подавать не надежды, а рукописи» — говорил о том, что писатель не может добиться правды творчества и понимания читателя, если у него нет своего стиля: «Обретение своего стиля — процесс совсем не простой и не искусственный. Стиль — это человек.
Розанов считал, что стиль — это душа». На вопрос из зала о важных именах в литературе спикеры больше склонились к тому, что нужно говорить не об именах, а о направлениях, и их, по мнению Бориса Евсеева, четыре: неореализм; мистико-метафорическая; постмодернизм. Евгений Попов, вице-президент ПЕН-центра, ведущий мастерской прозы в Литинституте, с присущей ему прямотой уверенно заявил: «Если писатель пишет хороший текст, он — хороший писатель, а если плохой — он плохой писатель. А если он вообще ничего не пишет, значит, он вообще не писатель», — и призвал молодых авторов участвовать в конкурсах, премиях, фестивалях, потому что «даже если не победите, хоть лишние пять человек вас прочитают!
Он сам захотел написать портрет Достоевского, и, по словам жены усопшего, очень талантливо справился со своей работой: «На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни». Об этом лице умершего писателя говорили очень многие: казалось, будто он спит на своей подушке и легонько улыбается, словно видит хороший сон. Литератору и юристу Анатолию Кони тоже особенно запомнилось лицо Достоевского: «Какое лицо! Его нельзя забыть... Хотелось сказать окружающим: «Nolite flere, non est mortuus, sed dormit». То есть, с латинского «Не плачьте, — он не умер, он только спит». Достоевский на смертном одре. Рисунок И. Крамского, 1881 «Никогда ещё не бывало на Руси таких похорон» Утром во всех газетах появилась информация о смерти Достоевского, в дом которого устремилось множество людей, чтобы присутствовать на панихиде и похоронах. Особенно многочисленными были делегации петербургских студентов, которые с молитвами и слезами пришли проводить в последний путь своего любимого писателя. Прибыли также высокопоставленные лица. Литераторы, собратья Достоевского по перу, составили из себя комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них безутешную Анну Григорьевну. Весь Кузнечный переулок и Владимирская площадь наполнялась людьми. Наконец Достоевского вынесли из квартиры в дубовом гробу, обвитом гирляндами-цепями из еловых ветвей. Издатель и типограф Михаил Александров, занимающийся текстами Достоевского, сохранил воспоминание об этом моменте: «Вперед! На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы». Похороны Достоевского. Художник В. Порфирьев, 1881 Критик Николай Страхов говорил, что похороны Достоевского были масштабнейшим явлением, и приводил в доказательство следующие цифры: в погребальной процессии, при выносе тела писателя из квартиры в Кузнечном переулке в церковь Сошествия Святого Духа в Александро-Невской лавре, насчитывалось 67 венков. То есть 67 различных учреждений и обществ пожелали почтить память Фёдора Михайловича. Пели 15 хоров певчих, а это значит, что 15 различных организаций и ведомств решили участвовать в похоронах писателя.
"Внезапно умер господин Достоевский..."
Но когда все начали спрашивать: "что ты сейчас читаешь? А теперь хочу сказать: читалось на одном дыхании. Меня захватил вихрь мыслей, событий, чувств. О каждом персонаже тут можно отдельно роман написать Что же больше всего меня поразило, дак это психология. Ну кааааак можно быть таким гениальным?
С этим надо было смириться, смотреть как на болезнь, против которой не имеется средств. Единственный способ борьбы — это бегство». Федор Михайлович не мог утерпеть и проиграл все. Мы сидели без денег и придумывали, что бы такое предпринять, чтобы не думать больше о выигрыше и уехать, наконец из этого ада.
Мне стоило много усилий обратить его внимание и мысли на что-нибудь другое. С выездом из Баден-Бадена закончился бурный период нашей заграничной жизни. К игре Федор Михайлович больше не возвращался никогда», — из дневника Анны Григорьевны. На столе писателя появились самые драгоценные для него рукописи, записочки от его детей: «Милый папочка, я тебя люблю! Люба», «Папа, дай гостинца. Дети Федора Михайловича — старшая Люба и младший Федя. Клянусь, в этом три четверти счастья жизненного. Голубчик Аня, не потеряй их как-нибудь в толпе и ради Бога, не простуди, Аня, молю тебя!
Вчера был день рождения моего Феди, пришли гости, а я сидел в стороне и кончал работу», — из воспоминаний писателя. Достоевский вынужден был писать быстро, он содержал семью и помогал деньгами многочисленной родне, но предупреждал о возможности разрушительной силы денег: «Нельзя служить и Богу, и богатству». Вся тайна тут, вся история тут. Описание цветка с любовью к природе гораздо более в себе заключает гражданского чувства, чем обличение взяточников. Кто не любит природу, не любит и человека. Как я была бы счастлива, если бы мне удалось хоть сколько-то украсить его жизнь. У него так мало было радостного, что хоть под конец-то ему было бы хорошо», — из записей супруги Федора Михайловича. Последние 9 лет своей жизни Достоевский подолгу жил в Старой Руссе.
Жена, как добрый ангел, ограждала его от всяких волнений. В тихой провинции был создан роман, написанный с силой и страстью древнегреческой трагедии, только трагедии не античной, а христианской — мучительный выбор между верой и неверием. Наверное, из романов Достоевского «Братья Карамазовы» сильнее всего всколыхнул читающую Россию. Мерзавцы дразнили меня необразованной верой в Бога, им ли меня учить? Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицания, к которой перешел я. Стало быть, не как мальчик я верую во Христа, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла. Я боюсь сведению небес на землю, результатом будет создание церкви атеистов. Я сложил в себе символ веры, он очень прост.
Если бы мне кто-то сказал, что истина вне Христа, то мне лучше бы оставаться с Христом, нежили с истинной», — рассуждал писатель. Духовным событием стала для Достоевского поездка в знаменитую Оптину Пустынь летом 1878 года — место паломничества многих русских писателей. Там он трижды встречался для беседы с духовно мудрым старцем Амвросием. Старец напутствовал его словами: «По имени Божий дар, да будет и житие твое». Достоевский ездил в Оптину после смерти своего трехлетнего сына Алеши, и дума его была об отцах и детях, о том, что иногда можно полностью перевоспитать себя ради своих детей, воздержаться от дурных привычек. Семья ведь создается, а не дается готовой, только тогда это крепко, тогда свято. Ребенок, что цветок, что листок завязавшийся весной на дереве. Ему надо свету, воли...
Почему лишь десятая часть людей должна получать высшее развитие, а остальные — послужить тому средством. Одни — жить в достатке, а другим — лаптем щи хлебать. Когда сознание его взрывалось от несправедливости бытия, Достоевский становился публицистом. Большой успех имело издание «Дневника писателя». В годы балканского кризиса русско-турецкой войны Достоевский писал, о тысячах российских добровольцах, которые участвуют в освобождении угнетенных славянских народов от жестокого и унизительного ига. Он писал о событиях, не как о новости, а о том, что от нее останется постоянного, связанного с более общей, цельной идеей. Мы такой народ, что до сих пор ни под какую науку не подходим», — из дневника Достоевского. Для Европы Россия одна из загадок Сфинкса.
Люди в России странные — как будто европейцы, а как будто и варвары. Живут в избах и не способны к высшему развитию по причине морозов. В России был император Петр , монарх не без способностей. Женевец Лефорт воспитал его и внушил обрезать русским бороды и завести флот. Не родись в Женеве Лефорт, русские до сих пор ходили бы с бородами. Наша задача — создать себе новую форму, взятую на почве нашей из народных начал», — писал Федор Михайлович о реформах Петра I. Александр Сергеевич Пушкин: «Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь» За год до смерти Достоевский получил приглашение в Москву от общества любителей русской словесности, на торжества, посвященные открытию памятника Пушкину. В своей речи Достоевский высказал заветные мысли о любимом поэте и о будущем России.
Эту мысль Пушкин доказал в своих произведениях, другая мысль — это поворот его к народу, немыслимы сами реформы Петра. Пушкин дал немало типов русской красоты, повсюду у него слышится вера в русский характер, в его духовную мощь, а коли вера, стало быть и великая надежда за русского человека». Успех речи был ошеломительный, Достоевскому поднесли лавровый венок, Федор Михайлович положил его к подножию памятника великому учителю и поклонился до земли. Просвещенное общество было взбудоражено речью Достоевского, почитая его одним из лучших умов России. С ним выразил желание познакомиться наследник престола. А он чудил, вел себя не по этикету. Не вовремя говорил, не вовремя молчал, императорские высочества не в претензии, милости просят осчастливить посещением, а в ответ: «Если смогу, а то и не извольте гневаться», — и вышел, не пятясь, а повернувшись к их высочествам спиной.
Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов «Катехизис революционера» , фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события.
Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг. Грановский, петрашевцы, Белинский, В. Печерин, А. Герцен, даже декабристы и П. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский Нечаев , а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Санкт-Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе ; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом.
Портрет Достоевского работы Перова, 1872 В 1872 писатель посещает «среды» князя В. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала « Гражданин ». По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым , Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В «Гражданине» 1873 Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем , опубликовал ряд статей и заметок в том числе политические обзоры «Иностранные события». Скоро Достоевский начал тяготиться ред. Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья усилившейся эмфиземой легких в июне 1874 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875 , 1876 и 1879. В середине 1870-х гг. Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века.
В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого. В конце 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — «моножурналу» «Дневник писателя» 1876 и 1877 , имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: ««Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично». В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда». Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг. В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон , на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации.
Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением «Последних песен» Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова. Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с «живой жизнью». Он посещает при содействии А. Кони колонии малолетних преступников 1875 и Воспитательный дом 1876. В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь , где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России. В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 присутствует на казни И. Млодецкого, стрелявшего в М.
Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя. В «Дневнике писателя» вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении «Дневника» в связи с намерением заняться «одной художнической работой, сложившейся... История Карамазовых, как писал автор,— это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России». Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализма и христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема «отцов и детей» — такова проблематика романа.
Женившись второй раз, он снова уехал за границу, где продолжал безуспешно играть на рулетке. По возвращении в Петербург жена писателя Анна Григорьевна взяла в свои руки обустройство их жизни. Последние восемь лет жизни были наиболее удачными и светлыми годами Достоевского. В это время им написаны такие романы как «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др. Личная жизнь Женат дважды. Первый раз на Марии Дмитриевне Констант, вдове надзирателя Исаева. Второй раз женат с 1867 г. От этого брака имел детей: Софью, умершую во младенчестве от воспаления легких; Любовь, писательницу; Федора, коннозаводчика; Алексея, умершего во младенчестве от эпилепсии. Смерть Умер в Петербурге. Род Достоевского продолжается, его потомки живут в Санкт-Петербурге.
Консультации специалистов по ритуальным услугам
- Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском • Arzamas
- Недонесениe o распространении преступногo
- Смерть Достоевского
- Казнь, ссылка и каторга Ф.М.Достоевского | Пикабу
- Хронология событий
- Достоевский, Фёдор Михайлович — Википедия с видео // WIKI 2
Достоевский Фёдор
Смерть Ф. М. Достоевского | В нём любимый герой Достоевского рассуждает о казни с помощью гильотины, о душевной муке и её силе, об ужасе, который испытывает человек, приговорённый к смерти. |
От тюрьмы до сумы. У Фёдора Достоевского одна из самых интересных биографий | К дате отреставрировали нагробный памятник 9 февраля в Некрополе мастеров искусств прошло возложение цветов к месту захоронения Федора Михайловича Достоевского. |
За, что Достоевского приговорили к смерти | После смерти императора Николая I 18 февраля 1855 года Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвященное его вдове. |
Федор Достоевский - биография, жизнь и творчество писателя | Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. |
Опять загадка: смерть Достоевского | Эпикур Ф едор Михайлович Достоевский умер (28 января) 9 февраля 1881 года. |
Достоевский Федор Михайлович
Достоевский, умирая, был спокоен, несколько даже радостен и тих. Тяжело пережив смерть матери (1837), Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище — одно из лучших учебных заведений того времени. Достоевский был признан виновным в чтении и распространении письма Белинского Гоголю, высказываниях против цензуры и недонесении на других членов кружка. После известия о смерти Достоевского квартира заполнялась толпами народа, пришедшим проститься с великим писателем.
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
После смерти императора Николая I 18 февраля 1855 года Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвященное его вдове. 140 лет назад, 9 февраля 1881 года, скончался Ф. М. Достоевский. Рассказ митрополита Илариона о его последних днях основан на воспоминаниях А. Г. Достоевской. 140 лет назад, 9 февраля 1881 года, скончался Ф. М. Достоевский. Рассказ митрополита Илариона о его последних днях основан на воспоминаниях А. Г. Достоевской.