Лидеры стран СНГ после подписания Декларации о создании Содружества независимых государств в Алма-Ате, 21 декабря 1991 года. СНГ, созданный формально и фактически как способ сохранять мирные и конструктивные отношения между государствами бывшего СНГ, как средство мирного расхождения по своим дорогам, свою задачу, так или иначе, выполнил. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации.
СНГ — «цивилизованный инструмент развода»?
управление отношениями между некоторыми государствами, которые ранее входили в Союз Советских Социалистических республик. Всего в рамках Содружества Независимых Государств создано 84 органа, в том числе 66 органов отраслевого сотрудничества. Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло на постсоветском пространстве после того, как попытки реформировать советскую федерацию потерпели неудачу. СНГ расшифровывается как Содружество Независимых Государств, которое было образовано 8 декабря 1991 года в белорусской столице Минске. Лидеры стран СНГ после подписания Декларации о создании Содружества независимых государств в Алма-Ате, 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества, согласно Уставу, являются только государства-участники, присоединившиеся к Уставу СНГ в течение одного года после его принятия.
ДОСЬЕ: К 30-летию Содружества Независимых Государств
Встреча и подписание произошли в резиденции «Вискули». Таблица: Кто подписал Беловежские соглашения 1991 года? Соглашение от 8 декабря 1991 года требовало ратификации правительствами стран, подписавших документ. Для Украины и Белоруссии это произошло 10 декабря, а для России - 12 декабря. Положения Соглашения Беловежские соглашения от 8 декабря 1991 года это документ, который состоял из 14 статей. Наиболее важными и интересными статьями являются следующие: «1». Каждое государство обеспечивает равенство прав для граждан своего государства и граждан союзных республик.
Каждый участник Содружества может добровольно и в одностороннем порядке покинуть организацию, уведомив об этом других участников союза. На территории государств, подписавших соглашение, не допускается действие норм законодательства третьих стран, включая СССР. Остальные пункты носят менее интересный характера, где в целом обсуждаются вопросы сферы взаимодействия между союзниками. Подписание Соглашения о создании СНГ Интересным для понимания логики происходящего является начало соглашения, где указываются причины, по которым СССР должен быть распущен,и по которым страны должны продолжить самостоятельное существование. В конце концов - почему именно эти 3 страны подписали документ? Ответ прост - потому, что именно эти страны подписали Договор от 1922 года.
Получается простейшая логика - если мы создали, мы можем и распустить. В действительности и в 1922 году не только 3 страны заключали Договор, и в 1991 году реалии были таковыми, что законно распустить Союз отдельные его представители не могли. Беловежские соглашения визуально создавали иллюзию сохранения частичного преобразования Союза. Советские граждане, которые окончательно запутались в происходящих событиях, воспринимали оба Союза примерно одинаково. Проблема в том, что СССР был надгосударственное надстройкой, а СНГ это подгосударственная надстройка, причем с крайне хрупким фундаментом. Это не тот случай где перемена мест значение не меняет.
Ведь в первом случае мы говорим о едином государстве, которое состоит из множества других. А во втором случае о конкретном государстве, которое теоретически контактирует с другими представителями посредством союзного договора. Заявление о подписании документа После подписания беловежских соглашений, руководители стран выступили с совместным заявлением. Оно было достаточно коротким, поскольку там было всего 4 пункта, объясняющих причины произошедшего: Подписание нового союзного договора продвигалось низкими темпами Коммунистическая партия в ее текущем составе правления привела к масштабному кризису в стране. В стране огромное количество межнациональных конфликтов. Назрела необходимость проведения преобразований.
Заявление о подписании беловежских соглашений Подобное заявление не дает конкретных ответов на поставленные вопросы. Фактически было сказано, что органы управления СССР не справляются со своими обязанностями, в результате чего в стране возникло огромное количество противоречий, решить которые можно только созданием отдельных независимых государств, каждое из которых будет проводить более эффективную внутреннюю политику по сравнению с политикой, проводимой в СССР.
Назрела необходимость проведения преобразований.
Заявление о подписании беловежских соглашений Подобное заявление не дает конкретных ответов на поставленные вопросы. Фактически было сказано, что органы управления СССР не справляются со своими обязанностями, в результате чего в стране возникло огромное количество противоречий, решить которые можно только созданием отдельных независимых государств, каждое из которых будет проводить более эффективную внутреннюю политику по сравнению с политикой, проводимой в СССР. Изначально в политический альянс входили Россия, Украина и Белоруссия.
Всего через 13 дней документ был расширен. Произошло это по Протоколу от 21. Он представлял собой дополнение к Соглашению.
Для различных государств этот протокол обрел юрсилу в разное время, в зависимости от его ратификации. Быстрее всего документы были ратифицированы в Казахстане, где это произошло уже 23. Позже всего в Таджикистане, где это произошло 26.
Чтобы это понять достаточно рассмотреть заявление Комитета конституционного надзора СССР от 11 декабря 1991 года. Это заявление было сделано в результате обращения граждан и различных госструктур, которые просили комитет дать правовую оценку соглашения от 8 декабря 1991 года. Основные моменты заявления комитета следующие: Все союзные государства имеют право подписывать между собой и другими государствами международные соглашения.
В этой связи соглашение об организации Содружества независимых государств является легитимным. С другой стороны, целый ряд положений этого документа - незаконны. В республиках прекращают действовать законы любых третьих государств, включая СССР - является заявлением недопустимым и незаконным.
Подобные процессы должны происходить строго по Конституции, где прописаны все нормы и механизмы. Россия, Белоруссия и Украина действительно подписали Союзный договор 1922 года. Однако вместе с ними этот исторический документ подписали страны Закавказской Федерации Армения, Грузия и Азербайджан.
Этот документ в последующем лег в основу советской Конституции. Во всех редакциях договора и Конституции говорилось, что все страны участники СССР обладают равными правами. Поэтому любое решение вопроса об изменении статуса СССР должен решаться всеми странами, а не отдельными их представителями.
Уничтожение СССР в одностороннем порядке, приводит к огромному количеству спорных моментов, в частности и к вопросу о принадлежности армии. Вооруженные силы формируются и существуют на основании союзного законодательства, поэтому их переход в подчинении того или иного государства может быть обусловлен только переходными положениями. У СССР есть международные права и обязанности.
Кто-то должен взять на себя ответственность по ним. Реакция руководителей СССР События декабря 1991 года это финальная точка развала страны, но события, приведшие к этому, развивались задолго до этой даты.
В мае 2018 года Украина отозвала своих представителей из уставных органов СНГ, 10 августа 2018 года — официально прекратила деятельность своего постоянного представительства в Минске. Рабочий язык СНГ — русский.
Созданные в рамках СНГ механизмы позволяют учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляют возможность каждой из них участвовать в тех сферах сотрудничества и в той мере, которые отвечают ее национальным интересам. Совет глав государств является высшим органом Содружества, в котором принимаются решения по стратегическим вопросам, связанным с деятельностью государств-участников в сферах их общих интересов. Совет глав правительств координирует взаимодействие органов власти государств Содружества в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет министров иностранных дел — основной исполнительный орган, обеспечивающий сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств — участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Межпарламентская Ассамблея проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает предложения в сферах деятельности национальных парламентов.
Членство в составе СНГ добровольное. Документом было признано прекращение деятельности СССР и утверждено согласие сторон в продолжении дипломатического, политического, культурного, социального, экономического сотрудничества между странами-участницами договора.
Беловежские соглашения
Соглашением о создании СНГ регулирующие органы нового союза предполагалось разместить в Минске. Кто все же виноват Когда заговорщики собрались ехать в Беловежскую пущу, то приглашали приехать и руководителя Казахстана Н. Ельцин, как его друг, позвонил ему в самолет и пригласил его на встречу, говоря, что они собираются решать важные вопросы. Президент Казахстана в это время летел в Москву. Шушкевич позже писал, что все слышали, поскольку была включена громкая связь, что он обещал дозаправиться и прилететь. Президент Казахстана потом неоднократно заявлял, что он никогда бы не подписал Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Сведения о том, что руководители трех республик собрались в правительственной резиденции Вискули, белорусское КГБ своевременно сообщило руководству страны, в том числе и президенту СССР Горбачеву. В окрестности охотничьих угодий был направлен спецназ КГБ, окружив лес, сотрудники ждали приказа на арест заговорщиков. Достоверность этой информации подтвердил и президент Белоруссии Лукашенко. Однако приказа не поступило, центральные органы власти были полностью парализованы, в том числе и силовые ведомства, прокуратура и служба безопасности СССР.
Как позже писали: еще можно было бы восстановить единство в стране, разрушенное противостоянием Ельцина и Горбачева. Нужна была только политическая воля первого руководителя. По утверждению близких Михаила Сергеевича и его самого, он не отдал приказ на арест руководителей трех республик, потому что это "пахло гражданской войной" и кровопролитием. Все закончилось только заявлениями Горбачева, конституционного комитета, отдельных групп депутатов о том, что страна не может быть распущена решением трех республик и что решение недействительно. Дальнейшие события Для вступления в силу Соглашения о создании Содружества Независимых Государств необходима была его ратификация парламентами стран. Парламенты Украины и Белоруссии через день после подписания Соглашения, а именно 10 декабря 1991 года ратифицировали соглашение, одновременно денонсировав договор об образовании СССР от 1922 года. При этом "за" проголосовало абсолютное большинство депутатов, включая коммунистов, которые тоже хотели самостоятельности. За выход проголосовали как правящий блок, за принятие законов от которого агитировал спикер парламента Руслан Хасбулатов, так и самая большая оппозиционная фракция «Коммунисты России» под руководством Геннадия Зюганова. Правда сам Зюганов всегда отрицал, что он был за выход из Советского Союза.
Ряд членов Верховного Совета, а позже это признал и Хасбулатов, писали, что для ратификации нужно было созывать Съезд, высший законодательный орган, поскольку решения затрагивали основы конституционного строя. Краткая история создания СНГ После ратификации соглашения парламентами трех стран начались переговоры о вступлении в Содружество других бывших союзных республик. Руководители многих из новых независимых стран заявили о готовности присоединиться к Соглашению при условии, что они тоже будут объявлены учредителями. В конце декабря 1991 года в столице Казахстана Алма-Ате был подписан Протокол к соглашению о создании СНГ, который подписали руководители бывших советских республик, за исключением трех прибалтийских республик и Грузии. В документе говорится, что все страны-подписанты на равноправных началах создают Содружество Независимых Государств. Хотя о роспуске СССР было объявлено в Беловежском соглашении, однако даже после выхода трех республик остальные формально оставались в составе советского государства. В связи с этим 25 декабря сложил свои полномочия президент Горбачев М. В декабре 1993 года в СНГ вошла Грузия, которая после грузино-южноосетинского конфликта вышла из ее состава. В 2005 году Туркменистан понизил свой статус члена союза до ассоциированного.
Последствия Инициаторов создания неоднократно обвиняли в разрушении советского государства, однако они всегда отрицали это. Признавая, что они фактически совершили государственный переворот, лидеры трех республик декларировали, что они спасли постсоветское пространство от кровопролитного раздела и гражданской войны.
Особенно на контртеррористическом и антинаркотическом направлениях. Владимир Путин: «Это острая проблема. Несмотря на обещания бороться с наркопроизводством, в реальности… талибам, не знаю, удастся ли, хотят они этим заниматься, не хотят… Раньше они это делали и делали успешно. Но сегодня будет непросто отказаться от такого источника доходов, тем более в условиях кризисных ситуаций в афганской экономике». Россия предложила принять заявление о защите избирательных прав граждан и гарантиях электорального суверенитета стран — участниц СНГ. Еще один шаг — развитие взаимодействия в сфере миграции. Гармонизировать правовое и трудовое законодательство, прописать внятные требования и условия. Правило «номер один» Владимир Путин озвучил сразу.
Владимир Путин: «Все мы хорошо понимаем и знаем, сколько трудовых мигрантов из стран Содружества работает в России. И для вас, и для нас важно, чтобы люди адаптировались, легко входили в нормальную жизнь в России.
В 2005 году цена 1 тыс. На 2007 год «Газпром» предлагает газ Грузии уже по 235 долл.
В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Армении до 110 долл. Руководство Армении — стратегического союзника в России в Закавказье — высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики.
Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006. В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 долл. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 долл. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 долл.
В декабре 2005 «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В 2006 году Азербайджан получал газ «Газпрома» уже по 110 долл.
Ее отличительными особенностями являются продвижение взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества.
Гибкая архитектура межгосударственных и межправительственных связей позволяет учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам. Взаимодействие государств в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд.
Новости Исполкома СНГ
Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Беларуси, России и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. Аббревиатура СНГ означает Содружество Независимых Государств. Сегодня исполняется ровно 30 лет созданию Содружества Независимых Государств (СНГ).
Содружество Независимых Государств (СНГ)
Зачем создавали СНГ. СНГ — региональная межгосударственная организация. Содружество независимых государств (СНГ) – это международная организация, созданная после распада Советского Союза в 1991 году. региональное межгосударственное объединение, созданное в 1991 году бывшими республиками СССР. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано 8 декабря 1991 года в селе Вискули в Беловежской пуще в Беларуси.
Создание Содружества Независимых Государств
В 1995 году, СНГ принял договор в области прав человека, который включает в себя гражданские и политические, а также социальные и экономические права человека. Этот договор вступил в силу в 1998 году. Договор СНГ был составлен по образцу Европейской конвенции по правам человека, однако в нем не хватает сильных механизмов реализации прав человека. В договоре СНГ очень смутно определены полномочия Комиссии по правам человека. Устав Комиссии по правам человека, однако, используется в государствах-участниках СНГ в качестве решения проблем, что дает Комиссию право на межгосударственные, а также индивидуальные коммуникации. Договор СНГ предлагает ряд ценных новшеств, которые не встречаются в других организациях. Особенно региональные договоры по правам человека, такие, как Европейская конвенция о защите прав человека с точки зрения прав человека, которые он защищает и средства защиты. Он включают в себя сочетание социальных и экономических прав и прав в профессиональном образовании и гражданстве.
Он также предлагает в странах бывшего Советского Союза возможность иметь дело с вопросами прав человека в более привычной культурной среде. Тем не менее, члены СНГ, особенно в Центральной Азии, по-прежнему находятся среди самых отсталых стран в области прав человека в мире. Многие активисты указывают на андижанские события 2005 года в Узбекистане, или культ личности Президента Гурбангулы Бердымухамедова в Туркменистане, чтобы показать, что не произошло практически никаких улучшений в области прав человека с момента распада Советского Союза в Центральной Азии. Консолидация власти президентом Владимиром Путиным привела к устойчивому снижению скромного прогресса прошлых лет в России. Содружество Независимых Государств продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в достижении даже основных международных стандартов. С этой целью Совет разрабатывает концептуальные подходы к вопросам военной и оборонной политики государств-участников СНГ; разрабатывает предложения, направленные на предотвращение вооруженных конфликтов на территории государств-членов или с их участием; дает экспертные заключения по проектам договоров и соглашений, связанных с вопросами обороны и военных разработок; доводит вопросы, связанные с предложениями и инициативами до сведения Совета глав государств СНГ. Также важной является работа Совета по сближению правовых актов в области обороны и военного строительства.
Важным проявлением интеграционных процессов в области военного и оборонного сотрудничества государств-участников СНГ является создание в 1995 году совместной системы ПВО СНГ. На протяжении многих лет, численность военнослужащих совместной системы ПВО СНГ выросла в два раза вдоль западной европейской границы СНГ и в 1,5 раза на южных границах. По состоянию на 2013 год, она была ратифицирована Украиной, Россией, Беларусью, Молдовой и Арменией, и действует только между этими государствами. Соглашение о свободной торговле устраняет экспортные и импортные пошлины на ряд товаров, но и содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут удалены.
Соглашение вступало в силу для каждого из участников только после его ратификации, в ходе которой члены Содружества могли делать оговорки к нему. Кроме протокола участники встречи подписали Декларацию, в которой подтвердили основные цели и принципы СНГ. В Декларации было констатировано, что СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Также указывалось, что СНГ открыто для присоединения к нему государств только с согласия всех его участников. В составе Содружества Независимых Государств различаются государства-учредители и государства-члены.
Государствами-учредителямиявляются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года к моменту принятия Устава. Государствами-членамиявляются те государства, которые принимают на себя обязательства по Уставу в течение одного года после его принятия Советом глав государств. Кроме того, 21 декабря 1991 года в Алма-Аты было принято Соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств.
Заседание прошло 13 декабря того же года в городе Ашхабад Туркменистан , по его итогу было сделано Заявление. В нём стороны пришли к согласию по вопросу вхождения в состав организации при условии предоставления и соблюдения равноправности субъектов бывшего СССР и признания всех стран, входящих в СНГ, как учредителей. В этом документе были изложены цели и принципы организации. Последней страной, ратифицировавшей в апреле 1994 года Соглашение об образовании Содружества, была Молдавия, до этого момента выступающая в качестве ассоциированного члена. Государствами-членами Содружества являются государства-учредители, возложившие на себя обязательства, значащиеся в Уставе, на протяжении одного года после его утверждения соответствующим органом.
Обсуждение велось на протяжении долгих дней — председателю Генассамблеи даже пришлось запросить мнение Международного суда. Ответ не заставил себя долго ждать: "Как вы решите в ООН, так и будет". Однако даже после этого продолжались разговоры о том, что "вакантное" место в Совбезе могло отойти Японии или Германии. Но его тоже удалось отстоять благодаря плотной работе с западными державами. Воронцов говорил, что американская сторона подсказала "отличный юридический вариант", который делал дальнейшие споры беспредметными. Тогда именно слово "продолжатель" сыграло важную роль. Впрочем, еще в течение года про РСФСР не забывали — в первую очередь старое название дозволялось использовать в официальных документах. В Конституции новое название появилось только спустя несколько месяцев. В Основной закон ввели пакет поправок, которые отражали появление России после распада СССР в качестве самостоятельного государства. Принимаю это решение по принципиальным соображениям", — с этих слов начал свое телевыступление первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев. За два часа до этого, около 17:00 по московскому времени, Горбачев побеседовал с иностранными лидерами. Он предупредил Буша об отставке и выразил надежду, что накопленный в советско-американских отношениях капитал будет приумножен. Американский лидер заверил коллегу, что Штаты намерены помогать России, а Вашингтон постарается строить отношения с руководителями России и других бывших советских республик "на прогрессивной основе". Он заявил, что попытки частичных реформ "терпели неудачу одну за другой".
Образовалось Содружество Независимых Государств
Быстрее всего документы были ратифицированы в Казахстане, где это произошло уже 23. Позже всего в Таджикистане, где это произошло 26. Чтобы это понять достаточно рассмотреть заявление Комитета конституционного надзора СССР от 11 декабря 1991 года. Это заявление было сделано в результате обращения граждан и различных госструктур, которые просили комитет дать правовую оценку соглашения от 8 декабря 1991 года. Основные моменты заявления комитета следующие: Все союзные государства имеют право подписывать между собой и другими государствами международные соглашения. В этой связи соглашение об организации Содружества независимых государств является легитимным. С другой стороны, целый ряд положений этого документа - незаконны. В республиках прекращают действовать законы любых третьих государств, включая СССР - является заявлением недопустимым и незаконным.
Подобные процессы должны происходить строго по Конституции, где прописаны все нормы и механизмы. Россия, Белоруссия и Украина действительно подписали Союзный договор 1922 года. Однако вместе с ними этот исторический документ подписали страны Закавказской Федерации Армения, Грузия и Азербайджан. Этот документ в последующем лег в основу советской Конституции. Во всех редакциях договора и Конституции говорилось, что все страны участники СССР обладают равными правами. Поэтому любое решение вопроса об изменении статуса СССР должен решаться всеми странами, а не отдельными их представителями. Уничтожение СССР в одностороннем порядке, приводит к огромному количеству спорных моментов, в частности и к вопросу о принадлежности армии.
Вооруженные силы формируются и существуют на основании союзного законодательства, поэтому их переход в подчинении того или иного государства может быть обусловлен только переходными положениями. У СССР есть международные права и обязанности. Кто-то должен взять на себя ответственность по ним. Реакция руководителей СССР События декабря 1991 года это финальная точка развала страны, но события, приведшие к этому, развивались задолго до этой даты. Поэтому и противостояние между лидерами союзных республик и руководителями СССР продолжался не первый год. Предвидя возможные события, еще в декабре 1990 года в Москве было принято сразу 3 очень важных исторических документа, которые сегодня мало где фигурируют, либо их значимость сильно принижена: Сохранение СССР как единой формы объединения суверенных республик. Сохранение названия государства.
По действующему законодательству этот референдум был однозначно принят и его результаты могли быть отменены только проведением другого референдума. Поэтому из трех стран, подписавших Беловежские соглашения, только Украина сохранила иллюзию правового поля, проведя 1 декабря 1991 года Всеукраинский референдум за независимость. Можно ли было выйти из СССР законно? Сегодня СССР либо демонизируют, либо идеализируют. Реально же это было обычное государство со своей правовой системой, которая в частности позволяла любому государству, находящемуся в Союзе, покинуть его.
Однако есть государства, выразившие желание присоединиться к Содружеству, при этом не являясь республиками бывшего СССР: Монголия и Афганистан. Итак, учитывая назревающий вопрос о том, какие страны входят в СНГ в 2017 году, констатируется, что юридически в состав СНГ включены 9 государств. А две таких страны, как Туркменистан и Украина, являются ассоциированными членами и ещё две — Монголия и Афганистан, имеют статус наблюдателей. За исключением этих четырёх государств, не входящих в состав стран СНГ, список полноправных членов представлен ниже: Азербайджан.
Тем не менее, между Россией и партнерами по СНГ режим свободной торговли все же действовал — но уже на основании отдельных соглашений с каждой страной по отдельности. К переговорам стороны вернулись только в 1999 году, когда в Соглашение по ЗСТ внесли поправки, и его должны был адаптировать к законодательной базе каждой отдельной страны. Тем не менее, переговоры и разработка документов велись вяло — до реального документа дело дошло только в 2011 году. То есть, спустя 20 лет переговоров и бесконечных саммитов. По факту договор был подписан в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года. Он должен был заменить около 100 двусторонних договоров по вопросам внешней торговли, и полностью решить проблему торговых войн. В России договор был ратифицирован в апреле, в Белоруссии — в мае, а в Украине — в августе, после чего Договор вступил в силу. Всего к нему присоединились 8 государств. Украина в ответ отменила торговые преференции в отношении российских товаров, после чего Россия продлила «продуктовые» контрасанкции. Доля СНГ в структуре товарооборота России также сокращается последнее время. Задачей СНГ станет эффективное использование ресурсов, которое позволит создать конкурентноспособную среду для внешнеэкономической деятельности. В последние годы все чаще звучат призывы к активизации торгово-экономического сотрудничества на пространстве СНГ. И такие проекты тесно сопряжены друг с другом и обеспечивают построение единой торгово-экономической системы и инфраструктуры дороги, транспорт. Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей. Если сначала СНГ считали новым шансом для взаимной экономической интеграции, то сейчас большая часть отношений между странами переходит в другие интеграционные объединения. Первым и главным из них остается Евразийский экономический союз ЕАЭС , который прошел долгий путь от Таможенного союза и Единого экономического пространства до полноценного объединения. Начинался он как объединение России, Белоруссии и Казахстана, но сейчас в состав ЕАЭС входят также Киргизия и Армения, а Таджикистан и Узбекистан уже несколько лет периодически говорят о вступлении в союз. Суть ЕАЭС в том, что в рамках союза обеспечиваются «четыре свободы» — это свобода для перемещения: товаров; капитала; рабочей силы. В основном это сводится к тому, что граждане других стран ЕАЭС могут работать в России без оформления патентов и без ограничений передвигаться между странами. Впоследствии он трансформировался в Евразийское экономическое сообщество, существовавшее с 2001 по 2014 год, а оно в свою очередь стало организацией-предшественником Евразийского экономического союза. По данным Евразийской экономической комиссии, в апреле текущего года объём взаимной торговли Евразийского экономического союза 2020 года составил 3 миллиарда 183 миллионов долларов. Россия является самым важным экономическим звеном в СНГ, от неё зависит интеграция союзных государств в мировое экономическое сообщество. Главенствующая роль нашей страны в объединении является предпосылкой к проблемам внутри СНГ, связанным с тем, что многие участницы союза являются должниками России. Так, по данным Министерства финансов, на 1 мая 2019 года суммарная задолженность представителей СНГ перед Москвой составила 15,8 миллиардов долларов. Список заёмщиков возглавляет Беларусь, займы которой на 1 июня 2019 года равнялись 7,55 миллиардов долларов. На втором месте Украина с долгом в 3,7 миллиардов долларов. Из-за столь значительных займов ближайших соседей Российская Федерация вынуждена пересматривать логистику поставок сырья и других товаров в европейские страны.
Этого нет ни в Евразийском экономическом союзе, ни в каких-то других интеграционных объединениях. Так что можно сказать, что это международная организация верхнего уровня по отношению ко всем другим на пространстве бывшего Советского Союза. В СНГ нет каких-то глубоких интеграционных проектов, но зато есть, к примеру, межпарламентская ассамблея, и в ее рамках также сотрудничают политические партии и парламенты», — сказал эксперт. Мнения стран-участниц расходятся, и в этом смысле сила СНГ в том, что нет необходимости принимать решения коллективным большинством, указал Ткаченко.
Текст Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года
Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина подписали Соглашение о его создании. СНГ — это международная организация из независимых стран, образованных из бывших республик СССР после его распада. В резиденции Вискули в Беловежской Пуще на территории Белоруссии было принято так называемое «Беловежское соглашение», которое констатировало прекращение существование Союза Советских Социалистических Республик и провозглашало создание Содружества. Текст Соглашения опубликован в Информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество", 1992 г., N 1, стр. 6. В декабре исполнилось 30 лет с момента создания Содружества Независимых Государств.
Текст Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года
документ, который подписали представители России, Украины и Белоруссии об образовании СНГ и уничтожении СССР. Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Беларуси, России и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. Восьмого декабря 1991 года в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств, закреплявшее развал Советского Союза.