Следующие советские аппараты составили карту лунной поверхности и осуществили мягкую посадку. Лунные программы с советским экипажем представляли собой серию программ, осуществляемых Советским Союзом по высадке людей на Луну в рамках конкуренции с американской программой "Аполлон".
Что советские «Луноходы» делали на Луне и почему запуск этих аппаратов прекратили
С формальной точки зрения и американская, и советская лунные программы состояли из двух этапов: сначала пилотируемый облет Луны, затем высадка. В нём сформулированы два главных пункта советской лунной программы: во-первых, попадание в видимую поверхность Луны; а во-вторых, облёт Луны и фотографирование её обратной стороны. Советская пилотируемая лунная программа, возможно, была обречена изначально — с самого старта в ней господствовала неразбериха. Советская лунная программа стала всего лишь ответом США. 3 августа 1964 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была утверждена лунная пилотируемая программа и начались работы сразу по двум отдельным проектам: экспедиция на поверхность Луны и облет Луны, без выхода на ее орбиту.
«Зонд-5» – первый облет Луны. Из истории советской лунной пилотируемой программы
Н-1 на стартовом столе. Кадр из кинохроники К 1968 году стало очевидно, что опередить американцев не удастся. В срочном порядке была разработана и запущена альтернативная программа доставки лунного грунта на Землю при помощи автоматического аппарата. Понапрасну рисковать жизнью людей ради политической сенсации мы не намерены». Параллельно работы над Н-1 все же продолжались. Ее первый летный экземпляр был готов к испытательному пуску лишь в начале 1969 года. Все закончилось неудачей: на 68-й секунде полета первая ступень отключилась, ракета упала в 52 километрах от старта.
Второй пуск состоялся 3 июля 1969 года. Остальные двигатели некоторое время работали, ракета успела вертикально взлететь на 200 метров. На 23-й секунде несчастная Н-1 плашмя упала на старт. Последовала серия сильнейших взрывов. Борис Черток писал об этом так: «Белым пламенем горели 2500 тонн керосина и кислорода, освещая ночную степь на десятки километров. Жители города Ленинска в тридцати пяти километрах от старта наблюдали яркое зарево, содрогаясь от страшных мыслей.
Там, на старте, были родные и близкие» Стартовый стол — сложное и крайне дорогостоящее сооружение — был фактически разрушен, его сосед-близнец почти не пострадал, но на его восстановление, а также на выяснение причин аварии и доработку ракеты-носителя ушли годы. Стартовый стол Н-1 до взрыва… …и после Всего через 13 дней после катастрофы на Байконуре с мыса Канаверал в очередной раз успешно стартовал «Сатурн-5». Спустя неделю, 20 июля 1969 года, Нил Армстронг, протиснувшись через выходной люк посадочного модуля и держась правой рукой за лестницу, левой ногой ступил на лунную поверхность, сказав свою знаменитую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Лунная гонка проиграна В июне 1971-го и ноябре 1972-го с Байконура стартовали еще два экземпляра Н-1. Эти полеты также закончились неудачей на этапе работы первой ступени. В мае 1974 года советское руководство нашло виноватого в провалах — в отставку был отправлен Василий Мишин, наследник Сергея Королева во главе ОКБ-1.
Новым главой «фирмы» был назначен тот самый Валентин Глушко, в свое время отказавшийся проектировать для Н-1 необходимые ей мощные кислородно-керосиновые двигатели. Одним из первых решений нового генерального конструктора был полный отказ от этой ракеты-носителя. Уже готовые ее экземпляры были пущены «под нож». Борис Черток так вспоминал слова Глушко на его первой встрече с ним в его новом качестве: «Работы над теперешним вариантом H-1 будут прекращены, и мы должны будем быстро создать семейство новых носителей с надежными двигателями. Я не намерен вносить радикальные изменения в космическую тематику. Но высаживать одного человека на Луну через десять лет после американцев, согласитесь, глупо.
На Луне должна быть наша постоянная база со сменяемым составом настоящих ученых. Для этого нужны другие носители». Научной базы, постоянной или временной, на Луне так и не появилось, но новый носитель действительно создали. В 1987 году, спустя 15 лет после последнего запуска Н-1 в свой первый полет отправилась сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия», последний шедевр советского ракетостроения и одновременно его лебединая песня. На ее первой ступени были установлены мощные двигатели РД-170 — кислородно-керосиновые, как когда-то и хотел Королев. Свою роль сыграли и конкуренция между Королевым, Янгелем и Челомеем, и конфликт Королева с Глушко, и распыление внимания конструкторских организаций на многочисленные параллельные проекты, и недостаток должного финансирования со стороны государства.
В лунной программе не было заинтересовано и Министерство обороны. Черток цитировал академика Пилюгина, главного конструктора советских систем управления ракетно-космическими комплексами: «Министр обороны Гречко вообще категорически против. Он и сейчас считает, что вообще зря связались с Луной, и возмущается, что за счет бюджета Министерства обороны оплачиваются расходы на морские телеметрические корабли, крымские пункты, вся подготовка на Байконуре и тренировка всех космонавтов.
Что такое «Луна-2» «Луна-2» — это первая в мире автоматическая межпланетная станция АМС , которая достигла поверхности земного спутника. Считается вторым успешным запуском в рамках советской космической программы «Луна», что до сих пор имеет огромное значение для науки и космической истории. Эта межпланетная станция была разработана учеными и инженерами СССР с целью исследования Луны и получения новых данных о ее поверхности. Успех миссии стал важным шагом в освоении космического пространства и позволил Советскому Союзу укрепить лидерские позиции в мировой космической гонке.
В честь запуска был также назван Лунником выступ ледяного Берега Отса в Восточной Антарктиде, который открыла третья Советская антарктическая экспедиция в 1958 году. Подготовка к запуску Названа новая возможная причина крушения «Луны-25» Предшественницей «Луны-2» была станция «Луна-1», запущенная 2 января 1959 года. Она стала первым в мире космическим аппаратом, который смог достичь второй космической скорости, справиться с земным притяжением и стал в конечном итоге искусственным спутником Солнца. Однако сесть на Луну и доставить туда советские вымпелы у АМС не вышло. После этого разработчики решили повторить попытку с помощью ракеты-носителя «Восток-Л» и модифицированного аппарата того же типа. Однако, несмотря на внесенные изменения, первый запуск 18 июня 1959 года закончился аварией. На 153-й секунде полета произошел сбой гирогоризонта в системе управления ракеты-носителя, и в итоге ракету пришлось взорвать.
Позднее предпринято еще три попытки запустить следующую станцию из этой серии, но каждый раз возникали неполадки. В результате после третьей неудачной попытки ракету вместе с АМС сняли со старта, и запуск был отменен.
Как вы уже поняли, это ракета-носитель. Такой ракетой являлась Н1. Печально известная ракета, так и не была доведена до ума и ей было не суждено выйти, хотя бы на околоземную орбиту. Конечно, есть информация, что в пятый раз ракета точно бы полетела, так как многое в ней было доработано к пятому старту, но решение "сверху" поставило крест на всей пилотируемой лунной программе Советского Союза. Кроме ракеты-носителя Н1 в состав пилотируемой программы входила система Л-3. Нужно понимать, что на одной ракете на Луну не прилетишь, тем более, не совершишь посадку на ее поверхность.
Поэтому, в систему Л-3, кроме как самой ракеты и верхних ступеней, которые, по своей сути, были разгонными блоками, входили Лунный орбитальный корабль ЛОК и спускаемый аппарат. Теперь, расскажем подробнее про ЛОК. Ракета-носитель "Н1" Сразу пометим, что Лунный орбитальный корабль разработали на базе космического корабля "Союз". Корабль состоял из спускаемого аппарата который возвращался на Землю , бытового отсека и рядом других отсеков и блоков, в которых помещались такие необходимые компоненты, как например двигатели, различные агрегаты и системы электропитания. К слову, бытовой отсек Лунного орбитального корабля служил камерой для перехода на спускаемый аппарат.
Сегодня, 24 сентября, Роскосмос рассекретил 46 документов, касающихся миссии Е8 — автоматической станции «Луна», у которой было несколько задач. Единая платформа предполагала различные возможности. В зависимости от поставленных задач.
Но это был наш лунный грунт, советский! На сайте размещены уникальные документы, которые рассказывают, как планировались миссии, какие награды и денежные выплаты получали инженеры, осуществлявшие лунный проект. И о планах, которым, увы, во многом не пришлось осуществиться. В 1978 году планировалось запустить новый луноход «Луноход-1» был запущен в 1970 году, «Луноход-2» в 1973-м. В конце 70-х — составить полную карту Луны на основе сделанных автоматами фотографий. Тогда же предполагалось установить на спутнике Земли астрономическую обсерваторию.
Тайна за семью печатями: почему СССР отказался от своей лунной программы
Размах лунной программы Новая информация с 90-х годов внесла ещё больше путаницы. Оказалось, что программа пилотируемых полётов к Луне в СССР не была прекращена сразу после объявления американцев о своих успехах. Доработка космических кораблей «Союз», выводимых ракетой-носителем «Протон» для облёта Луны двумя космонавтами, велась до 1970 года, и они вполне были готовы к выполнению задачи. Но на последний шаг — пилотируемый полёт — Политбюро во главе с Леонидом Брежневым не дало «добро». Для доставки пилотируемого космического корабля к Луне создавалась сверхмощная ракета-носитель Н-1. Её доводка испытывала большие трудности.
Ракета регулярно взрывалась на стартовой площадке. Тем не менее работы над ней продолжались всё то время, пока американцы, согласно их заявлениям, летали на Луну. Прекращены они были только в 1974 году, уже по окончании программы «Аполлон». Уничтожение уникальной ракеты Большинство самих специалистов-ракетчиков и военных, причастных к советскому космосу, оставивших воспоминания и дневники Борис Черток, Валентин Мишин, Владимир Бугров, Николай Каманин , дают понять, что, после безвременной и странной гибели Сергея Павловича Королёва под ножом хирурга, в космической отрасли СССР сложилась нездоровая ситуация. Она характеризовалась личными интригами в отсутствие ясной цели.
Одним из первых его распоряжений стало не просто прекращений работ по Н-1, а уничтожение двух уже готовых к испытаниям образцов этой ракеты. Таким образом, отпадает объяснение, будто работы над элементами лунной программы, после отказа от её завершения, велись только для отработки технических ситуаций, связанных с новыми ракетами, кораблями, двигателями. Если бы это было так, то не было никакой необходимости в отказе от уже намеченных испытаний, а особенности — в ликвидации построенных носителей без испытаний.
Теперь, расскажем подробнее про ЛОК. Ракета-носитель "Н1" Сразу пометим, что Лунный орбитальный корабль разработали на базе космического корабля "Союз".
Корабль состоял из спускаемого аппарата который возвращался на Землю , бытового отсека и рядом других отсеков и блоков, в которых помещались такие необходимые компоненты, как например двигатели, различные агрегаты и системы электропитания. К слову, бытовой отсек Лунного орбитального корабля служил камерой для перехода на спускаемый аппарат. Для перехода в посадочный аппарат через открытый космос, создавался лунный скафандр "Кречет". Ну и конечно же, скажем о посадочном аппарате. Без него, пилотируемая миссия была бы бессмысленной.
Состоял этот аппарат из кабины для космонавта, которая была герметичной. Кроме того, был отсек для двигателей и других агрегатов. На аппарате была как автоматическая система посадки, так и ручная, позволяющая производить посадку визуально через специальный иллюминатор. Для посадки аппарат имел четыре посадочные опорные ноги, имевшие сотовые поглотители, которые гасили излишнюю вертикальную скорость при посадке.
Недавно "Роскосмос" рассекретил документы о ходе реализации исторического советского лунного проекта. Среди них, в частности, шифротелеграмма от 4 января 1963 года, направленная в адрес председателя Совета министров СССР Никиты Хрущева, о неудачной попытке запуска к Луне первой станции серии Е-6 с указанием первичной причины невыполнения задачи пуска. Так, в документе говорилось: "…Для выяснения причин незапуска двигателя четвертой ступени создана комиссия под руководством тов. Одновременно составлен план подготовки носителя с объектом Е-6 к запуску на Луну 2-3 февраля с.
Несмотря ни на что, Сергей Королев упорно и настойчиво двигался вперед. Выявив и проанализировав ошибки, специалисты ОКБ-1 к весне 1965 г. В 1965 году по инициативе Королева работа была передана в КБ им. Здесь под руководством Георгия Бабакина было освоено производство обновленной станции, которая в результате и достигла успеха: "Луна-9" произвела мягкую посадку на Луну.
По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека.
Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года.
Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела. Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца. Первый в истории человечества аппарат, который достиг поверхности Луны, — советская автоматическая станция "Луна-2". По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму.
Последняя советская автоматическая станция на Луну "Луна-24" была запущена в 1976 году. По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта. В советское время реализовать большую часть лунной программы не удалось. Отчасти из-за недостатка финансирования, отчасти из-за отсутствия двигателей достаточной мощности. Современная лунная программа В 2021 году Россия возобновит лунную программу, причем некоторые включенные в нее идеи перекликаются с советскими.
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
В рамках лунной программы с 1963 по 1965 год было осуществлено 11 запусков. О причинах неудачи советской лунной программы попробуем кратко разобраться в данной статье. «» рассказывает о зарождении лунной программы СССР, которая предшествовала запуску «Луны-25», и о том, что сегодня делает Россия для ее возрождения. С 1958 по 1976 год в СССР было осуществлено более 30 запусков в рамках «лунной программы», половина из которых оказалась успешной.
С советской лунной программы снят гриф "секретно"
После экспериментов много такого добра оставалось. Особенно космический хлеб мне нравился. Батончики маленькие. Настоящее лакомство!
Ходили, извините, под себя. Мы же сидели в ВКК. Рассказывал вам: высотно-компенсирующий костюм, который плотно прилегает к телу, обтягивая его.
Для чего это делается? На большой высоте человека начинает раздувать. Если между перчатками и костюмом оставался зазор, часть руки выпирала, словно тесто из кастрюли.
Поэтому снять ВКК в полете было невозможно, и физиологические потребности приходилось справлять с учетом реалий. Хотя, признаюсь, я ни разу ничего не сделал. Кутья и Л.
Лозариди после 70-суточного испытания. Фото: из личного архива - За семь дней? Ужас какой!
Пролежали на ложементах. Была задача: проверить, сколько человек сможет нормально вращаться вокруг земного шарика в состоянии гиподинамии. Эксперимент на выдержку.
Естественно, организм предварительно очищали от всего лишнего. И с нами так поступали. Мы мало двигались, много лежали, ели космическое питание, оно быстро и легко усваивалось.
Были любимые блюда. У меня, например, творог с черной смородиной, шоколад с добавками... Потом, конечно, в туалет шли со спринцовкой.
Честно говоря, весьма мучительная процедура, но куда деваться? Тоже часть нашей работы. На такие нюансы особо не обращали внимания.
Гораздо больше заботило другое. Скажем, сумеет ли прилуниться наш космический корабль? Проблема состояла в том, чтобы быстро сориентироваться.
Лунник располагал одним топливным баком. У американцев он делился пополам: первая половина - на посадку, вторая - на старт. А у нас общий бак.
Если долго проковыряешься, спалишь больше горючего, чем надо, не сможешь взлететь, навечно на Луне останешься... Мы провели около пятидесяти тренировок. Сначала было очень сложно.
На экране показывают лунный ландшафт - вулканы, кратеры... У тебя в руках джойстик. Говорят: "Володь, есть две минуты, чтобы сесть".
Начинаешь выбирать площадку поровнее, чтобы угол наклона не более десяти градусов, на часы не смотришь. Докладываю: все, сел. А в ответ сообщают: ты весь бак израсходовал...
Постепенно научился оперативно все делать, чтобы не сжечь то, что необходимо для взлета. Такое вот моделирование. О прогулках под Луной - Тяжелое испытание - перепадная камера.
Поднимали на высоту, предположим, двадцати километров. Имитировалась разгерметизация. Впечатление, будто получил резкий удар под дых.
Такое же состояние. Если не сгруппировался, в глазах сразу начинало темнеть... Дышать тяжело, глаза из орбит вылезают.
Возникали и сложности иного рода. Например, дали задание выйти из лунника и в невесомости затянуть болты. Только начал работать, как меня понесло куда-то в сторону.
А ухватиться решительно не за что. Таким беспомощным себя почувствовал, что обалдеть. За секунду перевернулся вниз головой и повис.
Надо было как-то изловчиться, чтобы не болтаться цветком в проруби. Раз поставили задачу, необходимо исполнять. По программе посылали два спускаемых лунника.
Один садился автоматически, а второй сажали вручную. Если бы что-то случилось с первым аппаратом, оставалась возможность улететь на другом. Баллистики рассчитывали, что он прилунится примерно в пяти километрах.
На Луне одна шестая часть земной гравитации, в невесомости ходить легко, прыгай себе, как кузнечик. Так все считали. Моделирование движения по Луне подстраховывает испытатель С.
Фото: из личного архива Меня посадили в безопорный стенд, и оказалось, что все не столь просто. Каждый раз, когда вынимали из скафандра, выяснялось, что я прилично терял в весе, трех-четырех килограммов недоставало. Там делали аппаратуру для космических исследований, тренажеры для нас.
Для имитации прогулок по Луне соорудили подвесную раму, вращавшуюся в нескольких плоскостях. Она опускалась и поднималась под разными углами. Конструкция висела на специальном кране, уменьшавшем вес тела примерно в шесть раз.
Когда впервые встал, не смог удержаться на ногах, слишком необычными были ощущения. Постепенно наловчился наклоняться, отталкиваться и перелетать. Технику приземления, точнее прилунения, тоже не сразу освоил.
Если что-то делал не так, тут же падал. Надо было приноровиться к неустойчивому положению. На землю насыпали керамзитовый гравий, песок, камни.
Имитировали лунный грунт. Вот по нему мы и пытались ходить. Мне говорили: оттолкнись.
Подлетал метра на полтора вверх - дальше не пускал тренажер. У американцев была похожая штука, но гораздо мельче нашей. Меня целый день крутили на этом агрегате.
Наматывал километр за километром. Спрашивали: "Можешь еще? Потом вопросы задавать перестали.
Уже я начинал интересоваться: "Долго еще? Конечно, тяжеловато было. Физически уставал, вылезал из скафандра насквозь мокрым...
Наши медики выделяли тяжелые физические эксперименты - подъем на высоту, центрифугу, качели Хилова для проверки вестибулярного аппарата, различные ускорения, когда тебя с силой вжимает в кресло. Противные вещи, должен сказать. Испытатели слева направо С.
Нефёдов, Н. Буркун, В. Щербинский и врач Г.
Фото: из личного архива А прогулка по Луне считалась относительно легким психофизиологическим опытом. Сидение в сурдобарокамере тоже не относили к сложным. Внешних воздействий-то почти никаких.
А по факту на третьи сутки хотелось лезть на стенку, настолько давила тишина. Я подолгу не сидел, а мои товарищи проводили взаперти и по десять суток, и по пятнадцать. Был у нас в команде Роман Кацан, потом перешел в Институт медико-биологических проблем.
В 58 лет у него случился инфаркт. Отвезли в больницу, стали осматривать. Жена Романа потом рассказывала, что врач спросил у нее: "Сколько же лет вашему мужу?
Состояние здоровья, как у 90-летнего старика... Все эти эксперименты не восполняли ресурс организма, наоборот, отнимали его. О гипнозе на вытянутых руках - А вам, извините, сколько лет?
По врачам стараюсь без особой нужды не ходить. Я переболел тут ковидом, дочка настояла, чтобы меня увезли в больницу. Вернулся, дети взяли какой-то агрегат, чтобы повышать кислород, окружили нежностью, сказали: для полного восстановления должен две недели дышать чистым O2.
Я исполнительный, так и сделал. Но по поликлиникам предпочитаю шляться поменьше. Здоровее буду.
Могут ведь и залечить до смерти из лучших побуждений... Почему мы в реальности не полетели на Луну? Во-первых, аппарат не был готов на сто процентов.
А рисковать людьми не захотели. Во-вторых, решили не соревноваться с американцами. Но подозреваю, что они тоже не летали.
Лучше продолжим разговор о наших экспериментах. В отделе работал Леонид Гримак.
Уже летом 1959 года «Восток-Л», ракетоноситель из этого семейства «семерки», готовился отправить к естественному спутнику Земли аппарат серии «Е-1А». Он стал логическим продолжением АМС класса «Е-1». Среди существенных доработок можно отметить перемещение ионных ловушек, предназначенных для изучения солнечного ветра и установку более чувствительного магнитометра. Однако запуск в июне заканчивается провалом.
Выходит из строя гирогоризонт. Как следствие, ракету подрывают спустя 153 секунды после старта. Следующий запуск был запланирован на 6 сентября. Сброс автоматики. Перенос старта на 48 часов. Технические проблемы не позволяют ракете взлететь в рамках «стартового окна».
Очередной сбой автоматики и, по некоторым данным, РН снимают с площадки для замены. Утром 12 сентября «Луна-2» то есть, тот самый «Е-1А» успешно выводится с Байконура сначала на околоземную, а затем на окололунную орбиту. И спустя 39 часов аппарат оказывается на поверхности Луны у Моря Дождей. Советский АМС становится первой автоматической межпланетной станцией, которая оказалась на естественном спутнике нашей планеты. Также это второй официально успешный запуск лунной программы СССР. Далее последовали годы напряженной работы и десятки стартов.
Поначалу в космической гонке с американцами лидерство принадлежало Советскому Союзу. Первый спутник на орбите. Первый человек в космосе. Последующие пять пилотируемых миссий Штатов к естественному спутнику Земли только укрепляют это мнение в обществе. До сих пор полеты в рамках «Аполлона» являются единственными в истории человечества высадками людей на астрономических объектах. При том, что последний раз нога астронавта касалась лунного грунта в 1972 году.
Объясняется это просто. Во второй половине XX столетия космическая гонка постепенно сошла на нет. Экономически было нецелесообразно тратить миллиарды долларов ради сомнительных и, говоря прямо, бесполезных достижений. Луну со временем и вовсе стали считать практически бесполезным куском камня, который «подождет» дальнейшего изучения. Более перспективными представители NASA и других космических агентств стали расценивать путешествия к Венере или Марсу. А чуть позже запуск научно-исследовательских орбитальных станций — одномодульных «Салютов», SkyLab, «Космос-557», «Алмаз-1А», первого и второго «Тяньгунов», а также многомодульных «Мира», МКС и «Тяньгуна» с 2021 года — стал съедать большую часть бюджета программ по освоению внеземного пространства.
Возвращаемые аппараты доставили на Землю 324 грамма реголита — остаточного грунта с поверхности естественного спутника.
Америка лучше подготовилась и имела больше денег Американцы с 1960 по 1973 годы потратили 28 миллиардов долларов на программу «Аполлон». Эти деньги ушли на создание ракеты «Сатурн-5», космических аппаратов, а также строительство необходимой инфраструктуры для проведения испытаний. С учетом инфляции сегодня эта сумма составила бы уже 288,1 млрд долларов. Хорошая подготовка позволила США провести успешно все 13 запусков «Аполлонов» — шесть из них завершились посадкой астронавтов на Луну. Сравнение размеров американской ракеты «Сатурн-5» и советской ракеты-носителя H-1. Между ракетами стоит фигура человека Партийное руководство СССР выделило на лунную программу существенно меньше денег. И по мере продвижения разработок постоянно сокращало финансирование, требуя от конструкторов и производственников экономии средств. Читайте также: Самые популярные мифы о первой высадке человека на Луну Очень сильный удар по проекту советской лунной программы нанесло и роковое стечение обстоятельств. В 1967 году погибает при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1» Владимир Комаров — наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полетов.
В 1968 году в авиакатастрофе погибает Юрий Гагарин — второй кандидат в лунную экспедицию. Назначенный в 1974 году генеральным конструктором советской космической программы вместо В.
И во-вторых, не было учтено уже довольно значительное время прохождения сигнала от командного пункта до станции.
Тем не менее, ракета-носитель и вся бортовая аппаратура станции отработали правильно. На выполнении бортовых экспериментов указанные наземные ошибки не сказалась. В ходе этих экспериментов был получен ряд выдающихся научных результатов, в частности, впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли, а также установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля.
Лунная программа СССР
Ведущий экскурсовод центра Александр Яровитчук расскажет о попытках Советского Союза осуществить пилотируемый полет и высадку на Луну космонавтов, о первых животных, которым удалось облететь Луну и вернуться на Землю, об автоматических лунных станциях, благодаря которым мы больше узнали о естественном спутнике нашей планеты. Одна регистрация предполагает посещение мероприятия одним человеком.
Но летать надо. Тренироваться надо. И подключать в таких сложных запусках, конечно, надо управленцев-ракетчиков, которые имеют лётную квалификацию, учитывающую ландшафт приземления, а не тех, кто занимается запуском спутников». И всё же. Зачем этот запуск был нужен? Но те и другие из программы давно вышли. Что было заменено и изменено в аппарате? Второе — почему для миссии «Луна-25» использовали разгонный блок «Фрегат», который никогда в полётах «в дальний космос» не использовался?
И третье. Судя по фразе о некоем нештатном импульсе двигательной установки перед посадкой на Луну, речь могла идти о затянутом либо укороченном включении двигателя. То есть если бы двигатель спускаемого аппарата работал дольше нужного времени при торможении перед Луной либо дольше нужного времени перед посадкой. И уж совсем из области конспирологии. За несколько часов до гибели станции вдруг пошли сообщения, что «Луна-25» могла бы сфотографировать место посадки американских аппаратов «Аполлон». Вернее, остатки спускаемых аппаратов и американских луноходов. Сами американцы много говорили о том, что их пролёты на Луну были мистификацией. Доказательством как раз и были бы снимки места посадки. Все они на обратной стороне Луны.
Не случилось. Вот и гадай — а может, это наши нынешние враги нам так подгадили? А может, лунатики с инопланетянами? Иначе с чего столько нашей и прочей техники было уничтожено во время полётов к Луне и во время посадок?
В частности, все три бюро разрабатывали собственную сверхтяжелую ракету для полета на Луну, но предпочтение в конечном итоге было отдано Королеву. Для того чтобы этого добиться, отец советской космонавтики был вынужден отказаться от трехпусковой схемы полета на Луну и предварительных испытаний двигателей для своей Н-1, этой ракеты-колосса. Несмотря на заявления Хрущева в духе «Сколько надо средств, столько и найдем» тем более что Никиту Сергеевича вскоре отправили в отставку , Королеву пришлось экономить: иначе его лунной программе могли предпочесть, к примеру, янгелевскую. Кроме конкуренции между тремя «главными» за доступ к государственным заказам, напряженными были и отношения в ключевой смежной отрасли — двигателестроении.
Никакая ракета не может улететь без надежной стабильной работы двигателей. Вокруг вопроса выбора компонентов для их работы также разгорелись ожесточенные дискуссии. Королев предпочитал кислородно-керосиновые и кислородно-водородные варианты, что стоило ему дружбы со своим ближайшим соратником Валентином Глушко — главным ракетным «двигателистом» Советского Союза. Глушко настаивал, что на первой ступени ракеты-носителя Н-1 должны быть установлены двигатели на высококипящих компонентах: крайне ядовитых азотном тетраоксиде и несимметричном диметилгидразине гептиле. Конфликт между двумя основоположниками советской практической космонавтики приобрел такой характер, что Глушко просто отказался работать с Королевым по лунному проекту, и ОКБ-1 было вынуждено обратиться к моторостроительной фирме Николая Кузнецова, ранее работавшей для авиации. Установка Н-1 на стартовом столе. Композитное фото, склейка кадров архивной съемки. Автор: Nick Stevens nick-stevens.
Была еще четвертая и пятая ступени, предназначенные для разгона к Луне и торможения на ее орбите. На всю эту конструкцию были установлены два корабля: лунный орбитальный ЛОК и лунный посадочный ЛК со своими двигательными установками. Это была колоссальная конструкция, стартовая масса которой доходила до 2750 тонн. И при всем при этом в выбранном однопусковом варианте с околоземной орбиты Советский Союз мог отправить к Луне всего 30 тонн. Аналогичный показатель американского «Сатурна-5» составлял 45 тонн. В целях экономии Королев отказался и от строительства крайне дорогостоящих наземных стендов для испытания двигателей. Американцы же на это денег не жалели. Таким образом, одноразовые по программе полета двигатели были фактически многоразовыми».
Советская практика была совершенно иной. Завод выпускал двигатели партиями по шесть штук. От каждой партии военный приемщик отбирал два двигателя на огневые испытания. Если они проходили нормально, то остальные четыре из этой партии автоматически отправлялись на сборку ракетных блоков. Естественно, никакой гарантии, что в одном двигателе из этой четверки не будет какого-нибудь технологического дефекта, не было, а нештатной работы всего лишь одного устройства из нескольких десятков, установленных на Н-1, как показали дальнейшие испытательные полеты, было достаточно, чтобы запуск всей ракеты-гиганта закончился провалом. Н-1 на стартовом столе. Кадр из кинохроники К 1968 году стало очевидно, что опередить американцев не удастся. В срочном порядке была разработана и запущена альтернативная программа доставки лунного грунта на Землю при помощи автоматического аппарата.
Понапрасну рисковать жизнью людей ради политической сенсации мы не намерены». Параллельно работы над Н-1 все же продолжались. Ее первый летный экземпляр был готов к испытательному пуску лишь в начале 1969 года. Все закончилось неудачей: на 68-й секунде полета первая ступень отключилась, ракета упала в 52 километрах от старта. Второй пуск состоялся 3 июля 1969 года. Остальные двигатели некоторое время работали, ракета успела вертикально взлететь на 200 метров.
Автономные и неавтономные средства должны были дублировать друг друга на протяжении всего полета.
Принудительное продолжение полета не предусматривалось при неправильной работе автономных средств управления в экстренных ситуациях. Согласно проекту Л1, космонавты должны были выполнить облет Луны в специально разработанном корабле "Союз-7К-Л1". В программе было заложено изготовление 15 таких кораблей и проведение трех беспилотных и двух пилотируемых полетов. В трех полетах "Зондов" были происшествия, которые, скорее всего, привели бы к гибели экипажа при пилотируемом полете, — в двух полетах вход в атмосферу проходил с 20-кратными перегрузками, а в другом произошли разгерметизация кабины и отказ парашютной системы. Еще пять кораблей Л1 и два корабля модификации Л1С не удалось вывести в космос вследствие аварий ракет-носителей "Протон" и Н-1 на этапе выведения. В декабре 1968 года США выиграли облетный этап "лунной гонки", после чего реализация программы Л1 затормозилась. В октябре 1970 года был совершен последний беспилотный полет корабля "Союз-7К-Л1", и программу окончательно закрыли.
Высадка на Луну Советское руководство также ставило задачу выполнить первую в миру высадку на Луну. Лунно-посадочная программа Н1-Л3 развернулась в 1966 году и намного отставала от американской из-за проблем с носителем. Первые четыре испытательных запуска новой сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 оказались неудачными. В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены. Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров.
Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции
Советская лунная программа | Путешествие в космос – всегда было и остается одной из самых захватывающих человеческих мечт. Этот большой выпуск буквально перенесет вас на поверхность Луны. |
Русская Луна: прошлое, настоящее и будущее Российской лунной программы | В нём сформулированы два главных пункта советской лунной программы: во-первых, попадание в видимую поверхность Луны; а во-вторых, облёт Луны и фотографирование её обратной стороны. |
Большой прорыв: в чем уникальность китайской лунной миссии
Экипаж американской миссии Аполлон-11 на Луне В результате в ноябре 1969 года лунный отряд космонавтов распустили, а со временем закрыта была и советская лунная программа в целом. Наша страна ограничилась лишь запуском на спутник Луноходов и рядом других экспериментов на Луне, к примеру, бурением. Луноход-1 на поверхности Луны Современность В течение нескольких десятков лет, как Россия, так и США даже не думали о том, чтобы снова отправить на Луну пилотируемые аппараты. Это оказалось невероятно дорого и бессмысленно с рациональной точки зрения. К идее вернулись лишь в последние годы. Две ведущих космических державы заявили о том, что готовят собственные Лунные миссии, перспективной целью которых является открытие на естественном спутнике постоянных обитаемых баз. Вопрос рентабельности таких полетов будет решаться за счет добычи полезных ресурсов, наличие которых обнаружено на Луне во время исследований последних десятилетий.
Российская лунная программа Россия заявила о своем стремлении в будущем колонизировать Луну в 2007 году. Краткий план Лунной программы изначально был разбит на несколько этапов: 1. Их задача — исследовать поверхность единственного естественного спутника нашей планеты, изучить грунты, а также выбрать оптимальное место для будущей лунной базы в районе Южного полюса. В рамках этих миссий космонавты начнут устанавливать первые элементы инфраструктуры полигона, а также обсерваторию и объекты для мониторинга Земли. Его запуск будет нести, в первую очередь, демонстрационный характер.
В качестве полезной нагрузки на ракету был установлен макет лунного корабля. В 1971 и 1972 году были предприняты ещё два испытательных пуска Н-1, но они также закончились провалом и оба ещё на этапе работы первой ступени. В 1973 году был подготовлен 5-й запуск ракеты Н-1. Но пуск был отменён и остаётся только гадать, насколько он мог быть удачным. Она представляла собой уже готовую УР-500 с прикрепляемыми по бокам блоками новой первой ступени. Каждый такой блок имел создаваемый в КБ Глушко двигатель РД-270 с тягой в 630 тонн это более чем в 4 раза больше мощности двигателей, устанавливаемых на Н-1. Кроме того, блоки Челомеевской ракеты создавались на заводах-изготовителях и легко доставлялись на Байконур, где происходила лишь их стыковка. Для Н-1 же на Байконуре был возведён фактически целый завод, где происходила постройка блоков ракеты — из-за огромных размеров их попросту невозможно было доставить на место. Более простая ракета, создаваемая на основе уже хорошо отработанных и испытанных компонентов, очевидно, имела куда больше шансов на успех, нежели Н-1. К слову, уже модернизированный вариант Н-1 предполагалось использовать для сборки на орбите межпланетного корабля для полёта на Марс. Но о данном проекте будет отдельная заметка. Вскоре был окончательно отменён проект и межпланетной экспедиции. Просто с 1973 года в космонавтике наступила уже другая эпоха. К слову, этот год стал кризисным как для американской, так и советской космонавтике. Проекты гигантских орбитальных станций и заводов, пилотируемых полётов к Марсу и пр. Более мощной ракеты-носителя так и не удалось создать. Автор: Павел Румянцев Облачные серверы от Маклауд быстрые и безопасные.
Каждый из луноходов колесил месяцами, удалялся от станции на сотни метров и собирал более богатый материал, чем привязанные к кораблю астронавты. Почему наши там побывали Телетрансляцию о первой высадке человека на Луну вели все страны. СССР по своей природе просто не мог позволить советским гражданам присутствовать на триумфе идеологического супостата. Ведь в кухонных разговорах могли спросить недоуменно: почему советский человек первым вышел в космос, но не добрался до Луны? Или в Кремле потеряли хватку? Однако мощная лунная ракета Н1, заложенная Королевым, после его безвременной кончины не сумела взлететь. Четыре испытания на Байконуре закончились разрушительными авариями. А еще там есть гелий! В начале 1970-х космические державы остыли к Луне. Но через 30 лет интерес к земному спутнику возобновился. Во-первых, возникла идея добывать на Луне гелий-3, бесценное топливо для термоядерных реакторов. Имеются и другие ценные ископаемые, которые не обязательно отправлять на Землю, можно использовать для производства в космосе. Луна открывает более богатые перспективы для исследований космического пространства, чем земные телескопы. В третьих, Луна стала рассматриваться как перевалочная база для межпланетных путешествий. Вроде базового лагеря альпинистов при восхождениях на высокогорные вершины. Если учесть, что на ближайший Марс лететь девять месяцев, то без обитаемой лунной колонии вряд ли можно обойтись. Это принципиально новая задача для космонавтики, которая значительно сложнее, чем орбитальная станция на околоземной орбите. Причем именно Китай, стартовав в космос с внушительным опозданием, находится на передовых позициях, пытаясь по пунктам повторить достижения лидеров прежней эпохи.
Однако это позволило учёным определить, что поверхность Луны на самом деле твёрдая. Удалось заснять обратную сторону Луны только станции «Луна-3». В результате аппарат прислал на Землю 17 фото. После этого 11 запусков оказались вновь неудачными. Первые испытания устройства проводились в 1968 году, и они оказались успешными. Уже в 1970 году советский «Луноход-1» оказался на поверхности спутника Земли. На связи с учёными он находился 301 день, всего проехал по спутнику - более 10 тысяч метров и отправил на Землю 25 тысяч снимков. Также роботу удалось изучить физические свойства поверхности Луны 537 раз и осуществить 25 химических анализов грунта.
«Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе
Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. 3 запуска, 3 неудачных (все - аварии. Лунные программы с советским экипажем представляли собой серию программ, осуществляемых Советским Союзом по высадке людей на Луну в рамках конкуренции с американской программой "Аполлон". Эксперты журнала считают, что главной причиной провала советской лунной программы стала «хаотичная система управления» космических проектов в СССР из-за которой одной и той же задачей занимались разрозненные конструкторские бюро. Однако, лунная программа была прекращена в 1976 году после запуска станции «Луна-24».